Это богослужение многими понимается не до конца. А кто-то и вовсе считает его необязательным. В книге «Всенощное бдение» отец Михаил Браверман пошагово рассказывает о смысле этой службы, показывая её важность и историческое значение, иллюстрируя рассказ собственными рисунками. Сегодня мы приводим главу из этой книги, в которой раскрывается смысл Утрени.

Утреня

В Древней Церкви утреня соверша­лась в те часы, в которые Христос родился и воскрес. И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рожде­ства, а теперь ими начинается утреня.

Шестопсалмие

Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где по­следней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту на­дежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника череду­ются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник, симво­лизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по чис­лу часов ночи) молитв.

Священник перед царскими вратами

Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился. Зажигаются светильники, возно­сится великая ектения, и диакон возглашает пророче­ские стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иеруса­лим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произно­сит пророческие стихи из 117-го псалма.

За пророчествами Ветхого Завета следуют пес­нопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.

В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пе­ния, молитвы и слушания Писания.

В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утре­ни: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.

На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я ка­физмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти. Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чте­ния завершаются церковными молитвословиями. Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.

После кафизм положены малая ектиния и се­дален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.

Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из сти­хов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Госпо­да. Аллилуия».

Выход на полиелей

Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духо­венство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Да­маскина, воскресные тропари.

Начиная с Недели о блудном сыне (подготови­тельной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — истори­ческое событие, символизирующее пленение чело­века грехом.

Каждение на полиелее

Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные по­мыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, раз­бивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.

От центра храма, где на аналое находится ико­на празднуемого события, Воскресения или празд­ника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощно­го бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.

После очередной малой ектении следует древ­нейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.

Чтение Евангелия на утрене

Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное по­ложение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»

Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Еван­гелия. В двунадесятые праздники священник зачи­тывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат один­надцать зачал о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это вре­мя диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует при­сутствие воскресшего Христа среди нас.

С ликованием о воскресшем Христе соединяет­ся печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично по­ется) 50-й псалом.

Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что че­рез Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божье­го милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священ­ника: «Милостью и щедро­тами Единородного Твоего Сына».

Явление Евангелия на утрене

Затем начинается ка­нон: хор поет ирмос, пред­шествующий каждой песне, и катавасию, заверша­ющую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен). Ирмосы со­относятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчи­цы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8). Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Заха­рии, связанная с рождением сына — Иоанна Крести­теля, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.

Воскресный канон обычно состоит из соедине­ния сразу нескольких канонов: Воскресного, Кресто­воскресного, Богородичного и канона святому.

Восьмая песнь отличается тем, что каждый тро­парь в ней начинается словом «благословите», и по­тому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Госпо­да». Тему благословения продолжает припев следу­ющей далее катавасии: «Хвалим, благословим, по­клоняемся Господеви».

После восьмой песни следует прославление Бо­городицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя. Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алта­ря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славней­шую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.

Диакон перед иконой Богородицы

Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».

Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диа­кон возглашает стихи.

За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвен­ным осмыслением.

Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Го­спода с Небес, хвалите Его в вышних!»

На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются цар­ские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Если богослужение совершалось ночью, то дан­ному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещаю­щим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Хор поет великое славословие. Его открыва­ют те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рожде­стве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­вецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кла­няем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея». Славословие, начавшееся с ан­гельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопа­лимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.

Ектения

Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Суще­го Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.

После этого служат первый час, уже не имею­щий такого торжественного характера, как вечерня и утреня. После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».

Отпуст

Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.

И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».

«ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ»

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Молитвенное участие во всенощном бдении долж­но подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.

Фото Сергея Вострикова

Популярные варианты распределения времени на свадебную фотосъемку.

Минимально, обычно что просят поснимать это Загс и небольшую фотосессию после загса.

Давайте считать:
В Загсе если все идет хорошо, то вы обычно проводите от 40 минут до 1 часа 15 минут ( в среднем около часа ).
В это время мы тоже снимаемся. Я снимаю не только вас, но и гостей ( если вы в ЗАГСЕ с гостями), но это время мы никуда больше поехать не можем.

Дальше, мы выходим, если есть гости, пусть даже и немного, то кто-то захотел в туалет, кто-то выпить шампанского и т д. На это обычно мы теряем еще минут 15-20).
Если гостей нет – то намного проще, но минут 10 на это уходит.

После этого надо доехать до места фотосессии.
Обычно, я стараюсь планировать маршрут таким образом, чтобы на переезды не тратилось больше 20-40 минут.
Но дорога не всегда на 100 процентов предсказуема.

Итого, к моменту приезда в парк или студию, или отель, где мы проводим постановочную съемку проходит минимум 1,5 часа от начала съемки, это если мало или нет гостей и на маршруте нет пробок.
В реальности обычно 1 час 40 мин или 1 час 50 минут пятьдесят от начала съемки.

( вот так обычно бывает на практике, хотя часто в запросах от невест встречается, – «поснимайте нас совсем немного часик или полтора”. Теперь, я думаю, Вам понятно почему ничего кроме фотосъемки в загсе в часик уложить невозможно.

Сколько длится свадебная прогулка с фотосессией.

На постановочную съемку ( прогулочную романтическую фотосессию) нам желательно выделить хотя бы 2 часа – это всего 120 минут.

Даже если каждую минуту делать фото, то это всего 120 фотографий, но вы же понимаете, что каждую минуту это нереально.

Нам надо переходить с места на место, надо дойти от машины до места и прочее.

Если вы отправляетесь на прогулку с гостями, то прибавьте к этому времени еще минут 20 покурить, выпить, поговорить.

Если с нами на «прогулке” еще видеоператор, то добавляйте еще минут 30-40. ( ему нужно снять несколько планов, каждой сцены)

Исходя из этого я и делаю минимальный пакет в 3-4 часа работы. Быстрее просто нереально – увы.

(за исключением просто съемки в загсе)

За это время мы успеем сделать всего около 150-200 фотографий (в часе увы только 60 минут)

А вы успеете расслабиться и не будете выглядеть на фото скованными.

Это минимальный пакет.

Полноценный пакт свадебной съемки начинается от 7-8 часов.

В этом случае не только молодожены, но и гости успевают попасть в кадр. Можно успеть заснять и утренние сборы и кусочек ресторана. ( если правильно все спланировать)

Еще частый вопрос, который задают, – обязательна ли свадебная прогулка ( постановочная фотосессия )?

Можно ли сразу после загса поехать в ресторан и начать съемку там с гостями?

– Конечно, можно. Все в этот день должно проходить так, чтобы Вам было хорошо.
Поэтому сценарий свадебного дня определяете Вы.
Я только подсказываю вам, с учетом своего опыта, что возможно сделать, а что нет.

ХОРОШИЕ ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ НА СВАДЕБНУЮ ФОТОСЕССИЮ

Я считаю, что правильно начинать фотосъемку в свадебный день не с ЗАГСА, а из дома, или еще лучше из отеля, где проходят сборы невесты.

В таком случае Вы успеваете привыкнуть к камере и уже к моменту выхода из дома не стесняетесь ни меня ни камеры. ( расслабиться)
Если сборы проходят дома, то я успеваю поснимать волнующихся родителей, мелкие свадебные детальки, процедуру одевания платья и т.д.
Если у Вас есть выкуп, то снимаю выкуп и гостей.
Если сборы в отеле, то мы можем успеть красивые кадры утра невесты.
Кстати вот здесь есть 9 советов для утра невесты.

После сборов едем в ЗАГС
После этого все проходит примерно так же, как и в минимальном варианте. ( смотреть выше)

После прогулки едем в ресторан, там снимаем гостей, которые приехали только к ресторану и начало банкета. Обычно первый час до первого танца.

На все это обычно уходит 7-8 часов,
Это все реально если у вас примерно 30-40 гостей и правильно спланированы переезды.

Это хороший вариант, когда ВЫ хотите сделать фотосессию свадебного дня и немного сэкономить.

Если у Вас больше гостей или есть поездки по разным местам или еще что-то, то время легко может увеличиться до 10 часов.

При таком варианте появляется возможность уделить время гостям, снять портреты всех гостей даже если их у вас 50-80 человек.

Если же Вы хотите снять свадьбу целиком , от сборов до торта, то на это обычно уходить примерно 12-14 часов

За это время можно снять все, и прогулочную фотосессию, и банкет, снять все свадебные обычаи – первый танец, передачу очага, торт, бросание букета и подвязки и т .д

Какой вариант выбрать? Звоните 8-916-597-94-78

Все обсудим, назначим встречу, на встрече спокойно составим весь план вашего дня.

После этого Вам сразу станет понятно какой вариант выбирать.

Кроме того, станет понятно к какому времени приглашать визажиста, какую машину заказывать и к какому времени.

Станет понятно куда мы пойдем гулять, где будем проводить свадебную фотосъемку, и много других организационных моментов.

,

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Утреня

Утреня (греч. ὄρθρος, лат. matutinum, laudes matutinae) — одно из богослужений суточного круга (литургия часов).
В большинстве литург. традиций У. рассматривается как одна из двух (наряду с вечерней) важнейших часовых служб, получивших в литургике наименование великих часов. Это отношение восходит к первым векам христианства, когда общинная молитва верующих помимо Евхаристии в осн. ограничивалась ежедневной утренней и вечерней хвалой Богу. Значение У. в суточном богослужебном круге подчеркивается Учительством Католической Церкви: «Утреня как молитвы утром и Вечерня как молитвы вечером по священной традиции всей Церкви должны считаться стержнем ежедневной Литургии часов и совершаться соответственно» (SC 89а). У., как явствует из мн. ее элементов, направлена на то, чтобы освящать утро (ср. Общее наставление Литургии часов 38) как начало светлого времени суток и естественного периода бодрствования людей. Этот литург. час, совершаемый с первыми лучами нового дня, также напоминает о воскресении Христа — Света истинного, просвещающего всякого человека, и Солнца правды, восходящего свыше (там же; ср. Ин 1, 9; Мал 4, 2; Лк 1, 78).
В тримском обряде У. традиционно именовалась часовая служба, функционально соответствующая полунощнице в ряде вост. обрядов. Эта монаш. служба начиналась примерно в 2 ч пополуночи и заканчивалась еще до рассвета. У. имела следующий порядок: после тайного чтения осн. молитв (Молитва Господня, Ангельское приветствие и Апостольский символ веры) следовало предначинание; затем, после гимна, варьировавшегося в зависимости от празднования или литург. времени, совершался ноктурн, состоявший из трех псалмов с антифонами, сопровождавшихся тремя чтениями; в воскресенья и большие праздники У. содержала 3 ноктурна: чтения 1-го обычно брались из внеевангельских книг Писания, 2-го — из христ. авторов или житий святых, 3-го — из Евангелия; в каждом из ноктурнов обычно имело место последовательное продолжающееся чтение (lectio continua) небольших фрагментов текста.
По воскресеньям (кроме Адвента и Великого поста) У. завершалась гимном TeDeum.К позднему Средневековью утвердилась практика непосредственно после У. совершать следующий литург. час — лауды, исходно служившиеся на заре, так что вместе они стали фактически единым богослужением. Параллельно возникла тенденция переносить У. вместе с лаудами на вечер накануне (за исключением отд. монаш. орденов, придерживавшихся принципа четкого временного соответствия каждой из часовых служб).
Неповторимым по ряду особенностей богослужением была Тёмная У. (Tenebrae),представлявшая собой соединение У. и лаудов в последние три дня Страстной недели (название объясняется тем, что во время этой службы храм постепенно погружался во мрак).
В результате литургической реформы, осуществленной после II Ватиканского собора, некоторые элементы У. и лаудов были объединены в целостное богослужебное последование (ранее аналогичное соединение было проведено англиканами) — хвалы утренние (laudes matutinae); однако в некоторых языках по отношению к нему используется то же слово, каким прежде именовалась У. (рус. католики обычно называют это богослужение просто У.). Др. элементы дореформенной У. были трансформированы в особое богослужение суточного круга, именуемое Часом чтений (Officium lectionis), которое может предварять У., но может совершаться и в иное время суток, будучи присоединено к др. литург. часу. В прежнем виде У. сохранилась только в традиционалистских общинах — как схизматических, так и находящихся в общении с Апост. Престолом, но совершающих богослужения по экстраординарной форме рим. обряда.
Структура реформированного последования У. такова: гимн; 2 псалма, между которыми читается песнь из ВЗ; краткое библ. чтение (которое может быть заменено пространным); Песнь Захарии с антифонами; прошения, которыми день посвящается Господу; Молитва Господня; заключительная молитва и отпуст (все тексты, кроме Песни Захарии, Молитвы Господней и отпуста, изменяемые: они берутся из Четырехнедельной Псалтири или из частного последования литург. Празднования).
Ввиду пожелания отцов II Ватиканского собора, чтобы по мере возможности каждый из литург. часов соответствовал своему действительному времени (ср. SC 88), совр. католики рим. обряда стремятся избегать того, чтобы совершать У. не в утреннее время суток.
В византийском обряде в составе У. выделяются 4 гл. части. В 1-й части после начального возгласа, предначинательных молитв (которые в ряде случаев могут пропускаться) и благословения священника следует чтение Пс 19 и 20 и пение тропарей; в это время совершается каждение храма. Далее читается Шестопсалмие (Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142), во 2-й половине которого священник читает 12 «тайных» молитв. Далее Великая ектения завершается пением Бог Господь и соответствующими тропарями. Символика этой части выражает покаяние и осознание грехов.
2-я часть У. призвана постепенно возвести молящихся от грустно-покаянного настроения к радости и хвале. Она состоит из чтения кафизм (фрагментов Псалтири) и, в воскресенья и праздники, Полиелея (на воскресной У. после пения стихов из Пс 134 и 135 звучат тропари Ангельский собор; тем временем предстоятель совершает каждение всего храма), который увенчивается чтением Евангелия.
Основу 3-й части У. составляет чтение и (или) пение канона, представляющего собой особый гимнографический жанр. В каноне вспоминаются и прославляются свящ. события или лица, память которых приходится на данный день. Перед последней песнью канона поется Песнь Богородицы с рефреном Честнейшую херувим после каждого стиха (в это время диакон или священник совершает очередное каждение храма).
Во время 4-й части У. читается или поется Великое славословие, за которым следуют хвалитные стихиры, перемежающие стихи Пс 148-150, две ектении и отпуст.
Различаются У. вседневная и праздничная. В практике рус. правосл. традиции последних веков У. зачастую совершается накануне, сразу после вечерни, что обусловлено исторически сложившимся вытеснением на Руси Студийского устава (стремившегося к большему соответствию богослужений суточного круга тому времени суток, на которое они изначально предписаны) иерусалимским, с его тенденцией к соединению двух вел. часов во всенощное бдение. В ходе ист. развития такие бдения существенно сократились и сместились на вечер. В рус. правосл. практике всенощное бдение обычно совершается в канун воскресных и праздничных дней. В греч. традиции, а также в большинстве общин католиков визант. обряда У. обычно совершается отдельно от вечерни, в исконно соответствующее ей время суток; Божественная .литургия зачастую предваряется У.
Пасхальная У., совершаемая в пасхальную ночь (устаревшее разговорное название — заутреня), начинается после крестного хода с благословения в притворе и затем служится в храме: она отличается рядом внеш. особенностей, составом текстов, большей динамичностью и отсутствием мн. обычных для У. элементов. В дни Светлой седмицы пасхальная У. имеет несколько сокращенный вид.
Тексты У. в части, предназначенной для священнослужителей, находятся в Служебнике; песнопения, псалмы и молитвы, исполняемые чтецами и хором, содержатся в Часослове, Октоихе (либо Триоди или Минее праздничной) и Псалтири следованной; общее руководство по совершению У. изложено в Типиконе (гл. 1-5, 9).
По структурному типу У. составлены дополнительные богослужения, напр. молебен и отпевание, а также типологически примыкающая к нему и являющаяся его модификацией панихида.
о. Р. Колупаев, П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1629-1632.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • См. раздел: БОГОСЛУЖЕНИЯ

    • Чинопоследование Утрени (из Часослова)
    • Октоих современным шрифтом
    • Христианская православная Утреня проф. Н. Д. Успенский
    • Начало утрени проф. М. Н. Скабалланович
    • Утреня. Практическое руководство И. Гасалв, А. Кашкин
    • Прокимны Утрени
    • Фоторассказ об Утрене
    • Видео. Всенощное бдение

    ***

    У́треня (греч. ὄρθρος (ортхрос) (от глагола ὀρθρίζω — рано приходить)) – церковное общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.

    Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

    Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

    Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

    Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

    Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

    Схема утрени на всенощном бдении

    1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
    2. Великая ектения.
    3. Песнопение «Бог Господь и явися нам».
    4. Тропари воскресный или празднику (святому).
    5. Чтение кафизм.
    6. Малая ектения.
    7. Полиелей («Хвалите имя Господне»). Каждение всего храма.
    8. Воскресные «непорочны» («Благословен еси, Господи»).
    9. Величание (под великие праздники).
    10. Малая ектения.
    11. Седальны или ипакои.
    12. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
    13. Вынос Евангелия.
    14. Прокимен.
    15. Чтение Евангелия.
    16. Песнопение «Воскресение Христово видевше».
    17. Чтение 50-го псалма.
    18. Слава. «Молитвами Апостолов». И ныне. Молитвами Богородицы».
    19. Канон (после 3-й и 6-й песней — малая ектения и кондак). По 8-й песни канона песнопение «Величит душа моя Господа». Каждение всего храма.
    20. Экзапостилларий или светилен.
    21. Песнопение «Всякое дыхание да хвалит Господа».
    22. Стихиры на хвалитех. И ныне: Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево».
    23. Великое славословие.
    24. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника и Богородичен.
    25. Сугубая ектения.
    26. Просительная ектения.
    27. Отпуст великий. Многолетие.
    28. Первый Час.

    Евангельские чтения на воскресной утрене

    Общее число эпизодов Евангелия, читаемых на воскресной всенощной, — одиннадцать. Это чтение может быть заменено лишь в случае совпадения воскресного дня с двунадесятым праздником.

    Воскресные евангелия на утрене оказывают влияние на состав эксапостилария, его богородична и евангельской стихиры, которые зависят от евангельского чтения (а не от гласа) и находятся в приложении Октоиха.

    1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь;

    2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является Ангел;

    3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, Вознесение;

    4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — мироносицы и ап. Петр у гроба Спасителя;

    5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — явление Христа ап. Луке и Клеопе на дороге в Эммаус;

    6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и Вознесение;

    7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученики приходят к гробнице Учителя;

    8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Марии Магдалине;

    9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — уверение ап. Фомы;

    10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы;

    11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Христа с ап. Петром.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *