Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

» ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Цехмейстер Ирина Николаевна

г. Ноябрьск, МБОУ «Гимназия№1»

Учитель начальных классов

Тюменская об., ЯНАО

Аннотация

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Проблемы детского чтения и пути их решения.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым со-

обществом. 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов «Левада — центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA -2010 и PISA -2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значитель ное внимание. В разработанной в конце 2010 года Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:

— повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;

— рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан — субъектов чтения, доведение её до уровня, соответствующего успеш ной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа;

В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:

— доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;

— интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенци альных читателей в мероприятия по его популяризации;

— доступности и качества возможностей повышения читательской ком петентности;

Решением задач изучения и регуляции читательской деятельности, повышения читательской компетентности занимается как государ ственная институциональная сфера, так и негосударственная. Многочисленные публикации последних десятилетий отражают теорию и практику организации и поддержки детского чтения, представляют программы и методики стимулирования дет ского чтения, развития функциональной грамотности, воспитания информационной культуры, повышения уровня культуры чтения. Поэтапная реализация Программы предполагает использование различ ных универсальных и специальных методов повышения читательской компетентности и читательской активности. В частности, разработку и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение чита тельской и культурной компетентности граждан. Разработку системы критериев оценки уровня читательской компетентности учащихся.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Данные о детском чтении: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать — младшие школьники – 28%, старшие — 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.

«Национальная программа» в этой связи предусматривает:

— изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности.

— разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.

Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Н.Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе, и дома. Впервые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребёнку.

Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении русского методиста В.А. Флёрова «читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком. В. А.Сухомлинский говорил, что чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо’ развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное — организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развитая.

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя -способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Как же сделать, чтобы дети полюбили, уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.

Работа по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, участие в различных конкурсах.

Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена». Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.

Изучив работы педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»:

ТРИ

П

Переживай!

Прочитанное

чувства

Представляй!

образы

Понимай!

мысли

«Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Я думаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением — это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики — учитель — автор.

Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.

На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: во-первых, все дети моего класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями школьной и городской библиотек ; принимают участие в различных конкурсах.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.

Библиотековедение ==

УДК 028.5::316.65:303.425.6 ББК 78.07+60.562.1+83.8/84-445

СОВРЕМЕННЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА1

© В. А. Белов, В. В. Громова, 2014

Череповецкий государственный университет 162600, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Луначарского, 5

Представлены результаты анкетирования подростков и студентов, направленного на изучение читательских предпочтений. В работе также анализируются причины популярности тех или иных жанров литературы.

Ключевые слова: чтение, детская литература, массовая литература, фэнтези, анкетирование.

Key words: literature for children, reading, mass literature, fantasy, survey.

Читает ли сегодня молодежь? Что и сколько читает? — вопросы, которые волнуют родителей, педагогов и, конечно, библиотекарей. Даже без научных исследований понятно, что современные подростки читают меньше, чем их сверстники в советскую эпоху, к тому же книги, которые сейчас оказываются в руках детей, не всегда высокого качества. Однако прежде чем подвергнуть негативной оценке круг читательских интересов, следует тщательно разобраться, что вообще сегодня читают подростки, а, главное, почему. Именно это явилось импульсом для проведения исследований читательских предпочтений подростков и студентов. Отметим, что важным для нас показалось не только определить читательские тенденции, но и понять, почему продолжает возрастать популярность жанра фэнтези, ставшего за последнее время главным жанром массовой литературы.

Основным методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось среди учащихся (школьников и студентов) г. Череповца. Всего опрошено 204 респондента, из них 119 девочек и 85 мальчиков. Респондентами выступили 112 учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (МБОУ) «Общеобразовательная школа № 14» г. Череповца (возраст -12-15 лет); 30 учащихся Муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (МБВСОУ) «Центр образования»

(возраст — 16-19 лет); 62 студента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) «Череповецкий государственный университет» (ЧГУ) (возраст — 18-25 лет). (Анкетирование проводилось при участии магистранта кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций ЧГУ, учителя русского языка и литературы общеобразовательной школы № 14 г. Череповца Ю. Н. Карпейкиной).

Испытуемым предлагалась анкета из 17 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы касались, во-первых, того, что дети читают, во-вторых, какие жанры и каких авторов они предпочитают, в-третьих, какие произведения и персонажи показались им наиболее интересными, в-четвертых, в каком формате (бумажном, электронном, аудио) им удобнее воспринимать текст, в-пятых, интересуют ли их другие источники знакомства с произведениями (например, экранизации).

Подобные исследования читательских предпочтений проводились ранее неоднократно. Так, С. Капица, опираясь на данные опроса 2009 г. Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в котором приняло участие 1600 человек разных возрастов, пишет, что 35% жителей России не читают книг вообще. Среди читающей публики наибольшей популярностью пользуются детективы и «боевики» (46%), фантастика и фэн-тези (26%), классические историко-приключенческие

1 Работа проведена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.».

романы (26%), русская и зарубежная классика (25%), зарубежные детективы (25%), женский детектив (25%) и др. .

Исследовательница Ю. В. Мелентьева приводит результаты всероссийского эксперимента за 2006-2007 гг., в котором были опрошены школьники от 13 лет и старше из 23 регионов. Анкеты состояли из 55 вопросов, всего удалось собрать 17 тыс. анкет. Анализ ответов респондентов показал, что читают 40,8% школьников. При этом помимо школьной программы к книге обращаются постоянно (практически ежедневно) только 17,2% опрошенных, совсем не читают вне школьной программы лишь 6%.

О том, какие жанры популярны среди детей школьного возраста, можно судить по результатам социологического исследования, проведенного в 2001 г. издательством «Детская литература» по заказу Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Исследование показало, что сказки и фэнтези читают 13,5% школьников; фантастику вообще — еще 6,1%; детективы — 8,8%; романы о любви — 4,2%; приключения и «ужастики» — 10,8% и т. д. . Кроме того, эти данные выявляют и гендерные различия, которые издатели стремятся учитывать, выпуская книги (как художественные, так и нехудожественные) для подростков отдельно в сериях

«для мальчиков» и «для девочек» .

Тендерному аспекту посвящено также исследование О. А. Уткиной. В ее проекте принимали участие мальчики и девочки. Исследование показало, что мальчики 10-14 лет выбирают исторические, детективные и приключенческие книги, читают произведения о войне, специальную, профессионально направленную литературу, а также их привлекают книги о машинах, компьютерах, Интернете. Зато их совсем не интересуют книги ро-

2 Серии «Для мальчиков» («АСТ»), «Только для мальчишек» («РОСМЭН»); серии «Библиотека для девочек» («Книжный клуб «Терра»»), «Любимые книги девочек», «Любимые книги девушек» и «Любимые книги девчонок» («АСТ», «Астрель», «Олимп») и др.

мантического содержания. В целом мужская половина опрошенных читает меньше женской .

Возраст девочек, принявших участие в исследовании О. А. Уткиной, — 9-14 лет. Автор опроса по полученным данным делает вывод: женская половина «предпочитает следующие жанры: сказки, поэзию, романы, рассказы, детские детективы, «страшилки», фэнтези» . С восьмого класса девочки начинают заметно интересоваться «женскими» книгами, т. е. книгами с романтическими историями и книгами по домоводству .

Результаты анкетирования учащихся и студентов г. Череповца

Результаты нашего опроса показывают, что среди детей и молодежи признают себя нечитающими всего 10 из 204 опрошенных (4,9%). Отметим, что несмотря на возрастные различия предпочтения юношества совпадают с мнением подростков.

У мужской аудитории наибольшей популярностью пользуется фэнтези — 78 голосов из 85 (91,8%), произведения об исторических событиях

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тендерный аспект жанровых предпочтений реципиентов,%

Жанр Мужская аудитория Женская аудитория Всего

Фэнтези 91,8 76,5 82,8

Детективы, приключения 29,4 44,5 38,2

Произведения о жизни современных подростков/молодежи 18,8 24,4 22,0

Классическая литература 10,6 24,4 18,6

Книги о любви 4,7 27,7 18,1

Тексты об исторических событиях 29,4 17,1 12,2

Примечание. Не читают 4,9% опрошенных, в том числе 3,5% мужской аудитории и 5,9% — женской.

Анализируя приведенные данные, можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, только 5% школьников совсем не читают. Значит, дети, подростки по-прежнему остаются самой читаемой возрастной группой (ср., например, с данными ВЦИОМ, согласно которым нечитающего населения вообще — 35%). Во-вторых, самыми популярными жанрами стали фэнтези, детективы и приключения. В-третьих, классическая литература пользуется спросом лишь у 18% опрошенных (несмотря на то, что именно классику так усердно рекомендуют в школе).

На вопрос о том, в каком виде лучше знакомиться с текстом, чаще всего отвечали: «Посмотреть фильм» (77 голосов из 204 — 37,7%). Посмотреть фильм и прочитать книгу предпочитают 34% реципиентов (69 ответов). Вариант прочитать книгу выбрали всего 20% опрошенных (41 человек). Несмотря на бурный рост всевозможных гаджетов читать на электронных носителях пока любят только 8% ребят. Наименьшей популярностью пользуются аудиоверсии книг — слушают тексты только 4%.

Немаловажный фактор, также влияющий на выбор книги — экранизация. Этому в анкете было уделено отдельное внимание. На вопрос о том, как они поступят, если произведение экранизировано, 34% опрошенных (69 голосов из 204) ответили, что в первую очередь посмотрят фильм; 18% (37 голосов) согласились посмотреть фильм и прочитать книгу; 8% школьников и студентов (17 человек) после просмотра фильма могут решиться познакомиться с продолжением по книге, и только 7% (14 проголосовавших)откажутся от просмотра фильма, зато прочитают книгу. Так происходит замена одного объекта (книги) другим (экранизацией). При этом фильм является другим источником по отношению к первому (изначальному авторскому тексту). Таким образом, экранизация произведений не стимулирует подростков читать книжный оригинал, более того фильм «заменяет» книгу.

Массовая литература VS классика

Наше исследование подтверждает наметившуюся еще в 90-х гг. XX в. тенденцию снижения интереса к классической литературе и большую увлеченность так называемой массовой литературой.

Отношение ученых и педагогов к возрастающей популярности «низких» жанров в России неоднозначно. Так, ряд исследователей считает, что чтение массовой литературы отрывает ребят от компьютеров и готовит к прочтению классических образцов . Н. А. Купина объясняет причины заинтересованности подобной литературой так: «Банальность массовой литературы, которую ставят ей в вину критики, имеет свои обоснования. Массовая литература несет комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уровню потребностей и вкусу массового потребителя. Она относится к тому типу культурного «производства», которое рассчитано на комфортное потребление. Ощущение комфорта возникает у читателя в результате уверенности в удовлетворении ожиданий» .

Другие исследователи, напротив, отмечают явную деградацию читателя и медленное исключение чтения из социального процесса . С. Лем, критикуя современную читательскую ситуацию, обнаруживает следующую тенденцию: «Однако что-то такое произошло в наше время с писателями, а может, и с издателями, что они осмеливаются вести нас через изощренную скуку, претендующую на оригинальность, а новых певцов поразительного богатства мира не встречается. Не знаю, касается ли это также литературы, адресованной детям и молодежи, но боюсь, что за магией маленького Поттера возникла неимоверно скупо заселенная окраина, в напрасном поиске переживаний выглядящая подобно некоему пепелищу. Мы все еще ждем творцов, которые просто смогут занимательно и волнующе рассказать. Или они уже покинули этот мир?» .

Другой исследователь, А. В. Воронцов, кроме выявления проблемы чтения предлагает способы ее решения: «Для выхода из создавшегося критического положения, чреватого деградацией, требуются неординарные усилия со стороны всех ин-ституциализированных структур как гражданского общества, так и государства. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры в нашей стране. Совершенно очевидно, что привитие навыков чтения как базовой образовательной компетенции и тем более любви к чтению как жизненной потребности в решающей степени зависит от семьи и от школы, составляющих важнейшие социальные институты» .

Основные признаки фэнтези, определяющие популярность жанра

В связи с резким ростом интереса к фэнтези со стороны читателей и исследователей попробуем проанализировать причины востребованности жанра. Сами ребята на вопрос: почему им нравится фэн-тези? — чаще всего отвечают, что их привлекает интересный сюжет (28% ответов), необычность произведений (24%), отличный от реального мир (23%).

Таким образом, фэнтези для читателей становится способом уйти от реальности и отвлечься от насущных проблем.

Популярность фэнтези и фантастики у подростков в первую очередь объясняется возрастным восприятием. Одна из важных функций, присущих массовой литературе, — функция эскапизма. С. Лем, с одной стороны, резко критикующий такого рода литературу, при этом очень точно пишет об этой одной из самых важных ее характеристик: «Меня поразил странный успех книг госпожи Роулинг, воспевающих волшебные умения, полученные мальчиком по имени Гарри Поттер. Это явление довольно симптоматично для нашего времени, особенно потому, что не только толпы детей старались как можно быстрее познакомиться с силой волшебства этого мальчика, но и — как я читал -эти сказки пришлись по вкусу и взрослым читателям. Таким образом, это выглядит так, будто успех сочинения зависит от расстояния, которое отделяет его сюжет от реального мира, в котором мы живем и который как будто все меньше нам нравится. Короче говоря, мы называем это бегством от реальности, или эскапизмом» .

Книга рассматривается как продукт, дающий возможность отвлечься от насущных проблем. Это желание «убежать» в новую, иную реальность -типичное для представителей современного общества потребления — и находит отражение в чтении фэнтези-литературы. Далее постараемся ответить на вопрос: за счет чего это происходит?

Рассмотрим пять жанрообразующих признаков фэнтези, непосредственно влияющих на рост его популярности.

1. Создание «вторичного» мира, непохожего на обычный. Это жанрообразующая черта заимствуется фэнтези из сказки: «Народные (волшебные и бытовые) и литературные сказки имеют широкий читательский адрес, потребность в произведениях данного жанра в значительной мере присуща и старшим возрастным группам детских читателей, что обуславливает неизменную популярность такого направления детской фантастической литературы, как фэнтези» .

Новая реальность позволяет читателю забыть на какое-то время о привычных вещах и проблемах, окунуться в мир, наполненный уникальными

предметами и реалиями: «Волшебный мир для школьников связан с уверенностью в своих силах, могуществом и многочисленными возможностями, неожиданностью. Волшебный мир в представлении подростков можно обобщенно назвать идеальным миром, миром, где все красиво и хорошо, совершенно и правильно. Реальный мир и реальный человек, напротив, связаны со скукой, обыденностью, бессилием, серостью. Реальный мир — рутина, в нем нет места чуду» .

Как правило, фэнтезийный мир в каждом произведении детализирован до мельчайших подробностей, что создает эффект подлинности и реальности. Например, такие фантастические детали, как движущиеся фотографии, «исчезательные» леденцы (Дж. К. Роулинг) не только создают волшебный эффект, но позволяют увидеть в обычных вещах удивительное. При этом взаимосвязь между реальным и параллельным мирами у каждого произведения своя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, герои романа-эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» живут внутри вымышленной действительности: этот мир преподносится как жизнь на земле в стародавние времена. Персонажи Дж. К. Роулинг, напротив, могут войти в магический мир, если они обладают колдовской силой или через специальные, невидимые для обычных людей, порталы. А для того чтобы попасть в мир «сумеречных книг» Ст. Майер, нужно родиться или стать вампиром или оборотнем: при этом иные существа могут весьма успешно выдавать себя за обычных людей. Как видим, для книг Дж. К. Ро-улинг, Ст. Майер и других авторов произведений фэнтези характерна связь придуманного мира с реальным. Возможно, такой прием усиливает иллюзию правдоподобия вымысла и побуждает читателей смотреть на привычные вещи новым взглядом.

2. В центре повествования находится персонаж, который вызывает симпатию у читателя. Как правило, читатель (особенно это характерно для детско-юношеского возраста) ставит себя на место героя, проживая события текста вместе с ним.

Популярность героев объясняется тем, что школьники и студенты находятся приблизительно в одной возрастной категории с главными персонажами произведений. Гарри Поттеру в первой книге — 13, а в последней — 17 лет; хоббиты — всегда озорные и маленькие ростом, а эльфы вообще никогда не стареют; Бэлле Свон и Эдварду Каллену — по 17 лет; Тане Гроттер в первой книге 10 лет).

Возрастная типичность предполагает, что читатель сравнивает себя с героями-сверстниками и ориентируется на них. В этом есть серьезный воспитательный смысл: в произведениях фэнтези значительное место уделяется вопросам нравственности, морали и пр. Так, важная тема произведений фэн-тези — отношение детей к родителям (например,

сквозной образ матери и отца в книгах о Гарри Потере; лейтмотив отеческого дома и преемственности поколений у Дж. Р. Р. Толкина).

Таким образом, любимые герои в целом становятся некими ключевыми проводниками читателя, несущими в себе не только функции эскапизма, но и нравственный императив. Об этом свидетельствуют единичные комментарии школьников в анкетах о своих любимых персонажах: «Гарри Пот-тер — простой и обычный мальчик — стал всеми любимым волшебником, он ничего не боится» (девочка, 7 класс); «Гарри Поттер — нравятся его действия» (мальчик, 7 класс); «Рон Уизли — он отличный герой и друг Гарри Поттера. Хотя он труслив, он готов пойти на все, чтобы помочь своим друзьям» (мальчик, 7 класс); «Гарри Поттер — он интересен тем, что он смелый, умный»; «Близнецы Уизли — веселые и яркие оптимисты, способные на социальные безумства» (девочка, 8 класс); «Джейкоб — он сильный» (девочка, 7 класс); «Нравится герой со способностями, который не понтуется, но помогает другим и исчезает» (девочка, 8 класс); «Они чем-то похожи на нас» (девочка, 7 класс); «Их герои смело бросаются в опасность» (мальчик, 8 класс).

В фэнтези принципиальна установка на обычность персонажа, это дает возможность читателю поставить себя на место героя. Так, Гарри Поттер в начале произведения воспринимает себя обычным мальчиком, лишенным каких-то чудесных дарований. Он растет в провинциальном английском городе в семье тети и дяди. Его родители умерли, Гарри учится в местной школе, живет в чулане под лестницей, донашивает старые вещи двоюродного брата. Мальчику только в 11 лет откроется правда о том, что его мать и отец были волшебниками, а он унаследовал их магическую силу. При этом, даже повзрослев и став очень сильным волшебником, Гарри остается подростком, которому свойственны все «возрастные» проблемы: первая любовь, взаимоотношения в школьном коллективе, самопознание и пр. Для фэнтези важно, чтобы герои, обладающие сверхспособностями, все равно оставались подростками с их типичными проблемами.

3. Главный герой наделен магическим даром. Персонаж, с которым ассоциирует себя читатель, обладает волшебной силой, может покарать врагов, привлечь друзей и пр. Это очень важно, поскольку в реальной жизни подросткам не всегда удается достичь признания, понимания: как правило, подростки живут по законам взрослого мира. Именно эта особенность импонирует молодому человеку: читая текст подросток получает «разрядку», выход энергии. В этом отношении жанр фэнтези схож с популярными комиксами, которые рассказывают о супергероях.

Сила героев проявляется с помощью особых предметов-символов. Часто фэнтези определяется как жанр «меча и колдовства» . Иначе говоря, меч или заменяющие его предметы в этих текстах становятся олицетворением той силы (может быть, даже власти), о которой мечтают и сами читатели. Например, известный меч Арагорна в книгах Дж. Р. Р. Толкиена, или мечи из валирий-ской стали в цикле Дж. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени». Дж. К. Роулинг с успехом заменяет оружие волшебной палочкой, хотя в тексте все же есть меч — меч Гриффиндора. В произведениях Дм. Емца меч «превращается» в магическое кольцо с камнем.

Кстати, пользуясь психоаналитической терминологией, меч и его «заменители» относятся к классическим фаллическим символам. Более того, для фэнтези в целом характерно обилие сексуальных символов, что вполне объяснимо: ведь подростки испытывают мощнейшие сексуальные переживания.

4. Установка на занимательный сюжет. Герою приходится преодолевать трудности и вести поиск. Сюжет фэнтези можно сравнить с квестом (quest), жанром компьютерной игры, предполагающим поиск решения какой-то проблемы.

Наиболее ярко эта черта находит отражение в цикле Дж. К. Роулинг. Например, в четвертой книге («Гарри Поттер и Кубок огня») герой участвует в соревнованиях среди школ за Кубок огня. Ему для победы нужно пройти три испытания: отыскать драконье яйцо; вытащить из воды заложника; найти главный приз в лабиринте.

Таким образом, в основе квестового сюжета фэнтези лежит поиск чего-то или кого-то, преодоление трудностей, решение загадок. Эта особенность опирается на традиции мифологического и сказочного сюжетопостроения3: «Желание героя достигнуть объекта реализуется на уровне функций в категории поисков (quest). В середине сказки оказывается ряд испытаний, каждое из которых в свою очередь начинается с заключения договора по поводу предстоящего испытания и включает также борьбу с противником и следствие успеха героя. <…> синтагматическими единствами являются различные виды испытаний и приобретаемых героем в результате испытаний сказочных ценностей. Ритм потерь и приобретений объединяет волшебную сказку с мифом и с другими видами повествовательного фольклора» .

5. Наличие противостояния добра и зла. Фэн-тези основывается на четком разграничении и конфликте светлых и темных сил. Читатель фэнтези всегда может сказать, что главный герой или герои —

«Именно разностороннее авторское обращение к сказочно-мифологической традиции определило принадлежность «Гарри Поттера» к жанру фэнтези» .

абсолютное воплощение добра — противостоят оппоненту, яркому представителю зла.

Граница добра и зла четкая и ясная, благодаря чему читатель может быть уверен, что герой, с которым он себя ассоциирует, хороший и делает правильные (добрые) вещи. Такое деление вполне соответствует детскому и подростковому восприятию мира, которое не терпит полутонов и оттенков. В этом, наверно, и есть отличие «низких» жанров от «высоких»: массовая литература стремится упростить этические отношения, а классическая, напротив, показать жизнь со всей ее противоречивостью.

Заключение

Результаты нашего исследования, в котором приняли участие учащиеся г. Череповца, подтвердили тенденции, выявленные всероссийскими социологическими исследованиями: снижение интереса к чтению классической литературы и увеличение доли массовой литературы, особенно фэнтези, фантастики, детективов.

В настоящей работе мы попытались не только установить закономерности читательских предпочтений, но и проанализировать причины популярности фэнтези — жанра, который в последнее время стал лидером в массовой литературе.

Причина популярности фэнтези, как мы пытались показать выше, связана, прежде всего, с особенностями читательского восприятия подростков и юношества, а именно с желанием уйти от будничной реальности и погрузиться в новый, необычный мир.

С нашей точки зрения, основная функция фэн-тези не развлекательная, а терапевтическая, потому что фэнтези позволяет отвлечься от повседневных проблем, снять тем самым стресс, также фэнтези изображает героев (волшебных сверстников) в тех же жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются и читатели. Герои этих произведений стремятся осмыслить серьезные нравственные проблемы.

Кроме терапевтической и развлекательной существует еще одна функция фэнтези — воспитательная, так как в произведениях этого жанра достаточно много внимания уделяется противостоя-

нию добра и зла, проблемам личных взаимоотношений (родительских, дружеских, любовных). Хотя естественно, что художественная реализация этих проблем не всегда глубока: фэнтези уступает классической литературе, имеющей огромное просветительское и воспитательное значение. Тем не менее этические и психологические темы, поднятые в фэнтези, оказываются близки и понятны подросткам.

Возвращаясь к дискуссии о том, хорошо или плохо, что молодежь читает фэнтези, но не любит классику, можно уверено сказать, что фэнтези прекрасно справляется с очень важной задачей — мотивацией к чтению. Но сегодня всплеск экранизаций фэнтези создает новую опасность: подросток, часто не понимая различий между книгой и кино, выбирает последнее. При этом экранизации произведений совсем не стимулируют к прочтению книг, послуживших источником киноверсий.

Литература

1. Бабушкин А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. — 86 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестн. Герценов. ун-та. — 2009. — № 11. — С. 24-33.

4. Гудков Л. Литература non fiction: вымыслы и реальность // Знамя. — 2003. — № 1. — С. 197.

5. Зиман Л. Я. Зарубежная литература для детей и юношества. — М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. — 288 с.

8. Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня : учеб. пособие. — М. : Флинта, 2009. — 424 с.

9. Лем С. Мой взгляд на литературу. — М. : АСТ, 2009. -991 с.

13. Минералова И. Г. Роулинг Джоан // Зарубежные детские писатели в России : библиогр. слов. — М., 2005. -С. 352-357.

14. Мистицизм: теория и история / под ред. Е. Г. Бала-гушкина, А. Р. Фокина. — М. : ИФ РАН, 2008. -208 с.

17. Уткина О. А. Гендерный аспект в детской литературе: что читают мальчики // Вестн. Удмурт. ун-та. -2012. — № 3/4. — С. 79-83.

19. Что читают школьники // Кн. обозрение. — 2001. -№ 21. — С. 8.

20. Чупринин С. Русская литература сегодня: жизнь по понятиям. — М. : Время, 2007. — 768 с.

Материал поступил в редакцию 27.08.2013 г.

Громова Вера Владимировна — заместитель директора библиотеки, аспирант кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций, тел.: (8202) 255-91-66, e-mail: librarych@mail.ru

Библиографическое описание:

Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старших классах предмет «Литературное чтение» называется уже «Литература», на который традиционно отведено всего 2 часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техника чтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.

Исследованием Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в 2009 году приоритетной областью стала «грамотность чтения». В исследовании приняли участие 65 стран мира, в том числе Россия. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли 41–43 места.

ФГОС НОО по «Литературному чтению» предполагает следующие предметные результаты: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. В планируемых результатах ФГОС НОО выпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения.. .

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Но невозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившись грамотному осознанному чтению. . Поэтому именно сегодня государство стало уделять большое внимание популяризации чтения: электронные библиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов на уроках.

Навык чтения складывается из двух сторон — смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне — пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Процесс чтения для школьника — это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Ключ к успеху в обучении — это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Для успешного освоения навыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классе определенный режим работы:

  1. упражнения в чтении должны быть каждодневными;

  2. отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

  3. должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

  4. должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

  5. специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у школьников является одним из основных задач начальной и средней ступени обучения.

На современном этапе развития общества каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время. Понимая значимость обучения чтения в образовании, воспитании и развитии детей, ищу пути повышения качества обучения на уроках. Для этого был разработан и составлен комплекс-тренажер «Учись читать быстро» для развития и отработки навыка чтения на уроках литературного чтения, литературы и русского языка.

Комплекс представляет собой лист — тренажёр, составленный на одну из букв алфавита или группу букв, сгруппированных например, по глухости — звонкости или группе гласных букв. Каждый лист-тренажер состоит из упражнений, направленных на систематические тренировки речевого аппарата ребенка, на развитие умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Систематические упражнения приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения», т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

Материал для упражнений — это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго и последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала от урока к уроку рекомендуется увеличивать. Буквосочетания увеличиваются соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.). Различные варианты расположения на листе-тренажере способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Также в каждом листе имеются игровые и занимательные упражнения, цель которых — сделать обучение чтению более привлекательным, радостным и интересным.

Упражнения можно читать непосредственно во время урока жужжащим чтением, хором, с заданным темпом, (темп простукивается карандашом), про себя. А можно тренажер давать на дом.

  1. Первая группа упражнений: слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

са со су сы сэ ся сё сю си се

за зо зу зы зэ зя зё зю зи зе

ас ос ус ыс эс яс ёс юс ис ес

аз оз уз ыз эз яз ёз юз из ез

При прочтении этих упражнений полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га. Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Или такие стишки:

са′ — са, са′ — са, са′ — са, са′- ни, са′- ми, са′- ло

са — са′, са — са′, са –са′ ко — са′, ли — са′, о — са′,

са-са′-са, са-са′-са, са-са′-са ка-са′т-ка, по-са′д-ка, на-са′д-ка

са-са-са′, са-са-са′, са-са-са′ кол-ба-са′, по-ло-са′, не-бе-са′

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

  1. Вторая группа упражнений: чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

сад сам сок сон сом сор сук суп суд сыр сыт сыч сын сэр сир сел

зал — зол — зов — зоб — зуб

Это материал логопедического пособия, поэтому слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

  1. Третья группа упражнений: чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова или в начале слова. Например:

слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветом.

  1. Четвёртая группа упражнений: чтение слов с заменой согласного в слове. Так:

лоб — зоб вал — зал дуб — зуб губы — зубы набор — забор намок — замок

  1. Пятая группа упражнений: чтение наиболее трудных слов, с проговариванием, выделением первого слога. Например:

ска — сказка ско — скобка ски — скибка ску — скумбрия

ста — стакан сто — сторожка сти — стирка сту — ступня свя — связка

сва — сварить сво — свора сви — свить све — светить стя — стяг

зва — звать зво — звонок зве — звезда здо — здоровье зву — звук

зра зразы зре — зрение зри — зритель зря — зрячий зна — значок

Одним из видов упражнений в комплексе являются работа со скороговорками, помогающими детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Методика работы следующая: сначала медленно и громко прочитывают, затем тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Примером могут служить следующие высказывания: Сеня вёз воз сена. Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

В начале каждого урока целесообразно предлагать ученикам тренажерную разминку: следует сначала прочитывать упражнения 1–3 группы, затем поработать над скороговоркой, что поможет развитию подвижности речевого аппарата. Такая разминка даст возможность ученикам переключиться с перемены на урок.

Приёмы работы:

а) ученики читают «для себя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданное количество слов по цепочке, например, каждый

по 2 слова;

в) дети объединяются в пары и читают слова друг другу по очереди — 1–2 слова один ученик, 1–2 слова другой и т. д.

г) дети читают хором;

д) ученики читают для себя, отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминки проводится словарная работа.

Важно учить детей не бояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитывать независимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно или нет.

Тренажер может служить источником для подбора словарного материала на уроках русского языка. Например, можно спланировать работу по обучению звуко-буквенному анализу, при изучении глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, безударных гласных в корне, словарных слов. При работе с тренажёром на буквы Ч, Щ, Ж-Ш, Ц одно из упражнений направлено на повторение и закрепление орфограмм с данными буквами и сочетаниями:

Прочитай слова и запомни их написание: цып цыган цыплёнок цыпочки цыкнуть птицы — синицы — борцы — близнецы — куцый

станция — авиация — акация — коллекция

Пособие окажет помощь учителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения письма в пропуске букв в стечении согласных, нарушений слоговой структуры слов и т. д. (бу…(кет), ком — корм).

Разнообразие приёмов, упражнений, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения.

При использовании упражнений «Учись читать быстро» и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим — не терять приобретенные ранее навыки.

Литература:

Расстановка ударений: ‘ПЕДАГОГИ`ЧЕСКИЕ ЧТЕ`НИЯ’

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» — периодически проводимые совещания учителей и других работников нар. образования, а также представителей общественности и родителей уч-ся, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. «П. ч.» способствуют развитию творческой инициативы и повышению квалификации учителей и воспитателей, привлечению их к разработке актуальных вопросов обучения и воспитания.

В СССР первые «П. ч.» были проведены АПН РСФСР в 1945 в Москве («Положение о педагогических чтениях», определяющее их содержание, формы организации, методику подготовки и проведения, было утверждено АПН РСФСР в 1944).

Система «П. ч.» предусматривает проведение местных (районных, городских, областных, краевых) и республиканских (в РСФСР — центральных) «П. ч.». Наиболее широкое развитие получили местные «П. ч.», организуемые институтами усовершенствования учителей или методическими кабинетами совместно с пед. уч. заведениями. В местных «П. ч.» ежегодно участвуют десятки тысяч учителей и других работников нар. образования. На «П. ч.» заслушиваются преимущественно доклады практич. работников — учителей, директоров школ, методистов, инспекторов, опыт работы к-рых получил общественное признание и содержит элементы новизны. К докладам, направленным на «П. ч.», прилагаются различные материалы, раскрывающие опыт автора и дающие возможность наилучшим образом организовать внедрение этого опыта в практику работы школы. Для участников «П. ч.» проводятся консультации, все поступающие на «П. ч.» доклады рецензируются специалистами, авторам докладов оказывается практич. помощь независимо от того, принят или отклонён доклад в его данной редакции.

Всю организационную работу по подготовке и проведению республиканских «П. ч.» осуществляют н.-и. ин-ты педагогики, в РСФСР — институты АПН РСФСР и её Дом пропаганды пед. знаний и передового опыта. В программу этих «П. ч.» кроме докладов практич. работников включаются также сообщения н.-и. ин-тов педагогики и отдельных деятелей пед. науки о состоянии и результатах научных исследований в области рассматриваемой на «П. ч.» проблематики.

В РСФСР центральные «П. ч.» с 19G3 проводятся по зонам; в 1965 14-е центральные «П. ч.» проходили одновременно в Москве — для областей Центра, Севера и Юга Европейской части РСФСР; в Свердловске — для зоны Урала; в Ленинграде — для работников вечерних (сменных) и заочных школ московской зоны; в Иркутске — для областей Сибири и Дальнего Востока.

Для рассмотрения и отбора представленных на республиканские «П. ч.» докладов создаётся спец. жюри. В соответствии с определением жюри доклады заслушиваются на пленарных или секционных заседаниях: на пленарных — доклады, представляющие общепед. интерес; на секционных — доклады, посвящённые частным вопросам обучения и воспитания (секции организуются по предметному или проблемно-тематич. принципу). Авторы докладов, содержащих обобщение наиболее ценного пед. опыта, отличающегося новизной, награждаются денежными премиями, дипломами и поощрительными грамотами; наиболее интересные работы участников «П. ч.» публикуются в печати. Работа по дальнейшему развитию и обобщению этого опыта и рекомендации по его распространению и внедрению в практику осуществляются научно-исследовательскими ин-тами педагогики, ин-тами усовершенствования учителей.

В СССР «П. ч.» проводятся также в системе профессионально-технич. и среднего спец. образования; в высшей школе целям обобщения и распространения передового пед. опыта служат научно-методич. вузовские и межвузовские конференции.

Система «П. ч.» принята и в др. социалистич. странах, где они также являются смотром конкретных достижений школ, дет. учреждений, отдельных учителей и работников народного образования.

А. Г. Орлов. Москва.

В 2006 году в России была разработана Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения. Принятие и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения диктуются острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия ей, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

В своей статье Евгений КУЗЬМИН, Президент Межрегионального центра библиотечного cотрудничества, Вицепрезидент РБА, Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех” пишет о том, что «потребность в чтении, проблемы доступности и понимания текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры, образования – все тесно переплетено и взаимообусловлено, все важное, все – главное. Один только пример. Поначалу многие (особенно работники детских библиотек и школьные учителя) считали, что главная проблема – дети, и прежде всего важно детей не упустить, потому что дети – наше будущее. Но оказалось, что это типичное российское заблуждение. Не дети определяют наше будущее, а мы, нынешнее взрослое работающее поколение. Именно мы сегодняшними своими действиями творим будущее и наших детей, и наше собственное. И если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат. Если родители твердят детям, что важно читать, но сами при этом не читают, результат оказывается нулевым – дети этому не верят”.

Таким образом, проблема чтения решается на государственном уровне, а школа, в частности, призвана обеспечивать условия для их решения на своем уровне. С этой целью на уроках литературы и во внеклассной работе было выбрано направление работы: пропаганда семейного чтения, знакомство с современной литературой.

На родительском собрании в моем 8 «а” классе решили проводить семейные читательские конференции с целью привлечения детей к чтению, чтобы каждый ученик понял важность и престижность чтения, учился выбирать необходимую литературу, умел пользоваться информацией. В прошлом году подготовили первую конференцию, на которой выступили и ученики, и родители с презентацией любимой книги. По результатам этого мероприятия родитель выступил на районной конференции по чтению с докладом. В этом учебном году семейная читательская конференция проводилась по творчеству одного писателя, В.Шукшина, 90-летие которого отмечается в 2009 году. Была проведена большая подготовительная работа: прочитаны рассказы, повести Шукшина, написаны доклады, сделаны презентации о жизни и творчестве писателя. Во время конференции работало жюри, которое наградило дипломами за лучший доклад, лучшее представление свой работы, лучшую презентацию. Надо сказать, что не все родители решаются выступать вместе со своими детьми. Но, я думаю, что это вопрос времени.

Во время рефлексии дети и родители отметили важность проведения таких конференций. Отзывы учеников: «Сегодня я очень много узнал о В.М. Шукшине. Он разносторонняя личность. Теперь я всегда буду смотреть фильмы с его участием”. «Мне понравились рассказы Шукшина, они учат быть добрыми, честными, учат жизни”. «Герои Шукшина – люди простые, они пытаются разобраться в смысле жизни. Его «чудики” — люди задумывающиеся. Я прочитаю все его рассказы”.

Проведение подобных мероприятий имеет огромное развивающее и воспитательное значение. На конференции участвуют все ученики, это дает им возможность учиться устному выступлению, выразить свою позицию. Во время подготовки они больше общаются с родителями, их объединяют общие интересы. И самое главное: все приобщаются к чтению, учатся отбирать необходимую информацию, работают с разными источниками.

Еще один метод работы – это уроки-презентации, на которых ученики знакомятся с современной литературой. В 11 «б” классе был проведен урок по рассказу В. Пелевина «Бубен Верхнего мира”. Знакомство с «другой” литературой позволило старшеклассникам увидеть другой мир. Творчество Пелевина воспринимается критикой неоднозначно, этим оно и интересно. На уроке ребята представили презентацию о жизни и творчестве писателя. Группы защитили свои проекты по рассказу. Ученики отметили схожесть художественного пространства рассказа (троемирие) с якутским фольклором, выделили сквозной образ в произведениях Пелевина – образ пустоты. Анализ сюжета, композиции, образов героев, стиля писателя выявил разные мнения, но обсуждение прошло очень активно, что говорит о большой заинтересованности школьников.

Приобщение к чтению – долгий процесс. Начинается он в раннем возрасте, как только малыш начинает говорить. По исследованиям психологов, приобщить к чтению можно только до 10 лет. Если семья не приложила усилия, то возможность того, что ребенок будет читать во взрослой жизни, маловероятна. Но в любом случае мы должны создавать условия, для того чтобы дети развивались, научились работать с текстом, добывать любую информацию из разных источников. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях – и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *