Пермский Свято-Троицкий монастырь представляет собой величественный архитектурный ансамбль, являющийся одной из достопримечательностей города. Он был учрежден по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года при храме Святой Живоначальной Троицы в Мотовилихе.

В храме имеется четыре престола: главный в честь Святой Троицы, правый придел в честь Сретения Господня, левый придел в честь Успения Божией Матери и нижний пещерный храм в честь святого Стефана Великопермского.

Внутри Свято-Троицкого храма монастыря установлены два мощевика с частицами мощей преподобных Отцев Киево-Печерских и Оптинских и других святых, а также очень известная среди прихожан и верующих икона Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Расписание богослужений в Свято-Троицком Стефанове монастыре

Службы в монастыре проводятся на регулярной основе: некоторые ежедневно, другие — еженедельно:

  • литургия — ежедневно: с понедельника по субботу — в 8:00, в воскресенье — в 7:00 и 9:00;
  • крещение: детей (до 14 лет) — по субботам и воскресеньям в 11:00; взрослых — после трех огласительных бесед (они проводятся по субботам: 11:00 — первая беседа, 12:00 — вторая, 13:00 — третья);
  • елеосвещение, соборование — по вторникам в 14:00 (перед соборованием необходимо пройти таинство Покаяния);
  • водосвятные молебны перед образом «Неупиваемая Чаша» — по субботам в 10:00 (на них возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной).

Архитектура и оформление

Здание монастыря сочетает в себе сразу два архитектурных стиля — древнерусский и византийский. Он совершенно не похож на другие пермские церкви и напоминает скорее старинные московские храмы. В облике этого сооружения присутствует величественность и монументальность. Ее дополняют богатые резные украшения и кокошники.

Внутреннее оформление монастыря и простое, и торжественное одновременно. Белые стены украшает красивый позолоченный иконостас. Перед ним вывешены две хоругви, одна с образом Богородицы, другая — с ликом Иисуса Христа. Можно уверенно сказать, что монастырь является настоящим украшением Перми.

История Пермского Свято-Троицкого мужского монастыря

По мере роста Перми вокруг нее открывались новые предприятия и возникали рабочие поселки. В 1736 году в месте слияния рек Большой Мотовилихи и Малой Мотовилихи был основан новый медеплавильный завод. Здесь же располагались дома работников. К началу XIX века данная местность стала именоваться просто Мотовилихой.

Главный храм Перми, Петропавловский, находился слишком далеко от поселка — людям приходилось преодолевать 5 верст по пути туда и столько же идти обратно, поэтому решено было построить свою церковь. Место для нее выбрали живописное — небольшой холм над прудом. Изначально церковь была деревянной. Ее строительство завершили в 1790 году и освятили во имя Пресвятой Троицы.

В 1816 году возникла необходимость в возведении каменного храма. Прихожане собрали средства, получили разрешение и приступили к делу. Автором проекта нового храма был архитектор Васильев. Строительство было долгим и затянулось до 1828 года, а освятили храм только в 1836 году. Через некоторое время были достроены два придела — Успенский и Сретенский. Вкупе с другими постройками комплекс стал называться Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.

После прихода к власти большевиков прихожане активно сопротивлялись закрытию храма, поэтому, несмотря на антицерковную компанию, в нем продолжались службы. И только в 1935 году настоятель с тремя священнослужителями и двумя мирянами были арестованы и позже расстреляны.

Храм закрыли, а здание переоборудовали под бараночный цех хлебобулочного комбината. В этот период оно было сильно разрушено. И только в 1994 году храм вернули православной церкви. Его реставрация заняла много лет, несмотря на это уже в 1995 году монастырь начал функционировать. Начиная с 2000 года, при нем работает иконописная мастерская «Добро».

Монастырь в наши дни

При Стефановом монастыре существует несколько скитов, подворий и приписных часовен, расположенных в других районах Перми или соседних деревнях. Послушники монастыря, помимо молитв, занимаются культурной и общественной работой: преподают в Пермской духовной семинарии и на кафедре теологии Пермского государственного университета, выступают на научных конференциях, занимаются реабилитацией наркозависимых, осуществляют пастырское окормление военнослужащих.

В настоящее время при Свято-Троицком монастыре действуют:

  • катехизические беседы для взрослых,
  • воскресная школа для детей,
  • студия изобразительного искусства для детей дошкольного возраста,
  • православная библиотека в честь святых Кирилла и Мефодия,
  • православный видеолекторий,
  • иконописная мастерская «Добро»,
  • мастерская по пошиву церковных облачений,
  • музей-школа имени императрицы Александры Феодоровны,
  • православный детский летний лагерь «Свеча» в селе Красная Слудка Добрянского района,
  • общественная организация «Православная молодежь Прикамья»,
  • православная община для глухонемых в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи.

Кроме того, у Пермского Свято-Троицкого монастыря есть ряд ежегодных традиционных мероприятий, среди которых Крестный ход до часовни святого благоверного князя Михаила Тверского, концерты духовных песнопений, социально значимые акции.

Святыни и престольные праздники

Среди особо почитаемых икон монастыря можно отметить следующие:

  • икона Нерукотворенного Спаса письма начала XIX века, которая находится в центральном приделе храма;
  • икона Пресвятой Богородицы Всецарица (Пантанасса), написанная по просьбе прихожан храма в иконописной мастерской монастыря к пятилетию его образования;
  • икона Пресвятой Богородицы Казанская, находившаяся в храме до революции, спасенная в советские годы прихожанкой, долгое время хранившей ее у себя дома, а затем вернувшей икону обратно в храм;
  • икона святого целителя Пантелеимона, имеющая частицу его мощей.

Одной из главных святынь монастыря считается «Неупиваемая чаша» — икона Божией Матери, также написанная к его пятилетнему юбилею. С этой иконой связано большое количество преданий об исцелении от пьянства.

Престольным праздником монастыря является День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи.

Панорама Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря на Google Maps

Как добраться до Свято-Троицкого Стефанова монастыря в Перми

Монастырь находится в Мотовилихинском районе города, добраться до него можно разными способами.

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Площадь Восстания» — находится в 150 метрах от монастыря на улице Соликамская. Здесь останавливается большое количество маршрутов автобусов: № 16, 18, 26, 32, 34, 36, 38, 77, 78, 116, 117, 118, 153, 175, 434, 530, на которых можно доехать до Свято-Троицкого монастыря из разных районов Перми, в том числе пригородных.

Чуть дальше, в 350 метрах от монастыря, на улице 1905 года, располагается трамвайное кольцо, и остановка «Микрорайон Висим», где ходят трамваи № 4, 6, 8, 11.

На автомобиле из центральной части Перми добраться можно по улице Уральская, переходящей в улицу Якова Свердлова, а затем в улицу 1905 года, которая и приведет к монастырю.

Также доехать до Пермского Стефанова монастыря можно на такси, в городе работают мобильные приложения всех основных федеральных служб: Яндекс. Такси, Везет, Uber, Maxim.

Видео о Пермском Свято-Троицком мужском монастыре

Жители ТОС «Юраковский” посетили Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах

0 4 апреля Совет ТОС «Юраковский» города Новочебоксарск совместно с депутатом Новочебоксарского городского Собрания депутатов Сергеем Николаевым организовали для жителей микрорайона паломническую поездку в Свято-Троицкий православный мужской монастырь города Чебоксары.

Рано утром новочебоксарцы выехали на службу в монастырь. После службы отец Зотик показал гостям строения монастыря, рассказал паломникам об истории обители. Паломники узнали, что Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан для проповеди православия среди языческих народов Поволжья.

В 1924 году монастырь был закрыт советской властью, а в 1993 году начал восстанавливаться. Возрождение монастыря проходило быстрыми темпами: восстановили Толгкский храм, Троицкий Собор, стены и угловые башни, сразу же совершили службу с крестным ходом, а затем здесь появились первые насельники. До 2009 года наместником монастыря был игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий. С 25 декабря 2009 года наместником монастыря был игумен Василий (Паскье), а с апреля 2011 года — в сане архимандрита, Священноархимандритом по традиции является правящий архиерей, в настоящее время Высокопреосвященнейший Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский.

В 1582 году монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова до Казина островов, а также в озерах на левом берегу Волги. В дальнейшем владения монастыря расширялись. В 1646 году ему принадлежали деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей. В Чебоксарском посаде располагались 14 дворов монастырских служителей, которые были ремесленниками. В 1678 году монастырь владел 113 крестьянскими дворами в указанных деревнях.
Известно, что настоятелем монастыря с 1582 года являлся архимандрит Иоанникий. Известны также имена настоятелей в 17 веке: игумен Иннокентий (1616), игумен Кирилл (1620-1625), игумен Филарет (1649-1652), архимандрит Иларион (1675-1703).
В «Смутное время» начала XVII века — в крае поднялась мощная волна повстанческого движения. Неурожаи, голод и иноземное нашествие до предела обострили социальные противоречия. С конца лета — осени 1609 года сюда стали прибывать отряды волжских казаков.
В 1609 году монастырь был сожжен и разорен. Настоятель игумен Геласий был убит повстанцами, сброшенный с монастырской колокольни. Вот как об этом пишется в челобитной келаря Чебоксарского Троицкого монастыря Исаии, написанной на имя царя в 1614/15 году: «…как де в смутные годы кузьмодемьянские стрельцы и с чювашею, и с черемисою город Чебоксары взяли, и игумена де их Галасья з башни убили до смерти.»
Первоначально храмы монастыря были деревянными, колокольня находилась со стороны Волги, с севера. В описи от 1763 года упоминается о четырех каменных храмах: Троицкий, Толгской Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позже Петропавловский храм за ветхостью был разобран.
В 1764 году был издан указ Екатерины II о секуляризации церковных земель и разделении всех Российских монастырей на три класса. В результете такой государственной политики, монастырь лишился всех своих владений и деревень и был причислен к 3-му низшему классу. По штату в монастыре положено было иметь 12 монахов.
Во время путешествия по Волге, направляясь в Казань в 1767 году, императрица Екатерина II остановилась в Чебоксарах. Она начала свое знакомство с городом с посещения Свято-Троицкого мужского монастыря. Здесь она участвовала в торжественном молебне отслуженном настоятелем обители архимандритом Хрисанфом. «…1767 год мая 25 дня приближались к городу Чебоксару к третьему часу полудни и стали на якорь; а Ея императорского величества в 9 часу изволила в шлюпке пойти к приготовленной преизрядной столярною работаю пристани, на которой Казанский губернатор, с воеводою того города и множеством окрест живущих дворян ожидал прибытия Ея в препровождении всех взошед Ея величество на гору принята духовным собором под предводительством архимандрита монастыря живоначальные Троицы Хрисанфом, за которым пришлось к животворящему кресту изволила пойти в Соборную монастырскую церковь».
В 1789 году к монастырю была приписана Владимирская пустынь (бывший Сретенский монстырь). В 1791 году, с назначением настоятеля игумена Антония, управлявшего обителью до 1821 года, началось постепенное возрождение монастыря. По Указу императора Павла I в конце 18 века монастырю были даны земли, около 30 десятин и озера для рыбной ловли.
В 1838 году к монастырю приписывается Геронтиева пустынь, располагавшаяся на правом берегу Волги.
Известны настоятели монастыря в 19 веке: архимандрит Самуил (1830-1853), архимандрит Варсонофий (1855-1874), архимандрит Александр (1879-1891), игумен Ермолай (1891-1899).
В конце 19 века при архимандрите Димитрие (1899-1902) обновляется и освящается, пришедший в ветхость Троицкий Собор. Особый след в истории города и монастыря оставил приезд Высокопреосвященнейшаго Арсения, архиепископа Казанскаго и Свияжского в июле 1900 года. Целью приезда владыки было освящение обновленного храма во имя Св. Троицы в мужском монастыре. К приезду уважаемого архипастыря храм был «возобновлен во внутренних своих частях: устроены везде новые полы, стены окрашены масляной краской и расписаны».
В 1902 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Серафим (Павлиненко), который управлял обителью в 1902-1922 годах. Этот почитаемый в народе старец, подвизавшийся около 20 лет на Афоне, своим молитвенным подвигом и примером духовно поднял обитель. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. При монастыре действовала мужская церковно-приходская школа с 73 учащимися, располагавшаяся в отдельностоящем здании вблизи монастыря.
В январе 1918 года, согласно постановлению нового Советского правительства, по распоряжению Чебоксарского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Свято-Троицком монастыре была проведена перепись имущества и капитала с целью их последующей конфискации, что в дальнейшем и произошло.
В том же году, революционно настроенная часть братии, удалила от должности настоятеля отца Серафима. «Вместе с ним был удален и казначей монастыря иеромонах Варсонофий. Произведенное особой комиссией от Епархиального Совета следствие установило полную самочинность и беззаконность действий части братии, и за подобное насилие над настоятелем лишило виновных сана и монашества. Характерно, что уже тогда у власти именно эти сомнительной репутации люди находили полное понимание и постоянную готовность помочь». Архимандрит Серафим правил обителью до мая 1922 года.
Под предлогом помощи голодающим в 1922 году правительство изъяло у монастыря массу ценных богослужебных предметов и икон в драгоценных окладах. Часть из них была передана в новообразованный музей, благодаря чему сохранилась и частично была возвращена в 1990-е годы.
Игумен Вассиан (Шапошников), сменивший отца Серафима в 1922 году, пытается сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года.
29 октября 1924 г. на заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области был рассмотрен вопрос о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Обвиняя религиозную общину монастыря о намеренном сокрытии богослужебных и не богослужебных предметов, а также мотивируя острым недостатком в городе помещений для культурно-просветительских и общественно-политических целей, отсутствием в городе нужды в храмах и прихода в монастыре, а также тем, что «монастырь не является предметом почитания широких и религиозных масс», президиум постановил: «…на основании постановления ВЦИК от 29 марта 1923 года расторгнуть договор от 14 августа 1920 года, заключенный с религиозной группой, монастырь закрыть и богослужебные предметы передать другим религиозным группам или обществам…». Таким образом, теперь окончательно вся собственность монастыря оказалась у государства, в том числе и храмы, а 6 остававшихся к тому времени насельников, разошлись.
Известна судьба насельника монастыря иеромонаха Николая (Танащука), поступившего в Чебоксарский монастырь послушником из Глинской пустыни в 1898 году. Он до конца служил в обители, исполнял должность казначея. После закрытия монастыря в 1924 году, он служил в Чебоксарах в женском монастыре до закрытия последнего в 1929 году и храмах города до своего ареста. В 1940 году он умер в заключении в Алатырской исправительной колонии. Другой насельник родом из Ядринского уезда — послушник Георгий Афанасьев, впоследствии ставший иеромонахом Гликерием, вернувшись из ссылки, снова был осужден и погиб в заключении в одной из колоний Чувашии. Остальные братья, находившиеся в обители при ликвидации, были уроженцами Малороссии, видимо, уехали на родину или в Казань.
В июле 1925 года президиум исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАССР, объясняя «крайней ветхостью и угрозой обрушения», принял постановление о сносе колокольни при бывшем мужском монастыре. В это же время начинается частично и снос монастырских стен.
Отсутствие большого строительства в 1920-1930-х годах и острая нужда в помещениях, по всей вероятности, позволили сохранить здания монастыря, пусть частично перестроенных и содержащихся арендаторами крайне неудовлетворительно.
Постановлением Совмина ЧАССР от 20 декабря 1946 года № 1408 «Об охране памятников архитектуры» был утвержден список, в котором значится Троицкий монастырь. Так, с 1946 года, здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. Вплоть до 1980-х годов, в монастырских кельях, в пристрое церкви Феодора Стратилата, в настоятельских покоях располагались жилые помещения, в 1979-х годах оно было передано Облсовету по туризму, а в 1980-х годах – Министерству культуры ЧАССР.
В 1992 году, правительство Чувашской республики принимает решение передать здания бывшего монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии. В мае 1993 года началось восстановление монастыря, а 30 июля 1993 года священнослужитель Введенского собора г. Чебоксары иеромонах Савватий (Антонов) назначается наместником монастыря. Священноархимандритом обители становится правящий архиерей — архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава.
В июле 1993 года в монастырь пришли первые насельники. На праздник преподобного Серафима Саровского 15 января 1994 года совершилась первая служба с крестным ходом в восстановленном и новоосвященном Толгском храме. Постепенно восстанавливаются Троицкий собор, колокольня, разрушенные стены с угловыми башнями.
Летом 1996 года подняли первый колокол в 59 пудов на вновь отстроенную колокольню.
В том же году, при посещении Чебоксарско-Чувашской епархии, в монастырь пожаловал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Его Святейшество отслужил молебен Святителю Николаю в Троицком соборе.
23 декабря 1996 года, архиепископ Варнава освятил Троицкий собор и, был поднят второй колокол в 75 пудов.
В следующий свой архипастырский визит в Чувашию Его Святейшество совершил в монастыре всенощное бдение.
Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю принадлежат два подворья: одно – в селе Малое Чурашево Ядринского района, другое — в селе Большой Сундырь Моргаушского района. К подворьям приписаны храмы, в которых совершают богослужения иеромонахи — насельники подворий.
На территории монастыря располагается здание Епархиального центра подготовки церковных специалистов.
При монастыре имеется Воскресная школа.
В связи с убытием прежнего наместника Епископа Алатырского Савватия на Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру, 25 декабря 2009 года Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен новый наместник — игумен Василий (Паскье).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *