Бог есть зеркало человека Л. Фейербах Человек рождается в Боге Н. Бердяев

Не подлежит сомнению тот факт, что система фундаментальных идей и ценностей современной культуры имеет в качестве своих важнейших исторических и генетических предпосылок христианскую традицию. Когда один из ведущих теологов ХХ века Карл Ранер выступил с утверждением о том, что сегодня все люди — «анонимные христиане», то имелось в виду то обстоятельство, что нравственные ориентиры современного человека, от верующего до атеиста, сформировались в рамках христианской парадигмы, хотя христианство и не занимает уже былой доминирующей позиции в культуре.

Дело в том, что как система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности культура выполняет свою «антропогенную» функцию, прежде всего через так называемые «мировоззренческие универсалии». Сюда относятся не только категории, с помощью которых человек осмысливает мир вокруг себя («пространство», «время», «причинность» и т.п.) и формирует цели своей деятельности («истина», «благо», «счастье» и т.п.), но и понятия, которыми он как бы «программирует» самого себя как человека — «долг», «добро», «красота» и проч.

Программные универсалии человеческой сущности на практике редко функционируют в чистом виде как абстрактные нравственно-эстетические категории; их непосредственное воздействие на личность осуществляется через персонифицированные образы религиозно-мифологического или литературно-художественного творчества, трансформирующие абстрактную идею в конкретную «модель» поведения — идеал, к числу которых относится и идея Бога.

Занимая центральное место в структуре религиозного мировоззрения, господствовавшего на протяжения почти всей человеческой истории, представления о Боге, прямо или опосредованно влияли на все стороны духовной жизни общества, но, прежде всего, на самого человека.

Как показал еще Л. Фейербах, в идее Бога, как в зеркале, отражается сущность человека или, как было бы точнее, тот уровень постижения своей сущности, на который человек смог подняться в ходе исторического развития. И если с этой точки зрения проанализировать эволюцию религиозных представлений, то на каждом ее этапе изменения, вносимые человеком в образ Бога (Богов), соответствовали этапам его (человеческого) самопознания.

Первоначально — это выявление чисто природного, животного начала в человеке, выразившееся в зооморфном облике объектов почитания. На этой ступени люди еще не вполне выделяют себя из природного мира и не связывают специфику своего бытия с социокультурной сферой.

Появление антропоморфных Богов — важный этап в духовной эволюции человечества, прорыв из мира природного в мир социокультурного бытия. Именно с этого момента и началась «собственно человеческая» эволюция идеи Бога, выступая одновременно и как процесс выявления «человеческого в человеке», и как процесс «программирования» человеком своей «человечности».

«Человек рождается в Боге», — утверждал Н. Бердяев. Не вдаваясь в тот специфически-конкретный смысл, который вкладывал в эту фразу сам философ, мы позволим себе дать ей иную трактовку: каждая ступень в развитии идеи Бога означала факт «рождения» исторически нового человека и принятия им новой программы своей духовной эволюции.

Так, например, в образах античных Богов человек осознал себя, прежде всего, как существо физически сильное и прекрасное, то есть как совершенное в своих природных качествах. Античные небожители — промежуточная ступень в эволюции идеи Бога от зооморфизма к действительному, «внутреннему», а не внешнему человекоподобию. Не случайно, например, Зевс при необходимости легко превращался в животное (быка, лебедя и т.п.), а его супруга Гера иногда почиталась в образе коровы, откуда, как полагают, ведет свое происхождение ее эпитет у Гомера как «волоокая».

И можно было бы сделать вывод, что никакой особой, кроме чисто внешней, эстетической программы развития человека античная религия не выработала, если бы не два обстоятельства. Во-первых, люди наделили своих «небесных кумиров» своими слабостями, но не пороками: Боги древних не были гнусными убийцами и грабителями; им не были свойственны подлость, глупость, жадность и т.п., что свидетельствует о наличии некой нравственной идеи в образах античных Богов. Во-вторых, не будучи творцами мира, Небожители почти полностью контролировали ход природных процессов и активно вмешивались в человеческую деятельность. Иначе говоря, на этой стадии развития человек «включил» в программу своего развития функцию управления внешним миром. Не здесь ли заложены истоки идеи «покорения природы», ставшей лейтмотивом деятельности «западного» человека на протяжении всей его истории, от зарождения европейской цивилизации до наших дней?

И все же античные Боги не были, как уже отмечалось, творцами своего мира, следовательно, не было повода восхищаться их мудростью и силой творческого интеллекта. Они не были милосердны и добры — их трудно было любить и бесполезно ждать от них сострадания. Они не были нравственно безупречны и поэтому не могли стать основой для формирования более высоких форм нравственности.

Идея античного Бога, сильного и прекрасного, воплощает в себе итог чисто природной эволюции и одновременно ее тупик: способность к бесконечному развитию человека лежит в сфере Духа. Может быть, именно потому античная религия была обречена на трансформацию в сферу искусства, что эстетическое начало было в ней доминирующим?

Эстетизация идеи Бога в античной религии означала сакрализацию эстетического начала в человеке в ущерб началу духовному (интеллектуальному и нравственному), что вело в тупик и идею Бога, и человека, пытающегося через нее реализовать свою сущность. Но те аспекты Божественного, которые не нашли отражения в религии, были реализованы в античной философии, которая и породила идею Бога — Абсолюта, свободного от несовершенств. «Благо» Платона, «Форма всех форм» Аристотеля, «Сверх-Единое» Плотина, — эти и другие идеи античных мыслителей стали впоследствии одним из источников формирования христианской доктрины, в рамках которой внешнему антропоморфизму античных Богов (антропоморфизму формы) был противопоставлен «внутренний» антропоморфизм иудейского Бога, запрет на изображение которого лишь усиливал акцент на интеллектуальных качествах Творца и подчеркивал незначительность внешности в определении сущностных качеств Бога и, следовательно, человека.

Внешняя красота и сила античных Божеств померкла перед мощью Творящего Разума, что естественно: физическая сила, не подкрепленная мощью творческого интеллекта, не способна к созиданию; ее удел — борьба (например, с Титанами), разрушение и уничтожение.

Итак, на определенном этапе развития человек открыл в себе нечто более важное, чем природная сила и красота, а именно: волевые качества, интеллект, мудрость. Закрепив их в качестве главных атрибутов Бога-Отца, христианство предопределило эволюцию «западного» человека и цивилизации в интеллектуальном направлении. И несмотря на то, что эпоха средневековья на словах провозглашала принципиальную несоизмеримость Божественного и человеческого разума, на практике Божественный Интеллект стал мечтой, целью, программой развития человека, которую он в конце концов и реализовал, открыто провозгласив культ разума и наступление «царства разума» в новоевропейской философии и науке.

История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но все же хочется задаться вопросом: чем была бы современная западно-европейская цивилизация, если бы в фундаменте ее культуры не лежала бы иудео- христианская система ценностей, главным воплощением которой была идея Бога-Творца, носителя мощного, волевого, творческого и неограниченного интеллекта?

Идея Бога (то есть представления людей об идеале, целях и задачах развития своего личностного начала), ее соотношение с «идеей человека» (то есть с непосредственной оценкой человека себя как конкретно-исторического существа и соотнесением себя с идеалом) и «идея мира» (то есть концепция его возникновения, существования и возможного изменения, а также вопрос о месте в нем человека),- главные аспекты христианской доктрины, определившие в итоге ее многовекового развития основные черты и мировоззренческие доминанты европейской культуры и цивилизации.

Так, например, западно-европейский «рационализм» — вера в разум и силу доказательности, культ науки и интеллектуального начала в человеке — явился прямым следствием почитания Бога как высшего Разума и представлений о богоподобности самого человека.

Характер и направленность практически-познавательной активности современного человека, созидателя и разрушителя одновременно, были предопределены, с одной стороны, его ориентацией на идеал всемогущего Бога-Творца, с равной легкостью не только создающего мир, но и готового разрушить его в любой момент, обратить в небытие «неудачный» вариант своего творения, а с другой — закреплением за человеком статуса «венца творения», что автоматически занижало статус всего остального тварного мира, в котором человек, единственный носитель «искры Божественного Разума» должен был чувствовать себя полноправным хозяином.

Мироощущение «властелина» природы усиливали и деистические представления о Боге как «отошедшем от дел» Творце, и концепции типа «седьмого дня творения», и представления о человеке как о «втором Боге» («мини-Богу»), и проч., призванные обосновать активную, созидательную роль человека, его стремление, в подражание Богу, стать творцом своего собственного мира — мира культуры, науки, техники.

Иудео-христианская мифологема Бога-Творца и одновременно Коррелята человеческой истории предопределила и наши представления о линейности и необратимости времени, и о сущности и направленности исторического процесса. Идея прогресса как поступательного движения во времени от прошлого к будущему вошла в европейскую культуру благодаря мифам, во-первых, о творении мира (появилась первая точка на оси времени и истории — наше «прошлое»), во-вторых, о рождении Иисуса Христа (вторая точка на временной оси, начало «новой эры» в истории человечества — эры христианства) и, наконец, о втором пришествии Христа — наше «будущее», возможные перспективы которого даже в нерелигиозном сознании трактуются сегодня в соответствии с идеями Апокалипсиса: «конец света» — пессимистически или «царство Божье » на Земле — оптимистически.

Упорство, с которым человек, ориентируясь на свой идеал Бога-Творца, преобразовывал мир, в некоторой степени отразилось даже на представлениях о втором лице христианской Троицы: крестные муки Христа были адаптированы к созидательному порыву человечества, превратившись в «муки творчества». Между тем, образ Бога-Сына в христианстве несет совершенно иную идейную нагрузку: не интеллектуальную, как Бог-Отец, Творец мира, обладатель неограниченного Разума и Воли, а нравственную. Бога-Сына можно рассматривать как творца новой, по сравнению с ветхозаветной, морали, как создателя иной, нравственной программы развития человечества.

Обращает на себя внимание сам факт «разведения» по разным ипостасям в «едином» христианском Боге двух начал — интеллектуального и нравственного. Это означало, что перед человеком всегда находились два идеала, две программы своего развития и реализации человеческой сущности. Поэтому интеллект, воплощенный в науке и практической деятельности, мог быть безнравственным (злым, разрушительным), а нравственность, добро — неумным и бесполезным. И несмотря на то, что за века господства христианства человечество развивалось не только интеллектуально, но и нравственно, факт значительного отставания нравственной эволюции несомненен. Не случайно даже в своем самоопределении человек назвал себя «человеком разумным», а не «человеком нравственным».

Первые признаки осознания той опасности, которую несет с собой дисбаланс в духовном развитии человека, появились уже в XIX веке, но действительное понимание гибельных, как для человека, так и для мира в целом, последствий нравственно неограниченного научно-технического прогресса пришло позже. В ХХ веке пессимистические прогнозы становятся нормой: О. Шпенглер, заглянув в будущее европейской культуры, предсказал ее «закат», Й. Хейзинга увидел там мрачную «тень завтрашнего дня», М. Бубер констатировал факт наступления неуютной «эпохи бездомности» и т.д.

Все свидетельствовало о том, что программа неограниченного интеллектуального развития человечества и его «господства» над природой зашла в тупик и требует серьезной корректировки. Неразумная «Мировая Воля» А. Шопенгауэра (а по сути — безумный, лишенный разумного и созидательного начала Бог), «смерть Бога», провозглашенная Ф. Ницше, были первыми проявлениями отказа от идеала Бога-Отца как Всесильного Разума.

Разумеется, переориентировка духовной эволюции человека, которую он сам же и осуществляет, внося изменения в систему ценностей и трансформируя содержание идеалов, — задача непростая и требует достаточно длительного времени для своего решения. Сегодня мы можем лишь констатировать, что в конце XIX — начале XX вв. в религиозно-философской мысли все настойчивее начинает звучать тема «ущербного Бога».

Одним из первых ее «открыл» Иван Ильин в работе «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», где утверждалось, что гегелевская философия вовсе не доказывает «торжество» Божественного Разума в мире, а напротив — обосновывает факт бессилия Творца перед материальной стихией, ибо даже «венец творения» (человек) — ущербен, слаб, ограничен. Сходные мысли о сущности Бога были высказаны и Н. Бердяевым в «Философии свободного духа»: Бог не может усмирить стихию Свободы — некоего надмирового иррационального начала, источника зла в мире, поэтому нуждается в человеке. На необходимость объединения Божественных и человеческих усилий в деле реализации Замысла человеческой истории (то есть о неспособности Бога самому справиться с ранее поставленной задачей) указывал и Вл. Соловьев в статье «О причинах упадка средневекового миросозерцания».

В теологии ХХ века одним из первых идею «ущербности» Бога поддержал Д. Бонхеффер, с точки зрения которого Бог в современном мире — это слабое и страдающее начало, ибо «совершеннолетний» мир уже не нуждается во Всесильном и Всемогущественном Владыке: человек, в общем-то, сам способен решить встающие перед ним проблемы. Но человеку необходимо со-страдание, избавление от чувства одиночества и страха. В этом ему может помочь только такой же слабый и страдающий Бог: «Христос помогает не благодаря Своему всесилию, но благодаря Своей слабости, Своим страданиям», именно своим бессилием завоевывая «власть и пространство в мире» 1.

Идея «несовершенного» Бога прослеживается и у одного из ведущих теологов ХХ века К. Барта, который трактует Божественную «неприступность» и «инаковость» как стремление сохранить дистанцию между собой и человеком, чья излишняя предприимчивость пугает Бога, не желающего быть уподобленному некой природной силе, которой человек готов овладеть и использовать для решения своих проблем 2.

Образ слабого, страдающего, несовершенного, нуждающегося в человеке и одновременно опасающегося его «предприимчивости» Бога ХХ века можно дополнить еще одной, неожиданной для «классического» понимания атрибутов Божественного, чертой — толерантностью. Бог стал настолько терпим, что к реализации своих планов привлекает даже неверующих людей. Именно этот аспект раскрывается и в концепции «неверующих христиан», чьими руками продвигается дело прогресса (Вл. Соловьев), и в уже упоминавшейся идее о существовании «анонимных христиан» (К. Ранер), и в учении о «членах скрытой церкви» (П. Тиллих), и в утверждении К. Барта о том, что независимо от наличия или отсутствия «религиозного настроя» все люди сегодня идут по жизни «вместе с Христом».

Если дополнить все вышесказанное о современной идее Бога уверениями представительниц «феминистской теологии» в необходимости сакрализации женского начала и наделения образа Бога типично «женскими» атрибутами мягкости, нежности, осторожности и т.п., то смысл основной тенденции, по которой идет сегодня процесс эволюции идеи Бога, становится совершенно ясен: происходит не столько формирование принципиально новой парадигмы нравственного развития человека, сколько критика старой, интеллектуально-созидательной. Ведь среди «пороков», якобы поставивших нашу цивилизацию на грань самоуничтожения, называются не жадность и трусость, не духовная немощь и безволие, не подлость и низость и т.п., словом, не нравственные пороки человечества, а созидательные качества личности: разум, воля, предприимчивость, позволившие человеку в свое время вырваться из животного состояния и создать свою «вторую природу» — культуру.

И вот уже то, что раньше гордо именовалось «огнем Прометея», «искрой Божественной премудрости», превращается всего-навсего в «плебейскую жажду знаний» (А. Швейцер); процесс секуляризации культуры и технический прогресс называют в числе главных причин «кризиса гуманизма» (Н. Бердяев), как будто средневековое тотально-религиозное состояние общества было воплощением идеалов гуманности.

Между тем, «великое противостояние» человека и природы еще продолжается и чтобы выжить, людям потребуется и воля, и мощный интеллект, и творческий разум — все то, что составляло главные атрибуты Бога-Творца и которые, как было показано, «размываются» в современном религиозном сознании, вытесняясь представлениями о слабом, страдающем и ущербном Боге.

Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, судя по имеющимся тенденциям в эволюции идеи Бога — главной программной универсалии религиозного мировоззрения, христианство не готово выдвинуть действительно позитивную программу нравственного развития человечества без ущерба его интеллектуальному, созидательному началу. Вероятно, это — задача теологов XXI века.

Примечания

С того самого момента, когда ты с плачем приходишь в этот мир, ты начинаешь выполнять свой долг. Ты принимаешь на себя роль в Божьем плане и предопределении. Ты начинаешь свое путешествие по жизни. Независимо от твоего происхождения и предстоящего тебе жизненного пути, никто не может избежать Божьего руководства и устройства, имеющихся наготове у Небес, и ни один человек не может управлять своей судьбой, ибо только Он, Тот, Кто управляет всем сущим, способен совершать подобную работу. Со дня появления человека Бог неуклонно совершает Свой труд, управляя данной вселенной и направляя как изменение, так и движение всего сущего. Как и все сущее, человек незаметно, и не осознавая этого, получает питание от сладости Бога, получает от Него и дождь, и росу. Как и все сущее, человек, не осознавая того, живет, подчиняясь дирижированию Божьей руки. Бог держит в Своей руке сердце и дух человека, и вся человеческая жизнь проходит на глазах у Бога. Вне зависимости от того, веришь ли ты в это или нет, все сущее, все без исключения сущее, будь то живое либо мертвое, будет сменяться, изменяться, обновляться и исчезать в соответствии с Божьими намерениями. Именно так Бог правит всем сущим.

Когда подкрадывается ночь, человек этого не осознает, поскольку человеческое сердце не в состоянии постичь, как приближается темнота, и откуда она приходит. Когда же ночь тихо ускользает, человек приветствует дневной свет, но все же на сердце человека еще меньше ясности о том или осознания того, откуда пришел свет и каким образом он рассеял ночную тьму. Такие периодические чередования дня и ночи переносят человека из одного периода в другой, проводя сквозь время; в то же время они гарантируют, что Божий труд и Его план выполняются в течение каждого периода и во все времена. Человек шел через века с Богом, но человек не знает, что Бог управляет судьбой всего сущего и всех живых существ, или то, как Бог дирижирует всем сущим и направляет все сущее. Это то, что с незапамятных времен и до наших дней ускользает от человека. Что же касается причины, то это происходит потому, что сердце человека и его дух слишком далеко отстоят от Бога, а вовсе не потому, что Божьи пути слишком неисповедимы, или потому, что Божьему плану еще предстоит реализоваться. Поэтому, несмотря на то, что человек следует за Богом, он неосознанно остается на службе у сатаны. Никто активно не отыскивает Божьи следы, либо Его явление, и никто не желает находиться на Божьем попечении и содержании. Люди, скорее, готовы оказаться в зависимости от разъедания со стороны сатаны и лукавого, чтобы приспособиться к этому миру и к правилам жизни, которым следует нечестивое человечество. На данный момент сердце и дух человека приносятся в жертву сатане и таким образом подпитывают его. Кроме того, человеческое сердце и дух становятся местом проживания сатаны и подходящей для него игровой площадкой. В результате этого человек неосознанно теряет понимание принципов того, как быть человеком, а также понимание ценности и цели человеческого существования. Божьи законы и договор между Богом и человеком постепенно угасают в человеческом сердце вплоть до того, что человек больше не ищет Бога или не обращает на Него внимания. Со временем человек перестает понимать, для чего Бог создал людей, как не понимает больше значения тех слов, которые исходят из Божьих уст, и не осознает всего того, что исходит от Бога. Человек начинает противиться Божьим законам и постановлениям; сердце и дух человека становятся бесчувственными… Бог теряет человека в том виде, в каком Он сотворил его изначально, а человек утрачивает источник своего происхождения. В этом трагедия человечества. В действительности, с самого начала и до сегодняшнего дня Бог сделал постановку трагедии для человечества, в которой человек играет и роль главного героя, и роль жертвы. И никто не может ответить на вопрос о том, кто же является режиссером этой трагедии.

В этом необъятном мире произошли и происходят снова и снова бесчисленные изменения. Никто не в состоянии вести и направлять данное человечество, кроме Него, кроме Того, Кто правит всем сущим во вселенной. Нет никого столь могущественного, кто мог бы трудиться для человечества, кто мог бы проводить подготовку для человечества, не говоря уже о том, чтобы появился какой-то человек, который имел бы способность вести данное человечество к такому месту назначения, где царят свет и освобождение от проявлений земной несправедливости. Бог оплакивает будущее человечества, скорбит из-за падения людского рода. Он исполнен печали, поскольку человечество медленно шагает по направлению к своему закату, по пути туда, откуда нет возврата. Человеческий род разбил Божье сердце и отверг Его, устремившись к лукавому. Никто никогда не задумывался о направлении, в котором такое человечество будет двигаться дальше. Именно по этой причине никто не ощущает Божьего гнева. Никто не ищет способа угодить Богу или попытаться быть ближе к Нему. Более того, никто не стремится постичь скорбь и боль Бога. Даже услышав Божий голос, человек продолжает идти своим путем, прочь от Бога, избегая Божьей заботы и благодати, удаляясь от Божьей истины. Человек охотнее продался бы сатане, врагу Бога. А кто-нибудь когда-либо задумывался о том, как Бог собирается поступать по отношению к нераскаявшемуся человеку, который прогнал Его от себя? Никто не знает, что исходящие от Бога многочисленные напоминания и увещевания возникают потому, что Бог придерживает в Своих руках невиданное ранее бедствие, которое Он приготовил, такое, которое будет невыносимым для плоти и души человека. Это бедствие предназначается для наказания не только плоти, но также и для человеческой души. Ты должен это знать: когда Божий план становится недействительным, а Его напоминания и увещевания не порождают никакой ответной реакции, то каким будет тот гнев, который Бог изольет? Это будет нечто такое, чего никакое творение доселе не испытывало, о чем никогда раньше не слышало. И поэтому Я говорю о том, что такое бедствие является беспрецедентным и никогда больше не повторится в будущем. Все потому, что Божий план предусматривает только одно сотворение и только одно спасение. Это произойдет первый и последний раз. Из этого следует, что никто не может постичь добрые намерения Бога и Его ревностное ожидание спасения человечества.

Бог сотворил этот мир и ввел в него человека, живое существо, которому Он даровал жизнь. В свою очередь у человека со временем появились родители и родственники, и он уже не был одинок. С тех пор как человек впервые обратил свой взор на данный материальный мир, ему было суждено существовать в границах Божьего предопределения. Именно дыхание жизни, получаемое от Бога, поддерживает каждое живое существо на протяжении всего его роста и до наступления зрелости. На протяжении всего этого процесса никто не верит в то, что человек живет и возрастает под Божьей опекой. Скорее, они считают, что человек возрастает благодаря любви и опеке своих родителей, и что рост его управляется жизненным инстинктом. Все это происходит потому, что человек не знает, кто даровал ему жизнь, или откуда она произошла, тем более, не знает, каким образом жизненный инстинкт творит чудеса. Человек знает только то, что пища является основой для продолжения жизни, а упорство – источником существования жизни, и что вера в свой разум – это ценность его выживания. Человек не ощущает Божьей благодати и Божьего обеспечения. И тогда человек напрасно растрачивает жизнь, дарованную ему Богом… Ни один человек, находящийся день и ночь под Божьим взглядом, не проявляет инициативу, чтобы начать поклоняться Ему. Бог продолжает, как и запланировал, проводить Свою работу над такими людьми, в отношении которых у Него нет никаких ожиданий. Он делает это в надежде на то, что в один прекрасный день человек пробудится от своего сна и внезапно поймет ценность и смысл жизни, осознает цену, которую Бог заплатил, чтобы даровать людям все, и узнает, как страстно Бог жаждет, чтобы человек к Нему возвратился. Никто никогда не задумывался о тайнах происхождения и продолжения человеческой жизни. Однако только Бог, который все это понимает, переносит боль и удары, исходящие от человека, который получил все от Бога, но остается неблагодарным. Человек принимает как должное все, что дает ему жизнь, и, «как само собой разумеющееся», человек предает, забывает Бога и постоянно что-то вымогает у Него. Имеет ли Божий план на самом деле столь важное значение? Имеет ли человек, живое существо, сотворенное руками Бога, действительно такую большую значимость? Божий план – это план абсолютной важности; при этом живое существо, созданное Божьей рукой, существует для выполнения Его плана. Следовательно, Бог не может погубить Свой план по причине ненависти к человеческому роду. Ради выполнения Своего плана и ради того, что Он вдохнул в человека, Бог терпит все мучения – не ради человеческой плоти, но ради жизни человека. Он желает вернуть Себе не плоть человека, а ту жизнь, которую Он вдохнул в него. В этом и заключается Его план.

Все, пришедшие в этот мир, должны испытать жизнь и смерть, и многие пережили цикл смерти и возрождения. Живые скоро умрут, а мертвые скоро вернутся к жизни. Все это является ходом жизни, устроенным Богом для каждого живого существа. При этом данный ход и цикл жизни являются той истиной, которую в соответствии с желанием Бога человек должен увидеть, как и то, что Бог дарует человеку бесконечную жизнь, которая не ограничена человеческой плотью, временем или пространством. Это тайна жизни, которая была дарована человеку Богом, и доказательство того, что жизнь возникла от Него. Хотя многие люди, возможно, не верят, что жизнь исходит от Бога, человек неизменно наслаждается всем, что дает ему Бог, вне зависимости от того, отрицают люди Его существование или верят в Него. Если у Бога в один прекрасный день внезапно изменится настроение, и Он пожелает отозвать обратно все существующее в мире и забрать ту жизнь, которую даровал, тогда всего того, что есть, больше не будет. Бог использует Свою жизнь для обеспечения потребностей всего сущего, живого и неживого, приводя все в надлежащий порядок благодаря Своей силе и власти. Это истина, которую никто не может постичь, которую никто не может легко осмыслить. Эти непостижимые истины являются проявлением и свидетельством жизненной силы Бога. Теперь позволь Мне открыть тебе один секрет: ни одно создание не может постичь величие и силу Бога. Так было раньше, так есть сейчас, и так будет в будущем. А второй секрет, который Я поведаю, такой: источник жизни исходит от Бога, источник жизни для всего творения, независимо от различий в форме или строении. К какому бы виду живых существ ты ни относился, ты не можешь двигаться против течения жизни, установленного Богом. В любом случае, все, чего Я желаю, это то, чтобы человек понял, что без Божьей заботы, охраны и обеспечения он не может получить всего того, что ему предназначено, вне зависимости от того, насколько велика его борьба и прилагаемые усилия. Не получая Божьего жизнеобеспечения, человек теряет ощущение ценности своей жизни и утрачивает ощущение цели жизни. Разве Бог смог бы позволить человеку, который впустую расточает ценность Его жизни, быть таким беспечным? Опять же не забывай, что Бог является источником твоей жизни. Если человек не в состоянии дорожить всем тем, что Бог ему даровал, тогда Бог не только заберет обратно Себе все, что было дано, но вдобавок к этому человеку придется заплатить вдвойне, чтобы возместить все, что Бог на него потратил.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *