Слово приход

Слово приход английскими буквами(транслитом) — prikhod

Слово приход состоит из 6 букв: д и о п р х

Значения слова приход. Что такое приход?

Приход

Приход – община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

«Церковный приход» и «церковная община» — в чём разница?

Устав Русской Православной Церкви. Приход (канонические основания) протоиерей В. А. Цыпин. Куда приходят прихожане? прот.

Православная энциклопедия "Азбука веры"

Приход, церковный округ населения, имеющий особый храм с причтом, кот. в древнейшее время избирался прихожанами. Церковный П. (parish) в Англии, с начала XVI в., низший административный округ и низшая самоуправляющаяся единица…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

ПРИХОД — низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния.

Большой энциклопедический словарь

Приход (parish), низшая церк.-адм. единица в Англии. В 7-8 вв. региональные церкви (минстеры, "minsters") основывались и обслуживали группы священников, к-рые руководили большими общинами верующих (соответствовавшими 5-15 позднейшим П.).

Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история

Приход объединение прихожан одной церкви во главе со служителями, священниками. В приходе проводится религиозное просвещение, религиозное освящение и исполнение церковного порядка.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

ПРИХО́Д — сообщество христиан определ. конфессии, проживающих в пределах определ. территории, на к-рой располагается церковь, именуемая приходской. Иногда П. внутри конфессии формировался по нац. признаку…

Гуманитарный словарь. — 2002

ПРИХОД — обобщенный термин, характеризующий величину поступления товаров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени.

Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь

ПРИХОД — обобщенный термин, характеризующий величину поступления това-ров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 1999

ПРИХОД — величина поступления товаров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени. Используется преимущественно в практике учета денежных и материальных ценностей.

Словарь экономики и права. — 2005

ПРИХОД — низш. церк.-адм. единица в христианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих. В Рус. правосл. церкви П. возглавляет церк. совет, избираемый на общем собрании верующих из мирян.

Атеистический словарь. — М, 1986

Приход Юри

Приход Юри(эст. Jüri kihelkond, нем. Kirchspiel Matthias in Harrien) — историческая административно-территориальная единица Эстонии входившая в состав исторической области Харьюмаа. В состав прихода входило 11 мыз — в том числе 1 мыза-церковь…

ru.wikipedia.org

Приход Кейла

Приход Кейла (эст. Keila kihelkond, нем. Kirchspiel Kegel in Harrien) — историческая административно-территориальная единица Эстонии входившая в состав исторической области Харьюмаа. В состав прихода входило 38 мыз — в том числе 1 мыза-церковь…

ru.wikipedia.org

Приход Куусалу

Приход Куусалу (эст. Kuusalu kihelkond, нем. Kirchspiel Kusal in Harrien) — историческая административно-территориальная единица Эстонии, входившая в состав исторической области Харьюмаа.

ru.wikipedia.org

Дворовый Большой приход

Дворовый Большой приход в последней четверти XVI в. центральное финансовое учреждение Московского государства, ведавшее доходы государственные и выделившееся из московского Большого Дворца, сосредоточившего в себе доходы дворцовые.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Дворовый Большой приход, в конце XVI в. центральн. финансовое учреждение Моск. государства, заведовавшее госуд. доходами; он отделился от приказа Большого дворца.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Русский язык

Прихо́д, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова приход

Интересно, что это был второй приход данных баскетболистов в поволжский коллектив.

Но приход Морозова, у которого есть победный дух, должен сыграть армейцам на руку.

"Барселона" предостерегла "Челси": приход Моуринью станет катастрофой Globallookpress Globallookpress.

Насколько приход иностранных инвесторов повлиял на развитие местного бизнеса?

Зимой судьба Арсенала висела на волоске, но приход нового инвестора спас клуб.

А ведь Дикань сам харьковчанин, и его приход может прилично усилить вратарскую позицию.

Это уже второй приход уроженца Нижнего Тагила в ряды татарстанской дружины.

ПРИХОД И ПРИХОЖАНИН В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА.

Протоиерей Максим Козлов – член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам приходской жизни и приходской практики, автор книги о жизни современного прихода «Клир и мир», настоятель домового храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете, рассказал о том, что значит сегодня быть членом церковной общины, и какие проблемы встают как перед клириками, так и перед новоначальными и многолетними прихожанами современных православных храмов.

Приход приходу рознь, или о свободе выбора храма

Очевидно, что в разных храмах складываются разные приходы, но едва ли неподготовленному человеку сразу очевидно, на каких принципах строится эта разность. Поскольку разговор происходит в Москве, докладчик сознательно не касался сельских или других нехарактерных для мегаполиса случаев. Однако разными приходы были всегда и везде, в том числе до революции. В Синодальную эпоху, например, приходы были двух типов. Абсолютное большинство составляли приходские храмы, куда люди ходили по факту проживания около них. «В XIX столетии каждый человек был приписан к своему приходу – это непривычно для нашей сегодняшней психологии: молиться не в каком храме хочешь, не куда сердце повело», — подчеркнул протоиерей Максим Козлов. В храмах велись метрические книги, делались записи о крещениях, венчаниях и т.п. Никто не запрещал посетить другой храм, например в престольный праздник, но абсолютное большинство людей под приходской жизнью понимало посещение ближайшего к дому храма.

Вторая форма прихода в императорской России – ведомственные, домовые храмы при министерствах, тюрьмах, больницах, гимназиях, университетах. В храме при Московском университете, например, приход составляли профессора, преподаватели и студенты Университета. Например, там все они должны были получать справку о том, что были исповеди, и Гоголя как почетного профессора отпевали именно в храме при Университете.

Остальные типы приходской жизни были мало распространены, хотя были люди, которые ходили в монастырские храмы, были места общего почитания и паломничества.

Ситуация решительно изменилась после катастрофы 1917 года. Церковь лишилась юридического лица, недвижимости, права ведения записей актов гражданского состояния и многого другого. Двадцатка, необходимая для регистрации общины и существования храма, составлялась из тех, по кому менее всего могла ударить принадлежность к религиозной организациям, да и самой власти было спокойнее видеть в Церкви только стариков и пенсионеров. Зато люди стали свободно выбирать храм – чаще всего ездить куда-то, где их не знают, чтобы избежать последствий на работе и санкций от государства, или выбирать пастыря.

Теперь два типа приходов – отдельные юридические лица и подворья (патриаршие или архиерейские). Подворья государство рассматривает как «филиал» епархиального учреждения. В таких храмах нет приходского совета и приходского собрания, а есть назначенные по представлению настоятеля труженики. Заметим в скобках, что многие люди могут годами ходить в храм и не задумываться о том, есть ли в нем приходское собрание.

 

Внутренний строй приходской жизни

Сегодня между приходами есть разница, заметная с первого взгляда даже впервые пришедшему в церковь. В Москве приходы в спальных районах заметно отличаются от церквей, расположенных в центре. В спальных районах храмы часто настолько переполнены, что нет ни возможности подробной исповеди, ни внебогослужебного общения священника с прихожанами. Церквей в пределах Садового кольца гораздо больше, и люди приезжают в центр города, «выбирая храм по разным, но всегда личностным критериям», — подчеркнул настоятель домового храма при МГУ, где община состоит в значительной мере из студентов и выпускников, но далеко не только из них. Кому-то нравится, как в том или ином храме поют, кому-то — как проповедуют, у кого-то друзья туда же ходят, кому-то батюшка нравится строгий, а кому-то снисходительный. Такую вариативность протоиерей Максим Козлов оценивает позитивно, подчеркивая, что определенные тенденции и проблемы важны для любого прихода.

«Главным на любом приходе должна быть Евхаристия. Никакие другие виды активности (социальной, благотворительной, молодежной, миссионерской и пр.) не могут значить для жизни прихода больше, чем богослужение. Не дай Бог этому сместиться в сознании прихожан или тем более клириков», — подчеркнул настоятель Татьянинского храма. Нельзя отменить всенощную ради сколь угодно полезного собрания, нельзя пойти на какое бы то ни было мероприятие вместо Литургии.

Часто или редко причащаться?

Сегодня много и многими обсуждается вопрос о ритме причащения, о желательной частоте или редкости и о приготовлении к причащению.

Синодальная практика установила минимальную частоту причащения, «но минимальное, как часто бывает, стало восприниматься как норма», и решительное большинство людей XIX века причащались раз в год — Великим постом, а самые благочестивые – многодневными постами и в день Ангела. «Но и в Синодальное время были святые, которые призывали православный народ причащаться чаще – это и Серафим Саровский, и Оптинские старцы, и старец Алексий Мечёв, и протоиерей Валентин Амфитеатров, и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сегодня большинство постоянных прихожан наших храмов причащаются от 1-2 до 3-4 раз в месяц. «Это зависит и от самого человека, и от благословения духовника, и от традиций того или иного прихода», считает протоиерей Максим Козлов. Более интенсивный ритм церковной жизни в ХХ веке, по его мнению, объясняется тем, что если в XVIII-XIX веке в значительной мере сам уклад жизни располагал человека (по крайней мере не из высшего света) соотносить свою жизнь с Евангелием, то сегодняшняя секуляризованная жизнь полна искушений, а значит, не предполагает для христианина столь долгого интервала от причастия до причастия. «Ведь неслучайно значительно более частое причастие утвердилось в нашей Церкви именно в эпоху гонений – в разных частях церкви разными иерархами и священниками было осознано, что миряне должны приступать к Чаше чаще. Это укрепляло людей к тому, чтобы жить в тяжелейшие для христиан 20-30-е годы.

Куда приходят прихожане?

В наше время нет видимых гонений, но дух и дискурс общественной жизни таков, что человеку невозможно устоять без регулярного понуждения себя к исповеди и причастию», — поясняет настоятель университетского храма.

Как сегодня готовиться к причастию?

Вопрос, как ни странно, остается дискуссионным, хотя далеко не нов. В большинстве существующих руководств подготовка к причастию описана так, как она имела место в Синодальную эпоху при редком причащении. Например, Наташа Ростова в «Войне и мире», когда говела, ходила на все богослужения каждый день в течение одной из недель Великого поста.

Накануне причащения, причем не на богослужении, совершалась исповедь. «Такое говение, действительно, было очень строгим, предполагало весьма жесткое стеснение жизни. Если сегодня так будут говеть люди, кто причащается хотя бы пару раз в месяц, то у них вся жизнь будет говением с редкими промежутками», — констатирует протоиерей Максим Козлов.

В любом случае, как бы ни корректировалась практика подготовки к причастию для того или иного человека, должны соблюдаться общие требования, в первую очередь внутренние. Нельзя причащаться, если человек пришел не для того, чтобы соединиться со Христом, а по совету жены, мамы или бабушки — исполнить церковный обряд, чтобы сделать им приятное. «Соответственно, церковные люди не должны побуждать близких пойти на исповедь и причастие ради того, что они их любят, что так положено, что иначе церковным родным за них неспокойно. Ко Христу и таинству Евхаристии надо идти ради Христа и ради таинства Евхаристии, а не ради косвенных, пусть важных и положительных побуждений», — напоминает священник.

Человек, отделивший себя от Церкви совершением тяжких грехов или уклонением в раскол или ересь, должен, прежде чем причащаться, воссоединиться в Церковью в таинстве покаяния. При этом сегодня во многих, особенно переполненных людьми приходах существует институт общей исповеди в том или ином виде (чаще всего кающемуся дается возможность сказать два-три слова после беседы, проведенной  священником для всех, и получить разрешительную молитву). «Это может подходить церковному человеку, недавно причащавшемуся и не совершившему с тех пор смертных грехов, но не новоначальному, который или подходит в первый раз, или на душе у него еще не изжитые и не высказанные тяжкие грехи. Такому человеку нужно искать возможности индивидуальной тщательной исповеди».

Кроме того, люди нередко забывают, что нельзя приступать к Чаше, держа на кого-либо злобу. Об этом говорит Сам Господь, но часто верующие «каются в нарушении формальных правил, а неприятие других людей оставляют за скобками».

Внешняя подготовка к причастию предполагает пост. Сегодня говение естественно расходится с руководствами синодального времени, сокращается до 2-3 дней, и эта норма достаточно индивидуальна. Есть дни и периоды, например, на Светлой седмице или на Святках, когда пост вообще запрещен Уставом Церкви. Когда вся Церковь ликует, человек не должен устраивать себе самочинного поста и сосредотачиваться на собственной греховности. «Пожалуй, одна категория людей может быть возбраненной от причастия на Святки и на Светлой: те, кто сознательно не желал поститься в Рождественский или Великий Пост, имея в виду, что они без труда причастятся тогда, когда поститься нельзя, а подробно каяться не время», — считает протоиерей Максим Козлов.

Исповедь – самостоятельное  таинство или допуск к причастию?

«В нашей церковной жизни исповедь и причастие соединены, и на сегодня никому не следует это самочинно отменять, — предостерегает докладчик, — но эта практика является уникальной». В Синодальную эпоху обязательная Исповедь перед причастием была установлена в силу редкости причащения, так как раз в год иметь дерзновение подойти к Чаше без исповеди было бы невозможно. В Древней Церкви, когда причащение было более частым, обязательной исповеди перед этим не было.

 

В грекоговорящих церквях священник, чаще в монастыре, после подробной исповеди дает воцерковленному мирянину благословение причащаться на протяжении определенного времени в случае, если он не делает тяжких смертных грехов.

Подобную практику, считает протоиерей Максим Козлов,  перенести на сегодняшнюю реальность нашей Церкви нельзя. «На каждом богослужении есть некоторое количество неизвестных священнику людей, может быть, впервые зашедших. Если эти люди прочитают в газетах, что в Русской Церкви введено новое правило, оставляющее исповедь на усмотрение самого человека, начнется недопустимая профанация таинства причастия», — предостерег докладчик. Другое дело, что формы благословения на причащение могут быть различными. В иных случаях это может быть прочтение разрешительной молитвы, в иных – именно благословение причаститься, без разрешительной молитвы.

Что и насколько подробно исповедовать приходскому батюшке?

На сегодня характер устойчивой традиции приобрело исповедание мысленных грехов, пришедшее из греческой практики. Но еще святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал, что мирянам это не требуется обязательно, и может быть даже неполезно и им, и принимающим такую исповедь священникам.

В некоторые эпохи принимать исповедь имел право не каждый священник, на это выдавалась особая грамота от архиерея. Такая практика есть и сегодня в грекоговорящих церквях. «Об этом можно подумать и для нашей реальности, особенно имея в виду общее снижение ставленнического возраста. Иные семинаристы в 21-22 года уже оканчивают духовное образование. И понятно, что притом что Благодать Божия, как мы говорим в Таинстве Священства, немощная врачует и оскудевающая восполняет, такой молодой человек тем не менее не приобретает дара рассудительности, духовного опыта, несмущаемости теми грехами, о которых он часто сам только из исповеди узнает, и не может оказаться духовным руководителем для тех, кто к нему обращается», — указывает докладчик.

Следует также разделить понятия принятия исповеди и духовного руководства. Первое должны совершать все священники, поскольку духовно опытных пастырей объективно не хватит для всех приходов. «Однако благословение на духовное руководство могло бы выдаваться священноначалием, скажем, лет через десять служения у Престола, когда накапливается и пастырский опыт, и житейская опытность», — предлагает отец Максим. При этом у конкретных прихожан и батюшек «отношения духовничества не приказом устанавливаются, а вырастают из жизни, как усыновление. Этого нельзя требовать, но если это Господь дает, то нужно благодарно запомнить».

На первой исповеди взрослому человеку, например, протоиерей Максим Козлов рекомендует «не увлекаться рассмотрением помыслов, а год за годом вспомнить грехи поступком – и начать с них, а иначе можно и в неделю не кончить». При этом на любом этапе воцерковления исповедь не должна быть настолько краткой, чтобы за краткостью скрывался смысл содеянного, но и не настолько подробной, чтобы за подробностью терялось главное.

Как стать членом общины

Что делать, если регулярно посещая службу, чувствуешь себя чужим в общине, — спросили настоятеля домового храма при МГУ слушатели курсов. «Не жди, что к тебе первыми проявят интерес и дадут апельсинов, — найди, чем ты в этом приходе можешь быть полезным. Проще всего коммуникация осуществляется через совместное дело», — советует настоятель университетского храма. Впрочем, иногда складывается «неправильный» тип общины, когда людям на приходе «так хорошо вместе, что новых людей они не хотят, или хотят людей только определенного типа». Но тогда — надо просто искать другой приход.

Чем же человек может быть полезен на приходе? «Прежде всего тем, что он там молится», — уверен протоиерей Максим Козлов. Это прежде всего, это главное и доступное для всех. Не для всех доступны и полезны те или иные виды внебогослужебной активности. Можно помогать в административной, катехизаторской, социальной жизни прихода, можно петь песни под аккордеон, утешать общением престарелых. «Иной раз не обязательно включаться в какую-то деятельность. Можно просто, если у вас хорошая дружная семья, позвать кого-то из прихожан вашего храма в гости, просто познакомиться, посидеть у камелька, — советует отец Максим. — Быть на приходе – не означает особенной обязательной деятельности, слава Богу – приход не комсомол».

Также в своей лекции протоиерей Максим Козлов коснулся обсуждаемых ныне на высоком церковном уровне вопросов о формах обязательной катехизации для взрослых – «как сделать так, чтобы катехизация помогла сознательно входить в церковную ограду, но не стала барьером между желающими креститься людьми и Церковью». Было затронуто и отношение к Таинству Брака. «Сегодня епархиальные управления засыпаны бумагами от людей, которые повенчались, потому что в какой-то момент стало принято венчаться, а теперь испытывают дискомфорт оттого, что их гражданский брак расторгнут, а церковное благословение над ними висит». Для постепенного решения этой проблемы важно в последующем допускать к Венчанию только сознательно верующих и имеющих намерение строить семью по заповедям людей. «Иначе таинство венчания, взятое изолированно от остальной церковной жизни, налагает ответственность, с которой люди часто не справляются», — предостерегает протоиерей Максим.

Лекторий, организованный совместно Школой молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи Свято-Даниловского монастыря и домовым храмом св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, работает уже четвертый год (ранее встречи проходили в Политехническом музее). Основная аудитория  — воцерковляющиеся московские студенты, молодые прихожане храмов, все те, кто еще не стал прихожанином, но уже ищет ответы на вопросы о вере, Церкви и христианской жизни. В новом сезоне уже состоялись встречи с председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, профессором МГИМО Андреем Зубовым, актером и музыкантом Петром Мамоновым. Также планируются лекции игумена Филиппа (Рябых), игумена Петра (Мещеринова). Постоянно читается курс по Священному Писанию.

www.taday.ru

Что такое церковь, храм, приход, монастырь?

Что такое приход, его значение в жизни христианина

Приходская церковь

Второй, кроме кладбища, центр деревни — церковь. Церковь, не только в деревне, но и в городе, как правило, была центром еще одной важной ячейки — прихода. При­ходская структура установилась только в XIII веке, но все связанные с ее становлением проблемы, которые бу-

IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 87

дут решаться между XI и XIII веками, чаще всего уже существовали и в деревнях XI века. Первая из них — это проблема территорий. Разграничение городских кварталов и сельской местности по приходам было весьма деликат­ным вопросом. В деревне церковь естественным образом брала на себя все функции прихода, то есть вокруг нее складывалась группа верующих под руководством священ­ника, который становился священником приходским. С при­ходом были связаны некоторые права, например право верующего исповедоваться и причащаться, право священ­ника взимать церковные сборы. Исповедь и причащение — это право членов прихода, но одновременно они стано­вятся монополией прихода; таким образом, жители деревни на протяжении всей жизни изо дня в день остаются в тесном контакте с приходской церковью, своим священ­ником и другими прихожанами.

Высшие слои общества: дворянство

В группе сеньоров после тысячного года выделяется и утверждается высший слой — дворянство. Дворянство ассоциируется с властью, богатством, но в первую оче­редь определяется кровью, наследственностью. Это при­вилегированный класс, и он старается подчеркнуть свое положение, в том числе особым поведением в социальной и религиозной жизни — широкими жестами. Благодеяния, адресованные отдельным людям, а чаще религиозным об­щинам, монастырям, святым, — принципиальная черта по­ведения дворянства.

Откуда же взялось дворянство? По мнению одних, оно выросло из общественного уклада Древнего Рима, другие считают, что знать зародилась в Средневековье, выделив­шись из группы свободных людей, которая и сама по себе являлась элитой общества.

Во всяком случае, на всей территории Запада в Сред­ние века формируется высший слой, который, по выраже­нию Леопольда Женико (Genicot), «гордится своим древ-

Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 219;

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть III. Органы церковного управления
Приход в Русской Православной Церкви

Приходы в синодальную эпоху

В синодальную эпоху положение радикальным образом меняется. Значение выборного начала при замещении вакантных церковных мест постоянно снижалось на протяжении XVIII столетия, и концу века практически сошло на нет, было сведено к выяснению мнения "лучших прихожан" о нравственных качествах ставленника, его добропорядочности. Выбор же ставленника, чаще всего из числа выпускников духовных школ, принадлежал самому епископу.

В XIX веке устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий, изданным в 1841 году (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 г.), а также такими документами, как Инструкция благочинным церквей, в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г; Инструкция церковным старостам 1888 г., переизданная в 1890 г; Инструкция настоятелям церквей, утвержденная Синодом в 1901 г.; и рядом отдельных Указов Синода.

Согласно этим законоположениям, учреждение и закрытие приходов являлось в Россия прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею.

Приходской притч обязан был вести списки наличных прихожан. В приходах велись метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти прихожан. За исключением случаев крайней необходимости, каждый прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к своему приходскому священнику.

По определению, содержащемуся в Консисторском Уставе, приход состоит под пастырским руководством приходского священника, настоятеля и главы прихода, которого назначает и поставляет епархиальный архиерей, являющийся представителем епископской власти в границах прихода. Полномочия священника по управлению приходом изложены в ставленнической грамоте. Прочтение этой грамоты благочинным в собрании прихожан рассматривалось как акт введения новопоставленного священника в отправление его служения.

Богослужение священник совершает на престоле или антиминсе, освященном архиереем; проповедь слова Божия он ведет под цензурой местного благочинного или особо назначенного цензора. В случаях возникновения недоразумений священник для их разрешения обращался к архиерею (прежде всего в случаях присоединения к Православию раскольников и инославных или иноверцев, а также заключения браков между православными и инославными, наложения епитимий). В отчете епископу приходской священник должен был представить сведения об исповедниках и причастниках, особо указывая тех лиц, которые и после увещевания не исполняли своего долга исповеди и Причастия в течение 2 или 3 лет.

Перемещение священников с прихода на приход допускалось лишь при весьма уважительных обстоятельствах, а без согласия самого священника — в исключительных случаях. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря возможно было лишь в крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжело больного). Совершивший требу в чужом приходе делал записи об этом в своих метрических книгах и передавал сведения о требе пастырю того прихода, где она была отправлена. В чужом приходе священник мог совершать требу лишь по распоряжению епископа или по просьбе местного настоятеля (в случае его болезни или отсутствия).

Помощниками приходского священника являлись диакон и низшие клирики. По штатам 1885 г. во всех епархиях, кроме западных и закарпатских, в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщик. Если при приходской церкви состояло два или три пресвитера, то в притч (его составляют все клирики прихода) входило столько же диаконов и псаломщиков.

Неотъемлемую принадлежность прихода составляет приходской храм. В случае его разрушения или ветшания благочинный обязан был внушить прихожанам, чтобы они немедленно приступили к строительству нового храма. Храмы строились на местные средства, но в случае нужды они могли быть построены и на средства из государственной казны или из казны Синода. На клире и прихожанах храма лежала обязанность содержать его в надлежащем состоянии. Кроме приходского храма в приходе могли быть также молитвенные дома в отдаленных местах, откуда трудно добраться до приходского храма) и часовни. Домовые церкви разрешалось устраивать в домах особо почтенных лиц, находящихся в преклонных летах или болезненном состоянии. После кончины лица, которому дозволялось иметь домовую церковь, она закрывалась, и церковная утварь не переходила в собственность наследников, а поступала в приход. При открытии новых приходов прихожане брали на себя обязательство устроить церковный дом для причта.

С 1880 г. в ведении приходских священников находились церковно-приходские школы и школы грамотности.

В каждом приходе из числа прихожан избирался староста. Старостой следовало избирать человека особо благочестивых правил. Должность старосты введена Указом 1721 г. Поначалу его единственной обязанностью была продажа свечей. Впоследствии в обязанности старосты вошло хранение церковных денег и всех вообще церковных средств. Старосте поручалось от лица прихожан следить за сохранностью приходского имущества, но он не имел права распоряжаться церковными денежными средствами, а расходуя их, обязан был беспрекословно повиноваться архиерею. Во всех своих действиях староста находился под наблюдением и контролем причта. По государственным законам церковные старосты имели ряд привилегий. Если старосты были лицами податных состояний, то они освобождались от податей. Избирались старосты сроком на 3 года.

Попечение об увеличении церковного имущества, о правильном вознаграждении клира, о содержании приходских благотворительных учреждений возлагалось на приходские попечительства. Члены попечительства избирались прихожанами на определенный срок.

Слово приход

Непременными членами попечительства состояли священник и церковный староста. Председатель попечительства избирался из самых почтенных прихожан. Действия попечительства контролировались епархиальной властью.

В процессе подготовки Поместного Собора, которая началась в 1905 г., вопрос о приходах вызвал особенно острую дискуссию. Он обсуждался и в Предсоборном Присутствии, и в церковной печати. Не простым делом оказалось даже сформулировать само определение прихода. Известный канонист профессор И.С. Бердников предлагал такую формулу: "Церковным приходом в Православной Церкви называется община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику" . Профессор А.И. Алмазов писал: "Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа, для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания верующих под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме" . По формуле А.А. Папкова, "приход в составе клира и мирян есть особая церковная в зависимости от епархиального епископа община с правами юридического лица" . Профессор П.В. Знаменский предложил такое определение: "Православный приход представляет собою территориальную церковную общину, соединенную около своего храма и имеющую для удовлетворения своих религиозных потребностей своих собственных священно-церковно служителей" .

В результате дискуссии в Предсоборном Присутствии было дано такое определение прихода: "Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме" .

Принято было особое положение и относительно имущества православного прихода: "Православная Российская Церковь является собственником всего церковного, причтового и приходского имущества. В приходах же заведывание местным приходским имуществом вверяется приходу как юридическому лицу, состоящему из причта и прихожан местного храма, находящихся в канонической зависимости от местного епископа" . Вынесение этих двух определений явилось главным результатом обсуждения приходского вопроса в Присутствии. В 1908 г. по приходскому вопросу созывается особое Присутствие, в котором разрабатывается новое положение о приходе.

    Страница сгенерирована за 0.09 секунд !

    Я слышал об одном случае. Прихожане одной церкви были очень недовольны своим священником. Наступил момент, когда члены церковного совета решительно сказали священнику: «Вы должны оставить нас».

    Священник сказал: «Дайте мне еще один шанс, только один шанс, и если после этого вы будете настаивать, я уйду».

    Поэтому в следующее воскресенье весь город собрался в церковь, чтобы посмотреть, что теперь, когда у него остался только один шанс, будет делать священник. Они никак не ожидали, они не могли и предполагать, что в этот день им будет прочитана такая прекрасная проповедь. Они никогда не слыша­ли ничего подобного.

    Удивленные, восхищенные, довольные, после окончания проповеди они собрались вокруг священника и сказали: «Не нужно уходить. Оставайтесь. Мы никогда не слышали такого – никогда в жизни. Оставайтесь здесь, и, конечно же, мы увели­чим ваше жалованье».

    Но затем один человек, весьма известный член общины, спросил: «Скажите мне только одно. Когда вы начинали свою лекцию, вы подняли левую руку двумя пальцами вверх, а когда вы кончали ее, вы подняли правую руку, тоже двумя пальцами вверх. В чем смысл этого символа?»

    Священник сказал: «Смысл простой. Эти пальцы были символическими обозначениями кавычек. Эта проповедь была не моя — она заимствована».

    Всегда помните об этих кавычках. Хорошо бы забыть о них, вы при этом чувствуете себя лучше, но все, что вы знаете, находится в кавычках; это не ваше собственное знание. И вы можете отбросить эти кавычки только в том случае, если что-то стало вашим собственным переживанием, собственным жизнен­ным опытом.

    Эти техники предназначены для того, чтобы превратить знания в собственный опыт. Эти техники предназначены для того, чтобы превратить знакомство в понимание. Благодаря этим техникам то, что принадлежит Будде, или Кришне, или Христу, может стать вашим — оно может стать вашим собствен­ным. И пока она не станет вашей собственной, никакая истина не является истиной. Она может быть великой ложью, прекрас­ной ложью, но никакая истина не может быть истиной до тех пор, пока она не станет вашим переживанием – личным, по-настоящему вашим собственным.

    Три момента. Первое: всегда помните, что ваш дом в огне. Второе: не слушайте дьявола. Он все время будет говорить вам, что некуда спешить. И третье: помните, знакомство не является пониманием.

    Все, что я вам здесь говорю, сделает вас более знакомым с чем-то. Это необходимо, но этого недостаточно. Это начинает ваше путешествие, но это не его конец. Делайте что-нибудь, чтобы эти знания не оставались знаниями, не оставались только в памяти, а становились вашими переживаниями и вашей жизнью.

    Познай познающего и познаваемое

    Теперь первая техника:Каждая вещь постигается через осознание. Личность блистает в пространстве благодаря осозна­нию. Осознавай одно существо как познающего и познаваемое.

    Все, что вы знаете, известно благодаря процессу познания. Объект приходит в ваш ум благодаря способности познавать. Вы смотрите на цветок: вы знаете, что это роза. Роза здесь, а вы внутри. Что-то от вас передается к розе, что-то из вас проециру­ется на розу. Некоторая энергия движется от вас, приближается к розе, принимает ее форму, цвет и запах, потом возвращается обратно и информирует вас, что это роза.

    Все знания, которыми вы обладаете, получены вами благо­даря способности к познанию, способности к пониманию. Пони­мание является вашей способностью; знания собраны благодаря этой способности. Но процесс познания раскрывает две вещи: познаваемое и познающего. Когда вы познаете цветок розы, ваше знание является половинчатым, если вы забываете про познающего, про того, кто познает ее. Так что в познании розы участвуют три вещи: цветок розы — познаваемое; вы — познаю­щий; отношение между вами — познание.

    Итак, знание может быть разбито на три части: познаю­щий, познаваемое, процесс познания. Процесс познания явля­ется как бы мостом между двумя точками — субъектом и объектом. Обычно ваши знания отражают только познаваемое; познающий остается необнаруженным, нераскрытым. Обычно ваши знания направлены в одну сторону: они всегда указывают на цветок, но никогда не указывают на вас. Пока они не начнут указывать на вас, ваши знания будут позволять вам что-то знать о мире, но не будут позволять вам знать о себе.

    Все техники медитации направлены на раскрытие познаю­щего. Георгий Гурджиев использовал конкретную технику, подобную этим. Он называл ее самовспоминанием. Он говорил, что всякий раз, когда вы познаете что-нибудь, следует вспоми­нать про познающего. Не забывайте его в объекте. Помните о субъекте.

    Сейчас вы слушаете меня. Когда вы слушаете меня, вы можете делать это двумя способами. Прежде всего, ваш ум может быть сфокусирован на мне — тогда вы забываете про слушающего. Тогда говорящий известен, но слушающий забыт. Гурджиев говорил, что когда слушаешь, нужно познавать не только говорящего, но и слушающего. Ваше знание должно быть направлено в обе стороны, оно должно указывать на две точки — на познающего и на познаваемое. Оно не должно течь только в одну сторону — по направлению к объекту. Оно должно течь одновременно в обоих направлениях — к познаваемому и к познающему. Это Гурджиев называл самовспоминанием или вспоминанием себя.

    Глядя на цветок, вспоминайте также и того, кто смотрит.

    Церковный приход

    Это трудно, потому что если вы действительно попытаетесь делать это, если вы попытаетесь осознать познающего, то вы забудете про розу. Вы будете так зафиксированы на одном направлении, что это потребует времени. Если вы начнете осознавать познающего, то познаваемое будет забыто. Если вы начнете осознавать познаваемое, то познающий будет забыт.

    Потребуется немного усилий, и постепенно вы сможете осознавать и то и другое одновременно. Именно это Гурджиев называл самовспоминанием. Это одна из старейших техник, которую использовал Будда, и Гурджиев снова ввел ее в запад­ный мир.

    Будда называл это самьяк смрити — правильная наполнен­ность ума. Он говорил, что ваш ум наполнен неправильно, если он знает только одну точку. Он должен знать обе эти точки. И тогда случается чудо: если вы осознаете и познаваемое, и познающего, то внезапно вы становитесь третьим — вы не являетесь ни тем, ни другим. Просто усилие — осознать как познаваемое, так и познающего делает вас третьим — вы стано­витесь свидетелем. Третья возможность возникает немедленно, в действие вступает свидетельствующий, иначе как бы вы могли осознавать и то и другое? Если вы познающий, то вы зафикси­рованы на одной точке. При самовспоминании вы сдвигаетесь из точки, соответствующей познающему. Тогда познающим явля­ется ваш ум, познаваемым является окружающий вас мир, а вы становитесь третьей точкой, сознанием, свидетельствующей сущностью.

    Эту третью точку невозможно превзойти, а то, что невоз­можно превзойти, является предельным. То, что превзойти можно, не заслуживает внимания, потому что тогда это не ваша природа — вы можете превзойти это.

    Я попытаюсь объяснить это на примере. Ночью вы спите и видите сон. Утром вы просыпаетесь, и сновидения уходят. Пока вы бодрствуете, нет никаких сновидений; в ваше поле зрения попадает совершенно другой мир. Вы идете по улице, вы работаете на фабрике или в учреждении. Затем вы возвращае­тесь домой, и ночью снова спите. Тогда тот мир, который вы знали в период бодрствования, исчезает. Тогда вы уже не помните, кто вы такой. Тогда вы не знаете, черный вы или белый, бедный или богатый, мудрый или глупый. Вы не знаете ничего. Вы не знаете, молодой вы или старый. Вы не знаете, мужчина вы или женщина. Все, что связано с бодрствующим сознанием, исчеза­ет; вы входите в мир сновидений. Вы забыли мир бодрствования, его больше нет. Вы не можете сравнивать. А когда вы бодрству­ете, мира сновидений нет. Вы не можете сравнивать. Который из них является реальным? Почему вы называете мир сновидений нереальным? По какому критерию?

    Если вы скажете: «Потому что он исчезает, когда я просы­паюсь», то это не может быть критерием, потому что мир вашего бодрствования тоже исчезает, когда вы засыпаете. Более того, если вы аргументируете таким образом, то мир сновидений может быть более реальным, потому что во время бодрствования вы можете вспомнить сновидение, но во время сна вы не можете вспомнить бодрствующее сознание и мир вокруг него. Так что, что является более реальным и более глубоким? Мир сновидений полностью стирает мир, который вы называете реальным. Ваш реальный мир не может полностью стереть мир сновидений; последний кажется более прочным, более реальным. И что является критерием? Как об этом сказать? Как сравнить?

    Тантра утверждает, что оба мира являются нереальными. Тогда что является реальным? Тантра утверждает, что реальным является тот, кто знает мир сновидения, и тот, кто знает мир бодрствования, — потому что его превзойти невозможно. Он никогда не аннулируется. Независимо от того, видите вы сны или бодрствуете, он здесь, он не отменяется.

    Тантра утверждает, что реальным является тот, кто знает сновидения и кто знает, что сейчас сновидения прекратились, тот, кто знает мир бодрствования и кто знает, что мир бодрство­вания исчез, — потому что нет такого момента, когда его нет, он есть всегда. Тот, кто не может быть аннулирован никаким экспериментом, является реальным. То, что нельзя превзойти, трансцендировать, выше чего вы не можете выйти, является собственно вами. Если вы можете превзойти это, то это не есть собственно вы.

    Метод Гурджиева, который он называет самовспоминани­ем, или метод Будды, который он называет правильной напол­ненностью ума, или эта тантрическая сутра — все это ведет к одному и тому же. Они ведут внутрь вас в точку, которая не является ни познаваемым, ни познающим, но является свиде­тельствующей сущностью, знающей и то и другое.

    Эта свидетельствующая сущность представляет собой нечто предельное, вы не можете превзойти ее, потому что теперь все, что бы вы ни делали, будет подлежать свидетельствованию. Вы не можете выйти за пределы свидетельствования. Поэтому свидетельствование является предельным субстратом, основой сознания. Эта сутра раскрывает его вам.

    Каждая вещь постигается через осознание. Личность блис­тает в пространстве благодаря осознанию. Осознавай одно су­щество как познающего и познаваемое.

    Если вы сможете постичь в себе точку, которая является и познаваемым, и познающим, то вы превзойдете как объект, так и субъект. Тогда вы превзойдете как ум, так и материю; тогда вы превзойдете как внешнее, так и внутреннее. Вы придете в точку, где познаваемое и познающий станут единым. Там нет никакого разделения.

    При наличии ума разделение останется. Только при нали­чии свидетельствующей сущности разделение исчезает. При наличии свидетельствующей сущности вы не можете сказать, кто является познающим и кто является познаваемым — она является и тем и другим. Но это должно быть основано на переживании, на эксперименте; в противном случае это превра­щается в философскую дискуссию. Так что испытайте эту технику, поэкспериментируйте.

    Вы сидите около цветка розы: посмотрите на него. Первое, что вы должны делать, так это быть тотально внимательным, отдать все свое внимание розе, так чтобы исчез весь мир и осталась только эта роза — ваше внимание всецело сконцентри­ровалось на существовании этой розы. Если внимание является тотальным, то мир исчезает, потому что чем больше внимания сконцентрировано на розе, тем в большей степени исчезает все остальное. Мир исчезает; остается только роза. Роза становится вашим миром.

    Это первый шаг — концентрация на розе. Если вам трудно сконцентрироваться на розе, то вам трудно будет перейти к познающему, потому что тогда ваш ум будет все время откло­няться в сторону. Поэтому концентрация становится первым шагом к медитации. Остается только роза; весь мир исчезает. Теперь вы можете двигаться внутрь; теперь роза становится точкой, от которой вы можете двигаться. Теперь видьте розу и начинайте осознавать самого себя – познающего.

    Сначала вы будете что-то упускать. Когда вы будете сдви­гаться к познающему, роза будет выпадать из вашего сознания.

    Она будет становиться неотчетливой, она будет удаляться. Снова вы вернетесь к розе, но забудете про себя. Эта игра в прятки будет продолжаться, но если вы будете настойчивым, то рано или поздно наступит момент, когда вы внезапно окажетесь посере­дине. Познающий ум и роза будут здесь одновременно, а вы будете как раз посередине, глядя на то и на другое. Эта средняя точка, эта точка равновесия и является свидетелем.

    Раз вы узнали это, то вы стали и тем и другим. Тогда роза, познаваемое, и ум, познающий, стали просто двумя вашими крыльями. Тогда объект и субъект являются просто двумя крыльями; вы являетесь центром того и другого. Они являются вашими расширениями. Тогда и мир и божественное, являются вашими расширениями. Вы прибыли в самый центр существо­вания. И этот центр есть просто свидетель.

    

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *