Содержание

ПОДВОРЬЕ — цер­ков­ное уч­ре­ж­де­ние, яв­ляю­щее­ся пред­ста­ви­тель­ст­вом од­но­го цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва (или отдельного ар­хие­рея) на ка­но­нической тер­ри­то­рии другого цер­ков­но­го со­об­ще­ст­ва (например, пред­ста­ви­тель­ст­во По­ме­ст­ной церк­ви на ка­но­нической тер­ри­то­рии другой По­ме­ст­ной цер­к­ви, пред­ста­ви­тель­ст­во епар­хии в другой епар­хии, пред­ста­ви­тель­ст­во мо­на­сты­ря).

В Рос­сии Подворье пер­во­на­чаль­но на­зы­вал­сяпо­стоя­лый двор для при­ез­жав­ших в сто­ли­цу или другой круп­ный го­род ино­стран­ных послов или ар­хие­ре­ев. Подворье пред­став­ля­ет собой ис­клю­че­ние из пре­имущественно тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па раз­ме­же­ва­ния по­ме­ст­ных церк­вей, сво­его ро­да ана­ло­гию по­ня­тию экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти в ме­ж­ду­народном пра­ве.

Что такое монастырь и зачем он нужен?

Подворье обыч­но вклю­ча­ет храм, зе­мель­ный уча­сток, в за­ви­си­мо­сти от ти­па — так­же ар­хие­рей­ский дом,мо­на­ше­ские ке­льи, иные жи­лые и хо­зяйственные строе­ния.

Подворья по­ме­ст­ных церк­вей бе­рут на­ча­ло из древ­ней прак­ти­ки пред­ста­ви­тель­ст­ва на вре­мен­ной или по­сто­ян­ной ос­но­ве од­них по­ме­ст­ных церк­вей на тер­ри­то­рии дру­гих для со­дей­ст­вия ка­но­ническому об­ще­нию че­рез по­слан­ни­ков — апок­ри­сиа­ри­ев (греческий &psili;αποϰρισι&oxia;αριος) или ле­га­тов. В слу­чае по­сто­ян­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва по­слан­ни­ки не­ред­ко пре­бы­ва­ли в мо­на­сты­ре — ме­то­хе (греческий μετ&oxia;οχιον), ко­то­рый на­хо­дил­ся в ка­но­нической вла­сти Церк­ви, на­пра­вив­шей сво­их пред­ста­ви­те­лей. В эпо­ху ос­ман­ско­го вла­ды­че­ст­ва (с XV-XVI веков) восточные пат­ри­ар­ха­ты уч­ре­ж­да­ли свои подворья при других церк­вах, осо­бен­но час­то — в Рос­сии для сбо­ра де­неж­ной по­мо­щи. Подворья слу­жат так­же ме­стом раз­ме­ще­ния па­лом­ни­ков. Подворья на­хо­дят­ся в юрис­дик­ции уч­ре­див­шей их По­ме­ст­ной церк­ви, од­на­ко за­ви­сят и от Церк­ви, на ка­но­нической тер­ри­то­рии ко­то­рой они раз­ме­ще­ны; например при рас­хо­ж­де­нии бо­го­слу­жеб­но­го ка­лен­да­ря в подворье упот­реб­ля­ет­ся ме­ст­ный ка­лен­дар­ный стиль. Эле­мен­ты двой­ной юрис­дик­ции подворья вы­ра­жа­ют­ся в том, что за бо­го­слу­же­ни­ем в хра­ме подворья воз­но­сят­ся име­на пред­стоя­те­лей обе­их церк­вей. Ны­не в Мо­ск­ве на­хо­дят­ся подворья Алек­сан­д­рий­ско­го, Ан­ти­охий­ско­го, Ие­ру­са­лим­ско­го, Серб­ско­го и Бол­гар­ско­го пат­ри­ар­ха­тов, Пра­во­слав­ной церк­ви Чеш­ских зе­мель и Сло­ва­кии и Пра­во­слав­ной церк­ви в Аме­ри­ке. На ос­но­ве вза­им­но­сти РПЦ име­ет воз­глав­ляе­мые её пред­ста­ви­те­ля­ми подворья при этих же церк­вах.

Епар­хи­аль­ные подворья в гра­ни­цах од­ной По­ме­ст­ной церк­ви обыч­но уст­раи­ва­лись в го­ро­дах, где на­хо­ди­лись ка­фед­ры пред­стоя­те­лей по­ме­ст­ных церк­вей, ча­ще все­го в сто­ли­цах. По­доб­ные подворья су­ще­ст­во­ва­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле, в Рос­сии — в Мо­ск­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге, ра­нее, ве­ро­ят­но, так­же и в Кие­ве, сто­ли­це Ки­ев­ской Ру­си. Например, в Мо­ск­ве име­лись Кру­тиц­кое под­во­рье, Ря­зан­ское, Вят­ское, Псков­ское, Ко­ло­мен­ское и другие епар­хи­аль­ные подворья; в Санкт-Пе­тер­бур­ге в си­но­даль­ную эпо­ху на­хо­ди­лись подворья ар­хие­ре­ев, яв­ляв­ших­ся чле­на­ми Свя­тей­ше­го Си­но­да или при­сут­ст­вую­щи­ми в Си­но­де.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мо­на­стыр­ские подворья, су­ще­ст­во­вав­шие уже в ви­зантийское вре­мя; они вы­пол­ня­ют раз­ные функ­ции: спо­соб­ст­ву­ют раз­ви­тию па­лом­ни­че­ст­ва, со­би­ра­ют по­жерт­во­ва­ния для сво­их мо­на­сты­рей (осо­бен­но ко­гда те на­хо­дят­ся в уда­лён­ных и ма­ло­на­се­лён­ных мес­тах, а подворье — в городских цен­трах). Ино­гда подворье пред­став­ля­ет мо­на­стырь, не на­хо­дя­щий­ся в юрис­дик­ции той По­ме­ст­ной церк­ви, на ка­но­нической тер­ри­то­рии ко­то­рой оно от­кры­то (например, московское подворье Пан­те­леи­мо­но­ва мо­на­сты­ря, со­стоя­ще­го, как и другие мо­на­сты­ри на Афо­не, в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та). Дея­тель­ность мо­на­стыр­ско­го подворья рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся ус­та­вом его мо­на­сты­ря. Подворье на­хо­дит­ся в юрис­дик­ции то­го же ар­хие­рея, что и мо­на­стырь. В слу­чае ес­ли подворье рас­по­ла­га­ет­ся на тер­ри­то­рии иной епар­хии, то за бо­го­слу­же­ни­ем в хра­ме подворья воз­но­сит­ся как имя епар­хи­аль­но­го ар­хие­рея, так и имя ар­хие­рея, на тер­рито­рии епар­хии ко­то­ро­го на­хо­дит­ся под­во­рье.

В Русской пра­во­слав­ной церк­ви с 1990-х годов ста­тус пат­ри­ар­ших подворьев име­ют так­же отдельные при­хо­ды, управ­ле­ние ко­то­ры­ми осу­ще­ст­в­ля­ет на­зна­чен­ный пат­ри­ар­хом на­стоя­тель без фор­ми­ро­ва­ния при­ход­ско­го со­бра­ния и иных ор­га­нов при­ход­ско­го са­мо­управ­ле­ния. В этом от­но­ше­нии их ста­тус бли­зок к ста­ту­су подворья по­ме­ст­ных церк­вей, в ко­то­рых так­же не пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся об­ра­зо­ва­ние ор­га­нов при­ход­ско­го са­мо­управ­ле­ния.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ус­тав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 2000

Статью разместил(а)

Шибин Владимир Эдуардович

редактор

I. Определения понятие монашества и виды монашеских подвигов

Глава I. Определения понятие монашества и виды монашеских подвигов

Родиной христианского монашества был Египет. Оттуда оно проникло в другие страны. На Русь монашество и устроение монастырей пришли из Византии, откуда русские вместе с христианством позаимствовали многие религиозные обычаи и традиции. «Монах» в переводе с греческого означает «уединенный». Христианские монахи – люди, которые решили целиком и полностью посвятить себя служению Богу, уединившись от мира, где слишком много соблазнов и помех для такого служения.

В средине века монашество рассматривалось как верный путь в Царствие Божие, — путь аскета, полный трудов и лишений. Содержанием жизни монахов становятся неустанная молитва, помышление о Боге, подвиг самоотречения и труд. Подвиг служения Богу имел две стороны: духовную (очищение от земных помыслов) и телесную (физические лишения).

Из Византии на Русь пришли и основные виды подвижничества, среди них – пещерничество. Произошло это следующим образом. Преподобный Антоний по возвращении в Киев с Афона (Афон-гора на северо-востоке Греции, на которой в VI веке поселились первые христианские монахи) вырыл пещеру на берегу Днепра, положив вместе с Феодосием начало одному из первых монастырей на Руси – Киево-Печерскому (середина XI века).

Особым видом монашеского подвига было затворничество. Монах, отважившийся на него, поселялся уединенно в особой малой келье и многие годы, иногда до самой смерти становился «живым погребенным». Разновидностью затворничества было столпничество. Его создатель, Симеон Столпник (V век), построил себе невысокую башню с площадкой наверху, на которой и поселился. На Руси, несмотря на суровые климатические условия, у него нашлись последователи, например богослов и писатель Кирилл Туровский (XII век). Для умерщвления плоти иногда монахи носили вериги – тяжелые и грубые оковы. На Руси среди прочих это делал упомянутый выше преподобный Феодосий.

Глава II. Порядок вступления в монашество

По византийской традиции стать монахом мог любой человек, достигший десятилетнего возраста. Для состоявшего в браке на вступление в монашество требовалось согласие второго супруга. Однако монахом становились не сразу. В одном из наиболее почитаемых на Руси монастырей – Троицком – была принята четырех ступенчатая система духовного совершенствования. Сначала принявший решение удалиться в монастырь жил в обители в мирской одежде, выполнял любую работу, присматривыался к тамошним порядкам. Затем он становился рясофором (от греч. «носитель рясы») и должен был пройти испытательный срок – послушание. Если послушник его выдерживал, то над ним в храме совершался обряд пострижения: игумен выстригал крестообразно волосы на макушке послушника. Существовала традиция: послушник должен был трижды подать ножницы игумену, и только на третий раз тот совершал пострижение. При этом послушник давал три обета: целомудрия, нестяжательства (отказ от любой собственности) и послушания (полное подчинение игумену и следование правилам монастырского устава).

Послушник облачался в монашеские одежды – рясу (длинное, до пят одеяние), кожаный пояс (такой по преданию носил Иоанн Предтеча), сандалии или сапоги, клобук (невысокая шапочка). Одежда изготавливалась из грубой шерстяной ткани темного, как правило, черного цвета, без украшений. На Руси монахов за цвет одежды звали чернецами. При вступлении в монастырь человек как бы переживал второе рождение и поэтому обычно получал новое, иноческое имя.

Высшей степенью монашества является великая схима, предполагающая более строгие обеты и отшельнический образ жизни.

Численность монахов в русском монастыре редко превышала 100 человек. При жизни Сергия Радонежского в его обители было всего 12 монахов. В XVI веке, когда Троицкий монастырь разросся и стал крупнейшим на Руси, в нем проживало от 150 до 200 чернецов, в середине XVII века – более 200, а в начале XVIII — около 500. Но сколько бы монахов ни проживало, везде существовала строго иерархическая система монастырского управления.

Глава III. Система монастырского управления

Во главе монастыря стоял игумен. В крупных мужских монастырях он получал сан архимандрита. Обычно из архимандритов избирались высшие иерархи православной церкви – епископы, митрополиты, патриархи. Игумен избирался всей братией – общее собрание монахов одного монастыря) на третий день после смерти своего предшественника и носил это звание пожизненно. Кандидату не должно было быть более 33 лет (возраст, в котором был распят Христос) и состоять ранее в браке. Если единогласие при избрании игумена не было достигнуто, то за помощью обращались к главе Церкви (митрополиту, позднее патриарху). Он избирал настоятеля из трех предложенных кандидатов, имевших сан священника и проживавших, как правило, в данном монастыре. Все монахи беспрекословно подчинялись игумену, а также исповедовались ему. При встрече с игуменом монаху полагалось низко кланяться.

Правой рукой игумена был келарь. Он заведовал обширным монастырским хозяйством. Роль келаря Троицкого монастыря была настолько велика, что один иностранец, посетивший Россию в это время – Павел Алеппский, отмечал, что в этой стране «почитают трех правителей – царя, патриарха и келаря Святой Троицы». Другим важным лицом в монастыре был казначей, который заведовал монастырской казной, вел счет доходам и расходам, а также надзирал за монастырскими постройками, за тем, как одевается братия, и отчасти за монастырскими припасами. Было немало других, менее значимых должностей: уставщик (начальник церкви), ризничий (хранитель монастырских ценностей), книгохранитель (библиотекарь), трапезник (старший в трапезной), кутник (разносчик блюд и напитков), будильник (отвечающий за утренний подъем братии).

Глава IV. Повседневная жизнь монастыря

Вся жизнь в монастыре строго регламентировалась уставом. В его основе лежали три принципа: равенство братии, послушание и четкое распределение обязанностей. День в монастыре начинался очень рано. С рассветом будильник шел к келье игумена и, поклонившись до земли, громко произносил: «Благослови и помолись за меня, отче святой». Когда игумен, проснувшись, отвечал изнутри: «Бог спасет тебя», будильник давал распоряжение бить в колокол, а сам шел по кельям будил монахов со словами: «Благословите, святые» вскоре пономарь вновь бил в колокол, призывая всех на молитву в храм.

Монахи собирались у церкви. Внутрь входили в строгой последовательности, впереди шел священник и его помощник диакон. В храме все выстраивались также по чину: справа впереди игумен, слева – келарь, священник с диаконом – перед алтарем. За порядком в храме надзирали два старших монаха. Утренняя служба – бдение, продолжалась пять, иногда семь часов. Затем все шли на трапезу, предводительствуемые священником и игуменом. На ступенях трапезной произносили молитву и с третьими колоколами входили внутрь.

Обычно монахи имели в день трапезы – обед и ужин, во время великого поста только одну. Само приготовление еды было обставлено соответствующим ритуалом. К примеру, разжигание огня на кухне происходило следующим образом. Повар шел в храм, клал перед царскими вратами три земных поклона и просил огня у священника. Тот от лампады у алтаря зажигал лучину, а от нее уже воспламенялись дрова на кухне.

Пища монахов не была разнообразной, ибо это противоречило самому духу монашества. На обед подавались два блюда – варево (суп) и сочиво (каша), мясные блюда полностью исключались из меню. В греческих монастырях за обедом полагалось также вино, разведенное водой, в русских обителях употреблять хмельные напитки, кроме пива, запрещалось. На ужин ели подогретое сочиво, оставшееся от обеда. В праздники меню становилось разнообразнее, добавлялось третье блюдо. Летом на столе появлялись грибы, ягоды, фрукты овощи. В великий пост часто ограничивались сухоядением: хлеб и плоды. Монастырских гостей, особенно знатных, кормили куда разнообразнее. В 1655 году антиохийскому патриарху Макарию, остановившемуся близ Троицкого монастыря, монахами был прислан богатый обед, состоявший из 50-60 различных блюд и напитков.

Перед началом трапезы монахи испрашивали у бога благословения, и, как только игумен прикасался к еде, все приступали к трапезе. Ели молча, а тем временем один из монахов читал поучительные религиозные сочинения, смысл которых сводился к тому, что, насыщая плоть свою, не следует забывать о пище духовной. По окончании трапезы ложка должна быть положена в пустую миску, а миски составлены на отдельных столах. Остатки хлеба не выбрасывались, а отдавались нищим, которых всегда было очень предостаточно в монастыре.

Глава V. Занятия монахов

Основными занятиями монахов в свободное время были келейная молитва, чтение богословских книг и монастырская работа. Внутри монастыря почти всю работу монахи выполняли сами: готовили пищу, ремонтировали постройки, подвозили грузы. За пределами обители монахи выступали в качестве надзирателей за работой крестьян и ремесленников. Раз в месяц устав разрешал посещать баню. В великий пост от мытья вообще воздерживались, исключение делалось только для больных.

Монастыри имели обширное, и, как правило, образцово организованное хозяйство. Его основу составляло земледелие. Земельные владения монастырей пополнялись за счет дарений, вкладов на помин души, завещаний и покупок. В отличие от светских вотчин и поместий, которые часто приходилось делить между многочисленными наследниками, монастырская собственность была неделима и могла лишь приумножаться.

Троицкий монастырь долгое время пользовался большими экономическими льготами, предоставленными правительством: ведя торговлю, он не платил пошлин, его крестьяне не несли государственных повинностей. Имея развитое хозяйство, монастырь, кроме всего прочего, занимался солеварением и ловлей рыбы, вел обширную торговлю. Его доходы достигали половины поступлений в царскую казну. О богатствах, которые накопил монастырь к середине XVII века, дает представление опись монастырской собственности, которую тогда в течение нескольких лет составляла специальная комиссия из 12 человек. Опись, хранящаяся в ризнице, занимает 882 листа. Из нее следует, что в 1641 году в монастырской казне находилось 14 тысяч рублей, в закромах хранилось около 2 тысяч тонн зерна, в погребах – десятки тонн рыбы, 51 бочка пива и меда, в конюшнях содержалась 431 лошадь и т.д.

Казной богатого монастыря часто пользовались цари, когда нуждались в деньгах. Известно, что Борис Годунов одолжил у Троицкого монастыря 15 тысяч рублей, Лжедмитрий I взял из его казны 30 тысяч рублей, Василий Шуйский – 20 тысяч, а Петр I с 1680 по 1701 годы в общей сложности получил около 400 тысяч рублей.

Монастыри обычно строились вдали от селений, часто в глухих лесистых местах. Территория монастыря всегда обносилась оградой. С одной стороны, она символизировала границу, отделявшую религиозный, заповедный мир монастыря от остального мира, живущего по своим законам. С другой стороны, монастырь часто выполнял функции крепости, и тогда ограда превращалась в мощные каменные стены с неприступными башнями. В середине одного из участков стены находился проезд внутрь монастыря. Часто над ним строился храм. Главные ворота, ведущие в храм, назывались Святыми.

Сознанием средневекового человека монастырь воспринимался как образ рая, явленный на земле. Он уподоблялся «граду небесному Иерусалиму». Главным сооружением монастыря был собор, который занимал центральное место в архитектурной композиции. Между собором и Святыми воротами находилась парадная площадь. Вокруг нее группировались остальные постройки – храмы, трапезная, колокольня, кельи.

Говоря о монастырях, невозможно не упомянуть о монастырских кладбищах. Именно вокруг монастырей сложились знаменитые русские некрополи – Донской и Новодевичий в Москве, Александрово-Невский в Петербурге. Монастырская земля считалась священной, и быть погребенным в ней означало увеличить свои шансы попасть в рай. Поэтому на монастырском кладбище хоронили не только их обитателей, но и многих мирян, прежде всего знатного происхождения. Наиболее почетным местом захоронения считался храм. В Троицком соборе Лавры в серебряной раке покоится прах основателя монастыря, выдающегося религиозного и политического деятеля XIV века – Сергия Радонежского. У стен другого монастырского собора – Успенского – похоронен Борис Годунов со своим семейством.

Глава VI. Монастыри – очаги культуры

В средние века монастыри были важнейшими очагами культуры. Прежде всего, они являлись центрами письменности. В те далекие времена на фоне почти поголовной неграмотности монахи отличались образованностью и начитанностью. Объяснялось это тем, что по уставу монах большую часть свободного времени должен был проводить за чтением религиозных книг. Поэтому первые библиотеки появились именно при монастырях.

Наиболее крупным собранием древних рукописей и книг обладал Троицкий монастырь. Немало книг было подарено монастырю царями Иваном Грозным, Василием Шуйским, Федором Алексеевичем (большая их часть ныне хранится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки). Согласно описи 1641 года в монастырском книгохранилище насчитывалось более 700 книг, без учета тех, что хранились в ризнице и храмах. К середине XIX века в Троицкой библиотеке хранились 823 рукописные книги XIV-XVIII веков и около 3 тысяч старопечатных книг. При монастыре существовала специальная книжная палата, где книги переписывались и украшались миниатюрами. До наших дней дошел служебник Сергия Радонежского, переписанный в монастыре в 1381-1382 годах.

Русские монастыри являлись и центрами летописания. Первая отечественная летопись «Повесть временных лет» была создана в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В библиотеке Троицкого монастыря была найдена одна из самых знаменитых русских летописей – Троицкая, погибшая затем в пожаре 1812 года.

В XV – XVI веках в Троицком монастыре жили и работали многие видные деятели русской культуры. Среди них был писатель Епифаний Премудрый. Он провел в обители более 30 лет, знал Сергия Радонежского и первым составил его житие. Вскоре после смерти Епифания (1420г.) в монастыре появился Пахомий Логофет. Серб по национальности, он прибыл на Русь со святого Афона. Обладая замечательным даром слова, Пахомий составил многие жития святых московских и новгородских святых, отредактировал житие Сергия Радонежского, написанного Епифанием.

В 1518 году в Россию из Греции прибыл выдающийся писатель и богослов максим Грек. Он учился в Италии, лично знал Савонаролу, 10 лет провел на Афоне, был необыкновенно образованным человеком. Аскет по убеждению, Максим принял участие в споре между нестяжателями и иосифлянами (сторонниками и противниками церковного землевладения) на стороне последних. За свои взгляды смелый проповедник был осужден церковными соборами, скитался по монастырям, пока не оказался в Троицкой обители, где и умер. Литературное наследие Максима Грека велико: более 150 проповедей, философских и богословских рассуждений, переводов.

В начале XVII века в стенах монастыря его келарем Авраамием Палицыным было написано «Сказание» — одно из самых ярких документально-исторических произведений своего времени, подробно рассказывающее о героической обороне Троицы от поляков.

Русские монастыри обладали богатейшими собраниями произведений декоративно-прикладного искусства.

Положение о монастырях и монашествующих

Некоторые из обителей имели собственные мастерские, где трудились иконописцы, ювелиры, резчики.

Признанным центром иконописного дела на Руси был Троицкий монастырь. Здесь работал величайший древнерусский живописец Андрей Рублев со своим напарником Даниилом Черным. Для иконостаса главного храма монастыря Рублев написал свою знаменитую икону «Троица». В середине XV века в монастыре трудился знаменитый резчик Амвросий. В ризнице лавры хранится уникальное собрание старинных ювелирных изделий из серебра и золота, украшенных драгоценными камнями, эмалью. Часть из них попала сюда в качестве вкладов, часть произведена на месте.

Роль монастырей и монашества в жизни средневекового русского общества была огромна, однако нельзя ее идеализировать. В 1551 году в Москве состоялся Собор русской православной церкви (Стоглавый), на котором с обличительной речью выступил царь Иван IV. Тогда он еще не был обременен грузом тяжких грехов и казался искренним в своем гневе.

Царь обвинил духовенство во многих человеческих пороках, досталось и монашеству. Юный Иван упрекал монахов в том, что постриг принимали люди не ради спасения души, а «ради покоя телесного»; что игумены проявляют небрежение к службе и не заботятся о Церкви; что в монастырях процветают пьянство и блуд; что часто монахи живут в миру, а в монастырях много посторонних, в том числе и женщины.

Заключение

Таким образом, монашество было всяким, и жизнь в монастырях устраивалась по-разному. Но очевидно одно: монастырский мир был значимой частью русской истории и культуры. Он соединял в себе возвышенную религиозную духовность и разветвленное хозяйство, многообразие искусств, неповторимость монашеского быта, книжную ученость.

Похожие документы:

  1. 1. Понятие о церковно-исторической науке. Источники по истории Русской Церкви. Периодизация

    Документ

    Она выясняет: как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси; какое было внутреннее иерархическое устройство; какие были отношения к государству; как усваивались законы Вселенской Церкви

  2. Протоиерей Сергий Четвериков молдавский старец паисий величковский его жизнь, учение и влияние на православное монашество

    Документ

    Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место.

  3. А. Н. Стрижев Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих

    Документ

    Пятый том Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова содержит капитальный труд Преосвященного «Приношение современному монашеству», пользующийся огромным авторитетом как у монашествующих, так и у мирян.

  4. И. М. Концевич стяжание духа святаго в путях древней руси содержание

    Реферат

    Самое высокое, что дано человеку — это заложенная в нем способность к Богообщению, Богосозерцанию. В этом высшее блаженство. Человеку дано задание развивать в себе этот дар.

  5. Русское монашество как историко-культурное явление 24. 00. 01 Теория и история культуры

    Автореферат

    Защита состоится « » 20 г. в часов на заседании диссертационного совета Д. 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406,

Другие похожие документы..

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытной братии выбираются:

казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),

келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),

гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Правила поведения в монастыре

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»).

Монастырское подворье и жизнь на селе

Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.

Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

скорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

У этого термина существуют и другие значения, см. Скит (значения).

Скит (греч.σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) — в общем случае место жительства монахов, отдалённое от крупных поселений людей[1][2]. Распространены главным образом в православии.

В силу долгой истории православного монашества понятие скит применялось к разным типам монашеских поселений: это могла быть как отдельно стоящая келья, в которой жил монах-отшельник, так и относительно крупный монастырь, подчинённый другому, ещё более крупному[3].

Название происходит от Скитской пусты́ни — места первоначального распространения монашества.[4]

Первые скиты

Когда христианское монашество только зародилось, скиты стали исторически первым видом монашеских поселений. Монастырей тогда ещё не было, как не было и общежительного устава, который стал основой для появления собственно монастырей.

Афонские скиты

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо из 20 правящих монастырей. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, скит Продром), поскольку не имеют статуса монастыря[5]

Скиты в русском православии

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами. Жизнь в скиту отличается более строгим, чем в монастыре, уставом.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа[6]. Примером может служить Комаровский скит, представляющий собой небольшое поселение из нескольких обителей в форме срубов (Игнатьева, Ионина, Манефина обитель и пр). Владимир Даль в своём «Словаре…» так описывает старообрядческие скиты: «строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землёй»[1]. Также скитом может называться композиция из кельи, амбара и поклонного креста (Исааковская пустынь).

На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви.

См. также

Примечания

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *