Церковь

тип религиозной организации, успешно встроенной в общество.

Оцените определение:

Церковь

религиозная организация, действующая в обществе и имеющая с ним тесную связь.

Оцените определение:

Церковь

социальный институт, закрепляющий идеологию и практику какой-либо религии (как правило, мировой).

Оцените определение:

Церковь

church). Большая группа людей в рамках установленной религиозной организации. Данное понятие также применяется для обозначения места, где происходят религиозные обряды и церемонии.

Оцените определение:

ЦЕРКОВЬ

church) — 1. Объединение людей, социальных учреждений и связанных с ними убеждений и действий, составляющих особую религиозную группировку, например, методистскую церковь. 2. Христианская церковь в целом. В технически-социологическом смысле (введенном Трельчем и Вебером) различие проводится также между церковью как учрежденным религиозным объединением и вероисповеданием, сектой и культом, которые вместе с "церквями" можно рассматривать как составную часть многообразия типов религиозной организации (см. Церковно-сектантская типология).

Оцените определение:

Церковь

church), храм, здание для христ. богослужения. Архитектура и планировка церк. зданий отражают формы богослужения, свойственные разл. христианским церквам. Мн. Ц. увенчаны крестом и имеют неф, где стоят или сидят прихожане, а также амвон с местами для хора и алтарь, представляющий собой небольшое святилище за амвоном. В большинстве Ц. стран Запада алтарь обращен на В. Ц., являющаяся местопребыванием епископа, называется кафедральным собором; мн. протест. Ц. отвергли епископов и кафедральные соборы, хотя англиканские церкви их сохранили. Под словом Ц. понимают также совокупность верующих христиан, рассматриваемых как единое мистическое тело Христа.

Оцените определение:

ЦЕРКОВЬ

от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1.

Церковь — это… Православная церковь: описание, история и особенности

Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Ц. обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. 2. Синоним религии или крупного религиозного течения (католическая Ц., православная Ц.); организованная форма объединения последователей к.-л. религии или ее отдельных направлений и течений. 3. Христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения.

Оцените определение:

ЦЕРКОВЬ

CHURCH) Э. Трельч (Troeltsch, 1912) выявил основной парадокс христианства: оно может пытаться оказывать влияние на общество либо в качестве универсальной открытой для всех людей религии, то есть выступать как церковь, либо в качестве элиты, состоящей из преданных последователей, то есть действовать как секта. Ценой существования в качестве церкви является некоторая степень приспособления к светским институтам, в особенности к государству, а в качестве секты — изоляция, отдаленность и утрата общего влияния. Трельч утверждал, что секуляризация означает конец универсальной церкви. Современные социологи, тем не менее, продолжают использовать термин «церковь» в отношении крупных религиозных организаций, которые признают значение государства и других светских институтов в поддержании социального порядка, имеют иерархическую организацию, основанную на духовенстве, и пополняют свои ряды не столько за счет обращения, сколько за счет рожденных в семьях их последователей. См. также: Мировые религии.

Оцените определение:

  • Православный храм
  • Порядок церковных богослужений
  • Что такое церковь

    Слово «церковь» по-гречески звучит как «экклесия», что в переводе означает «собрание». Первоначально под церковью подразумевалось собрание или сообщество людей-христиан, то есть церковью, по сути, являлись сами христиане.

    В Новом Завете церковь также называется храмом Духа Святого, так как, согласно христианскому учению, все верующие во Христа, в Его Искупительную Жертву на кресте за грехи мира имеют в своем сердце Духа Святого, чье присутствие помогает человеку жить согласно Божьей Воле, то есть выполнять заповеди Иисуса Христа. Апостолы в своих учениях называют всех людей, принадлежащих к церкви, то есть верующих во Христа и имеющих в сердце Духа Святого, избранными, святыми, братьями.

    Таким образом церковь представляет собой общину людей, которых объединяет единая вера. Сущность этой веры изложена в молитве «Символ веры» (она приводится в приложении).

    Библия говорит о Церкви: «Итак, вы не чужие и не пришельцы: но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»

    (Еф. 2: 19–22).

    Согласно христианскому учению, считается, что церковь во всем мире одна. Она называется вселенской. На земле церковь представлена различными деноминациями, которые, в свою очередь, состоят из поместных общин, которые также называюся церквями.

    Так, существует три основные конфессии или деноминации, называемые католической, православной и протестантской церковью. Каждая деноминация представлена поместными церквями, расположенными в различных странах и городах.

    Помимо вышеприведенного разделения, различают видимую и невидимую церковь. Видимая церковь – это та, какой ее видят люди. Название «невидимая церковь» говорит о том, что люди не всегда могут отличить действительно верующего человека от номинального христианина. Дело в том, что за внешним исполнением церковных правил и обрядов может скрываться неверие. Об этом очень часто предупреждали как Иисус Христос, так и его апостолы (об этом сообщается в книгах Нового Завета), говоря, что в христианской среде многие будут вести себя как христиане, но не будут являться таковыми на самом деле и будут отвергнуты Богами на предстоящем суде. И все же церковь одна, только для людей она видима не во всей полноте.

    Христианское учение предписывает всем христианам участвовать в деятельности поместной церкви, посещая собрания для поклонения Богу, разделяя ее учение, а также подчиняясь церковной дисциплине и разделяя служение церкви в этом мире через исполнение Божьих заповедей.

    В Законе Божием говорится: «Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви.

    Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу, и которое называется храмом Божиим».

    «Итак охотно принявшие слово его (апостола Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели все общее.

    И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»

    (Деян.

    Христианская церковь

    2: 42, 44, 46, 47).

    И еще: «Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Она имеет и одну цель – освящать людей, одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства».

    Православный храм

    В России наиболее многочисленной конфессией является православная церковь. В России церковью также часто называют не сообщество людей, а именно православный храм – помещение, в котором проводятся богослужения. Считается, что там действует особенная благодать, проявляющаяся благодаря служению особенных людей – рукоположенных священнослужителей, которые проводят богослужения.

    Кроме того, православный храм называют домом Божиим, предполагая, что в нем присутствует Бог, и домом молитвы, что является библейским названием храма в Иерусалиме, определяющим основное его предназначение.

    Православные храмы часто строят таким образом, чтобы в плане они напоминали корабль, круг или крест. Первое символизирует, что храм является кораблем, на котором можно переплыть житейское море, круг символизирует вечность, а крест – воскресение.

    Над храмом возвышаются купола, отображающие небо и похожие на свечи, устремляющие в небеса. Купола увенчиваются главами, на которые устанавливаются кресты. Кресты означают, что в этом месте прославляется Иисус Христос, распятый на кресте и воскресший.

    Над входом в православный храм строится колокольня. По звуку колокольного звона верующие в определенное время собираются на богослужение, молитву. Колокольный звон также возвещает о важнейших частях совершаемых внутри храма служб.

    Звон церковных колоколов бывает двух видов. Первый называется благовестом, им созываются верующие на богослужение в церковь. Сначала медленно бьют 3 раза в большой колокол, затем следуют более частые мерные удары. Благовест бывает обыкновенным (частым), который производится самым большим колоколом, и постным (редким), производимым меньшим по величине колоколом. Постный благовест бывает в седмичные дни Великого поста.

    «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

    (1 Кор. 3: 16).

    Второй вид колокольного звона так и называется – «звон». Он производится всеми существующими колоколами. Звон делится на трезвон (повторяется трижды), двузвон (повторяется дважды), перезвон (повторяется несколько раз) и перебор (медленные поочередные удары в каждый колокол, начиная с малого, затем удар по всем колоколам сразу; так повторяется много раз). Крыльцо или площадка около входа в храм называется папертью.

    Внутри храм делится на три части (по примеру ветхозаветного иерусалимского храма): притвор, среднюю часть, алтарь.

    Чтобы поднять тревогу, использовался всполошный (набатный) звон, отличающийся очень частыми ударами в колокол.

    Притвор в древности был предназначен для готовящихся к крещению и кающихся людей. В настоящее время в этом месте обычно продают свечи, иконы, просфоры и т. п.

    В средней части храма находятся молящиеся люди, а в части, называемой алтарем, священнослужители совершают богослужение.

    Здание церкви строят так, чтобы алтарь был обязательно обращен к востоку, поскольку в Библии написано, что с востока пришло спасение. Кроме того, с востока приходит по утрам солнечный свет, неся животворное тепло.

    В алтаре находится святой престол, который считается самым главным местом в православном храме. Здесь совершается таинство Святого причастия. Престол олицетворяет собой место таинственного присутствия самого Иисуса Христа. Прикасаться к нему или целовать его могут только священнослужители.

    На престоле также находятся Евангелие, крест, антиминс, дарохранительница и дароносица.

    Антиминс – это шелковый платок, на котором изображено положение Иисуса Христа во гробе. В него должны быть зашиты частицы мощей какого-нибудь святого. Это делается в честь того, что в первые века христианства литургия (причастие) совершалась на могилах мучеников за веру. Без антиминса в православном храме не может проводиться литургия.

    Во времена Ветхого Завета верующие в истинного Бога евреи поклонялись Ему в единственном храме, находящемся в Иерусалиме. Этот храм состоял из трех частей – двора, святилища и святая святых. Во дворе находился жертвенник, на котором сжигались жертвенные животные. В святилище допускались только священники и помогающие им левиты. Здесь воскурялись благовония, священники совершали обряды. В святая святых находился ковчег Завета Божия, который, по сути, являлся символом Божьего присутствия. Сюда мог входить один только первосвященник один раз в году, чтобы окропить крышку ковчега кровью животного, принесенного в жертву за грехи всего народа.

    Дарохранительницей называют небольшой ящик, в котором хранятся Святые Дары для причащения больных. Иногда дарохранительница делается в виде шкатулки, по форме напоминающей церковь.

    Дароносица – небольшой ящичек, в котором священник носит Святые Дары, когда навещает больных и причащает их.

    За престолом стоят семисвечник (подсвечник с семью лампадами) и запрестольный крест. В алтаре также располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Здесь же должны обязательно присутствовать иконы святых, чье имя носит храм, а также икона Святой Троицы.

    Амвон символизирует камень у Гроба Господня, который был отодвинут ангелами и возле которого впервые была возвещена Благая Весть (Евангелие) о воскресении Иисуса Христа.

    Алтарь от средней части храма отделяет стена, состоящая из икон и называемая иконостасом. Здесь помещаются несколько рядов икон и трое врат. Врата, находящиеся посередине, называются Царскими вратами, через них нельзя проходить никому, кроме священнослужителей. Иконостас, по сути, является символом небесной Церкви. Здесь изображены все основные сюжеты из Евангелия.

    Вдоль иконостаса идет солея – небольшое возвышение, на котором православные христиане причащаются. Средняя часть, чуть выступающая полукругом, называется амвоном, или восхождением. С этого места дьякон читает Евангелие, произносит молитвы, а священник читает проповеди.

    По краям солеи становятся певчие и чтецы. Эти места называют клиросом. Около них поставлены хоругви – полотнища с изображением Христа, которые выносят из храма во время крестных ходов и несут впереди процессии.

    Перед алтарем посреди храма находится аналой, представляющий собой высокую подставку, на которую помещают иконы и церковные книги, например, Евангелие, во время вечернего богослужения. Икону на аналое меняют в зависимости от праздника.

    На стенах храма расположены иконы различных святых. Внутри купола, как правило, изображается Панкратор – Господь Вседержитель.

    Порядок церковных богослужений

    В православной церкви все богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

    Суточный круг богослужений

    В него входят службы, которые совершаются на протяжении суток. К таким службам относятся:

    – вечерня (проходит вечером с вознесением благодарности Богу за прошедший день);

    – повечерие (проходит перед наступлением ночи с чтением молитв о прощении грехов и покое для тела и души на сон грядущий);

    – полунощница (проходит в полночь с чтением молитвы Иисуса Христа, произнесенной Им в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу; служба призвана подготавливать верующих ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно);

    – утреня (проходит утром, перед восходом солнца с вознесением благодарности за прошедшую ночь и просьбы о благословении наступающего дня);

    – первый час (проходит в 7 часов утра с вознесением молитвы об уже наступившем дне);

    – третий час (проходит в 9 часов утра с воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов);

    – шестой час (проходит в 12 часов дня с воспоминанием распятия Иисуса Христа);

    – девятый час (проходит в 3 часа дня, на ней вспоминается смерть Иисуса Христа на кресте);

    – Божественная литургия (проходит утром, перед обедом. Эта служба является самым важным богослужением всего дня. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство Святого Причастия).

    В настоящее время все эти службы для удобства объединены в три группы, составляющие три богослужения:

    – вечернее (девятый час, вечерня и повечерние);

    – утреннее (полунощница, утреня и первый час);

    – дневное (третий и шестой час, литургия).

    Накануне воскресных дней и больших праздников в вечернем богослужении соединяются вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называют всенощным бдением.

    Недельный круг богослужений

    Этот круг включает в себя службы, проходящие на протяжении недели. В православной церкви каждый день недели посвящен какому-нибудь событию или святому:

    – воскресенье – воспоминание и прославление Воскресения Христова;

    – понедельник – прославление Ангелов;

    – вторник – прославление святого Иоанна Крестителя;

    – среда – воспоминание предательства Господа Иудою и служба в память Креста Господня;

    – четверг – прославление святых апостолов, а также святого Николая Чудотворца;

    – пятница (постный день) – воспоминание крестных страданий и смерти Иисуса Христа, служба в честь Креста Господня;

    – суббота (день покоя) – прославление Божией Матери, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, а также воспоминание о всех усопших православных христианах.

    Годовой круг богослужений

    В этот круг входят богослужения, проходящие на протяжении всего года. В православной традиции каждый день года посвящается памяти какого-либо святого, празднику или посту.

    Самым большим праздником у христиан является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Ее день вычисляется по лунному календарю – это первый воскресный день после весеннего полнолуния (в одно из воскресений в период с 4 апреля по 8 мая).

    Далее выделяют еще 12 великих христианских праздников в честь Иисуса Христа. Эти праздники еще называют двунадесятыми. К ним относят:

    – Рождество Христово – 25 декабря (7 января);

    – Крещение (Богоявление) – 6(19) января;

    – Сретение – 2(15) февраля;

    – Благовещение – 25 марта (7 апреля);

    – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – отмечается за неделю до Пасхи;

    – Вознесение – отмечается на 40-й день после Пасхи;

    – Троица – отмечается на 50-й день после Пасхи;

    – Преображение (Спас) – 6(19) августа;

    – Успение – 15(28) августа;

    – Рождество Богородицы – 8(21) сентября;

    – Воздвижение – 14(27) сентября;

    – Введение во храм – 21 ноября (4 декабря).

    Кроме того, существуют праздники в честь великих святых и ангелов. В связи с этим все праздники делятся на господние, богородичные и святых.

    Как видно из дат празднования двунадесятных праздников, они делятся на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники проходят каждый год в одни и те же дни, а подвижные могут быть в одни и те же дни недели, но в разные числа месяца.

    Праздники также различаются по торжественности на великие, средние и малые.

    Великим праздникам всегда предшествует всенощное бдение.

    4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле

    Пространный Катихизис (гл. 9) говорит, что «Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Существует широко распространенное мнение, что это есть катехизическое определение Церкви, которое дает свт. Филарет. Это мнение ошибочно, поскольку свт. Филарет эти слова в качестве исчерпывающего определения Церкви не рассматривал. В его Катихизисе раскрытию смысла понятия Церкви посвящено целых полторы страницы, что нужно рассматривать как единую попытку представить понятие о Церкви.

    3 определения слово церковь

    Что касается вышеприведенного определения, то оно, конечно, как исчерпывающее определение Церкви рассматриваться не может.

    По существу эта формулировка не может считаться определением Церкви даже в ее земном аспекте, в ней дается лишь внешнее описание того, что есть Церковь. Церковь даже в земном аспекте невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ. Он есть не просто Основатель, но и «краеугольный камень» (Еф. 2, 19, 29), на котором зиждется все здание Церкви. Сам Господь во дни Своей земной жизни не называл общество Своих учеников Церковью и само основание Церкви относил к плану будущего: «созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Общество учеников соделалось Церковью только в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух. Следовательно, чтобы понять, что такое Церковь, нужно говорить и о месте и значении Святого Духа в жизни Церкви. Господь Иисус Христос определения Церкви нам не оставил. Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали и апостолы, и Отцы Церкви. Перечислим основные библейские образы Церкви:

    — образ виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15, 1-8);

    — образ пастыря и стада (Ин. 10, 1-16);

    — образ строящегося здания (Еф. 2, 19-22);

    — образ дома (1 Тим. 3, 15; Евр. 3, 6);

    — образ брачного союза (Еф. 5, 32). С этим образом связано наименование Церкови «невестой Христовой» (Еф. 5, 23; 2 Кор 11, 2);

    — евангельские приточные образы: рыболовного невода, виноградника, засеянного поля;

    — образ Церкви как града Божия (Евр. 11, 10);

    — образ Церкви как матери верующих (Гал. 4, 26). Этот образ требует пояснения. Отцы Церкви дают следующее толкование. Пребывая в единении со Христом, вторым Адамом, Церковь дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Святом Духе, подобно тому как древний Адам через праматерь Еву дал бытие падшему человечеству; Церковь происходит от плоти и костей Христа (Еф. 5, 28-30) (под плотью и костьми имеются в виду крестные страдания Спасителя), как праматерь Ева из ребра Адама;

    — образ главы и тела (Еф. 1, 22-23). Когда мы говорим о Церкви как о Теле, то имеем в виду, что в некотором глубинном смысле Церковь есть прославленное и обоженное человечество воскресшего Христа и все, мы, составляющие Церковь, принадлежим к ней в силу нашего участия в жизни этого прославленного человечества, этого тела. А участие наше осуществляется прежде всего через участие в таинстве Евхаристии, через причащение Тела и Крови Христовых. В таком случае можно вновь задаться вопросом: не является ли этот образ исчерпывающим определением Церкви хотя бы в земном ее аспекте? Конечно, этот образ очень глубоко проникает в сущность Церкви, но есть некоторые моменты, которые заставляют нас воздержаться от того, чтобы рассматривать его в качестве исчерпывающего определения Церкви даже в земном ее аспекте.

    Что значит дать определение того или иного предмета? Дать определение — это прежде всего достаточно четко очертить границы предмета. По отношению к Церкви определить границы достаточно сложно. По существу мы подлинно не знаем, где находятся границы Церкви, ни Свщ. Писание, ни отцы Церкви с абсолютной точностью этого не определяют. Можно точно указать, где Церковь есть, но не всегда можно указать, где ее нет. Далеко не всегда мы можем определить, кто принадлежит к Церкви, а кто не принадлежит.

    Например, представители некоторых инославных сообществ: католики, монофизиты, несториане — принадлежат они к Церкви или нет? С одной стороны, очевидно, что они находятся вне видимой ограды Православной Церкви и называть эти сообщества «церквами» в том смысле, в каком мы усвояем название «Церковь» Православной Церкви, нельзя. И в этом смысле можно говорить, что они находятся вне Церкви. С другой стороны, очевидно, что они все-таки находятся в каком-то отношении к Церкви, поскольку в этих сообществах мы признаем действительность таинств, по крайней мере некоторых. Признаем мы в этих сообществах и апостольское преемство, ибо клирики этих церквей принимаются в общение Православной Церковью только через покаяние, без перерукоположения. Но могут ли апостольское преемство и таинства существовать вне Церкви? Очевидно, что нет. Таким образом на этот вопрос однозначно ответить нельзя.

    Для того чтобы быть членом Церкви, человек должен причащаться Святых Тайн. Но кто может определить, как часто необходимо причащаться, чтобы принадлежать к Церкви, строго догматически это нигде не определено. Например, человек, который верит в Бога, но 2 или 3 года не был у причастия, является он еще членом Церкви или уже не является? Известны святые, которые причащались очень редко.

    Всякий грех отделяет человека от Церкви, но всегда ли возможно указать, где та мера греховности, по достижении которой человек невидимым действием суда Божия отсекается от Церкви.

    Таким образом, таинственная жизнь Церкви до конца не вмещается ни в какие точные формулировки. Итак, Церковь в ее земном аспекте:

    1. Есть от Бога установленное общество верующих, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

    2. Это общество возглавляется и управляется Самим Господом Иисусом Христом по воле Бога Отца.

    3. Все члены этого общества соединены с Господом, как со своим Главой, и в Нем друг с другом, а также с небожителями.

    4. Общество это одушевляется, живится и освящается Святым Духом.

    Что такое православная церковь

    Православие как одно из трех направлений в христианстве сложилось как его восточная ветвь после раздела Римской империи в 305 году и оформившееся после раздела церквей в 1054 году. Православие получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, православие испытало влияние особенностей ее исторического развития, что отразилось и в вероучении, и в организации православных церквей.

    Основу вероучения православия, сформулированного в Символе Веры, составляют Священное Писание — Библия — и Священное Предание. Оно исходит из признания Триединого Бога, Творца и Управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.

    Центральное место в православном вероучении занимают 7 христианских Таинств. Это — Крещение, Причащение, Священство, Покаяние (исповедь), Миропомазание, Брак и Елеосвящение (соборование). Большое значение придается также праздникам и постам.

    В отличие от католицизма, в православии не существует единого духовного центра и единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей. Это — Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская церкви. Все они придерживаются различной политической ориентации в зависимости от социальных условий, в которых осуществляют свою деятельность.

    Патриархи и главы автономных церквей совершенно независимы друг от друга. Тем не менее Вселенский патриарх Константинопольский, несмотря на то, что его обитель находится в мусульманской стране, в которой имеется небольшое число его верующих, по протоколу занимает первое место. И хотя Вселенский Собор существует, он не созывался в течение последних одиннадцати веков.

    § 77. В православной церкви соблюдается следующая церковная иерархия:

    а) Епископство:

    1. Патриархи;
    2. Митрополиты, являющиеся либо главами автокефальных церквей или входящие в патриархию;
    3. Архиепископы;
    4. Епископы.

    б) Архимандриты:

    Архимандриты не имеют сана епископа и обычно являются главами монастырей (игумены).

    в) Священники:

    Даже вышеупомянутые категории могут быть только из черного духовенства, священники же могут быть или из монахов, или из белого духовенства.

    г) Дьяконы:

    То же относится и к дьяконам.

    В восточных церквях низшее духовенство может набираться из числа семейных прихожан.

    § 78. Вселенского патриарха Константинопольского следует называть "Ваше Святейшество".

    К другим восточным патриархам следует обращаться "Ваше Благословенство" в третьем лице.

    К архиепископам и епископам обращаются "Ваша Милость" и "Ваша Светлость".

    В. Семенов

    Проза жизни•

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *