II. Фонетика

Первое смягчение согласных
к, г, х

В древней общеславянской фонетической системе согласные звуки к, г, х перед гласными переднего ряда (мягкими) смягчались и изменялись. Наиболее ранним является чередование:


перед гласными звуками, которые в настоящее время обозначаются буквами:

Результаты этого смягчения имеются и в современном русском языке: напр.: могу – можешь; бегу – бежишь; реку – речь; пеку – печешь; дух – душа; грех – грешить.

Это фонетическое (т. е. звуковое) явление было более ранним по сравнению с последующими, поэтому оно называется 1-м смягчением согласных (или 1-й палатализацией). Затем произошло и 2-е смягчение тех же согласных, но уже не в шипящие, а в свистящие (ц, з, с). О нем мы поговорим позже. 

Церковнославянский язык отразил эти фонетические явления, еще имевшие место в разговорном языке славян IX века, и как язык книжный сохранил их даже тогда, когда в устной речи они утратились, т. е.

Молитвослов на церковнославянском языке – не нужно бояться незнакомых букв!

когда уже могли произноситься такие звукосочетания, как, напр., , , .

Особенно часто в церковнославянском языке встречается смягчение

 

Так, когда в молитве или песнопении мы к кому-то обращаемся, в церковнославянском языке употребляется особый – звательный – падеж, часто оканчивающийся на гласный . Если перед этим окончанием имеются согласные к, г, х, то они всегда меняются на ч, ж, ш

Смягчение согласных к, г, х, как явление фонетическое, не зависит от того, в какой части речи оно употребляется, а зависит от соседства тех или иных звуков.

Наряду со звательным падежом существительных и многими другими грамматическими формами, оно имеет место и в аористе 2-го и 3-го лица единственного числа от глаголов с основой на «-к-», и «-г-» (см. далее).


Второе смягчение (палатализация)
задненебных согласных

к, г, х

 

Второе смягчение задненебных согласныхк, г, хпроизошло позже первого, о чем свидетельствует его название. В ходе второго смягчения согласные к, г, х в определенной фонетической позиции меняли свою артикуляцию, преобразовываясь в свистящие:  

Эта позиция была перед гласными, обозначаемыми буквами «ять» и «и», причем, гласными дифтонгического происхождения, – из индоевропейских дифтонгов *ai или *oi.

 

Именно такого дифтонгического происхождения (из дифтонга *oi)– окончание «и» в именительном и звательном падежах множественного числа первого склонения существительных. Здесь и происходит вторая палатализация (смягчение) задненёбных: к, г, х в свистящиец, з, с. В винительном же и творительном падежах, где в старославянском языке было исконное окончание «», задненёбные к, г, х остаются неизменными.

Заметим, что у всех остальных существительных мужского рода твердого варианта 1-го склонения в винительном и творительном падежах – окончание «», которое и есть исконное окончание этих форм.

Вторая палатализация также имеет место и перед звуком, обозначаемым буквой «ять» (из дифтонгов *ai или *oi), которая входит в окончания существительных и прилагательных предложного падежа мужского рода 1-го склонения и предложного и дательного падежей женского рода единственного числа 2-го склонения.

Двойственное число

В церковнославянском языке есть не только единственное и множественное число, как в русском, но и двойственное: если речь идёт о двух людях или предметах, употребляется специальная форма. Иногда этим легко объясняется непривычное звучание вроде бы знакомого слова. Вот некоторые примеры двойственного числа: Обе руце. Руце мои. Рукама своима. Никтоже может двема господинома работати.

Формы глагола «быти»

Настоящее время церковнославянского глагола “быти”:

Единственное число

Аз(я) есмь
Ты еси
Он есть

Множественное число

Мы есмы
Вы есте
Они суть

Глагол имеет также формы двойственного числа: мы есма (м.

Матушки.ру

р.), наю (3-е лицо, т. е. они, если их двое) еста (м. р.).

Формы глаголов

В церковнославянском языке более сложная система времен, чем в современном русском: в нем целых четыре прошедших времени (тем, кто изучал современные европейские языки, это должно быть знакомо). Наиболее употребительны аорист и перфект.

Аорист

Аорист — простое прошедшее время — встречается наиболее часто. В этом времени рассказывается о простом действии, предшествующем моменту повествования — о чем-либо, что было раньше.

Единственное число

Аз несох, писах
Ты, он несе, писа

Множественное число

Мы несохом, писахом
Вы несосте, писасте
Они несоша, писаша

Двойственное число: мы несохова, писахова; вы, она несоста, писаста.

Перфект

Перфект — прошедшее совершенное время; оно констатирует сам факт действия: свершившееся — неоспоримый факт. Перфект состоит из глагольной формы с окончанием на -л (в грамматиках она называется причастием прошедшего времени на -л) и формы настоящего времени глагола «быти» (эти формы мы уже приводили).

Итак:

Единственное число

Аз несл (несла) есмь, писал (писала) есмь
Ты несл (несла) еси, писал (писала) еси
Он несл (она несла) есть, он писал (она писала) есть

Множественное число

Мы несли есмы, писали есмы
Вы несли есте, писали есте
Они несли суть, писали суть

Двойственное число: мы несла есва; вы, она писала еста, несла еста.

Имперфект

Для тех, кто хочет иметь возможность сориентироваться и в более редких формах, скажем об остальных двух прошедших временах.

Рядом с аористом может встретиться и другое прошедшее время — имперфект, или прошедшее продолженное время, которое выражает действие, соотносительное с другим действием, основным. Некоторые формы имперфекта похожи на формы аориста или даже совпадают с ними.

Единственное число

Аз несях, писах
Ты, он несяше, писаше
Множественное число
Мы несяхом, писахом
Вы несясте, писасте
Они несяху, писаху

Двойственное число: мы несяхова, писахова; вы, она несяста, писаста.

Плюсквамперфект

Плюсквамперфект, или давнопрошедшее время, выражает такое действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. Плюсквамперфект образуется из глагольной формы с окончанием на -л и глагола «быти» в аористе или имперфекте.

Единственное число

Аз несл (несла) бех или несл (несла) бях
Ты, он несл (ты, она несла) бе или несл (несла) бяше\

Множественное число

Мы несли бехом или несли бяхом
Вы несли бесте или несли бясте
Они несли беша или несли бяху

Двойственное число: мы несла бехова или несла бяхова; вы, она несла беста или несла бяста.

Молитвы на церковно-славянском языке

Молитвы ко Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и Святым, имеющим от Него благодать исцеления и помощи в различных нуждах и немощах

Утренние молитвы: Читать >>>

Помянник: Читать >>>

Вечерние молитвы: Читать >>>

Три канона (покаянный, Богородице и Ангелу Хранителю) в соединении: Читать >>>

Три канона (Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю) в соединении: Читать >>>

Великий канон св. Андрея Критского: Читать >>>

Каноны по отдельности:

Акафист Иисусу Сладчайшему: Читать >>>

Акафист Богородице: Читать >>>

Акафист свт. Николаю: Читать >>>

Правило от осквернения (полное): Читать >>>

Правило от осквернения (краткое): Читать >>>

Последование ко Причащению: Читать >>>

Благодарственные молитвы по Причащении: Читать >>>

Часы Пасхи: Читать >>>

Канон Пасхи: Читать >>>

Стихиры Пасхи: Читать >>>

Тропари и кондаки воскресные: Читать >>>

Тропари и кондаки седмичные: Читать >>>

Тропари, кондаки, задостойники и величания дванадесятых праздников: Читать >>>

Тропари, кондаки, молитвы и величания избранные: Читать >>>

В том числе:

  • Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу:
  • Начало Индикта. Церковное новолетие
  • Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
  • Обрезание Господне

Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии:

  • Пред Владимирской иконой
  • Пред иконой «Всех скорбящих Радость»
  • Пред иконой «Державная»
  • Пред иконой «Живоносный источник»
  • Пред иконой «Знамение»
  • Пред Иверской иконой
  • Пред Казанской иконой
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Пред Почаевской иконой
  • Пред иконой «Скоропослушница»
  • Пред Смоленской иконой
  • Пред иконой «Утоли моя печали»

Святым угодникам Божиим:

  • Блгв. кн. Александру Невскому
  • Прп. Амвросию Оптинскому
  • Ап. Андрею Первозванному
  • Свтт. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Равноап. кн. Владимиру
  • Всем святым
  • Всем святым, в земли Российской просиявшим
  • Вмч. Георгию Победоносцу
  • Прор. Божию Илии
  • Ап. и евангелисту Иоанну Богослову
  • Рождество Иоанна Предтечи
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Прав. Иоанну Кронштадтскому
  • Равноапп. Константину и Елене
  • Блж. Ксении Петербургской
  • Равноапп.

    II. Фонетика

    Мефодию и Кириллу

  • Собор Архистратига Михаила
  • Чудо Архистратига Михаила в Хонех
  • Свт. Николаю
  • Царственным страстотерпцам
  • Собору новомучеников и исповедников Российских
  • Священномученику Российскому
  • Равноап. кн. Ольге
  • Вмч. и целителю Пантелеимону
  • Апп. Петру и Павлу
  • Святителям Московским
  • Прп. Серафиму Саровскому
  • Прп. Сергию Радонежскому

Молитвы разные: Читать >>>

В том числе:

  • Молитва св. Ефрема Сирина
  • Молитва при вкушении просфоры и святой воды
  • Молитва перед вкушением пищи
  • Молитва после вкушения пищи
  • Призывание помощи Божией на всякое доброе дело
  • Благодарение за всякое благодеяние Божие
  • Песнь хвалебная свт. Амвросия, епископа Медиоланского
  • О путешествующих
  • О болящих
  • О умножении любви, и искоренении ненависти и всякой злобы
  • О ненавидящих и обидящих нас
  • Во время бедствия, и при нападении врагов
  • Молитва перед учением
  • Молитва перед учением отроков
  • Молитва после учения
  • Молитва от осквернения

Молитвословия Соловецким святым: Читать >>>

В том числе:

  • Прпп. Зосиме, Савватию и Герману
  • Прп. Зосиме
  • Прп. Савватию
  • Прп. Герману
  • Собору Соловецких святых
  • Свт. Филиппу
  • Пресвятой Богородице пред иконой «Хлебенная»
  • Свт. Маркеллу
  • Прп. Иринарху
  • Прп. Елеазару Анзерскому
  • Прп. Иову Анзерскому
  • Пресвятой Богородице в честь Ее явления прп. Иову Анзерскому
  • Прмч. Иову Ущельскому
  • Прп. Диодору Юрьегорскому
  • Прпп. Иоанну и Лонгину Яренгским
  • Прпп. Вассиану и Ионе Пертоминским

Молитвословия святым Архангельского края:

  • Собору Архангельских святых: Читать >>>
  • Прп. Евфимию, правв. Антонию и Феликсу Николо-Корельским: Читать >>>

Псалтирь

Интернет-магазины православной книги.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<< &#8226; НАВЕРХ

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *