Когда я просила у своего духовника благословения петь на клиросе, он произнес фразу, на которую я в тот момент не обратила особого внимания: "Клирос — это передовая. Передний край. Не любит лукавый церковного пения, так что жди искушений". Через месяц со слезами пришла к духовнику за новым благословением — с клироса уйти: "Не могу, не получается, не мое это". Ответ был суров: "Уйдешь, когда выгонит регент. Считай это своим послушанием. Надо терпеть и учиться". Теперь и представить не могу, как бы жила без пения. Хотя до сих пор иногда спрашиваю себя: а решилась бы я пойти в хор, если б знала, сколько будет обещанных искушений?

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная "элита": ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий "вырастает" из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой "переход" совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — "правый" и "левый" (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми "Верую" и "Отче наш", наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: "А можно мне в хор… попробовать?". Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: "Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?".

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же "едиными усты Бога славить"? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и "никакая-я-не-певчая!". Хорошо спели — хочется себя похвалить: "Надо же, как у меня хорошо получается!". Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — "Слава Богу!". Плохо — все равно "Слава Богу!"… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: "А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?".

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших "праздничных" хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Да и не каждый решится "воспитывать" нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: "Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник". У "корыстолюбцев" из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: "Требуются певчие", указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: "Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить". Обычно такие "бывшие певчие" в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, "бывших певчих" вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.

Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.

Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)1.

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Пантелеимона. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.

На литии стихира храма и литийные стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»2.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»3.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 1-й: «Ма́тернее благоче́стие…»; седален великомученика по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко во́ина Христо́ва…», ин седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Пострада́л еси му́жественне…». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас тот же: «Торжеству́ют днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́терь Бо́жию…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и великомученика, глас 8-й, глас 4-й – 4 (со славником5 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки великомученика и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь великомученика совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма и стихира великомученика, глас 1-й: «По́двигом до́брым…» (см. в Минее в стихирах на литии); «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…» (см. в Минее, славник литийных стихир)6, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»7.

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»8.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные9.

Непорочны10 (см.

Слово клирос

Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и великомученика, глас 8-й, глас 4-й – 4 (со славником11 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Сноски:

1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

3 Там же. С. 65–67.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

5 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

6 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона эти стихиры предназначаются для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.).

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

8 Там же. С. 65–67.

9 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

10 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

11 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *