Содержание

Первые годы жизни ребенка — время непростое для всех членов семьи. Малыш меняет все — от распорядка дня до пищевых привычек родителей. И, конечно, все знают, что ребенок издает огромное количество разных звуков. Чем быстрее «расшифруешь» его пока еще тихое послание, тем больше шансов, что удастся избежать полноценного «концерта».

По мере взросления ребенка становится проще, однако внезапно у малыша начинается кризис трех лет, который часто сопровождается не менее громкими криками и плачем.

Мнение специалиста Почему же все-таки маленькие дети разного возраста часто кричат, и есть ли какие-то адекватные способы на это повлиять? Рассказывает Елена Борисовна Мачнева, кандидат медицинских наук.

Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?

— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.

Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.

Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.

Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?

— Если речь идёт о ребёнке до года, то самое главное — внимательно относиться к его потребностям, стараясь своевременно устранять причины дискомфорта. Но не каждый младенец быстро и легко успокаивается, некоторым это очень сложно из-за особенностей нервной системы. Кроме того, иногда дети плачут из-за усталости и перевозбуждения. Здесь имеют значения индивидуальные характеристики нервной системы ребёнка.

Очень важно знать особенности малыша, наблюдать за его текущим состоянием (следить за потерей аппетита и т.п.) и наблюдаться у специалистов (вовремя проходить диспансеризацию и обращаться за консультациями в случае необходимости).

Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?

— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.

Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.

А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.

Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.

— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.

То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.

Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо. Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.

Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?

Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.

Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.

В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.

Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?

— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.

Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.

Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.

Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?

— Очень важно проявить терпение и последовательность. Ни в коем случае нельзя отменять то решение или требование, которое стало причиной истерики. В тот момент, когда ребёнок кричит или даже катается по земле, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку, угрожать. Этот момент нужно просто переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — твёрдо останавливать! Можно взять малыша подмышку и унести в менее людное место. Важно! Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих, очень долго не может успокоиться и т.п., необходимо проконсультироваться с неврологом. Причиной повышенной агрессии могу быть неврологические нарушения, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.

Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно вас расстраивает такое поведение.

Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?

— Если получается отвлечь – можно и нужно это сделать. Но, если малыш «завёлся» не на шутку и не реагирует на попытку переключить его внимание или начинает ещё сильнее кричать, то нужно переждать истерику.

Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?

Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.

Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:

  • Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
  • Учить понимать свои чувства и говорить о них;
  • Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
  • Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
  • Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
  • Быть примером доброжелательного отношения к людям.

В этой работе мне хотелось бы обратить внимание педагогов и родителей на феномен детского крика и крика вообще. Общеизвестно, что практически все дети кричат. Маленькие – чаще, большие – реже. Что вызывает крик у ребенка, чего он хочет добиться своим криком? Когда и зачем кричат взрослые? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы.

Обратимся вначале к миру природы. Мир растений можно назвать безмолвным. Правда, мы можем услышать шелест листьев, скрип сосны, треск веток. Ко эти звуки представляют собой шум, возникающий от внешнего воздействия ветра, воды, огня. Впервые с криком мы встречаемся в царстве животных. Они рычат, мычат, блеют, визжат и т.д. Любопытно, что разные народы по-разному интерпретируют, например, крик петуха. Люди находят какое-то звуковое соответствие крику животного, но сам крик у животного не артикулируется ясно и четко. Он живет до артикуляции ж вне артикуляции и исходит из глубины существа животного. У птиц эти звуки высокие, у коров, лошадей – низкие. Причем крик у кошки или у собаки не один и тот же на все случаи жизни, а различается в зависимости от ситуации. Собака может лаять, скулить, выть, брехать, выводить рулады, рычать, урчать и т.д. То есть, она может выражать с помощью крика различные настроения и состояния. По-разному мурлычет кошка, кудахчет курица, мычит корова.

У животных появляется то, чего нет у растений – астральное тело. Оно приводит животное в движение и «дарит” ему способность кричать. Интересно, что крик птицы или животного может быть просто громким или очень громким. Но сложно представить себе соловья, поющего шепотом, или шепчущую что-то себе под нос корову или козу. У животных нет внутренней речи, они не могут кричать только для себя, чтобы никто не услышал. Внешнее впечатление, та или иная ситуация захватывают животное полностью и вызывают крик. В этом крике могут жить радость от полноты жизненных сил, тревога, страх, ужас. Нужно отметить, что способность кричать присуща теплокровным животным – птицам и млекопитающим. Рыбы, ящерицы, черепахи молчат. Начинают звучать земноводные – лягушки, змеи, но высшей степени развития крик получает у птиц и млекопитающих. У некоторых птиц, например, соловья, жаворонка крик «возвышается” до пения.

Сделаем еще один шаг и перейдем от животных к людям. Первые минуты жизни человека на земле сопровождаются криком. Все ли дети кричат при рождении? На этот вопрос могли бы ответить опытные акушерки. Но можно сказать точно, что все матери ждут первого крика своего ребенка и очень беспокоятся, если он долго не кричит после рождения. Кричит – значит, живой и переживает свое рождение из одного мира в другой, переход в другое состояние и боль, связанную с этим переходом. Ребенок никогда не говорит нам сознательно о своем состоянии во время родов, но его крик или отсутствие крика могут о чем-то свидетельствовать. Таким образом, крик сопровождает переход от нерожденности к рождению.

Обратимся теперь к ситуации ухода человека из жизни. Каждый человек встречает свою смерть по-разному. Бывает «легкая” смерть, смерть во сне, смерть в результате несчастного случая и т.д. Не всегда человек кричит перед смертью. Но когда он испытывает страх или ужас – сложно удержаться от крика. Мы не всегда до конца отдаем себе отчет в том, чего мы на самом деле боимся. Но самки большой, метафизический страх у каждого человека – страх перед своей смертью или смертью самых близких людей. На границе жизни и смерти появляется крик. Таким образом, можно сказать, что крик живет до появления речи, как возможность речи, и после речи, как указание на то, что речь уже исчезла. Крик можно определить как «ещё не речь” и «уже не речь” и изобразить взаимоотношения между криком и речью в виде круга и пространства вне круга:

Крик – это то, что стремится стать речью, но не может ею стать по какой-то причине. Это определение справедливо не только для человеческого крика, но и для криков животных. Животные не могут говорить так, как люди, потому что у них нет Я – сознания. У человека тоже не всегда присутствует Я – сознание. Постоянное присутствие Я в бодрственном состоянии невыносимо для очень многих людей. Как Солнце часто бывает невидимо из-за туч, так и Я – сознание человека часто закрывается «астральными облаками”, о чем говорил Р. Штайнер в двух лекциях к русским антропософам. Теперь становится понятным, почему «сон разума рождает чудовищ”, и каких чудовищ он рождает.

До появления Я – сознания на 4-ом году жизни ребенок находится в состоянии «сна разума”. Но это пока еще блаженный, райский сон. Ребенок в этом возрасте спит значительно дольше, чем взрослый человек, даже когда ребенок бодрствует, он продолжает «спать» в отношении своего сознания. Еще не пробудились ни длительная память, ни богатая фантазия. Поэтому крик в этом возрасте почти всегда «говорит” о «неудачном пробуждении”: шел по дорожке – упал и ударился; потерял любимую игрушку; устал от собственного перевозбуждения; нарушил привычный ритм жизни и т.д. Практически любая ситуация, которая вызывает крик у маленького ребенка, свидетельствует о нарушении привычного ритма жизни. Это может быть ритм во времени или ритм в деятельности самого ребенка. Самый верный способ вывести ребенка 2-3 лет из кричащего состояния – чем-то отвлечь его. Он еще не понимает полностью нашу речь, но переживает воздействие интонации – спокойной, ласковой или строгой.

Что происходит с ребенком после того, как он начинает говорить о себе «Я”? Он начинает переживать себя отдельным существом в кругу других существ. Ребенок бессознательно делает для себя важный вывод – все люди от 3-4 лет и старше обладают собственным Я. Именно Я позволяет ребенку научиться господствовать над потоком своей речи, говорить то громко, то шепотом, спрашивать и отвечать. У аутистов и шизофреников речь может быть развита в достаточной степени, но без господства Я эта речь обычно воспринимается окружающими как бессмысленная. Наша речь подобна тройке лошадей, которые мчат карету, а наше Я – кучер. Куда приедет тройка, если кучер уснул или отпустил лошадей?

Обычно в 3,5 – 4 года ребенок способен спрашивать и слышать обращенную к нему речь взрослого. Поэтому крик в этом возрасте отличается от крика в более раннем возрасте по смыслу. Ребенку всегда можно и нужно задать вопрос – что происходит, из-за чего крик? Он уже способен к простому диалогу со взрослым, потому что начал осознавать себя как Я – существо. Поэтому манипулирование и дрессировка со стороны взрослых уже недопустимы. И, наоборот, взрослые не должны допускать, чтобы дети в этом возрасте начали манипулировать ими. Ребенок может по привычке некоторое время пытаться добиться своего криком, но задача взрослого в этом случае – не поддаваться на провокацию и сохранять спокойствие.

В русском языке существуют меткие выражения :”выйти из себя”, «быть не в себе”, «вывести из себя”. О чем они говорят? О том, что человек не всегда в своей жизни адекватен самому себе. Не всегда Я нахожусь в самом себе. А что же тогда вырывается из меня? Моё астральное тело – страсти, влечения, желания. Ребенок до 3 лет находится «не в себе” практически постоянно. Ребенок 4-8 лет находится иногда в себе самом, но чаще – не в себе самом, а в своих восприятиях и ощущениях. Кризис 9 лет связан с началом переживания себя отдельным существом со своей внутренней жизнью, с возможностью пережить одиночество, с поиском другого, друга. В подростковом возрасте, с 12-14 лет, юноша или девушка переживают себя в себе, «ищет себя» самым сильным образом. Подросток интенсивно живет внутри себя самого и лишь в слабой степени выносит что-то наружу. Отсюда важность для подростка найти «свою тусовку”, где его понимают. Эти тусовки закрыты от мира взрослых, у подростков появляются личные дневники и начинаются попытки писать стихи или прозу, рождается повышенный интерес к моде и своей внешности и т.д. Если дети до 3 лет чаще всего кричат от «неудачного пробуждения”, то подростки кричат от назойливых попыток взрослых пробудить Е них взрослых или продолжать считать их детьми. А подросток уже не ребенок, но еще не взрослый, поэтому относительно «стабильным” взрослым бывает с ним тяжело. То одна, то другая сторона переходит на крик с целью навязать свое или защититься от навязываемого. Так совершаются необдуманные поступки, о которых позже приходится сожалеть.

Наверное, одним из критериев для определения степени взрослости человека является его способность не часто совершать поступки, о которых впоследствии придется сожалеть. Совсем не совершать их невозможно. Кто из нас способен в любой ситуации сохранить спокойствие и самообладание и не сорваться? Мало таких. Но стремиться к этому необходимо, чтобы не остаться подростком в своих реакциях и поступках в 30, 40, 50 лет.

В каких ситуациях кричат взрослые люди? Практически в тех же, что и дети. Когда им причиняют боль, физическую или душевную, когда они испытывают страх и ужас, когда самозабвенно радуются как дети. И в некоторых ситуациях крик – единственная возможность выразить внутреннее состояние, потому что речь оказывается бессильной. Вспомним фанатов, орущих на стадионе, людей, катающихся на опасных аттракционах, или человека, заблудившегося в лесу.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на речь и крик как на два полюса, две стороны одной медали. Одно не понять без другого. Крик при определенных обстоятельствах переходит в речь, и речь переходит в крик. Кричит в нас наше природное, животное начало. Говорит в нас наше духовное, Божественное начало. В каждом человеке проявляется и первое, и второе. Но культурную ценность для человека и человечества имеет возвышенная, сознательная речь, которая строит социальные отношения и связи между людьми.

Впервые опубликовано в журнале «Дитина” №3, 2004 г.

Как показывают исследования, кричать на ребенка в воспитательных целях абсолютно неэффективно. Ситуации, когда родители не могут контролировать свои эмоции, разнообразны, но на самом деле именно усталость и нервное истощение являются основными причинами таких срывов.

Крики влияют на развитие мозга детей

Исследование, проведенное в Университете Питтсбурга (США), показало, что ежедневные скандалы очень негативно влияют на психическое развитие детей и могут стать причиной развития агрессивного поведения или, наоборот, их излишней зажатости и низкой самооценки.

Психологи в течение двух лет анализировали 976 семей и обнаружили, что крики, которые были частью воспитания, стали причиной поведенческих проблем у подростков и депрессии у малышей. Кроме того, дети стали еще более непослушными, а травмы, нанесенные такими срывами, не «исцелялись» объятиями и другими жестами любви, которые проявляли родители, придя в себя.

Другое исследование группы психиатров из Гарвардской медицинской школы (США) показало, что словесные оскорбления, унижения или упреки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга. Ученые проанализировали 50 малышей, получающих психиатрическое лечение, и сравнили их с 97 здоровыми детьми. Они обнаружили, что телесные и словесные наказания вызвали значительное уменьшение мозолистого тела, «кабеля» из нервных клеток, который соединяет два полушария головного мозга. В результате активность в разных частях мозга снижалась, ухудшались память и внимание, уменьшался приток крови к мозжечку, все это в итоге приводило к потере эмоционального равновесия у детей.

Как перестать кричать на детей

Понаблюдайте за собой, какие ситуации и в какое время вынуждают вас кричать на ребенка: перед завтраком, перед выходом в школу и так далее. Этот шаблон поможет вам найти истинные причины вашего срыва, например, спешка, стресс или усталость. Возможно, ребенок ни в чем не виноват.

Попробуйте предугадать шторм. Чтобы не сорваться на ребенка, нужно время, чтобы успокоиться. Если вы чувствуете, что вот-вот потеряете контроль над собой, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов или просто уйдите из комнаты.

Не создавайте завышенных ожиданий. Часто разочарование происходит, когда ваши представления не оправдываются в реальности, например, вы надеялись, что ребенок сделает домашнее задание самостоятельно, но этого не произошло. Важно помнить, что ваш малыш — всего лишь ребенок и он раздражает вас не потому, что ему это нравится, а просто по причине своей незрелости.

Не вините себя. Чувство вины еще больше увеличивает напряженность. Кричать на малыша время от времени — это нормально, иногда они по-другому не понимают. Главное, чтобы это не вошло в привычку.

Помните, что именно вы являетесь для своего ребенка примером для подражания. Поэтому каждый раз, срываясь на него в гневе, подумайте, а хотели бы вы, чтобы он был таким же несдержанным?

Маленькая энциклопедия детского плача

Только вы отошли от малыша, чтобы хоть ненадолго заняться собой, накопившимися домашними делами, как из детской снова доносится хныканье. Вы уже знаете, что скоро оно перерастет в плач, а потом ребенок зайдется в крике. Что делать, как реагировать на отчаянный призыв крохи

Наши бабушки и прабабушки относились к младенческому плачу достаточно философски, считая, что во время плача ребенок «развивает легкие», а потому поплачет – и перестанет. Однако в настоящее время более популярна точка зрения, что плач – это просьба малыша о помощи, сообщение о том, что у него возникли проблемы, которые нужно как можно быстрее решить. Родителям не стоит бояться избаловать ребенка, реагируя на каждый его крик. По мнению детских психологов, избаловать малыша до года невозможно. В возрасте до одного года можно либо создать у малыша уверенность в безопасности и надежности новых для него среды и окружения, либо разрушить эту уверенность. Внимательная мама, прислушиваясь к своему малышу, постепенно начинает различать причины его плача. Эти причины могут быть разными, но объединяет их одно: дискомфорт, который в это время ощущает кроха и о котором он пытается, как умеет, рассказать взрослым.

Когда малышу чего-то не хватает…

Пожалуй, чаще всего ребенок плачет, когда хочет есть. Самым естественным, полезным и необходимым питанием для маленького ребенка является грудное молоко. Кроме того, при грудном вскармливании происходит контакт младенца с мамой. Сейчас все чаще врачи советуют кормить ребенка «по требованию» – считается, что правильный режим приема пищи природа подскажет сама.

Потребность в физическом контакте с мамой – тоже одна из основных причин детского плача. Беря грудь, ребенок чувствует мамино тепло, мамины руки. В общем, ему хорошо, тепло, безопасно, комфортно. И он успокаивается. Недаром в первобытных цивилизациях, сохранившихся и до наших дней в некоторых странах Африки, матери при первых криках ребенка берут его на руки и сразу дают грудь. Дети американцев и жителей Западной Европы, по данным антропологии и социопсихологии, плачут значительно чаще и дольше, что связано с замедленной реакцией мамы на плач ребенка.

Ребенок может плакать просто от скуки и одиночества. По мнению педагогов, большая ошибка родителей заключается в том, что они мало общаются с младенцем, когда он бодрствует. Малыш очень ждет вашего внимания. Поэтому не оставайтесь равнодушными, когда он зовет вас плачем.

В каждом из трех описанных случаев мама услышит так называемый призывный плач, который состоит из чередующихся периодов крика и пауз. Причем если на ребенка не обращать внимания, паузы становятся все короче, а крик — продолжительней. Возьмите малыша на руки, погладьте его по спинке, поводите рукой по его животику (эти движения лучше совершать по часовой стрелке), затем по грудке, головке. Малыш успокоился? Значит, он нуждался в вашем внимании. Он продолжает плакать? Тогда возьмите его на руки, прижмите к груди, покачайте.

Если ребенок вертит головой, открывает рот и причмокивает, то, скорее всего, он голоден. Голодный плач начинается с призывного. Но если кроха не получает пищи, плач становится сердитым, а затем переходит в захлебывающийся крик. Одно из главных правил поведения мамы в случае, когда ребенок плачет, – это взять его на руки и дать грудь. Если ребенок заплакал у вас на руках, дайте крохе грудь и покачайте его. Если малыш не успокаивается и отказывается брать грудь, следует поискать другие причины его недовольства.

Ребенок плачет, потому что кроху что-то беспокоит…

Чувство усталости, общего дискомфорта часто является причиной того, что малыш капризничает, хнычет. Плач при желании заснуть сопровождается зевотой, ребенок закрывает глазки, трет их ручками. Покачайте коляску или кроватку малыша, спойте ему колыбельную – ведь мамин голос успокаивает лучше всего. Если ребенку холодно или жарко, свое недовольство он также может выражать плачем. «Опознать» такую ситуацию можно несколькими способами. Потрогайте носик ребенка (дотрагиваться до кожи младенца в таких случаях нужно тыльной стороной кисти, так как кожа там чувствительней). Если носик теплый, то и его обладателю тепло и уютно. Если носик горячий, скорее всего, малышу жарко и необходимо снять с него один слой одежды. Если вы находитесь дома, разденьте малыша, дайте ему попить. Если нос малыша холодный, значит, ребенок мерзнет. Верным признаком того, что младенец замерз, является икота. Также можно потрогать ручки малыша, только не кисти, а чуть выше – предплечья, так как кисти рук могут быть прохладными, когда малышу в целом тепло. Замерзшего кроху надо потеплее укрыть или одеть. Еще одна обычная причина плача грудничка – мокрые и грязные пеленки. Обычно перед самим моментом мочеиспускания или дефекации ребенок издает звук, похожий на писк или хныканье, а после самого действия, если мама не оказывает помощь, такие звуки недовольства могут перейти в крик. Дискомфорт в этом случае может усугубляться раздражением кожи. Многие родители отмечают, что их малыш начинает плакать каждый день ближе к шести часам вечера. Плач в конце дня – своеобразное средство разрядки, дающее выход накопившейся усталости, нервозности. Возьмите кроху на руки, покачайте, спойте колыбельную, дайте ему попить, а когда он успокоится, уложите в кроватку. Негативные эмоциональные состояния возникают у детей из-за нарушения режима дня, изменений в привычном течении жизни. Малыш будет капризничать и в случае, когда плохо выспался, и тогда, когда перевозбудился и не может заснуть. Негативная, конфликтная семейная атмосфера пагубно воздействует на поведение малыша: нет ничего удивительного в том, что, когда взрослые ссорятся, ребенок плачет. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной: ее тревожность, взволнованность передаются младенцу. Неправильный уход также может явиться причиной недовольства и плача ребенка, его плохого поведения во время кормления, купания, переодевания. Ребенок плачет при купании и даже при одном виде купальных принадлежностей, если приобрел негативный опыт при этом занятии – например, вода была слишком горячей или мыло щипало глаза. Если взрослые случайно прищемили кожицу ребенка, когда застегивали пуговицы или кнопки на одежде, дергали за ручки, кроха может сопротивляться и плакать при одевании. Потерю аппетита, плач и другие защитные реакции могут вызвать насильное кормление, очень горячая или холодная пища, ситуации, когда в ротик ребенка кладут переполненную ложечку, чересчур быстро подносят ко рту следующую порцию, в то время как малыш еще не проглотил предыдущую. Привычка сосать пустышку часто успокаивает ребенка, но это препятствует правильному росту и развитию челюстей, формированию правильного прикуса. Детям с повышенной возбудимостью можно дать пустышку перед засыпанием, но после наступления сна ее нужно осторожно вынуть изо рта ребенка.

Тревожные симптомы

Недомогания ребенка, боль – самые неприятные причины детского плача. Четкой локализации боли у младенцев, как правило, нет в связи с несовершенным развитием их нервной системы. Поэтому при боли в любой части тела маленький ребенок ведет себя одинаково: плачет, кричит, сучит ножками. По поведению младенца в ответ на болевой раздражитель нельзя с точностью сказать, что у него болит. Поэтому иногда даже специалисту сложно определить, что на самом деле является причиной беспокойства малыша. Плач при боли – это плач с оттенком безысходности и страдания. Он достаточно ровный, непрекращающийся, с периодическими всплесками крика, которые, вероятно, соответствуют ощущениям усиления боли. К наиболее общим и часто встречающимся недомоганиям, вызывающим плач ребенка, относятся боли в животике (колики), боли при прорезывании зубов, головная боль (так называемая грудничковая мигрень) и повышенная чувствительность кожи при ее раздражении, возникновении опрелости, «пеленочного дерматита».

Вздутие живота и боли в животе (колики) обычно беспокоят малышей до трех – шести месяцев жизни. В этом возрасте процесс переваривания и передвижения пищи по кишечнику несовершенен из-за недостаточной сократительной способности мышечного слоя кишки, невысокой активности ферментов, не сформировавшейся или нарушенной по каким-либо причинам микрофлоры кишечника. Другими причинами могут быть погрешности в диете мамы, кормящей ребенка грудью; беспорядочное, необоснованно частое кормление малыша; введение в рацион крохи пищи, не соответствующей его возрасту. Колики могут быть также одним из признаков заболеваний желудочно-кишечного тракта. Возникновение колик обусловлено тем, что пища не успевает усваиваться кишечником и в повышенном количестве образуются газы. С каждым кормлением этот процесс усиливается и достигает своего пика в вечерние часы. При этом дети плачут, сучат ножками и подтягивают их к животу, у них нарушается сон. В случае возникновения колик необходимо дать возможность отойти газам: массировать живот круговыми движениями по часовой стрелке; положить ребенка на живот, согнуть ножки в тазобедренных и коленных суставах (положение лягушки); можно поставить газоотводную трубку в анус, смазав его и кончик трубки маслом, легким вкручивающим движением ввести трубку в задний проход на 3 см. Можно также положить на живот малыша мягкую теплую ткань, взять его на руки и прижать животом к себе – тепло облегчит колики. Попробуйте предложить крохе специальный детский чай на основе укропа, способствующий отхождению газов. Если колики повторятся, следует проконсультироваться у врача. Он проведет обследование, назначит препараты, способствующие уменьшению излишнего газообразования, восстановлению нормальной микрофлоры кишечника, что также приведет к уменьшению газообразования, нормализации стула, а при необходимости — скорректирует питание.

Головная боль, или «грудничковая мигрень», возникает чаще всего у новорожденных с синдромом перинатальной энцефалопатии (ПЭП), включающим повышенное внутричерепное давление, повышение или снижение тонуса мышц, повышенную возбудимость. Такие дети часто реагируют на перепады атмосферного давления, изменение погоды. Они ведут себя беспокойно при ветреной, дождливой, пасмурной погоде. Как и у взрослого человека, у ребенка при головной боли может возникнуть общее недомогание: тошнота, рвота, расстройство желудка. В этом случае вам обязательно следует обратиться к специалисту, который подберет нужное лечение.

Прорезывание зубов – всегда стресс для крохи. Ребенок может капризничать, плакать, у него может повыситься температура, появиться жидкий стул. В это время малыш очень восприимчив к инфекциям. Для облегчения прорезывания зубов существуют специальные кольца-прорезыватели с жидкостью внутри. Обычно их охлаждают (но не замораживают!) в холодильнике и дают малышу погрызть. Даже простое поглаживание десен пальцем уменьшит боль. Но если все это не помогает, и тем более — если данный процесс привел к повышению температуры и нарушению стула, посоветуйтесь с детским врачом. Возможно, вам понадобится обезболивающее средство (например, гель для десен).

Раздражение кожи может вызывать у малыша значительное беспокойство, поэтому состоянию кожи ребенка следует уделять значительное внимание. Пеленочный дерматит проявляется покраснением, появлением воспалительной сыпи на коже ягодиц, промежности малыша, ребенок становится раздражительным, плачет, особенно при смене подгузников. Моча, кал при соприкосновении с кожей ребенка нарушают ее кислотно-щелочной баланс, вызывая раздражение и повреждение кожи. Для профилактики подобных осложнений необходимо тщательно очищать кожу ребенка, почаще менять подгузники (у новорожденных — не реже 8 раз в день). В случаях сильного раздражения или развития воспалительного процесса на коже следует обратиться к детскому врачу. По мере того как ваш малыш будет расти и взрослеть, он станет меньше плакать. А пока мамина ласка, мамины руки, мамин голос, мамино тепло будут постоянно нужны, чтобы успокоить младенца; их вашему малышу ничто и никто не заменит. Помните, что решить «воспитательные задачи» вы сможете только в том случае, если ваш ребенок окружен любовью, вниманием и находится в постоянном контакте с самыми близкими ему людьми.

Советы

  • Перед каждым кормлением позаботьтесь о профилактике колик, о естественном отхождении газов: подтягивайте ножки малыша к животу и делайте при этом легкий массаж, прикладывайте к животу шерстяной платок (нагретую пеленку, грелку), кладите ребенка на несколько минут на живот (на диван, а еще лучше на ваши или папины коленки), поглаживая при этом спинку.
  • Во время приема пищи обращайте внимание на то, чтобы малютка крепко обхватывал ртом сосок или соску. При необходимости кормления из бутылочки приобретите специальные соски, не позволяющие воздуху проходить вместе с пищей. После кормления не спешите укладывать ребенка спать, а подержите его некоторое время вертикально (как правило, он срыгивает «лишний” воздух).
  • Попробуйте включить мелодичную, спокойную музыку. Многие мамы утверждают, что музыка, которую они слушали во время беременности, желая расслабиться, становится их палочкой-выручалочкой в периоды неудержимого плача ребенка.
  • Иногда нужно сменить обстановку. Для начала выйдите с ребенком из комнаты. Пусть он увидит другое помещение и предметы, которые могут привлечь его внимание. Если это возможно, рекомендуем выйти с крохой на прогулку.
  • Ванна действует успокаивающе как на детей, так и на взрослых. Кроме того, если ваш ребенок любит поплескаться в воде, купание может стать лучшим способом для его успокоения.
  • Самое главное – никогда не теряйте самообладания и не кричите на ребенка.
  • И последняя, хотя и самая трудная, рекомендация: постарайтесь предугадывать желания вашего ребенка. Почти все дети бессознательно делают определенные жесты, когда хотят есть, спать и т.д. Постарайтесь запомнить их и удовлетворить желание ребенка до того, как он расплачется.

Главное, никогда не позволяйте ребенку кричать до изнеможения.

Тесленко Татьяна Алексеевна – врач-детский хирург

УЗ «15-я городская детская поликлиника»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *