Что такое молитва

Мы ежедневно молимся. Вычитываем утреннее и вечернее правило, проходя мимо церквей, осеняем себя крестным знамением и едва слышно произносим: «Господи, помилуй!» А вот если спросить нас, что такое молитва? Какое определение мы можем ей дать? Какими бывают молитвы? Вряди ли многие из нас ответят на эти вопросы. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить именно об этом.

Святитель Феофан Затворник так определяет, что такое молитва:

«Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении… Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния… Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, – в этом всё»

Да, молитва – это наше смирение, наше благоговение перед Всевышним, наша полная покорность Его Святой воле и наша благодарность за всё то, что происходит в наших жизнях. Но не только.

Молитва – это беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – всё дается нам Богом. Утром мы молимся, чтобы поблагодарить

Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи. Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу. Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны. Как правило, выделяют четыре типа молитв: хвалебную, просительную, покаянную и благодарственную.

Остановимся немного подробнее на каждой из них.

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. Мы исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. Сам Господь многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Своему Отцу и всю земную жизнь Свою обращал к Его славе.

Подобным образом всех учили и апостолы. И поэтому прославление Творца и Владыки – долг всякого христианина.

Примеры такого восхваления даны нам в Библии. Возьмем, к примеру, Ветхий Завет. Псалмы.

103-й псалом является образцом восхваления Бога как Премудрого Творца и Всемогущего Промыслителя. «Благослови, душе моя, Господа!» – так начинает и заканчивает хвалу святой пророк Давид. И эти слова мы слышим каждое воскресенье на Литургии. Они святы.

В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является Песнь семи Ангелов из книги Откровения. В этой песне они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого Святого.

И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Только что мы уже сказали о псалме пророка Давида, который мы слышим во время Литургий. Могу также в качестве примера привести всем известное «Достойно есть…».

Своеобразным подвидом хвалебных молитв являются и акафисты. Как мы знаем, они представляют собой песнопения духовной радости и прославления святого, которому они посвящены.

Также бывают молитвы и просительные.

Восхваляя Бога, мы, как правило, возносим к Нему просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем перед Богом наши нужды, потребности, причем как телесные, так и духовные.

Смысл этой молитвы понятен и прост. Человек слишком слаб, чтобы спастись самостоятельно. Ему это неподвластно. И только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для жизни телесной.

Опять обратимся к псалмам. В 49-м псалме Сам Бог Отец призывает нас к возношению просительной молитвы, а в Новом Завете, точнее, в Евангелии от Матфея, – Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, говорит хорошо известную нам фразу: «Просите – и дано будет вам».

«Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого»

Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого. Ведь для Бога важно наше желание. И Господь не нарушает свободы человека даже в этом.

Вот поэтому очень нужна и важна просительная молитва. Молитва – желание получить от Бога помощь в деле спасения, получить нечто очень необходимое для этой земной жизни.

И самая известная просительная молитва, также как и хвалебная, звучит на каждой воскресной Литургии: «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Но испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может не сокрушаться о своих грехах, которые и составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости и благодати. Отсюда получает свое начало покаянная молитва.

Это такая молитва, в которой человек абсолютно глубоко проникает в осознание тяжести своих грехов и просит Господа отпустить ему их, не наказывать и не карать за них, а помочь ему преодолеть соблазны и исправить свое сердце.

И покаянная, и просительная молитвы основой своей имеют просьбу к Творцу. Но в просительной молитве речь идет о наших насущных потребностях, в то время как в покаянной молитве содержится просьба о прощении наших грехов.

Помните слова Иоанна Крестителя, с которых и началась Евагельская проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

В Священном Писании мы находим много образцов покаянной молитвы. Из них можно привести в качестве примера молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Также некоторые псалмы пророка Давида, например, 24, 31, 37 и некоторые другие, а в особенности, хорошо известный нам 50-й Псалом, который читается на всенощном бдении, являются примерами покаянной молитвы. В них царь Давид осознает глубину своего падения и обращается к Богу с горячей просьбой о прощении ему грехов.

В Евангелии есть очень яркий пример покаянной молитвы. Это всем известная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И в этих словах есть всё: покаяние, осознание греховности, вера в Бога и надежда на спасение. Именно этого ждет от нас Бог в каждой нашей молитве, в каждом нашем обращении к Нему.

А на каждой Литургии мы слышим: «Господи, помилуй!» Потому что ни одна Литургия не обходится без нашего покаяния, без нашего раскаяния в содеянном и надежды на спасение и милость Божию.

Но кроме раскаяния и просьб, мы должны непрестанно благодарить Господа за всё то, что нами уже было получено ранее. А значит, наступает черед благодарственной молитвы.

Эта молитва – еще одно подтверждение нашей веры. В ней, благодаря Творца, мы признаем Бога Источником всякого истинного нашего блага и выражаем ему нашу признательность.

Ведь именно Божественная Любовь, такая бесконечная и всеобъемлющая, изливает на нас, детей Божиих, столько милостей и благодати!

Но благодарить нам следует не только за полученные блага, но и за неполученные тоже. Помните, что по этому поводу сказал Иоанн Златоуст:

«Неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение»

В силу этого благодарственная молитва как бы приближается к хвалебной. И благодарить нужно не только за себя, но и за других. Этим мы показываем и любовь к ближнему, и уничтожение в нас такого тяжелого греха, как зависть.

В Ветхом Завете примером благодарственной молитвы может служить 17-й псалом царя Давида. В нем царь благодарит Бога за избавление от всех врагов.

В Новом Завете пример благодарственной молитвы мы можем найти в Евангелии от Луки. Помните слова Иисуса, когда с проповеди возвратились Его 70 учеников: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам! Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!»

Богослужения Святой Православной Церкви содержат много образцов благодарственных молитв. К примеру, это молитвословия благодарственного молебна или молитвы по Причащении Святых Таин. Само слово «Евхаристия» означает «благодарение».

Но основой любой из четырех видов молитв является наше смирение.

Поэтому, войдя в церковь, отбросьте все свои сомнения. Растворитесь в этом благом, святом, намоленном месте. И пусть Ваша молитва будет услышана Богом, и будет Вам дано по глаголу Вашему!

Храни Вас Бог!

Молитва в буддизме

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона:
Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.

В прошлом понятие «молитва» нередко использовалось для обозначения практик буддизма. В частности, так эти практики именуются в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Однако выше уже было указано на механическое отношение к молитве в ламаизме (который иначе именуют «тибетским буддизмом», несмотря на то, что он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии). Как уже говорилось, далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана» («молитвенной машины», «молитвенной мельницы»).

Энциклопедия религий мира:
Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

В настоящее время, описывая практику ваджраяны (к которой относится и «тибетский буддизм»), говорят не о молитве, а о медитации и чтении мантр (см. цитату из «Энциклопедии религий мира» во врезке).

Пожилая тибетская женщина с молитвенным барабаном, Лхаса (Тибет)

В учении тхеравады (которую считают той формой буддизма, которая ближе всего к первоначальному учению основателя этой религии) открыто говорится о том, что молитвы не способны поменять внешний мир: «Природа беспристрастна, на неё нельзя повлиять молитвами. Она не идёт на уступки по чьей-либо просьбе». У молитвы попросту нет адресата: «В Буддизме считается, что никакое высшее существо не руководит делами и судьбой человека».

Наименование молитвы в тхеравадских текстах продолжает употребляться. Однако то, что именуется молитвой, не способно воздействовать ни на природу (ввиду её бесстрастности), ни на высшее существо (поскольку предполагается отсутствие такового). Упомянутая «как бы молитва» составляет всего лишь часть процесса медитации и может воздействовать лишь на собственный ум того человека, который её произносит: «Человеческий ум сам отвечает на молитвы».

Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова (см. определение молитвы в начале статьи), а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.

Молитва в художественной литературе

Молитва в прозе

Виктор Гюго в своем романе «Труженики моря» так написал о молитве: «Молитва — могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое».

Молитва в стихотворных произведениях

К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты. При этом некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. В частности, покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу известного пушкинского стихотворения.

* * *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин, 1836 г.

Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

М. Ю. Лермонтов, 1839 г.

В истории русской лирики запечатлён негаснущий интерес поэтов к молитвенному слову.

Примечания

  1. 1 2 3 Василенко, 1996.
  2. 1 2 Зорин, 2002.
  3. 1 2 3 4 5 6 Кырлежев А. И. Молитва // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. 1 2 РГЭС, 2002.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молитвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная // Скурат, К. Е., Христианское учение о молитве и её значение в деле нравственного совершенствования
  7. 1 2 Святитель Феофан Затворник о молитве // Православие.Ru
  8. Мысленной, производимой в уме.
  9. 1 2 ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ// Православная Энциклопедия
  10. Василий Великий, свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве
  11. 1 2 3 4 Молитва и медитация
  12. Захария (Захару), архимандрит «Иисусова молитва и медитация — в чём разница?» // Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир»
  13. «Как православному относиться к йоге» // «Православие и мир»
  14. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин «Собеседования египетских отцов», Правило Веры, Москва, 2008, ISBN 978-5-94759-008-5 (ошибоч.)
  15. William Johnston, S.J. «Christian Zen: A Way of Meditation», Fordham University Press, 1997, ISBN 0823218015 ISBN 978-0823218011
  16. Hugo M. Enomiya-Lassalle «Zen meditation for Christians», Open Court Publishing Company 1974, ISBN 0875481515
  17. Bede Griffiths OSB «he New Creation in Christ: Christian Meditation and Community», Templegate Pub 1994, ISBN 0872432092 ISBN 978-0872432093
  18. Thomas Keating OCSO «Intimacy with God: An Introduction to Centering Prayer», The Crossroad Publishing Company 2009, ISBN 0824525299 ISBN 978-0824525293
  19. Fr. Ernest E. Larkin «Contemplative Prayer for Today: Christian Meditation», Medio Media 2007, ISBN 1933182555 ISBN 978-1933182551
  20. Благословите, о. Рафаил! В последнее время нередко случается встречаться с людьми, которые. Дата обращения 18 апреля 2013. Архивировано 19 апреля 2013 года.
  21. Вопрос заслуженному профессору МДА, академику РАЕН, доктору богословия Осипову А.И.: Молитва, медитация, мантры одно и тоже?.
  22. ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО В ОПЫТЕ МОЛИТВЫ // Электронная библиотека Одинцовского благочиния.
  23. Матфея 6:1-4
  24. Матфея 6:5-15
  25. Матфея 6:16-18
  26. В доталмудическом иудаизме молитва Пятикнижия Моисеева состоит из семи фраз (Исход 34:6-7). В христианстве молитва Отче наш состоит из семи фраз (Матфея 6:9-13). В исламе молитва Аль-Фатиха состоит из семи фраз
  27. «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой» (Псалом 54:18), «Он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» (Даниил 6:10)
  28. Дидахе 8:2-3 «Трижды в день молитесь так»
  29. Мухаммад молился трижды в день (не пять раз)
  30. «Пощусь два раза в неделю» (Луки 18:12), (Дидахе) 8:1 «Они постятся во второй после шаббата и пятый»; «Пост в понедельник, четверг, понедельник » (Мишна-Таанит 2; Вавилонский Талмуд 12а; Шулхан-Арух Орах-Хаим 492)
  31. Дидахе 8:1 «Вы же поститесь в четвертый и подготовительный »
  32. Мухаммад постился дважды в неделю (не двадцатьдевять дней Рамадана-месяца) «Ведь если, говоря о посте в месяце Рамадан, мы будем руководствоваться примером из жизни Пророка, то следует отметить, что он постился не только в этот месяц, но и два месяца идущие перед ним, а также понедельник и четверг каждой недели» (т.е. понедельник, четверг, понедельник по лунному календарю, три раза в лунный месяц, всего тридцатьдевять дней за тринадцать лунных месяцев в год солнечного календаря)
  33. аль-Бухари «Сахих аль-джами» 631, 6008
  34. Ваджраяна // Энциклопедия религий мира
  35. 1 2 3 Смысл молитвы на сайте „Буддизм Тхеравады в Москве“
  36. «В процессе медитации молитва помогает исправить природу человека.» См. Смысл молитвы на сайте «Буддизм Тхеравады в Москве».
  37. Виктор Гюго. Собрание сочинений. — Т. 8. — М., 1972. — С. 382.
  38. Афанасьева, Э. М. «Молитва» в русской лирике XIX в. : Логика жанровой эволюции. Введение диссертации (часть автореферата).

Первые молитвы и объяснение их

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу, единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.

Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.

Господи, благослови.

Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.

Господи, помилуй.

Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.

Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.

(Произносится трижды)

Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.

В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.

В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.

Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).

Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.

Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.

И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.

Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».

Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий (Своим присутствием), Сокровище благ и Податель жизни, приди, вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, наши души.

Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.

Благовещение. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

Молитва Пресвятой Богородице

(«Богородице Дево»)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения, когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).

Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.

Слова благословен плод чрева Твоего, прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).

Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.

К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.

Хвалебная песнь Богородице

(«Достойно есть»)

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Честью высшую Херувимов и по славе Своей несравненно превосходящую Серафимов. Девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.

Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.

Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная. «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.

Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.

Архангельская песнь

Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.

Ангелы с рипидами. Сербия, монастырь Грачаница

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.

В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.

Молитва за живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.

Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.

Молитва за усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.

Молитва перед учебой

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде Учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Твоих учеников (апостолов) пришел (к людям), даруя им мир, приди к нам и спаси нас.

Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.

Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.

Молитва Иисусова

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу. В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.

Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.

* * *

Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.

Сила молитвы

Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *