Версия для печати

23 февраля у православных христиан и греко-католиков начинается Великий пост, который продлится до 11 апреля.

Cуть Великого поста

Великий пост — это подготовка христиан к самому главному празднику — Пасхе, Воскресению Христова. Это период внутреннего духовного очищения и совершенствования. Смысл поста — не в том, чтобы чего-то не есть, а в нашей концентрации на главном в жизни. Телесный поста помогает сосредоточиться на внутреннем мире: разобраться в целях и ценностях, искренне покаяться и исправить свой путь таким образом, чтобы он вел к спасению. Во время поста следует добавить усилий, чтобы углубить свои отношения с Богом и людьми.

Что есть в течение поста?

Церковный устав полностью исключает из употребления во время Великого поста мясо, яйца и молоко. Рыба разрешается только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Стоит отметить, что в Украинской Православной Церкви уже много лет существует только монастырский устав относительно постов: он регламентирует и такие вещи, как полное воздержание от пищи в течение первого и двух последних дней Великого поста, употребление только хлеба с водой, пища не вареная, без масла в определенные дни и тому подобное. Это касается прежде всего монахов. Что касается приходской практики, то каждый должен взять свою меру поста, которая была бы весьма ощутима, но не вредила здоровью.

Христианство — это не «религия желудка». Во время поста еда должна быть простой. Надо меньше уделять внимания тому, что мы едим.

Кто может не держать пост?

Чтобы не нанести вред здоровью, не следует придерживаться поста детям, беременным и кормящим, а также больным, военным и людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. Если по медицинским показаниям человеку нужно употреблять молоко или белковую пищу — он ​​может это делать. Есть определенные послабления и для студентов. С вопросами о благословении на послабление поста можно обращаться к священнику.

Однако, ослабление или отмена физического аспекта поста не означает, что такой человек может совсем не поститься. Можно употреблять, скажем, по медицинским показаниям молоко или другие продукты, но поститься в другом — ограничить себя в веселье, телевидении и интернете, меньше проводить времени в социальных сетях.

Можно ли употреблять алкоголь?

Во время Великого поста церковный устав позволяет использовать умеренное количество вина или пива по субботам и воскресеньям. В той культуре, где сложился наш устав, крепких напитков не было совсем, а вино обязательно разводили наполовину водой. Поэтому, по крепким напиткам каждый может решать сам: или совсем отказаться от них на срок поста, или позволить себе умеренно употреблять в те дни, когда по уставу разрешается вино. А помнить об умеренности стоит всем.

Можно ли есть морепродукты?

Церковный устав это не регламентирует. По греческому обычаю, морепродукты позволяют употреблять по субботам и воскресеньям. Однако в нашей стране некоторые виды морепродуктов считаются деликатесами. А экзотическую еду вряд ли можно считать постной. Это же касается и сладостей.

Пост и 8 марта?

Как вести себя, когда 8 марта приходится на пост? Конечно, подарить женщине цветы — не грех. Но что касается веселья и «корпоративов», то во время поста это вряд ли уместно. Если сложилось так, что вы не можете отказать людям, с которыми работаете, можно организовать стол так, чтобы он не был большим нарушением поста. Например, можно заказать суши и легкое белое вино. Это же касается и случаев, когда во время поста приглашают на день рождения. Отказом можно обидеть человека, и порой бывает лучше уйти, но вести себя сдержанно, чем становиться в фарисейскую позу.

Что читать во время Великого поста?

На церковныхи богослужениях в течение Великого поста читаются три библейские книги: Бытие, Притчи и книга пророка Исаии. Некоторые духовники советуют за время поста прочитать все четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Будет полезно прочитать любые книги из состава Библии, так чтобы наконец прочитать ее полностью. Это полезно для ума и для души. Читать Священное Писание нужно не только с целью узнать что-то новое, но и для того, чтобы направлять в нужном направлении свою жизнь.

Кроме Священного Писания, полезно читать и творения святых отцов и современных христианских авторов.

Наконец, может быть полезным и чтение светской книги, но не развлекательной, а, например, чего-то из мировой классики. Это помогает беречь голову от суеты.

Как молиться во время Великого поста?

Чуть больше, чем вы это делали раньше, и более сосредоточенно. Можно, скажем, каждый день читать по кафизме из Псалтыри. К обычным молитвам втечение будних дней Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина, которая в церкви повторяется на каждом богослужении. На каждую просьбу этой молитвы кладут земной поклон.

Великопостная молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, властолюбия и тщеславия не дай мне.

Дух же добродетели, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.

Так, Господи Царю, даруй мне видеть вину мою и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Когда ходить в церковь?

Во время Великого поста нужно добавить усилий для того, чтобы прийти на исповедь и причаститься Тела и Крови Христовых. Не откладывайте это на последнюю неделю. Если давно не исповедовались — лучше прийти в субботу, а не в воскресенье, когда меньше людей и у священника есть возможность уделить вам больше внимания.

Для того, чтобы почувствовать особую, неповторимую атмосферу «светлой печали», которую создают великопостные богослужения, нужно прийти в церковь не только в субботу или воскресенье, а в будние дни. Богослужение по субботам и воскресеньям во время Великого поста почти не отличается от обычного. Если есть возможность и позволяет график работы, стоит хотя бы один раз прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Здесь можно исповедаться и причаститься и вместе с тем «окунуться» в трепетную и тихую красоту великопостных будней.

Что еще можно сделать?

Время Великого поста лучше расценивать в терминах позитива, а не негатива. Пост состоит не из того, в чем себя ограничиваем (не есть мяса, не смотреть телевизор, не ходить на вечеринки …), а из того, на что тратим время и усилия. Все ограничения могут быть ценными не сами по себе, а как средство для нашего духовного роста. Аскетические усилия открывают нам свободу. Главное же в духовной жизни — это делать всем добро и любить людей. Жить не ради себя, а для других. Можно найти много полезных вещей, сделать какие — вполне в наших усилиях. Собрать вещи для детского дома, сделать что-то по дому, приготовить ужин родителям, разобрать завалы в кладовке, просто проводить каждый вечер полчаса со своими детьми … Было бы только желание.

По материалам: preobraz.kiev.ua

Кто пришел в Церковь в сознательном возрасте, помнит, как радовал поначалу пост, как легко было его соблюдать. Но часто с годами радость проходит, наступает охлаждение, и приближение поста пугает. Перед началом Великого поста протоиерей Алексий Потокин в интервью Правмиру ответил, в чем причины этого охлаждения и почему даже при таком отношении к посту лучше его не нарушать.

Почему не радует пост?

— Отец Алексий, многие признаются, что с годами пост перестает быть в радость, воспринимается чуть ли не как повинность. Почему так происходит?

— Дело в том, что наше отношение к Богу зеркально отражает отношение к людям. Господь заповедовал нам возлюбить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя — это две первые заповеди, и исполняем мы их, как, впрочем, и остальные восемь, плохо.

Начну с отношения к ближнему. Когда мы влюбляемся или хотим подружиться с кем-то, помним об этом человеке день и ночь, готовы, как нам кажется, горы свернуть ради него, и в этот период еде, как и всему, что отвлекает от глубокого общения, уделяем минимум времени и внимания. Но когда другой человек входит в нашу жизнь как жена или друг, через какое-то время не просто привыкаем к нему, но он надоедает или даже начинает раздражать, нам кажется, что отношения себя исчерпали, да и изначально были ошибкой, надо искать новых друзей и новую супругу.

И вчерашние друзья в лучшем случае просто перестают общаться, а иногда и становятся врагами, распадаются браки, дети растут без отцов. Картина эта знакома всем. Думаю, что и подобные чувства чаще или реже испытывал каждый. Забывчивость, непостоянство — главное, что отличает человека от Бога. В отношениях с Ним мы так же непостоянны, и началось это еще с Адама. Он согрешил, потому что захотел иметь что-то без своего Отца, личное, индивидуальное, только ему принадлежащее. И взаимность между человеком и Богом, без которой нет подлинных отношений, была нарушена.

Весь Ветхий Завет свидетельствует, что люди помнили об утраченной взаимности, но редко кому удавалось ее восстановить. Бывали вспышки веры, но они как вспыхивали, так и затухали. Чаще же мы видим в Ветхом Завете пропасть между людьми и Богом, между братом и братом, отцом и сыном.

Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорит: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф., 11, 11), который по праву считается родоначальником монахов, всю жизнь проводил в посте и молитве. Почему? Он ждал встречи с Богом, а его пост был как раз признанием, что взаимность утрачена. Постясь, он напоминал нам, что еда и питие могут доставить удовольствие, но это не то, что делает человека счастливым. Они удовлетворяют аппетит тела, но не души. А чем больше душа жаждет общения с Богом, тем меньше пищи требует тело.

В основе всякого поста — признание человеком, что он потерял Бога, потерял ближних, да и самого себя потерял, потому что человек узнает себя только в общении. Пост для христианина — путь к встрече с милующим Богом. Но чтобы встреча состоялась, необходим диалог с Ним, поэтому пост неотделим от молитвы. Молитва — не автоматическое вычитывание правил, а обращение к Богу из глубины сердца сокрушенного и смиренного.

Если я просто воздерживаюсь от скоромной пищи и читаю молитвенное правило, а думаю о земном, продолжаю потакать страстям, это еще не пост. Но неофитам Господь дает возможность почувствовать радость от воздержания, узнать себя. В каком бы возрасте человек ни пришел в Церковь, на первых порах он для Бога ребенок, младенец — в духовном смысле. За детей поначалу все делают родители, но постепенно приучают их к самостоятельности. Не всем детям это нравится — нам гораздо приятней, когда с нами нянчатся, а мы ни за что не отвечаем.

Так и в отношениях с Богом. Не за труды наши, а по великой любви Своей Бог дает новоначальным благодать, чтобы они поняли смысл духовной жизни, но потом предлагает потрудиться самим. Спросите любого человека, что лучше: ездить на коляске или ходить на своих ногах? Ответ очевиден. Но когда речь идет не о физических возможностях, а о духовной жизни, мы не хотим ходить, предпочитаем, чтобы Бог носил нас на Своих плечах. Хотим брать, а не отдавать. При таком отношении пост не может быть в радость.

Отказ от поста — выбор в пользу страстей

— И надо ли в этом случае принуждать себя к посту или честнее будет не соблюдать то, что не в радость? Может быть, именно тогда, не соблюдая пост, человек почувствует сначала опустошенность, а потом и потребность в посте?

— Как вы понимаете, принудить к посту никого нельзя — это свободный выбор каждого. Мы можем лишь попробовать понять, что полезней для души. Опять я проведу аналогию с отношениями между людьми. Даже в отношениях с самыми близкими бывают моменты раздражения, неприязни вплоть до враждебности — такова падшая человеческая природа. Но и в эти минуты можно поступить порядочно, проявить доброе отношение к ближнему — сдержать свои негативные эмоции, не поднять руку на человека, не ранить его худым словом.

Один подвижник говорил: «Грех побеждает человека легко, но стоит сопротивляться». Зло сильнее нас, но даже в малом сопротивлении ему есть свидетельство веры. «Грех предо мною есть выну (то есть всегда)», — это слова из 50 псалма, который входит в утреннее правило. Кто читает правило не автоматически, а вдумываясь в слова молитв, понимает свой эгоизм, сребролюбие, чревоугодие — свои немощи, — а раз понимает, уже становится иным. Он понемногу, незаметно для других и для себя, меняется, потому что борется со своими страстями. Меняется, несмотря на то, что всегда терпит в этой борьбе поражение.

Мне страшно подумать, что бы я натворил, если бы без борьбы потакал своим страстям. Они сокрушили бы все и всех вокруг, а в итоге и меня самого. Это тоже путь, который помогает убедиться в своей негодности, но все же лучше узнавать правду о себе, не доходя до таких крайностей.

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», — читаем мы, готовясь к причастию, а священник, выходя из алтаря с Чашей, повторяет эти слова. Изначально понимаем их как гиперболу, но те, кто в Церкви не один год, убеждаются, что это глубочайшая правда, правда, которая не убивает, не приводит в отчаяние, а дает необыкновенную радость — столько мне простили! Простили, потому что я хотел этого, просил милости, хоть вполсилы, но трудился. Бог никому Себя не навязывает, но всегда отвечает взаимностью на пусть даже робкую попытку человека восстановить отношения.

Представьте, что я с вами только познакомился и первое время радуюсь каждой встрече, каждому вашему приходу. А потом меня это начинает утомлять: приходите — отвлекаете меня от телевизора, компьютера, других игрушек. Вы сразу почувствуете перемену отношений и после двух-трех таких встреч перестанете приходить. Пройдет немного времени, и я почувствую, как одинок, пойму, какое сокровище променял на пустяки: дружбу, взаимность — на игрушки. И не на кого обижаться — сам сделал свой выбор.

Отказ от поста — тоже выбор в пользу страстей. Поэтому лучше не соблазняться, а сопротивляться. Нет в сердце молитвы и покаяния — я все равно прочитаю молитвенное правило. Не хочется поститься — доверюсь многовековому опыту Церкви, святых и не стану вкушать скоромное. Лучше такой тупой фарисейский труд, чем непротивление страстям. Этот труд, возможно, не сразу, но принесет плоды, и пост и молитва снова станут глубокой внутренней потребностью.

Пост — возвращение к жизни не одинокой, не себялюбивой, а во взаимности с другим. Отказ от скоромной пищи и необязательных развлечений — только средства, а цель поста — восстановление взаимности.

Не лишить себя Пасхальной радости

— Это помогает понять цикл великопостных богослужений. Но ряд важнейших служб Великого поста совершается в будни, и многим прихожанам не удается попасть ни на чтение канона Андрея Критского, ни на 12 Евангелий, ни на вынос Плащаницы, ни на погребение Христа.

— Ничего страшного. Работа — это послушание, а послушание выше поста и молитвы. Важно, как человек относится к тому, что из-за работы не может попасть на вечернюю великопостную службу. Если он переживает, что сегодня не в церкви, Господь ему воздаст. Потому что его нет в храме по не зависящим от него обстоятельствам, но душой он с Церковью, участвует в ее жизни.

А вот когда он радуется, что по уважительной причине ему не надо стоять три часа на 12 Евангелиях, это, как вы понимаете, совсем другой сердечный настрой. Но и при таком настрое возможно восстановить взаимность, если искренне сожалеть о своем маловерии и просить у Господа, чтобы укрепил в вере.

Вспомните «Слово огласительное на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь». Всех принимает Господь: и тех, кто много трудился, и тех, кто мало. Принимает, если человек хочет, чтобы встреча с Господом состоялась. Но если он решит не поститься, потому что пост стал ему в тягость, велика вероятность, что и встретиться с Господом он не захочет и даже не придет в Пасхальную ночь в храм. Выбор за человеком. Искушения в духовной жизни неизбежны, но пусть каждый подумает, хочет ли он лишить себя Пасхальной радости.

Беседовал Леонид Виноградов

Великий Пост. 25 советов постящемуся,
или Голод не в желудке, голод – в голове​
См. Календарь Великого Поста.​
1) Цель поста.
Пост – это аскетическая практика, её цель – умножение любви, приближение к Богу, за счёт концентрации на духовной жизни.
Почему в Церкви так много постов? С точки зрения аскетики, чревоугодие – коренная страсть, она лежит в основе остальных семи главных страстей (блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости). Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги.
Что же нам мешает в обычной жизни, когда нет поста, так же приходить к Богу? Почему недостаточно от нас одних хороших намерений и стремлений? Почему надо обязательно воздерживаться от пищи и повседневных развлечений? Здесь все объясняется естественными свойствами. Поскольку человек имеет не только душу, но и тело, эти две природы в нем воздействуют друг на друга. Например, плотно наевшись, или выпив алкоголь, мы с трудом можем решить какую-нибудь задачу, которую в другое время с легкостью осилили бы. Или, если мы весь день развлекались или бездельничали, вечером с трудом можем себя заставить подумать о чем-то серьезном или решить сложные проблемы. Поэтому любой пост начинается с воздержания – отказа от сытной и обильной пищи, развлечений, лени и праздности (ничегонеделания).
2) Плоды поста.
Пост Богу не нужен. Пост нужен нам. В человеке, творении Божием, естественно заложена любовь к Богу и любовь к ближним, как в маленьком ребенке – к родителям. Во время поста, очищаясь покаянием, мы эту любовь начинаем чувствовать сызнова. Поэтому наша потребность к посту – тоже естественна. Если мы сильно грязны телом, то естественна нам потребность омыть тело. Если душа наша запятналась грехом, то желание ее омыть покаянием – не менее естественно.
Главный плод поста – это любовь к Богу и к ближним, это освобождение из рабства страстей и грехов, когда наша душа пробуждается и начинает жить духовной жизнью.
3) Подготовка к Великому посту.
Поститься надо с рассуждением. Для этого необходимо заранее (для семейных людей на семейном совете):
а) Определить порядок питания для детей и взрослых на все время Поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;
б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного исключения), пользования компьютером в нерабочих целях;
в) увеличить продолжительность молитв;
г) назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, подходящей для всех;
д) назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, служб Страстной седмицы);
Все это исполнено должно быть без всякого насилия, чтобы в семье на время поста установилась особая атмосфера любви к Богу и друг ко другу. Пост – это своего рода сражение со страстями (недостатками) и грехами. Поэтому пост требует от всех членов семьи решимости и твердой воли. Пусть ваша решимость и твердая воля будет для всех примером. Вместе с великодушием и терпением ваш пример преобразит ваших близких и родных людей.
4) Доброделание. Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных для поздравления с Пасхой.
Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу. Дела милосердия помогают нам обрести столь необходимое нам смирение.
5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки «на Пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в Пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.
6) Внешнее поведение. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры».
7) Рассудительность. У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Невозможно стать совершенным за один Пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого Поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем, от Поста к Посту, гастрономический пост – это более школа, нежели экзамен.
8) Причащение в Пост. Для тех, кто пока ещё не причащается регулярно, желательно несколько раз за время Поста исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Существует традиция всеобщего Причащения в Великий четверг (день установления этого Таинства Иисусом Христом).
9) Составляющие Поста. Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек перекормлен, напичкан информацией, Пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли. Условием правильного Поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, развлечений и суеты. Пост – хороший повод бросить, наконец, вредные привычки, излечиться от теле- и компьютерной зависимости.
Пороки и добродетели в человеке – это две противоположности. Печаль – это когда не достает надежды, гнев – когда недостает кротости, эгоизм – когда не достает любви к Богу и ближним. Так, каждой страсти можно противопоставить свою добродетель. Не может человек быть одновременно и не кротким, и не гневливым. Это парадокс. Если вы решили побороть какую-то страсть в себе, то этого невозможно сделать только боря ее, совершенно необходимо развивать в себе противоположную ей добродетель.
10) Состав пищи. Пища, которую мы едим Постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих изысках – это уже лукавство. Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.
11) Степени поста. Сухоядение, употребление растительного масла.
Существуют пять степеней гастрономического поста. В зависимости от физического здоровья христианин может согласовать с духовником свою норму. За последние годы проведено множество научных исследований употребления той или иной пищи при различных болезнях, уточните, действительно ли без котлеты вас неминуемо ждёт летальный исход, как утверждает участковый врач?
Нужно помнить, что наш Устав – монастырский, из южных широт. Мало кто задумывается, почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение). А причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество. Можно провести такую параллель: не услаждайте свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Нужно с рассуждением брать на себя постные гастрономические подвиги.
12) Мысли о еде. Пища не должна занимать наш ум во время Поста. Постараться вообще не думать о еде; превратить еду исключительно в физиологический процесс, убрав эстетическую составляющую.
Не будем забывать, что голод не в желудке, а в голове. Когда очень захочется есть, предложите себе кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны.
Не верьте лукавым мыслишкам, что еда в посте не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не помешает нам делать добрые дела и без куска сыра в желудке.
13) Гости. Практически на любом застолье присутствуют постные продукты. Можно спокойно их вкушать без привлечения лишнего внимания к себе.
Крепко вставшие на путь духовной жизни могут вообще отказаться от застолий с нецерковными людьми на весь Пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.
14) Нарушение поста. Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».
Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. Почему-то считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Тем не менее, и в духовной жизни существуют свои принципы и закономерности, их изучает аскетика. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.
15) Борьба со страстями. Многие замечали, что, как только начинается Пост, – сразу начинаются искушения. Что ж, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. То, что мы видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.
Когда уходит излишняя суета и сытость, в нас совершенно естественно обостряется восприятие жизни. Можно сравнить в пост себя с человеком, который увидел в лесу медведя. Такой человек и видеть начинает в два раза острее и бегать в два раза быстрее.
Наша жизнь намного проще и беспечнее, нежели была у наших предков (которые были намного более религиозны). Сытость и беспечность как бы усыпляет наш духовный взор, нашу потребность в Боге.
16) Отношения в семье. Неверно считать, что семья только отвлекает от постного подвига. Целью Поста является умножение любви ко всем людям, среди которых семья нам ближе всех. Во время Поста сосредоточимся на том, чтобы больше внимания и тепла уделять нашим близким, больше времени проводить в кругу семьи.
17) Мир с ближними. Без этого весь труд Поста становится бессмысленным. Неслучайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед Постом и после этого категорически избегать конфликтов. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений отложить на время после Поста.
Будьте бдительны, именно в Пост потенциально конфликтные ситуации могут буквально преследовать вас!
Есть история про разбойников, которые убили путника и нашли в его котомке хлеб и сало. Хлеб съели, а сало не тронули. Потому что это грех – есть сало в Пост.
18) Неверующие родственники. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Постарайтесь найти общий язык с ближними, объяснить им смысл Поста. И очень желательно, чтобы они заметили в вас не только отказ от пищи, но и теплоту, и любовь к ним.
19) Чтение Священного Писания. Очень хорошо чаще читать Постом Священное Писание, несмотря на то, что это принято делать ежедневно. Но и здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг Библии – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы полезно дополнительно прочесть за Пост.
20) Участие в церковных богослужениях. Пост без молитвы – просто диета. Уподобляясь в посте палестинским монахам, не будем забывать сколько часов в сутки они молились. Самые важные богослужения Поста: Великий Канон в понедельник-четверг первой седмицы, Литургии Преждеосвященных Даров в будни (обычно это среда и пятница), Мариино стояние (четверг пятой седмицы; совершается, обычно, в среду вечером), утреня Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий (совершается в четверг Страстной седмицы вечером), вынос Плащаницы в Великую пятницу (совершается в третьем часу дня).
21) Великопостные молитвы дома. Молитва в Пост должна исполняться неукоснительно. Попробуйте использовать время поста как школу молитвы. Полезно прибавить к молитвенному Правилу молитву святого Ефрема Сирина. Полезно ежедневно читать хотя бы понемногу Постную Триодь (содержит службы Великого Поста). Есть выписки из Постной Триоди во многих «толстых» молитвословах или можно найти их в Сети.
22) Обретение навыка Иисусовой молитвы. В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Иногда можно услышать страшилку о том, что Иисусова молитва только для монахов и мирянам запрещена, а то в прелесть можно легко впасть. Скажем больше, для мирянина даже простая вода может быть смертельно опасна… Если сразу выпить ведро… То есть, проблема не в молитве, проблема может быть в нерассудительном её применении. Специально для мирян составлено пособие по Иисусовой молитве протоиерея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».
23) Если нет никакой возможности прийти в храм. Можно дома самостоятельно прочесть, например, Канон преп. Андрея Критского, даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. На сайте «Азбука веры» ведётся прямая видеотрансляция богослужений из храма, также представлены их аудиозаписи (в аудиоразделе) и тексты.
24) Пост и катехизация. Большую пользу может принести во время поста посещение занятий по основам православия. Христианское богословие системно и имеет смысл изучать его цельно, а не фрагментарно. На вопрос, сколько времени требуется, чтобы узнать все необходимое о вере, правильно отвечать: «Вся жизнь». Ведь православие – это не теория, а образ жизни. Богопознание – процесс бесконечный, который начинается на земле и продолжается в вечности. Подробности о наших занятиях: https://vk.com/orthospb
25) Пост – путь к Пасхе. Пост – это полноценное духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь и всю Светлую седмицу.
В заключение предлагаю небольшой тест: Великий Пост

Наступило время Великого поста, который продлится сорок дней. Так уж получилось, что у нас всегда возникает множество вопросов, связанных с постом. Мы решили найти на них ответы. Помог нам в этом епархиальный миссионер отец Евгений Соколов.

Скажите, как начать поститься так, чтобы как можно меньше травмировать свой организм?

— Человек, прежде всего, должен понять, что такое пост и поставить перед собой цель. Пост – это, прежде всего, попытка посмотреть на себя как на человека, это своеобразный духовный экзамен. И если эта задача поставлена, то и справится легче. Входить в пост надо всегда очень аккуратно, особенно, если это впервые. Для начала можно отказаться от мяса, сладостей и телевизора. Даже ребенок может поститься, например, отказываясь от сладкого.

Сейчас очень многие воспринимают пост, как возможность наконец-то сесть на диету. А как на это смотрит церковь?

— Лечебное голодание и вегетарианство – это не пост. Если вы отказываетесь от какой-то пищи, но смотрите телевизор, ходите на концерты и дискотеки, то это не имеет никакого отношения к посту. Это просто вульгаризация поста, которая, к сожалению, в последнее время происходит. Иногда лучше позволить себе что-то съесть, но отказаться от любимого телесериала и прочих развлечений.

Кроме того, мы хотим предложить вам несколько очень простых, но при этом вкусных и полезных рецептов постных блюд.

Напиток «Полезный»

Ингредиенты: плоды шиповника сушеные, мед.

Приготовление: Плоды шиповника растолочь, выложить в эмалированную посуду и с вечера залить кипятком. Утром добавить в чашку настоя чайную ложечку меда, размешать и выпить. Заряд бодрости на весь день гарантирован!

Кисель «Витаминный»

Ингредиенты: крахмал, сахарный песок, брусника или клюква.

Приготовление: Из ягод свежих или замороженных сварить морс. В отдельной таре растворить в небольшом количестве воды крахмал с сахарным песком. Получившуюся массу влить в морс. Помешивая довести до кипения. Такой домашний кисель придется по вкусу не только взрослым, но и детям.

Салат «Росточек»

Ингредиенты: зерна пшеницы, любые фрукты, изюм или сухофрукты, мед.

Приготовление: С вечера зерна пшеницы тщательно промыть, затем разложить на дно не очень глубокой тары. Зернышки залить кипяченой водой, так чтобы, все зерна были покрыты водой. Сверху накрыть хлопчатобумажной тряпочкой и оставить. Утром и на следующий вечер слегка доливать зернам воды, так чтобы они не пересыхали. Когда росточки достигнут двух миллиметров – готово. Теперь можно готовить салат. Для этого нужно смешать проращенные зерна с кусочками свежих фруктов или сухофруктов. Так же можно добавить изюм. Салат заправить медом.

Спаситель Иисус Христос учил, что мы должны любить своих ближних как самих себя. Если мы жертвуем и служим по примеру Спасителя, то и даритель, и получатель благословляются состраданием, сочувствием и любовью, которые ведут нас к возвышению и вечной жизни.

Епископ Дин М. Дэвис сказал: «Забота о бедных и нуждающихся – это фундаментальное учение Евангелия и неотъемлемая составляющая вечного плана спасения» («Закон поста: личная обязанность заботиться о бедных и нуждающихся», октябрьская Генеральная конференция 2014 г.).

В Священных Писаниях эта заповедь – служить людям – встречается неоднократно.

«Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Второзаконие 15:11).

Пост и пожертвования от поста – один из способов проявить заботу о бедных и нуждающихся.

«Господь установил закон поста и пожертвований от поста, чтобы благословить Свой народ, и уготовил путь служения нуждающимся (см. Исаия 58:6-12; Малахия 3:8-12). Когда прихожане постятся, их просят отдавать Церкви пожертвование от поста, равное стоимости пищи, которую они бы съели. Если это возможно, они должны проявлять щедрость и отдавать больше. Среди благословений, связанных с законом поста, можно назвать близость к Господу, растущую духовную силу, материальное благосостояние, рост сострадания и более сильное желание служить» (Книга 2, 6.1.2).

Что такое пост?

Пост – это заповедь от Господа, выполняя которую, мы смиряем себя перед Ним, добровольно воздерживаясь от приема пищи и питья (см. У. и З. 88: 76).
Сегодня в Церкви каждый месяц один день субботний уделяется посту. Члены Церкви воздерживаются от еды и питья в течение 24 часов, пропуская два последовательных приема пищи, а затем вносят деньги, которые они потратили бы на еду, в фонд помощи нуждающимся (см. Алма 34:28).
С древних времен Пророки Бога и члены Его Церкви соблюдали закон поста. Во времена Ветхого Завета постились Моисей и Илия (см. Исход 34: 28; 1-я Царств 19:8). Израильтяне часто постились для разрешения определенных ситуаций или получения Божественной помощи. Во времена Нового Завета Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, готовясь к своему служению (см. от Матфея 4:1-4). Он рассказывал Своим ученикам о силе и важном значении поста. Заповедь поститься продолжает действовать и в наши дни.

Как сделать свой пост приемлемым приношением для Господа?

Старейшина Джозеф Б. Виртлин учил: «Без молитвы пост еще не совсем пост, а просто голодание. Если мы хотим, чтобы наш пост был чем-то более значимым, чем просто воздержание от еды, мы должны возвысить свое сердце, свой разум и свой голос, общаясь со своим Небесным Отцом. Пост, соединенный с горячей молитвой, имеет огромную силу. Он может наполнить наш разум откровениями от Духа. Он может укрепить нас в периоды искушений» («Закон поста», апрельская Генеральная конференция 2001 г.).

Старейшина Л. Том Пэрри сказал: «Чем дольше я живу, тем больше восхищаюсь системой заботы о бедных и нуждающихся, созданной Господом. Безусловно, ни одному человеку не придет в голову такой простой, но действенный способ удовлетворения потребностей людей – укрепляться духовно и физически с помощью регулярного поста, и затем передать в качестве пожертвования сумму, сэкономленную благодаря пропуску двух приемов пищи, епископу, который использует эти средства для удовлетворения потребностей бедных, больных и обездоленных, которым нужна помощь и поддержка, чтобы хоть как-то продержаться в жизни» («Закон поста,” апрельская Генеральная конференция 1986 г.).

Дополнительные ссылки из Священных Писаний: Омний 1:26; У. и З. 59:12-16; Алма 17:3.

Как можно извлечь больше пользы из привилегии поста?

Пост может стать особым духовным опытом и помочь вам стать ближе к Богу. Рассмотрите приведенные ниже предложения:

• Начинайте и заканчивайте пост молитвой.

• Поститесь с определенной целью (см. от Матфея 17:18-21; Мосия 27:22-23; Алма 5:45-46; 28:4-6; Геламан 3:35).

• Поститесь со светлым лицом (см.от Матфея 6:1-4, 16-18; 3 Нефий 13:16-18).

• Поощряя членов своей семьи поститься, всегда следуйте мудрому наставлению Президента Джозефа Ф. Смита:

«Многие подвержены слабости, у других – плохое здоровье, а кто-то кормит младенца. От них поста не требуется. Родители не должны заставлять поститься своих маленьких детей” (Gospel Doctrine, р. 244).

Президент Джозеф Ф. Смит также советует нам быть мудрыми во время поста: «Есть такое понятие, как чрезмерное усердие. Человек может поститься и молиться до тех пор, пока не уморит себя, но в этом нет ни необходимости, ни мудрости… Господь может услышать простую молитву в полдюжины слов, вознесенную в вере, и признает пост, который будет продолжаться не более двадцати четырех часов, с такой же готовностью и действенностью, с какой Он ответит на молитву из тысячи слов и пост продолжительностью в месяц… С куда большей радостью и удовлетворением Господь примет то, чего Ему достаточно, нежели преподносимое Ему с излишним рвением и без необходимости» (Conference Report, Oct. 1912, 133-34).

• Посещайте собрание свидетельств всей семьей (см. Алма 6:6; Мороний 6:5).

• Время от времени поститесь с особой целью в другой день, не только в постное воскресенье (см. Мосия 27: 22).

• Платите щедрые пожертвования от поста, побуждая своих детей также вносить пожертвования от поста (см.У. и З. 104:14-18).

• Учите свою семью вносить пожертвования охотно и с радостью (см.2-е Коринфянам 9:6-7; 3 Нефий 13:16-18; Мороний 7:6-8).

Какие благословения приносит соблюдение закона поста?

Старейшина Л. Том Пэрри учил: «У закона поста есть три великие цели. Во-первых, он обеспечивает помощь нуждающимся через пожертвования от поста, равные стоимости пищи, от которой мы воздержались. Во-вторых, пост благотворен для нас физически. В-третьих, он увеличивает смирение и духовность каждого человека» («Закон поста,” апрельская Генеральная конференция 1986 г.).

«Если бедные голодают, то пусть те, кто имеют, постятся один день и отдадут то, что они могли бы съесть, епископам ради бедных, и тогда долгое время у каждого будет изобилие… И до тех пор, пока все Святые будут соблюдать этот закон с радостным сердцем и светлым лицом, у них всегда будет всего в избытке» (History of the Church, 7:413; см. также Джозеф Б. Виртлин, «Закон поста», апрельская Генеральная конференция 2001 г.).

«Отдавая, будьте щедры ради собственного роста. Отдавайте не только на благо бедных, но и на благо самих себя. Отдавайте столько, чтобы вы могли отдать себя Царству Божьему, посвящая ему свои средства и свое время. Платите честную десятину и щедрые пожертвования от поста, если хотите благословений с Небес. Я обещаю каждому, кто будет так поступать, что вы умножите собственное процветание – и духовное, и материальное. Господь вознаградит вас по вашим делам» ( Mэрион Дж. Ромни, Благотворительное Сельскохозяйственное Собрание, 30 Сентября, 1967 г.; см. также Mэрион Дж. Ромни, «Благословения поста,” Июль 1982 г.).

Подробнее в Священных Писаниях: Исаия 58:6–12; Малахия 3:10; Алма 17:1–3

Как используются пожертвования от поста?

Старейшина Джозеф Б. Виртлин учил: «Пожертвования от поста используются с единственной целью – благословлять жизнь тех, кто нуждается в помощи. Каждый доллар, отданный епископу в качестве пожертвования от поста, идет на помощь нуждающимся» (апрельская Генеральная конференция 2001 г.).

Епископ прихода призван Господом, чтобы решать все мирские дела, включая использование пожертвований от поста (см. У. и З. 107:68). Наделенный силой проницательности, епископ определяет, кому и как необходимо оказать материальную помощь. Искренне понимая природу этого священного доверия, епископ руководствуется основными принципами обеспечения благосостояния. Эти принципы включают в себя обсуждение в духе любви и сострадания; призывы к семейной независимости; укрепление прихожан и призывы стать самостоятельными как духовно, так и материально; удовлетворение материальных потребностей; обеспечение товарами и услугами, необходимыми для поддержания жизни на уровне, обычном для большинства прихожан; предоставление возможности отработать полученную помощь в меру возможностей получателей.

Президент Гордон Б. Хинкли учил: «Мы надеемся, что щедрых пожертвований от поста будет более чем достаточно, чтобы удовлетворять потребности менее успешных. Если каждый член Церкви будет соблюдать закон поста и вносить щедрые пожертвования, бедные и нуждающиеся – не только члены Церкви, но и многие другие, – будут благословлены и обеспечены всем необходимым. Каждый даритель будет благословлен физически и духовно, и голодные будут накормлены, а нагие – одеты, согласно своим потребностям» («Rise to a Larger Vision of the Work,” апрельская Генеральная конференция 1990 г.).

Подробнее о распределении пожертвований от поста епископы могут прочитать в Книге 1, 5.2.4.

Как можно внести пожертвования от поста?

Пожертвования от поста можно внести, заполнив квитанцию о пожертвованиях и передав ее одному из членов епископства. Там, где позволяют условия, епископ может поручить носителям Священства Ааронова ежемесячно посещать прихожан у них дома и собирать пожертвования от поста. Носителей Священства Мелхиседекова также могут попросить помочь в этом деле.

Стандартная сумма для пожертвований от поста не устанавливается. Делая щедрые пожертвования в эти фонды, вы будете получать духовные и материальные благословения за ваше желание помочь другим людям (см. «Десятина и пожертвования от поста» (2007), стр. 1-14).

Как рассказать своим детям о пожертвованиях от поста?

Беседуя с детьми о пожертвованиях от поста, можете изучить с ними от Матфея 25:35-40, чтобы показать важное значение заботы о бедных и нуждающихся. Объясните: когда они отдают свои пожертвования от поста епископу, эти средства используются для оказания помощи больным и нуждающимся членам вашего прихода или небольшого прихода. Если ваш ребенок уже знает, какие нужды есть у прихожан, например, у заболевшего прихожанина или семьи, страдающей из-за безработицы, вы можете использовать эти примеры, чтобы объяснить, на какие цели идут их пожертвования от поста. Можно предложить детям задуматься, как они могут внести свой вклад в фонд пожертвований от поста.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *