Что делать с истёртыми иконами, сломанными крестиками и т. п.?

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, как правильно поступать со старыми православными календарями, истёртыми иконами, сломанными крестиками, прогорклым маслом освященным, бутылками после святой воды в том числе стеклянными, плёнками видео и т. п. Спасибо.

Икону, на которой нельзя разглядеть изображение, можно убрать из вашего домашнего иконостаса и заменить на новую. Тем более, что сейчас это сделать относительно легко. Но икону, вышедшую из молитвенного употребления, тем не менее, нельзя утилизировать с обычным мусором. Икона освящается специальным чином и окропляется святой водой. Если икона была в вашем молитвенном уголке, то вы обращались посредством нее к Господу. Старую икону, кресты, бутылки из-под святой воды можно принести в храм и оставить в специально отведенном месте, о котором можно спросить у работников храма. Также икону можно сжечь или закопать в непопираемом месте. Непопираемое место — это колодец или яма, закрытая от хождения поверх его. Обычно в храме устраивают специальный колодец, куда сливают остатки неиспользуемой освященной воды или воды, используемой при богослужении. Записки со службы, и иной предмет церковного обихода, который можно сжечь, сжигается на территории храма в специальной печке и пепел закапывается так, чтобы поверх его не ходили люди, попирая его ногами. Но не обязательно нести все в храм, масло, святую воду можно вылить в чистую реку, а пришедшую в негодность икону можно сжечь, а пепел закопать, но так, чтобы это место было подальше от дорог и тропинок.

Вернуться к списку вопросов

Дом ни одной православной семьи не обходится без икон, это посредник между нами и святыми. Молитва перед иконой сильнее, так перед нами визуальный образ того, к кому мы обращаемся, что очень помогает сосредоточиться. Иконопись известна не одно тысячелетие, и за это время появилось огромное множество икон, но они не могут существовать в неименном состоянии вечно. Если образ сильно повредился, лик святого на нём не читаем, конечно, у её хозяев может появиться желание избавиться от иконы. Единственное правило, которое нужно запомнить навсегда это то, что иконы нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Что делать с ветхой иконой?

Ветхие, старые иконы следует отнести в храм. Если образ совсем потерял свой вид, то её сожгут в церковной печи. Сжечь их можно и самим, но не вместе с мусором, а отдельно, в чистоте. Икона всегда остается иконой, в каком бы плачевном состоянии она не находилась. Немного потускневшую икону или с незначительными повреждениями, можно также отнести в храм, возможно, её заберет кто-то из прихожан. Недалеко от входа в храм обычно находится поминальный стол, куда прихожане приносят продукты, чтобы почтить память усопших. Икону можно оставить на поминальном столе, хорошо будет также принести продуктов, выражая тем самым любовь своим почившим родным. Ненужный образ можно отдать в церковную лавку. Не стоит отдавать кому-то икону в плохом состоянии, это будет неуважительно.

Очень старые иконы можно отреставрировать, иногда это оказывается выгоднее с экономической точки зрения, чем покупка новой.

Ведь нередко образ является семейной реликвией, передающийся из поколения в поколение, потерять которого, просто невыносимо для членов семьи.

Иконы, принадлежавшие чужим людям

Иногда в домах остаются старые венчальные пары, иконы, которые вручают молодым во время таинства венчания, или иконы ангелов-хранителей покойных родственников или старых хозяев дома. Такие образы можно оставлять у себя. Икона – это не оберег, перед ней молятся святому, а потому совершенно неважно, кому раньше святыня принадлежала и по какому поводу появилась у прошлых хозяев. Венчальная пара обычно состоит из иконы Иисуса Христа «Господь Вседержитель» и Богородицы – «Казанская Божья Матерь». Эти изображения святых могут переходить от пары к паре или вовсе попасть к одинокому человеку, это допустимо.

Икона – это символ веры. В отличие от современных картин, святые образы несут в себе поучительный смысл. Каждая икона – произведение искусства, со своей историей и задумкой. Многие иконы очень достоверно передают события, описанные в Евангелие, сюжеты из которого очень часто используются иконописцами. Поэтому к ним следует относиться с уважением и трепетом, а не как с предметом интерьера. И даже, если вы решили проститься со старой иконой, сделать это нужно по правилам, чтобы не обидеть святого, лик которого изображен на иконе, и не навредить предосудительными действиями себе.

Икононебрежение в печатной продукции

The Mystical as Political Авторы статьи благодарят читателей портала «Православие.Ru» за отклики и внимание к опубликованной первой работе о проблемах современного иконопочитания.

В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность. Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или по крайней мере ламинировать.

Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.

На основании догмата иконопочитания (см.: Часть 1) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:

  • молитва, обращение ума от образа к первообразу;
  • явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
  • почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
  • освящение профанного пространства жизни человека;
  • благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

  • использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
  • изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
  • размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Иконы на обложках

Нам уже приходилось писать, что практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков очевидным образом не соответствует правилам благоговейного иконопочитания. Однако поскольку «воз и ныне там», «паки и паки» приходится говорить о том же.

Такими предметами крайне затруднительно и порой невозможно пользоваться благочестивым образом продавцам книжной продукции, читателям, библиотекарям и т.д.

Обложка DVD Известно, что когда верующий целует в храме икону, то благоговейно касается губами края ее поля; целует образ в «ручку», в «браду», но не в сам лик. В случае же обращения с указанными предметами человек вынужден браться руками за лик Господа, Богородицы или святого, класть развернутую книгу на стол, так что святой лик, изображенный на обложке, упирается и истирается о его поверхность. Кроме того, эти предметы носят в сумке вместе с предметами повседневного использования. Вынужденное использование благочестивыми верующими дополнительных обложек, покрывающих и предохраняющих священные изображения на таких предметах (например, на книгах), только подтверждает неправомерность подобного оформления продукции.

В витринах магазинов, церковных лавок и киосков по продаже периодики на такую продукцию нередко кладутся сверху другие товары, происходит расчет с покупателями, во время которого деньги и кошельки кладутся прямо на святые лики, что является очевидным кощунством.

Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их

Потому неудивительно, что оформление книг священными изображениями порицали святые наших дней. Так, известный грузинский святой нашего времени преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Это непочтительное отношение, книга пачкается». Он отрезал такую обложку и хранил ее отдельно. Святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и раздавал на благословение всем, кто к нему приходил.

Пример удачного издания православной книги без икон на обложке Дореволюционная традиция церковного книгоиздания была совершенно иной. И в настоящее время при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера (например, Октоих). Получившая же теперь широкое распространение практика оформлять обложки различных православных изданий священными изображениями (не только символами и знаками, но и святыми образами), делать их элементом дизайна, своим следствием имеет неизбежное, хотя и невольное для многих, неблагоговейное отношение к священным изображениям и является их профанацией.

Современным издателям и производителям товаров следовало бы разработать способы благочестивого оформления своей продукции, а покупателям при выборе товара – руководствоваться соображениями о возможности или невозможности использовать приобретаемые предметы благочестивым образом, не погрешая против догмата иконопочитания, а главное – против Самого Священного и, в конечном счете, против Бога.

Священные изображения в периодических изданиях

Если публикация священных изображений в книгах в качестве иллюстративного материала или для знакомства с церковным искусством является оправданной, поскольку такие издания предназначены для долговременного использования, то в случае периодической печати против этого имеются серьезные возражения.

Во-первых, публикация репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в периодической печати не соответствует благоговейному иконопочитанию, поскольку такие издания имеют временное ограниченное значение, в то время как догмат иконопочитания VII Вселенского Собора указывает на то, что священные изображения должны изготавливаться из долговременных материалов и для длительного пользования.

Во-вторых, поскольку периодические издания изначально предназначены для кратковременного использования, то закономерно возникает проблема их дальнейшего употребления, хранения и благочестивой утилизации.

В-третьих, из соображений ложно понятого «православного украшательства» издатели порой стремятся разместить на своих страницах как можно больше репродукций икон и других священных изображений, без которых зачастую можно было бы и обойтись.

Лики, используемые как иллюстрации, – такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе

Следует помнить, что каждый святой образ уникален, как и его первообраз. Поэтому неумеренное умножение священных изображений в рамках одной статьи или всего издания сводит эту уникальность на нет, превращая лики Спасителя, Богородицы и святых к простому иллюстративному ряду. Всё это неприметно ведет к такой же профанации священного, как упоминание имени Божиего всуе (напрасно), которое поэтому и запрещено третьей заповедью Декалога (см.: Исх. 20: 7).

Отдельных слов заслуживает публикация священных изображений в газетах. В отличие от журналов (ежемесячных, квартальных и т.п.) газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют очень короткий срок службы (как правило, несколько дней); по качеству полиграфии они стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. В быту к газетам наиболее пренебрежительное отношение. Поэтому издатели православных газет заведомо обрекают своих читателей в лучшем случае где-то хранить или благочестиво утилизировать их продукцию, а в худшем – бросать где попало и тем самым совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны.

Поэтому издатели как газет, так и журналов должны помнить, что они как производители продукции в определенном смысле вводят в искушение своих читателей потенциальной профанацией священного (поруганием священных изображений) и потому вместе с ними несут за это ответственность перед Богом.

Широкое распространение сегодня публикации священных изображений в периодических изданиях хотя и успело стать чем-то вроде нового обычая, тем не менее противоречит букве и духу догмата иконопочитания. История Церкви знает немало обычаев, с которыми ей приходилось и до сих пор приходится бороться как с суевериями, или пережитками язычества (об этом см. в продолжении), или тем, что не соответствует ее Священному Преданию.

«Иконы-календари»

В отношении календарей справедливо все сказанное выше о журналах и газетах, поскольку календари суть продукты ограниченного по времени пользования.

Кроме того, следует иметь в виду, что предназначение даже церковного или православного календаря вполне рутинное, т.е. профанное: предоставлять информацию о числах, днях недели, месяца и года, праздниках, днях памяти святых и т.п. Человек смотрит в календарь именно с этой целью.

Если, например, на листе настенного или настольного календаря размещено священное изображение (часто это репродукция иконы), то оно становится второстепенной деталью, простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку сам по себе календарь не предназначен для молитвенного делания – словесного или умного обращения к Богу.

Использовать календарь в качестве иконы – значит смешивать профанное и сакральное, обыденное получение информации и личное священнодействие верующего перед Творцом всяческих.

Для того, чтобы это стало очевидным, представьте, что в вашем храме к образам Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона и другим иконам кто-то скотчем прикрепит снизу соразмерные иконам листы православного календаря на текущий месяц с буднями и выходными днями, праздниками, днями памяти святых, обозначением постных и скоромных дней и т.п. Во время службы диакон и священник (а то и епископ) обязаны будут, обходя храм, кадить такие иконы и кланяться им, то есть воздавать почести не только первообразам, но и листу календаря. Да и миряне, желая помолиться у святого образа, будут лицезреть перед собой таблицу календарных дней текущего месяца… Скорее всего и священнослужители, и миряне сочтут такое соединение кощунством и оскорблением святыни, однако дома мы с этим почему-то миримся, как мирятся с этим и производители календарей, и их продавцы.

При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно

В календарях, изданных в виде книги или журнала, репродукции священных изображений играют ту же подчиненную иллюстративную роль, что в журнале или книге, умножая количество полиграфической продукции, подлежащей благочестивой утилизации.

В перекидных календарях технология соединения листов часто приводит к тому, что при их переворачивании священные изображения оказываются с перевернутыми вниз ликами или крестами, что неблагочестиво.

Календари высокого полиграфического качества после употребления порой затруднительно даже сжечь (об утилизации предметов священного характера см. в продолжении темы), поскольку они почти не горят, что создает дополнительные трудности для благочестивых верующих.

Календарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликами

Карманные календарики в виде иконок сочетают в себе «родовые» недостатки малоразмерных бумажных иконок и календарей:

  1. соединяют в себе несовместимое – священное и мирское (обыденное), что ведет к профанированию первого;
  2. ими затруднительно благочестиво пользоваться в быту;
  3. по своему назначению (как календари) они не предназначены для молитвы;
  4. в качестве икон – по материалу – они недолговечны, подвержены порче, часто находятся в неподобающем для иконы месте и т.д.

Издание так называемых «православных численников», т.е. годовых отрывных календарей, следует признать наиболее неблагочестивым, если не кощунственным делом. Ради дешевизны эти календари издаются на низкокачественной газетной бумаге; имеют объем до 784 страниц (т.е. 392 листа, больше, чем дней в году). В процессе использования листы этого календаря необходимо отрывать и куда-то девать ежедневно, а каждый такой лист содержит иконы Спасителя, или Богородицы, или святых, или их жития, святоотеческие поучения, описания церковных праздников и чудес икон Божией Матери и т.п. И все это духовное богатство нашей Церкви хозяин календаря вынужден ежедневно или периодически (еженедельно? ежемесячно?) как-то утилизировать.

В связи со всем сказанным нужно признать неблагочестивым соединение календаря со священными изображениями.

Выводы

Проведенный анализ издательской и другой продукции, имеющей священные изображения, позволяет заключить, что норме иконопочитания не соответствует:

  • практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков и т.п.;
  • публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.);
  • публикация священных изображений в календарях различного типа.

Поэтому лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию.

(Продолжение следует.)

Как поступить с пришедшими в негодность освященными предметами

Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся — те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно — она для вас.

Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения — мол, благочестие подскажет — никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением— благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов — порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.

Как это сделать правильно? Наилучший вариант — отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место — это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов.

Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие — это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно.

Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся — мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).

Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий — или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках — и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле.

А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего — в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать — а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки — сжечь.

К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.

Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему — нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.

Николай Смирнов. Натюрморт

Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками — к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации.

Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды — и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет.

Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина — это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина — как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.

И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию — однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же — покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание.

И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.

Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации.

И напоследок — о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты — и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари — перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут — ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги — можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь.

И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо — в печке или в мангале для шашлыка — а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу — значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным.

В. Сергиенко

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *