Тест ЕГЭ. Задания №1-7

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

(1)Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны, она обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров, её год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток.(2)Так как её орбита находится целиком внутри орбиты Земли, то на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь и никогда не отходит от центрального светила дальше чем на 48 градусов. (3)< … > с незапамятных времён планету Венера часто называют и другими именами — «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Варианты ответов

  1. Венеру часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой», потому что на земном небе Венера всегда видна вблизи Земли на фоне утренних или вечерних зорь.

  2. Венера — наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны — обращается вокруг Солнца по орбите, почти неотличимой от окружности, радиус которой близок к 108 миллионам километров.

  3. Венерианский год короче земного: планета полностью завершает облёт Солнца за 225 земных суток, Венера наиболее яркая из планет и третье светило на небе после Солнца и Луны.

  4. Венеру — наиболее яркую из планет, орбита которой находится целиком внутри орбиты Земли и которая на земном небе всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

  5. Поскольку орбита Венеры, самой яркой из планет, находится целиком внутри орбиты Земли и на земном небе Венера всегда видна вблизи Солнца на фоне утренних или вечерних зорь, её часто называют «Вечерней звездой» или «Утренней звездой».

Ответ:___________________

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Варианты ответов

  1. Дело в том, что

  2. Несмотря на это,

  3. Вот почему

  4. Следовательно,

  5. Именно такой

Ответ:___________________

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАЩАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; нсв.

Варианты ответов

  1. с кем. Вести себя по отношению к кому-л., держать себя с кем-л. каким-л. образом. Ты не умеешь обращаться с детьми! Как ты обращаешься со старшими? С животными надо обращаться ласково.

  2. Находиться в употреблении, иметь хождение. В нашей стране обращаются новые денежные знаки.

  3. Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. О кровообращении, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.

  4. с чем. Пользоваться чем-л., применять что-л. Уметь обращаться с инструментом. Осторожнее обращайтесь с микроскопом! Разве можно так обращаться с книгами! Математика научилась обращаться с бесконечно малыми величинами. Он свободно обращается с музыкальной терминологией. Ты слишком вольно обращаешься с философскими понятиями.

Ответ:___________________

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

  1. прИнятый

  2. закупОрив

  3. начАвшись

  4. добралАсь

  5. ненадОлго

Ответ:___________________

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Потребность в ПРАКТИЧНОЙ, надёжной и гигиеничной упаковке стала очевидной, когда появились супермаркеты — универсамы с налаженной системой самообслуживания.

Сам Шекспир, будучи консерватором, склонен объявить источником всех зол УКЛОНЕНИЕ от раз и навсегда заведённого порядка.

ОТКЛИКИ и вопросы читателей журнала связаны обычно с предшествующими и сравнительно недавними публикациями.

Пржевальского ждали зыбучие пески, миражи, бураны, лютые холода и НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.

Ответ:___________________

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСОТ учебников

новые ДИРЕКТОРА

БЫСТРЕЕ всех

нет ТУФЕЛЬ

фонарь ПОГАСНУЛ

Ответ:___________________

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Предложение:

1) Белоколонный зал Русского музея наполнен светом, проникающий из Михайловского сада.

2) Лесные дебри словно оцепенели в дремоте; дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки с красноватой водой.

3) Большинство писателей работает над своими произведениями по утрам, некоторые пишут и днём, и очень немногие — ночью.

4) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

5) В картине «Берёзовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

6) Ритм прозы требует такой расстановки слов, чтобы фраза воспринималась читателем без напряжения, именно это имел в виду А.П. Чехов, когда писал, что «беллетристика должна укладываться в сознании читателя сразу, в секунду».

7) Каждый из создателей фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

8) Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.

9) Картины, написанные А.Г. Венециановым, пленяют своей правдой, они занимательны, любопытны как для русского, так и для иностранного любителя искусства.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы:

Задание 1

4, 5

Задание 2

3 (Вот почему)

Задание 3

3 (Вращаться, двигаться по кругу. Земля обращается вокруг Солнца. О кровообращении, о движении соков растений. Кровь быстрее обращается в жилах.)

Задание 4

2 (закупОрив)

Задание 5

Упоминание

Задание 6

Погас

А:8

Б:7

В:4

Г:5

Д:1

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

(1)Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. (2)Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3)< … > портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

Варианты ответов:

  1. Художники эпохи Возрождения никогда не изображали в портретах известных деятелей своего времени отрицательных черт личности.

  2. Люди эпохи Возрождения были прекрасными, бесстрашными, умными, производили впечатление интеллектуальной значительности.

  3. Художники эпохи Возрождения стремились подчеркнуть идеальное в человеке, поэтому, даже изображая низменные черты, создавали впечатление значительности личности.

  4. Портреты эпохи Возрождения реалистичны: художники старались точно передать характер реального человека, не приукрашивая его.

  5. Портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными, поскольку художники стремились подчеркнуть в человеке лучшее, создать впечатление значительности личности, несмотря на её отрицательные черты.

Ответ:___________________

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Варианты ответов

  1. Наоборот,

  2. Таким образом,

  3. Во-первых,

  4. Да и

  5. Даже

Ответ:___________________

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛА, -ы; ж.

  1. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Сила рук, ног.

  2. Способность человека проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная сила личности.

  3. Способность производить какую-либо работу; энергия, мощность. Подъёмная сила машины. Сила падающей воды.

  4. Степень проявления чего-л.; интенсивность, напряжённость. Сила звука, тока, света.

  5. Слой общества, действующий в своих интересах; политическая, социальная или профессиональная группа, выделяемая по общности интересов, общей цели и т.п. Лучшие артистические и научные силы государства.

Ответ:___________________

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

  1. слИвовый

  2. нАдолго

  3. освЕдомишься

  4. дОсуха

  5. аэропОрты

Ответ:___________________

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНОупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наиболее практичны для выращивания лимоны, которые круглый год радуют плодами, обычно заметно более крупными, яркими и ароматными, чем ПОКУПНЫЕ.

Талантливой журналистке вручили премию за серию ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ статей, в которых, по мнению уважаемого жюри, она осветила самые серьёзные проблемы общества.

Здесь формируется особая атмосфера общения молодых людей одной профессии, которые в скором времени возглавят ИНФОРМАТИВНОЕ пространство в разных странах.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий получил самый юный участник конкурсной программы.

Двери собора широко распахнуты перед жаждущими увидеть бесценную стенопись Дионисия и постоять перед ней в ПОЧТИТЕЛЬНОМ восхищении.

Ответ:___________________

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОЖЖЁШЬ письмо

более МОЛОДОЙ

опытные РЕДАКТОРЫ

килограмм ЯБЛОКОВ

в ТЫСЯЧА пятидесятом году

Ответ:___________________

Тип задания: 7
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Семена дикой моркови были найдены вблизи древних жилищ человека как в Европе, так и в некоторых частях Азии ещё в эпоху мезолита, то есть приблизительно за 10 тысяч лет до н. э.

2) Систематически используя орфоэпические словари, приобретается навык правильного произношения слов.

3) В конце XIX — начале XX века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

4) По окончанию юридического факультета Петербургского университета М.А. Врубель поступает в Академию художеств.

5) Нам пришлось попрощаться с решившими задержаться товарищами в ущелье для проведения дальнейших исследований и, оставив им необходимое оборудование, отправиться в путь.

6) Согласно легенде, китайские строители в древности замешивали раствор для скрепления камней на рисовом отваре.

7) В историю русского искусства Н.П. Крымов вошёл не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

8) Опираясь на свой метод, поэт создал целый цикл прекрасных, наполненных светлыми чувствами лирического героя стихотворений.

9) Часть бригады в течение недели работали в две смены, благодаря чему проект был завершён вовремя.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы:

3,5

2 (Таким образом)

2 (Способность человека проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности.)

2 (нАдолго)

Информационное

Яблок

А:4

Б:9

В:5

Г:3

Д:2

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯинформация, содержащаяся в тексте.

Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2)Ещё с доисторических времён человек старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3)< … >, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

  1. Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.

  2. Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.

  3. Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.

  4. Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.

  5. Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавали технологию.

Ответ:___________________

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

  1. Вопреки этому

  2. Таким образом,

  3. Наоборот,

  4. К сожалению,

  5. Во-первых,

Ответ:___________________

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ, -а; м.

  1. Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.

  2. Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.

  3. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.

  4. Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.

Ответ:___________________

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

  1. намЕрение

  2. позвОнит

  3. надОлго

  4. бАнты

  5. сОгнутый

Ответ:___________________

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В ходе проведённых исследований учёные клинического центра пришли к выводу, что автоматические электронные тонометры могут ЗАНИЖАТЬ показатели артериального давления в среднем на два деления.

Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы создать КОМФОРТНЫЕ условия для проживания отдыхающих.

Светлые густые волосы актрисы, исполняющей в спектакле роль Одинцовой, украшали тонкие КОСТЯНЫЕ гребни.

Содержание КРАСЯЩИХ веществ в растительном сырье зависит от климатических условий произрастания и времени сбора, но в любом случае оно относительно невелико: обычно несколько процентов или доли процента.

Ответ:___________________

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСТА экземплярами

несколько ЯБЛОНЬ

выступить более УДАЧНО

ПОЕЗЖАЙ быстрее

ИХ победа

Ответ:___________________

Тип задания: 7
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Мастера пейзажа внимательно и чутко относились к изображению русской природы, видя в ней поэтическое обаяние, созвучное человеческой душе.

2) Когда артист, обладающий виртуозной техникой произношения, хорошо поставленным голосом, говорит со сцены свои реплики, он захватывает зрителей своим мастерством.

3) Пиктограмма представляет собой рисунок, который изображает не только вещи, а события и явления.

4) Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

5) Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

6) В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём — экономичнее.

7) Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.

8) Под воздействием идей Просвещения, ориентируясь на античные образцы, скульпторы создают монументальные образы героев, преданных своему народу и государству.

9) За создание картины «Владимир и Рогнеда» А.П. Лосенко получил звание академика исторической живописи.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы:

Эпоха Возрождения о сущности человека.

Если б мне всемогущество было дано –

Я бы небо такое низринул давно

И воздвиг бы другое, разумное небо,

Чтобы только достойных любило оно!

(Омар Хайям)

Возрождение – время гениальных творцов, утверждения стихийно-индивидуалистической ориентации человека, время величайших географических открытий, технических изобретений. Эпоха Возрождения дала миру десятки имен, составляющих славу и гордость мировой культуры: Леонардо да Винчи, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, Савонарола, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.

Кто может подняться столь высоко,

чтобы постигнуть многообразие

в единстве и единство в многообразии?

Это сочетание свыше всякого разумения

(Н. Кузанский)

Возрождение или Ренессанс характеризуется господством антропоцентризма. Термин «Возрождение» /Ренессанс/, введенный итальянским живописцем и историком искусства Д. Вазари, наиболее адекватно отражает суть эпохи культурного, научного и философского подъема.

Культ Бога сменяется культом человека

«Выделенность античного героя, атлета, полководца или ритора, как и избранность средневекового праведника, есть вместе с тем наибольшая степень включенности, нормативности, максимальная воплощенность общепринятого – определенная образцовость, то есть нечто противоположное тому, что понимается под индивидуальностью в эпоху Возрождения… Содержание категории «индивидуальность», обнимающее все сферы жизни, от государства до бытового разнообразия, оплодотворяется пафосом единственности и оригинальности каждого индивида, прямо сопряжено с утверждающимся в это время принципом индивидуальной свободы».1

Индивидуализм против коллективизма. Идеал христианства, основанный на противопоставлении тела и души, размывается. Идентификация индивида с группой сохраняется, но сами группы меняются, возникают корпорации свободных художников, гуманистов, творцов. Гуманистам нужен иной идеал.

Философско-практический тип культуры Возрождения получил название гуманизма (сделай себя сам, измени свою судьбу и т.п.).

Можно согласиться с мнением академика Лосева А.Ф. о том, что термин «гуманизм» требует более точного определения. «Гуманизм, несомненно, есть учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных, и эстетических с весьма частой антицерковной тенденцией (что, впрочем, для возрожденческого гумнизма совсем необязательно), с энтузиазмом в области научных филологических исследований и с общественно-политическими выводами против светской власти папства».2

Гимн достоинству и свободе человека создает в этот период известный итальянский гуманист Пико дела Мирандола (1463 – 1494 гг.) в «Речи о достоинстве человека», с которой он предполагал выступить в Риме в 1487 году.

Бог сотворил человека и согласился, что человек – творение неопределенного образа. Бог поставил его в центре мира и сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению.

Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».3В этом отрывке дается онтологическое понимание свободы. Человек всесилен и имеет безграничные возможности, которые может и должен реализовать. Богу оказывается нужен не человек – раб, а человек – творец, бросающий вызов своему небесному Отцу и готовый помериться с ним своим мастерством. Богу становится угодна инициативная, творческая личность, которая своими достижениями прославляет его. Мир – это мастерская человека, где он может и должен свободно себя проявить. Познавая законы, сотворенного Богом мира, человек изменяет окружающую его природу в соответствии со своими целями и потребностями. Человеку удалось вывести новые сорта растений, приручить диких животных, создать удобные жилища и т.п. Об этом и многом другом говорит в своей «Метафизике» итальянский гуманист-утопист Т. Кампанелла (1568 – 1639 гг.), продолжая развивать идею о безграничных свободных творческих возможностях человека. «Кроме того, человек подражает всей природе и Богу. Он ведь построил корабль, уподобив его птичьей груди, создал весла, подобные крыльям, создал сети, лучшие, чем паук и здания, более восхитительные, нежели у пчел… подобно ангелу, он заботится о распространении животных и растений; нет в мире ничего, чему бы он ни подражал. Кроме того, он создал артиллерию, как Бог создал гром… Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день, сохраняет и воспроизводит огонь…».4 Далее Кампанелла делает заключение о том, что человек равен Богу. Человек не хочет останавливаться на вещах этого мира, а желает познать небо и возвыситься над ним, постичь и завоевать другие миры. Душе человека доступны «высшие бесконечные причины», а по сему он в состоянии переходить от одной сущности к другой, от менее глубокой к более глубокой и тем самым за счет углубления своего познания расширять свою свободу.

Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в практической деятельности, в искусстве, науке. История в этой связи утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей.

***

Проблема творческой самореализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Философия»

УДК 159.923.2:37.015.311:316.612:1(091)»715″

Н. Н. Зенько

Аспирант факультета психологии и педагогики, кафедра педагогики, УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины» Ф. В. Кадол

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Представления о смысле человеческого существования с целью поиска возможностей реализации личностного потенциала присущи всему ходу развития человечества и являются его неотъемлемой частью. Гуманистами эпохи Возрождения предпринята попытка определить источники и факторы, способствующие раскрытию природной индивидуальности и уникальности личности, что закономерно обратило внимание на проблему творческой самореализации в дальнейшем. В статье анализируются философско-педагогические идеи мыслителей Ренессанса и их вклад в развитие научных представлений о сущности творческой самореализации личности.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, творческая самореализация личности, гуманизм, достоинство, свобода, совершенство.

Введение

Проявление творческой индивидуальности и самореализация личности рассматриваются в качестве основных социальных ценностей XXI века. Однако проблемы природного и духовного бытия человека, в котором он раскрывает природные дарования и реализует свое предназначение, волновали умы мыслителей с древнейших времен. Академик И. Ф. Харламов определял важность историко-педагогического анализа для современного развития педагогической теории и практики, указывал на необходимость всестороннего освещения «отдельных узловых проблем, … эволюции наиболее существенных идей и концепций» изучаемого явления . Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) относится к такому периоду в истории цивилизации, когда были сформулированы многие гуманистические положения, которые не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Изучение научной литературы показало, что термин «самореализация» впервые употребил Ф. Г. Брэдли в труде «Этические исследования» (1876), определив его как наиболее общее выражение цели в себе и «реализацию индивидуальной самости» . До этого времени в исторических материалах не встречаются слова «самореализация», «самовыражение», «самопроявление» как понятия, характеризующие сущность поведения людей по осознанной реализации заложенных потенций. При этом в трудах мыслителей предшествующих эпох обращается внимание на отдельные стороны исследуемого феномена. Целью статьи является анализ ключевых идей философско-педагогической мысли в понимании сущности и содержания творческой самореализации личности в эпоху Возрождения и обоснование тенденций научного изучения данного феномена.

Результаты исследования и их обсуждение

Представление об идеале и стремление к его достижению составляют суть самореализации человека во всех сферах жизнедеятельности. Образ самореализующегося человека находит свое отражение и поступательное развитие в каждую историческую эпоху, объединяя в себе все богатство и разнообразие накопленных мыслей о человеке, его сущностных силах и способностях, возможностях и предназначении. Эпоха Возрождения занимает особое место в становлении и развитии истории человеческого общества. В отличие от религиозного Средневековья, убежденного в греховности человека, она провозгласила культ творчества и актуализировала возникновение интереса к личности творца и самому акту творчества, а не только к его результату и продукту. Взгляды мыслителей Ренессанса создали необходимые предпосылки

© Зенько Н. Н., 2017

для дальнейшего научного обоснования феномена творческой самореализации личности в психолого-педагогическом знании.

Значение эпохи Возрождения состоит не только в том, что человек в ней возвышается в своем противостоянии природным и божественным силам. Итальянское Возрождение начало движение к идеям «личности», ее «индивидуальности» и «уникальности». А. П. Сманцер указывает, что данному периоду «было присуще признание права личности не только на свободу и независимость, но и на отличие, воплощенное в человеческой индивидуальности» . По мнению Ф. В. Кадола, самоутверждение личности напрямую связано с развитием чести и личного достоинства учащихся. Ученый отмечает, что возникновение идей о природном равенстве граждан в эпоху Возрождения отразилось на признании их личностной значимости, в связи с чем «понятия «честь» и «достоинство личности» начали рассматриваться как важнейшие нравственные добродетели каждого человека» . Философско-педагогическое содержание творческой самореализации в указанную эпоху раскрывается через категории «счастья», «свободы», «ответственности», «достоинства», «добродетели» и «совершенства».

Идея самосовершенства через самовоспитание. Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери (1265-1321), чьи идеи впервые не укладывались в русло традиционного схоластического философствования. Он попытался по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека, подвергая критике средневековую культуру. Своими произведениями он вселял веру в силы человека, призывал к ответственности за свое благо, которое определяется не богатством и унаследованным положением, а исключительной способностью овладеть теми свойствами, которые необходимы для достижения желаемой цели. Мыслитель показал сущность людей того времени в «Божественной комедии» и утверждал, что каждый человек «имеет склонность к собственному совершенству» . Достигнуть «законченного развития» можно лишь воспитав в человеке определенные качества личности: послушание, честность, ласковость, стыдливость, учтивость. Самореализованный человек понимается им как счастливый и удовлетворенный жизнью.

Разум — движущая сила саморазвития. Основоположник гуманистического направления Франческо Петрарка (1304-1374) в своих трудах провозгласил человека главным объектом познания, высшей целью и центром мироздания и призывал его обратить «взор на самого себя». По утверждению мыслителя, подлинной философии нужны науки о человеке, его природе и социальном общении, помогающие узнать смысл собственного существования: «…ведь какая польза, спрашиваю я, знать природу зверей и птиц и не знать природы людей, не знать и не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда идем и куда направляемся» . Гуманист повысил интерес к человеку как к главной ценности и поднял значение наук, изучающих человека, что для того времени было чрезвычайно смелым. Движущей силой саморазвития считал интеллектуальные возможности и способности человека. По его мнению, знание должно не только сообщать сумму сведений, но и заставлять человека меняться к лучшему, взвешивать и оценивать свои поступки в стремлении стать свободным и совершенным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свобода как необходимое условие проявления индивидуальности личности. Актуальные мысли высказывал итальянский педагог Пьетро-Паоло Верджерио (1370-1444). По его мнению, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными способностями ребенка. Поскольку человеку в своем становлении приходится начинать с нуля и полного непонимания природы и жизни, то к нему «следует приставить наставников, чтобы с помощью их … совершенствовались» природные задатки и возможности личности . Близкую по содержанию творческой самореализации личности характеристику находим в трактате философа «О благородных нравах и свободных науках». Творчески самореализующийся человек -это «свободный человек», наделенный мудростью, который «с самого детства» в «свободных занятиях … возделывается и совершенствуется» . Верджерио предпринял попытку научного обоснования свободы как необходимого условия наиболее полной реализации личностью своей индивидуальности и неповторимости.

В период раннего и зрелого Средневековья место человека в мире рассматривается с точки зрения грехопадения и спасения души. Показателем самореализации становится установка на религиозное, духовно-нравственное самосовершенствование путем противодействия и борьбы с собственной природой, подготовка к будущей неземной жизни. Основное достижение философов-гуманистов XIV-XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной церковью загробной.

Свобода личности, ее безграничные возможности и достоинство становятся актуальными и социально значимыми вопросами. Гуманисты говорят о ценности личности, ее способности к самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют появляющиеся труды о достоинстве и благородстве человека как возможности возвысится от «дикого» и «варварского» состояния до истинно человеческого облика, более всего проявляющегося в творческих способностях.

Труд и способности — основа творческой сущности человека. Флорентиец Джаноццо Манетти (1396-1459) в прославившем его трактате «О превосходстве и достоинстве человека» рассуждает о природе человека и его творческих силах, доказывая, что из всех живых существ только человек способен дополнить уже существующее другой реальностью, созданной им самим исключительно «благодаря замечательным способностям» и «разнообразным своим трудам» . Произведения Манетти проникнуты верой в природу человека и его творческие силы. Понятие «творчество», относящееся до того исключительно к божественному, мыслитель применяет к человеческой деятельности: «мир и его красоты, изначально созданные всемогущим богом . были сделаны ими (людьми) значительно более прекрасными и превосходными и отделаны с гораздо большим вкусом» . Именно в деянии, а не в красоте и наслаждении жизнью проявляется высшая цель бытия благородного и достойного человека.

Мысль о принципиальной незавершенности человека и его способности к свободному самотворчеству. Творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей, но и прежде всего в его самосозидании. Подлинный гимн величию творческих способностей человека и его безграничных возможностей создает Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека». В представлении философа человек творит себя сам «по собственному желанию, согласно воле и решению»; нужно только, чтобы он сам «свободный и славный мастер сформировал себя в образе», который предпочтет . Концептуальное значение имеет положение мыслителя о «незавершенности» человека: Бог дал человеку свободу воли и тем самым — возможность самому творчески завершить свой образ и бытие вокруг себя. Мирандола главный вывод своей философской антропологии видит в свободе выбора, который является не столько условием и моральной оценкой всякого деяния, сколько по-новому определяет человеческую природу как деятельную и «самостановящуюся».

Идея гармонизации внутренней и внешней природы. В ретроспективном анализе представлений о творческой самореализации личности нельзя не упомянуть итальянского гуманиста Леона Батиста Альберти (1404-1472), круг интересов которого касался философии, педагогики, искусства, архитектуры, поэзии и музыки. Основное предназначение человека Альберти связывал с творчеством, которое понимал широко — от труда ремесленника до высокой научной и художественной деятельности. Центральное место его гуманистической концепции принадлежит учению о гармонии, в соответствии с которой идеальный человек — это человек, обладающий гармонией внутренней и гармонией во взаимоотношениях с другими людьми. Идея Альберти о гармоничном сочетании многообразных способностей и потребностей с возможностями их удовлетворения, составляющие основу всесторонней самореализации личности, актуальна и по сей день. Изучение трудов и идей Альберти дает возможность представить творческую самореализацию личности как свободное самоосуществление изначально данных способностей к знанию, творческому труду, нравственному совершенствованию, которые гармонизируют отношения человека с самим собой и окружающими людьми. Этот вывод Альберти формулирует следующим образом: «всякий может приблизиться к счастью с помощью добродетели, действуя разумно и соразмерно» .

К середине XV в. гуманистическая идеология проникла во все сферы жизнедеятельности. Не исключением была и педагогическая практика, которая пыталась создать условия для самораскрытия, транслируя общесоциальные ценности: человек — это центр и самотворец мироздания, творческо-преобразующий характер деятельности, свобода самовыражения. В этот период открываются новые школы, формируются и предпринимаются попытки внедрения и реализации прогрессивных для того времени педагогических идей. Проблемы обучения и воспитания были переосмыслены, изменились требования к организации образовательного процесса, который приобретает гуманистическую направленность.

Обучение и воспитание направляют личность в раскрытии своей индивидуальности. Выдающимся представителем европейского гуманизма был голландец Эразм Роттердамский (1469-1536). Источником всякого совершенствования и одновременно целью считал воспитание «тщательное и благочестивое». Педагог одним из первых высказал идею о значении и важности

воспитания с самого раннего возраста в формировании личности и становлении тем, кем она может стать: «людьми, поверь мне, не рождаются, но становятся путем воспитания» . Его педагогические положения базировались на фундаментальной идее о том, что врожденные способности и сущностные силы человека могут быть реализованы только посредством образования и самого тяжелого труда, который оберегает от пороков. Он считал недопустимыми телесные наказания и грубость, подчеркивая, что «наставлять детей по свободному методу -задача труднейшая и превосходнейшая» .

Человек выступает субъектом собственного саморазвития и самосовершенствования. Свои педагогические воззрения и идеалы выразил французский гуманист Франсуа Рабле (14941553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», показывая пути организации образования на основе свободных норм жизнедеятельности. На примере Телемского аббатства мыслитель доказывает, что человек обладает внутренним самоконтролем и поэтому в своих мыслях и проявлениях не нуждается в опеке, он способен проявлять волю и «самостоятельно управлять и вершить дела» . Мыслитель предложил систему обучения и воспитания, «искусно» развивающую силы «телесные» и «духовные». Результатом такого развития является готовность личности к саморазвитию и самореализации, стремление к самообразованию: «я хочу лишь тебя вдохновить на то, чтобы ты совершенствовался беспрестанно» .

Вопросы развития и становления личности, реализации ею заложенного потенциала находились также в поле зрения просветителей Беларуси. Наиболее яркой и значимой фигурой эпохи Возрождения был Франциск Скорина (1490-1551). Мыслитель поднял глобальную для того времени проблему общественного и индивидуального блага. Он полагал, что воспитательные усилия необходимо направлять на формирование такой личности, которая бы видела свое предназначение в служении «пожитку посполитому», т.е. на пользу обществу. Только действуя в интересах общества, человек, по мнению гуманиста, обретает смысл жизни и может наиболее полно использовать все свои способности и природные дарования. «Единому каждому, — писал Ф. Скорина, — не хвалитися самому в собе божественными духовными даровании. Но яко уды разно имуще в теле деание, вси вкупе собе суть помощни, тако каждый христианин, свое имея дарование, к посполитого доброго размножению да уделяеть» . Гуманист не противопоставлял общественное индивидуальному, а пытался установить между ними гармонию, которая достигается путем нравственного самосовершенствования каждого. Современный исследователь этико-педагогической мысли Беларуси Х-ХУШ вв. В.С. Болбас подчеркивает, что белорусам было свойственно самовыражение индивидуальности «у рэчышчы дасягнення агульнага дабра». При этом ученый указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность влияния общества на духовно-нравственное становление личности и наоборот: «як высокадухоуны калектыу з’яуляецца умовай паспяховага маральнага выхавання асобы, так i маральнае станауленне кожнага щдывда ёсць умова паспяховага развщця высокамаральнага калектыву i грамадства увогуле» .

Творческая самореализация личности мыслится гуманистами как самовыражение и самопроявление в художественно-эстетическом плане, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание и результат предметно-практического преобразования. Современные исследователи эпохи Возрождения отмечают, что самовыражение творческих способностей человека в художественном искусстве становится «важнее и ценнее чем религия, мораль и философия» и актуализируют для личности право «устраивать жизнь сообразно своим потребностям» . Отличительной особенностью ренессансного индивида становится самоутверждение не в одном каком-либо искусстве или науке, а именно в разносторонности и стремлении все сделать и все познать, возможности «творить во всех без исключения областях, которые его привлекают и которые ему доступны» . В философском значении творческая самореализация может быть определена как самовыражение в творческой деятельности через реализацию отношения сознания к рассматриваемому объекту — это отношения творца, как носителя творческого начала, и творимого объекта. В педагогическом отношении гуманисты поставили вопрос гармоничного развития ребенка, воспитания свободной, высоконравственной личности, способной раскрыть все свои природные задатки в творческом труде.

Выводы

Эпоха Возрождения предприняла попытку определить источники и условия, способствующие раскрытию природной индивидуальности человека, тем самым совершив гуманистический прорыв в представлении о сущности человека, свободного от религиозных догм. Этот период по праву может считаться начальным этапом в разработке научных идей творческой

самореализации личности. Философы и деятели этого периода особо подчеркивали свободу человека как ценность, с помощью которой он реализует свою индивидуальность и творит себя. Анализ научных идей видных мыслителей эпохи Возрождения, оказавших в дальнейшем влияние на развитие научно-педагогической мысли, дает основание сформулировать ключевые тенденции в понимании творческой самореализации личности: а) вера в свободу духа и творческие возможности человека; б) представление о самоценности и самодостаточности личности, ее достоинстве; в) идея о гармоничном развитии сторон личности: умственной, нравственной, физической; г) признание самостоятельной и творческой роли человека в осуществлении своего предназначения на земле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания (Ист. и современ. проблематика и основные пед. идеи) / И. Ф. Харламов. — Минск : Изд-во БГУ, 1972. — 364 с.

2. Брэдли, Ф. Г. Этические исследования / Ф. Г. Брэдли ; пер. с англ. Д. Бабушкиной. — СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. — 421 с.

3. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : учеб. пособие / А. П. Сманцер. — Минск : БГУ, 2010. — 335 с.

4. Кадол, Ф. В. Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования / Ф. В. Кадол. — Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2002. — 282 с.

5. Алигьери, Д. Божественная Комедия / Д. Алигьери ; пер. с итал. О. Чюминой. — М. : ЭКСМО, 2007. — 760 с.

6 Петрарка, Ф. О невежестве своем собственном и многих других / Ф. Петрарка // Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (ХГУ-Х’УП вв.) / Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. — М. : Когито-Центр, 2015. — С. 27-29.

7. Верджерио, П.-П. О благородных нравах и свободных науках / П.-П. Верджерио // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : сб. текстов : в 2 ч. / предисл. и ред. С. М. Стама. — Саратов : изд-во Саратовского ун-та, 1988. — Ч. 2. — С. 71-107.

8. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека / Дж. Манетти // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сб. текстов : в 2 ч. / предисл. и ред. С. М. Стама. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1988. — Ч. 2. — С. 8-68.

9. Мирандола, Дж. П. делла Речь о достоинстве человека / Дж. П. делла Мирандола // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. и авт. вступ. статей О. Ф. Кудрявцев. — М. : Юристъ, 1996. — С. 214-218.

10. Альберти, Л. Б. Книги о семье / Л. Б. Альберти ; пер. с итал. М. А. Юсима. — М. : Языки славянской культуры, 2008. — 416 с.

11. Роттердамский, Э. О воспитании детей / Э. Роттердамский // Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (ХГУ-Х’УП вв.) / Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. — М. : Когито-Центр, 2015. -С. 277-337.

12. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле ; пер. с фр. Н. Любимова ; вступ. ст. А. Дживилегова ; под ред. Н. Н. Ермолаевой. — М. : Художественная литература, 1973. — 783 с.

13. Скарына, Ф. Прадмовы i паслясло^ / Ф. Скарына. — Мшск : Навука i тэхнжа, 1969. — 237 с.

14. Болбас, В. С. Псторыка-анталапчныя прынцыпы маральнага выхавання у этыка-педагапчнай думцы Беларуа Х-ХУШ стагоддзяу / В. С. Болбас // Педагогическая наука и образование. — 2016. — № 4. -С. 75-83.

15. Основы философии : учеб. и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Юрайт, 2016. — 510 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Семенюк, В. А. Философия Средневековья и Возрождения : учеб. пособие ; учеб. электр. изд.

1 ‘ » ‘ ~ » ^НТУ, 2008. — 83 с. — Режим доступа :

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *