Современное понимание сущности символа немыслимо без изучения генезиса этого феномена. Изучение символа, как правило, ограничивается трактовкой отдельных символических структур, их классификацией. Однако, несмотря на обилие теорий и концепций, смысл понятия «символ» не становится более определенным. Функционируя в различных сферах общественной жизни, символ приобретает свою специфику в каждой из них.

Например, в культурологии символ – это особого рода знак, несущий в себе живую психическую связь с тем бытием, которое он означает.

А.Г. Шейкин, автор статьи «Символ», рассматривает данную категорию в нескольких аспектах:

1. В искусственных формализованных языках – понятие, тождественное знаку;

2. В эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – содержательный элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении;

3. В социокультурных науках – материальный или идеальный культурный объект, выступающий к коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта.

В различных сферах символ понимается по-разному. В сфере искусства символ – это образно представленная идея или вид идеи, данной образом.

В социологии под символом понимаются любые жесты, артефакты, знаки или понятия, что-то означающее, что-то выражающее или на что-то указывающее.

Большинство определений понятия «символ» сводятся к его предметному пониманию или сравниваются со знаком. Так, самое известное осмысление символа как знака мы находим у американского философа и семиотика Ч.С. Пирса, подчеркивающего огромную роль знаковости в мышлении. Действие символа основано на условном соглашении о смежности означающего и означаемого. Ч.С. Пирс разделяет существование символа, иконического знака и индекса: иконический знак существует как образ в памяти и, следовательно, принадлежит прошлому опыту. Индекс проявляется в настоящем опыте. Символ же направлен на определенное восприятие, опосредован словом и оказывает влияние на мысль и поведение его интерпретатора. Согласно теории Пирса, обладающие символическим характером знаки – благодаря тому, что обладают общим значением, — способны образовывать суждения, в отличие от индексов и иконических знаков, которые этого не делают. Общее значение выступает «общим правилом», которое не может быть определено полностью и, следовательно, может быть определено как «потенциальность». Это проявляется в одной из важнейших характеристик символа – его континуальности, недискретном характере его смысла. Но природа этой континуальности остается за пределами внимания исследователя, так как Ч.С. Пирс не касается собственно культурной феноменологии символа. Тем не менее, говоря о «потенциальности» символа, Ч.С. Пирс определяет его как бесконечное количество высказываний культурно значимых текстов и событий.

Символ не сводится, как знак, лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Символ – особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область.

В отличие от знака символ всегда является способом воплощения какой-либо трансцендентной идеи, способом постижения духовной реальности. Если знак всегда конкретен, то символ многозначен.

Различают простые и сложные символы. Простые символы – это элементарные геометрические формы, имеют глубоко архаический характер, обладают многоплановостью и многозначностью содержания, способны связываться в осмысленные последовательности. Сложные символы несут по сравнению с простыми символами более определенное, фиксированное и однолинейное значение.

Известный ученый Флоренский выделяет восемнадцать элементарных символов: точка, вертикальная линия, наклонная линия, горизонтальная линия, их пересечение, угол, треугольник, четырехугольник, крест, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, круг (окружность), диск (поверхность круга), сфера, яйцо, валюта. К сложным символам относятся такие символы как Амур, лавровый венок и т.п.

С точки зрения коммуникации, символ можно определить как особую коммуникационную модель, интегрирующую индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых «миров».

Л. И. Тимофеев определяет символ следующим образом: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.». «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще — это в сущности разновидности символики».

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что нет какой-либо полной классификации символов и символических построений, лежащих в основе образов рекламы.

Костинина А.В. в «Эстетике рекламы» предложила такую типологию, в которой символические построения объединила в крупные блоки по их функциональной заданности.

Типология символов по функциональной заданности:

1. Научные, философские, художественные, мифологические, религиозные;

2. Природа, общество, весь мир;

3. Человечески выразительные;

4. Идеологические и побудительные;

5. Внешнетехнические;

6. Классические.

Змановская Е.В. в книге «Основы прикладного психоанализа» предложила другую классификацию, в которой символы могут выступать в следующих формах:

1. Изобразительные символы (например, изображение природы или животных);

2. Графические символы (например, крест, звезда);

3. Математические символы (числа, действия);

4. Именные символы (имена и названия);

5. Цветовые символы;

6. Поведенческие символы (например, жесты);

7. Символы-ценности, обозначаемые словами (например, свобода, справедливость, родина, успех);

8. Персонифицированные символы (образы героев, кумиров, богов).

Типология символов так же предложена Пендиковым И.Г. и Ракитиной Л.С. в книге «Архетип и символ в рекламе». Авторы вышеуказанной книги предложили три основные группы символизации потребительских предпочтений в рекламе.

Группы символизации потребительских предпочтений в современной рекламе:

Антропологические символы. Символы в каждую эпоху имели различное значение, тем не менее, есть символы, которые универсальны для любых времен. Прежде всего, это символы, связанные со строением и физиологией человеческого тела, с процессами рождения, зачатия, взросления, смены состояния, смерти. Например, растение (дерево) – символ человека. Символы относятся, прежде всего, к собственному телу, так как собственное тело в индивидуальной истории жизни субъекта – самый первый природный классификатор.

В группу антропологических символов входят символические построения, использующие образ обнаженного тела. Реклама представляет собой особую реальность, где все красиво, начиная от квартир, стульев, диванов, заканчивая детьми, мужчинами и женщинами. Существует целый ряд товаров, в рекламных кампаниях которых использование женского тела оправдано. В первую очередь это относится к средствам личной гигиены, женскому белью, косметике. Психологи утверждают, что сексуальные образы – самые эффективные и универсальные способы привлечения внимания, происходит отождествление себя с героем рекламы.

Социальные символы. Среди наиболее сильных символов, относящихся к социальной группе, можно назвать образ семьи. В рекламе процесс потребления происходит зачастую в кругу счастливой семьи, что не только создает приятные эмоции, но и предполагает проецирование этого образа на потребителя рекламы, а в дальнейшем – и на потребителя рекламируемого товара. Влиянию базовых символов подвержены абсолютно все. Это первый уровень воздействия, например, здоровье, пища, безопасность. Существует еще несколько уровней, которые по сути совпадают с пирамидой потребностей А. Маслоу. Верхним уровнем пирамиды является самореализация. Применяя этот принцип к проблеме символа, можно говорить, что этот верхний уровень – самый разнообразный. С точки зрения производителя рекламы, большая и многослойная общность потребителей более или менее четко делится на сегменты. Это необходимо, чтобы позиционировать товар, строить предложение на символах, входящих в состав символьной системы конкретной, интересующей производителя товара аудитории. Среди социальных символов выделяют так же символы самореализации, достижения цели и труда, символ праздника.

Культурные символы. Они достаточно условны, так как трактуются исходя из общечеловеческого контекста. Культурные символы – это материализованные представления идеи или концепции, характерные для данной культуры. Искусно применяя культурные символы, специалисты могут увязывать позитивную символику с рекламируемыми товарами и услугами, повышая тем самым их привлекательность для потребителей.

В ряду культурных символов можно выделить географические, основанные на ассоциативной связи географического места и значения, которые он со временем обретает. Традиционно считается, что есть страны, специализирующиеся на выпуске определенной продукции и соответственно воспринимаемые как эталон качества. Использование в рекламе символов этих стран (Эйфелева башня – духи, Парфенон – оливковое масло, сакура – зеленый чай и т.д.) приближает товар к представляемому идеалу.

Различия культурных особенностей касаются и цветовых ассоциаций. Цвет – свойство человеческого восприятия, обусловленное психофизиологическими и когнитивными характеристиками индивида. Цвет способен сам по себе эмоционально или суггестивно воздействовать на сознание и психику, что, безусловно, говорит о его потенциальной символичности.

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

Достоинства использования широко распространенных символов заключаются в легкости узнавания, легкости интерпретации и произнесения, а также в знакомстве с подразумеваемыми ассоциациями и культурной предысторией символа. Совершенно очевидно, что человек испытывает потребность в определенной упорядоченности, в слове или символе, которым можно верить и которые вселяют в него ощущение знакомства. Символы действуют на интеллект, воображение, эмоции сильнее, чем любое другое средство.

Список литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, Б.С. Тернер, С. Хилл, 2000. – с. 286..

3. Рошаль, В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. –с. 94

4. Уайтхед, А.Н. Символизм, его смысл и воздействие / А.Н. Уайтхед. -Томск: Водолей, 1999. – с. 47.

Шейкин, А.Г. Символ. Культурология. ХХ век. Словарь. / А.Г. Шейкин. СПб.: — Университетская книга, 1997. – с. 404.

Как появился символ

определение понятие значение информация система структура принцип

слово знак символ смысл

Сначала появляется знак — связь в мозгу человека между определенным звуком или изображением (образ) с реально существующим животным, явлением природы, а впоследствии и с мифическим божеством. Когда же на заре человеческой цивилизации первобытные люди осваивают речь и рисуют первые изображения на стенах пещер, то возникают символы — условное изображение (образ), а позднее даже определенный назначенный предмет (вещь), которые становятся представителем реального значимого предмета, явления или действия в мыслительной деятельности. Понятие символа локально, так как распространяется среди членов одной общности и передается из поколения в поколение. Значение символа понятно только круг «посвященных».

Потребительский кредит

Потребительский кредит на неотложные нужды

Потребительский единовременный кредит

Потребительский возобновляемый кредит

Потребительский кредит на недвижимость

Потребительский доверительный кредит

Кредит на приобретение товаров

Потребительский кредит для молодых семей

Потребительский пенсионный кредит

Инвестиции в золото Ипотека Автокредит

Обряды и обычаи создают целую систему символов, которую можно назвать языком символов, что позднее приводит к появлению и символов языка, основу которого составляют символы букв (алфавит) или иероглифы.

Символ Википедия определяет следующим образом:

Символ (из греч. σύμβολον) —

  • знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета;
  • условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Всякий символ включает в себя вещь (образ), но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. ВикипедиЯ

Значение слова символ

Наверно всем известно, что истоки европейской цивилизации создал немногочисленный народ, проживавший в древности на территории современной Греции. Появление символа как отдельной категории так же произошло в Древней Греции, когда люди, связанные союзом наследственной дружбы, для опознания друг друга стали использовать осколки керамических пластин, которые идеально подходили друг к другу.

Слово символ

Греки называли эти черепки словом σύμβολα (symbolon), которое перешло во многие языки народов мира в значении символа. Позднее символами стали именовать предметы (например, половинки монет, амулеты, талисманы), представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства, либо имеющие тайное значение для определенной группы лиц: секты, культа, религии, тайных обществ, корпораций, ремесленных цехов.

Как в древности, так и сегодня символ проявляется только в диалоге «своих» людей — посвященных, которые каким-то образом знают его значение. Это позволяет людям одной культуры опознавать символ и понимать, что хотел сказать человек, употребивший символ в своей речи или изображении.

Определение символа

Определение символа шире, чем определение знака, и представляет нечто между знаком и моделью. Термин символ можно применить к знаку, выходящему за собственные пределы, имеющему некий смысл, интимно слитый с образом, но ему не тождественного. Значение символа не тождественно знаку, служащему для простого обозначения объекта, а служит обнаружению чего-то неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого.

СИМВОЛ (греч. symbolon — знак, примета, сигнал, от syn — вместе и bolos — бросание, метание; symballein — совместное бросание) — неиконический знак (не имеющий видимого сходства с обозначаемым предметом).

Особенности символа заключены в неразрывной, уникальной связи его знака («означающего образа») и его значения. Значение символа и его «означающая» сторона составляют одно слитное целое, в отличие от условного знака, аллегории, эмблемы, значение которых может быть передано другим знаком (например, эмблему чаши и змеи можно заменить надписью «аптека»). Существует определение символа, в котором термин символ это выразительный знак, потому как значение в символе не обозначается, а выражается. Значение символа познается целиком с помощью интуиции.

Отличие символа от аллегории заключается в следующих признаках: если художник показывает в частном всеобщее, то это символ, а если во всеобщем частное, то это аллегория. Аллегория в отличие от символа является иносказательным повествованием, на основе ассоциативной связи раскрывающим значение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Аллегория всегда основана на символах.

Человеческое сознание немыслимо без символов, потому что такова природа сознания, которая отражает мир в мозге человека в виде знаков и символов. Символ является исторической категорией, потому что на основе существующих появляются новые символы. Живые символы замещают мертвые символы, утрачивающие свою актуальность.

Пока символ сохраняет жизненность, он является выражением предмета, который иначе не может быть лучше обозначен. Символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением. Но как только его смысл родился из него, то есть, как только найдено выражение, формулирующее искомый, ожидаемый или чаемый предмет еще лучше, чем это делал прежний символ, так символ мертв, то есть он имеет еще только историческое значение.

В современном мире в «круг посвященных» входят целые народы, члены которых умеют определять символ и знают его значение.

Э. Кассирер даже определял человека как «символизирующее существо»; язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос…

СИМВОЛ — (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Понятие символа связано с понятием знак, но разница между символом и знаком заключается в том, что знак однозначен, так как является договором между людьми об указывании одного предмета на другой, то сущность символа многозначна. Смысл символа нельзя раскрыть простым усилием рассудка, человек должен в него «вжиться», стать «посвященным».

Смысл символов

Структура символа дешифруется только при активной внутренней работе сознания воспринимающего. Что такое символ, что нет — это зависит, прежде всего, от установки рассматривающего его сознания конкретного человека.

Смысл символов заключается в ценности (значимости) значений символа как для отдельного человека (физическое лицо, гражданин и индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

Виды символов

Природа символа заключена в его социально-коммуникативной функции. В зависимости от сферы человеческой деятельности можно выделить различные виды символов:

  • исторические символы — Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.);
  • религиозные символы — крест, иконы, мощи святых и др.;
  • мифологические символы — миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.;
  • идеологические и пропагандистские символы — программы, лозунги, воззвания, конституции и др.;
  • нравственные символы — белый цвет как символ нравственной чистоты и др.;
  • художественные символы — произведения искусства, в особенности монументального.

Данная статья написана для пояснения положений разделов Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. на данную статью: http://design-for.net/page/simvol

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

  • аванс
  • автокредит
  • банк
  • банковские операции
  • банковский кредит
  • бумажные деньги
  • БЫСТРОкредит
  • быстро кредит
  • быстрый кредит
  • валюта
  • Виды потребительского кредита
  • государство термин
  • гражданин
  • Гражданский кодекс
  • деньги
  • денежный долг
  • деньги фидуциарные
  • долг
  • договор
  • задаток
  • заём
  • залог
  • заработная плата
  • золото
  • инвестиции
  • инвестиции в золото
  • ипотека
  • история возникновения денег
  • история сбербанка
  • клиент
  • кредит
  • Кредит на приобретение товаров
  • кредитная организация
  • кризис
  • ломбард
  • ломбардный кредит банка
  • металлические деньги
  • микрокредитование
  • микрофинансирование
  • микрофинансовая организация
  • монета
  • неокономика
  • неокономика Хазина
  • НЕОКОНОМИКА Григорьева
  • нужда
  • пенсия
  • предоплата
  • потребительский кредит
  • потребность
  • разделение труда
  • реквизит
  • реквизиты документов
  • рента
  • Россия
  • сделка
  • средство
  • ссуда
  • таможенный союз
  • товарные деньги
  • фидуциарные деньги
  • физическое лицо
  • центральный банк
  • эволюция электронных денег
  • юридическое лицо

В словаре Даля

м. греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне. | Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: си́мвол м.

  1. То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
  2. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
  3. Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

(от греч. symbolon — знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

В словаре Синонимы 4

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

си́мвол,
си́мволы,
си́мвола,
си́мволов,
си́мволу,
си́мволам,
си́мвол,
си́мволы,
си́мволом,
си́мволами,
си́мволе,
си́мволах

В словаре Словарь иностранных слов

а, м.

1. То, что служит условным обозначением какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. Голубь — с. мира. а

Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианской религии; 2) то же, что кредо.

2. Условное обозначение какой-нибудь величины, принятое той или иной наукой. Математический с. Хи-мические символы.

3. инф. В вычислительной технике: буква, цифра, условный знак как носители информации. | У древ-них греков с. — условный вещественный опознавательный знак для членов определенной обществен-ной группы, тайного общества и т.п.


Символизм > Язык символов

Язык символов — язык вечности

I. Мало сказать, что мы живем в мире символов, — мир символов живет в нас

Курс лекций «Философия и психология Востока и Запада»

В январе – марте 2012 г.
(уточняйте даты занятий в своём городе)
Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Москва
Санкт-Петербург
Великий Новгород
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Калининград
Нижний Новгород
Пермь
Петрозаводск
Самара
Смоленск
Тверь
Челябинск

Далеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно «разложить по полочкам», объяснить математическими формулами. В глубинах загадочной человеческой души таятся жемчужины опыта, заключающие в себе тысячу и один смысл, тысячу и одно переживание, тысячу и одну тайну. В сокровищнице духовной культуры человечества хранятся бесценные знания о человеке, природе и Вселенной, великие идеи и творения человеческого духа, за которыми стоят длинные цепочки событий, причин и следствий, судьбы многих поколений. Для их постижения всегда был необходим особый подход ума и сердца, ибо всегда существовали вещи, выходящие за рамки нашего обыкновенного рационального познания. Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов.

В предисловии к четырехтомному «Словарю символов», изданному в Париже, Жан Шевалье пишет: «Днем и ночью, когда мы беседуем, выражаемся жестами, видим сны, каждый из нас сознательно или бессознательно пользуется символами. Они придают форму нашим стремлениям и желаниям, подталкивают нас к действиям и новым начинаниям, моделируют наше поведение, лежат в основе наших успехов и неудач… Все науки, естественные и гуманитарные, искусство со всеми его направлениями — все, что составляет культуру человека, на своем пути встречается с символами. Все они должны объединить свои усилия, чтобы разгадать тайну символов и освободить энергию, сконцентрированную в них. Мало сказать, что мы живем в мире символов, — мир символов живет в нас».

Наша жизнь действительно наполнена символами. Они сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении. На самом деле, порой сами того не осознавая, мы часто встречаемся с символами и используем их, следуя таким образом за многими поколениями людей разных эпох и культур, которые на языке символов выражали свое состояние души, свое мировоззрение, свое понимание великих истин и тайн бытия. Ведь и мы постоянно сталкиваемся с явлениями, ситуациями, образами, предметами, существами, которые имеют для нас не только явно выраженные, общепризнанные характеристики и черты. Часто, сознательно или бессознательно, мы наделяем их другими значениями, не всегда связанными с их конкретными свойствами или функциями. Для нас они часто становятся напоминанием, символом неких чувств, переживаний, состояний и опытов познания, выходящих за пределы конкретной физической реальности.

Когда в нашем сновидении появляется тетя Маша из соседнего двора, с которой мы ссоримся, проходим вместе через странные, фантастические ситуации и которая в конце сна превращается в чудовище, преследующее и пытающееся убить нас, совершенно очевидно, что речь не идет о конкретном человеке, знакомом нам из повседневной жизни. Наша душа просто использует образ тети Маши как символ своих определенных внутренних состояний и переживаний или какой-то внешней, еще не решенной нами проблемы. Таким ярким способом она предупреждает нас о наличии внутренней дисгармонии или конфликта, о том, в чем они состоят и через что проявляются, а также о том, что этот конфликт необходимо срочно решать, если мы не хотим, чтобы он закончился для нас плачевно. Более того, через один-единственный образ тети Маши и все ситуации, связанные с ней, наша душа также предупреждает, какие последствия ожидают нас в том случае, если мы не сумеем сделать верных конкретных шагов. Все это показывает нам сновидение в форме символов, и самая трудная задача — разгадать их значение.

Эта статья входит в книгу «Мудрость любви», которую вы можете приобрести в нашем интернет-магазине

Обращаясь к любимому человеку со словами «солнышко мое» или «мое золото», мы не задумываемся о том, что конкретное небесное тело и конкретный металл символизируют не только безграничную гамму наших прекрасных чувств, для которых не нужно много слов и объяснений. Сколько параллельных смыслов, значений, законов и истин скрывается в одних только символах Солнца и золота! Во все времена эти символы использовались в алхимии, астрологии, медицине, в мифах и легендах народов мира; их можно увидеть на портиках храмов, в лабиринтах гробниц и пирамид… Что делает эти на первый взгляд простые, всеми любимые понятия символами, содержащими в себе целые мировоззрения, глубокие познания о сотворении мира и великих законах Вселенной, о процессах трансформации, происходящих в природе и в душе человека? Сколько в них еще не познанного? Учитывая, что подобных символов существует бесконечное множество, мы вправе говорить о том, что символы — это не просто язык, которым пользуется душа человека, для того чтобы понять и выразить свои богатые многогранные состояния. Это целый удивительный мир, загадочная сокровищница духовной культуры человечества, в которой заключены не только вся мудрость поколений, но и еще не раскрытые таинства существования человека, природы, Вселенной.

Когда нам снится, что мы горим, что нас охватывает большое пламя, проходя через боль, мы меняемся и становимся кем-то другим, мы просыпаемся в холодном поту и надеемся, что кошмарный сон больше не повторится. Подобные ощущения испытывали герои древних мифов Греции, Египта, многих других народов, с одной лишь разницей: впоследствии они узнавали, что прохождение через огонь обозначает процесс испытаний и изменений, ведущий к осознанию бессмертия и вечных принципов бытия. Символика сновидения, которое на первый взгляд показалось кошмарным, в мифах предстает в совершенно ином свете, хотя в обоих случаях за ней скрывается один и тот же смысл: она говорит о законах, этапах духовного развития как человека, так и человечества в целом. Таких мифов, легенд, сказок, в которых заключены целые символические комплексы, существует бесчисленное множество. Они очень схожи по форме, содержанию и по скрытым в них значениям; поражает тот факт, что они принадлежат совершенно разным эпохам, цивилизациям, культурам, не связанным между собой ни географически, ни исторически.

Как объяснить тот факт, что практически те же мифологические содержания появляются в сновидениях людей, которые о них никогда ничего не читали и не слышали? Значит ли это, что существует универсальный источник всех познаний, который лежит и в основе самого языка символов?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к свойствам символа.

II. Что такое символ?

Сегодня существует большая путаница между символами и простыми обозначениями. Трезубец Нептуна на банке селедки, царевна Лебедь на коробке стирального порошка, фигура Геракла на креме против облысения, Афродиты — на таблетках для похудения, Гермеса — на дверях нотариальной конторы — эти изображения ничем не отличаются от любых других обозначений, хотя в мифах, сказаниях, легендах, в некоторых ситуациях те же самые образы имеют глубокие и сокровенные свойства символов. Возникает вполне справедливый вопрос: почему в каких-то случаях некие образы, ситуации, персонажи, предметы, чувства и состояния приобретают свойства символов, а в других, имея ту же внешнюю форму, сводятся к простым обозначениям для новой зубной пасты, банка или марки автомобиля?

В своей книге «Проблемы души нашего времени» К. Г. Юнг пишет: «Я ни в коем случае не понимаю под символом аллегорию или простой знак; скорее я понимаю под ним некий образ, который должен, насколько это возможно, охарактеризовать всего лишь смутно предполагаемую природу духа. Символ не заключает в себе и не объясняет, а указывает через самого себя еще и на лежащий в стороне, непонятный, лишь смутно предполагаемый смысл, который нельзя было бы удовлетворительно выразить никакими словами нашего современного языка».

Многогранность, многозначность символа прекрасно определяет Р. Бекер: «Символ можно сравнить с хрусталем, пропускающим свет самыми разными способами, в зависимости от того, через какую грань этот свет проходит. Можно еще сказать, что символ — это живое существо, частица нашей собственной сущности, находящаяся в постоянном движении и трансформации. Когда мы в него проникаем, в тот момент, когда мы осознаем, что он является толчком для пересмотра и размышлений, изучая его, мы одновременно наблюдаем и изучаем свой собственный путь, перед нами открывается то направление, следуя которому наша душа улетит к новым далям».

На самом деле между символом и простым обозначением существует такое же различие, что и между живым человеком и его изображением на фотографии. Символом может стать буквально все: ситуация, образ, предмет, явление, существо, персонаж, — но для этого они должны приобрести определенные свойства, характерные для любой вечно живущей бессмертной сущности. Та вторая, загадочная параллельная жизнь, которую они содержат в себе и открывают перед человеком, должна выходить за пределы настоящего мгновения, за пределы данного физического существования. Свойства символа, о которых мы будем говорить, на самом деле характерны для всех истин, которые являются частью того, что древние философы называли Софией, — универсальной духовной мудрости, отражающейся в мировоззрении всех культур, религий и традиций.

III. Каждый символ скрывает в себе многогранное, глубокое знание

Е. П. Блаватская в книге «Тайная Доктрина», пишет: «Недавние открытия выдающихся математиков и каббалистов доказали вне всякого сомнения, что все теологии, от самой древней до позднейших, возникли не только из общего источника отвлеченных верований, но от единого, всеобщего эзотерического, или Сокровенного Языка… Все слова этого сокровенного языка выражали одинаковые понятия для каждого человека, к какой бы национальности он ни принадлежал… Символика должна быть изучаема под всеми ее аспектами, ибо каждый народ имел свои особые способы выражения. Короче говоря, ни один египетский папирус, никакая индусская олла, никакие ассирийские плитки, ни еврейские свитки не должны ни читаться, ни толковаться буквально… Каждый символ на папирусе или на олле является многогранным алмазом, каждая грань которого не только заключает в себе несколько толкований, но также имеет отношение ко многим наукам».

Все современные исследователи, серьезно занимающиеся языком символов, констатируют то, что давным-давно знали философы древности. Символ не только невозможно понимать буквально; даже зная, что в нем сокрыты глубокие познания о человеке, природе и Вселенной, его недостаточно просто исследовать обычным рациональным способом. Многоплановые значения символа не изучаются, а проживаются, открываются перед нашим внутренним взором постепенно, один за другим, иногда внезапно и неожиданно, иногда в результате длительных безрезультатных поисков, когда мы уже начинаем думать, что все усилия были тщетными. Так или иначе, символ никогда не раскрывает перед человеком всего своего содержания, а только ту часть, которая для него становится актуальной, которую он в состоянии понять, поскольку она созвучна изменениям в его душе, его духовным поискам и стремлениям.

Древние философы говорили, что язык символов имеет как минимум семь ключей разгадки и понимания. Это значит, что существует по меньшей мере семь разных подходов к одному и тому же символическому материалу, и за каждым из них скрываются различные содержания и значения, каждый раз все более и более глубокие, относящиеся к разным граням существования и к разным наукам, но всегда дополняющие друг друга. Если нам открывается одно значение символа, на этом наша работа не заканчивается — напротив, она только начинается. Разгадывая одну загадку, мы на самом деле поднимаем лишь самую первую, самую поверхностную вуаль, скрывающую за собой другие вуали и другие тайны. Семь символических ключей — семь вуалей великой египетской богини Исиды; приоткрыв одну, остается только констатировать, что она ведет к другой вуали, к другой загадке, скрывающейся за ней. Язык символов сам по себе является великой загадкой. Е. П. Блаватская справедливо замечает: «Великая архаическая система, известная еще с доисторических времен, как священное Знание-Мудрость, обладала и обладает еще своим мировым языком… — языком Иерофантов, имеющим как бы семь «наречий», из которых каждое относится и особо приспособлено к одной из семи тайн Природы. Каждая из этих тайн имеет свой собственный символизм. Таким образом, Природа могла быть читаема во всей ее целости или же изучаема в одном из ее специальных аспектов».

Даже в системе, согласно которой многие познания были закодированы на языке символов, есть простая и красивая логика, хотя она может показаться чуждой нашему рациональному восприятию, привыкшему рассматривать все подходы подобного плана как оригинальный плод фантазии. В своей лекции «О лунопочитании древнем и современном» Джеральд Мэссей рассказывает: «…Когда египтяне представляли луну как кошку, они не были настолько невежественны, чтобы предполагать, что луна была кошкою, также и подвижная фантазия не видела ни малейшего сходства между луною и кошкою. Миф кошки не был простым расширением словесной метафоры; также не было у них намерения создавать недоумения или загадки… Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны… Кошка называлась по-египетски мау, что означает зрячий, от глагола мау — видеть… Луна, как кошка, была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале. Под видом богини Пашт кошка стережет солнце, попирая лапою главу змия тьмы, именуемого его вечным врагом!»

На примере символики кошки мы можем проследить определенную динамику, по которой раскрывается каждый символ: начиная с самого первого, поверхностного содержания, одно символическое значение ведет к другому, более глубокому. Ведь «глаз солнца», «зрящий в темноте», «зеркало происходящего», «сражение со змеем тьмы» представляют собой уже новые символические образы, также имеющие многогранные и разнообразные значения, ведущие к новым далям и новым познаниям. Их мы можем встретить не только в рамках символики кошки, но и во многих других символических материалах. В зависимости от того, в каком ключе их рассматривать, они могут привести нас как к познанию законов видимой и невидимой природы, так и к внутреннему миру человека и скрытым в нем потенциалам, к этапам ученического Пути, к этапам сотворения мира и многому еще.

Динамика раскрытия сокровенных значений символов, а также все процессы трансформации и эволюции, происходящие в человеке, природе и Вселенной, очень интересно и красиво прослеживаются в мифах, сказках, легендах. Е. П. Блаватская пишет об этом: «Ни один мифологический рассказ, ни одно традиционное событие в народных сказаниях никогда, ни в одну эпоху не были вымыслом, но каждый из таких рассказов имеет действительно историческую подоснову… Даже притча есть выраженный символ; вымысел или легенда, как думают некоторые; аллегорическая передача жизненной реальности, событий и фактов, говорим мы. Именно, как мораль всегда выводилась из притчи, причем подобная мораль была действенной правдою и фактом в человеческой жизни, так и историческое, реальное событие было извлекаемо теми, кто были сведущи в этих священных науках, из эмблем и символов, запечатленных в древних храмовых архивах. Религиозная и эзотерическая история каждого народа была уложена в символах».

IV. Символ — хранитель тайны

Мудрецы древности учили, что каждый символ становится хранителем не только той актуальной для нас части Истины, которую мы в состоянии постичь на том или ином этапе своей жизни в зависимости от наших способностей, стремлений и духовных поисков. Он также охраняет ту таинственную, сокровенную часть великой Мудрости, которая останется для нас вечной загадкой, ибо чем более мы будем пытаться ее разоблачить, тем более она будет скрываться, преподавая нам очень полезный урок: чем больше мы познаем, тем больше расширяется круг Непознанного. Чем больше мы знаем, тем сильнее осознаем, сколько осталось еще неведомого, чего мы недостойны и пока не в состоянии понять.

Таким образом, каждый символ является хранителем Тайны, за которой скрывается еще одна Тайна, и еще одна… и так до бесконечности.

Первым шагом к постижению сокровенного содержания символов становится пробуждение в нас некоего предчувствия, еще ничего не объясняющего, ничего не утверждающего и не отрицающего, а только впитывающего происходящее вокруг, постепенно ведущего к формированию в нашей душе более конкретных образов, представлений и предположений. За каждым предчувствием следует новое предчувствие, еще одно, и еще одно… Это цепочка, не имеющая конца. На самом деле работа с символами — это целое искусство, в котором в равной мере сочетаются интуиция и разум.

Когда сокровенное значение символа становится в один прекрасный день известным и доступным всем, он частично умирает. Об этом пишет К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»: «Пока символ сохраняет жизненность, он является выражением предмета, который иначе не может быть обозначен. Символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением. Но как только его смысл родился из него, т. е. как только найдено выражение, формулирующее искомый, ожидаемый или чаемый предмет еще лучше… символ мертв, то есть он имеет еще только историческое значение… Символ теряет свою, так сказать, магическую или, если угодно, освобождающую силу, как только осознается его разложимость. Поэтому действенный символ должен обладать свойством неприкосновенности. Он должен быть наилучшим из всех возможных выражений для данного миросозерцания, который по смыслу безусловно не может быть превзойден; кроме того, он должен быть столь далек от постижения, чтобы критический интеллект не имел никаких путей к его действительному разложению; и, наконец, его эстетическая форма должна столь убедительно действовать на чувство, чтобы против него не поднимались и аргументы чувства».

V. Для понимания символа необходим резонанс

Если бы многозначность символа была его единственным свойством, его можно было бы назвать лишь содержательно богатым обозначением. Однако дело обстоит иначе: при каждой встрече хранителя Тайны с тем, для кого эта Тайна хранится, происходит сильная взаимная реакция.

Понимает или не понимает человек сокровенное содержание символа, кажется ли ему его внешняя форма странной и далекой, символ всегда может воздействовать на человека и сыграть в его жизни роль Учителя и наставника, при условии если человек искренне нуждается в этом и не остается к нему равнодушным.

Чтобы увидеть, как символ «оживает», нужно «ожить» самому. В момент истинной встречи человека и символа в душе человека наряду со смутными предчувствиями, далекими от конкретного понимания, происходит глобальная встряска, настоящее потрясение, не объяснимое никакими словами. Еще ничего не осознавая и не желая, человек более бессознательно, нежели сознательно начинает реагировать на символ. В его душе символ находит отклик, вступает с ней в резонанс. Никогда не бывает так, что сначала мы понимаем сокровенное содержание символа, а потом происходит все остальное; совсем наоборот. Сначала в каком-то уголке своей души мы вдруг находим созвучие с ним, открываем, что он нам очень интересен и близок. Мы начинаем осознавать, что символ стал для нас вызовом, подталкивающим к переосмыслению многого из того, что мы до сих пор понимали, чувствовали и знали, что многое внутри нас начинает меняться и что благодаря этому даже сама наша жизнь становится другой. Так начинается длительный путь трансформации души, которую вызывает и к которой подталкивает символ. А сам он становится зеркалом этого пути, всех его этапов, испытаний, сомнений и откровений. После истинной встречи с символом ничто не может оставаться таким, каким было раньше, да и сам человек уже не тот.

В древних традициях на каждом этапе ученического Пути человека сопровождали особые символы. Когда в Древнем Египте на разных этапах символами ученика были анх — ключ жизни и смерти, уджат — глаз внутреннего зрения и справедливости, джед — колонна стабильности Осириса, скарабей — символ нового рождения и многие другие, задача состояла не в том, чтобы просто изучить их скрытое содержание. Иметь своим символом анх означало находиться в поисках ключей к таинствам жизни и смерти, быть готовым к связанным с этим испытаниям и трудностям. Уджат не только помогал понять, что такое внутреннее зрение, что такое справедливые взгляды, мысли и поступки и как они соотносятся с понятиями отдачи и жертвы, но давал возможность прожить это и почувствовать на собственном опыте. Благодаря джеду ученик приобретал внутреннюю стабильность, стержень, позволяющий держаться на основании обретенного смысла жизни. Скарабей показывал, что синтезом всего познанного должно быть цикличное возобновление, «новое рождение» всего существа человека.

Если сказка о Золушке живо затронула мою душу, если мне снится, что я должна выполнить что-то совершенно невозможное, чтобы попасть на бал, то роль символа в данном случае заключается не в том, чтобы почувствовать сострадание к бедной девочке, которую никто не понимает, и радоваться, когда у нее все складывается хорошо, проводя какие-то параллели со своей жизнью. Если вспомнить даже всего один эпизод сказки — когда Золушка, получив задание, прекрасно зная, что его совершенно невозможно выполнить, все-таки берется за дело, и тогда на помощь приходят птицы небесные или добрая фея — совершенно неожиданно для нее, но вполне заслуженно; если представить, что, осознавая реальную невыполнимость задачи, она примирилась бы, опустила руки, и вся ее судьба сложилась бы совсем по-другому, — урок символа здесь вполне понятен. Подобная ситуация может сложиться и в нашей жизни, когда на практике мы должны будем показать, усвоили ли преподанный урок. Можно сказать это проще: если близок тебе символ Золушки, то будь готов стать ею, проходя через все то, что проходила она.

На самом деле работать с определенным символом всегда означает вызывать на себя соответствующие испытания Судьбы, когда от нашей реакции и усвоенных нами уроков будет зависеть, пройдем мы их или нет. Это так просто.

VI. Символ — проявление священного

Испокон веков человек испытывает глубокую, исконную, неугасимую тягу к священному, к тому, что могло бы стать для него святыней. В работе «Священное и мирское» Мирча Элиаде пишет: «Современный представитель западной цивилизации испытывает определенное замешательство перед некоторыми формами проявления священного: ему трудно допустить, что кто-то обнаруживает проявление священного в камнях или деревьях. Однако… речь не идет об обожествлении камня или дерева самих по себе. Священным камням или священным деревьям поклоняются именно потому, что они представляют собой иерофании, т. е. «показывают» уже нечто совсем иное, чем просто камень или дерево… Священный камень остается камнем; внешне (точнее, с мирской точки зрения) он ничем не отличается от других камней. Зато для тех, для кого в этом камне проявляется священное, напротив, его непосредственная, данная в ощущениях реальность преобразуется в реальность сверхъестественную. Иными словами, для людей, обладающих религиозным опытом, вся Природа способна проявляться как космическое священное пространство. Космос, во всей его полноте, предстает как иерофания… Какие-то особые места, качественно отличные от других: родной пейзаж, место, где родилась первая любовь, улица или квартал первого иностранного города, увиденного в юности, сохраняют даже для человека искренне нерелигиозного особое качество — быть «единственными». Это — «святые места» его личной вселенной, как если бы это нерелигиозное существо открыло для себя иную реальность, отличную от той, в которой проходит его обыденное существование».

Можно сказать, что каждый символ является не только хранителем Тайны, но также и хранителем святынь. Любое событие, предмет, явление могут стать символами именно тогда, когда они становятся для нас носителями священных, уникальных и неповторимых состояний, событий, моментов общения, взаимодействия и познания. Получается, что символ на самом деле живой — он становится формой, оживленной силой Священного. Благодаря постоянному присутствию символа сила Священного, заключенная в нем, действует также и на нашу душу, возобновляя все, что с ним связано. Когда я ношу на шее цепочку, подаренную любимым человеком, я благодаря посредничеству украшения, ставшего для меня символом, чувствую его рядом, ощущаю часть его заряда, силы и вдохновения.

Символ как посредник между мной и всем, что для меня является священным, всегда передает мне частицу сущности, силы, тайны того существа или той мудрости, чьим посредником он является. Как жаль, что человек нашего времени живет в мире без символов, в мире без святынь; он много теряет.

VII. Каждый символ — знак, разделенный на две части

В «Словаре символов» Жан Шевалье пишет: «…Изначально символ всегда представлял собой предмет, разделенный на две части… Два человека хранили каждый одну из двух частей: хозяин и гость, одолживший деньги и должник, два паломника, двое любящих, которые разлучались на долгое время… При новой встрече они объединяли две части символа в одно целое, вновь подтверждая таким образом свою любовь, дружбу, узы гостеприимства или долга чести. Для древних греков символ всегда был знаком узнавания, благодаря ему родители могли узнать своих детей, с которыми были разлучены… Символ разлучает и вновь объединяет. Он содержит в себе одновременно две идеи: разлуки и новой встречи. Он напоминает о единстве, которое было потеряно и которое вновь может быть возобновлено».

Соответственно, хранить символ для философов древности означало осознавать еще одну давно забытую истину, состоящую в том, что где-то, далеко или близко, в пространстве и времени или за их пределами, в жизни или за гранью смерти существует таинственная вторая, дополняющая часть нас самих, неких идей, познания или мудрости, ожидающая новой встречи и нового объединения. Это значит, что при работе с символом не только мы делаем шаги, чтобы приблизиться к этой «другой стороне» Священного, бесконечного и непостижимого, но и это ценное дополняющее нас Нечто делает шаги, чтобы приблизиться к нам. Таким образом, символ становится знаком узнавания между «двумя сторонами», двумя существами, между всем тем, что «вибрирует» на одной волне. Он становится знаком узнавания между всем тем, что, будучи временно разлученным, является столь близким друг другу, что в один прекрасный день должно стать единым целым. Символ — это знамение подлинных связей, продолжающихся вечно.
Оригинал статьи находится на сайте журнала «Новый Акрополь»: www.newacropolis.ru

Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»

Курс лекций «Философия и психология Востока и Запада»

В январе – марте 2012 г. (уточняйте даты занятий в своём городе)
Лекции и семинары в рамках Курса лекций в городах:

Москва
Санкт-Петербург
Великий Новгород
Воронеж
Екатеринбург
Ижевск
Калининград
Нижний Новгород
Пермь
Петрозаводск
Самара
Смоленск
Тверь
Челябинск

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *