Вопросы по религиоведению

1. Что изучает религиоведение

Религиоведение – отрасль гуманитарного знания, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии и решает несколько взаимосвязанных задач: оно стремится понять смысл религиозного языка; определить статус религиозных верований, условия их обоснованности, рациональности и истинности; охарактеризовать природу и функции религиозного, особенно мистического опыта; установить возможные «модели веры» и, наконец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Главным в религиоведении является философское содержание. Религия – от латинского religio – благочестие, набожность, святыня.

2. В чем состоит сущность богословско-теологического подхода к объяснению религии?

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ человека на проявление божественной сущности.

3. Чем отличается философский подход к религии?

При философском подходе религию рассматривают «со стороны», с точки зрения не «сердца», а «разума».

Религиозная философия – учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку.

Философия религии — рассматривает религию как идеализированную совокупность нашего долга, воплощенную в божественные заповеди и Бога как высшего идеала. От нее ответвляется деизм — утвержающий, что хотя Бог и есть первопричина всего, но после сотворения мира движение мироздания происходит без его участия и пантеизм, утверждающий тождество Бога и Вселенной.

4. Особенности научного метода познания религии

Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

5. Что вы знаете о социологии религии и ее классиках?

Основоположником социологии религии считается французский социолог Э.Дюркгейм и немецкий М.Вебер. Религия по Дюркгейму есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. Он выделял две основные функции религии: функция поддержания социальной сплоченности и функцию рождающую идеалы, обеспечивающую социальную динамику.

Религиоведение (стр. 1 из 8)

Вебер же трактует религию как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных общественных изменений. Он исследует мирскую подоснову религиозности, анализирует типы религиозных обществ. (Работа «Протестантская этика и дух капитализма» 1904-1905).

В западной социологии выделяют два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический , который рассматривает религию как целостную подсистему и выявляет ее взаимодействие с иными социальными структурами, и эмпирический , предполагающий изучение религиозности социальных и демографических групп и отдельных личностей.

6. Психология религии о природе религиозного феномена

Психология религии возникла в конце 19-го начале 20-го века (В.Вунт, У.Джеймс, Т.Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время совершения религиозных обрядов. В.Джеймс считал, что религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида, рассматривал религию как возможность внутреннего роста, более интенсивной духовной жизни.

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: общая теорияпсихологии религии изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; дифференциальная психологиярелигии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; педагогическая психология изучает принципы и особенности формирования религиозного и атеистического мировозрения.

7. Каковы особенности религиозной веры?

Вера – это состояние души человека, позволяющее ему преодолеть жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии независимо от наличия реально существующих позитивных факторов, часто в противовес доводам разума. Предметом религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает естественный ход его развития. Р.Отто предлагал заменить «сверхъестественное» на «священное» (из-за буддизма, индуизма, которые не проводят четкой грани между естественным и сверхъестественным.)

8. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон

Религиозное сознание имеет две стороны рациональную и эмоциональную. Существует два подхода. Представители первого истолковывают религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен, делают акцент на содержательном характере религиозных представлений, рассматривая религию преимущественно как мифологическую систему. (Религиозные представления первоначально выступают в наглядно-чувственных образах. Источником образного материала служат природа, общество, сам человек. На базе этих образов формируются мыслительные конструкции: понятия, суждения, умозаключения). Представители второго подхода делают акцент на эмоционально-волевом элементе. Религиозная вера – это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства.

Вера (?) Преобладание эмоционально-волевой сферы над рациональной, над доводами разума (?)

9. Религиозный культ: содержание и функции

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система – это прежде всего совокупность определенных обрядов. Обряд – совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности. Религиозные обряды – сильное средство эмоционального воздействия, тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением… Культовое здание придодит человека в ситуацию, отличную от привычных, внимание поэтому сосредотачивается на предметах, действиях, образах, знаках… Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).

10. Какие типы религиозных организаций вы знаете?

Первичным звеном религии как социального института является религиозная группа , как правило объединяющая учителя – основателя религии – и его учеников. Это связь личностная, не имеющая какого-либо официального закрепления. (религиозные группы на ранних этапах возникали в виде тайных обществ). Секта – религиозная организация, вступление в которую – сознательно принимаемое решение, предполагающее активное участие членов секты в ее деятельности. Несет ответственность за своих членов, исключает тех, кто не выполняет обязательств. Церковь – обращена ко всем членам общества.

Немецкий же теолог Э.Трельч различал три типа религиозных организаций: церковный, сектантский, мистический . Церковь принимает общество таким как оно есть, демонстрируя социальный конформизм.Она тяготеет к государственности. Секты стремятся не к спасению общества, а к жизни в строгом соответствии с этическими установками их «бога», потому для них характерно неприятие мира. Это религиозная оппозиция, которой свойственно отчуждение от мира. Бог церкви благословляет существующее положение вещей, бог секты – проклинает, осуждает. Мистики стоят от мира еще дальше и стремятся к чувству единства с Богом.

А.А.Радугин выделяет еще один тип организации харизматический культ . Подобен секте, но имеет особый процесс формирования. Создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы).

11. Религия как социальный стабилизатор. Назовите функции религии

Под функцией религии подразумевается характер и направления воздействия религии на индивидов и общество. Одна из основных функций – мировозренческая (функцией значения) . Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих понимание мира, место человека в нем, программы поведения людей. Функция заключается в том, чтобы посредством создания картины мира помочь человеку обрести смысл жизни. Религия дает такую картину мира, в котором несправедливость, страдание и смерть выглядят как имеющие некое значение в «конечной перспективе». С точки зрения социальных функций религия выполняют роль интегратора общественного организма и его стабилизатора, объединяя социальные группы, институты, организации. «Религия помогает людям осознать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Она дает возможность человеку самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, верованиям людьми». Легитимизирующая (узаконивающая) функция заключается в заключение действий членов общества в определенные рамки, соблюдении и следовании ими определенным узаконенным образцам поведения. Она не просто формирует ценностную и морально-правовую систему, но легимитизирует ее, обосновывает и узаконивает сам ценностно-нормативный порядок. Регулирующая функция выполняется посредством ценностной установки, которая формируется в религиозной организации в процессе общения между верующими и передается из поколения в поколение. Заключается в образовании мотива поведения и деятельности человека.

Валерий Саврей: Александрийская и Антиохийская школы в истории христианской мысли.

Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Учебное пособие

Категории: Религия | Религиоведение |

Автор:Саврей Валерий Яковлевич

Издательство:Издательство Московского Университета

Александрийская школа. В учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова в 1997-2009 гг. Книга знакомит читателя с Александрийской школой — концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важнейших вопросов позднеантичного и раннехристианского миросозерцания. Развитие философских идей в их тесной связи с рефлексией религиозной мысли прослеживается сквозь череду веков — от возникновения Александрийской школы до ее угасания и качественного перерождения в форму присущей христианской патриотической мысли "золотого века" интеллектуальной традиции. Александрия как мировой центр культуры соперничала с Римом и лидировала в области философ­ского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого соблазна христианской философской мысли. Отсюда начали…

Валерий Саврей: Александрийская, Антиохийская и Каппадокийская школы в истории христианской мысли. В 3-х томах

Категории: Философские науки. Социология | Западная философия |

Автор:Саврей Валерий Яковлевич

Редактор:Колотовкин Н. И.

Издательство:Издательство Московского Университета

Александрийская школа в истории христианской мысли. В учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова в 1997-2009 гг. Книга знакомит читателя с Александрийской школой — концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важнейших вопросов позднеантичного и раннехристианского миросозерцания. Развитие философских идей в их тесной связи с рефлексией религиозной мысли прослеживается сквозь череду веков — от возникновения Александрийской школы до ее угасания и качественного перерождения в форму присущей христианской патристической мысли "золотого века" интеллектуальной традиции. Александрия как мировой центр культуры соперничала с Римом и лидировала в области философского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого соблазна христианской…

Валерий Саврей: Антиохийская школа в истории христианской мысли

Категории: Религия | Христианство | Православие

Автор:Саврей Валерий Яковлевич

Редактор:Колотовкин Н. И.

Издательство:Издательство Московского Университета

В настоящем учебном пособии представлен курс лекций, прочитанных автором на философском и историческом факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова в 2008-2009 гг. и отражающих путь развития греко-сирийской христианской мысли как самостоятельной философско-богословской традиции, опирающейся на собственные основания и продолжающей некоторые тенденции античной философии. В пособии нашли отражение важнейшие философские достижения Антиохийской школы — методологический синтез бл. Феодорита Кирского и опыт аксиологических построений в нравственно-экзегетическом методе св. Иоанна Златоуста; представлено историческое становление антиохийского подхода к вопросам герменевтики. Теоретический курс пособия построен на материалах фундаментальных отечественных и зарубежных исследований, посвященных истории греко-сирийской патристической мысли.

1 | 2 | Следующая | Последняя

Факультет религиоведения реализует следующие направления подготовки: 48.03.01 «Теология» (бакалавриат), 48.04.01 «Теология» (магистратура), 47.03.03 «Религиоведение» (бакалавриат), 47.04.03 «Религиоведение» (магистратура), 47.06.01 «Философия, этика и религиоведение» (аспирантура). Главной особенностью образовательного процесса на факультете является внедрение в него междисциплинарного принципа, основанного на традициях взаимоотношения теологии, философии и религиоведения: теологи получают углубленное знание философских и религиоведческих дисциплин, а религиоведы осваивают фундаментальные основы не только философского, но и теологического знания, акцентированного на разделах православного богословия. Такое уникальное сочетание философии, теологии и религиоведения является своеобразием нашего факультета, которые не имеет аналогов в современном как светском, так и религиозном образовательном пространстве.

Основная цель факультета – создание междисциплинарного научно-образовательного пространства, соответствующего современному уровню развития религиоведческих, философских и теологических дисциплин на основе православного мировоззрения.

Концептуальным основанием развития факультета религиоведения является приобщение к высоким традициям мировой и отечественной религиозно философской мысли на принципах соединения научных методов и христианских ценностно-мировоззренческих  установок, с пониманием первичности духовных ценностей как в жизни отдельного человека, так и всего общества и культуры. 

Факультет взаимодействует с такими научными организациями и учреждениями как: философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт философии РАН, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева», Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180 ЦБС ЮЗАО, Государственный музей Востока, Научно-просветительский Центр палеоэтнологических исследований (ЦПИ), и др.

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА:

ВАРАВА ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

доктор философских наук, профессор, член союза писателей России. Автор более 200 работ по русской философии и культуре, философской танатологии, нравственной философии.

Работы В.В. Варавы переведены на польский, сербский, азербайджанский языки.

Под научном руководством Владимира Владимировича Варавы защитилось 25 кандидатов и докторов наук,

В МПИ св. Иоанна Богослова читает следующие дисциплины:  "Русская религиозная философия", "Зарубежная философская мысль XX-XXI вв.", "Философия, этика и религиоведение". Родился 31 мая 1967 года. С 1985 по 1987 гг. служил в Советской армии (пограничные войска). С 1989 по 1994 г. — учеба в ВГПУ (факультет иностранных языков, отделение английский и немецкий языки). В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии на тему «Проблема смысла жизни в русской и англоамериканской философии».  В 2005 г. защитил докторскую диссертацию по философии (специальность – этика) на тему «Смерть как проблема нравственной философии)». Владеет английским языком. Член СП России (2009 г.).

С 1997 по 2004 г. преподаватель Воронежской православной духовной семинарии (ВПДС). Под руководством В. В. Варавы защитились 23 кандидата и один доктор философских наук.  

Сфера интересов – особенности русской философской культуры в сравнении с западноевропейской, философская танатология, нравственная философия образования, философия языка. Занимается исследованием творчества А.П. Платонова и  Н.Ф. Федорова. Публикуется в журналах: «Вопросы философии», «Человек», «Философия хозяйства», «Москва», «Родная Ладога», «Подъем», «Дон», «Славянская душа», «Московский вестник», в интернет-изданиях: «Русский  переплет», «Народные новости», в ряде научных и философских альманахов.

Автор более 200 работ по русской философии и культуре, среди которых сборники статей «На путях к Смыслу» (1999), «Горизонты русского Бытия» (2001), трактат «Этика исчезающей Благодати» (2003), монография «Этика неприятия смерти» (2005) (сербский перевод «Етика неприхватања смрти», Београд, 2010), книга поэтических размышлений и вопрошаний «Псалтирь русского философа» (2006), диалогическое эссе «Вечная философия» (2007), сборник афоризмов «Пылинки» (2010); монографии «Живущих и ушедших встретить» (2007), «Идолы смерти в современной культуре» (2011); книга «Неведомый Бог философии» (2013); книга «Адвокат философии» (2014). Имеет две почетные грамоты Союза писателей РФ (2001, 2006), диплом «За вклад в русскую культуру публикациями в интернете» сетевого журнала «Русский переплет» (2000), литературная премия журнала «Подъем» «Русская речь» (2003).

Научно-культурная деятельность: организатор и руководитель философско-богословского кружка в ВПДС (2000-2003), инициатор творческих встреч с интеллигенцией в журнале «Подъем» (1988-2005); организатор научно-философских конференций, проходящих ежегодно с 1995 года в ВГЛТА под руководством профессора В.П. Фетисова; основатель и руководитель этико-философского семинара им. Андрея Платонова (с 2007г.).

Религиоведение

Участник авторского проекта Алексея Нилогова «Кто сегодня делает философию в России» (2011).

В марте 2014 года прочёл курс лекций по русской философии и культуры в Ягеллонском университет (Краков). Член редколлегии польского журнала «Язык и культура» (Новый Сонч, Институт иностранных языков).

Книга «Неведомый Бог философии» (М.: Летний  сад,  2013) вошла в шорт-лист премии «Общественная мысль – 2014). Книга «Адвокат философии» (М.: Этерна, 2014) номинирована на Литературную премию имени Александра Пятигорского (сезон 2014-2015). 

Образование

ФАКУЛЬТЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ТЕОЛОГИИ

Иркутского государственного университета

Первый в Восточной Сибири факультет религиоведения и теологии ИГУ является уникальным учебным подразделением университета. Факультет создан как ответ на вызов времени – укрепление духовно-нравственных основ современного российского общества.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Факультету религиоведения и теологии исполнилось семь лет (подготовительная работа велась с 2007 года; первый выпуск же состоялся в 2009 году). В основе факультета две кафедры – кафедра философии и методологии науки и кафедра религиоведения и теологии. При активном содействии Иркутской Епархии на основе Харлампиевского храма создан Восточно-Сибирский православный Научно-образовательный центр ИГУ, имеющий статус общеуниверситетской кафедры Профессорско-преподавательский состав факультета: 7 профессоров, 8 доцентов, 7 преподавателей.

Факультет создает единое образовательное пространство по сетевой форме, в рамках этого процесса заключены договора между ИГУ и  Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ г. Москва) о совместной деятельности в образовательной и научной  сферах и  между ИГУ и Хабаровской семинарией РПЦ с целью максимального сближения светского и духовного теологического образования.

Факультет религиоведения и теологии ИГУ в 2015 г. ведет набор студентов наследующие направления подготовки:

Бакалавриат:   РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ                                Магистратура:  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

                         ТЕОЛОГИЯ

                         ФИЛОСОФИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

БАКАЛАВРИАТ (47.03.03 – заочная форма)

Профиль подготовки: «Теория и методология религиоведения». Срок обучения – 5 лет.

В учебном плане бакалавра религиоведения предусматриваются значительный объем часов по методике и практике преподавания курса: «Основы религиозных культур и светской этики» в МОУ. Студенты имеют возможность заниматься изучением основных мировых религий. Факультет также дает возможность рассмотреть религию в её философском, социологическом, антропологическом, аксиологическом и психологическом аспектах. В рамках нашей  образовательной программы, мы уделяем больше внимание изучению межконфессиональных отношений, церковно-государственных отношений, взаимосвязи между наукой и религией, методам социальной работы и технологиям психологической адаптации.

Бакалавр религиоведения может работать по следующим направлениям:научно-исследовательское; педагогическое; организационно-управленческое; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; общая научная редакция религиозной и религиоведческой литературы в издательствах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в СМИ; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов, политических партий, общественных и молодежных организаций.

МАГИСТРАТУРА (47.04.03. – очно-заочная форма)

Профиль подготовки: теоретико-религиоведческий (методологические основания религиоведения). Срок обучения – 2,5 года

Основным направлением изучения являются теоретико-методологические основания религиоведения как направления социальной философии. Выпускник магистерской образовательной программы будет готов к решению профессиональных задач в области педагогической, научно-исследовательской, научно-методической и проектной деятельности: проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере  религиоведческого знанияс использованием современных педагогических, гуманитарных, информационных технологий.

Магистр религиоведения может работать по следующим направлениям: научно-исследовательскому, педагогическому, организационно-управленческому, по обеспечению взаимодействия с религиозными объединениями, по проведению религиоведческой экспертизы, при учреждениях государственного и муниципального управления; осуществление педагогической деятельности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; подготовка учебников, учебных и учебно-методических пособий, материалов в области религиоведения и смежных дисциплин, ведение научно-исследовательской работы по этим направлениям с возможным последующим продолжением образования в аспирантуре.

ТЕОЛОГИЯ

БАКАЛАВРИАТ (48.03.01 – заочная форма с использованием дистанционных технологий)

Профиль подготовки: «Систематическая теология». Срок обучения  – 5 лет.

Теология, как раздел социальной философии – комплекс наук, которые изучают историю вероучений, их мировоззренческое, духовно-нравственное содержание, религиозное культурное наследие, в том числе религиозные тексты и артефакты историко-религиоведческого значения. Студенты изучают историю религии, религиозную философию, новые религиозные движения, государственное законодательство о религии, источниковедение.

Бакалавр теологии может работать по следующим направлениям:научно-исследовательская, учебно-воспитательная и экспертно-консультативная работа, преподавание в учебных заведениях, в светских учреждениях, религиозных и общественных организациях, содействие государственным программам воспитания патриотизма и духовности в молодежных организациях и гражданских союзах. Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти, учреждениями культуры и искусств с целью сохранения культурных ценностей и памятников, системой исполнения наказания,  органами МВД и вооруженными силами РФ.

С 1 октября 2013 года на факультете внедрена (по выбору студентов) заочная форма с дистанционными технологиями обучения.

ФИЛОСОФИЯ

БАКАЛАВРИАТ (47.03.01 – очная и заочная форма)

Профиль подготовки: «Социально – аксиологический». Срок обучения  – 4 года и 5 лет

Философия в современном образовании занимает особое место Философское образование — это соединение философского знания, достигнутого всем человечеством на протяжении всего периода его цивилизационного развития с реальными требованиями современной жизни оно позволит выпускникам успешно трудиться в сферах образования и политики, экономики и культуры. Философское образование прививает способность понимать самые сложные идеи и объяснить их другим. Основу таких знаний составляет гуманитарная культура и специальные философские дисциплины.

Философия учит рациональности мышления. Философское образование дает самое нужное и самое дефицитное в современном мире: свободу и креативность мышления, способность точно воспринимать информацию, умение ясно выражать и хорошо аргументировать свои мысли. В силу этого наши выпускники смогут налаживать контакты между людьми, создавать работоспособные коллективы и руководить их работой, выступать в роли политиков и политических консультантов, выступать координаторами экономических, культурных, образовательных форумов и организаций Соединение обширных и глубоких знаний о человеке с умением применять их — это то, чего мы хотим увидеть в своих будущих выпускниках..

Вовсе не обязательно, что наш выпускник изберет стезю профессионального философа. Он может стать различного рода  аналитиком, консультантом, журналистом, преподавателем. Качества, приобретенные в рамках философского образования, неплохо помогут и в бизнесе. Наше образование – фундаментальное. Поэтому его достоинства трудно переоценить.

Области профессиональной пригодности: академические и научно-исследовательские организации, связанные с решением социально-философских проблем; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры; редакции СМИ  издательства, музеи, библиотеки; учреждения среднего, среднего специального и высшего образования.

За справками обращаться: кафедра философии и методологии науки

факультета религиоведения и теологии ИГУ

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, каб. 410В   Тел. 8 (3952) 33-43-72

E-mail: philosophy@chair.isu.ru

Сайт: isu-ftr.ru

Ответственный секретарь приемной комиссии:

Мурашова Анастасия Николаевна 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *