Жена. Чиновник. Священник. Коза. Страдание.

Жена. Чиновник. Священник. Коза. Страдание. Пока общество ищет ответы на сканворды и беззаботно смотрит французское кино, в стране происходят необратимые изменения, которые даже бронепоезд на запасном пути превращают в груду ржавого бесполезного металла. Образ козы или козла в православном христианстве традиционно ассоциируется известно с чем. Агнцы и козлища, предприниматели и чиновники, технологичный путь развитой Европы или суровая пьяная Русь с редкими, но очень яркими вспышками духовности. Семейные ценности, верная, но битая жена, счастье, построенное на страдании.

Между этими факторами мечется ищущая русская душа, не находя успокоения в этой бурной смуте. На самом деле, надо отдать должное Советскому Союзу, где культ труда и насильственная высокая мораль послужили обществу во благо. Даже проклятых капиталистов ругать было некогда, нужно было строить БАМ, возводить заводы и фабрики. Любой продуктивный труд очищает человека, это в любом монастыре могут подтвердить. Именно поэтому старшее советское поколение отличается повышенным чувством справедливости, совести, честности и стыда. Пришла эпоха застоя, когда трудиться стали меньше — начались драки в очередях за джинсы, стали разрушаться семьи, даже в советском кино появились сюжеты об изменах, разводах, алкоголиках и прочих грешниках. Поэтому ставшие у власти «совки» 70-80-х такие вороватые.

Сегодня Россия катится в полную задницу именно из-за отсутствия труда. Государством управляют чиновники, общество так и не смогло оценить преимущества капитализма, не осознало, что любой фермер или предприниматель, начиная свое дело с нуля и честно, работает не меньше, чем советский человек в послевоенный период. Молчат про труд и священники, патриарх Кирилл открыто выступает против культа материальных благ. Однако, в нищем обществе, обуреваемом ленью, грехи растут в геометрической прогрессии. Рушатся семьи, спиваются мужья, делаются аборты. Многие говорят, жалко, что Сталина сегодня нет. Однако, построить социалистическую диктатуру, пусть даже основанную на православии, сегодня невозможно. Прежде всего, потому что тот же чиновник работать не привык. Это при СССР, чтобы стать административным работником, нужно было отстоять у станка. Человек понимал, что такое труд, как зарабатываются деньги. В современном олигархическом строе (где олигархами являются не предприниматели, она наворовавшие бюджетные средства депутаты) возвращение к сталинской диктатуры только приведет к бурлению народных масс.

Поэтому, очень жалко, что Россия не идет по европейскому пути. Что пьяницам из деревни не показывают, как живут немецкие или голландские фермеры. Что там тоже есть крепкие семьи, связанные любовью и трудом, что человек в своём развитии счастлив куда более, чем прозябая в пьяной провинции, и лепя из дерьма скульптуры.

Разница в нанесении крестного знамения разными вероисповеданиями/

Религия – в это слово каждый человек вкладывает свой смысл и понимает его по-разному. На сегодняшний день насчитывается огромное количество религий, которые схожи или различны между собой.

Наиболее распространенными и исповедуемыми, пожалуй, являются христианство, иудаизм и ислам. Несмотря на то, что в век информационных технологий каждый человек имеет доступ к практически любой информации, многие люди не знают в чем суть каждой религии, что между ними общего и чем собственно они отличаются друг от друга. Сегодня мы предлагаем поговорить о различии наложения крестного знамения в разных религиях.

Как крестятся католики, какой рукой, как складывают пальцы: схема как правильно креститься

Прежде чем говорить о вопросе наложения крестного знамения, давайте немного поговорим о самой религии.

  • Католицизм или же католичество является христианским вероисповеданием, которое на сегодняшний день имеет огромное количество приверженцев.
  • Само слово «католицизм» означает не что иное, как «всеобщий», «всеохватывающий».
  • Стоит также сказать, что именно католическая церковь, которая сформировалась на протяжении I тыс. до н.э. в Западной Римской империи имела огромное влияние на развитие Западной цивилизации.
  • Относительно крестного знамения. Большинство людей не знают, что это такое, а все потому, что мы привыкли называть этот процесс немного иначе – «креститься», «перекреститься».
  • Крестное знамение – это не что иное, как молитвенный жест, во время которого люди совершают движения руками и как бы выводят ими крест.
  • Нужно также отметить и тот факт, что крестное знамение присутствует практически во всех направлениях христианства.

Итак, как же происходит наложение крестного знамения у католиков?

  • Сразу нужно сказать, что католицизм не имеет единого правильного варианта данного действия. Существует множество вариантов, как можно перекреститься и все они считаются правильными. Все потому, что католики большее внимание уделяют не способу, с помощью которого это делается, а цели. Перекрещиваясь, они как бы еще раз доказывают, что веруют именно во Христа.
  • Крестятся католики той же рукой, которой и православные, то есть правой. Отличие заключается в другом – в направлении движения кисти рук и то не всегда.
  • Изначально и католики Запада, и католики Востока совершали нанесение креста на себя практически одинаково. Крестились от правого плеча к левому, при этом используя 3 пальца правой руки. Чуть позже процедура изменилась, и креститься начали от левого плеча к правому, при этом использовалась вся кисть руки.
  • Так называемые «византийские католики» совершают действие традиционным способом. Для этого 3 первых пальца руки соединяются вместе, а 2 остальных прижимаются к ладони. При этом крещение осуществляется правой рукой, справа налево. 3 пальца, которые соединены вместе, это не что иное, как Троица, а 2 других пальца означают двойное происхождение Христа. Под двойным происхождением имеется в виду его божественная и человеческая сущность.

Католики и православные крестятся по разному

Если же показать общую классификацию вариантов, которые используют католики при совершении крестного знамения, то выглядит она примерно так:

  1. Первый и четвертый пальцы правой руки соединены в пучок, при этом указательный и средний пальцы так же держаться вместе. Указательный и средний пальцы в этом случае означают двойную сущность Христа, о которой упоминалось немного ранее. Такой вариант характерен для католиков Запада.
  2. Еще один вариант сложения заключается в соединении 1-го и 2-го пальцев.
  3. Католики Востока чаще всего пользуются таким вариантом. Большой, указательный и средний пальцы соединены вместе, а 2 последних прижаты к руке. При этом 3 соединенных пальца означают святую Троицу, а 2 прижатых – двойную природу Христа.
  4. Также католики очень часто крестятся всей ладонью. Для этого необходимо держать правую руку полностью открытой, все пальцы кроме 1-го выпрямлены. Руку можно чуть-чуть согнуть, а большой палец немного прижать к ладони. Такой вариант крещения означает раны Христа, которых было 5.

Почему католики крестятся слева направо, двумя пальцами или ладонью?

Для ответа на вопрос, пожалуй, углубимся немного в историю:

  • В древние времена левое и правое чаще всего несло в себе ассоциации относительно разного рода богов, которые находились по разные стороны.
  • Если же говорить о христианстве, то тут понимание левого и правого немного иное. Левое и правое при этом, это что-то совершенно разное, что-то, что имеет явно противоположный смысл. Например, как борьба добра и зла, света и тьмы, греховного и праведного. В христианстве принято считать, что правая сторона является территорией Бога, а левая – Зла.
  • Еще один факт – православные наносят крест от правого плеча к левому, но когда они крестят кого-то, то делают это наоборот. В любом из этих случаев изначально рука, того, кто крестит, оказывается на правой стороне. Почему так? Осенение крестом, которое осуществляется слева направо, означает нечто исходящее от человека к Богу, а вот справа налево – прямо противоположно, от Бога к человеку.
  • Католики же, независимо от того крестят себя или кого-то, делают это всегда только слева направо.
  • И в первом, и во втором случае верующие обращаются к Богу, однако в свое обращение и общение с ним вкладывают разный смысл.
  • То есть вопрос: «Почему католики крестятся слева направо?» можно считать закрытым. Крестятся они именно так, по причине того, что накладывая крестное знамение им важно общение с Христом, и они сами взывают к нему. Именно такой смысл вкладывается в это действие.
  • Также не лишним будет сказать о том, что движение руки слева направо может означать путь от мрака к свету, от зла к добру, от ненависти к миру, от греха к раскаянию.
  • Движение справа налево можно трактовать, как победу над всем греховным, в частности Диаволом. С давних времен принято считать, что именно с левой стороны у нас «сидит» нечистый. Поэтому подобные движения справа налево говорят о нейтрализации злой силы.

Схема нанесения крестного знамения

Теперь несколько слов относительно того, почему католики крестятся двумя пальцами или же всей ладонью:

  • Как уже было сказано ранее, у католиков нет единого верного варианта складывания пальцев или руки при перекрещивании. Именно поэтому иногда можно увидеть наложение крестного знамения и двумя пальцами, и даже всей ладонью.
  • Когда католики крестятся 2-мя пальцами, они еще раз подтверждают то, что веруют в двойную суть Христа. То есть они осознают и признают тот факт, что Христос имел в себе и божественное и человеческое начало.
  • Открытая ладонь символизирует раны Христа. Если быть точнее, то не сама ладонь, а пальцы руки, которые при таком варианте нанесения креста находятся в выпрямленном положении.

Как крестятся греко-католики, евреи?

Говоря о католиках необходимо отметить тот факт, что существуют римо-католики и греко-католики. И те, и другие имеют нечто общее между собой и различное.

  • Греко-католики признают Папу Римского, как видимого главу Церкви и относят себя к Римской Католической Церкви.
  • При этом стоит сказать, что греко-католиков многое объединяет с православными, в том числе и способ нанесения креста.
  • Крестятся они правой рукой, при этом кистью руки выводят крест таким образом: сверху вниз, справа налево.
  • Также у греко-католиков и у православных общее сложение пальцев. При крещении пальцы складываются таким образом: 3 первых пальца соединены вместе, а мизинец и безымянный прижаты к ладони.
  • Представители данного течения, проживающие на Западе Украины, часто при крещении совершают и другие движения. Например, совершается движение рукой, которое отмечает пронзенное ребро Христа.
  • Если же для сравнения взять римо-католиков, то они наносят крестное знамение иначе. Движения выводятся от головы к чреву, а затем от левого плеча к правому. При этом пальцы складываются по-разному. Это и двухперстное, и трехперстное сложение.

О крещении греко-католиков и евреев

Теперь поговорим о евреях:

  • Начнем с того, что традиционной религией, которую исповедует этот народ, является иудаизм.
  • Слова «еврей» и «иудей» очень схожи и на сегодняшний день во многих языках мира имеют одинаковое значение. Однако в нашей стране принято считать, что «еврей» — это все-таки национальность, а «иудей» — исповедуемая религия.
  • Прежде чем ответить на вопрос «Как крестятся евреи?» поговорим немного о том, что значит для них сам символ «крест». К слову, целесообразнее было бы задаваться вопросом «Крестятся ли евреи вообще?».
  • Так вот, в давние времена крест ассоциировался у иудеев со страхом, наказанием и собственно смертью. В том время, как у христиан крест – это главный символ, который может защитить и оберечь от несчастья и бед.
  • На сегодняшний день евреи признают священный крест, однако вкладывают в него немного иное значение. Для них это символ возрождения Спасителя. По-большому счету крест не несет в себе такой важности (как у христиан), поэтому соответственно нет необходимости накладывать знамение и на себя. Из этого напрашивается вывод, что иудеи не крестятся вообще.

Почему православные и католики крестятся по-разному: православные справа налево, а католики слева направо?

Ранее мы немного затрагивали данный вопрос. Все дело в том, что католики и православные вкладывают в знак креста немного разный смысл, соответственно и осуществление процедуры разное.

  • Также уточним, что длительное время католики могли креститься по-разному, то есть и слева направо и справа налево. Однако в 1570 г такая свобода выбора была пресечена. С тех пор католикам ввели некий запрет на использование одного из вариантов. Разрешенным остался вариант слева направо.
  • Перемещая руку при нанесении креста справа налево, православные просят божьего благословения. Движения в таком направлении всегда означают что-то, что исходит от Спасителя. Поскольку правая сторона человека принимается за сторону божью, то движения с этой стороны считают победными над злом и нечистым.
  • Католики же, делая движения слева направо, как бы выражают свое обращение к Богу. Более того, их нанесение креста по такой схеме означает не что иное, как движение от всего греховного, темного и злого к светлому, доброму и нравственному.
  • Оба варианта процедуры несут в себе только положительный посыл, однако трактуются немного по-разному.

В чем разница между тем как крестятся католики и православные?

Исходя из информации, которая изложена ранее, ответить на этот вопрос можно довольно просто.

  • И те, и другие являются христианами. Несмотря на это между ними существует много чего общего и отличающегося. Один из моментов, который различный для этих двух верований, это способ нанесения крестного знамения.
  • Православные всегда во время выведения креста делают это только от правого плеча к левому, в то время как представители иного верования делают это наоборот. Почему происходит именно так, мы разобрались немного ранее.
  • Далее, если православные складывают пальцы в основном одним способом – три пальца соединены пучком и два прижаты к внутренней части ладони, то католики могут делать это совершенно иными способами. Варианты подобных сложений пальцев и руки мы так же обсудили ранее.
  • То есть разница заключается лишь в том, по какой траектории движется рука и каким способом при этом сложены пальцы.

Разница в нанесении крестного знамения католиков и православных

Данная тема весьма актуальна и интересна, рассуждать о различиях наложения креста можно очень долго, ровно, как и спорить о правильности данного процесса. Однако нам бы хотелось обратить внимание немного на другой момент, который по нашему мнению является не менее важным: запомните, важно не только то, каким образом вы креститесь, но и то, какой смысл вы вкладываете в данное действие.

В Ленинградской области священник жестоко обращался с ребенком во время крещения (видео 18+)

По словам мамы, после ритуала малыш стал панически всего бояться. Резонансный случай произошел в Гатчине Ленинградской области.

Видео обряда попало в Сеть. На кадрах видно и слышно, что ребенок кричит, пытается вырваться, но батюшка держит его железной хваткой и насильно окунает ребенка в купель.

Как рассказала «Фонтанке» мать пострадавшего малыша Анастасия, крещение было индивидуальным, стоило 3 500 рублей и состоялось 10 августа. Не заладилось оно еще до начала.

«Перед таинством на пороге церкви нас встретил батюшка Фотий, и спросил у меня: «Отче наш наизусть знаешь? Нет? Причащалась? Тоже нет? Кто ты тогда для ребенка? Зачем его крестить принесла?»» – рассказала Анастасия.

То же самое повторилось и с крестным, и другими сопровождавшими Анастасию. Но, несмотря на это, собравшиеся решили все-таки провести ритуал и доверить священнослужителю ребенка, о чем неоднократно пожалели. На видео, которое в сети сравнивают с обрядом экзорцизма или действиями фанатиков, батюшка с силой заталкивает сопротивляющегося ребенка в купель и удерживает его.

«Он делал все с болью для ребенка, видел, что он взрослый, что его в такую маленькую купель не погрузить, поливать с головы надо. Но решил делать по-своему. Малыш кричал, вырывался. Я испугалась, подбежала, начала забирать. Сама чуть не загорелась, так как платком потушила свечи у купели», – описала мать.

Женщина пыталась отобрать малыша, но священник не отреагировал и продолжал обряд. Она отметила, что вместо того, чтобы отдать ей ребенка, батюшка посоветовал ей не лезть не в свое дело. «У меня были случаи, когда дети бились головой и справляли нужду в руках», — поделился опытом священник.

В результате крещения малыш, по словам его матери, получил травмы. «У ребенка царапины на шее и на плече, он теперь всего панически боится, у него истерика», — продолжила Анастасия.

11 августа, по словам женщины, ей позвонили из епархии, извинились и сказали, что отца от службы будут отстранять. «Я спросила у позвонившего: «Вы как считаете, на видео – это насилие или это нормальный обряд крещения?» и мне сказали: «Насилие – это мягко сказано»», – поделилась женщина.

В понедельник в епархии состоится беседа с участием матери. Туда же приглашен и Фотий, который видит ситуацию иначе. «А что, собственно, случилось-то? Ничего же не случилось, моей вины никакой нет, – заявил он. – Это просто повышенные эмоции мамы – она оказалась человеком невоцерковленным и не готова к крещению. По правилам православной церкви, положено младенца погружать трижды с головой, я это и сделал. Воды младенец не наглотался, о стенки купели не ударился. Я 26 лет служу и всегда стараюсь так крестить».

По словам игумена, ребенок был такого возраста, что его нужно все-таки было окунать в купель, поскольку именно «погружательное» крещение считается настоящим. А поливать чуть-чуть голову можно якобы только в случае смертельной опасности. «Я выполнил свой священнический долг», – объяснил Фотий. Для него такого рода разбирательство в епархии также будет впервые, хотя жалобы писали и раньше.

На официальном сайте Гатчинской епархии говорится, что «в связи с инцидентом во время крещения младенца (…) игумен Фотий (Нечепоренко) запрещается в священнослужении сроком на один год, без права ношения рясы, креста и преподания священнического благословения».

«Высокий сан священнослужителя обязывает его обладателя быть образом доброго пастыря – господа нашего Иисуса Христа, а все священнодействия совершать благоговейно, со страхом божиим и чутким отношением к чадам матери церкви. Епископ Митрофан выражает сочувствие родителям и восприемникам крещеного ребенка и приносит свои извинения за поведение клирика Гатчинской епархии, вызвавшее соблазн и осуждение в среде верующих. Преосвященнейший владыка надеется, что данный инцидент не станет препятствием для духовной жизни малыша и его семьи», – указано в сообщении.

Священник коза страдание язык поезд. О козле отпущения

Великий пост в 2017: календарь питания по дням

Великий пост – очень важный период, однако, все к нему относятся по-разному. Люди, которые ни разу не постились, считают, что это нечто вроде наказания, когда верующие должны голодать и во всем себя ограничивать. Но религиозные люди воспринимают это время, как возможность очистить свое тело и душу, искупить грехи и приблизиться к Богу.
Длится пост довольно долго – сорок восемь дней. В 2017 году это время с 27 февраля по 15 апреля включительно. И все это время постящиеся должны соблюдать определенный режим. Это касается и времяпрепровождения, и питания. Именно отказ от некоторых продуктов кажется некоторым людям самым страшным испытанием, и поэтому они отказываются поститься. Но на самом деле соблюдая такую диету в течение семи недель, можно не только очистить, но и оздоровить организм.
Есть определенные тонкости, которые нужно знать тем, кто собирается по всем правилам провести Великий пост 2017: календарь питания по дням, списки запрещенных и разрешенных продуктов, а также необходимо знать, какие постные блюда можно готовить, чтобы ежедневно получать необходимые вещества и микроэлементы.

Продукты, которые нельзя есть в пост

Раньше накануне поста хозяйки сжигали все оставшиеся после Масленицы продукты, или иногда отдавали их животным. А все потому, что яйца и другие продукты животного происхождения употреблять в пищу нельзя, в том числе и мясо. Поэтому лучше сразу очистить холодильник, чтобы случайно не съесть, например, кусок колбасы.
Во время поста под запрет попадает вся молочная продукция, в блюда нельзя добавлять сливочное масло, и нельзя использовать даже сухое молоко.
Также нельзя употреблять алкогольные напитки, торты, пирожные и выпечку, приготовленную с использованием яиц.
Кроме этого, нельзя есть рыбу, исключение составляют только два дня. Также и с растительным маслом – чтобы его употреблять, нужно сверяться с церковным календарем питания.

Продукты, разрешенные в Великий пост

Стоит отметить, что список продуктов, разрешенных к употреблению в пост, куда больше, чем список запрещенной пищи. И из таких ингредиентов можно приготовить немало вкусных и питательных блюд.
Так как Великий пост проходит весной, то организму нужны витамины, а значит, нужно есть много овощей и фруктов. Эти растительные продукты можно есть практически каждый день поста. Кроме свежих овощей и фруктов, можно есть замороженные ягоды, орехи и сухофрукты. Также можно есть различные соленья и консервированные фрукты и овощи.
Люди, которые тяжело переживают отсутствие мяса в постном рационе, могут в большом количестве употреблять грибы – это продукты также разрешены.
Кроме этого, во время поста можно есть все, что растет в полях, то есть крупы. Можно варить гречневую кашу, рисовую, геркулесовую, пшеничную или пшенную. Использовать для этого можно как воду, так и натуральный овощной бульон. Также можно есть продукты семейства бобовых – они тоже могут стать отличным дополнением к овощным блюдам.
Злоупотреблять специями во время поста нельзя, но зато можно добавлять их по чуть-чуть. Не стоит также забывать и про зелень. В некоторые дни этого периода можно есть рыбу, и даже икру.
Как было сказано ранее, есть правила, которых нужно придерживаться, соблюдая «диету» в Великий пост. Меню на каждый день делится на семь недель. Рассмотрим особенности каждой из них.

Первая седмица или Федорова неделя

Иисус Христос не ел и не пил целых сорок дней, но верующим придется голодать только несколько дней за весь период. И первый день, когда ничего нельзя есть – понедельник на первой седмице, то есть самое начало поста. Допускается только употребление чистой воды.
Во второй день на этой недели кроме воды, можно есть хлеб. Только нужно убедиться, что он приготовлен без использования растительного масла. В третий день, то есть среду, можно есть фрукты, овощи, орехи, но при этом нельзя ничего готовить. Четверг — снова день голодовки, в пятницу можно есть сухие продукты.
Зато в выходные можно что-нибудь приготовить из разрешенных продуктов, используя при этом растительное масло. В воскресенье даже разрешается сделать пару глотков кагора.

Питание со второй по пятую неделю поста

Питаться в эти недели нужно по одним и тем же правилам. Так по понедельникам, а также средам и в пятый день каждой недели, верующим нельзя ничего готовить, можно есть только продукты в сыром виде.
Во второй и четвертый день на неделе можно употреблять сваренные блюда, но не разрешается использование масла. Зато каждую субботу и воскресенье разрешаются блюда с маслом, постная выпечка, а также вино, но только совсем немного.

Шестая седмица

Эта неделя немного отличается от остальных, потому что выходные имеют особое значение. 9 апреля — Вербное воскресенье, а на день раньше – Лазарева суббота. Именно поэтому правила питания в будние дни остаются прежними. Но в субботу можно будет добавить в рацион немного икры. А в воскресенье можно будет приготовить и съесть рыбу. Седьмая неделя или Страстная седмица.
После того, как Иисус Христос прошел испытание в пустыне, на его долю выпали более страшные события. И одно из них – распятие на кресте. Оно произошло в пятницу, и именно поэтому в этот день на этой неделе верующие скорбят и не должны ничего есть. В первые три дня на неделе разрешается только сухоядение. Готовить пищу без масла можно только в четверг. А в субботу, накануне Пасхи лучше тоже отказаться от пищи, или хотя бы есть только сухофрукты или орехи. Заканчивается пост после полуночи, на календаре уже будет первое мая.

Правила соблюдения Великого поста

Строгий пост обязаны соблюдать все служители церкви. Так по правилам садиться за стол в будние дни разрешается только один раз. В выходные можно принимать пищу два раза в сутки.
Но простые люди могут отойти от этого закона. Если у человека тяжелая работа, где нужно применять физическую силу, то он, конечно, может поститься по индивидуальной программе. Исключения также делаются для людей, которые больны, для детей и для женщин, находящихся в положении. Человек не должен морить себя голодом, не должен чувствовать себя плохо, пост должен приносить радость. Если у людей со слабым здоровьем возникают вопросы, касающиеся того, от каких продуктов отказаться, а от каких нет, то нужно посоветоваться не только с духовным наставником, но и с лечащим врачом.
Несмотря на то, что столько внимания во время поста уделяется питанию, конечно же, это не самое главное. Если человек будет ограничивать себя в еде, но зато будет веселиться, сквернословить, желать другим зла, то вряд ли он сможет духовно очиститься.
Люди, которые действительно хотя стать ближе к Богу, в этот период отказываются от участия в различных праздниках, не посещают развлекательные мероприятия, стараются проводить большую часть своего свободного времени дома и усердно молятся два раза в день. А в Страстную седмицу многие отказываются от просмотра телевизионных программ, не слушают музыку и стараются громко не разговаривать. Все мысли людей должны быть настроены только на хорошее. Человек должен сделать все, чтобы встретить Пасху достойно, с чистой душой и светлыми мыслями.

Мы постоянно помимо своей воли становимся свидетелями грубых действий почти каждый раз, когда попадаем в людные места, и нам настолько не нравится признаваться в этом, что мы просто уже привыкли к хамству людей и отсутствию у них должного воспитания. Тем не менее есть одно место, где людям нужно сосредоточиться на вежливости и придерживаться порядка, — это церковь.

Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных поступков в церкви, который нужно изучить, прежде чем прийти на следующее богослужение.

Потеря контроля над детьми

Если вы решили привести взрослых детей и малышей в церковь, сядьте как можно дальше ото всех, чтобы вы могли убрать ребенка, вывести его на улицу, если он вдруг заплачет. Некоторые церкви предлагают «детскую церковь», где ребятишки изучают духовный урок на своем уровне. Другие церкви приветствуют присутствие всей семьи во время служения, но предлагают так называемую комнату для криков. Родители могут принести своих малышей в звукоизолированную комнату с громкоговорителями.

08 April 2011 15:59
Дмитрий Марченко

Так, например, в прошлом году в России проводился так называемый Волжский крестный ход с ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Ковчег имел форму руки с несколько непривычным перстосложением. Многие ревнители, не разобравшись в сути дела, поспешили назвать ковчег «десницей сатаны » и привычно заговорили о «кощунстве», «сатанизме», «рокерской козе» и прочем. Были опубликованы статьи на определённых сайтах и посты в определённых блогах.

Как же так получается, что христианская святыня вдруг становится камнем преткновения для некоторых верующих? Ответ прост. Во-первых, как уже говорилось, это незнание собственной традиции. А во-вторых, забвение такого простого факта, что любой символ не может существовать вне своего контекста.

Материал для этой статьи не является открытием. Об этом писано довольно много, в частности профессором Голубинским ещё в конце XIX века. И совсем уж недавно на эту же тему писал священник Димитрий Юревич.

Так о чём, собственно, речь?

Вот перед нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, бОльшая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно, уточнит: «древлеправославное двуперстное».

Допустим.

А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны. Не правда ли, странно?

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы», VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи, призывающие распять Христа, протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно нехристианский сюжет той же примерно эпохи: иллюстрированная рукопись Гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы часто встречаем точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,»творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию:

Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.

Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.

В иконографии мы видим то же самое:

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы» .

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто ещё раз повторим — любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *