Священник

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: священник

3 буквы
Поп — православный священник
4 буквы
Адам Работают спортивными тренерами, в сельском хозяйстве агрономами, ветеринарами; среди них есть программисты и конструкторы, кулинары и художники, священники и писатели
Амис Священник Амис, постоянно подтрунивающий над человеческой глупостью, является в этом смысле предтечей Тиля Уленшпигеля
Брак По российским дореволюционным законам совершать обряд венчания должен был священник того прихода, в котором числились жених и невеста
Жрец Жрец — Античный священник
Клир — 1) а) Совокупность духовных лиц — священников, епископов и тому подобное, исключая архиереев — в христианской церкви
Кюре — Католический приходской священник во Франции, Бельгии и некоторых других странах
Овод Священник донес сказанное на исповеди, и Бог не поразил его! Тогда же ненавидящие Артура родственники показывают ему письмо матери, в котором она признается своему мужу, что ждет ребенка от Монтанелли
Орех На Руси дерево появилось вместе с греческими священниками — проповедниками христианства в славянских землях
Отец Это отношение затем распространилось на служителей культа (святоотеческая религиозная литература, обращение к священнику «батюшка») и на монархов («царь-батюшка»).
Риза Риза — Облачение священника
Цвет Каждой из сфер человеческой деятельности присущи свои цвета, которые, по сути дела, характеризуют и очерчивают ту область, в которой и прикладывают свои усилия и священники, и алхимики, и многие другие
Яхве В соответствии с запретом в практике иудаизма на произнесение имени Бога всуе, имя Яхве, пишущееся по законам еврейской письменности четырьмя согласными буквами (так называемый тетраграмматон), долгое время, по преданию, произносилось вслух неслышно для окружающих раз в году (в День очищения) первосвященником (причём тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода).
Яшма В Ветхом Завете упоминается яшма — двенадцатый по счету камень, из тех, что украшали эфуд (нагрудный щит) первосвященника Иудеи
5 букв
Аарон Первый еврейский первосвященник
Аббат 2) Католический священник во Франции
Альба Её аналогами в Православной церкви являются стихарь и, у священников, подризник
Амвон Таким образом, священник и диакон, поднимаясь на амвон, символизировали ангелов
Амикт деталь литургического облачения католического священника в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах
Бонза Бонза — Буддийский священник
Гуска (Holiska, Huska) Мартин (прозвище Локвис — красноречивый) (год рождения неизвестен — умер 21 августа 1421, город Роуднице, Северная Чехия), идеолог крестьянско-плебейского крыла таборитов — так называемых пикартов, священник из Моравии
Декан 2) Старший священник, наблюдающий за группой приходов (в современной католической и англиканской церкви).
Иерей — православный священник
Йорик В романе Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) друг семьи Шенди, добродушный и практичный священник, чьи сан, образованность и интеллектуальные запросы не мешают ему получать удовольствие от сугубо плотских утех, в том числе фривольного и скандального свойства

Козёл о человеке, на которого постоянно сваливают ответственность за всё плохое
Милич В 1358—62 на службе в королевской канцелярии, в 1362 каноник, в 1363 отказался от должности, доходов, привилегий и стал священником-аскетом
Мулла Мулла — Священник с Кораном в руках
Оникс Он даже украшал эфуд (парадный нагрудный щит) первосвященника
Орарь Орарь — короткая расшитая лента, которую христианский священник — в православии дьякон — носит на левой руке
Пасха Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня
Патер — 1) Католический священник
Пилар Рассказ Пилар о том, как жители ее деревни забили насмерть местных фашистов (среди которых было немало хороших людей) и зарезали священника прямо во время молитвы, является одним из сильнейших эпизодов романа
Причт Причт — штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и так далее) при православной церкви
Рабат Был в моде во времена Людовика XIV (1638-1715), сохранился в одежде протестантских священников
Тотем Благодать, или харизму, священника определяет тотем месяца
Треба — 1) Богослужебный обряд, совершаемый священником по желанию, просьбе одного из верующих
Чулки В 1589 году английский священник Ульям Ли изобрёл первый вязальный станок для чулок
Этоль В первые века христианства этоль стала украшать литургическое облачение священников
6 букв
Адемар В поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580) архиепископ Поджио, священник-рыцарь, отправившийся с 400 воинами в крестовый поход
Адраст Адраст и священник Теофан сватаются к сестрам Генриетте и Юлиане
Алтарь Там хранятся богослужебные сосуды, облачения и ризы священников
Бурбон Чаще всего можно услышать о священнике Элайе Креге, который в 1789 году изготовил виски, используя кукурузу вместо традиционного компонента, ячменя, чтобы иметь хоть какое-то средство для обогрева и ободрения своей паствы — времена тогда были суровые, холодные и голодные, так что допинг был очень кстати
Виганд — Герой эпической поэмы Анастасия Грюна «Священник из Каленберга»
Домино Игру изобрели монахи, от которых и пошло ее название: католические священники обращались к пастве в начале каждой из частей мессы с благословлением: Dominus vobiscum — «Господь да прибудет с вами»
Дьякон (а также диакон) — Служитель культа, имеющий первую, низшую степень священства; помощник священника при совершении церковной службы (в православной церкви) Дьякон — Православный сан
Дьячок Помогал священнику во время богослужения
Кадило С кадилом изображался, как правило, библейский священник Аарон
Кольцо Кольца, соответствующие папскому сану, носят кардиналы и священники менее высокого ранга
Ксёндз — Польский католический священник
Менора Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию
Палица Ромбовидный парчовый платок, носимый на груди, часть одежды архимандритов и заслуженных священников
Пальмы На праздновании Вербного воскресенья, когда отмечается въезд Христа в Иерусалим, по аналогии с тем, что встречающие Христа подметали перед ним дорогу пальмовыми ветвями, священники раздают пальмовые листья в виде креста
Паркер В рассказе «Пляшущие человечки» (1903) так зовут священника прихода в Норфолке, где находилось имение сквайра Хилтона Кьюбитта
Пастор — священник протестантской церкви
Патлен Патлен — образец ловкого плута, который виртуозно обводит вокруг пальца различных представителей городского сословия и священников — основных персонажей средневековых комических жанров городской литературы
Пещера В пещерном святилище в долине Кедрона древнеиудейский священник Мелхиседек посвятил вернувшегося с блестящей победой Авраама
Поручи 2) Парчевые нарукавники, часть церковного облачения священников, архиереев
Прелат Прелат — Католический архиерей; Католический священник; Католическое звание; Священник из католиков; Священник-католик
Раввин Раввин — Иудейский священник
Тартюф Он — тот самый демон, который внедряется в то, что живым не является, но таковым прикидывается: в безбожные храмы, в неодухотворенную молитву, в лицедействующего священника
Туника Туника — Верхняя одежда католических священников
Фелонь — Риза священника
Фламин — В романе Жана Поля «Геспер, или 45 дней собачьей почты» (1795) друг главного героя Виктора, мнимый сын священника Эймана
Ханука После долгих поисков в Храме нашли один-единственный кувшин с чистым оливковым маслом, запечатанный печатью первосвященника
7 букв
Батюшка — 1) Священник (обычно с оттенком почтительности).
Биретта традиционный головной убор священников латинского обряда, представляющий собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине
Вечерня В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на «Господи воззвах», догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» — гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам
Викарий 2) Помощник епископа или приходского священника
Возглас 2) Заключительные слова молитв, произносимые священником с повышением и усилением голоса
Вязание В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый ручной плоский станок для вязания чулок
Гавриил В Библии Гавриил ангел, который, согласно «Святому благовествованию от Луки», сообщил священнику Захарию о рождении Иисуса
Евдоким Некоторые из них принимают сан священника
Ектения (ектенья) (греческое ektene; от ektenes — прилежный, усердный), особая молитва, читаемая диаконом или священником на каждом богослужении
Ектенья Ектенья — совокупность молитв, читаемых дьяконом или священником при каждом богослужении от имени верующих и содержащих просьбы и обращения к Богу
Захария — Древнееврейский пророк, священник
Иакинта В комедии Джона Флетчера «Испанский священник» (1622) предполагаемая жена Октавио, ранее помолвленная с ревнивым испанским дворянином доном Энрике
Исидора Лежа на смертном одре, Исидора признается священнику, что ночью к ней являлся Мельмот
Квакеры Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью
Ключарь — 1) Духовное лицо (обычно священник), заведующее церковной утварью
Колодец Также у колодца Моисей повстречал семерых дочерей священника Мидиамского Иофора, прогнал пастухов, которые не позволили им напоить овец, и сам напоил их
Лимонад Курьезный случай произошел в марте 2009 года в Норвегии – при крещении младенца священник Пааль Дале использовал вместо святой воды …газированный лимонад
Мормоны Мормоны считают, что если брак скреплен священником от имени бога и в доме бога, то семейные узы не разрываются даже могилой
Пастырь — священник как руководитель паствы
Попадья — Жена священника
Попович — 1) Сын священника
Поповна — Дочь священника
Поповцы Признает священников и церковную иерархию
Поцелуй • Поцелуй Иуды (книжное) предательский поступок под маской любви и дружбы
Ризница — в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари
Самария Около 107 разрушена хасмонейским правителем и первосвященником Гирканом I. В 63 включена в римскую провинцию Сирия
Саратан Образ Саратана присутствовал в сказках о путешествиях Синдбада, в «Песни о Роланде», в «Истории северных народов» шведского священника Олава Магнуса, в «Потерянном рае» Джона Мильтона и в различных бестиариях
Стихарь (от среднегреческого sticharion) — длинное платье с широкими рукавами, обычно парчовое, церковное облачение дьяконов и дьячков, нижнее облачение священников и архиереев
Тонзура Тонзура — Выбритое место на макушке высших священников в католицизме
Целибат Целибат — Обет безбрачия католических священников
8 букв
Альсдорф В финале пьесы Альсдорф получает место священника
Болеслав Некоторые «осенние» Болеславы становятся священниками, они унаследовали от матери высокую духовность
Виоланта Предполагаемая жена дона Энрике в пьесе Джона Флетчера и Филипа Мессинджера «Испанский священник» (около 1622).
Духовник — 1) Священник, который принимает исповедь у исповедующегося лица
Илларион Некоторые из них так и не женятся, а посвящают себя Богу и принимают сан священника
Исповедь — в христианстве таинство: раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа
Капеллан — 1) Священник при капелле
Лоренцен — Персонаж романа Теодора Фонтане «Штехлин» (1899); священник, проповедущий христианский социализм «с уклоном в бебельянство»
Мицнефет Первоначально этим термином назывался головной убор Первосвященника Иудейского, который, очевидно, представлял собой тюрбан (поскольку дословный перевод «мицнефет» — «обёртка», «обёрнутая»).
Покаяние 3) Признание в своих грехах перед священником; исповедь
Помпилия С помощью любовника, священника Капонсакки, сбегает от мужа, графа Гвидо Франческино
Радоница Для совершения чина литии при поминовении усопших приглашают священника
Саддукеи , религиозно-политическое течение в Иудее во 2 веке до нашей эры — 1 веке нашей эры, опиравшееся на жреческую, землевладельческую и военную знать, высшее чиновничество и богатое купечество

Таинство 4) исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа
Хасмонеи После гибели Иуды Маккавея (161) Иудея при Йонатане (первосвященник со 152) добилась значительных налоговых облегчений, а при Симоне (первосвященник в 142—134) — политической независимости (142).
9 букв
Агиофобия (гиерофобия, иерофобия, гадиофобия) — боязнь священных предметов, святынь, священников
Арианство Возникло в Поздней Римской империи, получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария (греческое Areios, умер в 336).
Вальденсы Утверждение вальденсов, что всякий достойный человек может быть священником, влекло за собой сведение на нет роли всего католического духовенства, в том числе римского папы
Желивский Священник
Зебальдус Деревенский пастор Зебальдус занимает достойное место в ряду тех почтенных, хотя и чудаковатых священников литературы сентиментализма, из которых наибольшей известностью пользуется Примроуз из романа О. Голдсмита «Векфилдский священник» (1766).
Иезекииль Иезекииль — Библейский персонаж, иудейский священник и пророк
Иеромонах — Монах в сане священника
Камилавка Головной убор, высокий, расширяющийся кверху цилиндр без полей, фиолетового цвета; почетная награда священников
Карбункул Священник Барко Сентенера утверждал, что смог наблюдать чудище в Парагвае
Квазимодо Там его уже готовы были бросить в костер как нечестивца, но молодой священник Клод Фролло вступился за несчастного ребенка, усыновил его и дал ему имя — Квазимодо (у католиков так называется первое воскресенье после пасхи, а именно в этот день мальчик был обнаружен).
Нетовщина Отказалось от священников и таинств; надежды на «спасение» связывало с Христом (Спасом).
Поповщина — 1) Одно из направлений в старообрядчестве, признающее священников и церковные обряды (противоположное беспоповщина).
Пресвитер — 1) Священник православной и католической церкви
Проповедь Проповедь — Нравоучительная речь священника
Псаломщик Псаломщик — православный церковнослужитель, помогающий священнику во время богослужения
Рыцарство Посвящение в рыцари оформлялось особой процедурой, которая в своём сложившемся виде включала: торжественное опоясывание мечом, надевание шпор, символический удар рукой или плоской стороной меча по плечу (выполнялось старшим сеньором в присутствии его вассалов); демонстрацию воинской выучки вновь посвящаемого, а также его клятву перед священником соблюдать требования рыцарской чести
Священник — 1) Служитель культа православной церкви, по сану средний между дьяконом и епископом; иерей
Служебник Обязательным элементом Служебника становится «Устав како достоит священнику с диаконом служити»
Теократия Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и тому подобное (фараон, царь, император, халиф).
10 букв
Беспоповцы Отвергают священников и ряд таинств
Гадиофобия (агиофобия, гиерофобия, иерофобия) — боязнь священных предметов, святынь, священников
Гиерофобия (агиофобия, иерофобия, гадиофобия) — боязнь священных предметов, святынь, священников
Епитрахиль (от греческого epitrachelion) — часть облачения священника, расшитый узорами передник, надеваемый на шею и носимый под ризой
Исповедник 2) Священник, исповедующий приходящих к нему на исповедь
Мелхиседек В Библии — царь Салимский, священник Всевышнего
Настоятель 2) Старший священник церкви у православных
Понтификат Один из титулов папы — понтифекс (понтифик; pontifex — первосвященник).
Преподобие — 1) Титулование священника (в соединении с местоимениями его, ваше, их) 2) Святость, праведность
Протоиерей (от прото и иерей) (протопресвитер, протопоп), старший православный священник
Священство 3) Священники
Тагенбранд В трагедии Адама Готлоба Эленшлегера «Ярл Хакон» (1805) христианский священник и личный духовник короля Олафа Трюггвассона, призывавший последнего подвергнуть насильственному крещению Норвегию и другие Скандинавские страны
11 букв
Демонология После смерти первосвященника его могила покрылась влагой, что было интерпретировано как слезы суккуба
Набедренник — Часть церковного облачения священников в виде парчового прямоугольника, носимого сбоку ниже пояса
Пророчество Так как бог может обозначить свою волю во время богослужения, пророка часто отождествляют со священником, шаманом, предсказателем — кудесником или мистиком
12 букв
Беспоповщина — Одно из основных направлений старообрядчества, не признающее церкви, священников и некоторых таинств
Богомильство Богомильство отвергало господствующую восточно-христианскую церковь, иерархию, храмы, таинства и обряды, совершаемые священниками (заменив их более простыми молитвами, совместными ритуальными трапезами).
Старообрядцы Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов
14 букв
Первосвященник — 1) Верховный жрец у некоторых древних народов
Протопресвитер — Главный священник в больших православных или католических соборах
Священнический — 1) Свойственный священнику, характерный для него
16 букв
Пресвитерианство Пресвитерианство — Протестантское вероучение в Великобритании, США и некоторых других странах, требовавшее независимой от государства «дешевой» церкви, отвергавшее епископат и признававшее только сан священника (пресвитера).
17 букв
Священнослужитель Подразделяются на три иерархические степени (по восходящей): диаконы; священники (пресвитеры); епископы (архиереи).
19 букв
Первосвященнический — 1) Свойственный первосвященнику, характерный для него
Похожие запросы: священник • 7 букв • 4 буквы • 9 букв • 3 буквы • 10 букв • 16 букв • 5 букв • 6 букв • 8 букв • 12 букв • 11 букв • 17 букв • 14 букв • 19 букв
Смотрите также: • Мучное блюдо 12 букв • Гелиофобия • Гималаи • Феодальный 7 букв • Кустарничек 9 букв • Кукуруза 4 буквы • Контрагент • Механизм • Ценная бумага 8 букв • Демосфен • Гиг______ 9 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

АРИЯ (итал. aria, англ. и франц. air) — жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопр. оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценич. действием, А. как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом А. обладает более сложным, многочастным строением. Термин «А.» встречается в западноевроп. музыке уже в 15 в. Во Франции с 16 в. А. наз. обычную строфич. песню, с нач. 17 в. — инстр. пьесы танцевального или песенного характера (air francaise). К этому времени во франц. музыке получают распространение А. для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вок. А. Появляются разновидности сольной вок. A.: придворная ария (air de cour), серьёзная ария (air serieux), духовная ария (air spirituelle) и т.п. Близкие по жанру вок. пьесы, но в многогол. изложении, входят в сб. английский композиторов Т. Морли («Canzonets or little short airs to five and six voices», 1597), Дж. Дауленда («The first book of songes or ayres…», 1600). Нек-рые французский композиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму A., включая в неё дополнит. куплеты с вариациями (т. н. дубли). В качестве инстр. номера французский композиторы вводят А. в балеты, балетные интермедии. Танц. пьесы под назв. А. встречаются в балетной музыке австрийский композитора И. Г. Шмельцера. Нем. композиторы (не без франц. влияния) в сер. 17 в. включают инстр. А. как самостоятельную часть в орк. сюиты: впоследствии такие А. создавали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (напр., знаменитая флейтовая А. из орк. сюиты D-dur). Иное направление в развитии A., ведущее к совр. её формам, связано с эволюцией итал. камерной вок. и оперной музыки 17-18 вв. Зачатки этого типа А. содержатся в мадригалах Дж. Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601-1602) и в первых операх флорентинских музыкантов (Я. Пери и др.). В этот период становления А. (1600-50) возникают её разл. виды — от одногол. мелодии (средней между речитативом и кантиленой), порой приближающейся к более позднему ариозо или некоему подобию канцонетты с неск. контрастирующими разделами, до A., осн. на basso ostinato. Такие А. встречаются у Я. Пери («Le varie musiche а 1, 2 e 3 voci», 1609), А. Гранди («Cantate ed arie a voce Solo», 1620), С. Ланди («Arie a una voce», 1620) и др. Последующий этап развития А. (1650-1750) связан в первую очередь с итал. оперным искусством. В итал. опере вырабатываются виды и формы А. как лирич. кульминации оперы, кристаллизуются функции А. как муз. центра оперного произв., тогда как в речитативе обычно концентрируется драматич. действие. Второстепенным персонажам поручаются более простые А. песенно-танц. склада, ведущим — более сложные и развитые, содержащие повторы текста и включающие речитативы и колоратуры. Складывается типич. форма большой трёхчастной А. — т. н. А. да капо (aria da capo), в которой 3-я часть является повторением 1-й (aba). Ранние образцы А. да капо встречаются у К. Монтеверди. В его опере «Коронация Поппеи» (1642) А. — драматич. сцена, муз. характер которой целиком подчиняется содержанию текста. Дальнейшее развитие итал. А. да капо связано с творчеством Л. Росси, Ф. Кавалли, М. Чести. В неаполитанской оперной школе, в которой сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития искусство сольного пения (см. Бельканто), А. да капо принимает иной характер. У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободная реприза которой дала певцам широкие возможности импровизации, показа блестящего вок. мастерства. Появляются и А. с участием обязательных («облигатных») концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако круг эмоций, находящих отражение в A., остаётся ограниченным. Обычно она воплощает один типический образ, выражает одно настроение. Различаются: характерная A. (aria di caratterе — энергичная, патетическая), певучая A. (aria cantabile — элегическая, с украшениями), бравурная А. (aria di bravura — виртуозная, колоратурная) и др. Оттеснение на второй план муз.-драматич. содержания оперы-сериа вокальной виртуозностью приводит к схематизации A., что свидетельствует о кризисе этого оперного жанра. Франц. оперной А. того же периода присущи простота структуры, песенность. Итал. A., проникшая во Францию, в отличие от французской называлась ариеттой. В нем. музыке были распространены франц. и итал. типы А. (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовались популярностью простые, песенного характера строфич. арии, обычно с ритурнелем. Тип итал. А. с участием концертирующих инструментов получил высокохудожеств. претворение в кантатном и ораториальном творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итал. А. да капо оказала влияние и на развитие инстр. музыки: её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формирования инстр. тематизма, а 3-частность подготовила соответствующее построение первых частей (Allegro) ранних симф. циклов (симфонии Й. Гайдна). Важнейшим рубежом в развитии А. явилась оперная реформа К. В. Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния (аффекты), А. превращается в органич. элемент муз.-драматич. действия, передаёт всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации. У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержанием и органически связываются с действием. Появляются новые виды А. (напр., концертная А. с инстр. сопровождением, представленная в творчестве композиторов венской классической школы). Типы оперных А. были обогащены каватиной (в итал. опере-буффа, сыгравшей значит. роль в развитии формы A.), А.-рондо, позднее, динамичной А.-стретто. На основе органического сочетания свободной разработки, речитатива и сильно изменённой репризы А. да капо складывается более сложная форма «вокальной сцены» («сцена и ария», «речитатив и сцена», «сцена и каватина» и т.п.). Типич. вокальные сцены встречаются в операх композиторов 1-й пол. 19 в. — К. М. Вебера, Дж. Мейербера, Дж. Верди (в среднем периоде его творчества), использующих в драм. целях последовательное соединение контрастирующих речитативных и песенных форм (баллады, романса, каватины). Ограничивается применение колоратур (за исключением произв. некоторых итальянский композиторов — В. Беллини, Г. Доницетти), вок. мелодия более органично следует за эмоциональными нюансами текста, в котором начинает преобладать нестрофич. форма изложения. В зрелых операх Р. Вагнера и поздних операх Дж. Верди деление на А. и речитатив отсутствует; ясно оформленные А. встречаются лишь изредка и тесно связаны с действием, ситуацией. Во 2-й пол. 19 в. А. получает новое развитие в жанре франц. лирич. оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце 19 — нач. 20 вв. — в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж. Пуччини. На формировании самобытных черт рус. А. сказались особенности становления рус. нац. оперы, к-рая складывалась в 18 в. в основном как бытовая комич. опера из нар. жизни. Широкое использование композиторами нар. крестьянской и гор. песни, а также бытового романса как средств жанровой характеристики муз.-сценич. образов оказало влияние на интонац. строй A., отчасти и на её структуру. Вместе с тем в ранних рус. А. заметно и плодотворное воздействие сложившихся художеств. традиций зарубежного оперного искусства. Первые художеств.-весомые образцы русской А. представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича («Несчастье от кареты», пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (напр., героич. ария Боеслаевича из оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич», пост. 1786; лирич. ария Соретты и арии Фолета из комич. оперы «Американцы», пост. 1800). Дальнейшая эволюция А. связана с процессом интонац. обновления муз. языка в рус. опере 1-й трети 19 в. Так, в A., написанных С. И. Давыдовым к «Русалке» Ф. Кауэра (1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы (А.-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённой оперы, использующей интонации рус. протяжной песни, намечены линии развития, ведущие к ариям Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки) и Княгини («Русалка» Даргомыжского). Романтич. тенденции характерны для некоторых А. в операх К. А. Кавоса. На А. сказалось также влияние водевиля, нар.-бытовой интермедии и дивертисмента. А. применяется в оратории («Минин и Пожарский» С. А. Дегтярёва, 1811), в театр. музыке (напр., «Эсфирь» О. А. Козловского, 1816). Этот историч. период развития А. завершается в творчестве А. Н. Верстовского, создавшего в своих операх замечательные образцы мелодически- характерной и эмоционально-насыщенной романтич. А. («Аскольдова могила», 1835). Расцвет А. в рус. оперной музыке связан с оперным творчеством М. И. Глинки. А. занимает важнейшее место в произв. Глинки и др. русский композиторов-классиков, придававших большое значение мелодич. обобщению, вок. мелодике. Нередко эти композиторы используют традиц. 2- и 3-частную форму A., однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием. Мелодика А. рус. классич. опер глубоко национальна, опирается на интонац. богатства рус. нар. песни. Рус. оперные А. отличаются особенно тесной связью с действием; порой они представляют собой обобщение интонаций предшеств. речитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линии муз. развития; это позволяет говорить о вок. симфонизме рус. классич. опер. У Глинки мелодика А. отличается особой пластичностью, широкой распевностью (напр., ария Ивана Сусанина «Ты придёшь, моя заря»), у А. С. Даргомыжского в А. песенность, напевность обогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонации гор. бытовой песни (первая ария Мельника из «Русалки»), у П. И. Чайковского темы А. драматичны и импульсивны. Развитие внутри А. в произв. М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариац. «перекраской» муз. мысли (баллада Финна из оперы «Руслан и Людмила»), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает из начального мотива-зерна (напр., ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»). Наряду с рус. классич. А. своеобразные формы А. возникли в творчестве представителей нац. муз. культур дореволюц. России (Н. В. Лысенко и др.). Характерная для русский композиторов-классиков трактовка А. находит продолжение и развитие в лучших операх советских композиторов (у С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Сов. композиторы используют и специфич. виды А. (А.-рассказ, А.-монолог, А. — монологич. сцена). Широко применяли А. композиторы, участвовавшие в становлении советской нац. оперы (З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Р. М. Глиэр, М. Заринь и др.). А. постоянно встречается также и в сочинениях ораториально-кантатного жанра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

Арианство считало Сына Божьего, Христа, не равным Отцу. Арий и его последователи считали, что Сын рожден Отцом, но а) не существовал до рождения (то есть не вечен); б) не безначален; в) не равен Отцу и г) не единосущен Отцу, т.е. имеет иную сущность (природу) и, следовательно, не вполне является Богом. Практически это вело к тому, что ариане считали Сына сотворенным. После поражения ариан на Никейском соборе 325 г. в арианстве начали развиваться различные толки, отличающиеся некоторыми деталями. Однако все они держались общего взгляда, несогласного с представлением христиан о Троичном Боге и Воплощении Сына Божьего. Так или иначе, эти течения можно отнести к разряду антипарадоксалистских: они не принимали парадоксального описания Бога, главным образом того, что Бог един в Троице и Христос есть полностью Бог и полностью человек.

Христиане в полемике с арианами опираются на такие слова Св. Писания, как «Я и Отец одно» (Ин 17:21) и «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин 10:30), а также » обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9) и целый ряд других. Кроме того, Никейский и последующие соборы исходили из так называемого сотериологического критерия: для того, чтобы спасение людей было подлинным, необходимо, чтобы Сам Бог в полноте стал человеком и разделил с нами и нашу природу, и нашу участь, чтобы мы получили возможность разделить с Ним Его жизнь.

Арианство

В эту эпоху окончательного торжества христианства над язычеством в самом христианстве происходили внутренние распри, вызывавшиеся неодинаковым пониманием догматов веры. Еще в первые века в церкви появились ереси, то есть уклонения от принятых ею учений или правильного понимания истин религии (православия). В IV в. особенно важное значение получило арианство — ересь Ария, александрийского священника, бывшего современником Константина Великого. Арий отрицал единосущие Сына Божия с Богом Отцом и утверждал, что Сын Божий есть только первое и совершеннейшее творение Божие, но не Бог. Его толкование нашло многочисленных последователей, и раздоры между православными и арианами волновали церковь очень долгое время. Хотя ересь Ария и была осуждена на первом вселенском соборе, собранном императором Константином в Никее в 325 г. и составившем Символ веры, но во второй половине IV в. за арианство стояли сами императоры (Констанций и Валент), которые даже стремились доставить ему торжество в империи. Это породило новые смуты в церкви. С другой стороны, обращение германцев в христианство началось с принятия ими арианства. Вестготы, у которых уже в первой половине IV в. был свой епископ (Ульфила), исповедовали арианство; арианами же были и лангобарды. И те, и другие оставались арианами и после занятия ими Галлии, Испании и Италии.

Вселенские соборы

В IV – VI вв. возникали в церкви и другие ереси, что заставляло императоров созывать новые вселенские соборы. Эти ереси появлялись и распространялись главным образом в греческой половине империи, где была большая наклонность к постановке и разрешению отвлеченных вопросов веры. Но в Восточной же империи шла и более деятельная разработка православного учения. Здесь собирались и вселенские соборы. Второй собор был созван Феодосием Великим в Константинополе (381) по поводу учения Македония, отрицавшего божественную природу Св. Духа. Третий собор был в Эфесе (431) при Феодосии II; он осудил ересь Нестория (несторианство), называвшего Иисуса Христа не Богочеловеком, а Богоносцем, а Св. Деву – Христородицею, а не Богородицею. Опровергая это учение, один константинопольский архимандрит, Евтихий, стал утверждать, что в Иисусе Христе нужно признавать лишь одно божеское естество, а не два (божеское и человеческое). Эта ересь получила название монофизитства и очень сильно распространилась. Её защитники даже склонили на свою сторону императора Феодосия II, но новый император (Маркиан) созвал против неё четвертый вселенский собор в Халкедоне (451). Споры и раздоры, вызванные появлением несторианства и монофизитства, продолжались еще и в начале VI в., что заставило Юстиниана Великого созвать в Константинополе пятый вселенский собор (553). Однако, и этому собору не удалось восстановить мир в церкви. В первой половине VII в. некоторые епископы посоветовали императору Ираклию склонить православных и монофизитов к примирению на среднем учении, по которому в Иисусе Христе следовало бы признавать два естества, но одну волю. Но это учение, получившее название ереси монофелитов, не только не привело к примирению, но внесло в церковь новые смуты. В 680-681 г. поэтому в Константинополе был созван шестой собор, который и осудил монофелитскую ересь.

Арианство – ересь, взволновавшая весь христианский мир в IV веке, касалась вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу. Получила свое название эта ересь от Ария, виновника арианских споров, осужденного на первом вселенском соборе. Всех арианствующих можно разделить на две главные группы: аномиев, от ἀνόμοιος – неподобный, признававших Сына Божия во всем неподобным Богу Отцу, и омиев, от ὄμοιος – подобный, признававших Сына Божия подобным Богу Отцу, но не по существу. Сам Арий в сочинении «Фалия» с аномийскими положениями учил так: Было время, когда существовал один только Бог Отец нерожденный, первопричина сущего, и ничто, из которого произошло все. Восхотев создать мир и зная, что мир, бесконечно удаленный от Бога, не может вынести непосредственного действия Его творческой силы, Бог Отец творит из несущего посредствующее существо между ним и миром – Сына Божия, дабы чрез него создать мир. Как сотворенный из несущего, Сын неподобен своему Отцу во всем и так же изменяем по природе, как и все творения. Последующие представители аномийства – Аэтий, Евномий и Кандид основывали свое учение на противоположности нерожденного и рожденного. По их мнению, понятие производности с соответствующим ему именем «рожденный» выражает самое существо происшедшего, равно как и понятие «нерожденный» обозначает самое существо непроизшедшего. Отсюда они делали вывод о полном иносущии Бога Отца и Сына. Группа аномиев была незначительна по числу последователей. Самою многочисленною была группа омиев, во главе коих стоял Евсевий кесарийский. Учение последнего, широко раскрытое в его многочисленных сочинениях, равно отличается и от православного учения и от учения аномиев. Выходили омии из одного положения с Арием, что Бог Отец не может вступить в непосредственное отношение к миру и, дабы создать последний, производит по своей воле непостижимым для нас образом единородного Сына. Главенства между сущностью, творческой силы коей мир не мог выносить, и сущностью, создавшей мир, омии не признавали ни по существу, ни по чести, ни по божеству, ни по славе. Тем не менее они не ставили Сына Божия и в разряд прочих творений, как их творца. При самом своем происхождении от Бога Отца, таинственном для нас, Сын Божий получил-божественную природу. Посему омии называли Сына Божия единородным Богом, рожденным Богом, Богом всей твари. Св. Василий Великий и блаж. Августин называли их проповедующими многобожие. С аномийскими выводами омии не соглашались. Отрицали они, что Сын Божий произошел из существа Отца, не признавали совечного Богу Отцу материала и, в то же время, отрицали, что Сын Божий произошел из несущего. По-видимому, между существом Бога Отца и тем «ничто», из которого произошло все, они признавали, подобно Оригену, среднее – силу или волю самого Отца, как нечто сущее и реальное. Признавая, что Сын Божий после Отца и несовечен ему, омии тем не менее отрицали положения Ария – «было, когда не было Сына» и «не был (Сын) до рождения», так как Сын Божий и до рождения был во Отце в возможности. – Известна еще группа омиусиан, от ὁμοιούσιος – подобосущный, не признававших православного выражения о Сыне Божием «единосущный»; но эту группу отделяло от православных только недоразумение, так как выражению «подобосущный», по засвидетельствованию свв. Афанасия Великого, Василия Великого и Илария пиктавийского, они придавали тот же смысл, какой православные соединяли с словом «единосущный».

Арианские споры начались не ранее 315 года. Виновником этих споров был Арий (см. это слово), давший свое имя движению, которое стремилось поколебать самые основы православного учения. Он был ливиец родом, ученик Лукиана антиохийского. Заявил Арий о своих убеждениях на одном из собраний пресвитеров александрийских, в числе коих он сам состоял. Александр александрийский признал его мысли неправославными и отлучил его от церковного общения. С этого времени началось быстрое распространение арианства. Сторону Ария приняли некоторые епископы. Из них известны ливийцы – Сеона мармарикский и Секунд птолемандский. С целию пресечь зло епископ Александр в 320 или 321 году созвал собор из подведомых ему епископов и Арий подвергся соборному отлучению от церкви. Тогда он обратился за содействием к примирению с Александром к лукианистам, во главе коих стоял Евсевий никомидийский и по совету последнего написал примирительное письмо к епископу Александру, в котором излагал омийские воззрения. Письмо это Омии признавали вполне согласным с их убеждениями. Александр отверг попытку к примирению. Тогда Арий изложил свои действительные аномийские убеждения в сочинении «Салия» и начал распространять их между простолюдинами, расположение коих он. умел привлекать к себе. Смута церковная далеко разошлась, когда на нее обратил внимание император Константин. По совету епископов, из которых Евсевий кесарийский пользовался особым влиянием на императора, последний предложил Александру и Арию примириться. С письмом императора отправился в Александрию Осий кордубский. На месте он убедился, что мир не возможен и необходимо принять решительные меры к прекращению зла. Когда Осий разъяснил это императору, решено было созвать вселенский собор, который и состоялся в Никее в 325 году. Главными защитниками православного учения на этом соборе были Александр александрийский, Евстафий антиохийский, Осий кордубский и св. Афанасий Великий, имевший тогда сан диакона. Во главе защитников Ария были Евсевий никомидийский, Сеогний никейский, Феона мармарикский и Секунд птолемаидский. Арианствующих, примыкавщих к этой группе, было немного и полного единства убеждений между ними несомненно не было. Самою многочисленною была группа омиев во главе с Евсевием кесарийским. Евсевий выходил из того положения, что тайна происхождения Сына Божия от Бога Отца непостижима для людей и поэтому не придавал важного значения возникшему спору и думал примирить православных и аномиев таким символом веры, который, по неопределенности выражений о лице Сына Божия, мог быть принят теми и другими. Неопределенность, недосказанность мысли всегда отличала и потом омийское учение. – Первым на соборе предложил символ с положениями крайней арианской группы Евсевий никомидийский. В нем Сын Божий прямо назван был творением. Подобное выражение о лице Сына Божия было оскорбительно для религиозного сознания православных. С ним не соглашались и омии. Поэтому символ этот тотчас же был отвергнут и даже разорван. После того выступил Евсевий кесарийский с символом кесарийской церкви. В нем о лице Сына Божия говорилось следующее: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, света от света, жизнь от жизни, Сына единородного, перворожденного всея твари, прежде всех век от Отца рожденного, чрез которого и произошло все». Составленный в таких неопределенных выражениях символ могли искренно подписать и православные, и аномии, не поступаясь своими убеждениями. Император остался доволен этим символом, но сказал, что в нем следует добавить слово «единосущный» (ὁμοούσιος). Разумеется, к внесению этого слова в символ расположили императора православные епископы. Сделаны были затем и другие изменения в символе кесарийской церкви, но главное значение имело одно это слово. Оно сразу изменило неопределенный символ в строго православный. Слово единосущный указывает не только на единство существа Отца и Сына, но и на одинаковость, так что в одном слове заключается указание и на единство Божие и на различие лиц Сына Божия и Бога Отца, ибо единосущны могут быть только два лица. Не сказано: равносущен, так как это могло повести к признанию двух богов, или тождесущен, что могло повести к полному слитию божеских лиц, а именно единосущен, т. е. не слит по существу, но и не разделен. К православному символу добавлены были анафематизмы на отдельные аномийские положения: «Говорящих же, что было, когда (Сына) не было, что Он не существовал до рождения, что Он произошел из несущих или из иной ипостаси или существа, или что Он сотворен или преложим или изменяем, предает анафеме кафолическая церковь». Сам Арий и из его защитников Феона и Секунд не подписали ни символа, ни анафематизмов. Евсевий никомидийский и Феогний подписали символ, но не подписали анафематизмов. Все они были отправлены в ссылку. Омии во главе с Евсевием кесарийским подписали символ неискренно. В послании к кесарийской пастве Евсевий разъяснял, что своею подписью он не изменил своим прежним убеждениям и толковал слово единосущный в смысле подобный. Разумеется, потом Евсевий ясно сознал невозможность истолковать это слово в благоприятном для своих единомышленников смысле и вскоре после никейского собора обнаружил вражду и к православному символу и к его защитникам. Эта вражда, но не единство убеждений, соединила на некоторое время и аномиев и омиев. Прежде всего им удалось добиться низложения и ссылки Евстафия антиохийского (около 330 года), затем все усилия соединенная группа направила против св. Афанасия, преемника Александра александрийского. Вместе, с Евсевиези кесарийским, Евсевием никомидийским и другими деятельное участие в борьбе с св. Афанасием принимали вожди омиев на латинском западе – Урсакий сингидонский и Валент мурсийский. Они участвовали и в принятии Ария в церковное общение на соборе в Иерусалиме в сентябре 335 года. Арианствующие не стеснялись в средствах для достижения своей цели и смелою ложью и клеветою не раз добивались ссылки св. Афанасия, не смотря на защиту его со стороны западных епископов. В течение своего 40-летнего епископства в Александрии св. Афанасий пробыл на кафедре 22 года 5 месяцев и 10 дней, а остальное время – 17 лет 6 месяцев и 19 дней в изгнаниях.

С антиохийского собора 341 года арианствующие занялись составлением вероизложений для замены православного символа веры. На этом соборе предложено было 4 вероизложения. Из них второе, так называемый символ мученика Лукиана, решительно выражает убеждения омиусиан. Вожди омиев примкнули к 4-му вероизложению, довольно неопределенному, которое и было принято. Содержание его было подробно раскрыто на антиохийском соборе 344 года, где было издано «многострочное изложение веры» с анафематизмами на аномийские положения. Это изложение омии чрез своих послов предложили собору западных епископов в Медиолане в 345 году. Следующий собор арианствующих состоялся зимой 351 года в Сирмии. На нем было подтверждено 4 антиохийское вероизложение и анафематизмы, сходные по содержанию с многострочным изложением веры. На сирмийскую кафедру назначен был омийский епискои Герминий. После того, как Констанций, защитник арианствующих, соединил под своею властию в 353 году восточную и западную половины империи, омии задумали побудить православный запад к принятию арианского исповедания веры. С этою целию они добились сначала ссылки главных защитников православия на латинском западе – Павлина трирского, Люцифера каральского, Евсевия верчелльского, Дионисия медиоланского, Либерия римского, Осия кордубского и св. Илария пиктавийского, затем занялись составлением арианского исповедания веры. Исповедание это составлено было в Спрмии, в присутствии императора Констанция, Урсакием, Валентом и другими в августе 357 года и известно под именем второго сирмийского. В нем запрещалось употреблять в применении к Богу слова – существо, единосущный и подобосущный. Составители исповедания ясно отделяли себя и от православных – отрицанием слова единосущный, и от омиусиан – отрицанием слова подобосущный, и от аномиев – отрицанием слова существо, что делало невозможным аномийское учение. Исповедание это в виде государственного указа послано было для подписи восточным и западным епископам. Последние на соборах в Испании и Галлии осудили его. На востоке защитником оказался Евдоксий, занявший в мае 357 года по смерти Леонтия антиохийскую кафедру. На соборе в Антиохии он отверг слова единосущный и подобосущный. Это возбудило сильное движение в среде омиусиан во главе с Василием анкирским, от которого они получили наимено вание василиан. Их нельзя назвать арианами. Это были православные и только неведение отделяло их от защитников никейского символа. На соборе в Анкире василиане изложили в соборном послании учение о полном равенстве по существу Бога Отца и Бога Сына. «Всякий Отец, писали они, мыслится отцом подобной ему сущности». От собора с посланием отправлены были послы в Сирмий к Констанцию, вь чнсле коих был и Василий анкирский. В Сирмии находились в это время омии – Урсакий, Валент, Герминии и 4 африканских епископа. Из них и омиусиан составился третий сирмийский собор. Известный силою своего слова Василий сумел склонить на свою сторону Констанция и последний заставил омиев подписать отвернгутое ими слово подобосущный. Победа оказалась на стороне василиан. До 70 омийских и аномийских епископов подверглись ссылке. Сосланы были между другими Евдоксий и аномии Аэтий и Евномий.

Омии не признали себя побежденными и стали действовать в пользу отмены решений 3-го сирмийского собора. Под их влиянием Констанций, непонимавший существенного отличия между учением омиусиан и омиев, задумал примирить обе группы таким вероизложением, которое могли бы принять те и другие, и затем утвердить это вероизложениф на вселенском соборе. Омии знали, конечно, что большинство западных епископов оставалось верным никейскому символу, большинство же восточных не признавало этого символа только но неведению его смысла. При составлении вселенского собора из восточных и западных на соборных заседаниях легко выяснилось бы полное единство убеждений тех и других и победа омиев была бы сомнительное. Тогда омии пришли к счастливой для них мысли составить два собора из восточных и западных епископов отдельно. Восточные собрались в Селевкии, западные – в Аримине. Для составления символа, имеющего быть утвержденным на соборах, в Сирмии в присутствии Констанция собрались омии – Урсакий, Валент и Герминий, омиусиане – Василий, Георгий лаодикийский и Панкратий пелусийский и неопределенных убеждений Марк арефузский. После долгих споров Марк составил вероизложение, известное под названием «Датированной веры», так как в ней было точно обозначено время ее составления, 22 мая 359 года. Одно из положений этой веры – «Сын подобен Отцу во всем» направлено было в пользу омиусиан, другое – запрещение употреблять слово «существо» – в пользу омиев, но ни те, ни другие не были довольны верой и при подписи омий Валент опустил слово «во всем» и только по приказанию Констанция дополнил опущенное, а Василий сделал приписку: «Признаю Сына подобным Отцу во всем, т. е. не только по воле, но и по ипостаси, и по существованию, и по бытию». – С датированною верою омии отправились в Аримин, где собралось около 400 епископов, в том числе до 80 арианствующих. Православные решительно отвергли новую веру, утвердили никейский символ и отлучили вождей омиев от церковного общения. С этим сообщением они отправили послов к императору. Арианствующие отправили своих послов. Констанций принял последних, а послов с законным решением большинства отправил в Адрианополь ожидать его возвращения с похода на персов. Под влиянием Урсакия и Валента и томительного ожидания ариминские послы 10 ноября подписали в Нике во Фракии исправленную веру, в коей было исключено слово «во всем», время составления и добавлено запрещение употреблять слово ипостась в применении к Св. Троице. Отцы ариминского собора сначала отлучили своих послов от церковного общения, но потом под влиянием продолжительной жизни в одном городе (седьмой месяц) и соединенных с этим жизненных неудобств подписали исправленную датированную веру, с добавлением анафематизмов на аномийския положения, которых не признавали и омии. – На соборе восточных в Селевкии случилось то же, что и на ариминском соборе. Большинство составляли омиусиане, меньшинство – омии во главе с Акакием кесарийским, учеником и преемником Евсевия кесарийского. Акакиане отвергли выражения – «единосущный» и «подобосущный», а «неподобный» предали анафеме. Василиане остались верными символу мученика Лукиана и отлучили главных акакиан от церковного общения. Здесь же василиане приняли в церковное общение знаменитого защитника православия на западе св. Илария, разъяснившего им истинный смысл православного учения. Победа и здесь, как в Аримине, оказалась на стороне меньшинства. Послы василиан в ночь на 1 января 360 года принуждены были подписать исправленную датированную веру. В январе омии собрались в Константинополь, в числе их был и Ульфила готский, подтвердили определения аримино-селевкийского собора и отлучили от церковного общения и омиусиан, и аномиев. Омии торжествовали: их вероизложение подписано было большинеством востомных и западных епископов и чрез Ульфилу передали германским народам, сохранившим его и в то время, когда омийство прекратило свое существование в греко-римском мире. В действительности однако победа эта равнялась самому полному поражению омиев, так как и в Аримине и в Селевкии обнаружилось, что защитников омийского учения – немного. Доставивший Омиям внешнее торжество император Констанций 3 ноября 361 года умер. Новый император Юлиан указом 8 февраля 362 года возвратил всех сосланных при Констанцие епископов на свои кафедры. Возвратились и защитники никейского символа веры. С этого времени начинается восстановлевие церковвого мира на востоке и западе. На соборе в Александрии в 362 году разрешен был вопрос о принятии в церковное общение желающих оставить ересь, от них требовалось только исповедание никейского снмвола й анафематствование арианства. В этом смысле решено было и на западе принимать павших в церковное общение. – На востоке василиане разбились на две группы. Одни из них на соборе в Антиохии в 363 году примкнули к никейскому символу, другие на соборе в Лампсаке в 364 году подтвердили символ мученика Лукиана. Объединение василиан под знаменем никейского символа и восстановление церковного общения с западом составило главную задачу деятельности св. Василия Великого. Подготовленное св. Василием общение с западом восстановлено было на антиохийском соборе 379 года после его смерти, последовавшей 1 января того же года. При св. Василие Великом вполне точно установлено догматическое значение слова «ипостась». В обычном словоупотреблении оно совпадало по значению с словом «существо» и подавало повод ко многим недоразумениям. Св. Василий разъяснил, что ипостась относится к существу, как частное к общему – в Боге одно существо, но три ипостаси, т. е. три лица. – Между тем как на востоке омийство постепенно исчезало, столичная константинопольская кафедра находилась еще в руках омиев. Кафедру эту после Евдоксия с 370 года занимал Димофил. Оставил он константинопольскую кафедру только по прибытии в столицу в конце 380 года императора Феодосия. Последний предложил ему выбор между признанием никейского символа и оставлением города. Димофил избрал последнее и стал делать омийские собрания за городом. На константинопольскую кафедру назначен был св. Григорий Богослов. В следующем 381 году законом 10 января Феодосий запретил боголужебные собрания омиев. В том же году второй вселенский собор подтвердил никейский символ веры и отлучил омиев от церковного общения. После собора законами 19 и 30 июля было приказано омиям передать церкви православным. Законы эти произвели волнения в различных частях государства. Тогда Феодосий созвал представителей арианствующих групп в Константинополь в июне 383 года. Ему поданы были исповедания веры, составленные от православных Нектарием константинопольским, от василиан – Елевсием, от омиев – Димофилом и от аномиев – Евномием. Феодосий утвердил православное исповедание веры и издал закон, воспрещающий богослужебные собрания еретиков и распространение их учения. – На западе главными деятелями по восстановлению церковного мира после 362 года были Евсевий верчелльский, св. Иларий и Либерий римский. Во многих городах составлялись соборы и велась деятельная переписка между различными провинциями. Свободному восстановлению церковного мира много способствовало то, что при императорах этого времени – Юлиане, Иовиане и Валентиниане I догматическая и каноническая жизнь церкви оставалась неприкосновенною. Значительные по количеству епископов соборы против омиев были в Риме в 369 году и в Иллирике в 370 году. Тем не менее некоторые важные кафедры запада занимали еще омии: миланскую – Авксентий после ссылки св. Дионисия и сирмийскую – Герминий. Были омии в Галлии, Венеции и отдаленном Иллирике. В 374 году Авксентий умер и па миланскую кафедру встуил св. Амвросий. Попытка омиев предоставить эту кафедру Авксентию доросторскому, ученику Ульфилы, не удалась. Затем в 380 году умер Герминий и сирмийская кафедра была предоставлена православному епископу. При св. Амвросие омии просили императора Грациана, защитника православия, созвать вселенский собор, на котором думали доказать правоту своего учения. Вместо этого Грациан приказал составить в сентябре 381 года собор из ближайших епископов в Аквилее. На этом соборе были осуждены заблуждения омийских представителей – Палладия, епископа Ратиары в Мэзии и Секундиана, епископа Дакии придунайской. По смерти Грациана, когда августом запада остался 12 летний Валентиниан II под опекою своей матери Юстины, покровительницы омиев, св. Амвросию пришлось выдержать продолжительную борьбу с миланским двором, требовавшим передачи одной церкви для омиев. Но омиям не удалось получить даже загородной церкви для совершения богослужений. К этому времени относится указ Валентиниана II, предоставлявший свободу богослужений для последователей ариминского собора. Указ этот остался однако без исполнения. Тогда главные вожди омиев – Димофил, Ульфила, Палладий и Авксентий собрались на совещание в 387 году в Милап и там решили обратиться к Феодосию с просьбою о вселенском соборе, причем имели в виду влияние Ульфилы на готов, в которых нуждался Феодосий для пополнения своих войск. Когда они прибыли в Константинополь, император обещал исполнить их желание, но Ульфиле не удалось дожить до исполнения обещанного. Вскоре по прибытии в столицу он заболел и умер. Между тем православные во главе с Нектарием успели отклонить Феодосия от принятого решения. Во время похода против Максима на пути в Стоби Феодосий издал закон, воспрещающий собрания и публичные рассуждения о вере. Тогда омии, чтобы оправдать свои собрания, стали ссылаться на миланский закон 386 года, дозволявший собрания. Этот закон они распространяли в Константинополе в изменевном виде. В нем была опущена первая половина, гласящая об ариминском соборе и подставлено вместо «в Мплане» – «в Константинополе».Император с военного поля объявил, что он не издавал закона в пользу омиев. Тогда последние распространили ложный слух, что Феодосий проиграл битву и находится во власти Максима. Пользуясь всеобщим смущением, они насилием хотели взять церкви, которых напрасно добивались путем переговоров. Дом протестовавшего Нектария был сожжен. Между тем в действительности Максим был убит и после победы права православных восстановлены были и в Константинополе, и на западе. По крайней мере случаев открытой борьбы омиев с православными не было. Покровительница омиев Юстина умерла в 388 году. Около того же времени умер и влиятельный вождь омиев, Димофил. Остальные вожди омиев удалились, вероятно, к готам, где они свободно могли отправлять богослужение. Там же нашел убежище омийский епископ Максимин, В 427 году он вместе с готами прибыл в Африку и там имел спор о вере с знаменитым западным богословом, блаж. Августином. Дальнейшие исторические сведения касаются арианства у германских народов, у которых оно сохранялось значительно долее, чем в греко-римском мире. Есть впрочем сведения, что в самом Константинополе в V и даже в VI в. оставалось незначительное число арианствующих, которые составляли богослужебные собрания за городом.

В. Самуилов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *