Не сказать плохого о другом ни разу за день — невозможно?

Протоиерей Игорь Гагарин

Злословить, осуждать – это так привычно, так кажется «в природе человека». Чем же это опасно? Можно ли справиться и начать говорить о других людях только хорошее? Всегда ли это необходимо? Размышляет протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

Желание совершенства, стремление к совершенству, я убежден, — самое важное желание, которое должно управлять нами. Иисус Христос говорит об этом прямо: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф.5:48). А как нам идти к совершенству? Направление, вроде бы, понятно.

Все мы обладаем суммой добродетелей и пороков. Задача ясна: Развивай в себе все лучшее и искореняй все нехорошее. Чем больше в этом преуспеешь, тем совершеннее будешь.

Но тот, кто взялся за это, приступил к работе над собой, тот знает, как это непросто. И как мало удается в этом преуспевать… Проходят годы упорной борьбы с самим собой, борьбы, включающей молитвы, посты, регулярные исповеди и причастие, усилия воли, но посмотришь на себя честно и видишь: «А воз и ныне там!» Впрочем, я немного лукавлю. Если человек работает со своей душой постоянно и искренне, «воз» на месте не стоит. Движение есть, но как оно медленно! И как горько, что с годами перемены к лучшему в нашем характере настолько бывают незначительны, что почти незаметны! Какое там совершенство.

Но есть в Писании такие слова: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3:2). Это сказано братом Господним, Апостолом Иаковом. Удивительные слова! Не согрешай только словом и… Все позволено? Не злословь никого, не осуждай и… достаточно? Будешь не просто хорошим человеком, а даже совершенным?

Игумен Никон Воробьев пишет:

«Не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего плохого. Это самый лёгкий способ не быть осуждённым на том свете. Ибо Спаситель Господь Иисус Христос обещал: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). Один монах жил очень нерадиво, а когда стал умирать, то был в радости духовной и нисколько не страшился смерти. Когда его старцы стали расспрашивать, какие у него тайные добродетели, что он умирает, как великий праведник, то он ответил: «Господь меня известил, что всё мне прощает и не осуждает за грехи мои, потому что я сам никого не осуждал».

Я очень люблю этот рассказ и часто повторяю в беседах с людьми. И далеко не всегда встречаю понимание. Слишком уж, кажется, просто и несправедливо. Безобразничай, твори любые гадости, только не осуждай — и спасен? Какой, возражают, легкий способ вхождения в рай!

А попробуйте! Проживите один день, не сказав ни о ком ничего дурного.

Склонность к осуждению — одно из самых заметных последствий первородного греха. Иоанн Кронштадтский заметил, что любой добрый слух о человеке распространяется довольно медленно и недалеко, а любой дурной слух, любое порочащее известие мгновенно становится известно всем. Люди обычно гораздо живее и охотнее подхватывают и передают друг другу плохое, чем хорошее о других.

Мне кажется, у нас в церкви слишком снисходительное отношение к этому греху.

Знаю одного человека, который уверовал еще в те времена, когда вера считалась признаком «ненормальности» и неблагонадежности. Пришел же к вере так: познакомился с одним православным, в котором сочеталось то, что казалось раньше несовместимым: интеллигентность, хорошее образование и искренняя вера. Причем не такая вера, которую он готов был понять, вера в «Высшую Идею», «Вселенский Разум», «Добро и Красоту». Новый знакомый обладал той верой, которая всегда вызывала непонимание и протест: с поклонами, свечками, записками (20 копеек простая, 40 — заказная) и прочими атрибутами, которые, казалось, ничего общего с христианством не имеют. Поговорил с ним, прочитал Евангелие, некоторые самиздатовские книги о православном христианстве, которые взял у своего нового знакомого, и открылось — вот истина, вот чего жаждала душа, вот, чем и ради чего действительно стоит жить. Окрестился, стал понемногу воцерковляться. Все было нормально: молился, постился, стал понимать службу, исповедался, причащался. Одного не было — общения с братьями и сестрами во Христе. Все вокруг были неверующими. Говорить о вере, кроме духовника и того, кто привел его (а он жил не близко и виделись редко), было не с кем. Так вот этот человек, всем сердцем восприняв Евангелие, особенно близко к сердцу принял заповедь «Не судите и не судимы будете». Сердце говорило ему, что над этим необходимо работать особенно тщательно. Так он и поступал. Всеми силами удерживался от осуждения, и когда оно все-таки случалось, каялся в этом с самым сильным сердечным сокрушением. Задача была непростая. Главной темой всех разговоров, которые велись вокруг и в которых поневоле приходилось участвовать было, конечно, злословие. Это все мы знаем. Посмотрите издалека на любую группу людей, оживленно о чем-то говорящих. Это могут быть бабушки на скамейке, рабочие на перекуре, учителя в учительской и пр. Вы еще не слышите, о чем они говорят так горячо, но легко догадаетесь.

Поэтому тот, о ком пишу, часто ощущал себя белой вороной и в семье, и среди знакомых, и на работе. И как хотелось ему христианского общения! Как не хватало возможности быть с теми, кто как и он, стараются жить по Евангелию, для кого заповеди Христовы ― главное руководство в жизни.

А потом все изменилось. Подули в нашей стране другие ветры, прекратились преследования верующих и появилась возможность жить полноценной церковной жизнью. У этого человека появились друзья-христиане, он познакомился даже с некоторыми священниками. И это оказалось очень большим искушением. Первое, что он с горечью обнаружил: здесь осуждают так же легко и обильно, как и за церковной оградой. Когда же он пытался как-то протестовать, слышал в ответ благодушное: «Это не осуждение, это рассуждение». Или что-то в этом роде. Сначала все это очень коробило его, а потом привык и сам стал потихоньку терять то, чему успел научиться пока пытался быть христианином самостоятельно. И сам стал осуждать все больше и больше. Вот такая печальная история. Если Церковь ― союз тех, кто помогает друг другу быть настоящими учениками Иисуса Христа, то с моим знакомым произошло все наоборот.

Почему же так? Почему, отлично зная всю недопустимость этого греха, мы так легко позволяем себе в него впадать? И совсем не так скорбим об этом, как о некоторых других своих грехах. Причин немало.

Во-первых, хочу сказать, что порой это бывает даже необходимо. В конце концов, должны мы иметь свое мнение о том, что происходит вокруг нас! И разве оно всегда должно быть положительным! Разве не должны мы давать правильную нравственную оценку тем или иным событиям или даже личностям! Спросили меня недавно о моем отношении к Сталину. Я ответил. А мне: «Как же Вы, батюшка, осуждаете?» А вот так! Зло должно быть названо злом! Но каждый раз, когда я чувствую потребность высказаться о ком-то или чем-то отрицательно, надо остановиться и спросить себя: Нужно ли это? Изменится ли от этого что-то? Иногда совесть говорит: Да. Сейчас нужно. Да, здесь молчание лицемерно и малодушно. Да, тут нужно предупредить человека, с кем он имеет дело, а то выйдет беда. В таких случаях приходится и произнести что-то очень похожее на злословие. Но таких случаев в жизни не так-то много. Гораздо меньше, чем мы реально позволяем себе осуждать. И если такое произошло, то должно сопровождаться молитвой о том, о ком пришлось говорить плохо.

Другая причина, может быть вполне понятная, выражена в словах Господа:»… от избытка сердца говорят уста.» (Мф. 12). «Невысказанное слово жжет». Если я искренне возмущен кем-то (и возможно не без основания) как хочется поделиться этим с близкими людьми! Такая причина по-человечески очень понятна.

Праведное осуждение

Но как же хорошо поступит человек, который преодолеет это желание ради Христа и Его заповеди. Как светло и радостно становится на душе, когда очень хотелось сказать, но не сказал «потому что Господь не велит»! И наоборот, скажешь и … как-то гадко становится на душе. Это конечно, относится к тем, кто действительно старается быть со Христом.

«Ну хорошо, — возразят мне, — допустим обуздаю я язык. Сердце как обуздать! Научился я ни о ком не говорить дурно вслух. Но внутри-то! В сердце-то! Все равно то и дело осуждаю! И какая разница!» Разница есть, и большая. Любой помысел, помыслом же и очищается. Не в нашей власти управлять сердцем, которому, как известно, «не прикажешь», но в нашей власти дать оценку тому, что происходит в сердце. Не все то, что в сердце — мое. Если я не согласен с этим, если не хочу этого осуждения, неприязни, то это еще «не мое». Однако, чтобы подтвердить, что действительно «не мое» нужно по крайней мере две вещи.

Первое: молитва за того, против кого настроено мое сердце. Второе: не допустить прорваться этому наружу. Не произносить вслух тех слов, которые кипят внутри и рвутся на язык. Как только произнесем, как только поделимся этим с кем-то и все! Теперь это уже мое, теперь я несу ответственность за осуждение, дьяволу удалось навязать мне то, что могло быть преодолено, пока не было произнесено. Потому что, как учит пословица, «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь». Может быть очень даже пожалеешь, что вылетело, искренне раскаешься, но оно, слово осуждения, будет жить своей жизнью, передаваться из уст в уста, обрастать подробностями и делать свое черное дело разрушения любви и мира.

А когда только подумал про себя о ком-то плохо, ничто не мешает подумать вслед за этим и другое, и мысленно сказать: «Не прав я, Господи! Спаси и сохрани раба Твоего …., а меня прости, что осудил его вопреки заповеди Твоей.» Если после этого не прекратится поток осуждающих мыслей и чувств, не признавать этого своим, относиться к этому так, как будто кто-то (ясно, кто!) рядом говорит что-то нехорошее. Ты вынужден это слышать, но не согласен с этим. «Не хочу этого, Господи! Не мое это!»

Чаще же всего причина осуждения прямо и откровенно греховна: отсутствие любви, злоба, превозношение, самоутверждение. Это один из способов самовосхваления. Когда я возмущаюсь чьей-то нечестностью, я даю понять собеседнику, что я не такой, я очень честный. Сказать напрямую о своих достоинствах неприлично, хвастуны всегда смешны, а вот возмущаться пороками ― дело привычное и понятное. Злословя трусов, скупцов, глупцов, развратников я тем самым превозношу свою смелость, щедрость, ум, целомудрие и пр.

В наше время появилась еще одна новая форма злословия — в сети интернет. Ведь интернет — своего рода микрофон. Теперь у каждого появилась возможность быть услышанным не кучкой собеседников, а тысячами людей. И при этом они не видят тебя вживую, не надо смотреть им в глаза, можно при желании скрыть свое имя! И вот тут вылезает! Те остатки приличия, которые могут еще сработать в живом присутствии собеседника, теперь исчезают. Исчезает и страх того, что за какие-то слова можно и «по лицу схлопотать». Я уже давно стараюсь не читать в интернете никаких комментариев к публикациям и не заходить ни на какие форумы. Когда это все же случается, потом жалею. Думаю, не надо объяснять, почему. Не всегда так, конечно, бывают и очень добрые и мудрые слова, но чаще то, о чем уже сказано.

Грех осуждения так неискореним, наверно, потому что нет в нашей церковной среде к нему должного общественного неприятия. Знаем, что плохо, но … все же осуждают. Куда от этого! А было бы среди нас такое же отношение к любому злословию, осуждению, сплетням как к мату, или к сальным анекдотам! Если бы каждому, кто только начинает злословить, окружающие давали понять всю недопустимость этого со всей резкостью и прямотой! Почему бы и нет! Как висят в некоторых местах таблички «У нас не курят», так повесить бы в христианских домах: «У НАС НЕ ОСУЖДАЮТ». Впрочем, кто-нибудь обязательно припишет: «НО РАССУЖДАЮТ». И многие такой приписке, к сожалению, обрадуются.

http://www.pravmir.ru/poprobuyte-prozhit-den-ne-skazav-ni-o-kom-nichego-durnogo/#ixzz3HYRGwFzf

Назад в раздел

Причины осуждения и его способы

Христос заповедал нам не осуждать ближних, чтобы и мы не были Им осуждены. Он указал нам на корень, из которого произрастает страсть осуждения, говоря: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7: 3–5). Христос «грех ближнего уподобил сучку, а осуждение – бревну. Настолько тяжело осуждение, что превосходит всякий грех», пишет авва Дорофей. Слово «лицемер», которое использует Христос, показывает, что причина осуждения – это наше лицемерие: мы хотим оправдать самих себя, осуждая нашего ближнего.

По поводу этих слов священный Златоуст говорит: «Строгий суд о ближнем бывает не от заинтересованности, а от ненависти к человеку; и, хотя осуждающий носит личину человеколюбия, но на самом деле совершает крайнее зло, поскольку подвергает ближнего напрасному поношению и обвинению, и восхищает место Учителя, сам не будучи достоин называться даже учеником. Потому Христос и назвал его лицемером. В самом деле, если ты так строг в отношении к другим, что видишь и малые проступки, то почему так невнимателен к себе, что не замечаешь и великих грехов?»

Каждый человек легко замечает ошибки ближнего и преувеличивает их, а свои видит с великим трудом. Если и увидит, то пытается преуменьшить их значение. Поэтому Церковь определила, особенно во время Великого поста, читать молитву преподобного Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Действительно, когда мы видим наши грехи и сознаем, насколько мы ими огорчили Бога, у нас пропадает всякое желание заниматься грехами ближних.

Признавая это, мы понимаем, насколько истинно слово аввы Исаака: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что это знание становится для него основанием, корнем и началом всякого добросердечия. Ибо праведник, не познавший своей немощи, пребывает как бы на острие бритвы, и недалеко его падение в лапы смертоносного льва, т. е. демона гордыни. Кто не знает своей немощи, тому недостает смирения; а у кого нет смирения, тот не достиг духовного совершенства».

Тот, кто не знает своего духовного состояния, движимый гордыней, и за деяние это осуждает других, и за деяние это осуждается правосудным Господом. Тот же, кто знает о своем состоянии, смиряется и с неосуждающим ближних помыслом просит у Господа милости. О человеке, который достиг познания себя, преподобный Исаак Сирин рассуждает: «Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых… Кто сподобился увидеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов».

Рассказывают и такую историю. Однажды некий брат из Скита пал. Отцы собрались, чтобы его судить, и пригласили авву Моисея присоединиться к ним, но тот отказался пойти на собрание. Поскольку все его ждали и у них было обыкновение не начинать собрания, пока все подвижники не соберутся, священник послал за Моисеем.

Как бороться с грехом осуждения

Моисей поднялся, взял дырявую корзину, наполнил ее песком и отправился на собрание. Монахи, вышедшие ему навстречу, спросили: «Что это такое, отче?» Старец ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!» Услышав это, отцы раскаялись, не сказали ничего виновному брату и простили его.

* * *

Способы, с помощью которых мы осуждаем наших ближних, весьма многообразны. Мы можем заметить большинство из них, если будем наблюдать за собой. Здесь мы приведем два достаточно незаметных способа, которыми мы можем согрешить, совсем того не осознавая.

• Часто человек ловко смешивает осуждение с похвалой. Преподобный Максим Исповедник замечает: «Кого вчера хвалил как доброго и превозносил как добродетельного, не поноси ныне как порочного и злого, по причине превращения твоей любви в ненависть… Когда говоришь с другими, смотри, чтобы из-за скрывающейся в тебе досады не смешать обычную похвалу брату твоему, вмешивая в слова свои неприметно порицание».

• Нередко осуждение маскируется под видом любви к брату, который согрешил, либо продиктовано якобы желанием исправить согрешившего. Однако по скверному пути не добраться до доброй цели.

Иоанн Лествичник пишет: «Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: „Оставьте такую любовь“, чтобы не оказалось ложным сказанное: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 101: 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу».

что такое осуждение?

Святые отцы об осуждении

 

Из проповеди архимандрита Кирила (Павлова)

Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы — дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку.

 

Преп. Амвросий

«Нужно смиряться, раздражение и осуждение происходят от гордости». Нарисовал цепочку колечками и указал, что грехи, подобно цепочке, связываются один с другим и происходят один от другого.

…Не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снаружи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой и, не окончивши еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует, а, пришедши в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. Преподобный Марк Подвижник пишет: «От дел и словес, и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози»

Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Грех осуждения

Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю.

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией…

 

Преп. Максим Исповедник

— Кто любопытствует о чужих грехах или по подозрению судит брата, тот не положил еще начала покаяния и не принимал заботы узнать собственные грехи, поистине тягчайшие многопудовой свинцовой тяжести, и не знает, отчего человек бывает тяжкосердым, любящим суету и ищущим лжи (Пс. 4, 3) и потому, как безумный и бродящий во тьме, оставя свои грехи, мечтает о чужих, истинных или мнимых, по одному подозрению.

 

Преп. Никодим Святогорец

— От самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло, причиняющее нам тяжелый вред, именно строгий суд и осуждение ближнего, по которому мы потом ни во что ставим, презираем и уничижаем его при случае. Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. Но тебе не дано на то власти, и присвояя себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным Судиею, всех Богом.

 

Преп. Антоний Великий

— Если увидишь, что брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих.

— Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими.

 

Авва Дорофей

— Смущать, осуждать и вредить чье дело, как не бесовское? И вот мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего. Отчего так? Оттого что нет в нас любви! Ибо любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4, 8). Святые не осуждают согрешающего и не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его как больной член и делают все, чтобы спасти его.

 

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

 

Осуждаем же мы наших ближних оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем. Безумно оставить своего мертвеца, свою душу, и идти плакать над мертвецом ближнего.

 

Осуждая порочных людей, мы сами себя осуждаем, потому что и мы не свободны от грехов. Когда мы покроем согрешение брата своего, тогда и Бог покроет наши согрешения, а когда мы обнаружим грех брата, и Бог объявит согрешения наши.

Язык осуждающего злее ада: даже ад возьмет только злых, а язык пожирает и злых и добрых. Строгий суд о ближнем показывает не доброжелательство, а ненависть к человеку.

 

Молитва прп. Ефрема Сирина

…«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаявайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять.

 

Свт. Иоанн Златоуст

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Всякий падает когда Бог его не укрепит, без помощи Божией стоять не можем. Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал. Если это грешник, то делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если — праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе.

 

Прп. Исайя Отшельник

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны.

 

Преп. Макарий

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения.

Назад к списку

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *