Содержание

Нравственность и аскетизм

Похожие главы из других работ:

Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

1.2 Особенности русского импрессионизма

По словам В. Филиппова для русского импрессионизма характерны следующие особенности: он проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь, сплав и симбиоз различных стилистических направлений и его растянутое…

Культура Японии

1. Особенности национального характера

Путешественники в Страну восходящего солнца и специалисты, занимающиеся исследованиями национальных характеров, сходятся во мнении относительно особенностей жителей Японии. Среди черт характера японцев выделяют: · трудолюбие…

Культура Японии

3. Черты национального характера. Общеэтнические черты. Черты группового поведения. Обыденно-житейские черты

Национальный характер, как указывалось выше, представляет собой объективную реальность и выступает в виде системы специфических черт. Ф. Энгельс отмечал у англичан, например, практицизм, эмпиризм, формализм К…

Ментальные характеристики культуры

2.1. Доминантные ментальные особенности культуры русского человека

Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления…

Методы культурологических исследований

2. Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей

Постижение народа и его характера (в терминологии того периода — «души», «духа», «народного духа») в отечественной гуманитарной мысли начинается во второй половине XVIII веке. Широкомасштабная европеизация России…

Особенности вечернего колорита

2.2 Эстетические особенности русского пейзажа

Эстетика русского пейзажа представляет собой нечто особенное. В основу этого понятия легли языческие принципы восприятия природы: лесов, степей, рек, исключительной гармонии плавных линий ландшафтов с необозримыми горизонтами…

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

Глава 1. Специфика особенности культуры Древнего Рима, основные черты характера римлянина

Особенности менталитета русской нации

2.2 Особенности русского национального характера

По определению некоторых исследований: национальный характер — это генотип плюс культура. Так как генотип, то, что каждый человек получает от природы, то культура — это то, к чему человек приобщается с рождения, поэтому национальный характер…

Особенности портретной живописи в творчестве К.А. Коровина на примере двух произведений "Дама с лампой" и "Две дамы на террасе"

1.2 Особенности русского портрета начала XX века. Художники — портретисты

В истории русской художественной культуры начала ХХ столетия было одним из блестящих периодов — плодотворным, разноликим, стремительным в своем развитии. Вначале ХХ века еще работали живописцы старшего поколения. Но важно не только…

Русский национальный характер

2. Особенности русского национального характера

По определению некоторых исследований: национальный характер — это генотип плюс культура. Так как генотип, то, что каждый человек получает от природы, то культура — это то, к чему человек приобщается с рождения, поэтому национальный характер…

Русский портрет XVIII века

2. Особенности русского портрета середины XVIII века

С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти…

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 — 50-е годы…

Сохранение быта и традиций через язык и литературу

Глава 3. Сохранения традиций, как основная форма передачи межпоколенного опыта, формирования национального характера народа через язык и литературу

Творчество А.К. Саврасова

Глава 1. Особенности русского пейзажа второй половины 19 века

Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы…

Творчество И.И. Шишкина

1.2 Особенности русского пейзажа второй половины 19 века

Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы…

Аскетизм

Значение слова Аскетизм по Ефремовой:
Аскетизм — Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание,""умерщвление плоти"" как путь к достижению нравственного совершенства,путь к общению с Богом.

1. Отказ от жизненных благ и удовольствий, крайнее воздержание во всем.
2. перен. Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.

Значение слова Аскетизм по Ожегову:
Аскетизм — Строгийобраз жизни с отказом жизненных благ и удовольствий

Аскетизм в Энциклопедическом словаре:
Аскетизм — (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо) — ограничение илиподавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) иособенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма можетбыть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа,подготовка к экстатическим состояниям, достижение »сверхъестественныхспособностей» (йога), в христианстве — соучастие в »страданиях» Христа.Нередкий мотив аскетизма — отказ от пользования привилегиями в условияхобщественного неравенства (толстовцы и др.).

Значение слова Аскетизм по словарю Ушакова:
АСКЕТИЗМ, аскетизма, мн. нет, м. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.

Определение слова «Аскетизм» по БСЭ:
Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах)
ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средстводостижения религиозных или этических целей. Кроме того, А. является также и нормой нравственности(готовность к самоограничению,умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки А. обнаруживаются уже в первобытном обществе (где А. обусловливался суровыми условиями существования),например в инициациях. Значит.развития А. достиг в восточных религиях (Брахманизм,Джайнизм,Индуизм,Буддизм, древнеиудейские секты-терапевты, Ессеи), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики,пифагорейцы).Мотивация А. в различных религиозно-философских учениях различна. Так, А. киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как
«темницу души», А.

Глава IV Фаллический культ, аскетизм и понятие греха

выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё (особенно в манихействе). В сущности же, в антагонистическом обществе религиозный А. имеет классовыйсмысл.Возведениецерковью А. в принципдобродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значениесобственности, которой обладают господствующиеклассы в эксплуататорском обществе.
Наиболее частые формы А.: отшельничество,посты,безбрачие,различныесамоистязания. В эпоху первоначального накопления капитала буржуазные религии отвергали А. (в первую очередь как «отрешение от мира»),
в протестантизме(лютеранство,кальвинизм,пуританизм) формируется т. н. мирской А., «… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости» (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). Совершенно другим по социальному смыслу был А. плебейский и пролетарский, который
«… мы обнаруживаем во всех средневековых восстаниях, носивших религиозную окраску, и в новейшее время на начальной стадии каждого пролетарского движения» (там же, с. 377), — этот А. являлся протестом против эксплуататорского строя. Проповедь А. идеологами ранних революционных крестьянских движений была связана с требованием имущественного равенства, с борьбой против роскоши господствующего классов. С развитием производительных сил и ростом революционностипролетариатпостепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский А., поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве. Проповедь А., которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должноереволюционнойсамоотверженности,стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалитьценностьземной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистические идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, А. глубоко чужд.
В. Павлов.

Аскет   Аскетизм   Аскетически

Шпаргалка: Особенности менталитета русской нации

Особенности менталитета русской нации

1. Что такое менталитет. Национальный характер

Русский народ — признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации 21 в., решение проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю следить за связью явлений не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».

Грандиозность этих проблем обусловлена непреходящей уникальностью, устойчивым стереотипом их мистического, иррационального характера. Для многих представителей Запада остается загадкой душа русского человека. Для определения характера, души русского человека, рассмотрим менталитет. Так что же такое менталитет? Менталитет — это глубинный пласт общественного сознания. М.А.

3. Особенности русского национального характера

Борг пишет, что менталитет — это «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, т.е. повторения».

Базовыми характеристиками менталитета выступают его коллективность, неосознанность, устойчивость. Так как менталитет выражает повседневный облик коллективного сознания определенной социокультурной общности, его «скрытым» слоем, независимым от собственной жизни индивида, он предстает реальностью коллективного порядка. Менталитет характеризует неосознанность или неполная осознанность, «на этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний» пишет Гуревич А.Я. Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит ответы на вопросы Что это? Как? Зачем это?

Структура менталитета представляет собой устойчивую систему скрытых глубинных установок и ценностных ориентаций сознания, его автоматических навыков, которые определяют устойчивые стереотипы сознания.

Причины, которые способствуют формированию менталитета: 1) расово-этнические качества общности; 2) естественно-географические условия ее существования; 3) результаты взаимодействия данной общности и социокультурных условий ее проживания. Среди расово-этнических отличий социокультурной общности воздействующих на менталитет, следует отметить ее численность, темперамент, уровень развития.

Базовыми особенностями менталитета россиян являются: преобладание моральных составляющих. И, прежде всего, чувство ответственности и совести, а также особое понимание взаимоотношений личности и общества. Это обусловлено рядом причин, прежде всего тем, что из «века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» пишет Ильин И.А., поэтому вопрос: ради чего жить? имеет более важное значение, чем вопрос о хлебе насущном, писал Ф.М. Достоевский.

Значительным является и влияние религиозного фактора, прежде всего православия как одного из источников российского менталитета. Оказывает влияние на специфику российского менталитета социальная организация общества, которая проявляется в активной роли государства, результатом является доминирование в менталитете россиян убеждения в необходимости сильной власти. Как уже было сказано выше, русская ментальность накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Как писал Розанов: «Если есть нация, есть и культура, потому что культура есть ответ нации, есть аромат ее характера, сердечного строя, ума «Русский дух», как вы его ни хороните или как не высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее».

Ключевое и знаковое понятие ментальности народа, выражающее эмоционально-психологическую реальность русской души: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Как отмечал З. Фрейд, важнейшими чертами ментальности народа является «сильное предрасположение к амбивалентности».

Важнейшими чертами душевной жизни русского человека является способность чувствовать и мыслить различными, порой взаимоисключающими способами; совмещать порыв к безграничной свободе с великотерпением.

Для русского человека характерны жажда справедливости и недоверие к правовым способам ее достижения, непременная любовь к дальнему и избирательная к ближнему, вера в абсолютное добро без зла и сомнительную ценность относительного добра, пассивное ожидание последнего и пассионарный активизм «решительного боя» за окончательное торжество добра, возвышенность в целях и неразборчивость в их достижениях и т.п.

На взгляд Ю. Лотмана, для русской культуры характерна бинарная структура. Бинарный характер русской души не является ее уникальной особенностью. Он в той или иной мере присущ ментальности и других народов. Главная проблема в безмерности русского характера.

По Г. Флоровскому: «История русской культуры вся в перебоях, в приступах Всего меньше в ней непосредственной цельности. Несоизмеримые и разновременные душевные формации как-то совмещаются и срастаются сами собой. Но сросток не есть синтез. Именно синтез не удавался».

Поэтому отсюда — постижение глубинных основ российского бытия проходит на интуиции, т.е. идет воспроизводство иррационального архетипа, а не рационального, который ярко выражен в западном менталитете.

2. Особенности русского национального характера

По определению некоторых исследований: национальный характер — это генотип плюс культура.

Так как генотип, то, что каждый человек получает от природы, то культура — это то, к чему человек приобщается с рождения, поэтому национальный характер, кроме неосознанных культурных архетипов, включает в себя и природные этнопсихологические черты индивидов.

Когда персонаж Достоевского узнает «русскую действительную жизнь», он заключает, что «вся Россия есть игра природы». Согласно Ф. Тютчеву, «умом Россию не понять, // аршином общим не измерить. // У ней особенная стать. // В Россию можно только верить». Б. Паскаль отметил: «Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе». В осознании неповторимости, уникальности, невозможности измерить Россию «общим аршином» — ключ к постижению и явного — умом, и сокровенного — верой в Россию.

Как уже было сказано выше, национальный характер русского человека включает в себя неосознанные культурные архетипы и природные этнопсихологические черты индивидов.

Период язычества восточно-славянских племен не входит в историю культуры. Скорее это предыстория русской культуры, некое ее исходное состояние, которое продолжалось и могло продолжаться еще весьма длительное время, не претерпевая су-щественных изменений, не переживая сколько-нибудь значи-тельных событий.

Со времен, отмеченных постоянными контактами и противо-борствами с соседними кочевыми народами, в русской культуре и национальном самосознании глубоко укоренился фактор слу-чайности, непредсказуемости (отсюда знаменитое русское «авось да небось» и другие аналогичные суждения обыденного народного сознания). Этот фактор во многом предопределил свойства русского национального характера — бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность, произвол и т.п., которы-ми связана особая мировоззренческая роль загадок в древней-шем русском фольклоре и гаданий в повседневном быту; склон-ность принимать судьбоносные решения путем бросания жребия и др. характерные особенности менталитета, базирующегося на неустойчивом равновесии взаимоисключающих тенденций, где любое неуправляемое стечение обстоятельств может оказаться решающим. Отсюда берет начало традиция принимать трудные решения в условиях жесткого и подчас жестокого выбора между крайностями, когда «третьего не дано» (да оно и невозможно), когда сам выбор между взаимоисключающими по-люсами подчас нереален или невозможен, или в равной степе-ни губителен для «избирателя», — выбора, происходящего бук-вально на цивилизационном распутье неподвластных ему сил (судьба, доля, счастье), о реальности и определенности прошлого (традиций, «предания») — по сравне-нию с ирреальным и неопределенным, драматически вариатив-ным и непредсказуемым будущим. Как правило, мировоззре-ние, складывающееся с ориентацией на факторы случайности и стихийности, исподволь проникается пессимизмом, фатализ-мом, неуверенностью (в том числе и в собственно религиозном смысле — как неверие, постоянно искушающее веру).

В таких или подобных условиях формировались и другие качества русского народа, ставшие его отличительными осо-бенностями, сросшиеся с национально-культурным ментали-тетом — терпенье, пассивность в отношении к обстоятель-ствам, за которыми тем самым признается ведущая роль в развитии событий, стойкость в перенесении лишений и тягот жизни, выпавших страданий, примирение с утратами и поте-рями как неизбежными или даже предопределенными свыше, упорство в противостоянии судьбе.

Зависимость от «капризов» суровой природы и климатичес-кой неустойчивости, от необузданной агрессивности кочевых народов, составляющих ближайшее окружение, неуверенность в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, дом или поход в чужие земли, воля или кабала, бунт или покор-ность, охота или неволя и т.д.) — все это аккумулировалось в народных представлениях о постоянстве изменчивости, об из-вечной зависимости человека от господствующих над ним и

Как мы знаем, большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие в 10 в. христианства, которое пришло на Русь из Византии в православной форме. Русский человек изначально был подготовлен к восприятию православия (всем ходом собственного развития).

Православие, хотя оно включило в себя все общество, не захватывало человека целиком. Православие руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, то есть регулировало праздники церковные, семейные отношения, времяпровождение, при этом обычная будничная жизнь русского человека не затрагивалась им. Такое положение вещей предоставляло свободный простор самобытному национальному творчеству.

В восточно-христианской культуре земное существование человека не имело ценности, поэтому основной задачей было подготовить человека к смерти, а жизнь рассматривалась как маленький отрезок на пути в вечность. В качестве смысла земного существования признавались духовные стремления к смирению и благочестию, аскетизм и ощущение собственной греховности.

Отсюда в православной культуре появилось пренебрежение к земным благам, так как они скоротечны и ничтожны, отношение к труду не как к творческому процессу, а как к способу самоуничижения. Отсюда расхожие выражения. Всех денег не заработаешь, с собой в могилу не заберешь и т.п.

Вл. Соловьеву была особенно дорога такая черта русского человека, как осознание своей греховности — несовершенства, неполноты достижения идеала.

Про аскетизм   (rss)

Индекс любви: 2.88 (23/8)

Люди, которые любят аскетизм
(людей: 22, сообщений: 23)
Люди, которые ненавидят аскетизм
(людей: 8, сообщений: 8)
30/05/04, just Believe
уу…. я первая,кто любит здесь аскетизм……… а жаль. По-моему,это один из верных путей,по которому может пойти человек, чтобы пройти ПРАВИЛЬНЫЙ путь… И еще-лишая себя мнимых благ-постепенно понимаешь истииный смысл твоего пребывания на Земле. Я почти уверена,что ни один человек не был создан,чтобы зарабатывать огромные деньги. Лиши себя хоть чего-нибудь (и осознанно)- может,какие-то новые мысли появятся…?

30/05/04, blackred dm
Одно дело, если человек всю жизнь живет в трудных условиях, другое, если переходит в них добровольно. Аскетизм, это приодоление себя как раба прихотей и роскоши, человек, ставший аскетом при нормальном жизненом уровне достоин уважение. И в конце концов, когда нет шикарных автомобилий, кучи друзей, обожателей, завестников, топ модели в постели и особняка в Гренобле, думается легче, мозг на захломлен лишними идеями.Я долго думал и решил, что буду жить именно так, аскетично, в скромной своей квартире,, как сейчас живу, без страсти к богатсву, праздности, но со страстью к добру и заниям.

05/07/05, Рудольф Гесс
Очень уважаю людей, которые могут преодолеть в себе тягу к роскоши и веселью. К сожалению, многие таких людей не понимают. Который раз я уже слышу "они лишают себя таких удовольствий!" А если эти удовольствия некоторые просто в гробу видали? А я понимаю людей, живущих легко и просто и сам стараюсь так жить, потому что большое счастье. И вообще я привык держать себя в узде.

06/07/05, Рудольф Гесс
И снова мы видим то, что мы видим. 🙁 Большинство даже не представляет себе, что это такое. Аскетизм — это не бесполезное самопожертвование. Это — как ни глупо звучит — принесение в жертву части себя себе же. Точнее, принесение в жертву мелких удовольствий ради бОльшей радости. В конце концов, поищите в словаре слова "аскет" и "аскетизм". И вы поймете, что аскет — это не тупица, раздающий добро направо и налево. Это человек железной воли, живущий по принципу "ничего лишнего".

16/09/05, Cosmic Man
А к чему мне роскошь? Роскошь — только для тех, кому нечем заняться в свободное время. А так — сплошные траты на нее. Шикарная квартира — так дза нее квартплата больше. Дорогая одежда — так в метро она быстро испортится. Автомобиль — это тоже "пылесос для денег". Питаться тоже можно очень скромно и притом без ущерба здоровью. Нет, жить скромно и выгоднее, и проще. Кроме того это совпадает с некоторыми моими убеждениями. Зато можно скопить деньги и на книги, и на фильмы, и на модернизацию компьютера. Я вот тут подумываю одну недешевую "железку" купить. Разве хватило бы мне денег, если летом я бы шастал по килобаксовым забугорным вонючим отелям или одевался в маганизне в центре города Москвы. Нет конечно! Да и с другими скромными, простыми людьми мне интереснее и легче общаться, чем с мерседесниками.

16/09/05, Strange little girl
Не то, что люблю.. Но в жизни сознательно ограничиваю себя в некоторых вещах.. Ни к чему себя баловать.. По сути, вседозволенность — и есть зависимость, ведь зависишь же от того, что себе позволяешь.. Если разом обрубить все ресурсы..? То же самое, как если наркоману пропустить дозу: ломка начнётся.. А тот, кто требует меньше, тот и менее зависим от всего этого.. Аскетизм — это свобода..

29/04/06, Господь
Дети Mои, все живые существа в этом мире получают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений — собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе сердце его очистится, и он обретет вечную жизнь, исполненную непреходящего духовного блаженства, которое неизмеримо выше любого материального счастья.

20/10/06, рукилеzвия
Лень стало читать красную колонку, но успела из неё ухватить идею, что под аскетизмом вроде как понимают отсутсвие тяги зарабатывать много денег. Ну и чушь. Деньги вовсе не за тем придуманы, чтобы их тратить на хлам, множество количества обуви, много количества еды, одежды и проч. Можно вообще уметь тратить кучу денег и при этом оставаться аскетом. Аскетизм — это отсуствие тяги потреблять. А деньги можно тратить на идеи, ну и всякие такие вечные вещи, которые хламом никак назвать нельзя, и которые в процессе использования не меняют своей структуры, т.е. не потребляются. не превращаются в жир, сало, кал, мясо, убитое время, неорганический мусор и прочий мусор. Нет, я не монах и не аскет, но потребляемость вещей всегда сводила к минимуму. Вообще же вещизм, он меня вгоняет в тупик и тяжело дышать. Так же как и еда. Разнообразная обильная офигительная еда. Я тащусь от людей, которые умеют питаться воздухом, спать на полу и вообще не иметь мебель. это идеально. я с вами.

20/10/06, Phantom333
Меня просто давит та куча вещей которая собралась у меня в квартире еще со времен бабушки с дедушкой. Меня бесит когда я не могу плюнуть и уйти с работы исключительно потому что там платят много (относительно). Можно было бы счастливо выживать и на десять штук в месяц. Покупать шмоточки какие-нить военные. Дефки гламурные не давали бы конечно… Но я и их ненавижу! Да. В этом деле тоже аскетизм не помешает. Только вот одна поправка. Аскетизм появляется всегда как результат развития личности, как что-то нужное и конструктивное в жизни человека.

Но обратной связи нет. То бишь нельзя бездумно "заниматься аскетизмом" подавляя свои желания — иначе фрустрации или как там это называется.

07/01/07, ScoRpion Templar
Все асккеты — исключительно сильные люди во всех отношениях. Человек должен ради своего же блага отказываться от вредных удовольствий. Им под силу различить правду от иллюзии, что далеко не каждый может. Они легко отказываются от того, что человеку на самом деле не нужно, но он привык и не желает от этого отказываться. Я стал более-мене аскетичным 5 лет назад и теперь моя жизнь зметно облегчилась. Как приятно чувствовать себя чистым и способным быть независимым от всекой грязи.

25/08/07, F.L.A.G.
А к чему вся эта потребляцкая вонь? К чему жрать всеми местами денно и нощно? Это же противоречит изначальной природе человека. Он должен быть умеренным и сдержанным во всем. Я очень мало зарабатываю, но мне этого вполне хватает на жизнь. Мне достаточно спать на кухне на раскладушке, лишь бы были любимые книги рядом, бутерброд с маслом и чай с лимоном. Много? Отнюдь.

Фаллический культ, аскетизм и понятие греха

Мне не нужна машина, высокая должность, огромная квартира и проч. прелести. Я никогда не ходил в развлекательные заведения, очень редко ходил в кино (и то, если кто-то уж очень просил). Зачем? Летом достаточно отдыхать в саду с родителями, там всего предостаточно. Зачем нужны дорогущие курорты, причем даже свои? Все это пыль, мусор…

25/08/07, Хома Брут
Аскетизм повышает в человеке самоуважение, приподымает мысль над тленным, помогает достойно думать о вечном. Христос, прежде чем начать свою деятельность 40 дней постился в пустыне. Все это хорошо, если рядом нет женщины. У них природная задача приручать диких людей, и заставлять их ходить в походы за золотом и строить цивилизацию.

25/08/07, Benjaminel
Смотря какой… не бешеный, конечно, когда человек изводит себя днями и ночами, причем ради какой-то корыстной( пусть даже и религиозной) цели. Аскетизм тоже хорош в меру, независимо от того, в чем он будет заключаться: в отказе от пищи, секса или чего-то еще. И часто аскетизм происходит не от комплексов, как многие думают, и не от религиозности, а от аристократичности, которой, к сожалению, сейчас так мало осталось в мире. Люди слишком неразборчивы в отношениях, в связях, в еде. А это плохо, потому падает духовность. И это неизбежно в нашем мире. Но людей с сильной волей, способных отказываться от различных благ ради высшей цели или ради самосовершенствования, я всегда буду уважать.

22/01/08, Юдит Полгар
Идея мне нравится. Люди, сознательно ведущие такой образ жизни, достойны всяческого респекта. Но я так не могу. Я — слабый духом чел.

06/02/08, Адамов
Вряд-ли он что-то укрепит или закрепит. Скорее наоборт — способ уйти внутрь себя, уйти от меньшего, чтобы найти большее.

02/09/08, Серджи
Чаще всего он приносит полезные результаты, если руководствоваться разумом, а не предрассудками и религиозной истерией. В определенном смысле оттачивает волю и укрепляет человека вцелом, так что любое самоограничение это в некотором роде проявление аскетизма. И плохо, когда всякие воздерженцы становятся злобными и раздражительными, это скорее в ущерб себе, так что позитивный настрой важен в этом деле, как и во многих других жизненных ситуациях.

09/01/10, Cel
Аскетизм, иммортизм и коммунизм- три составляющие утопического общества. Вместе, они сделают человечество свободным и светлым. И пока есть неравнодушные, надежда остаётся…

30/04/13, Neutral 96
ооооооо, только они знают, как же легко жить, не обременяясь обжорством, ленью. Мне до абсолютного аскетизма осталось лишь отказаться от самой злостной привычки… нет от двух: курить и злиться. И все — НИРВАНА будет достигнута.

30/04/13, Haruki
Аскетизм — это клёво. Идеальный стиль жизни для закаливания духа. Это, когда знаешь, что именно необходимо для жизни, и ограничиваешься этим. Ничего ненужного и мешающего. Только самое важное.

05/06/13, Joseph Chamberlain
Уважаю аскетизм и людей, ведущих такой образ жизни. Причем уважение заслуживают не те "аскеты", которые стали таковыми в силу проводимой государственной политики в стране, а те, кто сами, имея условия и возможность жить роскошной жизнью, все же выбирают путь лишений и самоограничения. Люди, которые САМИ меняют материальную роскошь и богатства на скудные условия существования, но при этом получая взамен богатства духовные и интеллектуальные, ища путь самопознания и духовного развития, которые гораздо полезнее человеку, нежели мотовство и роскошь, которые в силу слабого характера большинства людей, могут его привести к деградации. например философ Фридрих Ницше был сторонником аскетизма, он во многих своих книгах проповедовал именно аскетический образ жизни, или знаменитый Диоген. Для того, чтобы начать этот путь, нужно иметь огромную волю и на это способен отнюдь не каждый.

19/12/15, Гильгамеш
Умение себя сдерживать, не поддаваться соблазнам и экономить необходимо для жизни в условиях кризиса. И наоборот, изнеженные сибариты не знают, как временно себя ограничить и набирают кучу кредитов, а потом оказываются с бомжами в канализации. Нееет, лучше лишнюю копейку отложить. Кроме того, во всех религиях аскетизм считается достойным поведением. Кстати, особого стремления к роскоши за мной никогда не водилось, одеваюсь скромно и денег на ветер не бросаю.

09/06/16, Семиглавая Сколопендра
Без аскезы нет праны маны мани пауэра, воли тела и тэдэ. Чистки и накопление силы могут идти тока в режими сжигания шлакоблоков и ненужных мафлоков привязок грязи и низких вибраций. Тонкотела должны звенеть и светить, самоконтролироваться. Сибариты отупевают и деградируют, кормят червей на всех уровнях и становятся управляемыми. Да и прокачки скиллов верхнечакр без аскезы невозможны. Аскеза наше все

10/06/16, Елвейти
Воображение и изобретательность развиваются из-за лишений..есть странный комфорт в не комфортных условиях..есть что-то пустое в благополучии.. Сама я жила в разных условиях, но в детстве в основном в довольно убогих, и что же?) зато сколько приключений, а они моё вечное стремление. Унылые люди будут унылыми в любых условиях, а я была предоставлена сама себе и все воспоминания когда я что-то придумывала или гуляла одна являются самыми счастливыми, не обстоятельства а люди мешали мне чувствовать себя комфортно. Столько миров и персонажей, столько одушевления всего вокруг — свобода и настоящая жизнь. Но сейчас у меня накопилось всяких уютных вещичек, в том числе сделанных мною — так что безликого минимализма в моей комнате нет, да и не может быть, потому что аскетичность в быту и модный минимализм это разные вещи. Ну и ясно что духовный аскетизм мне всегда нравился, я против любых удовольствий, кроме умственных.

This Boy, 30/05/04
Если желания никому и ничему не мешают, то зачем их подавлять в себе? Данные желания тогда, наоборот, являются благом. Зачем же им препятствовать?

Алиса с железным сердцем, 20/09/05
Да, я люблю и красивую одежду, и хорошую домашнюю технику, и качественную косметику, и отдохнуть люблю как в развлекательных заведениях, так и совершить туристическую поездку.И спорт требует затрат, а я без него физически не могу! Вот только машину я себе ещё не купила, да и не собираюсь — боюсь водить сама, да мне и не надо,для этого есть мужчины, это их привилегия. Ничего не вижу плохого в том, чтобы жить хорошо. Зарабатываю я хорошо, достаточно, чтобы ни в чем себе,ни своим родным не отказывать, да ещё и класть деньги на счет. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Аскетизм почти всегда ассоциировался с определенными религиозными убеждениями. Я нисколько не против классических аскетов, но зачем себя насиловать в обычной, мирской жизни, особенно если можешь позволить себе жить в достатке? Я вообще считаю, что живем мы один раз, так что не стоит жадиться, даже тем у кого немного денег. Себя надо любить!

смит, 20/09/05
Аскетизм — это ведь то же самое идеологическое направление, как коммунизм или христианство. Вопрос в другом: добровольно ограничивая себя благами цивиллизации, человек дает возможность пользоваться им другим людям. Человек не родился, уже будучи аскетом (христианином, фашистом…), поэтому я думаю, что это очередной способ внушить людям ненужность и бессмысленность в мирском, приобщить их к духовному миру, воспитать толерантность, скромность, иными словами, подчинить их определенной идеологии в собственных целях. С другой же стороны, согласитесь, насколько удобно внушать людям бессмысленность всех благ цивиллизации, если действующая власть не в состоянии по собственной лености или коррумпированности обеспечить народ этими благами. Здесь уже аскетизм выступает как целенаправленное воздействие на народ с целью их смирения, не допущения волнений, митингов, пока чинуши творят черные махинации.

Sergie, 06/02/08
Аскетизм не всегда вызывает уважение и, тем более, приклонение. Многие аскеты ограничивают себя из-за собственной ограниченности, в лучшем случае это протест против "развращенной" жизни общества. Редко когда этим занимаются ради некоего просветления и т.п.

Lazlow, 24/11/13
И почему это я должен себя в чём либо ограничивать? Жизнь итак, скорее всего, одна. И та очень сложна и скользска. Ещё усложнять какими-то глупыми ограничениями? Нет уж! Я за роскошь, за полную праздность в жизни и восхищаюсь и завидую богатым. Смысл жизни, (для меня) -сколотить состояние хотя бы в несколько млн. $. Никакого другого смысла нет и быть не может. Хотя у каждого он свой…:з

Reimo, 18/12/15
Аскетизм является абсолютным злом. Жизнь у человека одна, она коротка, и мало того, что человек смертен, он при этом смертен внезапно. И нет никакого смысла накладывать на себя бессмысленные ограничения, надо брать максимум за то время, которое тебе отведено…

Цветок зла, 09/06/16
А смысл жить аскетам? Вообще, я гедонист и аскетизм для меня неприемлем. Вообще, аскетический образ жизни человек может вести в двух случаях- либо он просто очень беден и другого выхода у него, собственно, нет, либо он упоротый религиозный фанатик и наивно думает, что воздержавшись от наслаждений земных, обретёт все блага в какой-то другой жизнь. Что глупо. Жизнь одна. Как сказал один из великих греков- "Живи прекрасно, или вовсе не живи". Я люблю простые радости- вкусно поесть, поваляться на мягкой кроватке.Люблю красоту: красивые вещи, статуэтки, картины.Люблю, когда и телу и глазу приятно. Для того нам и дана способность наслаждаться, чтобы мы это делали по мере возможности.Жизнь устроена так, что далеко не всегда, далеко не всё время человеку может быть хорошо и приятно. Обстоятельства помимо нашего желания принесут нам неприятные часы.Так в остальное время стоит себя за них вознаградить.А уж добровольно отказываться от наслаждений, тогда,когда есть возможность их получить? Зачем?

Max Griffin 777, 11/06/16
Аскетизма как такового в мире давно уже практически не осталось, а большинство тех, кто называет себя аскетами это псевдоаскеты, у которых мания величия запредельная и думают что познали всё и вся во Вселенной. Настоящий аскетизм предполагает стремление к совершенству и работы над своими недостатками в пользу увеличения своих сильных сторон и достоинств.Так как это делают последователи буддизма да и сам Будда достигал совершенства в течение жизни. Гедонизм — противоположное аскетизму свойство. Я лишь отчасти гедонист, ограничивая себя пределом необходимого для полноценной жизни современного уровня развития цивилизации.

Слово «аскезис» (греч. askhsiz), от которого произошло общеупотребительное слово «аскетизм», имеет своим основанием глагол «аскео» (греч. askew) со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться»2.

В античной и позднеантичной литературе данное слово приобрело три основных значения: 1) смысл «физический» (упражнения тела); 2) смысл нравственный (упражнения ума и воли); 3) смысл «религиозный»3.

Таким образом, в классическом словоупотреблении askhsiz имело смысл и более широкий, и более узкий, обнимало и чувственную, и духовную сферу, но во всяком случае оттеняло напряжение, усилие, труд для осуществления какой-либо цели.

От греческих писателей слово аскетизм перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.

Аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии, естественно, сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем.

В Новом Завете глагол askein встречается в Деян.24:16 («И сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми»). В других местах Св.Писания Св. апостол Павел обычно использует синонимы: gumnazw («упражнять, тренировать») и gumnasia («упражнение»).

Основоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия: «Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф.11:12).

Господь наш Иисус Христос проповедовал, что совершенство может осуществляться путем поста, девства, нестяжания: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17–18); «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12); «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).

Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. «Не знаете ли, – говорит святой апостол Павел, – что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:24–27). Здесь Апостол имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле.

В деле спасения участвует и благодать Божья, и свободное произволение человека, выражающееся в совершаемых им добродетелях. Этот ключевой принцип и получил в богословии название принципа синергии, т.е. содействия воли Божьей и воли человеческой в духовной жизни человека. Аскетизм – только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой спасения служит благодать Святого Духа. Мы можем спастись, только прилагая к этому усилия. Но спасаемся не мы сами, а спасает нас Бог. Это подобно тому, как если бы нам, тонущим в болоте, кто-нибудь бросил веревку и вытаскивал нас оттуда. Тогда нам нужно было бы ухватиться и изо всех сил держаться за нее.

Аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни.

Отсюда христианское подвижничество вообще, как известного рода борьба и усилия, понимается в смысле средства, или пути к получению Царства Небесного. Один из современных греческих богословов Христос Яннарас следующим образом определяет аскезу: «Аскеза – это опыт отказа от свойственного человеку эгоистического стремления рассматривать все вещи как нейтральные объекты, предназначенные для удовлетворения его потребностей и прихотей. Путем самоограничения и подчинения общим аскетическим нормам мы преодолеваем эгоцентризм собственной природы и перемещаем ось нашей жизни, нашего «я» в сторону личного взаимоотношения с окружающим миром. Отношения же устанавливаются лишь после того, как мы действительно откажемся от внутреннего стремления к господству. И тогда мы начинаем уважать все, что видим вокруг себя, начинаем открывать, что мы окружены не просто объектами, безличными орудиями удовлетворения наших утилитарных потребностей, но сущностями, то есть плодами творческой деятельности, свойственной Личности. Мы обнаруживаем личностный характер мирских даров, уникальность логоса каждой вещи и возможность взаимоотношения с ним; в нас открывается возможность единения в любви с Богом. Наши отношения с миром превращаются в опосредованную связь с Богом – Творцом и Художником мира, а истинная полезность мира для нашей жизни раскрывается тогда перед нами как возможность постоянного приближения к Истине, как все более глубокое познание, не доступное никакой «позитивной» науке»4.

По определению преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое»5.

Поэтому аскетизм – путь к религиозному духовно-нравственному совершенству и соединению с Богом через планомерное и сознательное упражнение в христианских добродетелях.

Аскетика – это лествица богоподобия, к полноте которого предназначен любой человек. Аскетизм как средство к достижению навыка в добре – в христианском понимании – свойствен не только монахам, он должен быть правилом жизни для всякого христианина, возжелавшего спасения.

Аскетический подвиг необходим всегда и всем – мирянам и монахам. Отсюда термин «аскет» прилагается и к подвижнику, живущему в мире, упражняющемуся в деятельной добродетели.

Православие, признавая совершенство общехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах – в монашестве и общественно-деятельной жизни. Многие последователи Христа во все времена стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. Ведь фактически аскетика – путь к святости. И многие достигали святости.

Аскетизм — психология

Но что такое святость? Святость или богоподобие есть красота души, предельное обожение, стяжание Святого Духа, полное преображение ветхого человека в нового, есть богочеловечество, поскольку богоподобный человек является полноценным членом богочеловеческого организма – Церкви.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Объясните значение слова «аскетизм».

Что означает принцип синергии в богословии?

Является ли аскетизм прерогативой только монахов?

Дайте определение аскетики.

* * *

2

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт. М. 1996)., c. II.

3

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9.

4

Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90.

5

Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7.

Примеры употребления слова аскетизм в литературе.

Что могло быть отвратительнее для тех, кто подчеркивал литературный аскетизм, сжатость языка, установку на слово и его аллитерационные возможности, на звук, а не значение и т.

Это — безблагодатный аскетизм и безблагодатная бедность, нигилистический аскетизм и нигилистическая бедность.

И если в суждении моих современников парадоксальное и беспримерное совпадение моей философии с квиетизмом и аскетизмом составляет явный камень преткновения, то я, наоборот, именно в этом вижу доказательство того, что она — единственно правильная и истинная, как этим же я объясняю и то, что ею благоразумно пренебрегают и ее замалчивают в протестантских университетах.

Концентрация, абстрактное мышление, духовное развитие относятся исключительно к области ума, тогда как аскетизм и гедонизм касаются только ощущений, эмоций, поступков.

Излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от сурового аскетизма домостроевской морали.

Действительно, внешний вид его жилища говорил о том, что законы аскетизма, которым, по словам Гилсленда, должны следовать крестоносцы, здесь не были нарушены.

Виной тому душевный аскетизм и ложное убеждение, что все приятное — дурно, все личное — эгоистично, а все яркое — вульгарно.

В дальнейшем пиетизм породил новую нетерпимость, выродился в фанатизм и экзальтированный аскетизм.

Этика Помпонацци — антропологическая и светски ориентированная — существенно отличается от христианского аскетизма.

Землячка не выносила протежирования, не искала его для себя и не оказывала другим, порядочна была до аскетизма, не позволяла себе ни малейших компромиссов с совестью.

Русский интеллигентский максимализм, революционизм, радикализм есть особого рода моралистический аскетизм в отношении к государственной, общественной и вообще исторической жизни.

Нильс Рунеберг предлагает противоположный стимул: гипертрофированный, почти безграничный аскетизм.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуинство, монастыри — как антитезу жизни, и т.

Можно назвать много явлений, идущих против эволюции: инквизиция, индульгенция, схоластицизм, аскетизм, догматизм, сектантство, религиозные войны, иезуитство, монастыри — как антитеза жизни и т.

Конечно, был некогда в моде аскетизм — похлебка из кореньев лесных, избушка под соломенной крышей, курдль в хлеву, соха да сермяга, богачи босиком, но все это синтетическое, коренья трюфельные, курдль на колесах, из нейлона солома, соха-самоходка на транзисторах, липовый это был аскетизм, и приелся он быстро.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *