Ты ответь, моя туманная, непутевая звезда, оставаться ль на закланье, иль уехать навсегда?
Боль высасывает кровь мою, струны делает из жил, не могу расстаться с Родиной, но остаться нету сил
Припев:
Я не могу расстаться, я не могу остаться, то в жар меня бросает, то бьет меня озноб
Я не вижу выхода, остается, братцы, остается, братцы, только пулю в лоб
Я не могу расстаться, я не могу остаться, то в жар меня бросает, то бьет меня озноб
Я не вижу выхода, остается, братцы, остается, братцы, только пулю в лоб
Отпылал я, да, отмаялся, спеленала грусть глаза, я прошу, Россия-матушка, отвори мне небеса
Отвори ворота синие и когда навек уйду, ты слезами погаси мою непутевую звезду
Припев:
Я не могу расстаться, я не могу остаться, то в жар меня бросает, то бьет меня озноб
Я не вижу выхода, остается, братцы, остается, братцы, только пулю в лоб
Я не могу расстаться, я не могу остаться, то в жар меня бросает, то бьет меня озноб
Я не вижу выхода, остается, братцы, остается, братцы, только пулю в лоб
Я не могу расстаться, я не могу остаться, то в жар меня бросает, то бьет меня озноб
Я не вижу выхода, остается, братцы, остается, братцы, только пулю в лоб, остается, братцы, остается, братцы, только…

Идея съездить на выходные в столицу возникла у нас в один из дождливых дней конца июня. Во-­первых, друзей проведать, во-вторых, воды хотелось не с неба, а вокруг себя и приемлемой температуры. В-третьих, так получилось, что с годами собачка Павлова, живущая в каждом человеке, в нас с женой была выдрессирована, чтобы во время ливней и гроз потреблять пищу духовную.

Так что стоило дождям пару дней побарабанить по подоконнику, как требования дворняги дать ей театра, кино, музеев, да хоть чего-нибудь игнорировать было уже невмоготу.

Помониторив всякие Интернеты, мы остановили свой выбор на следующих объектах: аквапарк «Мореон», позиционирующий себя как самый крупный в Москве, музей «Живые системы», музей-­мастерская Зураба ­Церетели и галерея его же, родимого.

Об аквапарке скажу сразу — говорить тут не о чем. А вот об остальном слов предостаточно.

Я вирус прогоню ногой…

Прибыв в столицу на семичасовом утреннем экспрессе, первым делом мы направились в интерактивный музей «Живые системы». Часы его работы как специально подогнаны под калужан. От Киевского вокзала до «Живых систем» добираться около получаса, открывается он в 9:30 — заметно раньше других музеев Москвы, а ранний поезд из Калуги прибывает в столицу как раз в это время. Так что, выйдя из электрички, мы, что называется, рванули с места в карьер.

«Живые системы» — это музей, в котором в доступной форме разъясняется, как функцио­нирует человеческий организм. Здесь столько фишек, прикольных и неожиданных находок, что вместо запланированных полутора часов мы пробыли в нём ровно в два раза больше.
Неожиданным бонусом стало то, что по музею периодически водят бесплатные экскурсии — от обзорных до тематических, а билет действует весь день, благодаря чему можно в любой момент выйти из него и вернуться назад ко времени той экскурсии, которая вам интересна.

«Живые системы» просто необходимо посетить всем, у кого есть дети. Информация здесь подаётся таким образом, что восторженные визги, широко раскрытые глазищи и море впечатлений им точно будут обеспечены.

К примеру, то, как наш иммунитет борется с вирусами, создатели музея объясняют с помощью компьютерной игры, в которой джойстиком выступает всё тело играющего.

От него требуется встать на специальную ленту у большого экрана в виде огромной человеческой вены. После чего рисованная проекция тела игрока появляется на этом самом экране. Периодически по вене, не пересекаясь друг с другом, проплывают вирусы и антитела. Игроку необходимо руками, ногами и другими частями тела подгонять их друг к другу, а когда они столкнутся, наблюдать, как антитела весело расправляются с заразой.

Признаюсь, я тоже не удержался, впал в детство и уничтожил аж три вирусоида. Одного из которых, кстати, пасанул антителам ногой в лучших футбольных традициях.

… И песенку послушаю зубами

На понятном даже малому ребёнку языке в «Живых системах» разъясняется, почему те или иные выдуманные персонажи попросту не могут существовать в реальности. Дети залипали у этих стендов, искренне удивляясь тому факту, что кости Годзиллы физически не выдержат его веса, а тепло, выделяемое телом японского гиганта, попросту сожгло бы существо изнутри.

У стенда с рассказом о том, кто такие зомби и как гаитянские вуду-­шаманы готовили зелье, превращающее человека в безвольного послушного раба, двое особо одарённых детишек с серьёзным видом перешёптывались, обсуждая, где в Москве достать компоненты, перечисленные в приведённом на щите рецепте.

Данный тренажер позволяет понять, каково приходится колясочникам. Езда по люкам, скажу я вам, пренеприятнейшее занятие.

Улыбнул и занимательный экспонат под названием «Стереотипность восприятия», который представляет собой расположенные рядом друг с другом фонтанчики для питья и унитаз, в который тоже встроена поилка.

«В обоих фонтанчиках течёт одна и та же вода, — написано на стенде. — Но мало кто предпочтёт воду из унитаза воде из фонтанчика. Это неприятно из-­за имеющихся у вас стереотипов».

Я проверил — водичка есть и в питьевом фонтанчике, и в поилке, вмонтированной в унитаз. Но пить не стал ниоткуда. Ни из унитаза, потому что неприятно, ни из фонтанчика, потому что там та же вода, что и в унитазе.

А из какой поилки утолишь жажду ты?

Одним словом, отличный тренажёр для проверки, всё ли у вас в порядке со стереотипным мышлением.

Но больше всего впечатлил экспонат, объясняющий, как наш слуховой аппарат улавливает вибрации, преобразует их в понятную мозгу информацию и почему торчащие наружу уши не являются обязательным условием для успешного протекания этого процесса.

Экспонат представляет собой коробку с металлическим штырём, на который подаётся вибрация. С гигиеническими целями на штырь предлагается надеть питьевую соломинку, взяться за неё зубами и заткнуть уши руками. В итоге начинаешь слышать музыку.
Жена меня еле оторвала от этого экспоната. Там как раз играла одна из моих любимых песен из числа тех, благодаря которым я ещё в детстве пристрастился к року, — известейшая The Final Countdown шведской группы Europe.

Можно ещё много чего интересного вспомнить об этом музее, но, как говорится, лучше один раз увидеть. А если и услышать, то только зубами.

Бабушка и змея

— Видите змею? — неожиданно обратилась к нам музейная работница галереи Зураба Церетели, когда мы остановились у скульптуры девочки с голубем.

— Где? — спрашиваем.

— Да вот же она, — ответила старушка и показала пальцем на пустой пол под статуей.

«Ну, всё, — думаю. — Не тех грибочков на завтрак бабушка поела. А может, это даже что-­то потяжелее. Москва же, богема же, с неё станется».

— Посмотрите повнимательнее на статую, — как бы прочитав мои мысли, старушка начала последовательно опровергать выдвинутую в них версию. — ­Видите, девочка смотрит вниз испуганно и выворачивает ножку так, будто кто-­то пытается укусить её за лодыжку? А как она держит голубя? Прижав к себе и повернувшись плечом вполоборота, будто пытается защитить птицу от какой-­то угрозы снизу. Так что же там внизу? Конечно, змея.

И, действительно, проследив за взглядом девочки, можно точно определить, в каком месте должна быть змея, так напугавшая её и голубя.
— Церетели — гений. Ещё и потому, что умеет в своих произведениях показать даже то, что осталось за кадром.

И с этим утверждением сложно не согласиться. До посещения музея-­мастерской Церетели и его галереи я знал о нём только то, что писали в своё время в прессе. Этакий обласканный властью скульптор, за деньги поющий дифирамбы продажным чиновникам, заработавший известность не благодаря таланту, а потому что блатной и откаты даёт. Но его работы, увиденные нами, не оставили от этого образа камня на камне.

Во дворике музея-мастерской Церетели стоит множество скульптур самых разнообразных размеров. Это результаты «тренировок» перед финальным отливом произведений.

Из-за таких вот скульптур злые языки называют Зураба Церетели бесталанным подхалимом. Не верьте. Врут они.

Одна только скульптурная композиция, посвящённая трагедии царской семьи, чего стоит. На ней Николай II с роднёй изображены стоящими и сидящими общей группой так, будто их приготовились сфотографировать. И у всех до единого закрыты глаза.

Выглядит жутко.

И талантливо.

Излучатель

Если скульптуры Церетели совершенно разные в эмоциональном плане, то от его картин веет исключительно добротой и какой-­то детской наивностью. То, что он добряк, подтверждают и его подчинённые.

— Он и сейчас здесь, каждый день работает, — сказала нам сотрудница музея-­мастерской, когда мы осматривали экспозицию. — Правда, в последние годы возраст сказывается, и он не творит, только детишек учит. Они его обожают.

Пушкин – большой…

… а тинейджер – маленький.

Невооружённым взглядом видно, что обожают мастера не только дети.

— Он, как переступит порог, улыбнётся — и всё, весь день улыбка с лица не сходит, — продолжает сотрудница музея-­мастерской. — Увидишь её и заряжаешься энергией на год.

О несомненном таланте скульптора говорят очень многие его работы, а одна из них, центральный экспонат уже не мастерской, а галереи Церетели — «Яблоко Евы» — пожалуй, громче других.

Полное погружение

«Яблоко» — это огромная сфера, зайдя внутрь которой, мы слегка прибалдели. Первое, что бросается в глаза, — в центре установлены скульптуры Адама и Евы, а по периметру расположена лавочка, присев на которую, можно спокойно рассмотреть барельефы внутреннего пространства сферы.

Прибалдеваешь именно от них. Барельефы, освещённые мягким приглушённым светом, — сплошь сценки из порнофильмов.

«Яблоко Евы». Заходишь внутрь, а там такое…

Сидя на лавочке и разглядывая то, что на «Первом канале» показывать запрещено даже по ночам, постепенно погружаешься в свои мысли. Обстановка к этому очень ­располагает. Тихо там, тепло.

И вот в этом внутриутробном уюте мне в голову пришла мысль: как получилось, что до сих пор не нашлось ни одного верующего, чьи чувства были бы оскорблены этим творением добряка Церетели? Тут ведь поводов для оскорблений бессовестным искажением смысла библейских мотивов столько, что все суды и прокуратуры России будут обеспечены работой на много лет вперёд.

А вслед за этим вспомнилось, как в 2011 году тарусская прокуратура победила здравый смысл, добившись в суде признания картины «Нагорная проповедь» московского художника Александра Савко экстремистской.

Это произведение — часть доброй и весёлой серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства». Её автор ещё в 90-е годы прошлого века сделал «ремейки» известнейших картин, подменив главных их персонажей Микки Маусом.

Смотришь на эти произведения — и улыбает. В них нет ни капли зла. Но вот в Тарусе нашёлся-таки верующий, который оскорбился тем, что Микки Маус предстал на одной из картин в образе Христа. Прокуратура подала в суд, и он признал произведение экстремистским.

— Как такое возможно? — думал я, разглядывая срамоту на стенах «Яблока». — Ну понятно, что закон принимался из-­за карикатур потерявших всякое чувство меры дураков из журнала «Шарли». Но как можно было увидеть перебор, подобный тому, что допустили тогда французы, в «Нагорной проповеди» с Микки Маусом?!

И здесь мне вспомнились слова одного священнослужителя, который— вы не поверите — был категорически против принятия закона об оскорблении чувств верующих.

— Оскорбление веры всегда было проблемой церкви и никогда — ­государства, — обосновывал он свою позицию 10 лет назад, когда дискуссия о введении наказания была в самом разгаре. — Если вера человека в Бога нашего сильна, её ничто не способно оскорбить, но если что-­то оскорбляет, это значит, что человек слаб верой и она требует укрепления. И это прямая обязанность церкви, а не государства. Но она, настаивая на введении наказания, снимает с себя эту важнейшую обязанность, перекладывая на государство решение проблемы, с которой столкнулся человек, слабый в своей вере.

И ведь время доказало абсолютную правоту этих слов. Государство ни черта не понимает в вопросах веры. Оно в этом полный непрофессионал. Потому и запрещает Микки Мауса из весёлой и светлой серии картин, по сути, ставя добро вне закона.

Скульптуры Церетели в галерее – первые отливки. Окончательные варианты установлены в различных городах мира. Мушкетеры, которых Мастер делал с героев советского фильма, установлены на родине д’Артаньяна, в столице Гаскони.

Послесловие

Не знаю, может, сотрудники галереи Зураба Церетели что-­то добавляют в воздух внутри «Яблока Евы», но мысли, навеянные этим, вне всякого сомнения, очень значимым произведением современного искусства, ещё несколько дней не давали мне покоя.

Не могу назвать себя истово верующим, но идеи христианства мне близки и понятны. А главное, что я вынес для себя из учения ­Христа, это простая истина: если человек хочет оставаться ­человеком, то обязан бороться со злом внутри себя, а в мир нести добро.

К сожалению, сегодня многие люди, считающие себя верующими, всё перепутали и, ­увлёкшись поиском зла в окружающем мире, разжигают его в себе. А государство, увы, им в этом помогает.

Не со зла, конечно же. А потому что ничего не смыслит в проблемах веры, которые (наверняка тоже не со зла) ­взвалила на него церковь.
Одним словом, Зураб Церетели сумел сильно удивить. Он доказал, что в так нелюбимом мною современном искусстве всё-таки есть произведения, оставляющие в душе глубокий след и заставляющие процессор в черепной коробке работать на повышенных частотах.
За что Мастеру большое человеческое спасибо.

Эта статья была опубликована в №31 газеты «Калужский перекрёсток» от 31.07.2019. Ещё больше интересных материалов можно найти в бумажной версии и электронном архиве издания. Владимир Ивкин , Фото автора и Эмилии ИВКИНОЙ. Опубликовано: 05.08.2019 21:30 5289 Тэги: общество туризм

Как утверждают авторы исследования, человек воспринимает информацию «активно», то есть не просто видит нечто и реагирует на это, а сразу анализирует получаемые данные на основе уже имеющегося опыта. Чтобы понять, насколько это мешает воспринимать реальность объективно, учёные провели серию экспериментов.

Один глаз у человека обычно бывает «ведущим», как и одна рука. Им участники эксперимента видели изображение человека с нейтральным выражением лица. При этом перед вторым глазом периодически появлялась картинка, изображающая улыбающееся или хмурое лицо. Второе изображение не слишком воспринималось на сознательном уровне, однако, как утверждается, должно было воздействовать на подсознание участников. По описанию технология в значительной степени напоминает «25-й кадр», хотя, в отличие от него, действительно работает — во всяком случае, так утверждают специалисты.

Через некоторое время добровольцам предлагали выбрать из нескольких изображений наиболее похожее на показанное им ранее. Хотя лицо на «основной» картинке, показанной предварительно, не выражало никаких эмоций, участники часто выбирали те изображения, на которых люди улыбались, как на «невидимой» дополнительной картинке.

По мнению специалистов, полученные ими результаты доказывают, что человек, изучая мир вокруг себя, его через призму собственных эмоций и подсознательных реакций, поэтому даже непосредственный взгляд на тот или иной объект далеко не всегда можно считать достаточным для получения объективной информации о нем.

Исследование было опубликовано в журнале Psychological Science.

Среди людей, не имеющих отношения к психиатрии и психологии, принято считать, что при галлюцинациях человек «просто» видит то, чего нет на самом деле, или слышит несуществующие звуки и что причина этого всегда кроется либо в психическом заболевании, либо в злоупотреблении наркотическими веществами. Но в действительности все гораздо сложнее. Галлюцинации бывают очень разными, они могут случиться у совершенно здоровых людей и вообще представляют собой крайне интересное и до конца не изученное явление.

Истинные и псевдо

Начать хотя бы с того, что обычно мы называем галлюцинацией любой случай, когда человек тем или иным образом ощущает – видит, слышит, воспринимает на вкус – то, чего нет в реальности. Между тем психиатры разделяют такие ощущения на две большие группы: истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. Неспециалисту отличить одно от другого довольно сложно, однако с научной точки зрения это совершенно разные симптомы, которые могут быть вызваны разными причинами.

Истинные галлюцинации воспринимаются человеком как самые обычные объекты, такие же реальные, как и все остальное вокруг него. Если ему кажется, что он видит какую-нибудь вещь, животное или человека, то все это будет выглядеть для него объемным, не прозрачным и, если можно так сказать, обыкновенным – он не будет удивляться, откуда этот предмет или человек появились, у него не возникнет мысли о том, что их не должно быть среди привычных ему вещей и людей. Он может попытаться взять несуществующую вещь в руки, и ему будет казаться, что он правда ее взял, он будет чувствовать, какая она на ощупь, ощущать ее тяжесть. Он может заговорить с несуществующим человеком, и ему покажется, что тот отвечает, может взять его за руку и ощутить, что эта рука живая и теплая. Одним словом, человек, видящий истинные галлюцинации, нисколько не сомневается в их реальности и полностью уверен, что другие люди, находящиеся рядом с ним, видят все то же самое, что и он.

Истинные галлюцинации могут восприниматься разными органами чувств человека. Они могут быть зрительными, когда он видит что-то несуществующее, слуховыми, когда он слышит нереальные голоса или другие звуки, осязательными, когда ему кажется, что к нему кто-то или что-то прикасается, и, наконец, обонятельными или вкусовыми, когда он чувствует вкусы или запахи, которых на самом деле нет. Причем довольно часто такие галлюцинации бывают «смешанными», когда в них задействованы разные органы чувств. Например, если кому-то кажется, что он видит человека, он, скорее всего, еще и услышит его голос и сможет дотронуться до него, а если жертва галлюцинаций чувствует, что по ней ползают насекомые, она еще и увидит каких-нибудь жуков или тараканов. Хотя возможны и более «простые» истинные галлюцинации, в которых «занят» только один орган чувств и человек либо видит что-то нереальное, либо слышит, обоняет или осязает.

Что же касается псевдогаллюцинаций, то они тоже могут быть зрительными, слуховыми, осязательными и обонятельными, но у них есть одно принципиальное отличие от истинных галлюцинаций. Они выглядят менее материальными и реалистичными, и человек, который их испытывает, хоть и считает их реальными, понимает при этом, что другие люди не видят и не слышат их. У него возникает такое ощущение, как будто изображения или звуки транслируются ему прямо в мозг, и он может решить, что таким образом общается с какими-нибудь высшими силами или инопланетянами или что ему пытаются внушить что-то при помощи каких-нибудь излучающих секретных приборов.

Большинство историй о людях, которые слышали какие-то странные голоса, приказывающие им что-то сделать или просто комментирующие каждое их действие, – это как раз истории о слуховых псевдогаллюцинациях. То же самое можно сказать о случаях, когда человек думает, что может читать мысли других людей или что эти мысли случайно становятся слышны именно ему. Реже бывают зрительные псевдогаллюцинации, когда человеку мерещатся те или иные зрительные образы и он думает, что только он один видит нечто потустороннее. Если ему мерещатся другие люди, он может решить, например, что это призраки умерших, которые специально показываются только ему, а если это какие-нибудь предметы, может посчитать их «знаками свыше», опять же предназначенными лично для него, чтобы дать ему какую-нибудь подсказку в трудной ситуации или, наоборот, запутать его.

К псевдогаллюцинациям относятся и многие случаи, когда у людей нет видений и они не слышат голоса, но им кажется, что их облучают какими-нибудь «вредными лучами» или что соседи запускают в их квартиру ядовитые вещества. Правда, если человек утверждает, что эти вещества имеют запах, и удивляются, что другие люди его не чувствуют, то речь идет об истинной галлюцинации.

Объединяет все эти явления одно: если они происходят, это значит, что мозг человека ведет себя «неправильно», что в нем активируются те или иные участки – отвечающие за восприятие изображения, звука или других ощущений, – которые в данный момент должны оставаться в спокойном состоянии. Причин у таких сбоев в работе мозга множество – от совсем безобидных и не опасных для человека до свидетельствующих о тяжелых заболеваниях.

Перебор или недостаток

Любые галлюцинации и псевдогаллюцинации – это повод начать беспокоиться о своем здоровье и срочно идти к врачу. Тем не менее, если человек увидел или услышал то, чего на самом деле не было, это вовсе не обязательно означает, что он болен. Такое может случиться и с психически здоровыми людьми, если их мозг дает сбои из-за каких-нибудь временных проблем, мешающих ему нормально работать. Такой проблемой может, например, быть сильная усталость, переутомление. Казалось бы, это такая мелочь – все мы иногда выматываемся на работе или во время слишком активного отдыха. Однако если человек по-настоящему сильно устал физически, его мозг тоже устает и может начать делать ошибки в восприятии, в том числе и в виде какой-нибудь галлюцинации.

Мало того, наш мозг может устать и сам по себе, если мы слишком сильно перегружаем его умственной работой или яркими новыми впечатлениями, даже если не устаем при этом физически. В этом случае мозгу тяжело «переварить» сразу много новой информации, и, чтобы облегчить себе эту задачу, он как бы «сбрасывает» ее часть в наше сознание в виде зрительных образов. Это может проявиться в виде очень ярких и полных бурных событий снов, которые будут сниться утомившему свой мозг человеку несколько дней. Но если новой информации будет настолько много, что с ней не справиться даже при помощи снов, у переутомившегося могут возникнуть и видения наяву. Это будет означать, что мозгу стало совсем невыносимо тяжело работать в таком бешенном темпе и ему срочно нужен отдых. И если человек поймет эти «тонкие намеки» мозга и даст ему передышку, галлюцинации прекратятся, хотя цветные сны с запутанным сюжетом, скорее всего, будут ему сниться еще некоторое время.

Со сном связан еще один вид галлюцинаций, которые могут иногда случаться у психически здоровых людей, – это видения и звуки, возникающие перед засыпанием или, наоборот, сразу после пробуждения. Если речь идет о засыпании, то это могут быть яркие картинки, мелькающие у человека перед закрытыми глазами, или звуки, похожие на обрывки радиопередач, которые мешают ему заснуть. И когда человек просыпается, с ним происходит нечто похожее: он слышит несуществующие звуки или видит быстро сменяющие друг друга изображения, из-за чего ему сложно в первый момент понять, проснулся ли он или продолжает видеть сны. Длятся такие галлюцинации обычно недолго, и их причиной тоже чаще всего является переутомление или избыток впечатлений. Хотя, если они происходят слишком часто и не на фоне усталости и длятся дольше нескольких минут, это уже может свидетельствовать о начале какого-нибудь психического заболевания.

Вызвать у психически нормального человека галлюцинации может и очень высокая температура. Обычно это случается, если она превышает 40 градусов и приближается к критической. Здесь срабатывает тот же принцип: мозгу становится плохо от поднявшейся температуры, и он начинает делать ошибки, активировать отделы, которые в этот момент должны были оставаться в спокойном состоянии. Если это будет отдел, отвечающий за восприятие изображения, больной увидит что-то, чего на самом деле нет, если заработают клетки, отвечающие за осязание, он может почувствовать, что по нему бегают какие-нибудь животные или скатываются капли воды, и так далее. Сами по себе такие галлюцинации не опасны – опасна только высокая температура и вызвавшее ее заболевание.

Всем известно, что галлюцинации вызывают разные наркотики и выпитый сверх меры алкоголь. Однако такой эффект могут дать и другие вещества, считающиеся более безобидными, если употребить их слишком много. Например, кофеин – если за короткое время в организм попадет больше 750 миллиграммов этого вещества, это вполне может привести к видениям, несуществующим звукам или еще чему-то подобному. Это, к слову сказать, не так уж и много – такое количество кофеина содержится в 4–5 чашках не очень крепкого, но и не очень слабого заварного кофе. Присутствует кофеин и в чае, правда, в этом случае «перебрать» его критическую дозу уже сложнее: для этого придется выпить больше 10 чашек зеленого чая, тоже не слишком крепкого, но и не совсем слабого, и еще больше черного. А кроме кофеина, к галлюцинациям могут привести многие лекарственные препараты, если употреблять их в неправильной дозировке.

Вызвать видения или заставить человека слышать несуществующие звуки может еще и отравление грибами – не галлюциногенными, а «просто» ядовитыми. А иногда такие симптомы дают и другие яды – те, что, кроме всего прочего, воздействуют и на мозг.

Ну и наконец, галлюцинации порой случаются, если в организме человека не хватает каких-то необходимых ему веществ, без которых мозг не может нормально работать. Самый яркий пример таких галлюцинаций – это видения, случающиеся от обезвоживания. Человек может прожить без воды не больше пяти суток, а в жаркое время – еще меньше, и уже при потере трех-четырех процентов жидкости организм начинает сигнализировать разными неприятными симптомами о том, что с ним не все в порядке. Однако поначалу обезвоживание не сказывается на мозге – поскольку это самый важный орган, в нем организм будет поддерживать нужное количество воды до последнего, отнимая ее у всех остальных органов. Но если потеря жидкости приближается к 10 процентам, мозгу начинает не хватать ее даже при самой жесткой экономии, и это приводит к сбоям в его работе. В том числе и в виде галлюцинаций. Чаще всего человеку, находящемуся в таком состоянии, начинает повсюду мерещиться вода – мозг как бы показывает ему то, чего ему больше всего не хватает. Обезвоженный человек может видеть где-то вдалеке озеро или море, ему может казаться, что прямо перед ним откуда-то сверху льется струя воды, он может слышать шум водопада или стук капель, может чувствовать, что дотрагивается до чего-то мокрого. Подобные галлюцинации означают, что потеря воды близка к критической и ее срочно нужно восполнить.

Строго говоря, все галлюцинации, возникающие из-за того, что организму чего-то не хватает или что в него, наоборот, попало какое-нибудь вредное вещество, свидетельствуют об опасности, а значит, в определенном смысле приносят пользу. Поскольку они случаются с психически нормальным человеком, он может достаточно быстро понять, что видит или слышит то, чего нет на самом деле, а потом и догадаться о причине этого.

Фантазии – не болезнь

Некоторые случаи, когда человек видит или слышит что-нибудь несуществующее, вообще не относятся ни к галлюцинациям, ни к псевдогаллюцинациям. Прежде всего это миражи, то есть изображения, возникающие на открытом пространстве при определенных природных условиях. Такие изображения, как правило, легко отличить от галлюцинации, поскольку их видят все люди, а не кто-то один. Кроме того, у людей бывают ошибки восприятия того, что они видят вокруг, которые тоже не относятся к галлюцинациям. Например, мы можем заметить в темноте какой-нибудь неодушевленный предмет и принять его за животное или увидеть вдалеке незнакомого человека и «узнать» в нем своего друга. Бывает и так, что человеку кажется, будто бы он видит то, чего боится, – к примеру, можно принять пятно на полу за таракана – или то, что, наоборот, очень хочет увидеть, – так грибники в лесу «видят» шляпки грибов, которые при ближайшем рассмотрении оказываются опавшими листьями. А еще многим людям случалось «увидеть» в толпе недавно умершего близкого человека или услышать его голос в гуле других голосов.

Все эти случаи не являются ни галлюцинациями, ни какими-либо другими психическими отклонениями. Когда они происходят, в работе мозга нет сбоев: он функционирует правильно, но при этом немного «перевыполняет план» – достраивает плохо различимое изображение или нечеткий звук до того, что человек ожидает увидеть или услышать. И неважно, ожидает ли он этого потому, что боится, или из-за того, что ему очень этого хочется, – в обоих случаях достраивание изображения происходит одинаково. Но после того, как человек подойдет ближе и рассмотрит то, что ему кажется, более внимательно или как следует прислушается, ему становится ясно, что он ошибся. При галлюцинациях же тот, кто их видит или слышит, считает их подлинными – хотя бы первое время.

Часто такие ошибки восприятия бывают у детей дошкольного возраста, так как они, во-первых, еще мало знают об окружающем мире и многие предметы для них незнакомы, а во-вторых, их мозг развивается особенно активно и «тренируется» достраивать разные изображения. Ну а кроме того, маленькие дети постоянно фантазируют, придумывают несуществующих людей, животных и сказочных существ и так увлекаются своими фантазиями, что вполне могут «увидеть» их, глядя на плохо различимый предмет или человека. Страхов у детей тоже обычно больше, чем у взрослых, так что им чаще может померещиться в темноте какой-нибудь сказочный монстр, злая собака или еще что-то пугающее.

Некоторые детские фантазии могут быть еще больше похожими на галлюцинации и здорово пугать их родителей. Многие малыши придумывают себе воображаемых друзей и общаются с ними как с реально существующими детьми или сказочными существами, что на первый взгляд очень похоже на истинные галлюцинации. Но на самом деле это просто этап развития детской фантазии и умения отличать выдумку от реальности. У некоторых он проходит в виде общения с воображаемым другом, у некоторых – в виде придумывания разных историй или еще каких-нибудь фантазий. Поводом для беспокойства воображаемые друзья могут стать, только если ребенок продолжает разговаривать с ними в более старшем возрасте, после 8–10 лет. Это может говорить и о начале психического заболевания, и о психологических проблемах, например, связанных с тем, что ребенку не удается завести настоящих друзей.

Слышу, но не прислушиваюсь

Психические заболевания и у детей, и у взрослых вообще часто сопровождаются самыми разными видами галлюцинаций и их сочетаниями. В отличие от других случаев галлюцинаций, психические больные чаще всего уверены, что их видения или слышащиеся им голоса реальны, и их почти невозможно в этом разубедить. Однако бывают исключения: в редких случаях страдающие шизофренией или другими подобными болезнями люди способны отличить галлюцинации от реальности и даже научиться не обращать на них внимание. Яркий пример такой победы над болезнью – американский математик Джон Форбс Нэш, много лет боровшийся с симптомами шизофрении и в конце концов научившийся их игнорировать.

Впервые Нэш и его жена Алисия заметили, что с ним «что-то не так», когда ему было около 30 лет. Молодой ученый считал, что за ним следят не то спецслужбы, не то какие-то потусторонние силы и что они же дают ему информацию для его научных работ, а также просто общаются с ним на расстоянии. Таким образом, у него были слуховые псевдогаллюцинации, которые часто наблюдаются при шизофрении.

Этот диагноз ему и поставили в 1958 году. Джона Нэша отправили в психиатрическую клинику, но вскоре он добился, чтобы его выписали, так как в те годы еще не понимал, насколько тяжело болен. Позже Нэш еще несколько раз пытался лечиться, и благодаря лекарствам у него бывали временные улучшения, однако ему казалось, что медикаменты не только заглушают звучащие у него в ушах голоса, но еще и притупляют его математические способности. Несколько лет он не принимал никаких лекарств и не говорил с родными о своей болезни, но каждый день писал какие-то странные формулы, не имеющие никакого отношения к настоящим наукам.

А потом врачи и родственники заметили, что состояние Джона Форбса как будто бы стало улучшаться без всяких лекарств. Он перестал прислушиваться к существующим только в его мыслях голосам, перестал делать свои непонятные записи и вел себя как совершенно нормальный человек. Медики были в изумлении: они впервые видели, чтобы шизофрения прошла «сама собой», без лечения. Но на самом деле болезнь Нэша не прошла – он по-прежнему слышал голоса и принимал понятные ему одному сигналы. Просто за все эти годы математик сумел понять, что всех этих звуков не существует, и научиться отличать их от реальности и не обращать на них внимание. Больше болезнь не мешала ему работать, и в 1966 году он получил Нобелевскую премию по экономике.

О некоторых других ученых тоже ходили слухи, что у них случались видения или слышимые только ими голоса, но они, как и Джон Нэш, научились игнорировать эти «помехи». Все это доказывает, что даже в самых тяжелых случаях галлюцинации – это не приговор. Если от них нельзя избавиться, можно научиться жить с ними.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *