№12 (621) 

В этой теме:

Святейший Патриарх Кирилл: «Власть дается не для наслаждения, а для служения»
«Молчание – это способ набраться внутренней духовной силы»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста

9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В молитве Ефрема Сирина мы обращаемся к Господу с такими словами: «Дух же смиренномудрия даждь ми». Смирение и смиренномудрие являются тождественными понятиями. Но слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова – «смирение» и «мудрость».

В современный культуре, той, что оторвалась от своих христианских корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь. В худшем – под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как странного, нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных целей – в общем, чаще всего неудачника. С другой стороны, человек сильный, то есть тот, кто убежден в необходимости опираться на силу в решении всех стоящих перед ним задач, воспринимается как положительный герой. Считается, что сильный человек способен подчинять себе других, достигать поставленных целей.

К сожалению, подобный образ человека, лишенного смирения, есть искусственный образ. Это некий миф. В самом деле, что происходит с человеком, когда он опирается исключительно на силу? Прежде всего, такому человеку не нужен Бог, ведь Бог не являет ежедневно и ежечасно Свою силу, ведь Бог не в громе и не в молнии говорит с нами. Нужно научиться слышать голос Божий, видеть присутствие Бога и в человеческой истории, и в нашей жизни, а для этого нужно быть чувствительным к воздействию на нас Божией благодати.

Человек, уповающий на свою собственную силу, чаще всего такой чувствительности лишен. Для него Бог в лучшем случае – философское понятие. В лучшем случае он соглашается с Божиим присутствием как с некоей теорией, но на практике в жизни такого человека Бога нет. Сила интеллекта, сила воли, сила убеждений, сила власти, сила денег, сила организации – вот что ставится превыше Бога, потому что, уповая на силу, многие и решают стоящие перед ними задачи.

Удивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью смирения, как ничем другим, достигаем мы высоты, славы, чести и величия. Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, но – добродетелью смирения. Так, может быть, Иоанн Златоуст ошибался, а правы все те, кто сегодня пишет книги, ставит фильмы и в центр поставляет героя, иногда страшного героя, который ни перед чем не останавливается, демонстрируя силу и опираясь на силу, а если необходимо, то и на насилие для достижения своих собственных целей? Однако правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с недоумением воспринимает смирение как добродетель, – прав Иоанн Златоуст, и вот почему. Смиренный человек – это человек, для которого в центре жизни – Бог, и под Суд Божий, а значит, под суд своей совести он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с волей Божией. Такой человек тоже может опираться на силу интеллекта, на силу образования, на силу убеждений. Если у такого человека есть власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного «я», а славе Божией. Смиренный человек – это тот, кто поставляет себя под Суд Божий.

Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос являются слова Божии «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5, 5). Если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией.

Что такое смиренный, человек смиренномудрый?

Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Вот почему великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе цари, князья и полководцы, совершая успешно свои дела, получали помощь свыше – потому что в смирении склоняли главы свои пред Богом, и Бог пребывал в центре их жизни.

Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для человеческого общежития. В своей повседневной жизни мы страдаем от того, что эта величайшая добродетель встречается все реже. Как трудно встретить человека, имеющего и силу, и честь, и величие, которой был бы в душе своей смиренным и жил с Богом! Насколько иной была бы жизнь, если бы для достижения своих целей мы не прилагали только свою силу, но вместе с Богом устрояли эту жизнь. И неслучайно святой преподобный Ефрем Сирин молитвой своей призывает нас в течение Святой Четыредесятницы просить Бога, чтобы дух смиренномудрия даровал Он нам для нашего спасения. Аминь.

Смотрите программу «Первосвятитель» на православном телеканале «Союз»: по будням 09.45, 1.45, вторник, четверг 06.00, 18.35, среда 03.30, суббота 12.15, воскресенье 03.15, 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Школа соцпсихологии

Примеры употребления слова смиряться в литературе.

В этом патриархальном мирке, который мы все называли Гагаринской по названию набережной, смирялась даже кипучая натура моего дяди Николая Павловича.

Друг мой, кровь сотрясает сердце мое — Ужасную дерзость соблазна минутного Не искупишь воздержанной жизнью, Только так и только лишь этим мы жили, Чего не найдут ни в посмертных памятцах, Ни в эпитафиях, задрапированных пауком-благодетелем, Ни в комнатах наших пустых, которые вскроет Тощий поверенный Да Даядхвам: Я слышал однажды, Как в замке повернулся ключ, лишь однажды, Мы думаем лишь о ключе, каждый в своей темнице Думает лишь о ключе, смиряясь с тюрьмой Только в полночь, и шепот эфира На миг возрождает поверженного Кориолана Да Дамьята: Лодка ответила радостно Рукам, управлявшимся мастерски с парусом и веслом.

Однако и кино превратилось в наборы штампов, которые можно проглатывать без разжевывания, где злодеи узнаются по первым кадрам, герои действуют по одной и той же схеме, полицейские теряют напарников, самых любимых людей берут в заложники, самые преданные супруги оступаются, самые ревнивые прощают, самые честолюбивые смиряются, дети учат родителей чистому взгляду на жизнь, а родители учат детей не сдаваться, убитый враг обязательно вскочит для еще одной пули, плохие хотят взорвать корабль, хорошие все время стреляют в сторону плохих, средние помогают хорошим, безвольные становятся плохими, армия делает настоящими людьми, тюрьма для того, чтобы из нее бежать, телефон для того, чтобы по нему угрожать или сообщать неожиданные пренеприятные известия, собаки говорят о тонкой душе хозяев, с утра надо не забыть спасти мир, а с 25-ти граммов виски можно напиться в усмерть и наделать много глупостей, во время которых тебя спасут случайно вовлеченные в твои неприятности спутники, а потом воспользуются этим и склонят теб

Софокловская Деянира, признаваясь в своей терпимости к частым связям Геракла, излагает, в сущности, семейное кредо афинянок, — они смирялись с этим не потому, что им это нравилось, а потому, что они были бессильны что-нибудь здесь изменить.

Вопреки напоминанию капитана, он жался к соседнему крылу, споря и смиряясь с Комлевым, воткнувшим его в середку строя, где тесновато, да не хлопотно, сомневаясь, потянет ли Силаев как зам.

Антонина: Значит, совсем не обязательно женщине жертвовать собой и смиряться со своим невыгодным положением в семье?

Отказываясь уважать человека как личность, я смиряюсь перед угнетателем, отрекаюсь от бунта и возвращаюсь к нигилистическому соглашательству.

Она по двадцать минут ждала, пока Орландо отведет ее к саням, и в конце концов смирялась с услугами своего арапа.

Да и что ни говори, человек — создание, способное притерпеться к любым условиям: он приспосабливается, смиряется и.

Он был пленником Тодда, и с каждым разом, когда он смирялся с очередным унижением, с каждым разом, когда он испытывал это чувство облегчения, мальчишка забирал над ним все большую власть.

Мне все кажется, что все они с сердитой тоской лениво сидят по домам, кто отводя душу сплетнями, кто празднуя день ссорой зуб за зуб с женой, кто смиряясь над казенной бумагой, кто отсыпая ночной преферанс, чтоб прямо проснуться на Новую пульку, кто в сердитом, одиноком угле своем стряпая кухарочный кофе и тут же засыпая под фантастический клокот воды, закипевшей в кофейнике.

Главная » Служение » Ответы на каждый день » Слова ободрения » Смиренный и счастливый

Смиренный и счастливый

Иисус сказал: «Блаженны нищие духом (смиренные, те, кто не считает себя важным), ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:3, из Расширенного перевода Библии).

Откровенно говоря, слово «смирение» не очень популярно. Однако со страниц Библии Бог неоднократно говорит нам о преимуществах смиренного нрава. Мне очень нравится сказанное в Послании Иакова 4:6: «…Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Иначе говоря, смиренные получают помощь от Бога.

Смирение часто понимают неправильно и даже считают слабостью. Но на самом деле смирение – это полная противоположность подобному мнению. Смирение – это то качество, видя которое Бог дарует нам благодать, а также именно благодаря смирению мы будем способны стать такими, какими Бог предназначил нам быть.

Кроме того, смиренный человек – это счастливый человек. Он способен радоваться жизни и с радостью же исполнять то, к чему призвал его Бог, независимо от того, что об этом думают окружающие. Например, вы можете относиться к своим нынешним обстоятельствам и обязательствам как к повседневности жизни. А гордому человеку всегда хочется сделать что-то такое, чем люди будут восхищаться, что-то такое, что в их глазах будет важным.

Но нет необходимости делать что-то важное, для того чтобы быть важным. Мы важны, потому что Бог любит и ценит нас. Наша ценность исходит от Него. Если мы принимаем Его любовь и строим свою истинную ценность исходя из этого, то будем по-настоящему наслаждаться жизнью и испытывать от неё удовлетворение.

Многие постоянно сравнивают себя с другими людьми – более умными, красивыми и успешными, и результаты этого сравнения делают их несчастными. А «нищие духом» счастливы быть такими, какие они есть. Мой муж Дэйв – отличный пример. Много лет назад Господь повелел ему покинуть работу в сфере инженерии, чтобы помочь основать «Служение Джойс Майер». «Если ты будешь делать то, к чему Я тебя призываю, – сказал ему Бог, – и позволишь Джойс делать то, к чему Я её призвал, то будешь испытывать огромный мир и большое счастье».

Дэйв чрезвычайно важен для нашего Служения. Мы одна команда. Он ответственен за все деловые и финансовые аспекты нашего Служения. Однако если жена трудится на передовой, действительно требуется смирение, чтобы не чувствовать себя ущемлённым и не сомневаться в том, что Бог тебя принимает. Могу вам честно сказать, что Дэйв – один из счастливейших людей, которых я знаю. Он делает то, к чему Бог призвал его, и делает это с радостью.

Какие ещё качества присущи смиренному человеку?

1.Смиренный человек всегда может обратиться за помощью. Он не станет настаивать на том, чтобы всё было так, как хочет он.

2.Смиренный человек быстро прощает других, его не так-то легко обидеть, он не станет воздавать за то, что с ним обошлись несправедливо, а предоставит это Богу.

3.Он терпелив, и его не расстраивают слабости других людей.

4.Смиренный человек – миротворец. Чтобы уметь сохранять мир, нужно иметь смирение. «Живите в гармонии друг с другом; не будьте высокомерными… охотно приспосабливайтесь к и упражняйтесь в скромности. Никогда не переоценивайте себя» (Римлянам 12:16, из Расширенного перевода Библии). Вот это да! Только представьте, если бы мы следовали хотя бы одной этой заповеди, то мы жили бы в мире с собой и людьми!

5.Смиренный человек знает, когда лучше промолчать. В разговоре он не станет привлекать к себе внимание и говорить только о себе. А также он не будет высказывать своё мнение по любому поводу.

6.Смиренный человек знает о своих слабостях и признаёт их. Когда мы открыто говорим с людьми о своих недостатках или слабостях, это может помочь им осознать, что они не единственные, у кого есть недостатки, и мысль об этом поможет им воспрянуть духом.

7.Смиренный человек с радостью приходит на помощь другим, и делает это не ради того, чтобы кого-то впечатлить. Он делает это ради Бога, зная, что Он его вознаградит.

8.Смиренный человек очень благодарный. И это одна из причин, по которым он счастлив. Благодарность наполняет нашу жизнь радостью и силой.

9.Смиренный человек очень совестливый; если он поступил неправильно, он тут же попросит прощения.

10.Если руководитель обладает таким качеством, как смирение, он будет относиться к людям с уважением. То, как руководитель обращается с людьми, быстро выявляет, отличается ли он смирением.

«Итак смиритесь (понизьте себя в собственных глазах) под крепкую руку Божью, чтобы в своё время Он мог вознести вас» (1 Петра 5:6, из Расширенного перевода Библии).

Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю важность смирения. Иисус сказал: «…без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5, из Расширенного перевода Библии). Я часто молюсь такими словами: «Господь, без Тебя я не могу сделать сегодня абсолютно ничего.

Что такое смирение? Мы неверно понимаем значение этого слова.

Пожалуйста, помоги мне, я нуждаюсь в Твоей благодати в каждой ситуации». Я советую и вам просить Бога о помощи. По Его благодати вы способны развить в себе такое качество, как смирение, а оно может привести вас к такой жизни, о которой вы мечтали.

«Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя …»

Отец Александр, что значит быть смиренным?

Смирение — благодатный дар и тайна. Один скажет слово — на него обидятся, а на другого — нет, потому что он смиренный. Смирение — это постоянный мир с Богом. Если человек смиренный, то мир — состояние его души: плохо ему или хорошо, трудности у него или неудачи, — он все равно смиряется, он хранит мир с Богом.
При этом он может ярко и активно выражать свое отношение к жизни. Смирение обычно понимают как некую пассивность, но это грубейшая ошибка. Наоборот, смирение очень активно. Образец смирения — Господь наш Иисус Христос, который сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Господь своим смирением весь мир преобразил, победил смерть.

Смирение — очень активное отношение к жизни, которое может иметь внешние проявления, может быть каким-то сокровенным. Например, есть замечательный эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, русского святого, подвизавшегося на Афоне, достигшего самых вершин духовных, полноты благодатной жизни. Ему Спаситель являлся, он стяжал дар прозорливости и многие другие благодатные дары. В русском Пантелеимоновом на Афоне монастыре он был избран экономом, было это после революции, когда монастырь начал сильно беднеть. Однажды один из экономов (а хозяйство там огромное) допустил в своей деятельности какую-то ошибку, и монастырь потерпел тяжелые финансовые убытки. Собрался совет экономов. Был там и отец Силуан, так как он тоже за какой-то участок отвечал. Стали горячо обсуждать, укорять провинившегося эконома. Когда совещание окончилось, один из экономов подходит к отцу Силуану:

— Что же ты молчишь, неужели тебе безразлично, что в монастыре происходит?

— Ты меня давно знаешь?

— Ну уж лет 20.

— И за эти 20 лет, слышал, чтобы я кого-нибудь осудил?

— Нет, прости о. Силуан.

— Бог простит.

Преподобный Силуан говорил: “За мир молиться — кровь проливать.” Он был молитвенником за мир, и на этом собрании он не молчал, а безмолвно вопиял к Богу.

Угодники Божии за весь мир молятся — такой дар Божественной любви каждому человеку. В каждом человеке они видят творение Божие и за каждого человека готовы кровь свою проливать. Так вот, конечно, преподобный Силуан сидел молча и молился, молитвы его были гораздо действенней и нужнее, чем эти горячие дискуссии. Смиренных людей очень мало. Смиренный человек — это, можно сказать, святой человек, потому что мир с Богом означает, что человек преодолевает свои грехи. Только грех разделяет человека с Богом, а если у него внутри мир, значит, и грехов нет. Смиренный человек уподобляется Богу. Господь сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Преподобные превзошли человеческую природу, уподобляясь Богу. Смирение — необходимое условие этого уподобления, Писание говорит: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Когда человек смиряется и надеется на помощь Божию, а не на свои силы, тогда сила Божия в нем действует богато и необыкновенно.

Смирение и его сила

Господь дает человеку и дары прозорливости, чудотворения, исцеления, откровения. И преподобный Силуан мог человеку рассказать его жизнь так же, как преподобный Серафим. Видя посетителя первый раз, он мог рассказать ему его грехи. Это вершины. И нам тоже надо стремиться как-то смиряться.

Первый шаг — покаяние — человек находит в себе мужество, духовный здравый смысл, чтобы взять на себя ответственность за произошедшее. Раньше мы жили в одном доме с большой семьей, в которой было четверо детей. Отец семейства был горьким пьяницей. Но он считал, что виноват не он, а все окружающие: жена, дети — никто, мол, его не понимает. То есть нет никакого смирения и покаяния. Человек вместо того, чтобы каяться и себя осуждать, осуждает других. Если нет мужества и сил признать, что виноват ты, значит, виноваты окружающие. Часто и мы так говорим, что виноваты окружающие, виноваты обстоятельства — только не я. Не хватает мужества принять вину на себя. Покаяние-первый шаг к смирению, настоящему миру с Богом, который и должен быть содержанием человеческой жизни. Грех — противоестественен, разрушает жизнь, унижает человека.

Подчеркиваю, смирение — это активное отношение к жизни. Это не согласие с внешними обстоятельствами, а напряжение всех сил к их преодолению. Смиренный человек — подчиняет внешние обстоятельства, даже не зависящие от него, себе, но сам им не подчиняется, оставаясь с Богом.

Есть брошюра о страшной силе родительского проклятия, понятно, что они довели своих родителей, что они неблагодарны, они согрешают перед Богом. А родители, грешны ли они в том, что прокляли своих детей?

Конечно,  грешны. Разве же можно ребенка проклинать. И в Священном Писании говорится: “Благословляйте, а не проклинайте”. Страшна сила родительского проклятия. За это родители дадут очень тяжелый ответ на Страшном Суде.

А если дети проклинают родителей?

То же самое. Проклятие — это нечто страшное, это — отречение от человека, желание ему зла, это очень страшно. Ни в коем случае проклинать нельзя. Довели дети своих родителей или не довели, или неблагодарны, все равно их проклинать нельзя.

Заповедь “не суди” относится ли это к самому человеку? Можно ли судить себя?

Конечно, и нужно, и очень строго, и чем строже, тем лучше. Покаяние — это и есть самоосуждение. Беспощадное, бескомпромиссное, мужественное самоосуждение. Очень легко начать изыскивать смягчающие обстоятельства, условия жизни, — каждый это знает, — и пытаться объяснить, почему ты это сделал. Покаяние это не объяснение, почему ты это сделал, а мольба о прощении: ты сделал, теперь ты молишь «Господи, прости», обращаешься к Богу с этой мольбой, потому что ты знаешь, что Господь может простить и желает просить, и имеет власть простить. И только Он один может. «Не суди» — относится к другим людям. Но на себя это не распространяется.

СМИРЕНИЕ

добродетель, проповедуемая буддизмом, христианством, исламом и др. религиями; связана с идеей божеств, провидения. С. практически означает самоунижение, самоумаление личности, добровольное рабство, покорность перед насилием. С. подавляет самостоятельность и веру в свои силы, гасит революц. энергию, иалравл. на соц. переустройство. Науч. атеизм, отвергая релит. С., утверждает веру в человека, в его силы.

Оцените определение:

СМИРЕНИЕ

покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

Оцените определение:

СМИРЕНИЕ

— одна из высших добродетелей в христианской этике, противополагаемая гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или тупой покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста. "Смирение, которому учит христианство, — по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего — непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом — значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу" (С.Аверинцев).

Оцените определение:

СМИРЕНИЕ

моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее. Социально-историческими причинами, спосоо-ствующими распространению настроений С-, является действительное бессилие человека в эксплуататорском об-ве, где социальные закономерности выступают в виде слепых, не поддающихся контролю стихийно действующих сил. Проповедь С.

Смирение — огромная сила для жизни!

в эксплуататорском об-ве имеет определенные идеологические цели; внушение массам мысли о невозможности создания лучшего об-ва, подавление их стремления к борьбе за социальную справедливость. Именно такую роль объективно играет требование С,, напр., в христианской религии. «Социальные принципы христианства,-пишет К. Маркс,-превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом -все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости -важнее хлеба» (т. 4, с. 204-205). Обоснование С. мы находим и в совр. этических учениях, напр. в неопротестантизме и экзистенциализме, где утверждается, что человеку «не дано стать богом», совершенством, к к-рому он стремится; неблагоприятные обстоятельства якобы не преодолеваются человеком, а принимаются им. Коммунистическая нравственность, основываясь на принципе оптимизма, опровергает идею С. Исходя из учения марксизма о безграничности исторических возможностей человека, она требует от людей неустанно стремиться к поставленной цели, не примиряться с враждебными человеку обстоятельствами, а преодолевать их, несмотря на трудности и временные поражения; искоренять недостатки в себе и быть требовательным к окружающим, непримиримым ко всякому злу.

Оцените определение:

Смирение

(Humility).

В миру к этой добродетели обычно относятся с предубеждением. Ее слишком часто путают с самоуничижением, самобичеванием или традиционным самообозначением грешников, называющих себя "смрадными и жалкими червями". В христианской же традиции смирение высоко ценится. У Варнавы оно входило в его "внутренний пост"; Златоуст называл его "основанием нашей философии"; Августин говорил: "Если вы меняспросите, каково первое наставление христианской веры, я отвечу: первое, второе и третье смирение".

Фома Кемпийский и Бернар Клервоский считали, что подражание Христу невозможно без смирения. Лютер осуждал тех, кто "вместо того, чтобы быть смиренными, хотят прославиться смирением": "Если человек не всегда смиренен, доверяет себе, не опасается собственного разумения… страстей… и воли, то он не долго может воздерживаться от греха. Истина обходит его стороной". Смирение это "восприимчивость к благодати", сама суть веры.

Кальвин считал, что только смирение возвеличивает Бога. Оно предполагает самоотречение верующий перестает быть самоуверенным и самодовольным. (Кальвин настоятельно просил похоронить его в безымянной могиле.) Пуритане отстаивали смирение и видели в нем противоядие от самодовольства, требующее постоянной самопроверки. Дж. Эдварде говорил, что смирение пробный камень религиозных чувств.

Подобное восприятие вызвано убежденностью в том, что грешный человек сотворен из праха, полностью зависит от Творца и может гордиться лишь тем, что Бог помнит и посещает его (Пс 8:56). Господь живет со смиренными (Ис 57:15) и требует, чтобы человек ходил перед Ним смиренномудро (Мих 6:8). Позднее это убеждение столкнулось с законническим учением о заслуге. То, как настойчиво ап. Павел осуждает превозношение, показывает, что христианство выбило почву изпод ног у фарисеев.

Иисус говорил, что в Царство Божье можно войти, лишь умалившись как дитя. Для этого необходима "чистая восприимчивость", готовность забыть о себе и смиренно принять милость, не думая о своих заслугах и ущербе своему самолюбию, полностью доверяя доброте Дающего. Чтобы это подтвердить, Христос умывает ноги ученикам, как раб. Он "уничижил Себя Самого… смирил Себя" (Флп 2:78). Поэтому кто хочет быть первым, должен быть всем рабом (Мк 10:43).

Смирение перед Богом влечет за собой смирение перед людьми ("…по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя", Флп 2:3) и ск-ром ное мнение о себе ("…не думайте о себе более, нежели должно думать…" Рим 12:3). Христианин знает: все, чем он владеет, он получил от Бога и без Христа не может творить ничего. Он помнит, что Бог противится гордым, а смиренным дает благодать, никогда не рассчитывает отплатить Богу за Его доброту, считает себя недостойным рабом и признает, что высшая добродетель не сознает себя (Мф 25:37). Он никогда не забывает, что избран, спасен и усыновлен Богом.

R.E.O. WH1TE(nep. А.К.)

Оцените определение:

Смирение (в христианстве)

Примеры употребления слова смириться в литературе.

Смирившись с невозможностью выяснить что-либо о последних минутах родителей Азалии, дракон покинул приморскую деревушку.

Мы были счастливы, конечно, что отстояли волю, но герцог знал, что амореи с этим не смирятся и, собрав войска, воротятся, дабы снова нас поработить.

Михаил никак не мог смириться с мыслью, что Судьба, Ананке, стоит над Добром и Злом.

Нет, семья Экстер, и прежде всего самый молодой из них — Григорий, — не могла смириться с фанатическим догматизмом, составляющим вкупе с антикоммунизмом и расизмом существо современного сионистского движения.

И хотя кончина — удел всякого живущего на земле, сердце все еще не может смириться с мыслью, что мы не услышим более мудрое, выстраданное слово Санкт-Петербургского митрополита, не склоним головы пред его благодатным архипастырским благословением.

Когда в прежние времена Климов приставал ко всем со своим бредовым вариантом приземления неуправляемого самолета на байкальский лед, члены его родного экипажа считали эту идею своего капитана сначала чем-то вроде заскока, потом — вроде мании, потом смирились: у каждого есть внутри какая-то заноза — ну, пусть человек себе тешится этой теорией.

С своей стороны, Дмитрий Прокофьев, вместо того чтоб смириться да полегоньку бабу вразумить, стал говорить бездельные слова, а Аленка, вооружась ухватом, гнала инвалидов прочь и на всю улицу орала: — Ай да бригадир!

Она давно уже смирилась с тем, что Блюм мертв, но и представить себе не могла, что ему выпала такая долгая и мучительная смерть.

Дальнобойщики — это ладно, с ними Бода еще может смириться, сама крутит баранку девять лет, но когда она проходит в глубь бара, из угла выходят тени и приближаются к ней.

Но Гиляровский не видит выхода для людей, смирившихся с бродяжной жизнью.

Другая на ее месте смирилась бы с горькой участью замухрышки, ушла бы в себя или, наоборот, в общественную работу, но Верка обладала не только горячим желанием осуществить свою мечту, но и некоторой смекалкой.

Когда до нас дошли вести о сдаче Бостона, чуть ли не все виги в округе сочли необходимым наведаться к матушке и, засвидетельствовав свое почтение, посоветовать ей поскорее смириться.

Они лишь выполняли приказ, а Вильямс и его коллега полковник Бертольд были вынуждены смириться с собственными сомнениями, поскольку другого, более подходящего выхода из создавшейся ситуации они не знали.

Лучше смирись со своей участью и изготовь нам унцию или две этого снадобья, которым можно нанести вред лишь двум-трем людям, чтобы посвятить всю остальную жизнь открытию всеисцеляющего лекарства, которое сразу избавит нас от всех наших недугов.

Будь их десяток-другой, с этим еще как-то можно было бы смириться, но вшей имелось такое изобилие, что они напоминали рассыпанные семена кунжута.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *