Гипатия ( философ ).
Елена Блаватская ( теософ ).

Современная теософия классифицируется видными представителями западной философии как » пантеистическая философско-религиозная система «. Русский философ Владимир Трефилов утверждал, что учение Блаватской формировалось с самого начала как синтез философских взглядов и религиозных форм разных эпох и народов с современными научными идеями. Майкл Вакофф, автор «Энциклопедии философии Рутледжа», заявил, что теософия Блаватски основана на буддийской и индуистской философии и фрагментах западного эзотеризма с использованием «абсолютистской метафизики «. В «Новой энциклопедии философии» говорится, что теософия Блаватской — это попытка объединить в универсальную доктрину все религии путем раскрытия их «общей глубинной сущности» и выявления «значений идентичности символов», всех философий (включая эзотерические ) и всего остального. науки (в том числе оккультные ).

Философы о теософии

Одна точка зрения

Французский философ Рене Генон писал, что «теории Теософского общества настолько странно похожи на теории Бергсона, что можно задаться вопросом, не берут ли они оба общего источника». Он заявил, что центральное место в теософической доктрине занимает «идея эволюции». Затем он написал, что, согласно теософскому учению, существуют

«семь» материнских рас «сменяют друг друга в течение» мирового периода «, то есть пока» волна жизни «пребывает на данной планете. Каждая» раса «включает семь» подрас «, каждая из которых разделена на семь «ветвей». С другой стороны, «волна жизни» последовательно проходит через семь глобусов по » кругу «, и этот «круг» повторяется семь раз в одной и той же «планетарной цепочке» после которые «волна жизни» переходит в другую «цепь», состоящую также из семи планет, которые в свою очередь будут пересечены семь раз. Таким образом, в «планетной системе» есть семь «цепей», также называемых «предприятием эволюции». «; и, наконец, наша солнечная система состоит из десяти» планетных систем «… В настоящее время мы находимся в пятой» расе «нашего» мирового периода «и в четвертом» круге «» цепи «, из которой Земля составляет часть и занимает четвертый ранг. Эта «цепь» также является четвертой частью нашей «планетной системы» «.

Что касается «так называемых очень секретных тибетских текстов», использованных Блаватской при написании ее книг «Тайная доктрина» и «Голос безмолвия» , Генон заявила, что у нее есть «перевод отрывков из Канджура и Танджура «, опубликованный в 1836 году. от Александра Чома де КОРОС .

Другая точка зрения

Украинский философ Юлия Шабанова писала, что в современных интерпретациях теософского учения можно встретить понятие «философия теософии». В соответствии с этой логикой теософия должна содержать, помимо философии, другие аспекты и проявления. Специфика теософии — «целостность теоретического и практического , метафизического и экзистенциального , трансцендентности и имманентности , универсального и частного , эпистемологии и онтологии «. Теософский объект познания, как и философский, является «универсальным, существенным, окончательным». Но, по мнению Шабановой, философия, стремясь к существенному, хотя и допускает в своем пространстве иррациональность , мистицизм или интуиционизм, рационально объясняет особенности картины мира.

По мнению Шабановой, термин «теософия» часто применяется к теософическим учениям, которые можно считать «корпусом теософии». Она писала, что необходимо различать, во-первых, трансцендентальную основу теософии как ее «универсальное ядро», во-вторых, теософию как «состояние сознания» и, в-третьих, теософию как систематически сформулированное учение. Если «Божественная мудрость» является абсолютной Истиной, тогда » Теософское учение » отражает грани этой Истины, представленные через «просветленное сознание» и заключенные в определенные знания и представления. Таким образом, теософское учение — это не Истина, а лишь ее «описание». Быть опытным в теософическом знании еще не означает достичь «теософического состояния сознания», потому что накопления знания недостаточно для достижения «мудрости». Она утверждала, что теософское учение приобретает смысл через самореализацию человека, которая является «способом пробуждения Божественной мудрости». Шабанова отметила «синтетический характер» теософского учения, обусловленный синкретической природой «трансцендентального ядра» теософии. По этой причине теософию нельзя выразить в форме «окончательной доктрины», и ее различные интерпретации приводят к противоречиям как внутри Теософского общества, так и во внешних оценках.

Определение теософии Блаватской цитируется в книге Шабановой:

«Теософия — это … архаическая Религия Мудрости, эзотерическое учение, когда-то известное в каждой древней стране, претендовавшей на цивилизацию. Эту» Мудрость «все старые писания показывают нам как эманацию божественного Принципа; и ясное понимание этого символизируется в таких названиях , как индийский Будха , вавилонского Нево , на Тота Мемфиса, в Гермеса Греции, в наименованиях, а также, некоторых goddesses- Метис , Neitha , Афины , в гностической Софии , и , наконец, вед , из слово «знать». Под этим обозначением, все древние философы Востока и Запада, Иерофантов старого Египта, то Риши из Арьяварте , тем Theodidaktoi Греции, включены все знание вещей оккультных и , по сути божественного «.

Шабанова писала, что, согласно Блаватской, «теософия в своем воплощении есть само духовное знание — сама сущность философского и теистического исследования». И истинные теософы должны верить в неосязаемую, всемогущую, вездесущую и невидимую Причину, которая «есть Все и Ничто ; вездесущая, но единственная; Сущность, заполняющая, связывающая, ограничивающая, содержащая все; содержащаяся во всем».

В 1879 году основоположник современной теософии впервые представил утверждение о «единой Высшей Сущности, Непознаваемой и Непознаваемой «, которая была «центральной идеей Эклектической Теософии». Это утверждение было позже развито Блаватской в ​​произведении к «Тайной доктрине» , где говорится, что существует «Вездесущий, вечный, безграничный и непреложный принцип, о котором невозможно спекулировать, поскольку он превосходит силу человеческого понимания и может только быть затмеваемым любым человеческим выражением или подобием «.

Блаватская о философии

«Философы и философы»

Арнольд Кальницкий, религиовед, писал, что в статье Блаватской «Философы и философы» речь идет о «проблемах философии с теософической точки зрения». Автор статьи считает, что теософия заслуживает уважения как серьезная интеллектуальная деятельность, основанная на публично озвученных философских принципах. По словам Кальницкого, чтобы избежать путаницы, она говорит, что теософию нельзя сводить к какой-то одной форме знания или интеллектуальной деятельности: «Теософия, конечно, не философия, просто потому, что она включает в себя каждую философию, любую науку и религию».

Кальницкий писал, что автор статьи полностью убежден в том, что теософия должна быть «кровью жизни» философии, которая определяется как «наука о божественном и человеческом и причинах, в которых они содержатся». Также она считает, что только теософия имеет «ключи» к этим причинам. Блаватская утверждает, что философия была «точкой кристаллизации» различных форм знания, и он цитирует это следующим образом:

«В применении к богу или богам оно стало теологией в каждой стране ; в отношении материальной природы оно называлось физикой и естественной историей; в отношении человека оно проявилось как антропология и психология ; а когда оно было поднято на более высокие уровни, оно становится известным как Метафизика . Такова философия — «наука о следствиях по их причинам» — сам дух доктрины кармы , самого важного учения под разными названиями каждой религиозной философии и теософского принципа, который не принадлежит ни к одной религии, но объясняет их Философию также называют «наукой о вещах, которые возможны, поскольку они возможны».

Теософия и гегельянство

По мнению Кальницкого, Блаватская в своей статье явно пытается получить «легитимацию» своих теософских идей, утверждая, что они не расходятся со взглядами Гегеля на сущность философии:

«Гегель рассматривает это как» созерцание саморазвития Абсолюта «, или, другими словами, как» представление Идеи «( нем . Darstellung der Idee ). Вся Тайная Доктрина, из которой работа несет это имя — всего лишь атом — такое созерцание и запись, насколько конечный язык и ограниченная мысль могут записывать процессы Бесконечного «.

Таким образом, согласно Блаватской, Теософская Тайная Доктрина является наиболее полным и «зрелым» выражением «философской деятельности», которая осуществляется как «такое созерцание и запись» Абсолюта. Кальницкий писал, что, обращаясь к гегелевской теории и пытаясь найти в ней «существенные доктринальные параллели», она стремится укрепить свой философский авторитет. Система Гегеля, как и большинство других идеалистических течений в философии, давала много полезных концепций теософам, но в большинстве случаев теософские взгляды расходились с ними из-за ряда различий в основных положениях. С точки зрения теософов, философская деятельность считалась бесплодной без оккультных и мистических предположений, и разумные поиски были оправданы только в том случае, если они предоставили доказательства своих убеждений.

Кальницкий писал, что, определяя «теософские спекуляции» как акт истинной философии, Блаватская утверждает, что общность целей устраняет традиционные религиозные ограничения: «Таким образом, становится очевидным, что теософия не может быть» религией «, тем более» сектой «, но это действительно квинтэссенция высшей философии во всех ее аспектах «. По его мнению, утверждение Блаватской о том, что теософия — это «синтез» и что-то «большое» по сравнению с любой дисциплиной или типом знания, неизбежно представляет определенную лингвистическую путаницу и противоречия. Она утверждает, что ее теософию следует рассматривать как «квинтэссенцию высшей философии во всех и всех ее аспектах» и что она «не может быть религией». Пытаясь сохранить религиозные, философские и научные традиции, она настаивает на том, превалируют над всем синтетическим и всеохватывающий статус теософии, используя риторический прием, когда кажется незначительным по сравнению с . Таким образом, теософия не просто религии, философия или науки, но более авторитетный и надежный источник , который охватывает и синтезируют их. В этом случае, теософия кажется » в квинтэссенции высшей философии.» Он написал, что «постоянное раздражение» автора статьи против любой попытки интерпретировать теософию как привилегированную религию или секту, что для нее является проблемой, требующей немедленного перехода к защите посредством провозглашения того, что теософия избегает догматизма и стремится быть инклюзивной.

Согласно Кальницкому, Блаватская была уверена, что она смогла доказать, что теософия может соответствовать любому определению философии, и есть общие философские принципы, которым теософия не противоречит. Она цитирует Уильяма Гамильтона , который сказал, что философия — это «поиск принципов, разумных и абстрактных истин», а также использование разума «в его законных объектах». Она считает, что теософия является полностью законным и надежным средством достижения этих целей, особенно в отношении природы » Эго , или ментального Я» и отношения между «идеальным и реальным». Поэтому теоретически она воспринимает теософию, хотя и с некоторыми ограничениями, как эквивалент философии. Блаватская считает, что «тот, кто изучает теософию, изучает высшую трансцендентальную философию «. По мнению Кальницкого, связывая теософскую систему с традицией философского мышления и преследуя аналогичные цели, она пытается добиться для себя большей респектабельности и авторитета.

Против бездуховного философизма

В конце своей статьи Блаватская прибегает к обвинительной риторике, пытаясь еще раз показать, что теософия часто находится за пределами горизонта людей, которые могли бы ее признать. Кальницкий отмечал: «Она сравнивает свою ситуацию с ситуацией Сократа «, утверждая, что если бы его учение было бы отвергнуто из-за выдвинутых против него обвинений, то знания, которые передавались через Платона и философов- неоплатоников , никогда бы не добрались до нас. Блаватская, снова обратив внимание на современные философские настроения, презрительно отзывается о тех, кто занимается бездуховным философствованием. Говоря об «истинных философах», она делает следующее наблюдение, которое Кальницкий процитировал:

» Скептик никогда не сможет претендовать на этот титул. Тот, кто способен вообразить вселенную с ее служанкой Природой случайно и вылупился, как черная курица из басни, из самодельного яйца, висящего в космосе, не имеет ни силы мышление, ни духовная способность воспринимать абстрактные истины, сила и способность которых являются первыми требованиями философского ума. Мы видим, что вся сфера современной науки пронизана такими материалистами , которые, тем не менее, заявляют, что их считают философами. Они либо ни во что не верят. как и секуляристы , или сомневающиеся в соответствии с манерой агностиков «.

Блаватская считала, что априорное предположение о духовной основе реальности определяет истинность любой философии. Кальницкий писал, что в заключительной части своей статьи она «превозносит» дедуктивные рассуждения Платона, сравнивая их с индуктивными рассуждениями современных мыслителей: «Никто из нынешних дарвинистов , материалистов и их почитателей, наших критиков не мог изучать философию иначе, как очень «поверхностно». Следовательно, хотя теософы имеют законное право называться философами — настоящими «любителями мудрости», их критики и клеветники в лучшем случае являются философами — потомками современного философизма «.

Критика философов

Рене Генон

Он назвал теософию Блаватски «теософизмом» (по- французски : теософизм ) и описал ее в своей книге как «псевдорелигию». Он написал, что представленное лидерами Теософского общества утверждение о якобы «восточном происхождении» их доктрины было ложным, а его первоначальная тенденция была явно антихристианской. По его словам, между доктриной Теософского общества или, по крайней мере, провозглашенной теософией в полном смысле этого слова нет абсолютно никакого родства:

«В конце концов, это всего лишь запутанная смесь неоплатонизма, гностицизма, еврейской каббалы , герметизма и оккультизма , причем все это собрано и может быть выражено вокруг двух или трех идей, которые, нравится это кому-то или нет, имеют полностью современный и чисто западного происхождения «.

По его мнению, теософские концепции эволюции «в основном представляют собой абсурдную карикатуру на индуистскую теорию космических циклов». Он писал, что теософию «надо довольно просто поместить вместе со спиритизмом и различными оккультистскими школами, с которыми она явно связана, в собрание причудливых произведений современного менталитета, которым можно дать общее название» неоспиритизм » . ‘»

Владимир Соловьев и др.

Русский философ Владимир Соловьев писал, что основные теории и доктрины Теософского общества «кажутся нам очень шаткими и неопределенными». Он объяснил, что Блаватская создала «псевдотеософское» общество, потому что ее учение «несостоятельно и ложно». Таким образом, современная теософия — это доктрина не только «антирелигиозная» и «антинаучная», но и «антифилософская».

Религиозный философ Сергий Булгаков заявил, что теософия , пытаясь заменить религию собой, превращается в «вульгарную псевдонаучную мифологию». По мнению Николая Бердяева , «современные» теософские «движения» исказили красивое слово «теософия» и «заставили нас забыть» о существовании подлинной «христианской теософии». Он считал, что современная теософия не представляет собой синтез религии, философии и науки, как говорят ее приверженцы, но есть их «смесь», в которой нет настоящей религии, настоящей философии, настоящей науки. Кроме того, он заявил:

«Трудно найти творческих мыслителей среди теософов. Средний уровень теософических книг не очень высок. Теософы борются с независимыми мыслями и мало интересуются множеством творческих процессов, происходящих за пределами их круга. круг очень характерен для теософского … сеттинга «.

Русский философ Владимир Лесевич , твердо веря в философское незнание Блаватской, едко заметил:

«Какую аудиторию они привлекут к себе, вы можете увидеть из остроумного разоблачения шарлатанических уловок мадам Блаватской, которая начала обсуждение философии Платона и говорила много всякой чепухи. Разоблачение всей этой чепухи показывает полная справедливость к характеристикам логических методов, недобросовестный автор » Разоблаченной Изиды» , который, по-видимому, воображает себя, что, если она сказала что-то втрое, приговор будет считаться доказанным «.

Сотрудница Института философии Лидия Фесенкова также подвергла резкой критике оккультные высказывания Блаватской, в которых описывался антропогенез: «С точки зрения науки такие убеждения являются явной ненормативной лексикой и не имеют права на существование в серьезной литературе. . »

Ссылки

На русском

внешние ссылки

  • Теософия: история и современность. (на русском)

История создания

Общество было основано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем (William Quan Judge).

Известен показательный факт. При регистрации Теософского общества в Сент-Луисе в 1880 году в американском суде судья А. Александер засвидетельствовал:

«Проситель не представляет собой религиозное общество <…> Следует отметить, что в ст. 2 Устава этого Общества слово «религия» употребляется во множественном числе. Преподавание религиозных учений есть образовательно-просветительская деятельность, а не религиозная. «Способствовать изучению религий» в некотором смысле означает содействовать изучению истории человечества. Попутно отмечу, что у Общества нет религиозного символа веры или особого культа».

С 1882 года штаб-квартира Общества находится в Адьяре, Индия, и с 1895 года Общество официально именуется Теософским обществом Адьяр.

Три цели Теософского общества, закрепленные в его уставе

  1. Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
  2. Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
  3. Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.

— Сведения о Теософическом обществе. // Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола».

Известные члены Теософского общества

  • Елена Блаватская, русский религиозный философ теософского направления, писательница, основательница «Теософского общества».
  • Мэнли Палмер Холл, писатель, лектор, философ-мистик, создатель «Философского исследовательского общества».
  • Томас Эдисон, американский изобретатель и предприниматель.
  • Уильям Крукс, английский химик и физик , Президент лондонского королевского общества (1913—1915) был членом с 1907 по 1912 годы.
  • Макс Гендель, оккультист, астролог, мистик и писатель.
  • Мотилал Неру, отец первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру.
  • Уильям Батлер Йейтс, ирландский англоязычный поэт, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года.
  • Анна Кингсфорд, одна из первых женщин в Англии, получивших ученую степень в области медицины.
  • Франчиа А. Ла Дью, борец за права коренных жителей Америки, основатель общины «Храм человечества».
  • Хильма аф Клинт, шведская художница, одна из первых представителей абстрактной живописи.
  • Туманян, Ованес Тадевосович

Судьба общества после смерти Е. П. Блаватской

Памятная марка, выпущенная в Индии в 1975 году и посвященная 100-летию основания Теософского общества

После смерти Блаватской её продолжателями стали Олкотт, а также британская социальная активистка А. Безант (Annie Wood Besant) и Джадж. В 1895 году последний, вследствие конфликта с двумя первыми, отделился и самостоятельно возглавил «Американскую секцию» общества.

Организация, возглавлявшаяся Олкоттом и Безант продолжает базироваться в Индии и известна как The Theosophical Society — Adyar; секция же, возглавлявшаяся Джаджем, ныне известна просто как The Theosophical Society, но для ясности часто добавляют international headquarters, Pasadena, California (адрес штаб-квартиры в Пасадине, Калифорния).

Третья структура, известная как The United Lodge of Theosophists (ULT), отделилась от второй в 1909 году.

Президенты Теософского общества

Полковник Г. С. Олькотт стал первым президентом Теософского общества и возглавлял его с 1875 по 1907 годы.

Анни Безант руководила обществом с 1907 по 1933 гг.

Джордж С. Арундейл — с 1934 по 1945 гг.

Чуруппумулладж Джинараджадаса (англ. Curuppumullage Jinarajadasa) — с 1946 по 1953 гг.

Нилаканта Шри-Рам — с 1953 по 1973 гг.

Джон Коутс — с 1973 по 1979 гг.

Радха Бернье — с 1980 по 2013 гг.

Тим Бойд с 2014 г.

Из истории теософского движения в России

Самая первая попытка основания теософского общества в России была не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном городе Смоленске 30 июня 1907 года. В том же году смоленские теософы стали выпускать журнал «Теософская жизнь», который издавался до 1909 г., а в 1910 г. выходил под названием «Жизнь духа».

В 1908 году в России существовало девять теософских кружков: четыре в Петербурге, два — в Варшаве, по одному — в Смоленске, Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России.

В годы дореволюционной деятельности Калужское теософское общество вело широкую просветительскую работу. Лекции и диспуты проводились в больших аудиториях (Дворянское собрание) при большом стечении публики. О времени проведения и теме мероприятия сообщалось заранее через газету «Калужский курьер».

Калужское теософское общество вело большую издательскую деятельность через издательство «Лотос» и издательства Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт, 1909), имело огромный авторитет среди теософов России. Его председатель Е. Ф. Писарева была избрана вице-президентом теософского общества России. В 1918 году местные власти распустили Калужское теософское общество, а в 1922 году Е. Ф. Писарева уехала в Италию.

Возродилось Калужское теософское общество в 1922 году. Его возглавил молодой инженер Валентин Митрофанович Лалетин.

Деятельность Калужского теософского общества прекратилась 13 ноября 1929 года в связи с арестом шестнадцати его членов. Кроме этого арестовано было четверо москвичей — всего 20 участников теософского движения.

23 февраля 1930 года Особое совещание коллегии ОГПУ приговорило к трем годам лишения свободы восемь человек и на три года ссылки в Северный край девять человек. Трое москвичей были оправданы и из-под стражи освобождены.

В настоящее время все осужденные реабилитированы.

Эта статья об оккультном движении, зародившемся в 19 веке. О эзотерическом христианском движении, основанном Бёме, см. Христианская теософия . Для использования в других целях, см Теософия (значения) . В логотипе Теософского общества собраны различные древние символы.

Теософия — это пантеистическая философско-религиозная система, созданная в Соединенных Штатах в конце девятнадцатого века. Он был основан прежде всего Еленой Блаватской , спиритуалистом-иммигрантом из России, и Генри Стил Олкотт , американским юристом и журналистом, и основывает свои убеждения преимущественно на трудах Блаватской. Классифицируемый религиоведами как новое религиозное движение и как часть оккультистского потока западного эзотеризма , он опирается как на более старые европейские философии, такие как неоплатонизм, так и на азиатские религии, такие как индуизм и буддизм .

В представлении Блаватской теософия учит, что существует древнее и тайное братство духовных адептов, известных как Учителя , которые, хотя и встречаются по всему миру, сосредоточены в Тибете . Блаватская утверждает, что эти Учителя культивировали великую мудрость и сверхъестественные силы, а теософы считают, что именно они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую. Они верят, что эти Учителя пытаются возродить знания о древней религии, когда-то найденной по всему миру, и которая снова затмит существующие мировые религии . Тем не менее, теософские группы не называют свою систему «религией». Теософия проповедует существование единого божественного Абсолюта . Он продвигает эманационистскую космологию, в которой вселенная воспринимается как внешнее отражение этого Абсолюта. Теософия учит, что целью человеческой жизни является духовное освобождение, и утверждает, что человеческая душа претерпевает реинкарнацию после телесной смерти в соответствии с процессом кармы . Он продвигает ценности всеобщего братства и улучшения общества, хотя и не предусматривает конкретных этических кодексов.

Теософия была основана в Нью-Йорке в 1875 году с основанием Теософского общества Блаватской и двумя американцами, Генри Олкоттом и Уильямом Куаном Джаджем . В начале 1880-х годов Блаватская и Олькотт переехали в Индию, где основали штаб-квартиру Общества в Адьяре , штат Тамил Наду . Блаватская описала свои идеи в двух книгах: » Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина» . Ее неоднократно обвиняли в мошенничестве в создании якобы сверхъестественных явлений, часто в связи с этими «хозяевами». После смерти Блаватской в ​​1891 году в Обществе произошел раскол, и Джадж привел Теософское общество в Америке к отделению от международной организации. При преемнице Джаджа Кэтрин Тингли в Сан-Диего была основана теософская община под названием Ломаленд . Основанное в Адьяре Общество позже было передано Анни Безант , под руководством которой оно в наибольшей степени выросло в конце 1920-х годов, прежде чем прийти в упадок. Теософское движение все еще существует, хотя и в гораздо меньшей форме, чем в период его расцвета.

Теософия сыграла значительную роль в распространении знаний о религиях Южной Азии в западные страны, а также в поощрении культурной гордости в различных странах Южной Азии. Многие выдающиеся художники и писатели также испытали влияние теософских учений. У теософии есть последователи во всем мире, и в течение двадцатого века у нее были десятки тысяч приверженцев. Теософские идеи также оказали влияние на широкий круг других эзотерических движений и философий, в том числе на Антропософию , Вселенскую и Триумфальную Церковь и Нью Эйдж .

ТЕОСОФИЯ (от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость, знание) – 1) в широком смысле слова – мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16–18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, – Я.Бёме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева;

2) религиозно-мистическое учение Е.П.Блаватской (1831–91; соч. «Тайная доктрина» – The Secret Doctrine, v. 1–2, 1888, рус. пер. т. 1–3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме – перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей – осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г.Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 – в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А.Безант, которая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р.Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

Литература:

1. Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911;

2. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.–Л., 1965;

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *