ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ. Сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Архиепископа | История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета "Сретение" | Архив
Беседы о Православии | Праздники | Православный центр | Гостевая | Объявления  | E-mail

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

	Венчаются в наши дни все чаще и чаще. В петрозаводских храмах, например, в год совершается более 200 венчаний. Многим нравится эта древняя традиция, возрожденная в наши дни. Но, идя в церковь, будущие супруги должны осознавать, что венчание — это не просто прекрасный и торжественный обряд. Венчание — это великое церковное Таинство, через которое супруги получают Благодать Божию. Сам Бог незримо соединяет их в одно целое — единую плоть. Поэтому в высоком духовном смысле церковный венчанный брак — это жизнь во Христе.

В самом слове «супружество» уже заключается высокая цель сочетания узами брака. Произошло оно от слова «упряжь». Быть в одной упряжке, значит, тянуть груз вместе, не складывая его тяжесть только на плечи одного. И если супруги решаются жить каждый сам по себе, то такая семья окажется недолговечной и, в конце концов, распадется. Возможно, поэтому не каждый решается венчаться в церкви. «Это, значит, навсегда — на всю жизнь», — так объяснила одна юная невеста свое нежелание венчаться. По степени доверия венчание перед Богом и обязательство перед государством о создании семьи оказались для нее понятиями полярными.

Для тех, кто считает создание семьи делом серьезным и ответственным, сообщаем, что Таинство брака (венчания) в Православной Церкви не совершается по вторникам и четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь — постная. По этой же причине не совершается венчание в субботу, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу.

Таинство брака не совершается в Великопостный период, начиная с мясопустной субботы, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей светлой Пасхальной седмицы.

Также венчание не совершается в посты — Петровом (по 12 июля), Успенском (с 14 по 27 августа), Рождественском и на Святках — с 27 ноября по 20 января.

Кроме этого, браковенчание не совершается накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников и в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

    — Как приготовиться к венчанию?

— В давние времена, прежде чем жених отправлялся за невестой, он призывал в свой дом священника, который читал по этому поводу особую молитву. К сожалению, сегодня подобных случаев встретить, практически, невозможно.

О времени венчания необходимо договориться со священником или другим служителем храма, отвечающим за эти вопросы, заранее (обычно, недели за две до торжества). Обязательно запишитесь в церковную книгу с указанием дня и времени вашего венчания, а также выпишите в том же храме квитанцию на совершение Таинства, или попросите выдать вам после венчания свидетельство о совершении церковного брака.

Конечно, лучше договориться о совершении брака с самим священником, который может задать вам необходимые вопросы и разъяснить то, что интересует вас. Такая беседа будет для вас полезной.

Хотя гражданский и церковный брак отстоят друг от друга довольно далеко, и любой священник должен, если к этому нет канонических препятствий, обвенчать вас, несмотря на отсутствие в ваших паспортах отметок ЗАГСа — будьте готовы к тому, что свидетельство о совершении вами гражданского бракосочетания от вас все же могут потребовать.

Во избежание недоразумений этот документ лучше захватить с собой.

Конечно, день для венчания нужно выбрать такой, в который невеста имеет право входить в храм и прикладываться к святыне.

Не забудьте заранее приобрести венчальные кольца. Несмотря на то, что традиция покупать для мужа золотое, а для жены серебряное кольцо, сейчас практически утеряна, и молодожены приобретают одинаковые кольца, лучше, конечно, следовать уставу, тем более, что кольца имеют символическое значение и выбор их в наше время очень велик.

В былые годы существовала замечательная традиция, когда родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа — иконой Христа Спасителя, жену — иконой Богородицы. Родители крестят этими иконами своих детей и дают поцеловать им святые образа, преподавая таким образом свое родительское благословение на брак. Многие из таких икон передавались по наследству — от старшего поколения младшему, сейчас же их, как правило, покупают в храме перед самым венчанием, а благословляет ими молодоженов после совершения Таинства священник.

Позаботьтесь также заранее о приобретении венчальных свечей. Дело в том, что Таинство венчания занимает значительное время (от сорока минут до часа) и чтобы в процессе его совершения не возникла необходимость менять сгоревшие свечи молодоженов, лучше сразу выбрать свечи нужного размера. В день венчания таких свечей в храме может и не оказаться. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню. Обязательно возьмите с собой полотенце или плат, на котором будут стоять молодожены. Возьмите также с собой 4 небольших платочка — размером как носовые — чтобы через них держать свечи и венцы. Выберите себе и шаферов — свидетелей (мужчину и женщину), которые будут держать над вашими головами венцы. Они, естественно, должны быть крещеными в Православии, иметь крестики, не должны быть между собой мужем и женой или женихом и невестой.

Невеста должна быть с покрытой головой. Нельзя пользоваться губной помадой, так как во время венчания брачующиеся целуют кольца, венцы, крест, отпивают вино из общего ковша. Всегда следует помнить, что человек, принимающий участие в церковных Таинствах, должен иметь на себе нательный крест.

Очень хорошо, если перед совершением Таинства жених и невеста исповедуются и причастятся святых Христовых Тайн. Исповедь и Причастие перед браком необходимы всем. Очищение в Таинствах покаяния и причащения поможет им в полной мере открыть душу для принятия благодатной силы Таинства брака.

— Всегда ли возможен церковный брак?

— Церковные правила относительно допустимых брачных союзов строже, чем государственное законодательство многих стран, в том числе и России. Например, Церковь не может одобрить и благословить супружество, если одна из сторон раньше уже трижды состоял в законном браке.

Глава 5. Церковный брак

То же самое относится к бракам в непозволительных степенях кровного родства. Духовное родство, то есть восприемничество при крещении, также может оказаться препятствием к браку. В частности, крестный отец никогда не сможет жениться на матери ребенка, воспринятого им от святой купели, а крестная мать не может сочетаться браком с отцом своего крестника.

— Как относиться к своеобразной моде — молодоженам непременно венчаться, если они крещеные, пусть даже нецерковные люди? Такая языческая мода: крестить для того, чтоб здоровым был, а венчаться, чтобы лучше жили. Верующие родители нередко даже ставят условие: венчаться непременно. Как расценить такое скоропалительное, без веры венчание?

— Никогда не надо торопиться. “Все, что не по вере, грех”, — так в слове Божием сказано (Рим. 14. 23). Надо, чтобы в церковный брак люди вступали по вере. И конечно, по вере не в “магическую” силу произнесенных слов, а в то, что Бог — хранитель их семейного союза. Когда люди, сознавая свои немощи и даже свойственное им, быть может, непостоянство, предают свою совместную жизнь в руки Божий, сознавая, что они слабы, но Бог силен защитить и сохранить навечно целостность их союза, — вот тогда брак будет крепкий. При совершении иноческого пострига новоначальный отвечает на вопрос о готовности к монашескому подвигу: “Ей, Богу содействующу”. Он этим выражает свое “да” — и вместе с тем сознание своей немощи. Только если Господь поможет, инок исполнит свой обет. Точно то же относится и к брачным обетам.

Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы. Во-первых, если в церковном таинстве, как у нас иногда случается, участвуют фактически неверующие люди — это не что иное, как профанация таинства. Во-вторых, никакой гарантией от развода церковный брак в таком случае не становится. Если веры нет, если нет желания жертвовать собой и следовать Божиим заповедям, то никакая внешняя сила этот брак не сохранит. Нам совершенно чуждо это полумагическое учение о неизбежной действенности таинств в силу правильно совершенного обряда.

Таинство обладает преображающей силой в результате встречи веры человека и воли всемогущего Бога. Когда такая встреча происходит, тогда и рождаются дивные плоды. А когда этого нет, когда лишь формальная, внешняя сторона обряда совершена, никаких нет гарантий, что этот брак действительно будет прочным. И мы видим, что множество таких браков сейчас распадается. От этого только разрушается вера в людях. Они говорят: “Вот это да! Они и повенчались, а все равно развелись!”. Не те или иные правильные слова, произнесенные людьми, становятся залогом целостности супружеской жизни, а только вера и любовь друг ко другу, а также вера и любовь, с которой они вместе устремляются к Богу.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в одном выступлении свидетельствовал на основании опыта: непрочными оказываются союзы людей, которые венчаются или из моды, чтобы не отстать от других, или из желания устроить свадьбу “поромантичнее”, либо по настоянию родителей. Мы не язычники, — сказал владыка, — чтобы считать таинство чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то, как может венчание сделать такие отношения прочными?

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.onego.ru

Казалось бы, как прекрасен обряд венчания!

Брак церковный и брак гражданский: в чем разница

Милое волнение жениха и невесты…Торжественные молитвы священника…Но стоит прислушаться повнимательнее к произносимым словам, и мы узнаем много интересного. Ведь Библия — самая главная книга! Когда венцы снимаются, священник поочередно обращается к жениху и невесте с пожеланиями. Из молитвы: «Возвеличься, жених, якоже Авраам!» Авраам являлся своей жене Сарре братом по отцу (Бытие. Глава 20, стих 12). Были у Авраама наложницы и сыны от них (Бытие. Глава 25, стих 6). Отдавал жену-сестру Сарру египетскому фараону и Герарскому царю Авимелеху, а потом получал богатство (Бытие. Глава 12, стихи 15-16.  Бытие. Глава 20, стихи 14, 16.). Из молитвы: «Благословися, якоже Исаак!» Исаак являлся двоюродным дядей своей жене Ревекке (Бытие. Глава 22, тихи 20-23). Из молитвы: «Умножися, якоже Иаков!» Иаков имел 4-х жен, две из них родные друг другу сестры, Иакову же двоюродные. Оставшиеся две — служанки сестер (Бытие. Глава 29, стих 23. Глава 29, стих 28. Глава 30, стих 4. Глава 30, стих 9). Из молитвы: «Возвеличься, невеста, якоже Сарра!» Аврааму она приходилась сестрой по отцу. (Бытие. Глава 20, стих 12), отдалась египетскому фараону и Герарскому царю Авимелеху (Бытие. Глава 12, стихи 15-16. Глава 20, стихи 14, 16). Из молитвы: «Возвеселися якоже Ревекка!» Ревекка являлась двоюродной племянницей своему мужу Исааку (Бытие. Глава 22, стихи 20-23). Помогала в обмане своего мужа сыну Иакову с целью получения его наследства и права на рабовладение своими братьями (Бытие. Глава 27). Из молитвы: «Умножися, якоже Рахиль!»  Приходясь двоюродной сестрой своему мужу Иакову, долго не могла зачать, в отличие от плодовитой Лии, а при рождении второго сына умерла. Как вы объясните этот обряд? Как-то больше на программирование или зомбирование похоже, не так ли?

Таинство Венчания прекрасно, ибо оно было установлено Самим Богом еще в раю, когда Он создал Еву и привел ее к Адаму. Впоследствии институт брака стал сильно деградировать, финал этой деградации мы видим в настоящее время, когда многие живут в блуде и прелюбодеянии, называя эту скверну «гражданским браком», а иные (за границей) делают срам друг на друге, мужчина с мужчиной и женщина с женщиной. Церковь же призвана даровать человечеству настоящий союз, в котором вся семья могла бы возродиться к райской жизни, к вечности с Богом.

Я вот не пойму, уважаемый незнакомец, Вы, я так понимаю, присутствовали на Венчании и из всего множества молитв и благословений умудрились расслышать только одну?! Как жалко, что вы так невнимательны и слабы на слух.

Церковь молится о благословении брака как брака в Кане Галилейской — того самого, который освятил Своим посещением и чудом Иисус Христос; молится о целомудрии, многочадии и безупречном житии, о долгой и счастливой жизни, о изобилии дома их. В молитвах благословения несколько раз упоминаются Авраам, Иаков, Сарра и Ревекка. Но, кроме них — и Моисей с Сепфорой, и Иосиф с Асенефой. Упоминаются и Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы, и Захария с Елисаветой — родители Иоанна Крестителя. В молитвах упоминаются великие праведники Енох и Илия — те, которых Господь восхитил некогда прямо в рай — так, что они и не умерли. Прочтите внимательно на досуге место из послания апостола Павла — что он говорит о браке: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф.5,25).

Вот, Вы нападаете на древних праведников, ищите с лупой по Библии их грехи и слабости. Как похвально! Вы, надо полагать, крещены, Вам была дарована благодать и прощение всех (абсолютно, оптом) грехов и с этой, некогда привитой Вам святостью Вы обвиняете Церковь, мистическое Тело Иисуса Христа в зомбировании?! Так перечитайте в этой самой Библии житие Авраама, Он не был крещен. В то время не было заповедей. Каждый верил, во что горазд. И тут Авраам слышит голос некий: иди в землю, которую я тебе покажу. Вы сами согласились бы на такое путешествие через десятки стран и народов, частью пешком, частью в повозке? И ради чего? У тебя будет потомство, говорит этот голос. Но дело в том, что это не просто видение —  это голос Божий. Это Авраам смог распознать и пошел, как говорится, туда, не зная куда. Да, была у него слабость, трусость, когда он, ради спасения называл жену Сарру сестрой перед царями. Но знаменит то он не этим, а верностью Богу, за что и был удостоен видения Бога-Троицы. Если Вас будет Бог испытывать так, как Авраама («принеси Мне в жертву своего сына»), как Вы поступите? Вот, знаете ли, какое веселие у Ревекки? От нее пошел Богом избранный народ, в котором родился Иисус Христос, Спаситель мира. И она сейчас в раю. То же можно сказать и о Рахили. Она была любимой женой у Иакова. Собственно, только на Рахили и хотел он жениться, но дядя Лаван отдал ему сперва Лию. 14 лет Иаков отрабатывал калым. Вы бы так смогли, господин осуждающий? Да, детей у нее было немного, всего двое. Но один из них — Иосиф — оказался самым лучшим из сыновей Иакова и от него образовались целых два колена Израилева. И, повторюсь, все упомянутые в многочисленных молитвах — все они в раю. Именно на это «программирует», если Вам так хочется, Церковь. На обретение счастливой и вечной жизни с Богом.

Сегодня мы расскажем, почему для христиан настолько важно, чтобы семейный союз мужчины и женщины был освящен Господом в таинстве брака и как подготовиться к столь важному событию тем, кто решил объединить свои жизни.

И будут двое одна плоть
Брак — одно из самых первых установлений Бога о человеке. Творец создал женщину как спутницу и помощницу мужчине, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), и заповедовал ей рожать от мужа детей, умножая род человеческий на земле. Уже в первых главах книги Бытия нам открываются основные цели брака, заключающиеся в чадородии и взаимной помощи и поддержке между супругами.

Последствия супружеской неверности так же болезненны и губительны, как разрыв человеческой плоти. Поэтому в случае измены одного из супругов, который тем самым разрывает единую плоть семьи, Церковью допускается такая крайняя мера, как развод, разрешение на который должно исходить от архиерея. Развод возможен также при уходе одного из супругов в монастырь (при согласии второго из супругов) и при некоторых других особых обстоятельствах. Церковный брак ни в коем случае не может быть расторгнут по столь популярной сегодня причине, как «несовместимость характеров» супругов. Поэтому прибегать к Таинству Брака стоит с полным пониманием того, что заключается он один раз и на всю жизнь.

Таинство любви

Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет дух, душу и тело жениха и невесты на соучастие в Христовой любви, на рождение детей и на их воспитание в христианском духе. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — учит Христос (см. Мф. 19, 6).

Брак необязателен для христианина — целомудрие и отказ от супружеской жизни ради более полного посвящения себя Богу испокон веков ценились Церковью как наивысшая добродетель.

Церковный брак

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (см. 1 Кор. 7, 32–33), — говорит Апостол. Но и в браке человек может достичь духовных высот. Честный христианский брак — один из вернейших путей к исполнению заповедей Божиих. Если в основе брака лежит не плотская страсть, а искреннее желание воплотить в своем союзе образ Христа-жениха и Церкви-невесты, то все заботы и тяготы супругов будут делиться пополам, равно как умножатся вдвое их радости.

Апостол Павел призывает: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены (Еф. 5, 22–23). Понимание необходимости повиновения жены мужу есть залог семейного счастья; и поистине мудра женщина, воплощающая своей жизнью эти слова.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25), — продолжает Апостол. Муж, по учению Евангелия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, то есть любить неизменно, до конца жизни, до готовности страдать и умереть за нее. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни и в состоянии загладить любое несходство характеров. На власть, данную мужу, следует смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для господства над женой, а для разумного семейного домостроительства — это его крест и величайшая ответственность перед Господом.

Подготовка к таинству брака

По правилам Русской Православной Церкви священник может обвенчать мужчину и женщину только в том случае, если они предоставят ему свидетельство о браке, выданное в загсе.

Выбрав храм, в котором предполагается совершить таинство, жених и невеста договариваются со священником о конкретном времени его проведения. Предварительно батюшка должен выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий для венчания и, если таковые отсутствуют, объяснить, как будет проходить таинство и как к нему подготовиться.

Очень хорошо, если молодые в день венчания или накануне причастятся Святых Христовых Таин.

Родители брачующихся должны приготовить и затем принести в храм для благословения жениха и невесты две иконы — Спасителя и Пресвятой Богородицы. В прежние времена на Руси венчальные иконы передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Если родители не участвуют в таинстве, об иконах стоит позаботиться самостоятельно.

Помимо икон в день венчания с собой нужно принести большое полотенце, лучше всего льняное — на нем жених и невеста будут стоять во время совершения таинства (потом оно должно остаться в храме), и две венчальные свечи, которые будут гореть в руках брачующихся. Также надо не забыть обручальные кольца и отдать их священнику перед началом таинства для благословения в алтаре.

Присутствовать при венчании могут все родственники и друзья новобрачных, независимо от исповедуемой ими религии. Однако держать венцы над головами жениха и невесты должны только крещеные в православной вере. Если приглашенные на торжество далеки от церковной жизни, стоит заранее объяснить им правила поведения в храме и оговорить форму одежды. Особенно это касается женщин…

Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не везде: стоит прояснить этот момент заранее или вообще обойтись без съемки в храме, которая будет отвлекать от соборной молитвы, ради которой, собственно говоря, все и собрались. Лучше всего сделать памятную фотографию после совершения таинства.

Канонические препятствия к церковному браку

Препятствием к венчанию является кровное родство жениха и невесты — вплоть до четвертой степени родства включительно, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении — без особого разрешения архиерея не могут быть обвенчаны воспреемники (крестные родители) одного ребенка, крестный отец и крестница, крестная мать и крестник.

Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами, пришедшими в храм лишь по настоянию одного из супругов или родителей, если хотя бы один из супругов некрещен и не готов принять крещение перед венчанием.

Венчание православного с лицом другого христианского вероисповедания (католиком или баптистом) возможно только по особому разрешению архиерея. Если один из супругов исповедует нехристианскую религию (ислам, иудаизм или буддизм), такой брак не может быть освящен Православной Церковью.

Невозможно венчание для тех, кто однажды связал себя монашеским обетом девства, а также для священников и диаконов после их рукоположения.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию.

Совершение таинства брака

Церковное благословение брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Таинство Брака обычно совершается по завершении Божественной литургии. Брачующиеся становятся лицом к алтарю, жених по правую, а невеста по левую сторону. Через Царские врата из алтаря выходит священник, держа в руках крест и Евангелие, которые он полагает на аналой. За священником следует дьякон — он выносит на подносе освященные обручальные кольца. Трижды благословив жениха и невесту иерейским благословением, священник вручает им зажженные венчальные свечи — символ радости, чистоты и целомудрия.

После этого священник берет с престола кольца и надевает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте. Взяв сначала кольцо жениха, он трижды произносит: Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек).

При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами — в ознаменование полного взаимного доверия друг другу.

Обрученные приближаются к аналою, на котором лежат Евангелие и святой крест; жених и невеста становятся на заранее разостланное полотенце (подножие) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем, и перед крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное желание вступить в брак.

Далее начинается непосредственно чин венчания. Наступает самая важная и торжественная минута во всем чинопоследовании Таинства Брака — священник возлагает венцы на головы новобрачных (либо передает в руки свидетелей, которые будут держать их над головами супругов).

При возложении венцов на жениха и невесту священник произносит: Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек). Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) и трижды, в честь Святой Троицы, благословляет обоих, трижды же возглашая тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я! (Я по церковно-славянски означает их). С этой минуты жених становится мужем, а невеста — женой.

В наставление новоиспеченным супругам читаются Апостол и Евангелие. Затем священник, благословив, подносит бракосочетавшимся чашу с красным вином и дает троекратно вкусить из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни супруги должны иметь одни желания и намерения и делить пополам счастье и несчастье, радости и скорби, труды и покой.

Соединив правые руки супругов и покрыв их концом епитрахили (в знак того, что они соединились во Христе и что муж получает жену от самой Церкви), иерей троекратно обводит новобрачных вокруг аналоя, выражая этим обхождением их радость и духовное ликование. Обхождение совершается трижды во славу Святой Троицы, призываемой во свидетельство обета супругов. По окончании обхождения венцы с новобрачных снимаются. Муж и жена символически целуют друг друга и чин венчания оканчивается.

Далее, согласно обычаю, супруги подходят к Царским вратам, где муж целует икону Спасителя, а невеста — икону Божией Матери, затем они меняются местами и еще раз прикладываются к святым образам (жена к образу Господа, муж к образу Богородицы). Священник дает крест для целования и вручает молодым венчальные иконы: мужу — икону Спасителя, жене — икону Богородицы.

Совершение таинства брака во второй и третий раз

Церковь дозволяет вступать во второй и даже третий брак (не более) в случае преждевременной смерти одного из супругов или законного расторжения брачного союза (для супруга, неповинного в прелюбодеянии). Чинопоследование о второбрачных излагается короче, чем чинопоследование первого брака — оно менее торжественно и проникнуто духом покаяния.

По чину второбрачных венчание совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из них вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

Венчаться никогда не поздно

Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если «новобрачные» находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы заменяется для них благоговением и трепетом перед величием Таинства Брака.

Вера и суеверие

Находясь под благодатью Церкви, не стоит поддаваться страху и тревоге и следить за тем, кто первым ступит на венчальное полотенце или чья свеча окажется короче — главенство в семье в любом случае по праву должно принадлежать мужу.

Брак в христианстве

Почему при вступлении в брак необходимо венчание?

В христианстве семья называется «малой церковью». С этой точки зрения отношения внутри семьи видятся не просто бытовыми, житейскими. Семья — это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы.

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь.

После того, как священник трижды произносит тайносовершительные слова: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) и благословляет жениха и невесту, они становятся мужем и женой. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить или разрушить никто из людей. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, — читаем мы в Евангелии (Мф. 19, 6). Разлучение супругов — это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью

Что говорит Церковь об обязанностях супругов?

Церковь Христова предлагает в полагающемся при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по слову Божию, есть тайна великая (Еф. 5, 32): он отображает собой духовно благодатный союз Христа Спасителя и Его Церкви.

Муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь: любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению Церкви, мужу дана власть, его первенство ― не преимущество, а долг.

Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки.

«Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся ― благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к Таинству»,― советовал намеревающимся вступить в брак святитель Феофан Затворник.

Как достойно подготовиться к Таинству?

В деньбракосочетания принято служить молебен Господу Иисусу Христу о благословении доброго дела. Родители благословляют готовящихся вступить в брак: жениха ― иконой Спасителя, невесту ― иконой Богородицы.

В день венчания жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Христовых Тайн.

Обязательно ли венчаться после регистрации?

Поскольку церковное бракосочетание является Таинством, в котором действует сила Божественной благодати, а не только красивым обрядом, вступающие в брак должны относиться к нему осознанно и ответственно. Исходя из этого, Церковь считает необходимым убедиться в серьезности намерений вступающих в брак и в настоящее время совершает таинство бракосочетания только после того, как брак зарегистрирован в ЗАГСе. Если регистрация и венчание разделены каким-то промежутком времени, то до совершения церковного брака следует воздерживаться от супружеских отношений.

Признает ли Церковь гражданский брак?

Брак, совершенный посредством государственной регистрации, Русская Православная Церковь считает действительным (хотя и недостаточным для супругов, исповедующих православную веру) и относится к нему с уважением. Если же речь идет о связи, которая не закреплена никаким государственным актом, то эти вполне безответственные отношения Церковь идентифицирует как блудное сожительство и считает греховными.

Можно ли обвенчаться супругам, уже долгое время пребывающим в браке, зарегистрированном в ЗАГСе, но невенчанным?

Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Зачастую они серьезнее относятся к смыслу Таинства, ответственнее готовятся к нему и принимают решение о венчании после серьезного периода: пересмотра своей жизни, обретения истинной веры и воцерковления.

Допускается ли Церковью второй брак?

Православная Церковь считает брак, заключенный в Церкви, принципиально нерасторжимым. Только прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) является полным каноническим основанием для расторжения церковного брака, т.к. прелюбодеяние фактически разрушает брак. Следует помнить однако, что это расторжение не является «развенчиванием», то есть священнодействием, обратным венчанию, а только признанием факта разрушения брака.

Расторжение церковного брака является прерогативой церковного суда, который возглавляется епархиальным архиереем. Только после этого Церковь благословляет невиновному супругу вступить во второй брак.

Второбрачие допускается Церковью лишь по снисхождению к человеческим немощам, поэтому в последование о второбрачных добавляются покаянные молитвы.

Что нужно делать с венчальными свечами после венчания?

Благочестивый русский обычай предполагает бережное хранение венчальных свечей как воспоминания о Таинстве Бракосочетания. Иногда их ставят в киот иконы, которую получили как благословение родителей на брак. Венчальные свечи можно ненадолго зажигать во время разлуки с супругом или семейного разлада. Пламя венчальной свечи напомнит забывшему о любви супругу о том, каким счастливым он был в день своей свадьбы, напомнит ему о необходимости всеми силами сохранять семью. По древнему русскому обычаю венчальные свечи кладутся в гроб супруга, умершего последним.

Следует помнить: венчание не совершается

― в течение всех четырех многодневных постов;

― во время Сырной седмицы (масленицы);

― на Светлой (Пасхальной) Седмице;

― от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);

― накануне двунадесятых праздников;

― по вторникам, четвергам и субботам в течение всего годи;

― 10, 11, 26 и 27 сентября всвязи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);

― накануне престольных храмовых дней (в каждом храме ― свои).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *