Конфирмация

Смотреть что такое «Конфирмация» в других словарях:

  • КОНФИРМАЦИЯ — (лат., от confirmare утверждать). 1) у протестантов обряд первого причащения. 2) утверждение судебного приговора. 3) у католиков таинство миропомазания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФИРМАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНФИРМАЦИЯ — КОНФИРМАЦИЯ, конфирмации, жен. (лат. confirmatio) (книжн.). 1. Утверждение высшей властью постановления (офиц. устар.). Конфирмация приговора. 2. У протестантов обряд принятия в число членов церкви, совершаемый над юношами и девушками, у… … Толковый словарь Ушакова

  • конфирмация — таинство, обряд, утверждение Словарь русских синонимов. конфирмация сущ., кол во синонимов: 4 • миропомазание (6) • … Словарь синонимов

  • КОНФИРМАЦИЯ — (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Современная энциклопедия

  • КОНФИРМАЦИЯ — (от лат. confirmatio утверждение) у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста … Большой Энциклопедический словарь

  • КОНФИРМАЦИЯ — КОНФИРМАЦИЯ, и, жен. 1. У католиков: совершаемое епископом таинство миропомазания ребёнка 712 лет, приобщающее его к церкви. 2. У протестантов: обряд приобщения к церкви юношей и девушек 1416 лет, а также время их подготовки к такому обряду. |… … Толковый словарь Ожегова

  • Конфирмация — Конфирмация. У католиков этим именем назыв. таинство миропомазания,совершаемое у них обязательно епископом и не одновременно с крещением,как у православных, а в более поздние годы детства и отрочества. Упротестантов, которые не признают таинства… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • конфирмация — и, ж. confirmation f., нем. Konfirmation, пол. konfirmacya <, лат. confirmatio. 1. Подтверждение известия, сообщения. Сл. 18. Конечно, чают, по приезде вчерашнего курьера, Сант Омант и Мартнен от французов взяты, где есть великие магазеины… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Конфирмация — (от лат. confirmatio утверждение; англ. confirmation) утверждение высшей властью судебного приговора … Энциклопедия права

  • Конфирмация — (от латинского confirmatio утверждение), у католиков и протестантов (в разных формах) обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КОНФИРМАЦИЯ — (англ. confirmation of offer) согласие принять все условия полученного предложения без каких либо изменений (оговорок). В торговле К. действительна только в письменном виде, включая сообщения по телеграфу и телетайпу. Договор считается… … Юридическая энциклопедия

ЧТО ТАКОЕ КОНФИРМАЦИЯ?

Существует ли в Православной Церкви обряд конфирмации? Если да, то что стоит за ним, если нет, то что он значит в Католической Церкви?
Алексей

Уважаемый Алексей!
Конфирмацией (от лат. con firmatio – укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания.
Современная практика (как православная, так и католическая) признает всего семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Священство, Брак, Соборование (Елеосвящение) и Покаяние. Остальные священнодействия именуются обрядами. Поскольку Церковь в христианском понимании есть Мистическое Тело Христа, то считается, что в церковных таинствах людям особым образом преподается божественная благодать, созидающая Церковь. В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, которому открывается путь к обожению, к уподоблению Творцу. Христиане полагают, что таинства обладают преображающей силой приобщения христианина к Божественному естеству. Однако приобщение это невозможно, если сам человек не жаждет изменения, поэтому церковное Таинство не есть какой-то магический обряд или заклинание, способное изменить человека, независимо от его желания.
По учению Православной Церкви, подлинным совершителем всех Таинств является Сам Бог, священник же есть лишь сосуд, инструмент совершения Таинства. А в некоторых особых случаях – например, «страха ради смертного» православная традиция допускает совершение Таинства Крещения даже мирянином.
В раннехристианской Церкви учения о семи Таинствах не существовало, первые христиане не фиксировали количество Таинств, а также не проводили жесткого деления на Таинство и обряд (действительно, сложно назвать Таинство Брака более благодатным, чем обряд монашеского пострига). Учение о семи Таинствах сформировалось в Православии не без влияния Католической Церкви, что, конечно, ни в коей мере не умаляет значения самих Таинств.
Таинство Миропомазания, о котором Вы спрашиваете, знаменует собой дар Святого Духа, печать Святого Духа (утверждение в новой жизни, начавшейся Крещением), который первые христиане получали от апостолов или первых епископов через возложение рук. Впоследствии, когда число крещаемых значительно возросло, присутствие епископа на всех крестинах стало невозможным. В Восточной Церкви Миропомазание стали совершать священники, хотя миро (благовонное масло, состоящее из более чем 64-х элементов) приготовлялось только епископом. В современной православной практике приготовление мира обычно осуществляется главой автокефальной (поместной) Церкви. То есть в Русской Православной Церкви чин мироварения совершает Патриарх или епископ – по благословению Патриарха. Происходит это один раз в году, после чего освященное миро раздастся на приходы.
В отличие от Православной Церкви, в которой Таинство Миоомазания совершается священником одновременно с Крещением, в Католической Церкви Таинство Миропомазания совершает только епископ и не вместе с крещением ребенка, а в более поздние годы, по достижении так называемого «возраста распознания» (или «возраста разумения»), т.е. возраста, когда человек, как полагают католики, способен делать сознательный выбор. Чаще всего «возрастом распознания» считается достижение ребенком полных семи лет, однако эта цифра не является жестким каноническим предписанием.
Традиционно Священнодействие посредством помазания миром стало практиковаться в западной Церкви позже, чем на востоке: приблизительно до XI века consignatio (печать; термин, также использующийся для наименования данного таинства) совершалось преимущественно возложением рук. Появившееся в западной практике на рубеже IV-V веков помазание миром повсеместно распространяется лишь к XIII веку, а Флорентийским собором 1439 года окончательно утверждается замещение обряда: «Вместо возложения рук в Церкви совершается Конфирмация». Несмотря на ряд изменений в форме Таинства, право его совершения в католической практике до сих пор сохраняется за епископами. Традиционно в католическом мире причастие впервые принималось после совершения Таинства Конфирмации. Однако сегодня данный порядок последования Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение) не является столь жестким. Поэтому Конфирмация может совершаться и после первого причастия (впервые такая практика стала применяться во Франции в середине XIX века).

Литература:
1. Архиепископ Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб, 1857. Т.2.
2. Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва – Клин, 1996.
3. Теста Б. О Таинствах Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 2000.
4. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М.: Христианская Россия, 1999.
5. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М., 1995. Т.2.

Таинства Католической церкви

Основу церковного культа составляют таинства — видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.

Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь — в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.

Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.

Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России — один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний — скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.

Миропомазание, или конфирмация. Слово конфирмация в переводе с латинского языка означает «утверждение», «укрепление», так как, согласно учению Церкви, через это таинство христианин укрепляется силой Святого Духа, обретая Его благодатные дары и тем самым ещё теснее соединяясь с Церковью. Внешним знаком конфирмации является помазание святым миром, знаменующим печать дара Святого Духа. В отличие от Православной и восточных католических Церквей, в которых миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), в Латинской Церкви конфирмацию обычно откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно (в России — не раньше 15 лет). Конфирмация, как и крещение, совершается только однажды и не может быть повторена.

Евхаристия. Таинство евхаристии (греч. «благодарность»), или причащения, было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере и заповеданное Им Церкви. Суть его заключается в воспоминании крестной жертвы Иисуса, в приобщении верующих всей полноте Его Божества и Человечества через вкушение Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Евхаристия считается в Католической Церкви средоточием церковной жизни, постоянным источником освящения верующих. Евхаристическое богослужение — месса — совершается в Церкви постоянно (в большинстве приходов ежедневно). Тело Христово всегда присутствует на алтаре каждого храма в дарохранительнице. Все другие таинства католики стараются по возможности соединять с евхаристическим богослужением.

В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.

В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.

В латинском обряде первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.

Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.

Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания — епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же — только свидетель исповеди.

Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.

Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых — специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

Однако само по себе отпущение грехов не снимает временной кары за них: наказание грешник может понести как при жизни, например, в виде болезней, лишений, других страданий, так и после смерти, т. е. в чистилище. В Средние века католическими богословами было сформулировано учение о том, что подобная кара может предотвращаться благодаря заслугам святых и Самого Христа. Считается, что Церковь накапливает и хранит эти заслуги, поэтому может снять и временное наказание. Именно это действие стало называться индульгенцией (лат. «прощение»). Индульгенции предоставлялись на исповеди, причащении, а также если раскаявшийся исполнял некоторые конкретные требования (молился, совершал паломничество, благотворительность и т. п.).

Хотя католические богословы неоднократно подчёркивали, что действие индульгенции не механистично, а полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает, в средневековой Европе постепенно сложилось «магическое» отношение к индульгенциям. Со временем их стали заверять специальными сертификатами, которые часто выдавались корыстолюбивыми священнослужителями за плату. Это способствовало развитию антицерковных настроений в XV— XVI вв. и явилось одним из побудительных мотивов Реформации.

Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.

В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.

Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.

Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

Брак. Кодекс канонического права в Католической Церкви гласит: «Супружеский союз, посредством которого мужчина и женщина утверждают между собой сообщество всей жизни, предназначенный по своему естественному характеру для блага супругов, а также для рождения и воспитания детей, между крещёными возведён Христом Господом в достоинство таинства». Через таинство брака освящается супружеская жизнь и даруется благодать, способствующая подлинной любви между супругами, а также их плодотворному семейному служению. В Латинской Церкви таинство брака отличается от всех других таинств тем, что его совершителями являются сами жених и невеста: перед лицом свидетелей будущие супруги заключают супружеское соглашение, принося брачные обеты. Священник (его в исключительных случаях может заменить диакон или даже мирянин) присутствует при заключении брака как главный свидетель и властью Церкви подтверждает и благословляет супружеский союз.

В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).

Браки между христианами и неверующими также возможны, ибо, как сказал апостол Павел, «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7.14). В таком случае брачные обеты приносят только верующие. Таинство брака считается действительным, если оно осуществилось сакраментально (т. е. по установленным Церковью правилам и подтверждено ею) и физически (т. е. супруги вступили в интимную близость). Таинство брака не считается действительным, если брак заключён вопреки каноническому праву. Например, в брак не может вступить человек, уже находящийся в действительном браке или принявший монашество; брак не может быть совершён по принуждению и т. д. При выявлении нарушения этих или других предусмотренных церковным правом обстоятельств заключённый брак признаётся Церковью недействительным.

Брак, действительный как таинство, согласно католическому учению, нерасторжим. Он прекращается только со смертью одного из супругов. Следуя заповеди Христа, «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.6), Католическая Церковь не допускает возможности расторжения действительных браков. Вопреки широко бытующему мнению, даже папа не вправе расторгнуть действительный брак. Специальные церковные трибуналы рассматривают только прошения о признании брака недействительным. Нерасторжимость брака исключает повторное вступление в брак; вместе с тем допускается разлучение (сепарация) супругов в тех случаях, когда совместная жизнь становится невозможной. Однако Католическая Церковь призывает избегать этого.

Освящение жизни христианина не ограничивается таинствами. Помимо них существуют многочисленные тайнодейственные обряды, или сакра-менталии (от лат. sacramentalis — «священный»). Это освящение храмов, жилищ, различных предметов и т. п. Важнейшее место среди таких обрядов занимают христианское погребение и иные заупокойные ритуалы.

Католическая Церковь охотно вводит в свою обрядность обычаи многих народов, отдавая дань уважения заложенной в них человеческой мудрости. Вместе с тем для Церкви неприемлемы народные обычаи, которые противоречат почитанию единого Бога, евангельской вере и христианской нравственности.

Эта статья — о религиозном обряде. О судебной процедуре в Российской империи см. Конфирмация приговоров.

Конфирма́ция (лат. confirmatio — утверждение) — в латинском обряде Католической церкви другое название таинства миропомазания, в ряде протестантских церквей — обряд сознательного исповедания веры.

В реформистском (современном) иудаизме, церемония гражданского совершеннолетия (в отличие от бар-мицвы), участник которой подтверждает свою верность ценностям иудаизма и заповедям Торы. Другое значение — утверждение принятого решения (судебного приговора и т. п.) верховной государственной властью; судебный приговор, утверждённый подобным образом.

Различия в религиозном понимании

Конфирмация (это понятие, как уже отмечалось, встречается у христиан и являет собой таинство) совершается священнослужителем. Он произносит определенные молитвы с возлаганием рук на голову посвящаемого и помазыванием его миром. Конфирмация — это название, которое используется у католиков и протестантов. У православных таинство определяется словом «миропомазание».

Этимологические отличия отражают суть различий в правилах совершении обрядов. Их несколько. Первое — это период совершения. В православии миропомазание следует сразу же за крещением.

Конфирмация в католической церкви происходит позже, по достижении ребёнком сознательного возраста или, как говорят католики, «возраста понимания», когда человек уже может сделать сознательный выбор. Как правило, возраст этот начинается с семи лет, однако здесь нет жёстких установленных каноном рамок.

Второе — конфирмация у католиков требует специальной подготовки, которая проходит в виде занятий. Далее происходит что-то вроде экзамена на знание закона Божия. А потом епископ совершает само таинство.

У православных такой подготовительной практики нет, поскольку, как правило, миропомазание происходит в младенческом возрасте.

Также есть различие в том, кто совершает таинство. В католической традиции это епископ. В православии за ним сохранилось право приготовления мира для помазания. Как правило, его готовит либо Патриарх, либо епископ по его благословению. Саму процедуру таинства может совершать не только епископ, но и священник (иерей, протоиерей).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *