14 октября 2019 г., понедельник

Сегодня многие родители сталкиваются с проблемой частых заболеваний у своих детей. Особенно подвержены дети простудным, острым респираторным вирусным инфекциям. С чем это связано и как укрепить иммунитет у ребёнка, на эти и многие другие вопросы ответит педиатр Детской городской больницы с перинатальным центром г. Нижнекамска Хайрутдинова Зульфия Доновна.

– Чем чаще всего болеют дети?

– Наиболее часто заболевания у детей проявляются в виде инфекций верхних дыхательных путей (риниты, фарингиты, ларингиты) и нижних отделов дыхательного тракта (трахеиты, бронхиты, пневмония). Существует более двухсот вирусов, способных спровоцировать в организме человека ОРВИ. Среди вирусных возбудителей чаще выделяют вирусы гриппа, парагриппа, энтеровирусы. аденовирусы и др. Среди бактериальных возбудителей преобладают пневмококк, гемофильная палочка, стрептококк, стафилококк.

– Когда считать, что ребенок болеет часто?

– Важно не как часто ребенок болеет, а как быстро выздоравливает. Если каждая вирусная инфекция (ОРВИ) у ребенка протекает в рамках допустимого, без осложнений, и проходит за 7-8 дней, значит никаких поводов для беспокойства у родителей не должно быть. Даже если подобные вирусные инфекции малыш подхватывает с частотой раз в месяц. На самом деле вирусные инфекции не так страшны. Для ребенка, активно посещающего детские учреждения и коллективы болеть вирусными инфекциями от 6 до 10 раз в год — это абсолютно нормально и даже в определенном смысле полезно. Ведь каждый раз, справляясь с очередной инфекцией, формируется иммунитет ребенка.

– Какие дети подвержены большему риску?

– Частота эпизодов заболеваемости вирусными инфекциями напрямую зависит от того, насколько интенсивно вы и ваши дети контактируют с другими людьми и другими малышами. Основная причина — посещение организованного коллектива в саду, а в дальнейшем — в школе. Каждый ребенок— носитель особых, специфичных микробов, полученных в семье. К ним у него выработался иммунитет, а вот к другим микробам, которые обитают в коллективе, иммунитета нет. Общение в группе детского сада с детьми -это постоянный обмен микробами. И каждый такой обмен становится причиной заболеваний разной тяжести.

– Почему одни дети болеют часто, а другие нет?

– Как нет двух одинаковых людей, так и нет людей, которые одинаково болеют. Все дети по-разному переносят одну и ту же инфекцию и имеют разные симптомы. Так у одного ребенка заболевание ограничивается насморком, у другого – бронхитом, у третьего – пневмонией. Ведь иммунитет зарождается еще в утробе матери и зависит от многих факторов: течение беременности, перенесенные матерью заболевания, особенности развития плода и т.д. Не менее важное значение имеет так называемый «вторичный» иммунитет, который зависит от тех условий, в которых находится ребенок, и образа его жизни. Это-искусственное вскармливание, неправильное питание, нарушение режима и перегруженность ребенка ,наличие других фоновых состояний (аллергическая настроенность организма ребенка, авитаминоз, рахит и т.д.), хронические заболевания(аденоиды, тонзиллит и т.д.),наличие паразитов в организме, малоподвижный образ жизни ребёнка, слишком редкие прогулки на свежем воздухе. Пассивное курение детей сильно подавляет иммунитет ребенка, поэтому в семьях, в которых курят члены семьи, дети в 3-6 раз чаще болеют ОРВИ.

– Вопрос необходимости вакцинации вызывает много споров. А каково Ваше мнение на этот счет: нужна или не нужна вакцинация?

– Вакцинация, конечно, нужна. Хочу отметить, что привитые дети, которые даже заболевают, переносят болезнь гораздо легче. Вакцина не дает 100% гарантии от заболевания, но дает защиту от тяжелого течения, осложнений и смерти. Статистика показывает, что непривитые дети заболевают чаще, чем привитые. И если даже ребенок, привитый против гриппа, заболел, то, как правило, заболевание протекает в легкой форме, без осложнений и не оставляет никаких последствий. С каждым годом расширяется список вакцин, которыми можно привить ребенка, чтобы он не заболел какой-то инфекцией. Это-вакцины «Пневмо 23» и «Превенар -13″от пневмококковой инфекции, «АктХиб» от гемофильной инфекции, которые проявляются многими клиническими формами, такими как менингит, пневмония, отит, артрит и др.

– Что делать, чтобы ребенок не болел?

– Нельзя выделить какие-то специальные рекомендации, соблюдая которые, вы избавите ребенка от болезни. Очень важен здоровый образ жизни семьи (в том числе полный отказ от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится), сбалансированное и полноценное питание, закаливание с использованием водных процедур, гимнастика, фитотерапия (при отсутствии аллергических реакций), витаминотерапия, использование средств, повышающих общую сопротивляемость организма ребенка Родителям необходимо знать, что, если ребенок часто болеет простудой, нужно проверить, нет ли у него очага хронической инфекции (аденоиды,кариес, гайморит или тонзиллит), который ослабляет иммунитет. Именно поэтому часто болеющие дети должны пройти полное обследование, после чего врач подберет правильное лечение и назначит курс восстановительных процедур.

Для многих родителей настоящая проблема если ребенок постоянно снова и снова заболевает. Кажется, что некоторые дети постоянно чихают и кашляют, простужаясь раз за разом. Родители «не вылезают» с больничных, ребенок не может нормально посещать занятия в детском саду или школе. Давайте обсудим, нужно ли родителям беспокоиться, если у ребенка простуды и другие инфекции становятся слишком частыми?

Как часто обычно болеют дети?

Новорожденные как правило начинают болеть ОРВИ или ОРЗ примерно через шесть месяцев после рождения, когда иммунитет, который они получили от матери с молоком, начинает ослабевать, а их организм создает свою собственную иммунную систему защиты от инфекций. Если груднички, малыши и дошкольники переносят более шести простуд в год, такие дети получают статус «часто болеющие». А в школьном возрасте нормой считается менее четырех простуд в год. В дополнение к простудным заболеваниям, дети могут страдать от диареи, с рвотой или без нее, два-три раза в год. У некоторых детей обычно наблюдается высокая температура при большинстве простудных заболеваний, или развивается диарея с симптомами простуды.

Если ребенок болеет ОРЗ или ОРВИ, насколько это плохо?

Так или иначе организм ребенка будет «знакомиться» с инфекциями, иммунная система малыша должна учиться распознавать инфекции чтобы давать на них ответ. То есть, стремиться к тому, чтобы ребенок вообще не болел – и не стоит, и не получится. Важно стремиться к тому, чтобы если ребенок вдруг заболел, то его организм давал адекватный иммунный ответ, а заболевание протекало как можно легче и выздоровление наступало быстрее, без осложнений.

Почему дети постоянно болеют?

Основная причина того, что ребенок получает все эти инфекции, заключается в том, что он постоянно подвергается воздействию новых вирусов. Известно, по крайней мере, 200 различных вирусов, вызывающих простуду, и они постоянно мутируют, чтобы «обмануть» иммунитет.

Организм ребенка создает иммунную защиту против этих вирусов, но только после того, как подвергнется их воздействию. Требуется несколько лет, чтобы организм мог сформировать иммунитет к основному набору циркулирующих вирусов и бактерий. Ребенок будет подвергаться большему воздействию инфекции, если он посещает детский сад или образовательное учреждение, особенно, если там будут дети из других регионов, и соответственно – появявятся «инфекции», еще не знакомые вашему ребенку.

Старшие братья и сестры также являются отличными источниками вирусов, приносимых домой из школы. Люди в общественном транспорте также «обмениваются» друг с другом инфекциями. Простуды чаще встречается в многодетных семьях, так как вирусную инфекцию переносят все дети один за другим. Скорость распространения простуды утраивается зимой, но не из-за холодного воздуха, а из-за того, что люди обычно проводят больше времени в людных местах в помещении, вдыхая зараженный воздух. Курение дома и использование печного отопления также повышает восприимчивость ребенка к простудным заболеваниям.

Важный вывод: если вы хотите, чтобы ваш ребенок не стал «часто болеющим»:

  • Закаливайте ребенка с раннего возраста, занимайтесь с малышом грудничковым плаванием, гимнастикой
  • Проводите с ребенком достаточно времени на свежем воздухе, соблюдайте здоровый образ жизни
  • Обеспечивайте, чтобы организм ребенка не «избегал» бактерий и вирусов, а учился от них «защищаться», лучший способ для этого – вакцинация, а самый лучший – семейная вакцинация.
  • Своевременно обращайтесь с ребенком к педиатру, чтобы если даже заболевание и возникнет, как можно быстрее начать правильное лечение, соответствующее возрасту ребенка и этиологии заболевания.

Я понимаю ваше отчаенье, у меня сынуля первый раз заболел в мае этого года, когда ему было 11 месяцев, и началось… как у вас каждые 3 недели, температура, сопли и кашель вдобавок, и все на фоне зубов, которые за 1 ночь лезли по 3 шт! Болел, болел мы ходили к педиатору, нам прописывали и антибиотики и микстуры и в всякую ерунду. И ничего не помогало. В итоге обратились в дет.больницу и сдали все возможные анализы и в итоге обнаружилась цитомегаловирусная инфекция, как нам сказали это такой вырус герпеса. им болеют 90% населения, но у взрослых и у детей с хорошим иммунитетом организм сам с ним справляется и он живет в спящем состоянии. А у сына, как нам сказала врач, иммунитета нет из-за того что на ИВ и + зубы.В итоге нам прописали курс суммамеда и поликсидония и рекомендовали сделать прививку Превенар 13. Лекарства мы пропили.На счет прививки я думала 3 месяца, потому что она не входит в список обязательный, от этого и было страшно + и стоит 3600.Сделать их надо 2 раза. А принцип ее действия: она подавляет кучу пневмоккоковых инфекций от чего и болеет ребенок. Иммунитет вырабатывается на 15 лет. Думала думала и решила сделать, на лекарства ведь уходит гораздо больше.Тем более в центре вакцинации нам тоже утвердительно сказали, что прививка очень хорошая. Вот посмотрим, прошло 3 недели после нее. К чему я все это написала то)))))))))))))) Может тоже какие анализы сдать, потому что когда так постоянно ребенок болеет, то маме с ума можно сойти от внутреннего переживания. Ну просто очень похожая на нас ситуация. Извиняюсь, за много букв)

Иногда кажется, что маленькие дети постоянно болеют: то кашель, то насморк, то температура. Неужели у них такой слабый иммунитет и с этим ничего нельзя сделать? Наш блогер, педиатр и анестезиолог-реаниматолог Ольга Терещенко, вместе с коллегами рассказала, что сделать, чтобы ребёнок болел меньше.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Иронично, но этот пост я пишу, а на заднем плане кашляют мои дети. Я постоянно покупаю упаковки носовых платков, с тех пор как старшая дочь начала ходить в детский сад. После кризиса, который случился у дочери после рождения второго ребёнка, детский сад мне не страшен. Тогда она болела безостановочно и не помогали никакие меры профилактики или закаливания. На моих глазах дочь превратилась из здорового в постоянно болеющего ребёнка, а я растерялась и действовала неправильно.

Кто такие часто болеющие дети?

Часто болеющий ребёнок — это не диагноз. Это означает, что ребёнок постоянно сталкивается с источниками инфекции и не может им противостоять. В среднем ребёнок дошкольного возраста болеет ОРВИ шесть-восемь раз в год, по две недели каждый эпизод. Получается, что в сумме среднестатистический ребёнок болеет три-четыре месяца в году. Происходит это чаще всего во время учебного года, в осенне-зимний период, поэтому кажется, что дети болеют постоянно.

По определению ВОЗ часто болеющим считается ребёнок, перенёсший за год более пяти эпизодов ОРЗ. В разных странах это определение меняется в зависимости от возраста, посещения детского сада и даже места проживания.

План действий родители вырабатывают совместно с педиатром, который наблюдает ребёнка. В него входит профилактика, закаливание, прививки, обследование у врачей и некоторые лабораторные исследования.

О профилактике

Профилактика — это не временные меры, а образ жизни, который стоит постоянно поддерживать, чтобы меньше болеть:

  • Проветривать квартиру и даже зимой оставлять постоянный приток свежего воздуха. Когда мы приходим с улицы, то какое-то время выдыхаем вирусы и бактерии, которые в тепле начинают усиленно размножаться. Чтобы от них избавиться, достаточно просто открытого окна.
  • После прихода с улицы мыть руки, умыться и промывать нос. Обязательно переодеть ребёнка в домашнюю одежду, особенно после детского сада.
  • Увлажнять домашний воздух. Когда человек вдыхает пересушенный батареями воздух, слизистые начинают сохнуть и трескаться. Так образуются дополнительные пути входа для вирусов и бактерий.
  • Поддерживать режим сна и бодрствования, укладывать ребёнка спать вовремя. Постоянный недосып снижает иммунитет, у организма просто не хватает сил бороться с вирусами в условиях постоянного стресса.
  • Больше гулять. Нехватка солнечного света и свежего воздуха снижает сопротивляемость детского организма к инфекциям.
  • По возможности устраивать ребёнку день отдыха от детского сада посреди рабочей недели. Например, в среду. Или от дополнительных занятий, если ребёнок уже школьник и сильно загружен.
  • Прививать ребёнка. Сезонная прививка от гриппа снизит вероятность заболеть самым тяжёлым вариантом ОРЗ. Вакцина от пневмококка не убережёт от вирусной инфекции, но снизит частоту пневмоний и отитов после ОРВИ.
  • Закаливать. Не обязательно обливаться холодной водой, стоя на снегу, но можно для начала ходить дома босиком и надевать меньше слоёв одежды перед выходом на улицу.

Проверка у специалистов

Кроме профилактики, часто болеющего ребёнка стоит проверить у некоторых специалистов, как минимум у лора и стоматолога. Хронические очаги инфекции постоянно поддерживают воспаление, которое истощает организм и снижает сопротивляемость к вирусным инфекциям. То есть ребёнок с кариесом или аденоидами чаще может болеть просто потому, что защитные силы организма постоянно отвлекаются на проблему внутри и не успевают вовремя реагировать на внешнего агрессора.

Евгений Амарцев, педиатр:

«Чаще всего психосоматика проявляется, когда ребёнок идёт в детский сад. Недавно было два ребёнка, которые заболевали каждый раз по четвергам. После обследования, когда стало понятно, что дети здоровы, я посоветовал мамам не водить детей в детский сад по средам. Дети получили время для восстановления сил и болеть перестали. Иногда предлагаю сходить на консультацию к психологу, если вижу, что проблема глубже, чем простое нежелание ребёнка ходить в сад».

Когда стоит заподозрить психосоматические причины частых болезней:

  • Ребёнок болеет один из класса или группы детского сада;
  • Произошли перемены в семье: рождение второго ребёнка, выход мамы на работу, сильный разлад или развод родителей, даже переезд в другую квартиру могут оказаться причиной болезней у чувствительного ребёнка;
  • Есть признаки невроза: ребёнок грызёт ногти, плохо спит, плачет по ночам, появились страхи;
  • Есть взаимосвязь: ОРЗ начинается перед выступлением, накануне контрольной или другого важного события в жизни ребёнка;
  • Есть проблемы в школе, ребёнок не хочет туда ходить и постоянно болеет.

Причины психосоматических ОРЗ

1. Стресс, в результате которого организм ребёнка перестаёт справляться с привычной вирусной и бактериальной нагрузкой.

Полина Федотова, системный семейный психолог:

«Психологические причины сильно влияют на физическое состояние, потому что во время стрессов вырабатываются гормоны, которые здесь и сейчас помогают человеку справиться со стрессом, но в долгосрочной перспективе они нарушают работу организма основательно».

2. Вторичные выгоды. Вторичные выгоды в психологии — это плюсы, которые человек получает за постоянные болезни, даже если этого не осознаёт. Ребёнок может болеть, если так он получает больше внимания и заботы. Или мама опять сидит с ним дома и не ходит на работу. Может так ребёнок пропускает ненавистную школу или просто отдыхает от бесконечных кружков, секций и тренировок.

3. Родительское влияние. Например, тревожность матери. Ребёнок не может справиться с постоянно высоким уровнем материнской тревоги, поэтому заболевает, мама говорит: «Ну вот, я так и знала». Все успокаиваются до следующего раза.

4. Семейные установки. Когда ребёнку постоянно говорят «Не сиди на холодном — простудишься. Не ешь мороженое — заболеешь. На улице холодно, надень шапку, а то опять заболеешь» — то, если ребёнок внушаемый, он может послушаться и на самом деле заболеть.

Есть и другие причины, я перечислила только самые часто встречающиеся.

Юлия Орлова, семейный психолог:

«Есть множество кейсов, когда ребёнок является так называемым «носителем симптома» в семейной системе. Например, родители в предразводном состоянии, ребёнок внезапно заболевает и тем самым «мирит» их на какое-то время, поскольку они вынужденно сплачиваются вокруг его болезни.

Другой пример: Таня — старшеклассница, которая часто болеет, почти не ходит в школу. Выходит буквально на два-три дня и снова «ложится» с температурой. При детальном знакомстве с ситуацией выясняем, что у Тани тревожная гиперопекающая мать, которая уверена, что девочка без неё не выживет в суровом мире, её всегда надо оберегать. Так мама «программирует» дочь на беспомощность, а та постоянными болезнями даёт маме возможность «легализовать» тревогу. Это становится выгодным и самой Тане: можно «официально» лежать на диване, уткнувшись в телефон, и ничего не делать.

При появлении младшего брата или сестры ребёнок вдруг чувствует себя «заброшенным» и начинает болеть, возвращая себе внимание и заботу родителей. Если у мамы высокая сепарационная тревога на этапе выхода на работу и «сдачи» ребёнка в сад, ясли или няне, то ребёнок будет отражать её либо частыми болезнями, либо сложным «невыносимым» поведением».

Если заподозрили психологическую причину ОРЗ:

  • Обратите внимание, при каких условиях ребёнок заболевает, есть ли от кого заразиться, есть ли вторичные выгоды у ребёнка во время болезни.
  • При очередном эпизоде болезни спросите ребёнка, что он чувствует, какие ощущения у него возникают по поводу болезни, что он хотел бы изменить в ситуации.
  • Никогда не лишним будет добавить тактильного контакта в общение с ребёнком. Просто взъерошить волосы, проходя мимо. Радоваться при встрече и часто обнимать. Находить время для совместных занятий и доверительных разговоров.
  • Позаботьтесь о себе. Если обнаружили, что возможной причиной может быть ваша повышенная тревожность, для начала отведите к психологу не ребёнка, а самого себя.

Полина Федотова, системный семейный психолог:

«Ребёнок должен видеть, что родители справляются с проблемами и могут быть опорой для ребёнка. Для этого родители должны проживать свои чувства сами и уметь их решать, в том числе и с помощью психолога. Тогда ребёнку не нужно будет это проживать за родителей. Он будет видеть, что даже если есть проблема, её можно решить иначе, нежели уйти в болезнь».

Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и в домашних условиях решить проблему не получается, обратитесь к психологу за консультацией. В крупных городах детского психолога иногда можно найти даже в обычной районной поликлинике.

Всем здоровья физического и психического! А я пойду вскрывать новую упаковку носовых платков.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Инфекции уха, горла, носа, а также бронхолёгочные инфекции составляют основной перечень заболеваний в детском возрасте. Острые заболевания респираторного тракта (ОРЗ) могут вызывать более 300 различных микроорганизмов, специфическую защиту от которых человек приобретает в течение всей жизни.
В отечественной медицине детей с рецидивирующими инфекциями верхних дыхательных путей принято объединять в группу диспансерного наблюдения «часто болеющих детей» (ЧБД). Критерием постановки данного «диагноза», кстати, отсутствующего в Международной классификации болезней, является количество перенесённых ребёнком в год инфекционных заболеваний. По данным некоторых публикаций, уровень заболеваемости ОРЗ у детей дошкольного и школьного возраста не должен превышать 4–6 раз в год. К сожалению, нам не удалось найти литературных данных, подтверждающих обоснованность таких критериев «патологии», а также статистически достоверных исследований, говорящих о наличии тех или иных отклонений у детей, переносящих более 4 ОРВИ в год. Напротив, данные ВОЗ свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
Причинами более частых по сравнению со взрослыми заболеваний детей раннего возраста могут являться как анатомо-физиологические особенности респираторного тракта (мукоцилиарной и сурфактантной системы, особенности строения бронхов), так и транзиторные возрастные особенности иммунной системы данной группы пациентов. Большую роль играет также увеличение контактов детей между собой и со взрослыми. Однако безусловно, что помимо физиологических особенностей, анатомические дефекты органов и систем, а также врождённая или приобретённая патология, в т. ч. и иммунной системы, также могут влиять на частоту инфекционной заболеваемости детей. Таким образом, «диагноз» ЧБД, получивший такое широкой распространение в медицинской педиатрической практике, особенно среди участковых педиатров, опасен тем, что в эту группу могут попадать как практически здоровые дети, так и дети с серьёзными хроническими заболеваниями. В первом случае ребёнок подвергается необоснованным диагностическим вмешательствам и получает эмпирическую «иммуномодулирующую» терапию, во втором – не получает необходимой патогенетической терапии в связи с отсутствием адекватного диагноза.
Чем же руководствоваться педиатрам при выборе тактики ведения так называемых ЧБД?
В попытке ответить на этот вопрос нами было проведено исследование группы «часто болеющих детей».
Нетяжело протекающие, но рецидивирующие вирусные и бактериальные инфекции респираторного тракта характерны для подгруппы первичных иммунодефицитных состояний . Речь идёт о так называемых малых В-клеточных дефектах иммунной системы. В эту группу входят селективный дефицит IgA, дефицит субклассов IgG, дефект специфического антителообразования, диагноз которых ставится на основании критериев, установленных Европейским обществом по иммунодефицитным состояниям .
Материалы и методы
В исследование было включено 90 человек в возрасте от года до 15 лет, направленных из районных поликлиник с диагнозом «часто болеющий ребёнок». Родители предъявляли жалобы на частые острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), рецидивирующие бактериальные инфекции, такие как гнойные синуситы, отиты, ангины, пневмонии и др.
Для клинико-лабораторного анализа мы условно распределили детей по группам в соответствии с клиническими проявлениями:

• I группа – дети с изолированными рецидивирующими вирусными инфекциями верхних дыхательных путей – 56 чел. В группу вошли дети с повторными вирусными инфекциями дыхательных путей и ЛОР-органов и с давностью заболевания более года;
• II группа – дети с сочетанием рецидивирующих вирусных инфекций верхних дыхательных путей и рецидивирующих бактериальных (два и более в год) инфекций с давностью заболевания более года – 26 чел.;
• III группа – дети с преобладанием рецидивирующих бактериальных инфекций (два и более в год) либо с перенесённой тяжелой или затяжной бактериальной инфекцией – 8 чел.

В исследование не были включены дети с изолированным рецидивирующим фурункулёзом, пациенты с рецидивирующими инфекциями одной локализации, связанными с анатомическими дефектами того или иного органа, в т. ч. дети с рецидивирующими инфекциями мочеполовой системы.
Диагноз «первичный иммунодефицит» устанавливался согласно критериям Европейского общества по иммунодефицитным состояниям. Диагноз «бронхиальная астма» устанавливался согласно критериям, предложенным Научно-практической программой по бронхиальной астме Союза педиатров России.
Исследование проводилось по единому плану, включающему анализ данных анамнеза (дебют клинических проявлений, частота, характер заболеваний); анализ клинических симптомов на момент обследования и в динамике, получаемой терапии; стандартное (комплексное) инструментальное и лабораторное обследование пациентов.
Всем пациентам проводилось комплексное иммунологическое обследование. Содержание иммуноглобулинов A, G, M, E в сыворотке определялось методом нефелометрии на нефелометре BN 100 (Dade Bering, ФРГ) с использованием набора Dade Behring согласно инструкции производителя. Содержание субклассов IgG в сыворотке определялось методом нефелометрии на нефелометре BN 100 (Dade Bering, ФРГ) с использованием наборов и согласно инструкции производителя. Фенотипирование лимфоцитов проводилось методом проточной цитометрии на приборе FacsScan (Becton Dickenson, США) с использованием флюоресцентно-меченных моноклональных антител. Исследование уровня специфических IgG антител к вирусу кори проводилось с помощью твёрдофазного иммуноферментного анализа с использованием реагентов фирмы (HUMAN GmbH, ФРГ). Митогенный ответ оценивался путём определения маркера ранней активации лимфоцитов (CD69) методом проточной цитометрии на приборе FacsScan (Becton Dickenson, США) после стимуляции лимфоцитов в цельной крови ФГА.
Результаты
В I группе детей с рецидивирующими вирусными инфекциями респираторного тракта (56 чел.) в процессе исследования была выявлена большая частота ранее не диагностированной бронхиальной астмы (БА). Дети с впервые диагностированной БА составили 22 человека (40 %). У 15 детей (68 %) с диагностированной БА иммунологические показатели были в пределах нормы. У остальных 7 пациентов (32 %) отмечались так называемые малые формы иммунодефицитов (транзиторная гипогаммаглобулинемия детского возраста, селективный IgA дефицит, дефицит специфического антителообразования).
Остальные дети (34 чел.) I группы распределились следующим образом: 13 чел. имели рецидивирующие инфекции более 8 раз в год, 21 чел. – менее 8 раз в год. Данное разделение основывалось на положении ВОЗ, что здоровые дети младшего возраста, как правило, переносят до 8 ОРВИ в год.
У большинства детей (71 %) с частотой ОРВИ менее 8 раз в год не определялось нарушений в иммунном статусе. Остальные дети в этой подгруппе распределились следующим образом: в 19 % (4 чел.) случаев имела место «транзиторная гипогаммаглобулинемия детского возраста», у 5 % детей (1 чел.) был выявлен «селективный дефицит IgA» и у 5 % (1 чел.) – дефицит IgG2 субкласса (табл. 1).
Среди детей, болеющих изолированными вирусными инфекциями респираторного тракта чаще ожидаемого, т. е. более 8 раз в год, также в большинстве (62 %) случаев не выявлялись иммунологические дефекты либо определялись транзиторные нарушения иммунной системы (табл. 2).
Группу II составили пациенты, имеющие в анамнезе сочетание частых вирусных (8 и более) и бактериальных (два и более в год) инфекций, – 27 человек. Показатели иммунного статуса у данных больных были различными и в большинстве случаев имели отклонения от нормы. Однако и в этой группе у 23 % обследованных была выявлена не диагностированная ранее БА.
Среди детей с сочетанием рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций частота встречаемости различных дефектов иммунной системы составила 74 %, при этом преобладал дефицит субклассов IgG (IgG1 и IgG3). Нормальные показатели иммунной системы были выявлены лишь в 26 % случаях (табл. 3).
Дети с рецидивирующими (два и более в год), тяжёлыми, затяжными бактериальными инфекциями составили III группу больных (8 чел.). Как и во II группе, среди пациентов этой группы в большинстве случаев иммунологические показатели не соответствовали возрастной норме. У 6 детей были обнаружены дефекты иммунного статуса (агаммаглобулинемия, дефицит IgG3, IgG1, IgG4 субклассов) (табл. 4).
Нами были сопоставлены клинические симптомы пациентов с данными иммунологического обследования. По данным анамнеза жизни пациентов, входящих в наше исследование, были обобщены все инфекционные заболевания, которые у них встречались (табл. 5).
Из проведённого анализа следует, что такие инфекционные проявления, как рецидивирующие гнойные отиты, стоматиты, инфекции кожных покровов, а также повторные (более двух) пневмонии, коррелируют с дефектами иммунной системы. Данной категории больных необходимо полное иммунологическое обследование для выявления дефекта и назначения адекватной терапии. Рецидивирующие катаральные отиты, острые бронхиты, перенесённая один раз пневмония при отсутствии других тяжёлых инфекционных заболеваний редко являются признаками иммунных нарушений и не являются достаточным основанием для развёрнутого иммунологического обследования ребёнка (табл. 6).
Обсуждение и выводы
Данное исследование показало, что среди детей, наблюдающихся с так называемым диагнозом «часто болеющие дети», гораздо чаще, чем в общей популяции, имеет место гиподиагностика БА. Среди детей, пришедших на приём иммунолога с направляющим диагнозом районных поликлиник ЧБД, у 40 % пациентов с изолированными рецидивирующими вирусными инфекциями и у 23 % пациентов с сочетанием рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций была диагностирована БА. Особенностью течения астмы у данной возрастной группы является преобладание воспаления, отёка слизистой бронхов, гиперсекреции слизи над бронхообструкцией, что обуславливает своеобразную клиническую картину «влажной астмы» в этом возрасте, меньшую остроту и большую продолжительность приступов. Так, по данным авторов Научно-практической программы по бронхиальной астме, БА у детей младшего возраста может протекать под маской рецидивирующих бронхитов, что нередко является причиной неверной постановки диагноза.
Проведённое исследование также показало, что не столько частота, сколько характер рецидивирующих инфекций ВДП позволяет предположить наличие дефектов иммунной системы на долабораторном этапе.
Так, по данным иммунологического обследования, среди детей с изолированными рецидивирующими вирусными инфекциями (8 и более в год) в большинстве случаев иммунологических изменений выявлено не было либо выявлялись транзиторные нарушения иммунной системы.
Среди детей с сочетанием рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций были выявлены пациенты с первичными иммунодефицитными состояниями. При этом в большинстве случаев это были так называемые малые В-клеточные дефекты иммунной системы (селективный дефицит IgA, дефицит субклассов IgG, селективный дефицит специфических антител, транзиторная гипогаммаглобулинемия детского возраста). Однако встречались среди них и пациенты с тяжелыми иммунодефицитными состояниями, такими как агаммаглобулинемия, гиперIgM синдром. Детям же с рецидивирующими гнойными отитами, стоматитами, инфекциями кожных покровов и пациентам, перенесшим несколько (более двух) пневмоний, показано иммунологическое обследование для исключения серьёзной иммунологической патологии.
Таким образом, вышесказанное можно суммировать в виде следующих выводов:

1. Использование термина «часто болеющие дети» как диагноза является необоснованным.
2. Детям с рецидивирующими инфекциями респираторного тракта необходимо в первую очередь исключать диагноз БА.
3. Изолированные вирусные инфекции ВДП не являются достаточным показанием для иммунологического обследования детей.
4. Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций.
5. Для верификации диагноза «первичное иммунодефицитное состояние» необходимо клинико-лабораторное обследование в условиях специализированного иммунологического подразделения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *