№ 1 (31)

январь, 2017 г.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ СООТНОШЕНИЯ КОСМОГОНИИ И КОСМОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Нусупов Чолпонбай Токбаевич

д-р. филос. наук, профессор кафедры Философии и методологии наук Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, 720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547

E-mail: nusupov-5 7@mail. ru

SELECTED PROBLEMS IN PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE RELATION OF COSMOGONY AND COSMOLOGY IN MODERN SCIENCE

Cholponbai Nusupov

doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Philosophy and Methodology,

Balasagyn Kyrgyz National University, 720001, Kyrgyz Republic, Bishkek, Frunze St., 547

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются специфические функции космогонии и космологии, как самостоятельные направления астрономии, имеющие различные методологические и смысловые подходы в изучении одного и того предмета — Вселенной, но по разному отображающие ее форму и сущностное проявление.

Анализируется так же идейная связь между различными историко-философскими воззрениями в толковании внутренних закономерностей космических миров.

Ключевые слова: Космогония, космология, тениризм, небесные светила, мера, философско-космогониче-ское воззрение, мироздание, Вселенная.

Keywords: cosmogony, cosmology, Tenirizm, heavenly bodies, measure, philosophical and cosmogonic views, the universe.

Познание таинства бытия мироздания Вселенной, отраженное в философско-космогоническом воззрении, охватывает все духовные пласты рационального и эмпирического мышления, и запечатлены в мифологическом, устно-поэтическом, философском и естественнонаучном мировоззрении конкретно-исторического народа и всего человечества.

Освещение проблемы таинства мироздания материальной части Вселенной предполагает, прежде всего, объективного понимания особенностей диалектического соотношения космологического и космогонического подходов в изучении зарождения и эволюции космических миров.

В современной науке общепризнано, что космология и космогония являются разделами астрономии. Однако каждая из них так же базируется и на таких

дисциплинах, как астрофизика, физика и математика. Вместе с тем и космология, и космогония, в особенности в их ранних формах развития, не могут существовать в отрыве от философских и теологических концепций возникновения или уничтожения материальных небесных тел, с последующей формой их возрождения в качественно новой ипостаси, как преемственная, циклическая, однако не замыкающаяся в себе, а по спирали, развивающаяся материя.

В виду того, что космология как наука призвана изучать структуру и закономерности развития нынешней Вселенной, изменение ее количественно-качественных параметров и характеристик, внутренних элементов и веществ небесных тел, то она занимается проблемами мироздания Космоса.

№ 1 (31)

Что касается космогонии (греч. кocцoyovía, от косцо^ — мир, Вселенная и греч. уо^ — рождение) то как наука, она изучает происхождение и развитие самой Вселенной, а именно космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы, включая Солнце, планеты со спутниками, астероиды, кометы, метеориты» .

Для космогонии характерным является исследование не только проблемы образования самой Вселенной, но и так же появление и развитие астрономических объектов, и эволюции, связанных с возникновением и уничтожением миров. И появления новых космических сущностей, как целого. Речь идет именно о признании само расширяющейся системы Вселенной и Мультивселенных, и самопроизвольном их сжатии, или сокращении. Примечательно, что рассмотрение завершения циклов развития планет и звезд является прерогативой космогонии, исходящей из предположения о возможности конца света, правда связанной не с пресловутой божественной карой, а гибелью самой планеты и других космических величин, по техногенным причинам, например, атомные или водородные взрывы, или по природным катаклизмам. При этом рассмотрение вопросов эволюции звездных систем предполагает всеобщее изучение природы их космических тел.

Как показывают экспериментальные данные относительно изучения микрочастиц космоса и его пространства, в современной космогонии стали широко использоваться методы естественнонаучных дисциплин и, в первую очередь, астрофизики, физики и химии.

Поскольку космология, в отличие от космогонии, занимается изучением внутренней структуры и изменений Вселенной, то неправомерным является отождествление ее предмета с космогоническим исследованием периодов происхождения или образования космических тел, как это допускается, например, в коллективной книге «Астрономия: Век XXI», под редакцией Владимира Сурдина. . В данной книге пишется, что «космология — это наука, изучающая Вселенную в целом: законы ее развития и наиболее общие эпохи ее истории».. Так вот изучением «наиболее общих эпох истории» Вселенной, связанных с определением порождения или уничтожения, как начала или завершения циклового развития, звезд и планет, и иных астрономических объектов, занимается именно космогония.

Если говорить о соотношении и взаимосвязи космологического и космогонического изучения Вселенной, то во временном отношении первоначально возникает космогония, опирающаяся на теологические воззрения и мифологию о сотворенном божественным Началом реальном окружающем мире. Потому такого рода другие заявления, что «ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира» , есть на деле не что иное, как подмена космогонии, пусть даже и «ранней», но иного профиля исследования, космоло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

январь, 2017 г.

гией. Потому правильно будет говорить не о «»ранних формах космологии», изначально направленной на изучение внутренних, составных элементов, целого, а о ранней форме существовавшей космогонии, не только предшествовавшей собственно космологии, но и имеющей свой предмет и объект познания, а именно отражение эволюции небесных светил.

Если же говорить о философском воззрении народов древнетюркской цивилизации и, в первую очередь, самого древнейшего из них — кыргызского народа, стоявшего у ее истоков, то в их представлении первоначальным Творцом мироздания, то есть построения космических миров, в том числе и нашей Вселенной, с ее Галактикой и Землей — Саманчынын Жолу (Млечный путь), является Кек Тецир — Синие Небеса. А именно сама материальная небесная действительность, с многообразием ее миров, что нашло отражение в мифах и сказаниях, и иных жанрах фольклора древнетюркского мира, с истоками которого связана и древнетюркская шумерская цивилизация, с ее космическим первоначалом Кек Денгиром, то есть Кек Тециром.

Примечательно, что в философско-космогониче-ском воззрении — тециризме древних тюркских народов Евразии, и тех же шумер, как выходцев из горных азиатских регионов — того же Алтая, ранее расселившихся в Месопотамии, часть которых, с падением их цивилизации, вернувшаяся на родину, красной нитью проходит мысль о признании равномерного, согласно гармонии и уравновешенности всего сущего, развития космического мира, Аалама — Вселенной, определяемого философским понятием «Кек Тецир», Синее Небо.

Именно установление меры или гармонии в бесконечном Космосе — Синем Небе, как проявление космической закономерности — тециризма, обеспечивает возникновение и равномерное развитие, и сосуществование небесных светил и самого земного, природного и человеческого, мира. При этом, когда рассматривается и признается в тециризме закон равно действия и равномерности, как условия порождения и, при нарушении этого равновесия и меры, исчезновения миров, с последующей их возвратностью в виде обновленных небесных светил, данное фило-софско-космогоническое воззрение перекликается с космогонической концепцией третьего Обращения Коалиционного Отряда Наблюдателей (К.О.Н.) объединения цивилизаций к разумным жителям Земли, к расе, называющей себя Человечеством, нашей Галактики, переданное посредниками Шамбалы Е.И. Рерих и Н.К. Рерих в 1929 году. . Вот что пишется в этом послании: «Мир хаотичен, в нём нет ничего незыблемого, в том числе — мерности. Мерность пространства во Вселенной колеблется, плавно изменяется в весьма широких пределах. Наилучшим условием возникновения органической жизни является

№ 1 (31)

мерность пространства, равная +п (3,14…). Значительные отклонения от этой величины пагубно действуют на живую Природу. В настоящее время, окрестность солнечной системы имеет мерность равную +3,00017…» . В качестве примечания следует здесь отметить, что можно по-разному относиться как к посланному тексту, так и самим представителям внеземной, разумной, цивилизации. Но эта тема совершенно другого и особенного освещения, игнорировать которую просто так было бы, по меньшей мере, несерьезно и опрометчиво. Важным здесь является тот момент, что и как в философском воззрении тециризма, в настоящем тексте речь идет о существующей во Вселенной мерности космического пространства, как условия жизни и существования всего живого и неживого в космических планетах, нарушение гармонии и равновесия которой неминуемо приводит к их гибели.

Данное положение так же перекликается с диалектическим законом взаимного перехода количественных и качественных изменений, где данное соотношение между количеством и качеством определяется мерой.

Уместным здесь было бы так же отметить и о влиянии на космогоническую теорию о зарождении миров ранних философских воззрений античности, признающих возникновение материальных тел из существующих первоначальных материальных элементов или веществ, таких как вода, огонь, огненные потоки, апейроны и т.д. А потому именно космогония занимается вопросами эволюции космических тел.

В свою очередь космология, исходя из данных астрофизического наблюдения и исследования современной Вселенной, так же занимается вопросами изучения моделей эволюции Космоса. В этом плане космология и данные наблюдения астрофизики являются вспомогательными источниками космогонического исследования.

Если говорить о современной космогонии, то ее методологическая база расширяется благодаря использованию данных, полученных такими точными

январь, 2017 г.

науками, как физика, астрофизика и химия. Это позволяет наиболее глубокому познанию процесса образования и эволюции, как астрономических объектов, так и в целом всей Вселенной, и иных космических миров. Этим и отличается космогония от космологии, что исследует небесные тела Вселенной, с изначального периода бесконечно многообразных форм их существования — зарождения и гибели, и появления обновленных макро и микрокосмических образований.

В вопросах возникновения материального мира вещей, связанного с определением первоначала их образования, наблюдаемая подмена понятий между космогонией и космологией, является результатом того, что допускается путаница между предметами данных наук. Всякое обращение с позиции методологии космологии к вопросу о порождении Вселенной, определения причинности ее возникновения, несостоятельно, ибо это прерогатива космогонии. Именно потому «космологический аргумент из теологии о существовании Бога является обращением к космогонии, а не к космологическим идеям» . Объясняется тем положением, что если космогония призвана исследовать происхождение и развитие Вселенной или Мультивселенной, а именно звёзд и планет, и, в первую очередь, Земли, с их спутниками, галактиками, туманностями, а так же Солнечную систему и само Солнце, астероиды, кометы, метеориты, и их эволюцию, как вымирания и порождения новых астрономических миров, то задача космологии состоит в изучении составных частей и элементов самих этих космических величин.

Примечательно, что попытка обнаружения и объяснения образования тонкой и сверхтонкой материи или миров, гравитационных волн, темной материи и темной энергии, так же является объектом изучения космогонии. Тогда как космология призвана определить их внутренние свойства и компоненты, то есть то, из чего и они состоят.

Список литературы:

1. Астрономия: век XXI. Изд. 3-е, испр. и доп. Ред.-сост. В.Г. Сурдин. Издательство «Век 2», 2015. — 624 с.

6. Юдахин К. К. Кыргызско -русский словарь. Изд-во «Советская Энциклопедия», 1965. — 973 с.

867 ₽ Выберите носитель:
Печ. книга
Эл. книга
Аудио-книга Печатная книга

Франц Мария-Луиза фон

Издательство: Клуб Касталия

Тип обложки: Твердый переплет

Страниц: 296

Год: 2012

Код: 21984

Аннотация:

Космогонические мифы — это мифы о сотворении мира. Что на самом деле было в начале? Бог умелый, брачная пара влюбленных богов или соперничающие между собой боги-близнецы. Мария-Луиза Фон Франц убедительно доказывает, что именно в понимании космогонических мифов, лежит ключ к сотворению нашей личной, новой и обновленной вселенной.

Из Книги
Вначале везде была вода, и небо было ясным, но однажды на небе образовалось облако, которое затем уплотнилось и превратилось в Койота. Возник туман, и из него появился Черно-бурый Лис. Они вместе начали думать, и, думая, они сотворили лодку, после чего сказали: «Мы можем здесь остаться и жить в лодке, как если бы она была домом». Так они дрейфовали на этой лодке многие годы, но она стала старой, покрылась водорослями, более того, они порядком заскучали сидеть в ней все время. «Иди ляг», — сказал Лис Койоту, и тот сделал это. Пока Койот спал, Лис расчесал свои волосы, сохраняя очески. Когда их стало много, он скатал их, растянул и разгладил в руках. Сделав это, он положил их на воду и начал разбрасывать, пока они не покрыли всю поверхность воды. Затем он подумал: «Здесь должно быть дерево», и оно было там. И так же он сделал с кустами и камнями, и утяжелил тонкий слой камнями, так чтобы он не колебался и не покрывался рябью, плавая, носимый ветром. И так он сделал то, что должно было стать миром.

Космогонические представления индейцев Месоамерики

Вертикаль картины мира была представлена в мифологии индейских народов числами 13 и 9. 13 небес – последовательно от неба Луны, звезд, Солнца, Венеры, комет, черного (или зеленого) ночного, голубого (дневного) до неба бурь, белого, желтого, красного и неба гермафродита Ометеотля. Временные отрезки также ассоциировались с 13-ю. Так «неделя» состояла из 13 дней. Подземный мир, Миктлан, был представлен 9 уровнями. Путь туда длился, по представлениям индейцев, 4 дня и изобиловал препятствиями в виде двух грозящих раздавить гор, змеи, крокодила, 8 пустынь, 8 гор, морозного ветра, мечущего камни и обсидиановые лезвия. Последнее же препятствие – широкая река, которую надо пересечь на спине маленькой красной собаки. Правителю подземного мира Миктлантекутли, изображавшемуся в виде скелета или человека с черепом вместо головы, сопровождающемуся летучей мышью, пауком и совой, – следовало поднести дары и затем уже получить свое место в одном из 9 преисподних. В Миктлан попадали все, за исключением воинов, утопленников и женщин, умерших от родов. Вертикаль соединялась стоящим в центре мировым древом.

Горизонталь была представлена 4 сыновьями верховного бога. Каждый из них ассоциировался с определенным цветом – красным (восток), черным (запад), белым (север) и желтым (юг) и управлял своим годом из четырехгодичного цикла. Кроме этого, со сторонами света были связаны и боги дождя (чаки), боги ветра (павахтуны), боги-держатели неба (бакабы) и боги охоты, воинского культа, смерти и подземного мира (ягуары). Центр, скрепляющий горизонталь, был местом бога огня Шиукекутли, изображавшегося в виде старика с разветвленным носом.

Каждая из сторон света отождествлялась с определенным значением. Так, Восток представлялся страной изобилия, Запад имел благоприятное значение и ассоциировался с домом планеты Венеры – воплощением Кецалькоатля, Юг был местом бога сева, но расценивался как область зла, а Север был местом бога смерти Миктлантекутли.

К космогоническим мифам относится представление о происхождении первой пары богов, породившей 4 сыновей, ассоциировавшихся со сторонами света, в их число входили Кецалькоатль и Тескатлипока. Они принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, которая состояла из голов и ртов, которыми кусалась, как дикий зверь. Из нее сделали землю, из волос – растительность, из глаз – колодцы и источники, из рта – реки и пещеры, из носа – долины, из плеч – горы. Через 600 лет были созданы огонь и половина Солнца, потом – первая человеческая пара, причем мужчина должен был пахать, а женщина – ткать и прясть. Боги увидели, что половины Солнца недостаточно, и сам Тескатлипока стал первым Солнцем. Потом были созданы гиганты.

Антропогонических мифов несколько. Главные из них рассказывают, что сначала боги сотворили людей из глины, но творение расплывалось, не могло двигаться, и разъяренные боги сами уничтожили их.

Далее были созданы люди из дерева, но они оказались непочтительными и непослушными. Боги вызвали потоп, многие люди погибли, а выжившие превратились в обезьян.

Следующий миф рассказывает о создании людей из кукурузы (маиса): было создано 4 человека, но они оказались слишком разумными, что не понравилось самим богам. Они навели на людей туман, чтобы многое в мире им стало непонятным, а во время их сна смастерили им 4 подруг. От этих пар пошли все племена в мире.

Еще один антропогонический миф связан с богом Кецалькоатлем, который спустился в царство мертвых Миктлан и принес дары богу смерти за позволение взять кости умерших. Но бог смерти был очень капризен, и только Кецалькоатль с костями удалился, тот пустил за ним в погоню перепела. Кецалькоатль испугался, споткнулся, рассыпал и поломал кости. Так что, когда он выскочил на землю, кости оказались разного размера. Он окропил их своей кровью, и из костей большего размера получился мужчина, а из костей меньшего размера – женщина.

Об этиологических мифах можно судить по изображению богов на рельефах изваяний, сосудов, мелкой пластике. Все они повествуют о родстве человеческого и животного мира и сочетают антропоморфные черты с офиоморфными (в виде змеи) или териоморфными (в виде орла или ягуара).

Эсхатологические мифы связаны с представлением о категории Времени и катастрофах в конце каждого цикла (эры).

Так, представлялось, что Вселенная была создана Кецалькоатлем и Тескатлипокой и прошла 4 этапа развития.

Первая эра – «Четыре ягуар», главным божеством Солнца был Тескатлипока – бог ночи, колдунов и жрецов. Эра закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю.

Вторая эра – «Четыре ветер», богом Солнца стал Кецалькоатль – бог утренней звезды Венеры, бог ветра, науки. Эра закончилась ураганами и превращением людей в обезьян.

Третья эра – «Четыре дождь», богом Солнца стал Тлалок – бог дождя и грома, всех съедобных растений. Эра закончилась всемирным пожаром.

Четвертая эра – «Четыре вода», богом Солнца стала богиня Чальчиутликуэ – богиня вод. Эта эра также закончилась катастрофой, как и другие. На сей раз это был Всемирный потоп.

И, наконец, современная эра – «Четыре землетрясение», богом Солнца стал Тонатиу, сам бог Солнца. По представлениям индейцев, наша эра должна закончиться страшными катаклизмами.

Но не только представления о больших временных периодах, но и о меньших циклах были связаны с эсхатологическими воззрениями. Так, считалось, что каждые 52 года Вселенная подвергается опасности уничтожения, поэтому окончание цикла (13 раз по 4 года) и начало нового сопровождалось у индейцев, в особенности – ацтеков, особыми же кровавыми обрядами.

Основа этих обрядов – предотвращение всемирной катастрофы, гибели богов, и прежде всего бога Солнца. Смысл их заключается в том, что боги нуждаются в «подпитке» – человеческими жертвами, кровью воинов.

Так, к примеру, каждый год избирался молодой красивый юноша, который должен был быть принесен в жертву богу Солнца. Сам он весь год являлся имперсонатором бога Солнца, все желания его исполнялись, 4 женщины должны были от него забеременеть. В определенный срок жертвоприношения юноша поднимался по ступеням храма, где на самом верху у живой жертвы вынималось из груди сердце.

Человеческие жертвы были строго регламентированы: во время затмений приносили в жертву карликов, весной – «богиню с косами», т. е. юную девушку, а в засушливую весну – мужчину, в которого, дабы он истек кровью, кидали дротики.

Культ бога весны Шипе-Тотеку, само имя которого означает «наш вождь ободранный», также был связан с человеческими жертвоприношениями. Об этом свидетельствуют его многочисленные изображения в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине. От локтей у него свисают руки жертвы с растопыренными пальцами, на лице маска из человеческой кожи, об этом говорит наличие вторых губ. На голове у него – шапка из ласточкиных хвостов, в руках – жезл с погремушкой. На праздники Шипе-Тотека жрецы культа облачались в кожу жертв, танцевали вместе с воинами. Эти кровавые пляски в честь урожая сопровождались опьяняющим напитком октли из сока агавы.

Естественно, все обряды исполнялись в особом ритуальном месте, в Теокале. Это храм, представляющий собой искусственную гору, символ мировой Вертикали, Центра, все детали которого соотносятся со строительными элементами Космоса – с числами 3, 4, 7, 10, 12. Поэтому такой храм является не только алтарем для жертвоприношений, но – местом для тайного откровения, общения с богами. Об этом следует помнить, рассматривая представленные в зале Этнологического музея модели пирамид Эль Таджин и Тенаики. Каждая ступень такого храма соответствует определенному небесному уровню, поэтому восхождение по ним ассоциируется с экстатическим путешествием к Центру Мира. Опьянение, способствующее мистическому экстазу, помогает освобождению от действия законов уровней профанного пространства и вступлению в сферу трансцендентности (илл. 33).

Культура Месоамерики, как видно, была наиболее развитой и сложной. Что же касается индейцев Северной Америки, то в связи с кочевым образом жизни, постоянной миграцией племен, принадлежащих к разным языковым семьям, здесь развились только, в основном, анимистические представления – о духах, соотносящихся с различными явлениями природы, животными, растениями и птицами. Есть примитивные представления о космогонии – о холме со стеблем травы, поднявшемся из вод, или о животных (бобер, ондатра, черепаха, выдра), доставших со дна реки землю и положивших ее на черепаху. В образе демиурга здесь выступает зооморфный герой – ворон, норка, сойка, койот, паук или кролик, который похищает огонь у богов, изобретает ремесла, борется с чудовищами, учит изготовлять священные маски (ложные лица), применяющиеся при лечении болезни. Антропогонических представлений много. По одним из них, люди были созданы мыслью зооморфного демиурга, по другим – произошли от матери-Кукурузы и отца-Неба, по третьим – спустились с неба через полый древесный ствол.

На значительной территории сегодняшних государств Южной Америки – Перу, Эквадора, Чили, Боливии, Колумбии, Аргентины – приблизительно в X – нач. XVI в. находился союз племен кечуа, т. н. империя инков.

Илл. 33. Майя. Приношение в жертву. Стела

Об инкской картине мира известно, что она, согласно рельефам на ритуальных предметах, представляла собой 3 мира, т. е. 3 сферы Вертикали, олицетворяющих мир богов, мир людей и подземный мир. Между этими уровнями изображались 2 змеи, одна – вытягивающаяся вверх и становящаяся Мировым древом, другая – рекой Укаями и молнией.

У инков также существовали представления о 4 поколениях – эрах.

Первая эра – «древние люди». Они жили в пещерах, очистили землю от змей, хищников, карликов и дикарей, начали возделывать землю.

Вторая эра – тоже «древние люди», они носили одежду из шкур, поклонялись богу, имеющему 3 лица (олицетворение грома и молнии), проводили каналы и строили дома.

Третья эра – «дикие люди». Они умели ткать, жили в каменных домах, размножились, как морской песок. Всех их уничтожил потоп.

Четвертая эра – «воины». Они забросили земли предков, селились в крепостях, в скалах. Своих покойников хоронили в склепах вместе с едой и умерщвленными женщинами.

Как видно, культура инков – не такая кровавая, как ацтекская. Но и она предполагала жертвоприношения. Последние были связаны не с культом Солнца, но с культом воды и предков. Ритуальными местами были храмовые водоемы. Жертвы были бескровные – такие как кока или маис, – и кровавые. В числе их было жертвоприношение детей, не достигших 10 лет, и животных – лам и морских свинок.

Все сказанное поможет правильно оценить представленные в Далем-Дорфе керамические и каменные изображения тотемов, сосуды в животном стиле, ритуальные украшения и другие объекты культуры древней и современной индейской культуры.

А теперь, вздохнув с облегчением от того, что времена жестоковыйных ацтеков и инков прошли, направимся вниз, путешествовать по залам, представляющим культуры, где представления о темном и светлом, верхе и низе, добре и зле, жизни и смерти – не противостоят, но гармонично друг друга взаимодополняют, и символ гармонии взаимоисключающих начал – сплетающиеся и перетекающие друг в друга инь и ян – является символом философии мировосприятия всех стран Дальневосточного региона.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Исследование земных пород радиоактивными методами показало, например, что возраст Земли составляет несколько миллиардов лет. Такую же давность имеют метеориты и образцы лунных пород. Окаменелые останки животных, обнаруженные в различных геологических отложениях, рассказали об эволюции жизни па Земле — медленной смене растительного и животного мира. Да и сама Земля в течение своей долгой геологической истории претерпела колоссальные изменения. Еще М. В. Ломоносов писал: «…твердо помнить должно, что все видимые телесные на Земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от созидания, как ныне находим».

Развитие астрономии и других естественных наук послужило оспиной для создания научных космогонических гипотез. Что же такое космогония и космогонические гипотезы?

Слово «космогония» происходит от греческого «космос», что означает Мир, Вселенная. Космогония — это наука, которая изучает происхождение и развитие небесных тел, и частности нашей Солнечной системы.

В вопросе происхождения Солнечной системы еще много неясного. Поэтому для объяснения недостаточно изученных явлений обычно выдвигают то или иное научное предположение, или гипотезу. Следовательно, космогоническая гипотеза — это научное предположение о происхождении и развитии небесных тел.

Знакомясь с устройством Солнечной системы, мы могли уже убедиться в том, что она не является случайным собранием небесных тел. Напротив, в ее строении усматривается целый ряд определенных закономерностей.

1. Все большие планеты движутся вокруг Солнца по орбитам, близким к круговым.

2. Орбиты больших планет лежат почти в одной плоскости, практически совпадающем с плоскостью солнечного экватора.

3. Все вез исключения планеты обращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении — противоположном вращению часовой стрелки (если Солнечную систему наблюдать со стороны ее северного полюса). В эту же сторону вращается и Солнце вокруг своей оси.

Общее направление движения такого большого числа небесных тел (одних малых планет — сотни тысяч!) указывает на то, что вес они некогда были приведены в упорядоченное движение каким-то единым космическим механизмом.

4. Кроме того, Солнце и шесть больших планет — Меркурий, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Нептун — вращаются вокруг своей оси в направлении орбитального движения, то есть с запада на восток. Исключением из этой закономерности являются Венера, Уран и Плутон. Они вращаются вокруг оси в обратном направлении — с востока па запад.

5. Спутники планет движутся в плоскостях, близких к плоскостям планетных экваторов.

Отмеченные закономерности свидетельствуют о том, что Солнечная система действительно единая семья. На это указывает также связь между физическими свойствами больших планет и их расположением в порядке удаления от центрального светила. Ближайшие к Солнцу образуют группу земноподобных планет (Меркурий, Венера, Земля и Марс), а далекие от Солнца — группу планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун).

Особняком стоит далекий Плутон. По своим физическим характеристикам и составу он похож на крупные спутники планет-гигантов. Возможно, что в прошлом Плутон был спутником Нептуна. Таким образом, есть все основания предполагать, что тела Солнечной системы образовались в результате какого-то единого процесса. Иначе невозможно объяснить, почему они подчиняются общим закономерностям. И любая гипотеза, раскрывающая происхождение Солнечной системы, лишь тогда может стать настоящей теорией, если она только объясняет современное состояние Солнечной системы, но и может прогнозировать ее эволюцию.

Одна из первых попыток научного объяснения происхождения небесных тел принадлежит известному немецкому философу Иммануилу Канту (1724—1804).

В 1755 году была напечатана его книга «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней Кант образно сказал: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир». Подобно древним грекам, он считал, что первоначальным состоянием мира был хаос, когда пространство Вселенной было заполнено холодными пылевыми частицами. По вследствие притяжения, действовавшего между ними, хаос распался на отдельные сгущения. В течение долгого времени сгущения росли и уплотнялись. Из более крупного (центрального) сгущения образовалось Солнце, а из других, малых сгущений, — планеты и их спутники.

Знаменитый французский астроном и математик Пьер Симон Лаплас (1749—1827) ничего не знал о гипотезе своего современника Канта: космогонические идеи немецкого философа еще не успели проникнуть во Францию. Создавая собственную гипотезу, Лаплас учел основные особенности строения Солнечной системы и, опираясь на известные ему факты, описал процесс образования Солнечной системы из вращающейся раскаленной газовой туманности.

Анализируя основные закономерности движения планет, академик О.Ю. Шмидт (1891 — 1956) пришел к заключению, что выводы Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянного вещества в своей основе были верны. Только сам процесс формирования планет был представлен неправильно. Каким же представляется он автору новой гипотезы?

Сейчас большинство космологов придерживается взгляда о совместном образовании Солнца и планет из одного и того же газопылевого облака.

Неоценимую услугу в этом вопросе оказывают ученым метеориты. Ведь метеоритное вещество мало изменилось с тех пор, как около 4,5 млрд лет назад оно участвовало в образовании тел астероидных размеров. В последние годы выяснилось, что метеоритное вещество хранит в зашифрованном виде «запись» даже тех событий, которые предшествовали началу эволюции допланетного облака.

Итак, исходным материалом для формирования планет явилось допланетное облако. В гипотезе Шмидта это облако не пылевое и не газовое, а газопылевое, что существенно меняет процесс его развития. Поначалу частицы газа и пыли, составлявшие облако, обладали хаотическими движениями и поэтому часто сталкивались между собой.

В рамках планетной космогонии Шмидта прекрасное объяснение получило четкое разделение больших планет на две группы по своим физико-химическим особенностям. Вначале газопылевое облако было однородно и, подобно Солнцу, состояло в основном из водорода и гелия. К этим двум газам в небольшом количестве были подмешаны другие химические элементы. Твердое вещество в виде пылинок составляло около 1 % первоначальной массы допланетного облака.

Па первом этапе эволюции облака, когда пылевые частицы собрались в плоский непрозрачный диск, солнечные лучи не могли прогреть всю его толщу одинаково. В зоне современной орбиты Плутона температура внутри диска была ненамного выше абсолютного пуля. В зоне орбиты Земли она была близка к О °С. А части диска, расположенные около Солнца, сильно нагревались его лучами, и из пылинок выделялись газы.

Наиболее легкие, особенно водород и гелий, рассеивались в пространстве, а также под действием давления света и мощных корпускулярных потоков (солнечного ветра) устремлялись в холодную зону. Там газы обильно намерзали на пылевых частицах и быстро их укрупняли. С течением времени и прогреваемой зоне остались лишь частицы тугоплавких силикатов и металлов. Из этих тяжелых веществ и образовались сравнительно небольшие планеты: земной группы.

А вдали от Солнца, где в изобилии скопился водород и другие летучие вещества, возникли планеты-гиганты с малой средней плотностью. Так произошло разделение планет па две группы.

Такова в общих чертах картина образования планет и их спутников по гипотезе академика О. Ю. Шмидта, дополненной результатами новейших исследований.

Современные космогонические гипотезы включают в себя такие важнейшие научные проблемы, как происхождение самой туманности, послужившем исходным «строительным материалом» для формирования небесных тел Солнечной системы.

Радиоастрономические наблюдения свидетельствуют о том, что примерно в половине межзвездных газопылевых облаков водород связан в молекулы, поэтому такие облака принято называть молекулярно-пылевыми. На протяжении всего своего существования они «питаются» веществом, истекающим из соседних звезд.

Большую роль в эволюции молекулярно-пылевых облаков играют взрывающиеся поблизости сверхновые звезды. Мощная ударная волна, порожденная взрывом массивной сверхновой, вызывает стремительное сжатие облака и превращение его в туманность. Подобного рода история произошла, видимо, и с родительским облаком Солнечной системы. Об этом свидетельствуют обнаруженные аномалии изотопного состава метеоритного вещества — углистых хондритов. Такие отклонения можно объяснить инжекцией (впрыскиванием) вещества взорвавшейся звезды в туманность. Измерив в метеоритах содержание радиоактивных ядер и продуктов их распада, ученые пришли к выводу, что в окрестностях протосолпечной туманности сверхновые взрывались три раза: более чем за 5, примерно за 5 и за 2 млрд лет до начала формирования Солнечной системы. Это имело исключительно важную, можно сказать, принципиальную роль для качественного развития нашей планетной системы.

Дело в том, что в звездах так называемого первого поколения, сформировавшихся из водорода и гелия (первичного газа Вселенной), в результате термоядерных реакций образовались химические элементы от углерода до железа включительно. А вот более тяжелые элементы появились благодаря взрывным процессам новых и сверхновых звезд. Эти элементы выбрасывали в межзвездную среду вспышки сверхновых. Поэтому Солнце (звезда второго поколения) и наша планетная система (особенно планеты земной группы!) впитали в себя тяжелые элементы, которые синтезировались при вспышечных процессах. И так уж получилось, что тяжелые элементы стали непременной составной, частью человеческого организма, правда в самых небольших количествах. Как сказал один ученый: «…каждый из нас и все мы воистину в действительности являемся малой частью звездной пыли!» Если бы не было звезд, не было бы ни растений, пи животных, ни человека.

Самым уязвимым местом в гипотезе О. Ю. Шмидта является все та же проблема с распределением момента количества движения между Солнцем и планетами. Чтобы решить ее, Шмидт делает искусственное предположение о захвате Солнцем межзвездного газопылевого облака, уже обладавшего необходимым моментом. Хотя такой захват возможен, но вероятность его очень мала.

Эта статья о теориях происхождения Вселенной. Для песни Björk см Космогония (песня) . «Космогенез» перенаправляется сюда. Об альбоме Obscura см. Cosmogenesis (альбом) .

Космогония — это любая модель происхождения космоса или вселенной .

Обзор

Научные теории

Теория Большого взрыва , которая гласит, что Вселенная изначально расширилась с высокой или бесконечной плотности, широко принята физиками.

В астрономии космогония относится к изучению происхождения определенных астрофизических объектов или систем и чаще всего используется в отношении происхождения Вселенной, Солнечной системы или системы Земля-Луна . Преобладающей космологической моделью раннего развития Вселенной является теория Большого взрыва . Шон М. Кэрролл , специализирующийся на теоретической космологии и теории поля , объясняет два конкурирующих объяснения происхождения сингулярности , которая является центром пространства, в котором характеристики безграничны. Примером этого является то, когда черная дыра достигает точки сингулярности и гравитации , поскольку характеристика этого пространства становится безграничной. Принято считать, что Вселенная началась в точке сингулярности, и когда сингулярность Вселенной начала расширяться, произошел Большой взрыв, который, очевидно, положил начало Вселенной. Другое объяснение, которого придерживаются такие сторонники, как Стивен Хокинг , утверждает, что «время» не существовало, когда оно возникло вместе со вселенной. Это утверждение подразумевает, что у вселенной нет истории происхождения. Время не существовало «до» создания Вселенной. Следовательно, неясно, появились ли такие свойства, как пространство или время, вместе с сингулярностью и вселенной, как это известно.

Несмотря на исследования, в настоящее время не существует теоретической модели, объясняющей самые ранние моменты существования Вселенной (в эпоху Планка ) из-за отсутствия проверяемой теории квантовой гравитации . Тем не менее исследователи теории струн , ее расширений (см. M-теорию ) и петлевой квантовой космологии, такие как Бартон Цвибах и Вашингтон Тейлор, предложили решения, помогающие объяснить самые ранние моменты существования Вселенной. У космогонистов есть только предварительные теории для ранних стадий развития Вселенной. Вселенная и ее начало. Предлагаемые теоретические сценарии включают теорию струн , М-теорию , начальное состояние Хартла-Хокинга , струнный ландшафт , космическую инфляцию , Большой взрыв и экпиротическую вселенную . Некоторые из этих предложенных сценариев, например теория струн , совместимы; тогда как другие нет.

Проекция многообразия Калаби – Яу из теории струн . В квантовой физике остаются разные правдоподобные теории относительно того, какая комбинация «вещества», пространства или времени возникла вместе с сингулярностью (и, следовательно, этой вселенной). Основное разногласие между теориями заключается в том, существовало ли время «до» появления нашей Вселенной.

Мифология

На этой шумерской табличке написаны части эпоса о сотворении мира » Эриду Бытие».

Космогония связана не только с научными теориями, но и с гуманитарными науками , в частности с мифами о творении . Сотворение мира или космогонические мифы объясняют создание вселенной или космоса либо

  • высшее существо , или существа,
  • процесс метаморфозы ,
  • совокупление женских и мужских божеств ,
  • через хаос , или
  • через космическое яйцо (также известное как мировое яйцо ).

До того, как космогония укоренилась в научных теориях, мифы о творении использовались для объяснения истории происхождения Вселенной. Например, Eridu Genesis , самый старый из известных мифов о творении, основанный на шумерских таблицах , показывает, как эпос относился к сотворению мира, построению городов и великому потопу. Вселенная была создана из первобытного моря (см. Также Абзу ), и, таким образом, созданы боги и созданы люди, чтобы заботиться о природе. Мифы о сотворении мира различаются, но у них может быть одно и то же божество или символ . Например, правитель богов в греческой мифологии , Зевс , похож на правитель богов в римской мифологии , Jupiter ( Юпитер ).

По сравнению с космологией

Космогонию можно отличить от космологии , которая изучает Вселенную в целом, ее существование и не исследует непосредственно источник ее происхождения. Тем не менее, с точки зрения гуманитарных наук между космогонией и космологией нет никакой двусмысленности . Например, космологический аргумент теологии относительно существования Бога — это апелляция к космогоническим, а не космологическим идеям. Однако на практике существует научное различие между космологическими и космогоническими идеями. Физическая космология — это наука, которая пытается объяснить все наблюдения, относящиеся к развитию и характеристикам Вселенной в целом. Вопросы относительно того, почему Вселенная ведет себя таким образом, были описаны физиками и космологами как вненаучные (т. Е. Метафизические ), хотя предположения делаются с различных точек зрения, включая экстраполяцию научных теорий на непроверенные режимы (т. Е. Планковские шкалы), философские или религиозные идеи.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *