Первое, что бросается в глаза каждому человеку, который входит в православный храм, — стена, находящаяся в передней части храма, на которой размещается множество икон.

Это — иконостас, символ единения земной Церкви, состоящей из живущих на земле верующих людей и Церкви Небесной, в которую входят прославленные Богом святые.

Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

"Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — пишет священник Павел Флоренский. — Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого… Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий… Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти…"

Иногда говорят, что устроение иконостаса было трагедией православной церкви, иконостас отделил верующих от духовенства, стал причиной отчуждения иерархии от народа. Для каждого понимающего смысл иконы ясно, что это мнение глубоко ошибочно.

Иконостас не алтарная преграда, а метафизический проем в Царство Небесное. По ту сторону иконостаса — алтарь, где совершается главное христианское таинство, евхаристия — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Этот алтарь сам является зримым образом Небесного Царства и, смотря на иконостас, человек входит духовным взором в это Царство. Нужно подчеркнуть, что это вхождение не символическое действие, а подлинно реальное, осуществляемое не телесно, но духовно.

Предназначение иконостаса состоит в зримом соединении молящихся в храме людей, составляющих земную Церковь, с Церковью Святых, равно участвующих в соборной молитве и совершении Таинств. Грешным очам несовершенного человека невозможно видеть ни Господа Иисуса Христа, ни Божией Матери, ни сонма святых, реально участвующих в священнодействии. Их образы являет иконостас, так что стоящий в храме человек видит перед собой тех, Кто незримо присутствует за богослужением.

Если в символике храма алтарь представляет собой Небо, то иконостас — зримый образ этого Неба, изображение Небесной Торжествующей Церкви. Это и определяет его структуру.

Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов.

Первый (нижний) ярус называется местным. В этом нижнем ряду имеются Царские врата и две так называемые диаконские двери, расположенные справа и слева. На створках Царских врат обычно изображается икона Благовещения и иконы четырех евангелистов. Реже — изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста — авторов двух Литургий, совершаемых в Православной Церкви. На диаконских вратах, которые называются еще северными и южными обычно помещаются парные иконы Архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия, реже ветхозаветные первосвященники Мелхиседек и Аарон. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя — Господа Иисуса Христа, слева — икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, в местном ряду обязательно находится храмовая икона, изображающая событие или святого, в честь которых освящен храм, и иные местночтимые иконы. Над Царским вратами помещается икона Тайной Вечери — знак того, что в алтаре совершается установленное на тайной Вечери Таинство Евхаристии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы..

Второй ярус называется деисусным чином. Русское слово Деисус — это искаженное греческое "деисис", что означает моление. В центре этого яруса находится икона Спаса на престоле или Спаса "в силах", справа от него (слева от зрителя) — образ Божией Матери, с другой стороны — образ Иоанна Предтечи. Эта композиция и называется Деисусом. Кроме того, в этом ярусе размещаются иконы апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа. Здесь же могут находится иконы Архангелов, святителей, преподобных, мучеников, молитвенно устремленных к Христу.

Третий ярус иконостаса называется праздничным и заполняется иконами двунадесятых и других почитаемых праздников.

Четвертый ярус называется пророческим. В центре этого яруса находится икона Богоматери с младенцем в Ее лоне или на коленях. По сторонам — иконы великих и малых пророков Ветхого Завета, предсказавших Боговоплощение за сотни лет до Рождества Христова. Здесь можно встретить образы пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Амоса, Малахии, Моисея, царей Давида и Соломона, других пророков.

Последний пятый ярус иконостаса называется праотеческим. Его центральным образом является икона Новозаветной Троицы или т.н. "Отечество". Вокруг нее размещаются иконы праведников Ветхого Завета, сохранивших веру в Единственного истинного Бога в окружении тотального идолопоклонства древности. В этом ярусе находятся изображения Сифа, Еноха, Иареда, Мафусаила, Ноя, других ветхозаветных праведников.

Пятый ярус иконостаса увенчивается Крестом. В некоторых иконостасах рядом с ним ставили иконы Страстей Христовых, которые образовывали дополнительный шестой "страстной" ярус.

Будучи образом Церкви, классический пятиярусный иконостас открывает пути домостроительства Божия, Его Промысл, осуществляемый в творении и истории мира.

Движение от верхнего яруса иконостаса к нижнему открывает пути Божественного откровения. Икона Троицы в этом отношении является образом Предвечного Совета Божественных Ипостасей. Праотцы и пророки Ветхого Завета являются носителями веры и надежды на грядущее явление Искупителя, которое является завершением Божественного Промысла о человеке. Все иконы тяготеют к главному образу — Христа из деисусного чина. Это тяготение является выражением единства Христа и Его Церкви. Как писал протопресвитер Григорий Флоровский: "…Христос никогда не один: Он всегда — Глава Своего Тела.

Домашний иконостас: как расположить иконы, как сделать своими руками

Ни в православном богословии, ни в благочестии Христос никогда не отделяется от Девы Богоматери и от Своих "друзей", святых; Искупитель и искупление неразделимы…Конечной целью Боговоплощения было то, чтобы у Воплощенного было "тело", которое и является Церковь, новое человечество, искупленное и вновь рожденное в своей Главе". Деисусный чин, в этом смысле, является завершением исторического процесса, образом Церкви в ее эсхатологическом, приуготовленном к вечности состоянии.

В ответ на Богоявление снизу вверх идет восхождение человека к полному преображению в Вечности. Оно начинается принятием евангельского учения (евангелисты на Царских Вратах), через синергию человеческой воли и Божьего Промысла в Благовещении, участием в Таинстве Евхаристии (образ Тайной Вечери) и завершается соборным единением, образом которого также является деисусный ряд.

В своей классической пятиярусной форме иконостас появился далеко не сразу. В древних храмах алтарь был обнесен невысокой оградой, в центре которой находились врата. В средине 9-го века после победы иконопочитателей над иконоборцами на колонны по бокам этих врат иногда ставили иконы Спасителя и Божией Матери. Постепенно к ним присоединилась храмовая икона, затем другие местночтимые, иногда чудотворные иконы. Так постепенно сформировался местный ряд иконостаса. В некоторых храмах такие одноярусные иконостасы сохранились по сей день. Например в Кирилловской церкви и Владимирском соборе Киева в память о византийской старине установлены такие одноярусные иконостасы.

В древних храмах иконы ставились не только по бокам царских врат, но и над ними, точнее на архитрав, соединявшие эти колонны. Здесь центральной фигурой, конечно, был Спаситель, а по сторонам, молящиеся к нему Богородица и Иоанн Предтеча. Этот прообраз деисусного ряда, по мнению некоторых исследователей появился еще раньше местного.

Наличие иконостаса в любой Православной церкви обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: "Кому Церковь не мать, тому бог не Отец!"

Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва — это его личный разговор с Богом, но совершается он в присутствии всей Церкви.

Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику, — часто приходится молиться вне храма. Безусловна, такая молитва ничем не слабее церковного богослужения. Однако русскому человеку без церкви плохо. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен, появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.

Иконостас – перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. В Византии существовал тип алтарной преграды, называемый темплоном; его украшали орнаментами и изображениями крестов, фигурами святых.На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас состоял уже из трёх рядов, в 16 в.

Как устроен храм: иконостас как история человечества

к ним добавился четвёртый, в 17 в. – пятый.

В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), В XVIII — начале XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно изменяются под влиянием убранства католических алтарей, для этой эпохи характерны идущие от стиля барокко сложные пространственные решения.

Схема иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.

Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем. Иконостас как целостная композиция представляет собой проповедь христианского вероучения и спасительного пути в Царство Божие средствами живописи. Он скрывает от глаз верующих священные таинства, совершающиеся в алтаре, и в то же время обозначает незримое присутствие в пространстве храма изображённых на иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням, рассказывая о духовном восхождении к высшему миру, они олицетворяют путь духовного восхождения, это образ истории мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных предков к настоящему времени.

Дата добавления: 2015-06-04; просмотров: 369; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. В этике протестантизма целерациональное действие, исходящее из частного интереса, получило религиозно-этическую, т.е. высшую, сакральную санкцию и приобрело этический смысл.
  2. Введение в операционные системы. Эволюция операционных систем
  3. Военная тема и ее эволюция: «военная повесть», «проза лейтенантов», эпическое направление. Значение рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
  4. Выберите требования GMP к персоналу, участвующему в производстве инъекционных лекарственных форм.
  5. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть C. Универсальная эволюция
  6. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть C. Эволюция в космосе
  7. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть C. Эволюция поведения и высших способностей животных
  8. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть D. Биологическая и культурная эволюция
  9. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть D. Эволюция познавательных способностей
  10. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть H. Эволюция знания
  11. Герхард Фоллмер. Эволюционная теория познания. Часть I. Эволюция эволюционной теории познания
  12. Деньги: возникновение, эволюция, функции. Деньги и экономия трансакционных издержек.


Иконостасом — от слов είκών, икона, и στάσις, поставление — называется уставленная иконами перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма. В настоящем своем виде иконостас явился сравнительно недавно. В древних храмах ни на Востоке, ни на Западе не было нашего иконостаса. О сем не упоминают ни историки, ни литургисты, ни древние, ни позднейшие — Софроний, патриарх иерусалимский (VII в.), Герман, патр. константинопольский (VIII в.); Симеон Солунский (XIV в.), оставивший подробное описание храма того времени со всеми принадлежностями, упоминает лишь о преграде из столбов с фризом, карнизом и изображениями над ними Спасителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, ангелов, апостолов и прочих святых. В русской церкви нынешний иконостас также не был явлением изначальным, о нем не упоминается ни в одной летописи, и лишь в XVI в. под 1528 г. говорится об иконостасе, устроенном новгородским митрополитом Макарием. Иконостас заменяла простая преграда без икон, которая отделяла алтарь от средней части храма. О существовании ее говорят вещественные памятники. Свободно стоящие колонки у алтаря подземных церквей в катакомбах Прискиллы и Агнесы в Риме не могли иметь другого назначения, как служить опорою для этой преграды. Многочисленные свидетельства подтверждают факт существования ее в храмах надземных (Евсевий, Златоуст, Григорий Богослов, Созомен). Преграда носила разные названия: δίκτυα (сеть, мрежа, дно у решета), περίβολοι (ограда, пояс), κίκλις (решетка), κύκλοι (окружность, круг), δρύφακτα (забор), саncelli, septa, pectoralia (грудь), σθηθεα (грудь), θώρακες (нагрудник). Различные названия преграды указывают на различную форму её. Она устраивалась иногда в виде решетки из столбиков, иногда в виде стенки глухой или сквозной с резьбой. Евсевий рассказывает о тирском храме, устроенном Константином Великим: «он украсил храм возвышенными престолами в честь предстоятелей и кроме того седалищами, расположенными в стройном порядке, а посредине поставил святое святых — жертвенник (престол). Но, чтобы это святилище не для всех было доступно, он оградил его деревянною решеткою, украшенною тонким резным искусством». Св. Григорий Богослов в видении о храме Воскресения говорит: «народ точно рой пчел толпится у решетки (алтаря)». Иногда в качестве преграды служила и завеса наподобие ветхозаветной, отделявшей святое святых от святилища. По крайней мере Кирилл Иерусалимский упоминает о такой завесе. И св. Иоанн Златоуст пишет: «когда ты видишь открывающимися оби половинки завесы, то представляй, что отверзаются небо и нисходят ангелы» (3 беседа на посл. ап. Павла к Ефес.). Преграда устраивалась очень невысоко, всего по грудь, на это указывают самые названия ее — θώρακες, σθήθεα, pectoralia (грудь, нагрудник), так что на неё могли класть руки, о чем рассказывает житие св. Евфимия Великого, принадлежащее Кириллу Скифопольскому. Небольшую высоту перегородки подтверждают существующие изображения её (Менологий императора Василия Македонянина), наконец и живая действительность: у греков царские двери остаются низкими до сих пор, а они устраивались одинаковой высоты с иконостасом.

Существуя в древности одинаково в церквах Востока и Запада, преграда в последующее время развивалась различно: на Западе не только ничего не прибавилось к первоначальной форме её, но даже перестали считать перегородку необходимой; на Востоке же она развилась до многоярусных настоящих иконостасов. Развитие шло веками и выражалось в постепенном увеличении перегородки и украшении её иконами. Последние были в церкви гораздо раньше, только занимали другие места. Чаще всего любили украшать священными изображениями апсиду. Здесь изображали крест, Спасителя, Богородицу, пророков, апостолов, мучеников. В церкви св. Климента в Риме видны в апсиде изображения апостолов Петра и Павла, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, четырех евангелистов. В более позднее время цикл изображений увеличился событиями из жизни Иисуса Христа. Другим любимым местом для священных изображений в древнейших храмах базиличного типа была триумфальная арка на границе между алтарем и средней частью храма. В храме Марии Великой на этом месте находим изображение Спасителя и апостолов в виде тринадцати агнцев. Все эти иконы перенесли на алтарную перегородку. Первый толчок к перенесению икон дан был изменением формы преграды в видах придания ей большей красоты. Алтарная преграда обычно разделялась столбиками на «прясла», столбики были одной величины с перегородкой, но император Юстиниан в храме св. Софии сделал иначе: он поставил большие колонны (числом 12), значительно возвышающиеся над перегородкой. На колонны был положен горизонтальный брус — архитрав для красоты и для прочности. Архитрав и представляет дальнейшую ступень в развитии иконостаса. С своей боковой стороны, обращенной к зрителям, он должен был иметь украшения, возбуждающие религиозное чувство молящихся, для чего могли служить крест и другие священные изображения, с него иконы перешли на самую преграду. Кроме того в храмах византийских, позднейшего времени не было триумфальной арки и христиане, не желая расставаться с обычными изображениями на ней, должны были дать им другое видное место, каким могла служить опять алтарная преграда. Прежде других изображений явился на алтарной преграде крест. О нем мы находим свидетельство у Софрония, патриарха иерусалимского (VІІ в.), также у Георгия Амартолы (IX в.). К изображению креста вскоре присоединили изображение Спасителя. Император Василий Македонянин (867—886 г.) приказал изобразить на алтарной перегородке икону Спасителя, в построенной им «Новой» церкви. К одной иконе присоединили другую, третью и т. д. Так развивался иконостас. Но развитие его шло не таким образом, чтобы увеличивались ряды икон чрез присоединение новых, писанных на особых досках, а увеличивалась доска, на которой была написана первая икона: получался сколоченный из досок щит, больший или меньший по количеству икон, — такова форма, в которой явился у греков иконостас. Щит получил название темплона — τέμπλον. Какие иконы были поставлены здесь, решить можно с большой вероятностью по аналогии с позднейшим иконостасом. Во втором ярусе нынешнего иконостаса ставится в средине икона Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Икона Спасителя была первой иконой темплона, следовательно соседние с нынешней иконой Спасителя и были те самые, которые ранее других были помещены на темплоне. С течением времени к темплону присоединился и другой ряд икон «месячных» — лицевых святых и двунадесятых праздников. Последние иконы получили название «поклонных», так как вынимались для поклонения народу. Явились они не ранее ІХ века, с окончательным утверждением иконопочитания.

Зачем в храме нужен иконостас

В конце XI и начале XII столетия к иконам предалтарным присоединили еще икону храма, её стали ставить на аналое, возле царских врат.

С принятием христианства обычай устраивать иконостас перешёл и к нам. Разница заключается лишь в том, что в древней Руси иконы темплона писались не на общем щите, как у греков, а на отдельных досках. Причиной может быть послужило неудобство перевозить на громадные расстояния большие щиты темплонов, так как первые иконы мы получили от греков. Мастера и придумали разнять их на отдельные иконы. Самое название темплона у нас не удержалось, — вместо него этот ярус и даже весь иконостас стали называть «деисус», от «δέησις» — моление, по центральной иконе Спасителя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей (деисис или деисус), тем более, что в некоторых церквах весь иконостас состоял только из этой иконы. Храмовую икону в русской церкви стали ставить под темплоном на ряду с поклонными, которые получили название «наместных», от слова «наместный», что значит праздничный (см. Словарь Востокова). Круг икон иконостаса продолжал расширяться, яруса росли и достигли до верха храма. Это случилось не ранее конца XV—XVI в. К половине же XVI в. явились и киотные иконы; они ставились в киотах и не приставлялись вплотную к алтарной преграде, а ставились пред ней. Собор 1667 г. сделал постановление поставить их на иконостас или придвинуть к алтарю, чтобы не производить тесноты в храмах пред алтарем; впрочем постановление это не соблюдалось строго. Что касается Востока, то там удержалась как древняя форма темплона — щит, так употребляется и русская — иконостас из отдельных икон.

Иконостасу, как и всем принадлежностям храма, церковь усвоила символическое значение. Сообразно с ним и на основании практики древней церкви в настоящее время иконостас устраивается таким образом. В нем устраиваются трое врат: из них одни расположены в средине, а двое других по сторонам первых. Первые называются царскими, так как ведут к престолу Царя царствующих и Господа господствующих, а двое других — северными и южными по месту своего расположения относительно царских. На царских обыкновенно помещаются иконы Благовещения Богородицы, как «главизны» нашего спасения, и евангелистов — благовестников его. Над царскими вратами чаще помещается изображение Тайной вечери, которая совершается в алтаре за царскими вратами; на северных и южных изображаются или ангелы, или пророки, или святые диаконы. Вся же совокупность икон иконостаса выражает идею вселенской церкви1. Так как начало и конец церкви спасаемых есть крест, то вверху помещают изображение креста, а по сторонам его — Божией Матери и Иоанна Богослова, стоявших у креста Спасителя (Иоанн. 19, 25—26). Ниже под крестом, как знаменем соединения членов церкви со Христом и между собою, предстоит вся церковь Господа. Верхний или первый ярус состоит из икон отцов и патриархов, среди них Господь-Саваоф с Предвечным Словом, прежде век рожденным. Второй ярус представляет лики пророков от Моисея до Христа, окружающих икону Божией Матери с Предвечным Младенцем на лоне ее. Третий вмещает изображения главнейших праздников и евангельских событий. В четвертом изображена христианская церковь: Спаситель в образе великого архиерея, сидящего на престоле, с предстоящими Ему Матерью, Иоанном Предтечею и апостолами. В нижнем или пятом ряду принято за правило ставить иконы — Господа с правой стороны царских врат и Божией Матери с левой. На правой стороне, если позволяет место, ставится икона святого, которому посвящен храм, и «местные» иконы. Таким образом, иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем предстателями за себя пред Богом и с кем составляем единую церковь Христову.

Примечание:

1. Конечно, это следует сказать о многоярусных иконостасах, напр. об иконостасе московского Успенского собора (из 8 пяти ярусов), Тихвинского монастыря (из 6 ярусов) и мн. др.

* Борис Иванович Груздев,
кандидат богословия,
Спб. духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 833. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Смотрите также:

Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV – XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV – XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд.

Иконостас православного храма

Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография местного чина, расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — деисус, которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI — XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Тябловая конструкция основы иконостаса

Тябла – горизонтальные брусья-полки, на которые ставились иконы в иконостасе.

Тябловая конструкция иконостаса самая древняя. Тябловый иконостас имеет плоскостное построение с более или менее выраженной архитектурной структурой. Плоские тябла являются несущими элементами поддерживающими и разделяющими в иконостасе ряды икон. Тябла с лицевой стороны также украшались либо росписью, либо рельефной резьбой. Каждое горизонтально установленное тябло несло один ряд икон, и в зависимости от количества рядов (ярусов) иконостас назывался двутябловым, трёхтябловым и т.

Как устроен иконостас в православном храме

д.

Каркасное построение основы иконостаса

При каркасном построении из деревянного бруса изготавливается каркас, состоящий из вертикальных опор и горизонтальных балок.

Лицевая сторона зашивается доской или фанерой с проемами для икон, царских врат, дьяконских дверей. Созданное таким образом основание для иконостаса шпаклюется, покрывается левкасом, шлифуется и окрашивается. Затем устанавливается архитектурно-декоративные элементы и резьба по дереву.

Щитовое построение основы иконостаса

Основание иконостаса делится на необходимое количество щитов, из которых собирается, как из кубиков, основа иконостаса. Для изготовления каркаса щита используется доски толщиной до 50 мм.

Боковые ребра щитов соединяются между собой резьбовыми шпильками или крупными шурупами и придаюь необходимую жесткость конструкции иконостаса.

Так был сработан иконостас высотой 9 и шириной 8,5 метров, состоящий из 24 щитов. (Св. Благовещенский Храм г. Артемовск)

При щитовом построения иконостаса подгонка архитектурных и резных элементов декора происходит в условиях мастерской. В результате достигается высокая точность изготовления и качество отделки. Быстрота монтажа и легкость транспортировки являются безусловными преимуществами такого построения.

Например иконостас, изготовленный в Харькове в 1985 г. , для надомной церкви Митрополита Львовского и Тернопольского Никодима был перевезен и смонтирован на месте за 3 дня. Спустя 5 лет, в 1990 г. иконостас был разобран и перенесен без потерь в православный кафедральный собор г. Львова.

Как правильно читать иконостас?

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *