Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие
некоторым людям и удивит всех прочих.
Марк Твен

Чему посвящена данная статья? По большому счету тому, как жить спокойно, счастливо и в согласии с собой. А это дорого стоит. Это многим не доступно. И, на самом деле, за деньги это не покупается.

Не верите? Посмотрите на жизнь богатых, которые получили свое богатство не честным способом. Они совсем не счастливые. Скорее взболомученные и беспокойные, вечно в напряжении, иногда потерянные. Как бы они не хотели показать другим, что это не так. Хотя, если вы хотите жить такой жизнью, то не читайте статью дальше.

Итак, что же такое честь?

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие качества как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность и строгие моральные принципы. Это слово произошло от славянского слова čьtti и буквально означает «почитание, почет, уважение». Можно сказать, что честь — это почитание самого себя.

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение.

Винни-Пух очень любил себя. И было за что! Он:

1. Никогда не брал у пчел весь их мёд. Только половину.
2. Всегда делился с бездомными медвежатами — отдавал треть добытого мёда. Очень щедро.
3. Не весь мёд один, а приглашал к себе Сову или Пяточка. Гостеприимным он был до жути.

И ой как он себя уважал! Он очень гордился собой! У него была своя Винни-Пуховская ЧЕСТЬ.

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к себе со стороны других.

Честь тесным образом связана с понятием честности. Ведь в первую очередь человек не должен обманывать самого себя.

Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины или раскаяния.

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и
улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
Платон

Что такое порядочность

Порядочность и честность — слишком дорогие подарки.
И не стоит их ждать от дешёвых людей.
Вуди Аллен

Еще есть такое понятие, как порядочность.

Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Порядочность — это когда человек честен и не наносит умышленного вреда окружающим.

Если человек правдив и просто следит за тем, чтобы не навредить другим людям, его можно считать порядочным. Если он что-то делает, но эти действия не намеренно вызывают неприятные для окружающих последствия, то такие действия не могут характеризовать человека, как непорядочного.

В Древней Греции слову порядочность давали следующее определение — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».

Порядочность – это душевная чистоплотность.

Порядочность — это когда вопреки своим интересам человек будет поступать по совести, «как надо».

Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое — порядочность, второе — интеллект и третье — высокая энергетика. Но при отсутствии первого — два других убьют вас!»

Винни был очень порядочным медведем. И он просто не мог притронуться к горшочку меда Пяточка, пока тот ему не разрешил этого. И именно поэтому он играл в приставку с Пяточком до самой ночи ведь в конце его ждал настоящий ПРИЗ! Ха, а Пяточек то и не подозревает!

Кстати, есть такое понятие как искренность. Искренность — это отсутствие противоречий между тем, что человек говорит и тем, что он на самом деле хочет или чувствует. Искренность – это способность отказаться от обмана и говорить так как есть. Искренне обозначает «правдиво» и «откровенно».

Что такое уважение

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами. Благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Мы находим в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания.

Любить можно и просто так. А вот уважать можно только за что-то.

На этом чувстве строятся отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами.

Пятачок очень уважал Сову. Она всегда давала мудрые советы: где найти дуб с желудями, где самые грязные лужи, как измазаться получше, с корочкой. Да, Сова знала толк в этом! Уважуха.

А ослика Иа Пятачок просто любил. Уважать было не за что: уж больно туп он был, даже морковку купить в магазине не смог.

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т.п.

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага — за какие-то качества или совершенный им поступок.

Никто не может быть счастлив,
если он не пользуется своим собственным уважением.
Жан Жак Руссо

Самоуважение — первый шаг к тому, чтобы тебя уважали другие.
Джонатан Тригелл.

Что такое характер человека?

Под характером человека понимают все особенности человека, то есть все его различные качества и свойства личности, накладывающие отпечаток на все ее действия и проявления. Иными словами, характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе. А сами эти свойства называются чертами характера.

характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе.

Характер Кролика был спокойным: он очень спокойно наблюдал как Пятачок уже пол часа пытался вытащить Винни из его норы. И как с каждой попытки прекрасно отделанная кроличья нора (сделанная по последним стандартам Леса) превращалась в руины. А Винни все еще не пролезал…

А вот характер Пятачка был взбалмочный: он носился вокруг Винни и что-то постоянно говорил и говорил.

Черты характера — это отдельные качества личности, влияющие на ее поведение. Например: уверенность и доброжелательность, или заботливость и понимание.

Слово «характер» происходит от древнегреческого слова «χαρακτηρ», которое означает: «знак, отличительная черта, примета».

Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер его.
Скорое «да» или «нет» отличает живой, твердый, решительный характер,
медленное же — осмотрительный и боязливый.
И. Лафатер

Характер подобен дереву, а репутация — его тени.
Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.
А. Линкольн

Что такое достоинство человека

В обществе принято, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе.

Сова всегда гордилась собой, уважала. И была за что. На соревнованиях по ловле мышей она всегда была первой. Правда один раз, совершенно случайно и по ошибке, она схватила Винни, вырвав у него большой клок шерсти со спины, ну так с кем не бывает.

Но Сова поняла, что ошиблась. Тут же извинилась. Намазала всю спину зеленкой и улетела. Довольная до жути. А по дороге поймала еще 5 мышей — ей же надо было играть с кем-нибудь в покер. А мыши, как всем известно, превосходные игроки.

Как бы то ни было, Сова понимала: Она молодец! И Винни вылечила, и мышам вечеринку успела сделать, и сама в покер сыграла.

Это способность взаимодействовать с миром, не поступаясь своими принципами, не идя на уступки низменным желаниям и скверным поступкам.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и ценности, и соблюдение определенных правил поведения, базирующихся на самооценке.

Оно с рождения присуще каждому. Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Человеку приходится формировать его, воспитывать и тренировать его в себе.

Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. Бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Обычно это происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию и вновь заслуживает уважение. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма,
но главным образом сознавать свое человеческое достоинство.
Жюль Верн

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Фёдор Михайлович Достоевский

Целостность человека

Значение слова «целостность», согласно толковому словарю: тот, который целый, монолитный, нерушимый, крепкий, единый.

Можно говорить о целостности личности подразумевая гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и высокоморальным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, то говорить о целостности такой личности трудно.

Целостность личности — это гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

Винни смотрел на дерево и размышлял: если я не заберусь на него и не возьму себе меда из улья, то я не настоящий медведь. Настоящий медведь не должен пропустить ни один улей!

Но там есть пчелы, а они кусаются. И еще Сова считает это дерево своим и будет крайне недовольна.

Так Винни сидел перед деревом уже третий день и думал, думал, думал. Он просто раскалывался! Его тянуло во все стороны.

Винни это надоело. Он пришел к согласию с собой: он же медведь! Он должен опустошать все ульи на своем пути! А с Совой они всегда договоряться.

Теперь Винни уже не колебался. Он действовал. И сегодня у него будет мёд!

Целостную личность можно сравнить с готовым борщом — бери и ешь, в отличие от мяса, капусты, картошки и свеклы. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности.

Говоря о внутренней целостности личности имеется ввиду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.

О целостности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

Не страшно когда мир рушится вокруг тебя —
страшно когда он рушится внутри тебя
Влад Дэккерт

Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом;
всякая тревога есть состояние потерянности в будущем.
Кен Уилбер

Нецелостная личность

Нецелостная личность или личность, потерявшая свою целостность – это человек, у которого есть внутренние противоречия с самим собой.

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной.

Нецелостная личность – та, у которого есть внутренние противоречия с самим собой

Пятачок сидел на стуле и рвал на себе волосы. Как он допустил такое?

Вчера. Выпил перебродивший мёд. А после чего он вырвал перья у Совы, потом закинул бедного ослика Иа на дерево предварительно покрасив его красной краской. А Винни. А бедного Винни Пятачок просто поджег предварительно облив бензином. Ох, ну и покутил же он вчера.

Но теперь. Он же хороший, правильный поросенок. В детстве он был просто ангелочек. Но как же быть с тем, что он натворил вчера ?! Сова. Винни. Иа…

Как же теперь ему жить, после всего содеянного? Ох горе горе…

Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём. Не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций.

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, эту ситуацию можно исправить.

Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны других. Вы достойны хорошего обращения.

Необходимо постоянно самосовершенствоваться, пополняя знаниями и навыками свой багаж. Научитесь лучше выполнять свою работу или делать более качественный продукт (продукт — это результат какой-нибудь работы).

Чем большую ценность вы будете представлять для других, тем выше будет ваше самоуважение и достоинство.

Чтобы чувствовать себя достойным необходимо ответственно подходить к выполнению своего долга. Это касается конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Но сюда входит и выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

Как не потерять достоинство и честь?

Сделав что-то, что против своей чести, потеряв своё достоинство, человек теряет не только веру в себя. Он лишает себя ощущения уверенность, самоуважения и погружается в пучину отчаяния и самоуничижения.

Это поправимо. Но если вы, совершив проступок, за который вам стыдно, и не исправляете его, вы продолжаете падать ниже, деградируя до состояния, которое чаще всего описывается как бесчестное, падшее. Как минимум вы будете чувствовать себя хуже и хуже.

Обычно тот, кто потерял себя, часто не желал подобного исхода. Чтобы восстановиться в своих глазах и глазах окружающих, ему потребуется придумать, как исправить содеянное: надо разработать план, как будет исправлен, скомпенсирован причиненный ущерб. Как бы трудно это не казалось.

Остерегайтесь людей, достигающих своих целей манипуляциями. Им наплевать на вас и ваше благосостояние. У них корыстные интересы по отношению к вам. И, кстати, именно такой тип людей будет говорить вам, настаивать, что они ваши друзья. Не ведитесь на это.

И, смотрите на дела человека. Не слушайте, что он говорит.

Ниже описывается понимание и толкование важнейших понятий (терминов), связанных с рассматриваемой проблематикой. Излагаются лишь сводные результаты проведенного анализа. Для анализа были выбраны термины, наиболее часто встречающиеся в законодательстве, подзаконных актах и юридической литературе и получающие неясное или различное толкование.

Анализируемые понятия естественно распадаются на три группы:

Объект воздействия

Три понятия — честь, достоинство и репутация — весьма близки друг другу. При этом в текстах права два первых понятия обычно используются в составе единого словосочетания: защита чести и достоинства, унижение чести и достоинства. В новом законодательстве РФ к этому словосочетанию обычно добавляется деловая репутация, а в ГК РФ — и доброе имя. Все эти понятия рассматриваются как нематериальные права личности, принципиально не отчуждаемые#1.

Наиболее четким определением чести является определение, данное в книге А. М. Эрделевского «Компенсация морального вреда» (М.: 1996, с.16): «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». Понятие чести имеет три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, в особенности в Словаре живого великорусского языка В. И. Даля («внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» ). Во-вторых, это общественная оценка личности («отражение качеств лица в общественном сознании»). Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная. В-третьих, это общественная оценка, принятая самой личностью, «способность человека оценивать свои поступки, …действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в… обществе моральными нормами, правилами и требованиями» (А. Л. Анисимов. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994, с. 8).

В текстах права имеется в виду вторая сторона понятия чести, так как никакого «унижения» или «умаления» чести как свойства самой личности быть не может. Однако унижение чести как основание для вчинения иска предполагает, что истец ощущает изменение (или предполагает возможное изменение) общественного мнения о себе, т.е. его самооценка (честь-3) остается той же и расходится с действительной или возможной общественной оценкой (честь-2).

Понятие достоинства близко к чести-3. По А. Эрделевскому (с. 16), это «сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании». По А. Анисимову (с. 14), это «самооценка личности, основанная на ее оценке обществом». В отличие от чести, достоинство есть не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным (моральным) нормам, но прежде всего ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этой общности (например, национальное достоинство: возможность его унижения была предусмотрена старым УК РФ) (А. Л. Анисимов, с. 15).

Интересно, что, хотя честь относится в ГК РФ к неотчуждаемым благам или правам личности, причем в текстах права выступает прежде всего честь-2, в юридической литературе «внешняя честь» иногда отождествляется с «гражданской честью», исходящей от государства, «которая исчезает в случае уголовного наказания» (А. Л. Анисимов, с. 13). В то же время достоинство (но не честь) фигурирует в ст. 1 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государством ценность. Комментарий к Конституции РФ понимает достоинство как «признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие» (1994, с. 138). Таким образом, может возникнуть казус, когда сам человек не обладает чувством собственного достоинства (положительной самооценкой), общество оценивает его негативно, но в то же время государство и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению (кстати, термин «умаление» встречается только в Конституции РФ и только применительно к достоинству.).

В целом, если трактовать честь как честь-2, т.е. как общественное мнение о положительных качествах человека, то достоинство есть положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. Дискредитация человека в общественном мнении и есть «унижение чести». Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об «умалении»: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву. Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об «унижении чести и умалении достоинства» (см. также ниже о понятии «унижение»).

Понятие репутации как таковой (без дополнительного разъяснения) непопулярно в правовых текстах и редко возникает в правоохранительной практике. По содержанию оно очень близко к чести-2, однако не содержит апелляции к самой личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении. (В ГК РФ «репутация представляет собой сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств» — с. 228.) Другое дело — деловая репутация. Это сочетание возникло как правовое понятие уже в постсоветское время и отражает новые социальные и социально-психологические реалии. Именно поэтому в юридической литературе деловая репутация связывается прежде всего (хотя и не исключительно) с предпринимательской деятельностью. Наиболее точно, видимо, определение, даваемое А. Эрделевским (с. 16): «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании». Существенно, что это лицо может быть и физическим, и юридическим. В принципе, у лица может быть и «плохая», негативная репутация, но чаще этот термин употребляется с положительным значением.

Унижение или умаление деловой репутации может происходить независимо от истинности или неистинности распространяемых о соответствующем лице сведений (п. 3 ст. 152 ГК РФ).

Понятие престижа вообще и морального престижа в частности законодателем не употребляется и встречается только в юридической литературе. Это оценка данного лица общественным мнением с точки зрения его социальной роли, социального статуса, социального влияния. В известном смысле это «количественная» характеристика: не «какой» престиж, а «насколько высокий» престиж. Как и честь, престиж может быть только положительным. Однако у этого понятия в обычном словоупотреблении есть заметный негативный оттенок — ср. «престижная специальность». Сочетание «моральный престиж» внутренне противоречиво: понятие престижа относится не к самой личности человека (на что, казалось бы, указывает определение «моральный»), а исключительно к его оценке в общественном мнении.

Понятие доброго имени, только что появившееся в тексте нового ГК РФ, остается пока скорее метафорой и, по-видимому, в этом контексте синонимично репутации (в широком смысле, т.е. не только деловой).

Процесс и средства воздействия

Понятие «сведения» в текстах права синонимично понятию «информация». Иначе говоря, сюда входят переписка, телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения, сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космическую связь, с использованием других каналов связи. И, естественно, в объем «сведений» («информации») входит также тиражирование текстов в средствах массовой информации, как печатных, так и электронных. Наконец, сюда же относится расклеивание плакатов и листовок, публичные (например, на митинге) заявления и т.п.

Информация может быть разглашена, т.е. передана не только тому лицу (лицам), которым она предназначена или которые имеют право с ней знакомиться. Так, работники телеграфа несут ответственность, если они ознакомили посторонних лиц с частной телеграммой. С другой стороны, наказуемо разглашение государственной тайны.

Информация может быть произведена (это не требует комментария — речь идет о составлении текстов, например газетных статей) и может быть распространена. Наиболее обычным видом распространения сведений (информации) являются СМИ (см. в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» такое определение массовой информации: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы»). Само распространение толкуется как опубликование сведений в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в хроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных юридическим лицам, или сообщениях в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу (кроме того лица, которого данные сведения касаются, если дело происходило без свидетелей) (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г.).

Сведения нередко противопоставляются оценкам. Но анализ текстов права показывает, что реально этим словом обозначается любая информация, в дальнейшем разглашенная или распространенная, независимо от ее правдивости или ложности, фактологичности или «чистой» оценочности. Так, постановление Пленума ВС РФ от 18.02.1992 включает в определение порочащих сведений «сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином… действующего законодательства или моральных принципов». Но утверждения «N. — вор» или «N. — мошенник» как раз и относятся к этой категории, хотя они могут быть чисто оценочными (так чаще всего и бывает).

У термина «сведения» есть еще, по крайней мере, два синонима — это «утверждения» и «сообщения». Однако они в текстах права не отграничены от других терминов и не определены.

В целом можно определить сведения как любые тексты, содержащие описание (и, возможно, оценку) тех или иных событий или отдельных компонентов этих событий.

В соответствии с анализом, сведения можно разделить на следующие классы:

  • а) сведения о том, что событие произошло/не произошло;
  • б) сведения, содержащие истинное суждение/ложное суждение о событии. Истинное суждение о событии есть факт или фактологическое суждение;
  • в) сведения, содержащие только суждения о событии/содержащие оценку этого события (оценочные суждения);
  • г) оценочные суждения, относящиеся к событию/относящиеся к суждению о событии.

Любое отдельное высказывание о событии по определению не может быть полным, т. е. реальным фактом (см. ниже). Даже если оно в результате проверки (верификации) оказалось истинным (т. е. вербальным фактом), это высказывание может давать неправильное представление о событии именно потому, что оно односторонне, вырвано из общего массива информации. Так, высказывание «N. заявил, что его не беспокоит расширение НАТО на восток» может быть абсолютно истинным: N. действительно заявил именно это. Но если ограничиться только этим высказыванием, не приводя аргументов, выдвинутых N. для обоснования своей позиции, то у адресата (читателя, зрителя ТВ) почти наверняка создастся неадекватное представление о позиции N. и, весьма вероятно, возникнет (или укрепится) негативное отношение к нему.

Здесь мы уже совсем близко подошли к тому, в какой форме могут выражаться сведения. Эта форма может быть следующей:

  1. 1. Открытая вербальная (словесная) форма, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.
  2. 2. Скрытая вербальная форма, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит ведь не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!
  3. 3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) ее знают.
  4. 4. Подтекстовая форма, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приемы. Например, прямой оценки нет, но факт дается в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: Интересно, совпадение случайно или нет?, т. е. так называемый «риторический вопрос»), который на самом деле является скрытым утверждением (конечно, это совпадение не случайно!).

Казалось бы, эта последняя форма подачи информации должна широко использоваться в прессе и электронных СМИ, так как она резко сужает «зону риска» для журналиста. Тем не менее она встречается достаточно редко.

Унижение чести и достоинства (или, как мы предложили выше, унижение чести и умаление достоинства) есть сознательная дискредитация человека в общественном мнении. Такая дискредитация может быть словесной (в устной или письменной форме) или при помощи того или иного действия (УК РФ, с. 241, предусматривает в качестве такого средства плевок, срывание одежды, непристойные телодвижения и т.п.). По существу это понятие субъективное, так как и само наличие унижения, и его глубину оценивает сам потерпевший. Закон, равно как и юридическая литература, не дает четкого определения понятию унижения (умаления) чести и достоинства.

Другое дело — оскорбление. Правда, в текстах законодателя оно производно от унижения чести и достоинства; так, в новом УК РФ оскорбление определено (ст. 130) как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Поэтому для оскорбления необходимы два признака: а) факт унижения чести и достоинства: б) неприличная форма такого унижения. Строго говоря, необходим и еще один признак, а именно умышленность оскорбления (что оказывается юридически значимым в ситуации заочного оскорбления, т.е. не в присутствии потерпевшего). Таким образом, даже при наличии определения этого понятия в законодательстве оно остается субъективным, причем, так сказать, в квадрате: субъективно понятие унижения чести и достоинства и субъективно, как мы увидим далее, понятие «неприличная форма». Соответствуют ли сведения, распространяемые при оскорблении, действительному положению вещей, при определении оскорбления принципиально безразлично: важен факт и важна форма унижения.

Третье понятие этой группы — клевета. Она получает в новом УК РФ (ст. 129) четкое определение: «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Таким образом, здесь налицо следующие признаки: а) наличие унижения чести и достоинства, б) умышленность этого деяния, в) ложность распространяемых сведений (заведомая, т.е. известная распространителю клеветы).

Клевета — это, следовательно, такое унижение чести и достоинства, которое связано с умышленной ложью, но совершенно не обязательно предполагает неприличную форму. Оскорбление же, напротив, предполагает неприличную форму, но совсем не обязательно связано с ложью (хотя с клеветой у него остается общий признак умышленности). Здесь законодательство РФ совпадает с «принципом Салливана» в праве США, где признаками, образующими клевету, считается ложность и «подлинно злой умысел».

Что такое в определении клеветы «порочащие сведения» и как они соотнесены с понятием «унижения чести и достоинства»? Кроме того, можно ли отождествить «порочащие» и «позорящие» сведения?

По поводу порочащих сведений есть разъяснение, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.02.1992: «порочащими являются… не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов… которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица». Таким образом, в определение порочащих сведений входят три признака: а) направленность на унижение чести и достоинства либо деловой репутации, б) характер сведений (нарушение законодательства или нарушение общепринятых в обществе моральных принципов), в) ложность этих сведений. Очевидно, что это совсем не синоним «позорящих сведений», как получается в юридической литературе (ср. УК РФ, а также монографию А. Л. Анисимова). Позорящие сведения совершенно не обязательно являются ложными (в отличие от порочащих). Однако у них, как и у порочащих сведений, есть признак направленности на унижение чести и достоинства.

Наиболее запутанно толкование в праве таких понятий, как неприличная форма, нецензурная форма (нецензурные выражения), непристойная форма, циничная форма. Между тем понятие неприличной формы входит, как мы видели, даже в данное законодателем определение оскорбления.

Начнем с неприличной формы. Данные словарей дают двоякое толкование этого понятия: а) вообще нарушение правил поведения (в особенности речевого), принятых обществом в целом или данной социальной группой для данной ситуации, и б) непристойность, т.е. употребление слов и выражений, связанных с половыми органами, выделениями организма и пр. и оскорбляющих общественную нравственность. Совершенно ясно, что и то и другое толкование предельно субъективны. В текстах законодателя это понятие не разъясняется. В юридической литературе указывается, в частности, что при оскорблении «дается отрицательная оценка его личности, его человеческим качествам, поведению, причем в такой форме, которая резко противоречит принятому общению между людьми…» (Юридический энциклопедический словарь. М., 1987, с. 280).

УК РФ вводит еще несколько столь же неопределенных понятий: «Неприличная форма дискредитации потерпевшего означает, что отрицательная оценка его личности дается в ЯВНО ЦИНИЧНОЙ, а потому резко противоречащей принятой в обществе манере общения между людьми. Это прежде всего НЕЦЕНЗУРНЫЕ выражения, сравнение с ОДИОЗНЫМИ историческими и литературными персонажами» (с. 241). Здесь что ни слово, то полная туманность. Что такое нецензурный? По данным словарей, это синоним непристойного, т.е. нецензурные выражения дают отрицательную оценку личности потерпевшего через употребление слов и выражений определенной семантической группы, не принятых в обществе, неуместных в большинстве ситуаций общения. А если эти неуместные, не принятые слова и выражения употреблялись, но при этом не давалась отрицательная оценка чьей-либо личности? Какие исторические и литературные персонажи следует считать одиозными? Напомним, что словарь Ожегова трактует слово «одиозный» как «вызывающий крайне отрицательное отношение к себе, крайне неприятный». Таковым явно является, например, Гитлер — но для определенных политических группировок в России даже эта фигура не может считаться одиозной. Наконец, циничная (а тем более «явно циничная») форма — это просто синоним непристойности, но непристойность не предполагает умышленности, а цинизм предполагает. См. в словаре Ожегова: «Цинизм — наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам нравственности и благопристойности». В сущности, в языке права все эти выражения неуместны, потому что в них можно вложить любое желаемое содержание, что и происходит время от времени в судебной практике.

Существенно подчеркнуть, что в британском (Закон о непристойных публикациях от 1959 г.) и американском праве понятие непристойности не распространяется на произведения, «написанные для общественного блага… в интересах науки, искусства, образования или других подобных целей» (Великобритания) и имеющие серьезную литературную, художественную, политическую или научную ценность (США). Законодатель здесь, по крайней мере, понимает сложность квалификации того или иного выражения или произведения как непристойного. Кроме того, в праве США в определение непристойности входят «обращенность к сексуальным инстинктам» и описание сексуального поведения «под очевидно оскорбительным углом».

Результат воздействия

Таковым является в понимании российского права моральный вред, представляющий собой согласно ст. 151 ГК РФ «физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушений или посягательств на его права». Существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994, где дается развернутое разъяснение этого понятия (см. Приложение). Наиболее существенна следующая формулировка Постановления: «…страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на… нематериальные блага (…достоинство личности, деловая репутация…)… Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с… распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина…».

Однако содержание морального вреда остается в праве достаточно неопределенным. Это «нравственные страдания», «нравственные переживания», «негативные психические реакции», «нарушение психического благополучия, душевного равновесия личности», потерпевший «может испытывать унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, дискомфортное состояние и т.д.», вообще любое «неблагоприятное в психологическом аспекте состояние», а в праве США — «эмоциональное беспокойство» (disturbance). Иначе говоря, строго юридического толкования понятие морального вреда, как и нравственных страданий, не имеет и, по-видимому, в принципе иметь не может: доказать следственным или судебным путем возникновение морального вреда в большинстве случаев невозможно (кроме наличия заболеваний, связанных с причинением морального вреда, и некоторых других случаев). Поэтому понятие морального вреда субъективно, может быть определено только внеправовым (психологическим) способом и, на наш взгляд, в праве может выступать только как ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА в силу тех или иных действий или бездействия. Компенсация морального вреда, следовательно, осуществляется по логике ВОЗМОЖНОГО, а не НАСТУПИВШЕГО вреда. Скажем, невозможно установить, действительно ли потерпевший испытывал унижение, раздражение или отчаяние в результате незаконного увольнения с работы, но сам факт такого незаконного увольнения уже дает основания для поднятия вопроса о компенсации морального вреда.

Выводы

1. Понятие «сведения» в правовой литературе, в частности в текстах законодательства, не определяется и не разъясняется. Обычно этот термин употребляется вперемешку с терминами «информация», «утверждения», «сообщения». (Существует еще слово «измышления», в котором содержится сема ложности и сема умысла: измышления всегда ложны и всегда сознательно распространяются.) Сведения — это любой текст, содержащий описание и оценку событий или их отдельных компонентов. Сведения могут выражаться в открытой словесной форме (Дэн Сяопин умер), в скрытой вербальной форме (Старейший политический лидер Китая давно отошел от дел), в затекстовой форме (В понедельник состоялись похороны Дэн Сяопина), о том, что он умер, читатель (и, естественно, журналист) уже осведомлен, и, самое главное, в подтекстовой форме (Интересно, случайно ли это совпадает).

2. Наиболее четко в словарной и юридической литературе понимаются и дифференцируются понятия чести, достоинства и (деловой) репутации. Понятие «честь» включает следующие основные признаки (семы): а) наличие положительных качеств, присущих лицу; б) отражение их в общественном сознании; в)отражение образа, качеств лица в общественном сознании и в самосознании этого лица. В текстах права реализуется прежде всего вторая сема. Понятие «достоинство» содержит сему абстрактной ценности данного человека как личности, но не включает утверждение о наличии положительных качеств у данного конкретного лица и его оценку в общественном мнении (сознании). Понятие «репутация» включает сему общественного мнения о лице, но не предполагает ни утверждения о качествах этого лица, ни отражения общественного мнения в самосознании. Деловая репутация есть частный случай или сторона репутации. По существу частным случаем или стороной репутации является и (моральный) престиж, касающийся преимущественно социального статуса лица в общественном сознании (мнении). Понятие «доброго имени» синонимично репутации.

3. Основным понятием рассматриваемой группы является понятие «унижение чести и достоинства», от которого законодатель отталкивается при определении ряда других понятий. Однако это понятие в праве точно не определено. В широком смысле это дискредитация человека в общественном мнении (унижение чести) или такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву независимо от общественного мнения о нем и от его самосознания (умаление достоинства). Однако операциональных критериев унижения чести и умаления достоинства не существует, это субъективные понятия; наличие и глубину «унижения чести» оценивает сам потерпевший.

4. Понятие оскорбления включает три семы: а) факт унижения или умаления чести или достоинства, б) неприличная форма такого унижения, в) умышленность. Понятие клеветы также включает три семы: а) факт унижения чести и достоинства, б) ложность распространяемых сведений, в) умышленность. При этом вводится понятие «порочащие сведения», синонимичные в данном контексте унижению чести и достоинства, но предполагающие, кроме такого унижения, определенное содержание таких сведений (нарушение законодательства или принятых обществом моральных принципов) и ложность этих сведений. Позорящие сведения также направлены на унижение чести и достоинства, но не предполагают ложности. Очевидно, что все эти понятия сохраняют неопределенность и субъективность, свойственные исходному для них понятию унижения чести и достоинства.

5. Понятие неприличной или непристойной формы дискредитации личности, входящее в определение оскорбления, также не имеет однозначного правового толкования. В самом общем смысле неприличная форма — обобщающее понятие по отношению к непристойной форме, последняя же связана с употреблением слов и выражений определенных семантических групп (половые органы, выделения и т.п.); неприличным может быть и сравнение с «одиозными» персонажами. При этом обязательным условием является отрицательная оценка того или иного лица (а не просто употребление непристойных выражений) и умышленный характер этой оценки (трудно представить себе — по крайней мере, в правовом контексте — неумышленное оскорбление)1. Умышленная непристойность понимается в текстах права как цинизм. Таким образом, понятия этой группы субъективны и сами по себе (неясно, например, где начинается непристойность), и в связи с субъективностью и неопределенностью исходного понятия унижения чести и достоинства.

6. Понятие морального вреда (и предполагаемых им «нравственных страданий») также является в текстах права не до конца ясным, так как эти страдания, во-первых, юридически неопределимы, во-вторых, их наступление объективно неустановимо.

7. Таким образом, в чисто правовом поле найти критерии допустимости или правомерности, равно как недопустимости и неправомерности, тех или иных способов или форм передачи информации оказывается абсолютно невозможно. Уяснение этого вопроса предполагает выход за пределы собственно правовой проблематики и обращение к лингвистическим, психолингвистическим, психологическим и другим научным понятиям и критериям, в особенности при решении вопроса о направленности текстов на унижение чести и достоинства (их инвективном характере) и об их неприличной форме.

8. Анализ показывает, что практически все ключевые понятия, в особенности «унижение чести и достоинства», нуждаются в четком правовом (законодательном) определении. С другой стороны, правоприменители должны иметь в виду, что любое толкование той или иной конкретной правовой ситуации с опорой на существующие сейчас формулировки закона и их официальные разъяснения вынужденно является субъективным и будет оставаться таковым, пока законодатель не даст более четкого определения основных понятий. А это означает, что открывается широкое поле для оспаривания обвинительных заключений, приговоров и других судебных решений.

Опубликовано в 2016, Выпуск Август 2016, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия.

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S.

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» . Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство – этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так, толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести. «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» . Таким образом, в словаре Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» . Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость . Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение: «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И. Кант, – само уже достоинство» . Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным. Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» . Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» .

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека, а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» .

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство. Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» .

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение в проявляющимся о нем мнении других «, Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

-«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя, которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь должностная. Она является типичным видом чести внешней» . А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и половой чести, также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей. В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности .

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

References

Честь словарь ожегова

Толковый словарь Ожегова онлайн
ЧЕСТЬ
ЧЕСТЬ это:

ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, ж. Достойные уважения игордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Дело чести касается чьейн. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ваша твоя, его, ее, их честь устар. Есть, да не провашу честь погов.: В чести кто разг. В честь кого-чего, в знач. Прием в честь делегации. С честьювыйти из какого-н. Делать честькому-чему — 1 характеризовать с хорошей стороны. Такой поступок делаетчесть его уму и сердцу, 2 оказывать уважение. Делать честь своим визитом. Честь имею просить, предложить, сообщить устар. Имею честь представить вам моегодруга. К чести кого — хорошо характеризует кого-н. Много чести кому разг. Мне перед ним извиняться? Отдать честь — 1 кому,приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Отдать честь офицеру; 2 чему, оказывать должное внимание че-му-н. Пора или надо и честьзнать. ЧЕСТЬ ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, ж.

Инструкция хускварна 142
Перечислите биологические полимеры входящие в состав
Отдам в хорошие руки томск
Http gia edu ru результаты
Отдохнуть в ноябре недорого
5 слов грамматического значения
Приготовить гороховый суп пошаговый рецепт с фото
Топливная система ваз 21099 схема
Каталог деталей калина 2
Кабель патч корд utp
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *