Рассказ «Душечка» Чехова был написан в 1898 году. В качестве главной героини писателем был выбран обобщенный женский образ, воплотивший в себе черты многих женщин, готовых посвятить свою жизнь близкому человеку.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Душечки» по главам, что поможет заполнить читательский дневник и подготовиться к уроку литературы.

Главные герои

Ольга Семеновна Племянникова (Оленька) – мягкая, добрая, приятной наружности женщина, не способная жить без любви.

Другие персонажи

Кукин – антрепренер, театральный деятель, первый супруг Оленьки.

Василий Андреевич Пустовалов – управляющий лесным складом, второй муж Оленьки, деловой, набожный, обстоятельный мужчина.

Владимир Платонович Смирин – ветеринарный врач, сожитель Оленьки.

Саша Смирин – сын ветеринара, десятилетний мальчик.

А ещё у нас есть:

  • для самых занятых — Читательский дневник «Душечка»

Оленька Племянникова, «дочь отставного коллежского асессора», сидела во дворе и слушала жалобы Кукина на постоянные дожди, которые могли разорить его. Кукин был антрепренером и содержал увеселительный сад «Тиволи». Он жаловался девушке не только на дурную погоду, но и на неблагодарную, невежественную публику, которой подавай лишь пошлость и балаган.

Каждый день шли дожди, и Кукин был на грани отчаяния. Видя страдания этого низкорослого, тощего мужчины «с желтым лицом, с зачесанными височками», Ольга Семеновна вскоре влюбилась в него. Девушка «постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого»: в детстве и отрочестве она любила своего отца, тетку, затем – «своего учителя французского языка».

Оленька была добродушной, жалостливой барышней с кроткой улыбкой и мягким взглядом, при виде ее с уст невольно срывалось восклицание: «Душечка!».

Вскоре Кукин «сделал предложение, и они повенчались». Супруги зажили хорошо. Ольга Семеновна во всем помогала своему мужу: продавала билеты, выдавала жалованье, записывала расходы, следила за порядком в саду. Невольно подражая любимому мужу, она всем говорила, что «самое важное и нужное на свете — это театр». Актеры любили Оленьку и «называли «мы с Ваничкой» и «душечкой»».

Несмотря на то что дела шли хорошо, «Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки». Вскоре он уехал в Москву набирать новую труппу, но так и не вернулся домой. Ольга Семеновна получила телеграмму – супруг ее скоропостижно скончался, и нужно было организовать похороны.

Соседи искренне жалели Оленьку, которая страшно убивалась по мужу. Она еще пребывала в глубоком трауре, когда за ней начала ухаживать управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов. Вскоре Оленька полюбила нового ухажера, и они поженились.

Жили супруги хорошо: Василий Андреевич сидел на лесном складе до обеда, а после его заменяла Ольга Семеновна, которая выписывала счета и отпускала товар. Она позабыла о театре, и теперь все ее разговоры сводились к лесу – «какие мысли были у мужа, такие и у нее». Василий Андреевич не любил развлечений, и по выходным супруги ходили в церковь, сидели дома.

Так прожили Пустоваловы шесть лет, молясь о том, чтобы бог послал им детей. Но однажды Василий Андреевич сильно «простудился и занемог». Через несколько месяцев он скончался.

После смерти мужа Ольга Семеновна ходила только в церковь или на кладбище и жила, «как монашенка». Спустя полгода она сняла траур, и люди стали все чаще замечать ее в компании ветеринара Смирина, который расстался с женой из-за ее измены. Стало ясно, что они находятся в близких отношениях. «Другую бы осудили за это, но об Оленьке никто не мог подумать дурно» – она и года не могла прожить без сердечной привязанности.

Впрочем, «счастье продолжалось недолго». Вместе со своим полком ветеринар навсегда уехал «куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь». Расставание с ним дурно сказалось на Оленьке. Она стала жить пустой, не заполненной никакими мыслями и суждениями жизнью, ведь рядом не было человека, который бы подсказал ей, Оленьке, как правильно мыслить и рассуждать. Женщина отчаянно нуждалась в любви, «которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь».

Так проходил год за годом – «и ни одной радости, и нет никакого мнения». Однажды вечером в ее дом постучал постаревший ветеринар Смирин. Он подал в отставку, помирился с женой и собирался отдавать сына в гимназию. В поисках съемной квартиры он пришел к своей бывшей возлюбленной, и та с радостью согласилась предоставить им жилье.

Маленький Саша, которому «шел уже десятый год», сразу же пленил сердце Ольги Семеновны. Мальчик стал ходить в гимназию. Его мать «уехала в Харьков к сестре и не возвращалась», а отец по делам службы мог по несколько дней не бывать дома. Так Саша оказался на полном попечении Ольги Семеновны, которая впервые в жизни испытала самую сильную, самую глубокую любовь – материнскую.

Основной темой произведения, безусловно, является любовь – всеобъемлющая, бескорыстная, жертвенная. Только в любви главная героиня видела смысл своей жизни, и только в ней могла полностью раскрываться, отдавая все лучшее, что было в ней самой.

После ознакомления с кратким пересказом «Душечки» рекомендуем прочесть рассказ Чехова в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Душечка»?

    • Антон Чехов
    • Михаил Булгаков
    • Иван Бунин
    • Иван Тургенев

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг пересказа

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904), прозаик, драматург. Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в семье купеческой, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке. В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н.Склифосовского, Г.Захарьина и др. В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах Стрекоза, Будильник, Зритель и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 писал для петербургского журнала Осколки, вел обозрение Осколки московской жизни (1883 – 85). В 1884 выходит первая книга рассказов Чехова – Сказки Мельпомены, затем следуют Пестрые рассказы (1886), В сумерках (1887), Хмурые люди (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л.Толстого, которое сказывается в рассказах Именины, Скучная история. Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, – ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина – все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу Остров Сахалин (1893 – 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах В ссылке (1892), Палата № 6. Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс. В конце 1880 много работал для театра: пьесы Иванов, Леший, Свадьба, водевили Медведь, Юбилей и др. В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения. В Мелихово было написано много прекрасных произведений: Попрыгунья, Скрипка Ротшильда, Учитель словесности, Чайка, Дядя Ваня и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как Три сестры и Вишневый сад. Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа. В 1898 Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л.Толстой, М. Горький, И.Бунин, А.Куприн, художник И.Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О.Книппер. В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 и 1903) в издательстве А.Маркса. В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

«Душечка» – рассказ короткий, читается минут за 15-20, а в пересказе его простенький сюжет укладывается в несколько предложений.
Ольга Семёновна Племянникова, она же Оленька и Душечка, жила в собственном доме на окраине городка. Вышла замуж за квартиранта из флигеля Кукина (мой Ваничка). После смерти Кукина стала женой соседа Пустовалова (мой Васичка), а через полгода траура по Васичке сошлась «по-граждански» со Смирниным (мой Володичка). В конце рассказа взяла на воспитание сына Смирнина гимназиста Сашеньку.
Первое впечатление от образа Душечки – добрая, отзывчивая, преданная, верная и бескорыстная душа, прекрасная жена и мать.
Глядя на «добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: — Душечка!»
У Душечки всего лишь один недостаток: она не имела собственного мнения, поэтому разделяла взгляды тех, кого любила: папаши, тёти из Брянска, учителя французского языка, позже — мужей. Она соглашалась с ними во всём, и ей было удобно и спокойно.
Так как Чехов не один раз повторяет, что у Душечки не было собственного мнения, то читатели начинают в это верить. А как не верить, если и другие классики подтверждают, что Душечка человек ведомый, несамостоятельный, живущий отражённым светом и не умеющий обходиться без поводыря. Её удел – любить любого, кто поведёт её по жизни.
А.М. Горький хоть и отзывался о героине рассказа как о «милой, кроткой женщине», но в целом, характеризует Душечку, как «серая мышь», «кроткая раба», «умеет много любить, но по-рабски», «её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет», «безликая раба своих привязанностей».
В.И.Ленин высказался решительней: «Душечка – непостоянное, беспринципное существо».
Литературовед В.И. Тюпа в своей работе «Художественность чеховского рассказа» (на которую часто ссылаются школьные преподаватели литературы) пишет, что «Ольга Семеновна <…> присваивала себе чужой личный опыт, чужое направление жизни, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества».
Лев Толстой откликнулся на рассказ статьёй «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка». В статье он пространно рассуждает об Оленьке-Душечке, как о «святой, удивительной душе».
Душечка для Толстого «воплощение истинного предназначения женщины». А предназначение женщины – быть идеальной женой, то есть любить, ублажать, заботиться, не перечить, оставаться в тени и во всём соглашаться с мужем.
В той же статье Лев Толстой написал о Чехове: «Он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина», но «бог поэзии» запретил ему это делать, и Чехов «одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом <…> быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем ее сводит судьба».
Нельзя не согласиться с мнением Толстого: Душечка удивительная душа, милое существо, счастье для любого, с кем сводит её судьба. Душечка — не серая мышь, не кроткая раба и не беспринципное существо.
Душечка не застывший образ духовной иждивенки, как утверждает В.И.Тюпа, хотя такое впечатление обязательно создаётся после первого прочтения рассказа. А так как читатель долго не раздумывает над содержанием, довольствуясь первым впечатлением, то это впечатление откладывается в его памяти и трансформируется в главную черту характера героини.
Особенно запоминается несколько раз повторенное Чеховым слово «полюбила», под которым подразумеваются синонимы: «привязалась», «прилепилась», «приспособилась», «прицепилась», «прислонилась».
Но Душечка не хладнокровная расчётливая хищница, она выходила замуж, предварительно полюбив. Как сказал о ней сам автор, «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Но в отношении к мужьям её любовь подпитывалась двумя важными факторами: инстинктивным женским желанием выйти замуж и спрятаться от жизненных невзгод за надёжное мужское плечо.
Душечка, как рябина в песне:
«Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,
Я б тогда не стала гнуться и качаться».
Так как описание привязанности Душечки к мужьям составляет большую часть рассказа, то ближе к концу внимание читателя притупляется, и важный переломный момент в мироощущении Душечки – её встречу с мальчиком Сашенькой – читатель принимает за очередное проявление душечкиной любвеобильности.
Рассказы Чехова сродни айсбергу. Неискушённый читатель реагирует лишь на видимую часть (текст), остальная глыбища (смысл) скрыта из поля его зрения. Надо очень внимательно читать рассказ (и не один раз), не пропуская ни слова, ни строчки, ни знаков препинания, и постараться умом и воображением охватить всю его глубину, чтобы понять то, что заложено автором между строк.
Собственно, Антон Павлович и сам не скрывал этого: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам».
Как «боян бо вещий (из «Слова из полку Игореве») растекашется мыслию по древу…», так и читателю надо растечься мыслью по тексту рассказа. Мало читать произведение Чехова, в него надо вникать и размышлять над ним, напрягая, как говорил Эркюль Пуаро, свои серые клеточки.
Давайте рассмотрим образ Душечки шире и глубже того текста, что предложил автор.
Сначала представим портрет Оленьки. «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая». У неё были «полные розовые щеки», «мягкая белая шея с тёмной родинкой» и «добрая наивная улыбка».
История Душечки начинается с того, что она, «дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись».
О чём могла задуматься дочь отставного чиновника? Конечно, о будущем. Отец в отставке, болен, получает (или не получает) небольшую пенсию от ведомства, эти деньги и деньги за сдачу флигеля составляют средства для проживания отца и дочери Племянниковых. Барышне есть о чём задуматься: отец, не ровен час, умрёт, пенсии не будет, а плата за флигель маловата … будущее видится мрачным.
И тут в поле зрения Оленьки появляется квартирант Кукин, на весь двор негодующий по поводу дождя и возможного разорения. Оленька слушала его «молча, серьезно», на третий день «несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила».
Полюбила, как реальную возможность обеспечить своё будущее. С мужем-то не страшно встретить завтрашний день! Как порядочная девушка, Оленька не могла сама сделать предложение мужчине, но женское сердце подсказало выход.
Когда под утро Кукин возвращался домой, «она тихо стучала в окошко из своей спальни и, показывая ему сквозь занавески только лицо и одно плечо, ласково улыбалась…»
«На ловца и зверь бежит», Кукин должным образом отреагировал на Оленькину приманку и сделал предложение. Они поженились. «После свадьбы жили хорошо». Как верная жена и спутница, Оленька помогала мужу в его беспокойной артистической работе: «…ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете».
Оленька держалась за мужа, как за спасательный круг, женская интуиция подсказывала ей, что мужчина – существо увлекающееся, особенно человек искусства, и надо делать всё возможное, чтобы удержать его возле себя.
Душечка старалась. Она не скупилась на нежность и ласковые слова. Помогала Кукину в театре, вела его дела, выслушивала жалобы, соглашалась с каждым его словом, поддерживала и ободряла: «Какой ты у меня славненький! — говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. — Какой ты у меня хорошенький!»
Когда Кукин «по ночам кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали!». У Чехова в записной книжке написано: «Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо». Муж во всём был для Душечки хорош, и она была счастлива.
Но однажды счастье Оленьки кончилось.
Муж Кукин внезапно умер, оставив безутешную вдову наедине с замаячившим одиноким и страшным будущим.
Оленька-Душечка была в искреннем отчаянии: «Голубчик мой! Ваничка мой миленький, голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила? На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?»
Страдала Душечка недолго. Уже через три месяца вдовушка обрела новое счастье с соседом Пустоваловым. «Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо», прежняя любовь к мужу Кукину была за ненадобностью стёрта из памяти, и Оленька начала исполнять обязанности супруги по известному ей сценарию.
Муж Васичка обыкновенно «сидел в лесном складе до обеда, потом уходил по делам, и его сменяла Оленька, которая сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар».
«Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже». Ведомая женской интуицией, Оленька автоматически становилась отражением своего мужа. Идеальная жена для любого мужчины!
Жить бы душа в душу этим двум голубкам и дальше, но однажды счастье кончилось.
Муж Пустовалов простудился, заболел и умер. Душечка зарыдала над телом Пустовалова, как когда-то причитала над Кукиным: «На кого же ты меня покинул, голубчик мой? Как же я теперь буду жить без тебя, горькая я и несчастная? Люди добрые, пожалейте меня, сироту круглую…»
Она очень горевала и даже «отказалась навсегда от шляпки и перчаток», стала жить затворницей. Снова дыхнуло пугающее будущее, но тут на горизонте Оленького одиночества появилась новая кандидатура для счастья.
Ещё при жизни Пустовалова захаживал к Ольге Семёновне новый квартирант из флигеля полковой ветеринар Смирнин. «Он рассказывал ей что-нибудь или играл с нею в карты, и это ее развлекало».
Через полгода после смерти второго мужа, Ольга Семёновна сняла траур и раскрыла в доме ставни. Вот тут-то соседи и прохожие увидели, «как она в своем садике пила чай с ветеринаром, а он читал ей вслух газету», и сделали выводы, что у Душечки с женским счастьем всё наладилось.
Оленька и Володичка зажили гражданским браком, и это их устраивало. Любовь к мужу Пустовалову была забыта, и Оленька привычно выполняла обязанности нежной и преданной жены. Она «повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он».
Смирнин не возражал, но однажды всё-таки вышел из себя. Когда при гостях (сослуживцы по полку) Оленька стала рассуждать «о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни и о городских бойнях», Смирнин возмутился: «Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь!<…> Это скучно!»
Ольга Семёновна искренне удивилась: «Володичка, о чем же мне говорить?!»
Удивлялась она и дальше, ведь никто из её бывших мужей никогда не говорил, что им скучны её разговоры, никто ни разу не высказал недовольства.
Володичка воспротивился узнавать себя в Оленькином исполнении, а быть другой, самобытной, она не умела. Ей негде было набраться умения общаться с мужчинами. Весь её опыт укладывался в рамки отношений дочери с отцом, когда папаша заболел и стал беспомощным, она научилась ухаживать за ним, как за ребёнком. Отец, как отец, и отец, как ребёнок, — вот и весь опыт.
Оленька-Душечка не глупая девушка, она умела мыслить, наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы, но никто не спрашивал её мнения, а сама она инициативу не проявляла. Вот и не научилась мыслить самостоятельно. Оленька сравнивала себя с курицей: та же птица, только без крыльев, поэтому и летать не умеет.
Однажды ей подумалось, а вдруг она поступает не так, как нужно мужчинам. Может, с ними надо по-другому? Может, не надо повторять за ними то, что они и так знают? Ей захотелось отрастить крылья, но не было стимула.
Давайте вспомним интермедию Жванецкого «О женщинах» в исполнении Аркадия Райкина?
Герой интермедии Сигизмунд говорит о женщине своей мечты:
«Я почувствовал себя человеком! Я пел, я свистел, я решал кроссворды, а она слушала меня а-а-а, раскрыв рот. Вы знаете, это приятно. Когда слушают тебя, раскрыв рот, — это очень приятно! Один день… Через месяц это начинает раздражать! Я ей сказал: «Закрой рот, дура, я уже всё сказал!»
Отчего умерли оба мужа Душечки, а третий растворился на просторах родины?
Не от того ли, что не могли, как Сигизмунд, сказать жене «Закрой рот, мы это уже сто раз слышали!»?
Как долго мужчина может вытерпеть возле себя идеальную женщину – точную копию его самого? В конце концов надоедает смотреть на себя в зеркало и хочется его разбить.
Деликатные и простодушные мужья Душечки не могли, как Смирнин, возмутиться (выпустить пар), они молчали и терпели, пока их хрупкая мужская конструкция не выдержала.
Смирнину повезло, он вовремя вместе с полком поменял дислокацию.
После отбытия ветеринара Оленька осталась совершенно одна. Было «очевидно, что лучшие годы уже прошли, остались позади, и теперь начиналась какая-то новая жизнь, неизвестная, о которой лучше не думать».
Она «ни о чем не думала, ничего не хотела», «ела и пила, точно поневоле». «А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. А как это ужасно не иметь никакого мнения!»
«При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе».
«И так день за днем, год за годом, — и ни одной радости, и нет никакого мнения».
Особенно тяжело было Оленьке сознавать, что ей некого любить. У неё был талант – любить, она была генератором любви, но некому и некуда было направить эту энергию любви. Не было точки приложения, объекта, стимула. «Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь».
Любовь пришла внезапно — сильная, могучая, настоящая. Не к мужчине, а к ребёнку.
Ветеринар Смирнин вернулся с семьёй, женой и сыном. Жена вскоре уехала в Харьков, Смирнин зажил своей жизнью, а ребёнок, 9-ти летний Сашенька, остался на попечении Ольги Семёновны.
И вот тут Душечка почувствовала в себе любовь к этому чужому мальчику, ту любовь, о которой мечтала и которая «захватила всё её существо». «Сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын».
«Она смотрела на него с умилением и с жалостью и шептала: — Голубчик мой, красавчик… Деточка моя, и уродился же ты такой умненький, такой беленький».
После многих лет попугайного копирования за мужьями Ольга Семёновна научилась высказываться самостоятельно.
«Островом называется часть суши… — повторила она, и это было ее первое мнение, которое она высказала с уверенностью после стольких лет молчания и пустоты в мыслях».
Любовь делает чудеса. И дело не в том, что Душечке «не к кому было прислониться», а в том, что она почувствовала потребность самого мальчика в любви. Ребёнок, брошенный родителями, уже начал грубеть сердечком без исцеляющей силы Любви и со временем превратился бы в бездушного «Ионыча, но судьба послала ему подарок в образе «любвеобильной» Душечки».
Встретились два одиночества!
Провожая Сашеньку в гимназию и глядя ему вслед, Душечка думала, что «за этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления».
Далее идёт вопрос от автора: «Почему? И следует неопределённый ответ: «А кто ж его знает — почему?»
А потому, что заполнившая Душечку любовь в корне отличалась от тех чувств, которые она испытывала к своим мужьям. Словно раньше она любила понарошку, по нужде, в силу обстоятельств, а теперь – любит всем сердцем: «Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь …»
Вышеупомянутый литературный критик В.И. Тюпа делает обратный вывод: «Никакого перерождения Душечки во взрослую душу под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности.
Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся эмбрионом личности».
К сожалению, г-н В.И.Тюпа не берёт во внимание (или не понимает) могучую силу любви. Чехов неспроста говорит об изменениях, происходящих с Душечкой после того, как она полюбила не приспособленческой любовью, а безусловной: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».
Мальчик Сашенька, сам того не ведая, помог Душечке проявить свой главный и бесценный дар – не просто любить, а любить самоотверженно. Теперь она не страшится будущего, а грезит о нём, наполняясь мечтами: «Когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится, и у него родятся дети… »
Мечты мечтами, но всё же беспокойно за Душечку.
Чехов не завершил рассказ, предоставив читателю предсказать вариант развития событий. И читатель тревожно размышляет: вдруг вернётся мать Сашеньки и заберёт его с собой; вдруг ветеринар Смирнин сменит работу и увезёт сына неизвестно куда; вдруг выросший Сашенька сам уйдёт от надоевшей, привязчивой «тёти» …
Бедная Душечка, читатель полюбил тебя и предлагает счастливый вариант твоей истории.
Пусть Сашенька вырастет достойным человеком и никогда, ни при каких обстоятельствах не оставит женщину, заменившую ему мать.
Иллюстрация — кадр из х/ф «Душечка, 1966.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *