Вопрос к священнику

НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ

"Возлюбленные! не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от
Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире"

(1 Ин. 4,1)

Дорогой о Господе Вячеслав!
Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы внести некоторые пояснения тому, что написано в твоем письме.

Когда ты просишь "опубликовать мнение Православной Церкви" по какому-либо вопросу, то должен знать, что мнение или суждение от лица Церкви может выносить только Собор, будь то Вселенский или Поместный. Это нашло свое отражение в 9-м члене Символа Веры. И ни один священник или монах, какими бы они ни были подвижниками благочестия, не могут выступать от имени всей Церкви. Глава Церкви — Христос, а человек не выше Христа. И если возникает вопрос, не раскрытый соборными решениями, догматами или канонами, то мнение священника является всего лишь его частным мнением.

Однако, это вовсе не означает, что мнение священника не базируется научении Церкви. Поэтому вопросы, которые мы освящаем, являясь нашим частным мнением, исходят все же из того, что есть разделение на Православие, с его учением и историческими корнями и неправославие (инославие), с его учением и историческими корнями. Так, например, высказывая мнение об иглоукалывании, я попытался раскрыть исторические корни и теоретическое обоснование этого метода лечения, которые с Православием не имеют ничего общего.

Может возникнуть вопрос: Разве лечение может быть православным или не православным? Лечение есть лечение. Но лечение или иное другое воздействие нейтрально лишь до того рубежа, пока оно не касается души человека.

И если оно небезразлично для души, это уже вопрос духовный, вопрос веры и исповедания веры, даже если человек и не отдает себе отчета в том, что, занимаясь чем-то он, пусть даже и неосознанно, исповедует какую-то веру или идеологию. А в исповедании веры не может быть мелочей или неважностей. Ведь одна допущенная ошибка, неправильное понимание или вывод, могут исказить все наше религиозное мировоззрение. Поэтому православный христианин свое мнение обязательно согласует и со Священным Писанием, и с теми, кому Духом Божиим открыто правильное понимание Слова, со Святыми Отцами Церкви. И учение Церкви такой верующий не станет приспосабливать к тому, что ему кажется полезным, или к тому, что ему хочется делать, а станет делать то, что необходимо для спасения души.
Теперь, отвечая по существу вопроса, попробуем определить духовную сущность гун-фу и цигун. Это, в той или иной мере, будет касаться и иных восточных систем и боевых искусств.

Чтобы ответ был полнее и понятнее, будем исходить из текста Вашего письма.
Вы привели цитату из послания к Коринфянам Святого Апостола Павла о том, что "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (Жор 3,16). Здесь по неопытности или незнанию чего-то, может возникнуть соблазн истолковать тексты в желаемом для себя направлении. Что и произошло в данном случае, когда под словами "вы храм Божий" вы увидели только "человеческое тело" (из письма). Если уж взялись за толкование, то нужно читать весь контекст, ну хотя бы, в данном примере, со следующим стихом. Нужно знать историю написания послания, историческую обстановку, исследовать, что говорят другие книги Писания по данному вопросу и много другой необходимой информации. А еще лучше и правильнее будет, как писалось выше, обязательно испросить мнение Святых Отцов. Так, обращаясь к Коринфянам, со словами "вы" и "вас" Апостол Павел, во-первых, обращается ко всей "Церкви Божией, находящейся в: Коринфе" (1 Кор 1, 2), во-вторых, к каждому конкретно и подразумевает не только тело, но и весь состав человека, и, в первую очередь, его душу. "Ересь растлевает Церковь; грех смертный — душу, — пишет в толковании на этот текст Святитель Феофан Затворник. — За растление Церкви отвечает ересеначальник… за грех смертный, неочищенный покаянием, отвечает грешник… Эту последнюю мысль о растлении (разорении) храма души грешником и раскрывает Святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния". (1 Кор 15-20)".
Толкование Святителя Феофана — хороший пример того, как нужно читать и видеть не только конкретный контекст, но и весь текст в целом.

Если следовать Вашей логике и понимать под словами "вы храм Божий" только "человеческое тело", "заботиться о его красоте, Целостности и гармонии", то старец пиргийской лавры преподобный Мироген, подвергшийся водяной болезни, не сберег этот храм.
Ведь все тело его было оплывшим и деформированным. Однако, когда другие старцы приходили с желанием лечить его, то он всегда говорил им: "Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни, а что касается настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее".

Читая послания Апостола Павла, начинаешь понимать, что есть духовная "красота, целостность и гармония" телесного храма: "Тело же не для блуда, но для Господа" (1 Кор 6,13), "… усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор, 27)…потому что "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство" (Гал 5,19). И забота о духовной красоте — это победа над "страстями греховными… действующими в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим 7,5).

Наши тела создал Бог. И святые учат нас бережному отношению к нему, однако "очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф 23, 26). "Весьма опасен необузданный конь для ездока, так и душе твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом, покаянием и воздержанием", в этих словах Святителя Дмитрия Ростовского предостережение душе, которая, того не ведая, может запутаться в своих собственных желаниях, принимая их за нечто необходимое для спасения.
И указанием, что не " с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулируется движение жизненной силы" (из письма) проявляется забота о храме тела, но покаянием и воздержанием.

Теперь стоит немного коснуться вопроса о "жизненной силе". Вы дословно привели цитату из Закона Божия о. Серафима Слободского, что "душа есть жизненная сила человека". Однако, это вовсе не означает, что "жизненная сила" является и движущей силой, и, тем более, не означает, что душа, как Вы пишете, есть "внутренняя энергия, которая двигает нашим телом". Душа не есть энергия. Так, в одной из своих "Бесед" Святой Григорий Богослов указывает, что возможность двигаться и творить сообщает человеку "именно присущая душе причастность Божественных энергий Духа".

А преподобный Макарий Египетский в "Духовных беседах" пишет, что ошибается человек, думающий, что душа "сама собою без действия Духа может привести тело в совершенство". Наш современник, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в своей книге "Дух, душа, тело" пишет, что "в живых организмах движение… производится и определяется духом жизни, энергией духа…". И это верно. Ведь если, по Вашему мнению, душа является движущей силой, то как же и почему двигаются "бомби", и куда девается эта сила в теле больного или старого человека, в котором есть душа? "Ибо как всемогущий Бог Своим дыханием и проникновением движет и оживотворяет видимые тела". (Святой Григорий Двоеслов).

Из написанного видно, что движущей силой как души, так и тела, является "энергия духа". И все, что пишут Святые Отцы, пишут не от себя, но в соответствии Слову Божию, и каждый, при желании, читая Священное Писание, сможет в этом убедиться. Только один пример: "Когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои" (Иезек 2,2). Таких примеров множество, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Но не только Духом Божиим может быть водим человек. "Разве неясно, — пишет Архиепископ Лука, — что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?" И войти может в человека злой дух, чтобы своей злой энергией управлять душой его: "Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел…" (Лк. 22,3,4) И силу может подать такую, что человека одержимого "никто не мог связать даже цепями, но разбивал цепи и разрывал оковы…" (Мк 5,3,4). Или вспомним семерых сыновей первосвященника Скевы, когда "бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19,16). Ну чем не ниндзя?

Много разных наименований присваивает Священное Писание этому духу: дух нечистый, дух злобы, дух противления, дух антихриста, дух лукавства, дух заблуждения… И часто дух этот выступает не открыто, своим звериным оскалом, но "принимает вид ангела света" (2 Кор 11,11), пытаясь подменить собой спасительный Дух Православия. Все эти пояснения необходимы были для того, чтобы лучше разобраться в существе вопроса о цигун и гун-фу, заданного Вами, Вячеслав, и определить, о какой "внутренней энергии", а проще, о каком духе идет речь.

Как было написано выше, если система лечения или упражнения воздействует на душу человека, то это уже вопрос духовный, а то, что система цигун и гун-фу воздействует на душу, видно уже из Вашего письма. И то, что, появившись в Китае, они не являются христианскими, а, следовательно, не могут нести в себе Дух Христа, тоже, полагаю, не требует доказательств. Но желая быть объективным в определении духа, которого принимает человек, занимаясь цигун и гун-фу, предоставим слово тем, кто является признанными мировыми авторитетами и учителями цигун, а также беспристрастным и независимым ученым-исследователям этих систем!

Сначала о терминологии.

"Слово "цигун" состоит из двух слов-иероглифов: "ци" и "гун". "Гун" в данном сочетании означает "воздействие", "управление", "мастерство". Именно этот иероглиф входит в сочетание "гун-фу" (известное в искаженном произношении "кун-фу"), которое относится не только к "боевым искусствам", но практически ко всем сторонам физической и духовной деятельности… Но еще более многозначной и загадочной оказывается первая часть бинома "ци", обозначающая то, на что оказывается воздействие. Можно насчитать несколько десятков различных переводов: "воздух", "дыхание", "лимфы", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д….В то же время "ци" человеческого тела неразрывно связано с "ци" Вселенной" (В. Малявин. "Гунфу: действительность мифа". НиР-1988г.). "Рассмотрев различные варианты применения слова "ци", нужно отметить, что "ци" с одной стороны заполняет небо в качестве воздуха (вспомним Еф 2,2: "…по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" — Авт.), а с другой — душу человека в качестве его настроения характера (нрава, темперамента и т.д.)" (Кобзев А.И. "О понимании личности в китайской и европейской культурах" и он же "Об основах даосской биоэнергетики", НАД. 1979 г.).

"Причем, набор только практических предписаний цигун малоэффективен в отрыве от теоретических знаний" (т.е. от вероисповедания — Авт.) (Общебиологические взгляды врачей древнего Китая. Сб. статей, М. 1955г.).

"Ци" — общая для всей натурфилософии древнего Китая, и понятие "ци", лежащее в основе китайской медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление, "теоретически" разрабатываемое в философии (прежде всего даосской) и "практически" апробируемое в медицине.

Даосская философия утверждает, что "истинное ци" является матерью всех вещей. Истинное ци делится на две формы (иньское ци и яньское ци), которые, в свою очередь, дают начало триаде Небо — Земля — Человек, охватывая три сферы бытия… Противопоставление двух главных сил инь и ян имеет смысл лишь в пределах этой целостности… Преобладание одной из сил невозможно…

Применительно к человеческому организму это означает состояние гомеостаза. Все болезни приходят от временного нарушения равновесия инь и ян, и, соответственно, терапия сводится к восстановлению их гармонии… На этом основываются диагностика и многие лечебные предписания, среди которых, например, рекомендации по выбору времени для занятий цигуном, многие методы цигунотерапии, в первую очередь, "метод шестисловного заклинания". (Мо Вэньдань. Выбор времени и направления для занятий цигун. ЦиС. 1983г.)

"Так как корень любой болезни в нарушении баланса противоположностей, то главная задача практикующего "цигун" — восстановить этот баланс за счет компенсации либо, наоборот, истечения соответствующего вида "ци". У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над "ци", его проявлениями и трансмутациями, и за счет этого приобрести сверхобычные способности…

В последние годы некоторые известные мастера цигуна активно выступают с докладами и статьями, где делается попытка теоретического анализа таких явлений, как передача информации на расстояние, ясновидение, бесконтактное лечение сложнейших заболеваний…" (Янь Синь. Я стремлюсь утвердить истинное понимание цигун. ЦиС. 1993г.).

"Приемы "цигун" обычно представляют собой лишь составную часть сложных систем мировосприятия и мироустройства (религиозные системы — Авт.), овладение которыми сообщает телесной и духовной жизни новое качество, одно из эффективных проявлений которого, например, состоит в развитии экстрасенсорных способностей".

Цигун и православие

"Последние Этнологические изыскания показали, что "восточные подходы к здоровью человека имели глобальное распространение: от древних индейцев майя, до современных африканских колдунов".

Это из книги "300 вопросов о цигуне", в предисловии которой читаем: "Книга, которая выделяется своей всеобъемлющей полнотой и популярностью изложения. Один из ее авторов Линь Хоушен, относится к числу наиболее известных мастеров цигуна в Китае (а значит и во всем мире). Он родился в сентябре 1939 г. в провинций Фуцзянь, учился цигуну у наставника-монаха в одном из буддийских монастырей. В совершенстве овладел методами цигунотерапии и цигуноанестезии, а также развил в себе экстрасенсорные способности (телекинез, видение через преграду). Он разработал оригинальную систему "18 форм цигуна Великого предела", которая получила всемирное распространение…".

Думаю, этого достаточно. В предыдущей статье довольно полно освещены и вопросы экстрасенсорики, и принципы лечения иглоукалыванием, положенные в основу цигун и гун-фу, и христиански отношение к болезням и их лечению. Ознакомившись с этими статьями, несложно будет установить, какой дух дает "внутреннюю" энергию в цигуне.

В своем письме, Вы, Вячеслав, пишете, что пришли к Православной вере через гун-фу и цигун. Это невольно наводит на размышления, что слова одного из теоретиков цигуна "через развитие цигун произойдет слияние культур Востока и Запада" (Чэнь Лэтень. Грядет Новая Эра. ЦиС. 1992 г.) имеют под собой основание.

Очень многие нынче говорят, что пришли к Православию через оккультизм, экстрасенсорику, восточные культуры… Хорошо, что пришли. Плохо, что нередко человек, влекомый в Православие духом заблуждения, приносит этим духом и весь хлам инославия, пытаясь совместить или слить Православие и привнесенный дух. И если в душе человека такое слияние состоялось, то исповедует он уже не Православие в его чистоте, а какой-то гибрид, прикрытый православной атрибутикой.

"Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (а не духа восточного — Авт.), как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор, 14-17).

Дорогой Вячеслав! Коль пришел к Православию, избери духовника, посоветуйся с ним, положи на сердце послушание , "отвергнись себя (того, занимавшегося цигун и гун-фу -Авт.), и возьми Крест свой" и следуй за Христом…

2001 г.

Боги покровители врачевания в странах Древнего мира

Введение

Медицинская деятельность, врачевание возникли с появлением первого человека, в глубочайшей древности.

Первобытная медицина на протяжении сотен тысяч лет накопила немало верных наблюдений применения средств и приемов лечения. Вместе с тем, в первобытнообщинном строе складывались представления о болезнях и здоровье человека.

Беспомощность человека перед силами природы и фантастические представления о мире привели к фетишизму — возвеличению предметов и явлений природы, которые, позднее в представлениях людей стали иметь своих "духов" — сверхъестественных существ. Так возник анимизм, который перерос в сложные религиозные системы с ангелами, богами, демонами и т.п.

Складывалась система "лечения" больных путем борьбы, изгнания из тела больного человека вредного духа или беса или, наоборот, пытались задобрить, а иногда и обмануть злого духа.

Так, ребенка, могущего заболеть, переодевали, меняли его имя или прятали, чтобы болезнь, злой дух, "ошибся" при его посещении.

Наряду со злыми духами, в представлениях людей были и добрые духи, которые отгоняли злых духов и защищали человека от многих неприятностей.

Религия сохранила до наших дней эти пережитки древней медицинской "демонологии" в виде различных амулетов, обрядов или заклинаний.

К сохранению здоровья "причастны" и мифические боги. Представление о богах как о существах сверхчеловеческих, наделённых способностями, несравненными с человеческими, возникает в ходе исторического развития. Понятие человекобога или человеческого существа, наделённого божественными или сверхъестественными способностями, по существу принадлежат раннему периоду истории религии, тому периоду, когда боги и люди продолжали рассматриваться как существа во многом одного и того же порядка и не были ещё разделены непроходимой пропастью, которая разверзается между ними в сознании позднейших поколений.

Обзор мифологий и религий стран Древнего мира

Месопотамия.

По всей видимости, Месопотамия – родина древнейших из известных цивилизаций, восходящих к 5000 до н.э. Хотя Геродот утверждает, что среди вавилонян не было врачей, это не соответствует многочисленным археологическим данным, свидетельствующим о том, что шумеро-аккадская цивилизация, которая предшествовала в Месопотамии цивилизациям Ассирии и Вавилона, обладала довольно развитой медициной. Найденная печать шумерского врача датируется 3000 до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Шумерские глиняные таблички сообщают о многих чудодейственных средствах; часть из них могла бы составить «глиняную книгу» по акушерству. Медицина по-прежнему была в основном магической, врачи назывались «асу» (шум. «a-zu», аккад. «a

u») – «ведающий водой», поскольку вода играла ключевую роль в заклинаниях. Однако нет никаких доказательств того, что деятельность целителя совпадала со жреческой.

Важную роль в ассиро-вавилонской цивилизации играла астрология, тесно связанная с прогностикой болезней. Диагноз же был более эмпирическим. Во всех табличках перед указанием лекарства от болезни кратко перечисляются ее симптомы.

Есть основания полагать, что врачи в ассиро-вавилонском обществе составляли особый социальный слой, отличный не только от жрецов, но также от ветеринаров и хирургов, занимавших более низкое положение. Медицинская деятельность регулировалась законом. В своде законов Хаммурапи, датируемом не позднее 1950-х годов до н.э., перечислены вознаграждения врачам и определены суровые наказания за неправильное лечение.

Египет

Около 5000 лет до нашей эры зародились в Египте приемы врачевания, появился миф о боге мудрости Тоте, который кроме других "обязанностей" исполнял и должность медицинского бога, изображался с головой птицы ибиса. Вероятно, это был самый древний бог врачевания. Тот считался автором 32 Герметических книг, 6 из которых посвящались медицине.

Ошибка 404

Все они утрачены.

В Египте было особое почитание священной медицинской литературы. Пока врач придерживался правил, изложенных в Герметических книгах, никакое обвинение не могло его коснуться даже в случае смерти пациента. Но при любом отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью. Догматический характер египетской медицины проявлялся и в том, что несмотря на практику вскрытий и бальзамирования умерших, знания об анатомии и физиологии оставались на низком уровне. Это очевидное противоречие можно объяснить множеством табу, связанных с мертвыми, и тем, что бальзамированием занимались не врачи, а особые специалисты.

Богиня Исида (Изида) — египетская богиня здоровья, покровительница матерей и детей, богиня плодородия, олицетворение супружеской верности и материнства. Почиталась как мудрейшая богиня. Исида была самым почитаемым женским божеством. Согласно египетскому поверью, подлинное имя бога солнца Ра, неотделимое от его могущества, пребывало в его груди в прямом смысле слова, и Исида извлекла его оттуда с помощью хирургической операции и – вместе со всеми сверхъестественными способностями – пересадила его себе. Часто Исида изображалась со своим сыном младенцем Гором на руках (прототип богородицы с младенцем Иисусом).

Интересен миф о египетском боге, изображение которого имеется в виде глаза — "священный глаз Гора". Это также один из древних богов, культ которого появился около 4000 лет до нашей эры.

Следует также напомнить, что единственный и основной египетский бог медицины имел реальную предысторию, прежде чем стал богом. Это Имхотеп, по преданию родившийся в 2780 году до нашей эры.

Имеются многочисленные письмена, статуи, свидетельствующие об Имхотепе, как ученом, астрономе, архитекторе и враче, строителе пирамиды и заупокойного храма фараона Джосера в Сахаре, самой древней из египетских пирамид.

После смерти Имхотеп был провозглашен богом медицины как "Эскулап Египта". Покровитель ученых, врачей, писцов он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась и знаменитая медицинская школа.

Первый врач, имя которого занесено в историю, это египтянин Секхетьенанах (ок. 3000 до н.э.). Он «исцелил ноздри царя» и был почтен статуей с надписью об этом событии.

Палестина.

Древнееврейская медицина, вероятно, восходит к медицинской практике Вавилона и Египта, но в ней появляются и новые концепции, и новые способы лечения. Прежде всего, она отказывается от магического подхода. И болезнь, и здоровье посылаются единым Богом, болезнь – наказание за грех, а Бог – единственный целитель. Роли врача и жреца смешиваются, что не способствовало развитию врачебного профессионализма и специализации. В Библии упоминания о медицине редки, указанные там способы лечения исчерпываются наложением шин при переломах, мазями и повязками при ранах. С другой стороны, профилактика заболеваний и требования гигиены достигают высокого уровня. Ежедневные омовения, мытье рук перед принятием пищи, обязательные омовения для женщин после менструаций и родов входили в религиозные обряды. Солдаты должны были закапывать свои экскременты за лагерем специальной лопаткой, что указывает на высокой уровень санитарии. Были разработаны и особые законы о проказе (возможно, под нею подразумевалось несколько разных кожных заболеваний). Предписывалось изолировать больного, выстирать или сжечь его одежду и, говоря современным языком, дезинфицировать жилище. История о чуме среди филистимлян, упоминание крыс и описание бубонов (1 Цар 5:6, 6:3–11) показывают, что какая-то связь между крысами и чумой уже была отмечена.

Древние евреи были первым народом, заботившимся об общественном здравоохранении, и Библия может считаться первым учебником санитарии. Однако многие гигиенические предписания были частью религиозных обрядов, а не специальными гигиеническими мерами.

Персия

В древней Персии господствовала дуалистическая религия, и в бесконечной борьбе добра и зла боги-целители представляли, конечно, светлую и благую силу. Главным среди них был Митра. Сторонники культа Митры называли его Солнцем или, как они выражались, Всепобеждающим Солнцем. Он являлся богом дружбы, посредником между богами и людьми, милосердным к людям.

Медицина же происходила из садов Амертат, богини долголетия, где произрастали тысячи целебных растений. У древних персов не было анатомических знаний, а их отношение к болезни было основано на религии и магии. Медициной занимались исключительно служители бога Мазды, лечение состояло в очистительных церемониях, молитвах и ритуалах. В «Вендидад», шестой книге «Авесты», установлены наказания за врачебные ошибки и вознаграждения за лечение, а также описаны специальные испытания для тех, кто хотел бы приступить к этой профессиональной деятельности.

Индия

Индийская "наука жизни», Аюрведа, чья история насчитывает не одно тысячелетие, неотделима от философии индуизма. Как говорят древние легенды, сам творец Вселенной Брахма передал это знание покровителю врачевания — богу Индре. А уже в VI веке до нашей эры появились первые индийские медицинские трактаты. В Древней Индии не было принято, чтобы мыслитель излагал учение от своего имени, — он излагал его как полученное откровение или как свое понимание древних, авторитетных памятников, т. е. в лучшем случае мог претендовать на роль комментатора. Это относится и к медицинским сочинениям. “Они начинаются обычно с рассказа о происхождении Аюрведы, в которой сообщается, что творцом ее был Брахма и что эта отрасль знания появилась в мире раньше человека. Брахма передал секреты врачевания богу Дакше (в “Ригведе” — покровитель различных дарований), от него они перешли к божественным близнецам—Ашвинам, потом — к могущественному Индре и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже. Последний собрал мудрецов со всей Индии в гималайской обители и подробно изложил им “науку о человеческих болезнях и методах их лечения для долгой и не омраченной страданиями жизни”. Авторы трактатов, видимо, вполне сознательно возводили зарождение своей науки к богам, характерно, однако, что практическую медицину, по их сообщению, на землю принес не бог, а мудрец.

О йоге и прочих восточных практиках

Re: Церковь и биоэнергетика как наука

Отправлено Вадим21:27:31 12/10/2000в ответ на: Церковь и биоэнергетика как наука, отправлено Влада С.08:49:06 11/10/2000: Не знаю как насчет передачи &#171;биологической информации бесконтактным путем&#187;, но любая другая информация, на мой взгляд, не доходит до автора вопроса. Бедные биологи и физики, жертвы &#171;официальной науки&#187;, ну не можем мы объяснить принцип научности. Наука в принципе не может доказать существование или не существование Бога. Она может дать факты для апологетики, но доказать сама по себе не может. Наука &#151; отрасль человеческого творчества и труда, и задача человека, как созданного по образу и подобию. Основа знания о Боге &#151; вера и Бог. А нет веры и апологетика не поможет. Поэтому странно спрашивать отношение Церкви к науке. Познание Божьего мира разве не благо? Роль Церкви в этом познании &#151; быть источником научной этики. Вопрос как Церковь относится к какой-то науке, для меня, научного сотрудника, звучит также нелепо, как вопрос: Как Церковь относится к строительству или к рисованию? Понятно, что строительство храма или дома, икона или портрет &#151; благо, а строительство Вавилонской башни и сатанинские плакаты &#151; грех. Но и там кирпичи и там краски. Так и наука. Ученый, то есть человек, делает науку или одухотворенной или греховной. Но какое отношение может быть у Церкви к &#171;науке&#187;, которая сразу отводит Богу место какого то центра информационных потоков, причем материального центра (они же Его приборами измеряют). В общем блаватщина, причем агрессивно необразованная. Покажу на примерах.  < Видите ли, в науке термин биоэнергетика несет совсем не тот смысл, который вкладывают в него современные ведьмаки. Под биоэнергетикой в биофизике и биохимии понимаются процессы превращения энергии в клетках живых организмов (фотосинтез, гликолиз, цикл Кребса: была глюкоза &#151; на выходе получили АТФ (энергию)). Так вот, к такой биоэнергетике Церковь относится так же, как и к любой другой науке. (Фамарь). < Правильно, это ещё не наука, потому что доказательствами служат лишь  горстки фактов (происхождение которых не известно) собранных энтузиастами. Но эти факты будут объяснены и биоэнергетика (шарлатанская) станет официальной наукой. (Влада С.)   Ну и что, что за термином &#171;биоэнергетика&#187; закреплен понятийный ряд и даже библиотечный классификатор, как нравится так и назовемся. И что засунем в это понятие, то и будет. А что станет с настоящей биоэнергетикой? Переименовать предлагаете?

Православие — вера сильных

Учебники переиздавать? Бедный академик Скулачев, более 40 лет потратил на развитие биоэнергетики. Кстати, В.П. Скулачев &#151; редактор научного журнала &#171;Биохимия&#187;. А как быть с университетскими курсами &#171;Биоэнергетика&#187;. У меня в дипломе за него &#171;отлично&#187; стоит. Точно помню цикл Кребса и хемиоосмотическая теория там были, а вот бесконтактной теории переноса &#171;биологической информации&#187; там не было. Так что если придумали новую науку, придумайте и название. Например &#171;бесконтактная биология&#187;, сокращенно бесбиология. Так как в Ваша наука без биологии обходится легко и свободно.  < Некоторые люди могут видеть это свечение в цвете, некоторые с помощью осязания (хочу отметить, что при определённых способностях этому можно научиться… (Влада С.)  Это напоминает анекдот. На прошлой лекции профессор показывал электромагнитные волны. Половина студентов их увидела. А если серьезно, то факт или видения или не видения может говорить не о наличии цвета, а о наличии психического расстройства.   > 1. Возможно Вы касались темы рефлексотерапии или правильнее говорить акупунктуры и механизма лечебного воздействия. Этот метод лечения основан на тысячелетнем опыте, даёт прекрасные результаты. Во многих случаях гораздо более эффективен, чем медикаментозные методы. Однако не признан официальной медициной в том числе потому, что ещё не определён механизм воздействия. Есть ли у вас мнение на эту тему? (Влада С.)  Во-первых рефлексотерапия признана официальной медициной. Даже специальность такая есть. Причем без диплома государственного образца вам по идее практиковать не дадут. Медикаментозные методы тоже имеют тысячелетнюю историю. Просто степень очистки действующего вещества в нынешних лекарствах выше. Медикаментозные средства не составляют полного набора средств официальной медицины. Знаменитое лекарство &#151; физический труд на свежем воздухе, знаком и Гиппократу. Теперь о механизме воздействия. Строго говоря, неизвестен механизм воздействия не одного метода. Даже для аспирина. Каждый год выходят много работ, описывающих новые механизмы его действия. И для акупунктуры предложены и показаны многие механизмы действия. Их трудно объяснить на пальцах человеку, которых не знает о существовании &#171;нормальной&#187; биоэнергетики. Так например, было показано, что в районах точек акупунктур находятся скопления тучных клеток, которые содержат гистаминовые гранулы. Активация клеток, приводит к их выбросу. Затем идет активация других клеток, в т.ч. вегетативных нервов. Другой механизм связан с аномальной проводимостью кожи в точках акопунктуры. То есть у ученых есть объяснение феномена рефлексотерапии с точки зрения физико-химической биологии. Другое дело, что в России нет нормальных журналистов популяризаторов. Это недостаток нашего образования. Если в Штатах журналист в колледже проходит хоть чуть-чуть физики и биологии, то у нас вообще не изучает. И поэтому в среду читая раздел наука в &#171;Нью-Йорк таймс&#187; (а он на 8 полосах!) вы не встретите таких ляпсусов, что слышны с в наших новостях. &#171;Вирус холеры&#187; и т.д.   < Кроме того существуют приборы (хотя сама не видела), которые могут сделать снимок ауры человека. (Влада С.)  Не читал, но…  < Хотя по поводу бесконтактной передачи биоинформации сложно спорить. Этому есть практическое доказательство. В рефлексотерапии существует такой метод лечения: на активную точку (обычно на ухе) какого-либо органа накладывают крупинку лекарственного препарата и при этом наблюдается лечебный эффект в данном органе. Это объясняется тем, что крупинка несёт энергетическую информацию(точнее сказать сложно) и организм её воспринимает. Вся проблема в том, что нет прибора чтобы зафиксировать передаваемую энергию. (Влада С.)  Интересно, что это за &#171;бесконтактная&#187; передача, если крупинку лекарственного препарата кладут на кожу. Во первых кожа &#151; живой орган. Когда при болезни внутреннего уха вы накладываете наружный. спиртовой компресс, то почему вы удивляетесь, что это помогает. Тоже &#171;бесконтактно&#187;! Если ударили по затылку, а в глазах искры. Тоже бесконтактно, не по глазам же ударили. Передача информации. Согласен. Нервный сигнал &#151; нормальный способ ее передачи. А Вы на точку с большим количеством активных клеток и низким сопротивлением (что скорей всего, говорит о тонком слое эпидермиса кладете активное лекарство. Крупинка в точке! Знаете какая концентрация? Я изучал действие препаратов женьшеня на клетках. Нужны ооочень маленькие концентрации для активации. Пикограммы в миллилитре, а Вы &#171;крупинка в точку&#187;. Так что оставьте науку профессионалам. Станьте им, затем выдумывайте новые научные дисциплины. Ведь даже художники &#151; примитивисты, сначала учатся нормально рисовать.

Ответы и комментарии:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *