Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая является правопреемницей Киевской Митрополии, основанной после крещения Киевской Руси в 988 году при св. князе Владимире Великом.

В Киевскую митрополию входили территории современной Украины, Белоруссии, Прибалтийских стран, части Польши и Смоленская область России.

Киевская митрополия была составной частью Константинопольского Патриархата с 988 г. до 1686 г., когда она незаконно и неканонически была оторвана Россией от Константинополя и присоединена к Московскому патриархату. Константинопольский Патриарх до сих пор не признает это присоединение.

До присоединения Киевской Митрополии к Московскому Патриархату, во времена Киевского митрополита Петра Могилы, Киевская митрополия имела права широкой автономии и уже тогда ставился вопрос о создании Киевского Патриархата. Но это намерение не было воплощено в жизнь из-за того, что в 1654 году, при гетмане Украины Богдане Хмельницком, под давлением московского царя, Украина была постепенно объединена с Московией — Россией.

В начале ХХ века вместе с борьбой за украинскую государственность на Украине началось движение за автокефалию Украинской Православной Церкви.

Во время Второй мировой войны в Украине состоялось возрождение канонической ветви УАПЦ. Она получила Автономию от Дионисия Валединского, Митрополита Польской Православной Церкви, которая в 1924 году получила статус автокефалии от Вселенского Патриарха Григория VII.

Митрополит Дионисий был рукоположен в епископский сан в 1913 году Антиохийским Патриархом Григорием IV, который имел рукоположение по линии Апостола Петра. А в 1932 году Митрополит Дионисий рукоположил митрополита Поликарпа Сикорского и в 1942 назначил его в оккупированную фашистами Украину для возрождения УАПЦ и рукоположения новых епископов. Таким образом, вся иерархия УАПЦ в 1942 году получила канонические хиротонии епископов по линии Апостола Петра. В числе рукоположенных епископов были покойные Патриарх Мстислав и Митрополит Григорий Огийчук, от которого идет каноническое рукоположение Патриарха Моисея.

Вселенский Патриарх Варфоломей признает каноничность УАПЦ. Свидетельством этого является то, что  в 1995 году он принял под свой омофор в сущем сане епископов и духовенство УАПЦ в США и Канаде.

После завершения Второй мировой войны в 1945 году УАПЦ в Украине была уничтожена советской властью. Часть епископата и духовенства УАПЦ были забраны в немецкие концлагеря, а части удалось  эмигрировать в Европу и Америку, где они продолжали свою церковную жизнь и строили церкви УАПЦ.

В 1990 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси-Украины, в Украине началось новое движение за  возрождение автокефалии Украинской Православной Церкви. Его начал Митрополит Иван Бондарчук, а в центральной  Украине в апреле 1990 года возрождение УАПЦ было начато протоиереем Олегом Куликом (сегодня Патриарх Моисей), который организовал около 200 общин УАПЦ будучи митрополитским администратором в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областях.

5-6 июня 1990 года в Киеве состоялся Всеукраинский Православный Собор с участием более 700 делегатов со всей Украины, среди них было 7 епископов и свыше 200 священников. Собор утвердил факт образования УАПЦ и избрал Патриархом Киевским и всей Украины митрополита Мстислава (Скрипника), который имел епископскую линию от Польской Православной Церкви.

2 октября 1990 года органы власти Украинской Советской Социалистической Республики официально зарегистрировали УАПЦ.

18 ноября 1990 года в соборе Святой Софии в Киеве состоялась интронизация Патриарха Киевского и всей Украины Мстислава.

Томос об автокефалии УПЦ: что это означает для украинцев

С этого момента Патриарх Мстислав (Скрипник) не только стал первым Патриархом, но он временно объединил УАПЦ в Украине с УПЦ в США и диаспоре, имеющими каноническую ветвь от Польской Православной Церкви. С тех пор иерархи и духовенство УПЦ в США стали приезжать в Украину, служить в украинских храмах, принимать участие в рукоположениях священников. Так, Патриарх Мстислав вместе с епископом Вашингтонским Антонием (Щербой) хиротонизировали в епископа Хмельницкого  Антония (Фиалку) и в епископа Днепропетровского — Пантелеймона, однако этих канонически рукоположеных епископов переманила к себе РПЦ и оставила УАПЦ в Украине без канонических епископов с анафемованым Филаретом Денисенко, бывшим митрополитом РПЦ.

С этого момента канонческая линия рукоположения Украинской Автокефальной Православной Церкви исчезла.

25-26 июня 1992 года в Киеве в доме Филарета произошла измена УАП Церкви управляющим делами митрополитом Антонием (Масендичем), который действовал за спиной Патриарха Мстислава и всего духовенства. Соблазнившись на деньги Филарета, он поддержал инициативу президента Кравчука Л.М. относительно фиктивного объединения УАПЦ и РПЦ. Выполнив свое назначение в этой комбинации, они оказались лишними на пути у Филарета, который стремился  стать "патриархом" в незаконно созданной им организации под названием УПЦ КП. Измена Антония Масендича и Владимира Романюка стоила им жизни.

Патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник) не принял эту измену УАПЦ и призвал власть Украины и верных УАПЦ не признавать это объединение и всяческий противостоять этой измене. Но власть Украины была на стороне анафемованого Филарета Денисенко и незаконно передала всю церковную собственность УАПЦ под начало Филарета Денисенко.

11 июня 1993 года умер Патриарх Киевский и всей Украины Мстислав. Перед смертью Патриарх, считая, что предали его и УАПЦ, объявил свое завещание о том, чтобы УАПЦ не имела никакого отношения к бывшему митрополиту РПЦ Филарету Денисенко, который был лишен сана его родной  Церковью — РПЦ.

На 20 октября 1993 года "синод" Филарета назначил созыв собора УПЦ КП для избрания патриарха Киевского и всей Украины, но невзирая на старание Филарета стать "патриархом" его так и  не выбрали, а выбрали "патриархом" Владимира Романюка. Это способствовало нарастанию конфликта между "патриархом" Владимиром и Филаретом.

14 июля 1995 года "патриарх УПЦ КП" Владимир (Романюк) был убит, так как свою функцию ширмы для Филарета он отслужил. Похороны Владимира (Романюка) были трагическими. История, наверное, не знает такого глумления над похоронной процессией, потому что даже здесь Филарет спровоцировал   правовые органы на кровавый конфликт, пытаясь гробом Владимира Романюка проложить себе дорогу к храму Святой Софии в Киеве.

В 2002 году Бог благословил возвращение в Украину канонически рукоположенного архиерея Моисея, Митрополита УАПЦ — канонической линии от Польской Православной Церкви.

УАПЦ каноническая является канонической правопреемницей Киево-Русской Митрополии 1000-летнего крещения Руси-Украины и имеет самое прямое отношение к Томасу автокефалии 1924 года, предоставленного Вселенским патриархом Григорием VІІ на канонической основе исторической принадлежности к Киево-Русской Митрополии.

Миссия по восстановлению действия этого Томаса 1924 года для УАПЦ в Украине решением Святого Синода УАПЦ в диаспоре поручена канонически рукоположенному Его Высокопреосвященству Моисею (Кулик) Митрополиту Киевскому и всея Руси-Украины.

17-18 июня 2005 года решением Святого Синода и решением Всемирного Архиерейского Собора УАПЦ канонической под действием Духа Святого и по воле Отца Небесного митрополит Моисей был избран и интронизованый в чин Патриарха Киевского и всей Руси-Украины. В Святом Соборе приняли участие 12 архиереев, духовенство и сотни верных со всего мира.

Интронизация состоялась в День Святой Троицы в православной святыне украинского народа в главном Храме Украины — в соборе Святой Софии города Киева.

АМИНЬ!

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ "ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ" И АВТОКЕФАЛИИ

(Краткая справка)

Нынешнее состояние Православия в Украине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви и противостояние различных ее частей представляло собой угрозу только гражданскому миру внутри самой Украины, то сейчас подобный раскол грозит разделить все Вселенское Православие, и именно по причинам, связанным с жизнью нашей Церкви и событиями вокруг нее. В этом случае наша Церковь окажется в самом центре мирового раскола, полем, на котором разворачиваются его битвы, и его последствия больнее всего скажутся на ней и на всем нашем народе.

К сожалению, в мире пока недооценивают эту опасность и мало знакомы с проблемами, возникшими вокруг Украинской Православной Церкви. Данная справка имеет целью кратко ознакомить с современным состоянием Православия в Украине и возникшими в нем проблемами, которые сегодня стали проблемами Вселенского Православия.

Чтобы понять характер этих проблем, необходимо обратиться к событиям последних лет перестройки и первых лет независимости.

До последних лет советской власти в Советском Союзе легально функционировала единственная массовая православная церковь — Русская Православная Церковь (РПЦ), представленная в Украине своим Экзархатом. В первые годы советской власти существовала еще Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), созданная в 1921 году, но не имеющая канонического статуса и не признанная никакой из Православных Церквей. Первоначально советская власть поддерживала УАПЦ как альтернативу более влиятельной, а потому нежелательной РПЦ, но потом начала интенсивное преследование "националистической" УАПЦ и в 1930 году окончательно ее ликвидировала. Приходы УАПЦ остались только в эмиграции, главным образом — в США и Канаде.

В последние годы перестройки в западном регионе началось движение за восстановление УАПЦ, окончившееся ее официальным провозглашением на Соборе в июне 1990 г. На II Соборе УАПЦ в ноябре 1991 г. Патриархом был избран 92-летний Мстислав (Скрыпник), митрополит зарубежной УАПЦ с резиденцией в США.

Одновременно в руководстве Украинским Экзархатом РПЦ росли стремления к обретению большей самостоятельности. Московская Патриархия. идя навстречу этим стремлениям, в 1991 г. предоставила украинской церкви большую автономию и преобразовала Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь — УПЦ) — остающуюся, естественно, в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Однако, это не удовлетворило предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета (Денисенко), который обратился к Синоду РПЦ с просьбой о предоставлении автокефалии. Между тем, сам Филарет, будучи фигурой достаточно одиозной в глазах священнослужителей и верующих, сумел восстановить против себя подавляющую часть церковной иерархии в самой Украине. На Архиерейском соборе РПЦ в апреле 1992 г. был поставлен вопрос о его несоответствии сану. и он вынужден был сделать заявление об отставке. Архиерейский Собор УПЦ в Харькове в мае того же года низложил его и лишил сана, а предстоятелем Церкви и Митрополитом Киевским и Всея Украины избрал Владимира (Сабодана).

Вместе с тем, идея автокефалии оказалась очень заманчивой для государственных властей Украины во главе с президентом Л.

Кравчуком, а также для политиков национал-патриотической ориентации. Она открывала возможность поставить Церковь на службу "государственным интересам" и использовать ее как средство дополнительного влияния на массы. Заручившись поддержкой властей, Филарет отождествил себя с идеей автокефалии, яростным гонителем которой был до сих пор, отказался уходить в отставку и не признал правомочными решения Харьковского Собора. После этого он провозгласил автокефалию УПЦ. которую он якобы возглавляет, а в июне 1992 провел Всеукраинский Православный Собор, где было объявлена о соединении УПЦ и УАПЦ в новую церковь под названием Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат (УПЦ-КП). Предстоятелем этой церкви был избран патриарх УАПЦ Мстислав, заместителем предстоятеля — Филарет. Сам же Мстислав, отсутствовавший на соборе и не дававший согласия ни на объединение церквей, ни на свое избрание, заявил о недействительности этого объединения, ликвидировавшего УАПЦ.

Автокефальная УПЦ: кто против?

В январе 1993 г. архиерейское собрание епископов, духовенства и мирян УАПЦ во Львове заявило о независимости от УПЦ-КП и о воссоздании УАПЦ во главе с Патриархом Мстиславом. (Она была признана государством только в 1995г.)

Таким образом, с начала 1993 г. в Украине функционируют три православные юрисдикции: УПЦ, УПЦ-КП и УАПЦ. (УПЦ ввиду неканоничности двух других юрисдикций не называет их Церквами; мы, однако, для краткости будем их так называть.) Они заметно различаются по числу верующих. Так на 1 января 2000 г. УПЦ имела 8403 зарегистрированных общин (70,9% от всех православных), УПЦ-КП — 2471 общину (20,8%), УАПЦ — 988 общин (8,3%). На сегодня предстоятелем УПЦ остается Митрополит Владимир. Предстоятелем УПЦ-КП и Патриархам Киевским и Всей Руси-Украины стал (в октябре 1995 г.) Филарет. Местоблюстителем патриаршего престола УАПЦ избран в феврале 2000 г.) Митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий (Кудряков).

В течение всего времени отношения трех православных церквей отличались высокой степенью противостояния, что повышало уровень конфликтности во всей Украине. В роли главного инициатора межправославного конфликта выступала УПЦ-КП, рассматривающая УПЦ как своего главного врага, которому она объявила непримиримую войну. В силу этого именно эти две церкви являются основными сторонами межправославного конфликта. УАПЦ, как правило, старалась воздерживаться от резких выпадов в адрес двух других церквей и способствовать снижению общего уровня конфликтности.

В первые годы своего существования (еще в период президентства поддерживавшего ее Кравчука) УПЦ-КП практиковала силовые действия и захваты храмов, прежде всего, принадлежащих УПЦ. Так боевики национал-радикальной военизированной организации УНА-УНСО захватили и передали в распоряжение УПЦ-КП кафедральный Владимирский Собор в Киеве; они же предпринимали попытки штурма православной святыни — Киево-Печерской Лавры. В июле 1995 г. попытка захоронения Патриарха УПЦ-КП Владимира (Романюка) на территории Софийского Собора привела к столкновению боевиков УНА-УНСО с отрядами ОМОНа, в результате чего пострадали мирные граждане.

Пропагандистская кампания УПЦ-КП против УПЦ отличалась крайней агрессивностью и непримиримостью и носила характер политических обвинений. Длительные действия УПЦ-КП во главе с ее основателем Филаретом против Украинской Православной Церкви привели к тому, что Архиерейский Собор РПЦ в феврале 1997 г. отлучил Филарета от Церкви.

Главными для всех трех православных церквей остаются проблемы будущего Украинского Православия: восстановления единства Церкви и обретения автокефалии. Все три церкви заявляют о стремлении к единству, но способы его восстановления видят по-разному. Еще более они различаются в отношении к перспективе автокефалии.

УПЦ разделяет эти два вопроса, рассматривая их как вопросы канонические, вопросы устройства церковной жизни. Единственную возможность восстановления единства она видит в возвращении в ее состав двух неканонических церквей после их покаяния. Относительно обретения автокефалии ее точка зрения сводится к тому, что, во-первых, такое обретение возможно только каноническим путем из рук Церкви-Матери, т. е. РПЦ; во-вторых, на сегодня вопрос об автокефалии не актуален и снят с повестки дня. Соображение о нецелесообразности автокефалии в нынешних условиях аргументируется отсутствием единства мнений по этому поводу среди духовенства и мирян и дискредитацией в их среде самого понятия "автокефалия" в результате раскольнических действий Филарета; таким образом, сама постановка вопроса об автокефалии могла бы привести к новому расколу внутри самой УПЦ. Вместе с тем УПЦ уже сейчас ставила перед Церковью-Матерью вопрос о предоставлении ей официального статуса автономии; однако Архиерейский собор РПЦ в августе 2000 г. отложил рассмотрение данного вопроса, мотивируя это отсутствием приемлемого для всех Православных Церквей механизма предоставления автокефалии.

УПЦ-КП ставит вопросы объединения церквей и автокефалии как политические; для нее это средство укрепления Украинского государства, торжества "национальной идеи" и т. п. Именно потому эти идеи встречают такую широкую поддержку идеологов и политиков, включая самых высокопоставленных. УПЦ-КП настаивает на том, что объединение в Единую Поместную Церковь должно произойти как можно быстрее на Объединительном Соборе, в котором все три церкви примут равное участие без каких-либо предварительных условий. На том же Соборе Поместная Церковь заявляет о своей автокефалии. Ввиду несогласия УПЦ на такой сценарий, УПЦ-КП и ее сторонники настаивают на том, что власти Украины должны принудить ее к этому. (Позиция УАПЦ близка к этому, но носит более миролюбивый характер: говорится о желательности Объединительного Собора, но нежелательности давления со стороны государства.) В сегодняшней Украине вопрос об объединении церквей стал пробным камнем для определения церковных симпатий той или иной политической силы. Сторонники УПЦ-КП, используя термин "объединение", связывают с ним именно тот сценарий его реализации, который был изложен выше. Их противники не без основания считают, что рассмотренный сценарий включает также главенствующую роль УПЦ-КП в объединенной церкви, включая притязания Филарета на должность ее предстоятеля.

В течение длительного времени УПЦ-КП не удавались реальные шаги для реализации замысла объединения по своему плану. Препятствием служила прежде всего единодушная позиция Поместных Православных Церквей, заключающаяся в признании УПЦ как единственной Православной Церкви и объединения вокруг нее как единственного способа восстановления единства Украинской Церкви. Такую позицию поддержал, в частности, Вселенский Патриарх Варфоломей І на встрече с Московским Патриархом Алексием II в сентябре 1997 г. Оказавшись в изоляции от Вселенского Православия, руководство УПЦ-КП сочло наилучшим вариантом открыто противопоставить себя ему. Его иерархи озвучивают идею создания структуры, альтернативной Вселенскому Православию, включающей все неканонические самопровозглашенные церкви, своего рода "интернационал раскольников", во главе с Киевским Патриархатом. Была открыто провозглашена идея формирования двух "самодостаточных семей поместных православных Церквей" и Киева как третьего центра Православия, противостоящего Константинополю и Москве.

Слово автокефальный

Слово автокефальный английскими буквами(транслитом) — avtokefalnyi

Слово автокефальный состоит из 13 букв: а а в е й к л н о т ф ы ь

Значения слова автокефальный. Что такое автокефальный?

Автокефальный

АВТОКЕФАЛЬНЫЙ — самостоятельный, самоуправляющий, независимый. Употребляется в применении к церквам для обозначения независимости от других высших церковных властей.

Словарь исторических терминов. — 1998

АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ

АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ — (греч. «сам» и «голова») – христианские церкви, к-рые исходят из единых оснований вероучения, культовой практики, придерживаются общих принципов церковной организации, но являются самоуправляемыми и независимыми.

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Автокефалия

Автокефалия (автокефальная церковь) — в православии административно — самостоятельная церковь. А. русской православной церкви была достигнута в 1448 году, после провозглашения ее самостоятельности по отношению к Византийскому вселенскому патриарху.

Краткий словарь историко-правовых терминов

АВТОКЕФАЛИЯ — церковная . Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии…

Православная энциклопедия

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа…

ru.wikipedia.org

Автокефальная церковь

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других православных поместных церквей.

ru.wikipedia.org

АВТОКЕФА́ЛЬНЫЕ ЦЕ́РКВИ (греч. αυτοζ — сам и κεφαλοζ — голова) — независимые, самоуправляющиеся, юрисдикционно и административно независимые правосл. церк. единицы, организованные по нац. и терр. принципам, имеющие собств. предстоятеля…

Гуманитарный словарь. — 2002

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от авто… и kephale — голова), в православии административно самостоятельная (поместная) церковь. В начале 1990-х гг. было 15 автокефальных церквей, которые согласно русскому диптиху чести и древности расположены таким образом…

Современная энциклопедия. — 2000

Белорусская автокефальная православная церковь

Белорусская автокефальная православная церковь — название нескольких неканонических религиозных организаций, объявивших себя автокефальной (то есть независимой) белорусской церковью.

ru.wikipedia.org

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ

ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. auto сам и kephale — голова) — 15 самостоят. самовозглавляемых правосл. церквей, наследовавших ви-зант. релит, традицию.

Атеистический словарь. — М, 1986

Русский язык

Автокефа́льный.

Орфографический словарь. — 2004

Украинская автокефальная православная церковь

Украинская автокефальная православная церковь (сокращённо УАПЦ, укр. Українська автокефальна православна церква) — канонически непризнанная православная церковь Украины и украинской диаспоры Северной Америки и Западной Европы.

ru.wikipedia.org

Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновлённая) (укр. Українська автокефальна православна церква (оновлена); кратко УАПЦ(o); обычно именует себя Харьковско-Полтавская епархия Украинской Автокефальной Православной Церкви, укр.

ru.wikipedia.org

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — образована в 1919 указом Украинской директории на территории Украинского экзархата (1918) Московской патриархии.

Энциклопедия "История отечества". — 1997

Украинская автокефальная православная церковь каноническая

Украинская Автокефальная Православная Церковь Каноническая (укр. Українська автокефальна православна церква канонічна; сокращённо УАПЦ-К) — одна из организаций неканонического православия…

ru.wikipedia.org

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *