Ну, кажется, мои неустанные вопрошания не оставлены безответными.
Журнал № 60.
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.

Справка:

В повестку дня Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, одобренную Президиумом Межсоборного Присутствия, в ходе заседания 28 января 2015 года была включена тема «Молитвенное попечение Церкви о некрещеных». Разработка темы была поручена комиссии по богословию совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

К 2017 году в аппарат Межсоборного Присутствия комиссии представили документ «Молитва Церкви о некрещеных», в котором, в частности, отмечалось, что смерть младенцев с особой тяжестью переживается родителями и близкими. Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией. Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей.

Эта тема также рассматривалась Священноначалием других Поместных Православных Церквей. Так, Священным Синодом Элладской Православной Церкви 3 июля 2001 года был утвержден и разослан в епархии для употребления Чин погребения некрещеного ребенка родителей христиан. В октябре 2015 года Священным Синодом Православной Церкви в Америке был одобрен для употребления Чин молитвы после выкидыша или рождения мертвого младенца, включающий молитву как о родителях дитяти и их утешении, так и о душе скончавшегося. Наконец, 6 февраля 2018 года Священный Синод Кипрской Православной Церкви утвердил для богослужебного употребления Последование об усопших некрещенных младенцах.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная богослужебная комиссия, рассмотрев в двух заседаниях вышеуказанные последования, подготовила с частичным использованием содержащихся в них молитвословий текст Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить разработанное Синодальной богослужебной комиссией Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.

А вот текст Последования:

Последование о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

Творит священник: Благословен Бог наш… Трисвятое по Отче наш. Яко Твое есть Царство… Священник: Миром Господу помолимся: и прочая, на своем месте приложи: О рабех Божиих имярек и имярек, страждущих от лишения младенца, и о всем доме и сродницех их, и о еже утешитися им, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О еже помиловати Господу Богу Своих рабов по благосердию Своему и простити им всякое прегрешение, даруя им исцеление и покой душ и телес, Господу помолимся. Господи, помилуй. О еже не отвратити Господу Богу лица Своего от страждущих рабов Своих, но восприяти молитвы, нами ныне за них приносимыя, Господу помолимся. Господи, помилуй. О еже исцелити всякую болезнь и печаль их посещением благодати Утешителя Духа, Господу помолимся. Господи, помилуй. О еже Милостивому Господу услышати вопль недостойных рабов Своих, якоже услышал есть жену хананейску, вопиющу к Нему, и исцелити и утешити страждущия рабы Своя, Господу помолимся. Господи, помилуй. Аще мертв родися: О еже скоро избавити рабу Божию имярек от всякия болезни и скорби, и возставити ю от немощи и нечистоты всесильным словом Божиим, Господу помолимся. Господи, помилуй. О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся. Господи, помилуй. О избавитися нам от всякия скорби, гнева, беды и нужды, Господу помолимся. Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи. Господи Боже, держава Твоя несказанна и слава Твоя непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно; призри на ны, Владыко, и милостию Твоею ущедри ны и молящияся с нами. Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Посем: Господу помолимся. Господи, помилуй. Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби. Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Священник: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас. Лик: Честнейшую: Священник: Слава Тебе: Лик: Слава, и ныне: И отпуст: Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

………………………………………………….
Это отчасти согласно с тем, как я предлагал «догматизировать» учение свт. Григория Богослова об участи некрещеных (https://kiprian-sh.livejournal.com/330322.html). И предлагал такую правку в Проект нового Катехизиса:
«Представляется, что текст о посмертной участи нехристиан можно было бы изменить таким образом: «Спасение как вхождение в Царствие Божие для нехристиан, как не принявших Крещение, невозможно. Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы Богом по закону совести, написанному в их сердцах (Рим. 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом. Сообразно с этим нехристиане могут получить облегчение мук, или избавление от них. Свт. Григорий Богослов говорит о невозможности для нехристиан вхождения в Царствие Божие, но о возможности избавления от мучений: «Иные даже не имеют возможности и принять дара или по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств… не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания” (Слово 40, На святое Крещение)»».
Я готов даже не уточнять, что значит «не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит», хотя возникает вопрос: «Где именно учинит? Где находится ныне лоно Авраамово?» Мне достаточно, что авторы отличают это «место» от Царствия Небесного.

ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО

Православным младенцам, породившимся от воды и духа и отошедшим ко Господу чистыми от тления грехолюбного, достойная слезам, не соделавшими дела, как верует Святая Церковь, по неложному Христовому обещанию определена праведных всех радость, им уготованы Авраамово лоно… и ангельская светообразная места. Поэтому чин погребения младенческого из обычных заупокойных песнопений сохраняет лишь немногие, — те именно, где нет прощения о прошении грехов (личных грехов у младенцев и не было) и где заключаются общие прошения об упокоении. Даже из ектении заупокойной целиком сохраняется всего одно прошение. Самый чин сравнительно краток. В нем нет ни непорочных, ни блаженных, ни стихир, за исключением стихир при последнем целовании. Естественные для провожающих в дальний путь свое любимое чадо прошения переплетаются с выражением твердой веры, что се Христос Небесного Царствия врата отверзает ему, что младенцам, ничтоже сотворшим, Благий подает спасение небесное, ибо и они числятся среди созданий Божиих. Однако, хотя настоящее разлучение для младенца воистину радости и веселия ходатайственно, для любящих его оно скорби виновно. Особенно тяжела скорбь родителей. Нет ничего жалостнее матери и отца, лишающихся детей, в особенности когда они уже суть благо глаголивыя, когда они начнут говорить. Поэтому младенческое погребение еще более, чем погребение взрослых, изобилует утешениями скорбящих: что мене плачите, младенца преставльшася… несмь бо плачевный и молитва от него к Богу: Боже, Боже, призвавый мя, утешение ныне буди дому моему, плач бо велий случися им. От естественных при разлуке слез Святая Церковь хочет обратить плачущих к другим, более необходимым слезам. Окружающих гроб младенца Она наставляет: не младенцы плачем, но сами себе наипаче да возрыдаем согрешающие всегда. И от лица младенца Она обращается с призывом: О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинах достойное. Паче же самих себе согрешающих плачите, -сродницы и други. А о младенце, праведным судом прежде прозябения совершение пожатом православном подобает так рассуждать: Лишил еси благ земных Твоего младенца, да небесных Твоих благ причастника покажеши, не преступльшаго божественное Твое повеление. Славим Твоих, Блаже, Судеб глубину велию.

Знаменательно в чине младенческого погребения то, что в тех случаях, где произносится имя младенца, по большей части вместе с тем или поминаются все усопшие, — яко ты еси воскресение и живот и упокоение всех рабов Твоих и ныне преставленному рабу Твоему младенцу, или присоединяется прошение самих молящихся о младенце: Милости Божия… тому и сами себе просим, младенцу… Царствия Твоего наследие даруй, нас же безпорочное сподоби прейти и христианское скончати житие. Этим всякий раз свидетельствуется вера Церкви, что блаженные младенцы непосредственно по своем преставлении становятся в ряды молитвенников о любящих их и о всех рабах Божиих.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В повестку дня Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, одобренную Президиумом Межсоборного Присутствия, в ходе заседания 28 января 2015 года была включена тема «Молитвенное попечение Церкви о некрещеных». Разработка темы была поручена комиссии по богословию совместно с комиссиями по вопросам богослужения, по вопросам церковного права, по вопросам отношения к инославию и другим религиям.

К 2017 году в аппарат Межсоборного Присутствия комиссии представили документ «Молитва Церкви о некрещеных», в котором, в частности, отмечалось, что смерть младенцев с особой тяжестью переживается родителями и близкими. Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией. Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей.

Эта тема также рассматривалась Священноначалием других Поместных Православных Церквей. Так, Священным Синодом Элладской Православной Церкви 3 июля 2001 года был утвержден и разослан в епархии для употребления Чин погребения некрещеного ребенка родителей христиан. В октябре 2015 года Священным Синодом Православной Церкви в Америке был одобрен для употребления Чин молитвы после выкидыша или рождения мертвого младенца, включающий молитву как о родителях дитяти и их утешении, так и о душе скончавшегося. Наконец, 6 февраля 2018 года Священный Синод Кипрской Православной Церкви утвердил для богослужебного употребления Последование об усопших некрещенных младенцах.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальная богослужебная комиссия, рассмотрев в двух заседаниях вышеуказанные последования, подготовила с частичным использованием содержащихся в них молитвословий текст Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить разработанное Синодальной богослужебной комиссией Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения.

2. Направить в Издательство Московской Патриархии текст Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, для публикации в богослужебных сборниках.

Последование

о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

Творит священник: Благословен Бог наш…

Трисвятое по Отче наш. Яко Твое есть Царство…

Священник:Миром Господу помолимся: и прочая, на своем месте приложи:

О рабех Божиих имяреки имярек, страждущих от лишения младенца, и о всем доме и сродницех их, и о еже утешитися им, Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

О еже помиловати Господу Богу Своих рабов по благосердию Своему и простити им всякое прегрешение, даруя им исцеление и покой душ и телес, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О еже не отвратити Господу Богу лица Своего от страждущих рабов Своих, но восприяти молитвы, нами ныне за них приносимыя, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О еже исцелити всякую болезнь и печальих посещением благодатиУтешителя Духа, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О еже Милостивому Господу услышати вопль недостойных рабов Своих, якоже услышал есть жену хананейску, вопиющу к Нему, и исцелити и утешитистраждущия рабы Своя, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Аще мертв родися:О еже скоро избавити рабу Божию имярекот всякия болезни и скорби, и возставити ю от немощи и нечистоты всесильным словом Божиим, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О еже неосужденно и милостивноприяти Господу усопшагомладенцаи даровати ему(ей) жизньбудущаго века, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева, беды и нужды, Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже, Твоею благодатию.

Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Тебе, Господи.

Господи Боже, держава Твоя несказанна и слава Твоя непостижима, милость Твоя безмерна и человеколюбие неизреченно; призри на ны, Владыко, и милостиюТвоею ущедрины и молящияся с нами. Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Посем:

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслехвозлегий ради спасения мира, Ты есипризвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты есипришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мировижизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнемпреселенииноворожденнаго младенца их имярекукроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнагомладенца и не приемшагоСвятаго Крещения благости Твоеясподоби.

Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Священник:Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лик:Честнейшую:

Священник:Слава Тебе:

Лик:Слава, и ныне:

И отпуст:

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами ПречистыяСвоея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшагоСвятаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Отпевание начинается 90-м псалмом «Живый в помощи Вышняго…». В этом псалме словами пророка Давида перед духовным взором предстоит радостная картина перехода в вечность истинно верующей души, следующей по таинственному пути, ведущему к обители Отца Небесного. Созданный из ничего, почтенный образом Божиим, за преступление заповеди человек возвращается в землю. Но и теперь он есть образ неизреченной славы, хотя и носит язвы прегрешений; и теперь дерзает человек просить Бога о милосердии, чтобы Он возвратил ему через покаяние вожделенное отечество, где находится лик святых, обретших источник жизни, где пребывают мученики, закланные как агнцы, где блаженствуют все, кто достойно понес в жизни свой крест.
Вскоре за этими тропарями поется канон заупокойный с припевом «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего». За каноном следуют особые погребальные стихиры, составленные преподобным Иоанном Дамаскиным. Это непрерывная проповедь о суете всего, что прельщает нас в мире и не остается с нами после смерти, это вопль человека над развалинами жизни.

Сам Господь Иисус Христос словами святого Евангелия через священника утешает нас, говоря:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

После чтения Евангелия священник вслух читает молитву, которой разрешаются только бывшие на умершем запрещения и епитимии за его прежние грехи, в которых он при жизни раскаялся перед духовником, — но не те грехи, которые он утаил и в которых не покаялся на исповеди. Для более наглядного удостоверения всех близких умершего в прощении его и примирении с Церковью священник свиток с разрешительной молитвой кладёт в его правую руку. После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего — знак нашего единения и любви к нему, не перестающей и за гробом.
Последнее целование совершается при пении трогательных песен, одна из которых в переводе звучит так: «Видя меня, лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите, все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо не побеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия: там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду низведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет».
Церковь прощальными песнями хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь, которой не должно быть места в душе верующего христианина.
При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения за все плохие поступки, которые были допущены к нему при жизни, и простить то, в чем был виновен он сам.
Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущии на ней». Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. После этого гроб закрывается крышкой.
Гроб с телом выносится из храма ногами вперед под пение Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Отпевание младенцев

Над младенцами (детьми младше 7 лет), умершими крещеными, как над непорочными, безгрешными созданиями, совершается особое последование отпевания. В его составе нет молитв об оставлении грехов умершего, но содержится лишь прошение сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному обетованию Господа.
Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но он, очистившись в Святом Крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царства Божия. Чин младенческого погребения изобилует утешениями его скорбящим родителям, в песнопениях свидетельствуется вера Церкви в то, что блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их и всех живущих на земле.
Некрещеных младенцев не отпевают, так как они не члены Церкви. О будущей участи младенцев, умерших без крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся и не накажутся Праведным Судией как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем, не злы и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Слово 40-е на Крещение).

Заочное отпевание

Заочное отпевание появилось из-за того, что бывают случаи трагической смерти человека, когда невозможно найти тело (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в авиакатастрофе, при террористическом акте) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти только через много лет. Но заочное отпевание допустимо только в этих перечисленных случаях, и должно совершаться лишь при необходимости, а не из-за лени и нерадения родственников умершего и не потому, что «так проще» и «не хочется по пробкам везти».
После получения земли с заочного отпевания ее следует высыпать крестообразно (как священник бы посыпал усопшего в храме во время обычного отпевания) на могилу умершего, если могила имеется.
Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле.
Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Над кем не совершается отпевание

Отпевание не совершается над некрещеными, представителями другой веры и самоубийцами. К самоубийцам относят также людей, которые умерли, покушаясь на жизнь или имущество ближних (естественно, над жертвами разбоя отпевания совершаются).
Если совершивший самоубийство христианин страдал психическим заболеванием, его родственникам можно совершить отпевание, только получив на это разрешение у правящего архиерея. Для этого нужно обратиться в епархиальное управление и подать письменное прошение правящему архиерею, приложив к нему медицинское заключение о наблюдении умершего у психиатра и справку о причине смерти. Если точно не известно, был ли умерший крещеным, также отпевание возможно только с разрешения правящего епископа. От самоубийства также отличают случаи смерти в результате собственной неосторожности (падение с высоты, отравление, несчастный случай). В этих случаях отпевание возможно обычным образом.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *