Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 8 класс.

Задачи: формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности; формировать нравственные идеалы на положительных примерах; умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми; формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма: пресс-конференция.

Организационная подготовка: класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление: «Цветок счастья счастья»; музыкальные композиции.

Плакаты: «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б.Паскаль); «Возвышай себя миром души и красотой чувств!» (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия: Всё, что прекрасно — нравственно. (Г.Флобер)

Что такое нравственность? Оргмомент.

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

  • Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).
  • Нравственность — наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность».

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: «Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

-наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;

-лениться и бездельничать;

-быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

-требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

-лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

-давать пустые обещания, нарушать слово;

-заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;

-наушничать, доносить на товарища;

-малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

-проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;

-употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

-отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;

-молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;

-пустословить, произносить всуе святые имена;

-смеяться над увечными;

-не любить и обижать животных;

-не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

-Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

  • Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)
  • В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

-в озлоблении людей;

-в разобщении по политическим и идейным мотивам;

-в эгоизме (каждый сам по себе);

-в росте преступности;

-в исчезновении элементарной культуры поведения;

-в утрате идеологической и ценностной ориентации;

-в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

  • Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

  • Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

-украсть что-то у соседа по парте;

-съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;

-подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;

-написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1.Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

Нравственно Безнравственно помогать товарищу бросить товарища в беде чтить умерших разорять могилы быть честным лгать и др.

2.Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения. 1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного. 2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста. 4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия. 5) Нравственно то, что ведёт к благополучию. 6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе. 7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим «Цветок счастья», на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной, Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной. Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний. А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый, Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой! Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной. Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

  • По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне».
  • А.П.Чехов говорил: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Факультативы

Учебные программы

Учебные пособия

Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы Православной культуры: учебное пособие. 3 класс. – М.:ПРО-ПРЕСС, 2009

Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Кн. 1. – Москва, 2007

Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Кн.2. – Москва, 2009

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Беглов А.Л, Саплина Е.В. и др. – Москва: Просвещение, 2010.

Методические рекомендации для учителей

Учебно-методические разработки

По благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Слонимского для преподавателей факультативного курса «Основы православной культуры» для учащихся 1-4 классов в Новогрудской епархии разработаны уроки.

Календарно — тематическое планирование курса ОПК

Методические разработки лауреатов конкурса «Кладезь мудрости»

Анашкевич Н.Н., учитель ГУО «СШ№11 г. Лиды», Квест-игра «Под Покровом Пресвятой Богородицы»

Василевская С. И., воспитатель ГУО «Ясли-сад №77 г. Гродно», цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста

Громыко Надежда Викторовна, ГУО «СШ №3 г. Новогрудка», факультативное занятие «Трудолюбие, притчи царя Соломона о трудолюбии, труд, прославляющий Творца.» Презентация

Золотова Алла Николаевна, учитель ГУО «Новогрудская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, трудностями в обучении», факультативное занятие «Пост — праздник души.» Презентация

Клок Наталья Вячеславовна, учитель ГУО «Средняя школа № 11 г. Лиды», Кокош Ирина Владимировна, старшая сестра Сестричества в честь святого Апостола Иоанна Богослова в г.Новогрудке, интерактивное занятие для девушек «Высокое предназначение женщинны». Презентация

Коваленко Елена Михайловна, учитель «Учебно-педагогического комплекса Бакштовский детский сад – средняя школа» Ивьевского района Гродненской области, внеклассное мероприятие «Покров Пресвятой Богородицы»

Кравцова Ольга Андреевна, учитель ГУО «Ельская районная гимназия» г.Ельска Гомельской обл., Конспект урока русской литературы в 5 классе»Если в сердце живет любовь (по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Сураго Тамара Николаевна, учитель ГУО «Валевский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Новогрудского района Гродненской области, факультативное занятие «Чудеса Иисуса Христа»

Андриевская Елена Валентиновна, учитель государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Калинковичи, факультативное занятие «Семья и семейные ценности. Отношение к семье»

Дронченко Елена Петровна, учитель ГУО «Гимназия г. Калинковичи», факультативное занятие «Покров Пресвятой Богородицы. День Матери»

Ботвиновская Марина Павловна, учитель ГУО «Гудевичская средняя школа» Мостовского района Гродненской области, факультативное занятие «Православные традиции отношения к учебе»

Червоная Татьяна Романовна, учитель ГУО «Средняя школа №14 г. Лиды», факультативное занятие «Дела милосердия как осуществление любви к ближнему». Презентация

Городович Людмила Эдуардовна, учитель ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад-средняя школа» Ивьевского района Гродненской области, факультативное занятие «Семья как главная форма реализации личности, как школа любви»

Бычковская Светлана Ивановна, учитель ГУО «Учебно-педагогический комплекс Бакштовский детский сад – средняя школа» Ивьевского района Гродненской области, литературно-музыкальная композиция «Дорога к храму»

Пудиновская Инна Николаевна, учитель ГУО «Кошелевский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа» Новогрудского р-на Гродненской области, классный час «Доброта творит чудеса»

Кравченко Тамара Гавриловна, библиотекарь ГУО «Негневичская средняя школа» Новогрудского района Гродненской области, внеклассное мероприятие «Православные традиции и духовные ценности семьи»

Литература по духовно-нравственному воспитанию

Аннотированный библиографический указатель литературы по духовно-нравственному воспитанию

Презентации

Межпредметные связи при изучении факультативного курса «Основы православной культуры»

О подлинных ценностях в человеческой жизни

Руководителю школы

  • Как открыть православный класс в школе
  • Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию ГУО «Вилейская гимназия № 2».
  • Система работы ГУО «Вилейская гимназия № 2» по взаимодействию с семьей и подготовке учащихся к будущей семейной жизни.
  • Просветительский культурный центр ГУО «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка».

  • Примерные рекомендации по организации методического кабинета по духовно-нравственному воспитанию

  • Инновационный проект ГУО «Гимназия № 10 г. Гомеля» Внедрение модели взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в современной социокультурной среде.»
  • Опыт организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся в ГУО «СШ № 123 г. Минска» (2004-2014 гг.).

Учителю — предметнику

Преподавателю биологии

Трудные вопросы теории эволюции.

Классному руководителю

Материалы для классных часов

  • Герои нашего времени
  • Подготовка к семейной жизни
  • Сквернословие — болезнь души
  • Язык мой — друг или враг?
  • О чистоте речи
  • Как не попасть в ловушку (инструкция по противодействию вербовке в запрещенные организации)
  • 9 принципов общения в соцсетях
  • О красоте настоящей и ложной
  • О счастье
  • О ценности времени жизни
  • О репродуктивном здоровье и традиционных семейных ценностях
  • Введение
  • Выступление психолога
  • Выступление священнослужителя
  • Методические материалы
  • Материалы для родительских собраний
  • Опасные связи
  • Внеклассная работа

Краеведение

Сборник экскурсионных маршрутов «Узнаем Беларусь вместе»

Методические рекомендации по православному краеведению

Материалы по практической генеалогии

1. Духовные основания к изучению генеалогии
2. Библиография по генеалогии
3. Сайты с информацией по генеалогии
4. Схема для создания родовода
5. Семейный альбом

Сценарии

В гостях у Рождественской Ёлочки

Царь Светозар

Слепая принцесса Фавста

И Путь, и Истина, и Жизнь

Пасхальная ночь

Выполнила:

учитель математики МБОУ «Шигалинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики Горбунова Елена Ивановна

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…» предназначена классным руководителям для проведения классных часов. В методической разработке представлена методика проведения классного часа по духовно-нравственному воспитанию.

Сценарий классного часа предназначен для детей 5-6 классов. Он отлично подходит для проведения классных часов ко Дню толерантности. При проведении этого классного часа дети с удовольствием включаются в работу.

Введение

Одним из направлений воспитания является формирование духовно-нравственных качеств личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Данная разработка актуальна, потому что в настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения важна для современного общества. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает процесс воспитания еще более трудным. Сегодня общепризнанным является тот факт, что духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, не беря в расчет человека, его внутреннее состояние и его качества.

Но духовность не бывает спонтанной, а значит, нужна планомерная работа, предполагающая не только личностный, но и системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие этой личности. В связи с этим было разработано мероприятие «Доброту откроются сердца…!», направленное на развитие личности ребенка, духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к саморазвитию.

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в детях творческую активность, духовно-нравственные качества, включает детей и родителей в совместную деятельность, доставляющую радость и удовольствие.

Практическая направленность.

Внеклассная работа помогает увеличивать активность учащихся, помогает развивать коммуникативные умения. У них совершенствуются навыки спонтанной речи, расширяется кругозор. Они научатся использовать свои знания и умения в новой жизненной ситуации.

Основная часть

2.1 Методическое обоснование темы.

Данная методическая разработка написана как одна из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении внеклассных мероприятий.

Цель:

1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

— формировать знания о категориях добра и зла;

— выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

— содействовать формированию дружного коллектива.

Форма мероприятия – беседа с элементами игры

Методы:

— поисковые

— игровые

— Методы воспитывающих ситуаций

Оборудования: аудиозапись песни «Дорогою добра», презентация, притча, кукла из бумаги, карточки с ситуациями, пословицы о доброте, цветы, кирпичики для дома, солнышко, листочки

Конспект классного часа «Добру откроются сердца…»

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

— Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

— А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

Звучит песня «Дорогою добра»

— По какой дороге пошли девушки?

— Как вы думаете, как звали девушку?

— О чем пойдет сегодня речь?

Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согревает душу и будет наш разговор.

Народная мудрость гласит: «Доброта — что солнце»

Как вы понимаете это выражение?

(Доброта – это все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

— Да, солнце всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты”.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, каждый из вас скажет друг другу вежливые слова, которые надо употреблять в нашей жизни по отношению к близким, друзьям, знакомым и даже может тем, кто вам не очень нравится, старайтесь не повторять сказанное другими ( Дети передают солнышко и говорят вежливые слова)

Спасибо, ребята, за добрые слова.

3. Игра «Собери слово»

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Доброта сердце добросердечный

сосед добрососедский

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля добровольный

порядок добропорядочный

желание доброжелательный

4. Работа в группах.

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро, надо делать его правильно».

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

(Приложение 1)

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно

5. Игра «Доктор Айболит»

Учитель: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Поговорим об этом подробнее.

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (приложение 2). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученики называет обидные слова, учитель загибает края куклы, руки, ноги.)

Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

— Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).

— Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)

— Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?

Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень большое значение в жизни человека.

6. «Художники».

1) А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске (приложение 3)

2) Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Я вам предлагаю набор деревьев, на которых написаны слова (приложение 4). Из этих слов выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)

— Какие качества вы выбрали?

3) Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты (приложение 5). Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

— Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:

Добрые слова — корни

Добрые мысли — цветы

Добрые дела — плоды

Добрые сердца — сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась? (светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

— Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?

— В сердце!

— Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!

Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Не стесняйтесь своей доброты и поделись ею со всеми. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.

А в заключении я предлагаю вам, ребята, послушать и спеть песенку про доброту (слова песни лежат на столах у детей) Песенка Фунтика про доброту

Заключение

Совместная деятельность школьников имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности. В этот период у детей формируются такие духовно-нравственные качества как: сотрудничество, взаимовыручка, отзывчивость.

Я убедилась на практике, что развитие духовно-нравственных качеств, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребёнка. Могу с уверенностью сказать, что ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что совместная деятельность по воспитанию духовно-нравственных качеств развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, анализируя ситуации, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

Литература

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. — Воспитание школьников, 2013,№2,с.25-29.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2014 — 336 с./

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками начальных классов.- М.: Школа — Пресс.2012 — 96 с.

4. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. — Кл. руководитель, 2012, №2, с. 96-98.

5. Макарова Б. Уроки сострадания. — Воспитание школьников, 2013,№6,с.42-47.

6. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. — Кл. руководитель, 2013,№3,с.78-91.

Приложение 1

Ситуация 1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал:

«Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Ситуация 3. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Цикл бесед по нравственному воспитанию в ГПД для младших школьников

Рекомендации. С ребятами нужно не только говорить о нравственном, этическом воспитании, но и учить их строить в соответствии с ним свое поведение. Для этого проводить с учениками занятия, на которых нужно учить их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного ее противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец выбирают оптимальный вариант разрешения предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений учеников.

Воспитатель должен создать на занятиях обстановку доверия и непринужденности, научить ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать свое мнение, делать выводы. Важно организовать коллективный поиск нравственного решения.

I. Беседа по рассказу «Марко и Василь».

Воспитатель читает рассказ.

Два партизана-односельчанина — Марко и Василь получили задание взорвать мост. Они пошли к месту разными дорогами. И вот, когда партизаны совсем уже приблизились к цели, их постигло несчастье: почти одновременно они попали в руки немцев. На допросе они отрицали, что знают друг друга. Обер-фельдфебель Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разрядил пистолет и снова зарядил пистолет только одним патроном.

— Так вы оба продолжаете утверждать, — сказал он, обращаясь к партизанам, — что вы забрели сюда случайно, совершенно не знаете друг друга?

Василь неопределенно мотнул головой. Как завороженный смотрел он на пистолет. Лицо его бледнело. А Марко говорил без умолку, чтобы не дать возможность говорить Василю. Он был неуверен в его стойкости.

— Так вот, — сказал Крауз, — я вам сообщаю свое решение. Один из вас может остаться в живых и даже получить свободу. Но для этого он должен убить другого. Но нам все равно, кто из вас кого убьет. Ты его, или он тебя. Выбор предоставляется вам. Но лишь тогда мы поверим, что вы оба невинны.

Обер-фельдфебель Крауз, убийца, насильник, решил позабавить унтер-офицеров.

— Пан комендант, — воскликнул Марко, — так ведь я его даже не знаю. И он меня.

— Тем легче, — сказал Крауз, — тебе будет убить его, или ему тебя.

Василь поднял лицо. Губы его дрожали. Он выкрикнул:

— Это несправедливо.

Крауз встал. Он пододвинул пистолет на край стола и сказал:

— Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нем жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставим наедине. Столкуетесь. Через десять минут мы вернемся. Если вас застанем двух, то повесим обоих. Если одного, мы его освободим.

И, оживленно разговаривая, немцы вышли из комнаты, чтобы наблюдать через окно.

— Да, выход один… — сказал Марко и встал.

— Ты что задумал? Я тебя спрашиваю? Почему ты молчишь?

— Слушай, Василь…

— Назад, — крикнул Василь, — не подходи к пистолету.

— Василь, успокойся, поговорим по-братски…

Василь закричал:

— Не убивай. Это неправильно. Ты не имеешь права меня убивать. За что? Молю тебя…

— Молчи. Срам. Они же тебя слышат. Не марай чести партизана. Стыдно себя показывать трусами перед немцами. Лучше умереть. Есть выход, — сказал Марко. — Пусть товарищи скажут: «Хоть Василь и Марко мост не взорвали, но зато они другое доброе дело сделали».

— Какое же? — нетерпеливо спросил Василь.

Марко шепнул ему на ухо несколько слов.

За окнами немцы начали терять терпение. Крауз толкнул дверь и вошел в хату, сопровождаемый остальными.

— Вас еще двое? — крикнул он. — Не можете ни на что решиться, вы, трусливые твари?

— Нет, мы уже решились, пан комендант, — сказал Василь.

Он поднял пистолет и выстрелил обер-фельдфебелю в лицо. Крауз рухнул мертвым на пол.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы оцениваете поведение участников данного события?

2. Какие черты характера проявились у партизан?

3. А как бы вы поступили на их месте?

II. Беседа по рассказу «Суд идет».

Воспитатель читает.

Директор продовольственного магазина сообщил в школу, что задержан ученик Валерий Чернов, укравший сто граммов конфет. Если бы классному руководителю сказали, что задержан Ваня, Олег, Вадим, Володя, он бы возмущенно воскликнул: «Это невозможно!». Но Валерий Чернов… О нем классный руководитель не решался сказать вполне твердо: «Чернов не может украсть». Директор школы позвонил родителям. К телефону подошел сам Валерий. Он сообщил, что из дома не выходил. Снова позвонили в магазин. «А мы его уже отпустили, — сказали там, — чего держать, фамилия, школа известны, да и всего-то сто граммов конфет…».

Назавтра «делом Чернова» в школе занялся суд чести и совести, созданный при совете школы. Через несколько дней ребята установили, что конфеты украл ученик 8 класса Аркадий Гречкин. Валерий Чернов как-то дал ему тетрадь свою по математике и Гречкин, предъявив в магазине эту тетрадь, назвал вместо своей фамилии фамилию Чернова и подписал его фамилией акт о краже.

Аркадий категорически отрицал свою вину. Исключить его из школы за месяц до экзаменов в 8 классе? Оставить в школе, простить? Педсовет решил предоставить судьбу Гречкина на рассмотрение суда чести и совести.

Вопросы для обсуждения:

1. Представьте, что ваш класс и есть суд чести и совести, который рассматривает «дело Чернова». Какое решение примет суд? Обоснуйте принятое решение.

2. Какие черты характера Аркадия в этой истории проявились?

III. Беседа по рассказу «Трудный вопрос».

Воспитатель читает.

В этот день у нас был диктант. После школы я сделал уроки, а потом пошел к Шишкину. Его мама уже вернулась с работы. Шишкин увидел меня и стал делать какие-то знаки: прижимать палец к губам, мотать головой. Я понял, что мне нужно о чем-то молчать, и вышел с ним в коридор.

— Ты не говори маме, что я не был сегодня в школе, — сказал он.

— А почему ты не был? Что тебе в больнице сказали?

— Ничего не сказали.

— Почему?

— Да там врач какой-то бездушный. Я ему говорю, что я болен, а он говорит: «Нет, ты здоров». Я говорю: «Я сегодня так чихал, что у меня чуть голова не оторвалась», а он говорит: «Почихаешь и перестанешь».

— А может быть, ты и на самом деле не был болен.

— Ну, конечно, не был.

— Зачем же ты в больницу пошел?

— Ну, я утром маме сказал, что болен, а она говорит: «Если болен, то иди в больницу, а я больше не буду тебе в школу записок писать, ты и так много пропустил».

— Зачем же ты сказал маме, что болен, если вовсе не болен?

— Ну, как ты не понимаешь? Ведь Ольга Николаевна сказала, что сегодня будет диктант. Очень мне интересно опять получить двойку.

— Что же ты теперь будешь делать? Ведь завтра Ольга Николаевна спросит, почему не был в школе?

— Не знаю, что и делать? Я, наверное, и завтра не пойду в школу, а если Ольга Николаевна спросит, то скажи, что я заболел.

— Слушай, — говорю я, — ведь это глупо. Лучше ты признайся маме и попроси, чтобы она написала записку.

— Мама сказала, что больше не будет писать записки, чтобы я не приучался прогуливать.

— Что же, — говорю я, — ты и завтра не пойдешь, и послезавтра? Скажи маме, она поймет.

— Ну ладно, я скажу, если хватит смелости.

На следующий день Шишкин снова не пришел в школу, я понял, что у него не хватило смелости признаться маме. Ольга Николаевна спросила меня о Шишкине…

Вопросы для обсуждения:

1. Как бы вы поступили, если бы Шишкин был вашим другом, и вопрос учителя был обращен к вам?

2. Можно ли оправдать ложь Шишкина? Почему?

3. Вы согласны с мнением, что «Тайное всегда становится явным»?

IV. Беседа по рассказу В. Воробьева «Мама» о доброте и отзывчивости.

Воспитатель читает.

Накрывая утром на стол, мама сказала:

— Что-то не хочется есть, завтракай тут сам, — и ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:

— Холодно как… Не протопить ли еще печь?

— Топи, — буркнул Павлик, не поднимая головы от книги.

Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню.

Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами. Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла, не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:

— Нездоровится. — И зябко повела плечами. — Прилечь, что ли?

— Приляг, — машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.

Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу. От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу — слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.

Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.

— Вот угораздило не вовремя расклеиться, — ворчала она, — конец месяца, отчет… Напутают все там без меня…

Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому. У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.

Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящик. Мужчина, кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павла. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

— Тише, тише, пожалуйста, — услышал Павлик голос соседки Нины Пертовны. Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.

— Павлуша пришел? — тихонько произнесла мама. — Накормите его.

Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к ней, к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

— Ты с ума сошел? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню.

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он

стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

— Мама выздоровеет? — спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.

— Может, и выздоровеет, — помедлив обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз

упрекала маму: «Балуете вы Павлушу, барином растет. Для него дров принести — физкультура, а вы все сами…».

А Павлику она говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет…».

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

— Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь.

Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примиряюще:

— Поди поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула.

Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

— Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама.

Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.

— Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким показан Павлик вначале рассказа?

2. Что заставило Павлика задуматься над своим поведением?

3. Можно ли заметить общее в поведении Павлика и Борьки и рассказа «Бабка» В. Осеевой? Что?

V. Беседа по рассказу Н. Василенко «Мостик» о товариществе и дружбе.

Воспитатель читает.

Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то

поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:

— Эй, конопатый, ты это видел? — И покажет кулак Диме.

А Дима в ответ:

— А сколько вас, жуков, на кило идет? — Тоже кулаком грозится.

Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу, но шагнуть дольше не решались.

Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и светлым после дождя, и как все заблестело под солнцем. Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руках большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты — камнем? Хо-ро- шо!». Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, — подумал Гриша, — и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича. Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту сторону, смотрели на них и ждали. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:

— А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, помирились ли мальчики?

2. Почему рассказ назван «Мостик»?

VI. Беседа по рассказу М. Водопьянова «Один за всех, все за одного».

Воспитатель читает.

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.

Однажды домой пришли Левины товарищи.

— Почему Лева не ходит в школу? — спросили они у мамы слепого мальчика.

— Как же он будет ходить? — удивилась та.

— А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!

— Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

— А мы поможем, всем классом поможем! — твердо заявили ребята. И они помогли.

Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было видно случая, чтобы Лев не выучил заданного.

Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась еще больше. Он научился писать пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом сквозь узкую длинную щель в картоне, чтобы не прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пар — глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой на каток и в театр, па концерты и на лекции.

С помощью верных друзей Лев с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты во всем помогали юноше, который ничего не видел. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы помогаете друг другу?

2. Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, и все за одного».

Рекомендуем посмотреть:

Беседа о вулканах для детей

Беседа «Из чего пекут хлеб», 2 класс

Познавательная беседа в начальной школе. Воздух и его свойства

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский

Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», 2 класс

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *