Искушения


Схиигумен Савва (Остапенко)

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14, 38). Что такое искушение? Во-первых, искушением называют все тяжёлые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божию попустительству для исправления, для испытания в вере и так далее. Сюда будут относиться болезни, нужды, несправедливости от людей, обиды.

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей тёмной силой навязываются мысли, а сердцу — чувства, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума.

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живёт на земле. Сам Господь в пустыне был искушён от диавола.

Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «В жизни христианской необходимы искушения — пробы или испытания нашего духовного состояния…» Как для пробы серебра нужны инструменты, так для испытания души нужны люди.

Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей — каждой человеческой души.

Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль, что так получилось». Так же ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так?» В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас.

Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела. Он пишет: Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случаи для всех их (Еккл. 9, 11).

Итак, всё зависит от Бога. А мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу.

Есть и ещё случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе.

Что такое искушения и какова их цель

Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщеславиться, а иногда осуждаем того, кому даём.

Игумения Арсения (Себрякова): «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах — отчаяние, к любви — сладострастие, к отречению от мира — холодность к людям. Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется».

Одним из наиболее тяжёлых искушений является искушение против любви — вражда или неприязнь к кому-либо из окружающих, часто близких и ранее любимых.

Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своём состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

Если ясны причины нашего искушения, то нужно молиться Господу Иисусу: «Господи, я вижу себя в искушении, помоги преодолеть его. И если я не в состоянии это сделать, то Сам изгони борющего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял из людей, одержимых им».

Если искушение связано с осуждением ближнего, то надо горячо молиться за него, и помощь Господня не замедлит. В недоумении душа себя потом спрашивает: «И чего было бояться? Чему было завидовать?»

Следует отметить, что в некоторых случаях Господь попускает длительные искушения и медлит со Своею помощью, чтобы более закалить душу в борьбе или предохранить душу от гордости.

Старец Силуан Афонский: «Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла».

Значение слова искушать

Искушать, искусить кого, чем, в чем; испытывать, изведывать, убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; | подвергать кого испытанию; | соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины. Не искусив человека не узнаешь. Держать в исправности пожарные снаряды — искушать Бога, почему пожарная бочка и стоит без обручей. -ся, быть искушаему, подвергаться искушению; доходить до чего опытом, навыкать, приспособляться, натореть. Золото огнем искушается, а человпк напастьми. Он искусился предложением этим, поддался, соблазнился. В этом деле я искусился, много испытал, навык, умею за него взяться. Искушенье ср. искус м. об. действ. по знач. глаг.; | также сост. искушаемого; самое дело, предмет, чем искушают или что искушает; пора, время, срок, когда кто искушается; испытание, дознание на деле; соблазн, прельщение. Искус, опыт, проба, попытка. Искусом до всего дойдешь. Он не монах еще, а белец под искусом. Деньги искус любят. Искуситель м. -ница ж. соблазнитель, прельститель, совращатель; искушающий кого, что; лукавый, сатана, дьявол. Искусительный, к искушению или искусу относящ. Искусный, относящ. к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, испытанный, дошедший до уменья или знанья многим опытом; | хитро, мудрено, замысловато сделанный, мастерски сработанный, с уменьем и с рассчетом устроенный. Искусное время, срок. Он искусен и доточен во всех делах управления. Не видал я ничего искусное этой машины, как по выдумке, так и по отделке. Не зрел виноград — не вкусен, а молод человек- не искусен. Свят, да не искусен, о ханже. | В искаженном говоре псковичей, искусный пирог, вкусный. Искусность ж. свойство, принадлежность искусного. Искусность этого мастера всеизвестна. Искусность этой работы замечательна. Искусноватый, искусненек, изрядно искусный. Искусник м. -ница ж. искусный в чем-либо человек, мастер, дока. Искусство ср. принадлежность искусного, искусность; знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования, просвешения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло, мастерство, требующее большего уменья и вкуса. Военное искусство, стратегия, тактика, фортификация. Искусство книгопечатания, токарное; искусство плавания. Изящные искусства, все художества. Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих. Искусство половина святости, лицемерие, лукавство. Искусственный, с искусством сделапный; но вообще | сделанный руками человека, неприродный или несозданный, деланный. Искусственность ж. состояние, принадлежность искуственого. Искусничать, мастерить, работать что, требующее искуства.

Значение слова искушать в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

Искушать, -аю, -аешь; несов., кого-что. Соблазнять, прельщать. И. заманчивыми обещаниями. * Искушать судьбу — делать что-н. сопряженное с излишним риском.

Как правильно относится к искушениям и боротся с ними

|| сов. искусить, -ушу, -усишь; -ушенный (-ен, -ена) (устар.). || сущ. искушение, -я, ср.

Значение слова искушать в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

Чтобы кратко заключить вышесказанное, рассмотрим четыре , которые нужно различать последовательно и весьма тщательно, а именно: изъян души, толкающий к прегрешению, затем самый грех, который мы усмотрели в согласии на зло, то есть в презрении к Богу, далее волю, направленную на зло, и, наконец, злокозненный поступок. Так же как хотеть — значит не то же, что исполнить волю свою, также и согрешить — не значит совершить преступное деяние.

Искушения влекут к покаянию

Грех из согласия души, благодаря которому мы грешим; преступное деяние нужно понимать на основании совершения поступка, то есть когда мы на деле осуществили то, на что прежде дали согласие.

Грех, или искушение, как мы полагаем, выражается тремя способами: внушением, удовольствием и согласием. Понимать это надо так, что благодаря этой троице мы часто низводимся до преступного деяния, как то случилось с прародителями. Ведь предшествовало именно внушение дьявола, обещавшего бессмертие, если отведают запретный с древа. Затем настал черед удовольствия, когда жена, увидев красоту древа и поняв, что его приятен на вкус, зажглась желанием его, предвкушая наслаждение едой. Она была втянута в преступление, согласившись на него, тогда как должна была подавить , дабы повиноваться запрету. Хотя она должна была искупать это прегрешение раскаянием, чтобы заслужить прощение, она, напротив, закрепила его деянием; таким образом, она, совершая грех, прошла по трем ступеням. Так и мы часто теми же тремя ступенями идем не к провинности, но к греховному деянию, то есть через внушение, или поощрение со стороны другого, извне толкающего нас на поступок, который не следует. Поскольку мы познали, сколь приятно поступать подобным образом, то даже прежде содеянного наш дух зачаровывается удовольствием от самого деяния и через удовольствие искушает нас в помыслах. Пока мы льстим этому удовольствию, соглашаясь , мы грешим. Тогда этими тремя ступенями мы и доходим до греховного деяния. Кое-кто желал бы понимать под именем внушения внушение плоти, даже в отсутствие внушающего, например, когда кто-либо начинает испытывать вожделение при виде женщины. Но такое внушение на деле нужно называть ничем иным, как удовольствием. Именно это удовольствие, полученное, так сказать, из необходимости, и прочие того же рода, которые, как мы выше упоминали, не есть прегрешение, апостол называет человеческим искушением, когда говорит: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Послание к Коринф., X, 13). Искушением же вообще называется любая склонность души к какому-либо поступку, который не следует , будь на то воля или согласие. Человеческим же называют искушение, без которого едва ли или даже никогда нельзя совладать с человеческой слабостью, например, с плотским вожделением или желанием вкусно поесть, от которых просил избавить себя тот, кто говорил: От грехов юности освободи меня, Господи (Псалмы, XXIV, 7), то есть от тех искушений, что естественно и необходимо вожделением, дабы они не заманили к согласию. Или же: пусть я вовсе освобожусь от них, завершив ту, полную искушений, жизнь. Поэтому и говорит апостол: Бас постигло искушение не иное, как человеческое; точно та же мысль и когда он говорил: если склоняется дух ваш к удовольствию, которое, как мы назвали, есть человеческое искушение, то, распалившись, пусть дух ваш не склонится к согласию, в коем и состоит грех. Ибо сказал он, как если бы кто-либо спросил его, могли бы мы какой-нибудь нашей силой сопротивляться этим вожделениям: И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми, что значит: Ему нужно довериться скорее, чем надеяться на себя, , Который, обещав нам свою помощь, истинен во всех своих обетах, потому что Он — Тот, Кто верен, так что всем, разумеется, нужно оказывать ему доверие. В этом случае Он не допускает нас к искушению сверх наших возможностей, так как через милосердие свое умеряет сей человеческий соблазн так, чтобы не оказать давления на грех больше, чем мы могли бы претерпеть, сопротивляясь ему. Тогда Он делает сверх того: само это искушение обращает на пользу, и хотя через него Он нас испытывает, так, чтобы затем, когда предупредит, Он мог бы нас не столь удручать, и мы меньше стали бы бояться вражеского натиска, над которым уже одержали победу, научившись выдерживать . Всякую битву, нами не испытанную, мы переносим тяжелее и более страшимся . Когда же обыкновением станет побеждать, то равно ослабеет и сила врага и страх .

Что такое искушения и как их распознать?
…………………………………….
Андрей, Донецк — (jonnikote)

Ответ

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-17669/?stt=24

Прот. Димитрий Смирнов: Искушение – в переводе на латинский язык значит «экзамен». Это совершенно необходимая вещь для нашего обучения христианству. Не будь искушений, мы бы не знали, идём мы по пути к Богу или наоборот. Искушения даны для познания самого себя. Так что искушения – это есть благо, поэтому апостол Иаков говорит: «Радуйтесь, братия, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). Студент-отличник всегда на экзамен идёт с радостью. Когда преподаватель спрашивает: «Кто пойдёт отвечать?», он говорит: «Я!», идёт, берёт билет и отвечает. Получает свои пять баллов и довольный идёт домой – весь день у него свободен. А нерадивые стараются прийти в конце, всё переписать, подслушать, шпаргалку написать и так далее.

Прот. Александр Березовский: Но мы в молитве «Отче наш» произносим: «Не введи нас во искушение», тем самым прося Бога избавить нас от этого.

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл слов «Не введи нас во искушение» таков: «Не дай нам этот экзамен завалить». Поэтому распознавать, собственно, ничего не надо. Например, едешь в трамвае, вдруг кто-то тебя ударяет в правую щёку. Что надо сделать крещёному человеку? Совершенно верно. Подставить другую.

Православный форум Доброе слово

Сходи на следующей остановке, пять. А если возмутился, стал качать права, значит два.

Прот. Александр Березовский: Иди, готовься.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а если возмутился, но промолчал, четыре. Если возмутился, промолчал, но сверкнул злобно глазами – три. Рот открыл – два. В драку полез – один. Вот, всё. Что там распознавать?

Прот. Александр Березовский: Распознать, какое искушение от Бога попущено, а какое человек сам по собственной глупости себе создал…

Прот. Димитрий Смирнов: А это тоже попущено Богом. Ну вот, например: если бы не Ангелы-хранители, то все бы дети погибли бы, потому что они не умеют слушаться, и им хоть говори, хоть не говори, они делают по-своему. Но всё-таки большая часть детей не попадает под автомобиль, не пропадает в лесу, не попадает в руки каких-то маньяков. Как-то их Господь хранит. Так что Господь участвует. Но попускает некоторым скорби для того, чтобы и сам в другой раз был внимательнее, и другие были осторожны.

Прот. Александр Березовский: А как Господь выбирает, кого именно в качестве примера привести?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это уже Своим Промыслом, Он знает, потому что каждая жертва участвует в мироздании. Это же неслучайно 14 тысяч Вифлеемских младенцев погибло за Христа, это всё имеет определённое значение. Нам неведомо. Это всё для человеческого ума непостижимо. Это выше человеческого разума.

Прот. Александр Березовский: Часто человек спрашивает: «Ну почему я? Почему все беды сыплются на меня? Болею тяжелее всех…»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, не все. Сейчас очень удобно приводить пример с Ближнего Востока или из Северной Африки. Тебе трудно? А как ты думаешь, в Египте сейчас легко? Или в Сирии? В Дамаске, в Алеппо легко? Жили люди, была богатая страна, жили хорошо, получше нас. Пришли люди с автоматами, вооружённые до зубов, начали всё ломать. Как вот? Особенно христианам там несладко, потому что их просто убивают, выгоняют из домов.

А ты – пожалуйста, живи. Сейчас, в данный момент истории. Потом-то всё придёт обязательно. Но сейчас-то никто не выгоняет, можешь в храм ходить, можешь помолиться. Совсем не всё плохо. Поэтому не надо так думать, что ты самый несчастный.

Прот. Александр Березовский: Ну, по сравнению с тем, кто рядом…

Прот. Димитрий Смирнов: Рядом – может быть. Но всё-таки при том, что изобретены самолёты, сейчас всё рядом.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, забываем о том, что кому-то может быть и хуже…

Прот. Димитрий Смирнов: Забываем – это тоже эгоизм. Надо уметь благодарить Бога: и за скорбь, и за радость; и за болезнь, и за здоровье; и за бедность, и за богатство. Во всём есть свои преимущества. И надо стараться…

Опять, что распознавать искушения? Искушения бывают, например, такие: ты оказался перед шикарным обедом. И хочется всё попробовать, но всякий разумный человек понимает, что если всю эту смесь заложить в желудок, то заболеешь. И тут искушение состоит в том, что нужно воздержаться. А другое искушение в том, что так оказалось, что домой приехал, а там никакой еды нет. И нет ночного магазина. Ну, водички попей и ложись спать. Тоже искушение, но противоположное. И в том нужно устоять, и в этом. Вся жизнь для христианина – это есть искушение, то есть испытание. И при общении с ближними, с родичами, с детьми, с родителями, потому что у каждого человека своя правда. Один считает, что другой должен вот это, а тот другой считает, что он должен вот это, но сперва сделает вот то. Уже конфликтная ситуация. А каждый человек ведь гордый, настаивает на своём. Один забывает про экзамены, а другой даже не знает, что они существуют, просто всегда орёт. Экзамен, не экзамен; перемена, не перемена – всегда орёт. Хорошо, если есть возможность – взял, купил себе квартиру в соседнем квартале, да переехал. А если нет такой возможности, приходится терпеть.

Прот. Александр Березовский: Такой непрекращающийся экзамен, денно и нощно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Конечно. И даже во сне. Во сне. Потому что человеку может присниться кошмар. Вот приснился страшный сон, и он полдня на человека влияет, и даже к вечеру не всегда его забудет. Надо это пережить? Надо. Неужели на основании сна строить свою жизнь?
…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Метки

вразумление скорбями , должно прийти соблазнам , искушение , испытание , попущение скорбей , уметь благодарить Бога , экзамен

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *