Что такое Православное паломничество? Современное богословие определяет паломничество, как путешествие верующих к Святой земле с целью увидеть великие святыни, побывать в святых местах для молитвы и поклонения.

Паломничество в православии: история и особенности, ошибки

Паломничество является важным элементом религиозной жизни, оно присуще всем ныне существующим мировым религиям. Но в православном христианстве паломничество наделено более глубоким смыслом, поскольку содержит в себе аспекты благочестия, познания, религиозной психологии и духовного единения с единоверцами.

Благочестие предполагает честное, искреннее соблюдение всех заповедей Господа. Это особенно важно при осуществлении паломничества. Нельзя нарушать заповеди, и одновременно посещать святые места, совершать поклонения и пытаться стать ближе к Богу. Соблюдая заповеди, верующие тем самым подтверждают свою любовь к Богу, готовность служить ему.

Осуществление паломничества к святым местам и православным святыням также является одной их форм проявления благочестия, вызванным стремлением воздать поклонение Господу, Божией матери, святым апостолам.

Важным событием духовной жизни паломника является приложение к мощам святых, к иконам. Верующий человек может рассчитывать на помощь святого в исцелении от болезней, защиту, решение своих житейских проблем.

Любой православный верующий стремится к тому, чтобы стать достойным носителем Священного Завета. Эта цель недостижима без познания жизни Церкви во всех её проявлениях. Верующий человек должен быть знаком с историей христианства, с православными обычаями и традициями, практиками богослужения, особенностями иконописи и церковной архитектуры. Особенное место в религиозных познаниях занимают сведения о житие святых.

Паломничество позволяет верующим расширять свои представления о христианстве, ощутить благотворное влияние христианских святынь на свой духовный мир, укрепиться в своей вере.

Огромное влияние оказывает посещение монастырей, непосредственное общение с монахами. К проживающим в монастырях священникам обращаются со своими проблемами, болезнями и горестями. Священник всегда выслушает, утешит и успокоит, даст правильный совет.

Стремительная современная жизнь угнетает людей своим однообразием. Значительная часть времени проводится в одной и той же обстановке, в обществе одних и тех же людей. Накапливается усталость и раздражительность, утрачивается способность радостного восприятия окружающего мира.

Паломничество к святым для христиан местам способно оздоровить человека, наполнить путешественников новыми духовными силами. Очевидно, что паломничество является благочестивым, и одновременно духовно укрепляющим способом отдыха. Невозможно оставаться равнодушным, осматривая ландшафты, окружающие Спасо-Яковленский монастырь на берегу озера Неро, или Горицкий монастырь у Плещеево озера. В этих местах всегда многолюдно. У паломников возникает ощущение некой сопричастности к прекрасному библейскому миру природы, который был создан Господом нашим, где воздух был девственно чист и свеж, цвели цветы и щебетали птицы.

Как правило, паломники путешествуют в группах единоверцев. В посещаемых ими святых местах они встречаются и общаются с такими же паломниками. Люди обмениваются впечатлениями, приключившимися с ними историями. В таких путешествиях встречаются близкие по духу единомышленники, происходит откровенное общение объединённых единой православной верой людей, возникают товарищеские и дружеские отношения. Это общение является важным социальным аспектом паломничества, позволяющим разрушить путы одиночества, сделать жизнь человека более полноценной и счастливой.

С древних времён христиане отправлялись в дальние путешествия, чтобы посетить места, в которых прошла и мученическим образом завершилась земная жизнь Иисуса Христа, повторить его последний путь на Голгофу, совершить молитву у Гроба Господня. Первыми объектами паломничества становятся христианские монастыри Палестины, Египта и Сирии, чуть позже к ним добавляются Афон, Бари, Рим.

Паломничество на Руси

На Руси паломники чаще всего посещали Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву Лавру, монастыри на островах Валаам и Соловки.

Первой русской паломницей издревле считается святая равноапостольная княгиня Ольга, в 957 году совершившая путешествие в Константинополь, где она поклонилась святыням православия, приняла крещение и была наречена именем Елена. В конце Х века основатель Киево-Печерской лавры, преподобный Антоний Печерский, побывал паломником на Святой горе Афон.

Сохранилось древнерусское описание паломничества игумена Даниила, посетившего Константинополь и Иерусалим в 1106–1107 годах. Эта рукопись известна под названием «Хождение».

Подавляющее большинство паломников могут подтвердить, что при посещении святых мест они испытывают воздействие Божьей благодати, укрепляющей их духовно и физически. Возвращаясь из таких путешествий, люди чувствуют себя обновлёнными, преисполненными жизненных сил.

В последние годы наблюдается возрождение православного паломничества. Активную работу в этом направлении проводят церкви и монастыри. По сведениям Русской духовной миссии в Иерусалиме, количество православных верующих из России, Молдовы и Украины превышает половину всех прибывающих в Святые места паломников. Отмечено увеличение потока паломников к мощам Николая Чудотворца в итальянском городе Бари, к деснице Иоанна Крестителя в Черногории.

Православная церковь призывает всех верующих чаще посещать святые места в России и за рубежом, совершать поклонения христианским святыням.

Братья и сестры, объединяйтесь в паломнические группы, путешествуйте к святым местам, изучайте свою веру православную!

comments powered by HyperComments

Комментарии:

Есть еще кое что интересное для вас:

 ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО

Пало́мничество(отлат. palma«пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жителиИерусалимавстречалиИисуса Христа) – одно из самых древних проявлений богопочитания. Богомольца, совершающего такое путешествие, называютпаломником (отлат. peregrinus«чужеземец, странник»). Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране.

Паломничество

Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств,

отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Игумен Пахомий (Брусков)

пешочком к святым местам..
и не только мусульмане

Паломничество — это хождение верующих по святым местам на поклонение. Такая форма общения с Богом была известна еще в глубокой древности. Она основана на вере в то, что молитва наиболее действенна в святых местных. В христианские времена паломничество получило распространение в 4 веке – после того, как святая Елена отправилась для поклонения в Землю, где жил и учил Христос.

Паломничество – в чем суть?

В России странники-богомольцы стали появляться в 11 веке, а в следующем столетии игумен Даниил возжег неугасимую лампаду у Храма Гроба Господня от имени всея Руси. Он первым описал святые места и условия паломничества к ним. Но особое распространение паломничество в Святые земли получило, когда в 1847 году государевым указом в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная миссия. Она приобретала ценные с духовной точки зрения земельные участки, вела обширное строительство. Перед Первой мировой войной в одном только Иерусалиме насчитывалось с десяток русских церквей, 7 монастырей, 17 странноприимных домов, больница и 4 лечебницы, 25 школ и две учительские семинарии. В дореволюционное время на Пасху в Иерусалиме собиралось до десяти тысяч русских, совершающих паломничество. Актуально паломничество и в наши дни. Сейчас воздушный лайнер совершает перелет к Святой земле всего за несколько часов, а паломники передвигаются в комфортабельных автобусах с кондиционерами – и не с котомками и посохами, а с рюкзаками и фотоаппаратами. Однако паломничество на Святую землю не утратило своего духовного содержания и теперь. По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира. Перечислять места паломничества в Израиле можно часами. Но прежде всего, туристы, конечно же, стремятся посетить Иерусалим — центр трех религий. Этот святой город и вечная столица Государства Израиль принимает у себя многотысячные потоки паломников всех конфессий. Паломничество в Иерусалим — это стена Плача и Врата Ирода, Храмовая гора и цитадель Давида, монастыри и церкви. Паломничество совершают сегодня к местам, связанным с описанием евангельских событий. Среди таких мест — Храм Гроба Господня, Масличная гора и Гефсиманский сад. Совершая паломничество в исторический Вифлеем – город, где по преданию, родился Иисус — непременно осмотрите знаменитый Храм Рождества и греческий монастырь 6 века. И, пожалуй, любой турист или паломник стремится в город Благовещения Назарет, который находится в исторической Галилее. Там прошло детство Христа. Это святой город христианского мира. Но не только представители христианских конфессий найдут для себя повод совершить паломничество в Израиль. Любой мусульманин мечтает поклониться, например, такой святыне, как Мечеть Аль Акса. Это третья по значимости мусульманская святыня после Мекки и Медины. А последователям иудаизма, безусловно, будут интересны места, описанные в Ветхом Завете и связанные с жизнью Патриархов и других библейских личностей — Авраама, Ноя, Давида. А паломничество на гору Синай, где, как повествует Библия, Бог передал Моисею свои заповеди – один из самых популярных маршрутов паломничества. Особое место в работе с клиентами туроператор отводит паломничеству к Святым местам в дни христианских праздников — таких, как Пасха, Рождество. Просто позвоните нашим сотрудникам — и Ваше паломничество на Святую землю навсегда останется в памяти как один из самых светлых и захватывающих эпизодов Вашей жизни!

адж (тж. Хаджж; араб. حج‎‎) — паломничество в Мекку к мечети аль-Харам, рассматриваемое в исламе как пятый столп веры.

Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа» v «обладающий паломничеством».

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).

Корень «хаджжа», имеющее древнесемитское происхождение и означающее «обходить вокруг», приобрел в арабском языке значение «отправляться в паломничество».

Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся «гостями Аллаха» в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Они просят Всевышнего простить им прегрешения и явить Свою милость. Совершая хадж, паломники многократно повторяют молитву: «Здесь я служу Тебе, Господи! Здесь я служу Тебе! Нет Тебе равного! Одному Тебе поклонение, от Тебя все благое! Нет царства кроме Твоего царства, нет власти, кроме Твоей власти!».

Основные обряды хаджа (манасик аль-хадж) были установлены Пророком Мухаммедом во время «прощального паломничества» (хадж аль-вада), которое он совершил в 632 г., в девятом году хиджры.

Хадж. Каждый мусульманин должен совершить хадж (паломничество) раз в жизни поход пешком на Мекку. Возраст ограничения не имеет, но лучше всего совершить его молодым. Потому что это трудно физически.

Натали права. Как и Джут про паломничество мусульман. Святых мест у православных много. Но многие за века были разорены или заброшены людьми. Мы совсем забыли про Господа. А паломничество даёт нам возможность поразмыслить, стать немного ближе к Богу.

Все, что ответили, верно. Но, мне кажется, что слово "паломничество" имеет и более широкий смысл — посетить и поклониться святым местам, святым не только в смысле религии, но и культуры, напр. паломничество в Ясную Поляну.

Путешествие, хождение куда-н. с целью ознакомления с какими-н. достопримечательностями ирон..

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение

путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.

Войдите, чтобы написать ответ

Еще очень многие люди, услышав слово «паломничество» или «паломнический тур» не совсем понимают, о чем идет речь.

Если мы посмотрим историческую энциклопедию, то прочтем там, что «паломничество-посещение святых мест с целью поклонения».

Что такое паломничество

Паломничество существовало в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и других странах. Принято до сих пор во многих религиях. Одно из главных мест паломничества для евреев, христиан и мусульман — город Иерусалим.

Паломничество в Палестину получило значительное распространение в период Крестовых походов. Наряду с Палестиной, паломничества предпринимались и предпринимаются и в другие международного и местного значения святые места: в католицизме — Рим и Лорето (Италия), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) и др., в православии — Святая Земля, Афон, Бари (Италия) и др.

У мусульман паломничество (хаджж) совершается в Мекку, Кербелу, Неджеф и др. У буддистов — в Лхасу (Китай). Одним из центров паломничества буддистов и синтоистов является город Нара (Япония); индусов — Аллахабад и Бенарес»

Мы говорим о христианском, а именно, о православном паломничестве, так как православие является основной религией в нашей стране. Паломничество называют иногда «религиозное паломничество» или путают с понятием «религиозный туризм»

В паломничестве мы поклоняемся святым местам и святым угодникам, молимся им о заступничестве перед Христом. «Религиозное паломничество» подразумевает под собой ознакомление с религиозными святынями, историей места и события, связанного с данной местностью.

Паломничество зародилось с IV века. Обратимся к словарю Даля: "Паломничать — ходить на поклонение в Иерусалим". Первые христиане ходили на поклонение к Гробу Господню и другим великим святыням, связанным с земной жизнью Христа, в Палестину

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь — центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст в Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. По дороге к Святыням принято было раздавать деньги нищим, посильная жертва Христу.

Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Смыслом паломничества было и есть причаститься Святых Христовых Таин. Коллективное паломничество и крестные ходы всегда поощрялись для сплоченности неокрепших в вере христиан. Сейчас XXI век: цели и смысл паломничества до сих пор неизменен. Точно так же стремятся паломники в Святую Землю, Грецию, Италию и другие страны, где сохраняются святыни православия. Изменилось лишь благосостояние людей. Теперь пешком никто не ходит. Есть самолеты, комфортабельные пароходы и автобусы. Проживают паломники в гостиницах, где к их услугам предоставлены горячее питание, чистое белье. Но смысл паломничества остается тем же, что и много веков назад: каждый верующий православный христианин мечтает причаститься Святых Христовых Тайн и поклониться Великим Святыням в Храме Гроба Господня, в Бари у гробницы Св. Николая Мирликийского, в Афонских монастырях, на греческом острове Корфу в монастыре Спиридона Тримифутского.

Многие паломники предпочитают отправляться в паломничество в составе паломнической группы. Другие — индивидуально. Преимущества группового паломничества в том, что с группой работает опытный православный экскурсовод, который и расскажет о святынях и покажет места, подчас недоступные для посещения индивидуальных паломников без специальной предварительной договоренности. И, конечно, только в групповых турах создается атмосфера общей молитвы, единения, дружелюбия и радостного настроения. В паломнической группе каждый может найти новые знакомства, новых друзей и даже свою вторую половинку. Ведь каждый, кто попал сюда, пришли с одной целью: измениться с помощью этого путешествия, стать чуть-чуть лучше, возвыситься над собой посредством прикосновения к святыням.

Россия богата Святынями, равно как и весь мир.

Мы советуем начинать свой маленький духовный подвиг с Троице Сергиевой Лавры, которая находится всего в 55 км от Москвы на север. Там можно поклониться Святым мощам Светильника Земли Русской Сергия Радонежского. Святые мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе монастыря с 1422 года. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе — множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия и в наши дни.

Недалеко от Москвы в Калужской области находится Благословенная, известный на весь мир монастырь-Оптина пустынь. Главной же ее святыней были ее прославленные боголюбивые старцы. В церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы находятся мощи Святых Амвросия и Нектария, а так же особо почитаемая икона Казанской Божией Матери, в храме в честь Казанской Иконы Божией Матери В храме покоятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. Это самый большой храм. В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери находятся святые мощи преподобных отцов Льва, Анатолия, Иллариона, Варсонофия и других.

Оптинские монахи всегда слыли лучшими духовниками и исповедниками. Здесь вы всегда можете получить духовный совет.

И, конечно, обязательно, нужно побывать в четвертом уделе Богородицы-знаменитой Дивеевской обители. "Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих", — такие слова услышала от Царицы Небесной матушка Александра, первоосновательница обители. Матерь Божия ежедневно обходит ее по Канавке и на всех паломников, монахинь и послушниц монастыря, сподобившихся здесь молиться, изливает свою богатую милость. Духовником Дивеевской обители был в свое время Батюшка Серафим, Саровский Чудотворец. Его молитвами обитель устояла в годы нестроений, пережила закрытие и разорение в советское время и снова возрождается в своей дивной красоте.

В наши дни исполнилось пророчество прп. Серафима о том, что в Дивеево будут почивать его св. мощи. Со всего мира тянется сюда поток паломников. Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: "Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами, все придите ко мне на гробик, да припав, как живому и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мной говорите, я всегда для вас жив буду". Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление. В Троицком соборе сохраняются также некоторые вещи, принадлежавшие Батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые 

другие. В алтаре хранится котелок, из которого Батюшка Серафим оделял посетителей сухариками. (Можно привезти свои сухарики и попросить освятить их в котелке). Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.

В монастыре несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры. Особенно любим паломниками источник Батюшки Серафима, расположенный в живописной местности в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился преподобный. На монастырском кладбище паломники посещают могилки схимонахини Александры-первоосновательницы монастыря, схимонахини Марфы, Елены и Михаила Мантуровых, Николая Мотовилова, блаженных Пелагии, Натальи и Паши Саровской; игуменьи Марии Ушаковой. Все желающие готовятся и приступают к Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Ежедневно паломники вместе с сестрами обители проходят Крестным ходом по Канавке. В последний день паломники посещают Никольский женский монастырь и соборы г. Арзамаса. В том числе и грандиозный Воскресенский собор — памятник в честь победы над Наполеоном, шедевр русской архитектуры XIX века.

Далее, перед вами открывает просторы вся земля русская- это и Киев с его святынями и Псково-Печерский монастырь, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь…

И путь ваш будет идти до Японии, Австралии или Америки… там, где проповедано Слово Божией, везде есть святыня, достойная, чтобы к ней прошли долгий и нелегкий путь, дабы поклониться ей…

Большинство христиан в течении множества столетий посещали святые места, что стало для них значимой частью их бытия. Во времена гражданской войны и гонения на церкви (начало ХХ века) многие храмы были уничтожены, а сейчас восстанавливаются, как музеи. Но многие сохранены и стали настоящими православными Святынями, связанными с жизнью русских Святых, либо с чудотворными иконами, которые ежегодно посещают тысяча путников.

В этой статье поговорим о паломничестве — особом виде путешествий, где каждому человеку для себя необходимо определить их цели и смысл такой поездки. Здесь не является самым важным увидеть интересные места или сделать фотографии красот природы или объектов. Паломническая поездка, как правило, для людей, которые настроены просить о чем-то у Святыни, чтоб ощутить душевный баланс, нарушенный каким-то житейским фактором, а может быть и не одним.

В принципе, естественно, никто не запретит путешествовать по православным местечкам паломничества России и человеку, который не обладает внутренним вероисповеданием, однако принадлежит к религии единому и тому, что с ним объединено с огромным почтением. Для такого человека побывать в православных святынях не менее важное событие, так как чувствуется тут России история, пробуждается любовь к родине. Ведь это наша Святая Русь, о которой лучше всего написал Есенин в своей поэзии!

Сергий Радонежский и Серафим Саровский — это два самых почитаемых русских святых, с которыми напрямую связаны важные места паломничества в Руси. Первого Останки Святого (Сергиева Лавра) — Сергиев Посад в Московской области, а останки второго Святого — Дивеевский Свято-Троицкий монастырь — Дивеево Нижегородской области.

Также паломников привлекают две русские монахини, которые также причислены к Ликам Святых: Матрона Московская и Ксения Петербургская. Святому духу первой, поклоняются путники, прибыв в Покровский монастырь Святой Матроны у станции метро Таганской. Санкт-Петербург, Смоленское кладбище, Васильевский остров готов принять всех желающих паломников у небольшой Часовни Ксении Петербургской. Особый поклон можно отдать Иоанновскому монастырю, где по сей день сохранились мощи Святого Иоанна Кронштадтского, а также побывать в Александро-Невской Лавре, где все преклоняются пред мощами Святого Александра Невского.

Страны Север — Карелия, также имеет не менее важные места для паломников Российской Федерации. На острове Белого моря располагается знаменитый Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Его называли в те времена "Русской Голгофой", трагическую историю которого знают все православные христиане. На острове Валаам (Ладожское озеро) можно посетить Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, здесь находится очень много скитов, где проживают монахи.

автор: ФЕДЛОГ.РФ

Как Русь стала христианской

Датой смены славянского язычества на христианскую веру, в ортодоксальной истории, принято считать 988 год нашей эры. Именно в этом году произошло так называемое "крещение Руси", ознаменовавшее начало истории Русской Православной Церкви. Что же это за событие? Что ему предшествовало?

Княгиня Ольга приняла христианскую веру самой первой из княжеского рода Руси.

Паломничество

Видимо мудрая правительница уже тогда понимала, что единая вера в государстве это необходимый рычаг власти, а самое главное что вера была единой с центром тогдашнего мира — Византией. Княгиня приняла христову веру в Константинополе, прибыв туда с официальным визитом к Императору Константину Багрянородному. Случилось сеё значимое событие в 957 году от Рождества Христова.

Великий князь Владимир Святославович в начале своей жизни был ярым сторонником веры предков, почитал Перуна и других языческих богов. Жизнь, Владимир, вел соответствующую. Он был именно таким каким, в его понимании, должен быть Великий Князь. Веселые пиры, княжеская охота и конечно война. В то время летописи отмечают особенно слабость великого князя к женскому полу, рассказывается о сотнях наложниц. Видимо на него сильно повлиял образ его отца Святослава, великого война и полководца, именно ему принадлежали слова — "не посрамим земли Русской", а также "мертвые сраму не имут", с него началась слава русского оружия.

Очевидно с течением времени и под влиянием своей бабки Ольги, Владимир стал думать о выборе единой религии для древнерусского государства, видимо рассуждая в таком ключе — единый бог, единый народ и соответственно единый правитель. О том как князь выбирал веру для своего народа, повествует летопись. Согласно главному историческому документу Российской истории — Повести временных лет, Владимир принимал представителей разных религий и всем находил аргумент чтобы отказать, конечно кроме православия. Эта история скорее всего была придумана летописцами, которые были священнослужителями и не упустили возможность подчеркнуть истинность православной веры. Как бы там ни было, выбор Владимира упал на крещение "по закону греческому". И в 988 году от Р. Х. великий князь Владимир Святославович принял веру христову вместе со свои народом, ныне Владимир канонизирован как равноапостольный святой.

Паломничество – это путешествие в святые места, с целью духовного обновления. В поисках духовного совершенства, верующие отправляются в дальний путь для поклонения святому месту, мощам, храму или чудотворной иконе. Как правило, есть и конкретная цель у человека, во имя которой он совершает паломничество – искупление грехов, рождение детей, вступление в брак или что-то другое, важное человеку.

Путешествие по святым местам сопровождается молитвами, верующие стоят на Литургиях, причащаются. Все это происходит без спешки и суеты, позволяя ощутить духовное единение всех молящихся, благость и духовную радость. Опыт, что приобретают паломники во время путешествия, дает им существенный духовный рост.

По сути своей, паломничество является аскезой, добровольным ограничением человека в привычных благах. Можно сказать, что паломник и монах имеют похожий путь. Оба лишаются материального, с целью обрести духовное. Путь паломника бывает и опасен, особенно в былые времена, когда незнание местности и языка чужой страны могли стоить человеку жизни.

Форма паломничества может быть самой разнообразной. Какой бы путь не был выбран, объединяет всех паломников испытание дорогой, лишений и труд на пути, терпение и опасности. Важно, что рано или поздно путник сталкивается с необходимостью преодолевать себя, свою немощь и  искушения, встречающиеся на пути. Пройдя все это, происходит очищение веры.

Часто, к святым местам приезжают люди зрелого возраста, иногда с детьми. Встречаются среди паломников и молодые люди. Если человек принимает решение пожить некоторое время в монастыре, важно постараться в полной мере соблюсти все правила и уставы этого места.

Совет 1: Что такое православное паломничество

Только окунувшись в ту же жизнь, соблюдая те же обряды, выполняя те же аскезы, что и иноки, паломник сможет приблизиться к своей цели.

Мера глубины воцерквления различна у каждого верующего. Согласно этой мере и способен человек осознать смысл и значение паломничества. Бывает, что человек, недавно открывший для себя веру, чувствует потребность посетить святые места и воссоединиться в молитве с другими молящимися. Но случается, что и многие десятилетия жизни в вере дают уверенности в необходимости такого путешествия.

Перед тем, как отправиться в паломничество, верующие проводят некоторую подготовку. Многие постятся перед богомольем, некоторые весь период паломничества отказывается от скоромной пищи.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *