Введение.

В настоящее время Русская православная церковь по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. Русская православная церковь (РПЦ) является самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый поместным собором пожизненно.

Православному христианину в течение его жизни полагается отправлять достаточно большой круг разного рода богослужений, то есть обязанностей в соответствии с канонами и обычаями своей веры. В последние годы растет число людей принимающих крещение, скрепляющих свой брак церковным венчанием, провожающих в последний путь своих близких в соответствии с православными обычаями.

Наряду с этим увеличивается состав богослужения, оно становится все более сложным и многообразным. Как нужно исполнять свой христианский долг, правильно подготовится к приобщению к Святым Таинствам, в чем заключается их обрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными.

Таинства христианства.

Таинства — культовые действия, во время которых “сообщается верующим невидимая благодать божья ”, то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Первоначально в христианстве было всего два таинства – крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.

Крещение является одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.

Причащение , или святая евхаристия (“благоденственная жертва”), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.

Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. Исповедь является сильнейшим способом контроля за мыслями и поведением верующего. В результате исповеди и покаяния должно следовать прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает путь исправления грехов (отлучение от церкви – полное или временное, предписание поститься, молиться в течении определенного времени). В раннем христианстве исповедь была публичной – вся община судила о степени проступка верующего. Только с XII века вводится тайная исповедь, при которой верующий кается в своих грехах одному священнику. Тайна исповеди гарантируется. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедаются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник говорит с “душой” человека, не обращая внимания на его внешний облик, который может вызвать разные чувства. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки. Личность исповедующегося для него не является тайной, как и для других присутствующих.

Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто.

Семь Таинств Церкви

Нарушение тайны исповеди для “предотвращения большего зла” допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные поступки – убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание . Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же как посвящение практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.

Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквях относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.

Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом – елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, что с помощью этого обряда совершается исцеление от болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения – читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прощений), совершается семь помазаний больного елеем.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает “благодать” новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Христианские обряды.

Молитва . Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним “без протокола”.

Иконы. Православная и католическая церковь придают большое значение культу икон . В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде – Бога сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон – они “плачут”, покрываются “кровавым потом”, «сами собой” светлеют или темнеют и т.д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами в православии больше.

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

Ритуал и Православие

Русские обряды

Каждый народ имеет традиции и обычаи. Русские обряды позволяют определить менталитет и содержание народа. В этой статье мы поговорим о русских народных обычаях, которые возникли очень давно и используются многими людьми по сей день.

Русские обряды и обычаи

  1. Младенца крестят на сороковой день с момента рождения. Русские национальные обряды учат тому, что ребенка следует называть именем святого, который также родился в этот день. Многие придерживаются этого обычая и поныне.
  2. Раньше свадьбы проводились только осенью и зимой, в промежутки между большими постами. На столе обязательно должен находится курник — свадебный пирог и блюда из птицы. Когда молодые заходят в дом, их встречают хлебом и солью.

    Церковные обряды в православии

    Считается, что тот, кто отломит больший кусок хлеба, будет выполнять доминирующую роль в молодой семье.

  3. В ночь с 6 на 7 число перед православным Рождеством люди одевали необычные наряды, ходили из дома в дом, пели колядки и получали за это угощение. Этого обычая придерживались люди всех возрастов. Сегодня этим занимается преимущественно молодежь.
  4. В ночь на Крещение вода становится священной во всех источниках. В связи с этим люди устраивали праздник, играли в игры и готовили вкусные блюда. В наши дни в этот день ходят в церковь на службу или купаются в источниках. Согласно народному поверью, если человек искупается в холодной воде, он не будет болеть целый год.
  5. Святки считаются идеальным временем для гаданий. Для этого выбирают пустынные дома, подвалы, чердаки, кладбища, сени и т.д. Ответы на вопросы заключаются в случайных звуках, формах расплавленного воска, поведении животных, количестве четных и нечетных предметов и т.д.

Мало кто понимает, но старинные русские обряды не являются простым набором определенных действий. В каждом из них заложен свой смысл, который немного забылся современным поколением, но начинает вспоминаться вновь.

Введение.

В настоящее время Русская православная церковь по-прежнему занимает в нашей стране ведущее место по числу сторонников вероисповедания, хотя уже с 1917 года является отделенной от государства. Русская православная церковь (РПЦ) является самостоятельной церковью. Ее возглавляет патриарх, избираемый поместным собором пожизненно.

Православному христианину в течение его жизни полагается отправлять достаточно большой круг разного рода богослужений, то есть обязанностей в соответствии с канонами и обычаями своей веры. В последние годы растет число людей принимающих крещение, скрепляющих свой брак церковным венчанием, провожающих в последний путь своих близких в соответствии с православными обычаями.

Наряду с этим увеличивается состав богослужения, оно становится все более сложным и многообразным. Как нужно исполнять свой христианский долг, правильно подготовится к приобщению к Святым Таинствам, в чем заключается их обрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский символ веры, утвержденный на двух первых Вселенских соборах 325 и 381 годов. Это представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д. Все основные положения веры объявляются богоявленными и вечными.

Таинства христианства.

Таинства — культовые действия, во время которых “сообщается верующим невидимая благодать божья ”, то есть происходит оживление религиозного сознания путем напоминания содержания и смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковь признает семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Первоначально в христианстве было всего два таинства – крещение и причащение. Все семь были признаны официально только в 1279 году на соборе в Лионе. Все таинства являются заимствованными из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты.

Крещениеявляется одним из главных таинств и символизирует принятие человека в христианскую церковь. Во многих языческих религиях практиковали обряд омовения водой как очищение от злых духов. Христианство толкует крещение как смерть для греховной жизни и возрождение для жизни духовной, святой. В православной церкви младенца трижды окунают в воду, в католической – просто обливают водой. Православная традиция говорит о том, что вода должна быть без примесей. Примесью считается и подогрев, поэтому если крещение происходит зимой, по строгим требованиям канона, вода должна быть естественной (уличной) температуры. При крещении происходит имянаречение. Обычно имя выбиралось священником исходя из имен святых, которым посвящен тот или иной календарный день. Недобросовестный священник мог дать младенцу такое имя, которое уже вышло из обихода или звучит странно для современников.

Причащение, или святая евхаристия (“благоденственная жертва”), занимает важное место в христианском культе. По легенде, этот обряд был установлен самим Христом на тайной вечере. В память об этом событии верующие вкушают причастие – хлеб и вино, веря, что вкусили тела и крови Христовой. Истоки этого обряда лежат в древних верованиях и основаны на симпатической магии (путем поедания части объекта придать себе качества этого объекта). Впервые обряд вкушения хлеба и вина как способа приобщения к божественным силам возник в Древней Греции. Ранние христиане этого обряда не знали. Только в 787 году Никейский собор официально закрепил это таинство в христианском культе.

Покаяние вменяется православным и католикам в качестве обязательного регулярного действия. Исповедь является сильнейшим способом контроля за мыслями и поведением верующего. В результате исповеди и покаяния должно следовать прощение грехов. Отпущение грехов – прерогатива священника, который накладывает наказание или предлагает путь исправления грехов (отлучение от церкви – полное или временное, предписание поститься, молиться в течении определенного времени). В раннем христианстве исповедь была публичной – вся община судила о степени проступка верующего. Только с XII века вводится тайная исповедь, при которой верующий кается в своих грехах одному священнику. Тайна исповеди гарантируется. Процедура исповеди у православных и католиков различна. Католики исповедаются в закрытых кабинках, при этом они не видят священника, а священник – исповедующегося. Таким образом, священник говорит с “душой” человека, не обращая внимания на его внешний облик, который может вызвать разные чувства. Православный верующий исповедуется в притворе церкви. Священник покрывает его голову покрывалом и возлагает на нее свои руки. Личность исповедующегося для него не является тайной, как и для других присутствующих.

Проблема соблюдения тайны исповеди всегда решалась непросто. Нарушение тайны исповеди для “предотвращения большего зла” допускалось в случаях, когда на исповеди раскрывались сведения о противоправительственных действиях. В 1722 году Петр Великий издал указ, по которому все священники были обязаны доносить властям о каждом выявленном случае бунтарских настроений, замыслов против государя и прочего подобного. Духовенство с готовностью выполняло этот указ. С другой стороны, церковь присвоила себе право решать вопросы о прощении за антисоциальные поступки – убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. Тело человека смазывают ароматическим маслом (миро), с помощью которого якобы передается благодать божья. Древнее магическое происхождение этого обряда не вызывает сомнений. Помазание же как посвящение практиковалось уже в Древнем Египте и у иудеев. В Новом Завете нет ни слова о миропомазании, но оно было введено в христианский культ, очевидно, с учетом его психологического воздействия.

Брак как таинство утвердился только в XIV веке. Обряд этот в христианских церквях относится к самым красивым и торжественным действиям, призванным оказать глубокое эмоциональное воздействие. Очень многие неверующие люди идут на совершение этого обряда из-за его красоты и торжественности.

Елеосвящение совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом – елеем, которое якобы является священным. Православная церковь считает, что с помощью этого обряда совершается исцеление от болезней. Католики проводят его как благословение умирающего. Связь с древними магическими обрядами прослеживается в церемонии елеосвящения – читается семь апостольских посланий, произносится семь эктений (прощений), совершается семь помазаний больного елеем.

Таинство священства совершается при вступлении человека в духовный сан. Епископ передает “благодать” новому священнику, возложив на его голову свои руки. В отдаленном виде этот обряд напоминает обряды инициации в древние времена. Подобные действия проводили и проводят различные закрытые общества (рыцарские ордена, масоны). Торжественность церемонии призвана подчеркнуть роль священников в выполнении миссии церкви. Посвящаемый дает клятву беззаветного служения и получает соответствующие облачения.

Христианские обряды.

Молитва. Церковь требует постоянно молится, обращаясь к Богу или святым за помощью. Утверждается, что молитва каждого будет услышана и исполнена по вере его. Корни молитвы – в магических заклинаниях, которыми древний человек призывал духов на помощь или заклинал оставить его. Некоторые христианские молитвы просто заимствованы из более ранних религий – у древних греков, римлян, иудеев. Обязательность каждодневного молитвенного обращения к Богу с соответствующим каноническим текстом усугубляется тем, что Бог понимает только определенный язык, используемый церковью. У католиков это латынь, у православных – церковнославянский язык. Поэтому обычно после обязательного молитвенного зачина верующий обращается к Богу уже на своем родном языке и беседует с ним “без протокола”.

Иконы. Православная и католическая церковь придают большое значение культу икон. В раннем христианстве шли ожесточенные споры об иконах, которые расценивались как пережитки язычества и идолопоклонства. Действительно, в культе икон сохраняются пережитки фетишизма. Это проявляется в тех правилах, которые нормируют уход за иконой и оговаривают случаи ее уничтожения. Сжигать или как-то по-другому уничтожать икону нельзя. Если она пришла в ветхость и из-за этого больше вводит в искушение, чем придает святости, ее надо ранним утром пустить по речной воде – Бога сам распорядится ее судьбой. Именно так и поступили с идолом бога Перуна в Киеве, когда князь Владимир с дружиной впервые крестил своих подданных. Фетиши-идолы должны были творить чудеса, это же требуется от икон – они “плачут”, покрываются “кровавым потом”, «сами собой” светлеют или темнеют и т.д. В католицизме больше скульптурных изображений божеств и святых, а в православии именно иконопись является ведущим религиозным искусством. Поэтому чудесных историй, связанных с иконами в православии больше.

Крест. Поклонение кресту является самым вариативным обрядом. Крестом увенчаны храмы, одежды священников. Его носят на теле верующие, без него не обходится любой обряд. По утверждению церкви, крест почитается как символ мученической смерти Христа, распятого на кресте. До христиан крест почитали как священный символ в Древнем Египте и Вавилоне, в Индии и в Иране, в Новой Зеландии и Южной Америке. Древнеарийские племена почитали вращающийся крест – свастику (символ Хорса, бога солнца). А вот ранние христиане не почитали крест, считали его языческим символом. Только с IV века в христианстве утверждается образ креста. Так до сих пор до конца и не ясно, почему у католиков крест четырехконечный, а у православных – шестиконечный. Почитаются также восьмиконечные, одиннадцати- и восемнадцатиконечные кресты.

Реликвии. В православии и католицизме широко распространен культ реликвий. Но особенно велика его роль в католицизме. Реликвии – это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. Среди средневековых реликвий можно было увидеть части одежды Иисуса, волосы Богородицы, ребро Николая Чудотворца, капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко Божьей Матери.

Мощи. Культ мощей соседствует с культом реликвий. Здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи – это останки умерших, сохранившиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Нетленность останков человеческого тела сильно действует на воображение – это знали еще древние египтяне, совершенствуя свое искусство мумифицирования. Условия, при которых тело не разлагается, существуют в природе в местах с низким содержанием влаги в воздухе и почве. Киево-Печерская лавра является таким особым климатическим заповедником, в пещерах которого тела умерших высыхают, но не разрушаются, и даже сохраняют индивидуальные черты. Естественно, этот монастырь пользовался и пользуется до сих пор самой широкой славой. Когда в конце XIX века “запас” вновь обретенных мощей был исчерпан ( а без него невозможно поддерживать живое увлечение верой), церковь обосновала новое представление о мощах. Ими объявлялись не только целиковые останки человеческого тела, но и его фрагменты. Это значительно оптимизировало процесс обретения новых святых мощей.

Святые места – это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил “божьих угодников”. Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение – икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление.

Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился в святого Сильвана, бог Аполлон – в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая “специальность” – святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена – льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует уродаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз – к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли – к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях – к Артемию Великомученику. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).

Посты играют важную роль в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Для верующего обязателен пост по средам и пятницам в течении всего года, в крещенский Сочельник, в день усекновения головы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы), и продолжается семь недель до Пасхи. Он разделяется на части: святую четыредесятницу и Страстную Седмицу. Успенский пост продолжается с 1 по 15 Августа. Рождественский пост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7 Января).

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Христианская философия, её специфика и основные черты

    Реферат >> Философия

    … начало) исходит от Бога-Отца. Христианскиеобряды прямо вводят божественные начала в человеческую … основа для формирования христианской интеллигенции, этносом которой выступает христианский гуманизм. В христианской философии достигается …

  2. Христианская мифология

    Доклад >> Религия и мифология

    … . Для христианского феллаха в Египте крещение Иисуса Христа (как праздник богоявления) связано с обрядами … мифологических традиций этих народов с христианскими представлениями (стилизация христианской эсхатологии в духе германо-скандинавского …

  3. Христианские монастыри

    Статья >> Религия и мифология

    … Европы. Именно там в борьбе христианской догматики с многочисленными ересями выковывались основы … то есть цивилизации, прежде всего, христианской. Вот что сказал по … монашество совершается через постриг — символический обряд нового рождения, отречения от " …

  4. Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

    Дипломная работа >> Религия и мифология

    … собрания сочинений составляют: «Христианское мировоззрение», «Христианская гармония духа» и « … обряда, не только не будучи христианином, не имея добрых христианскихобряд? Собрание сочинений. В 3 томах. Т.3. СПб.: 2007. С.111. 564 Неплюев Н.Н. Христианская

  5. Христианские секты

    Реферат >> Религия и мифология

    Церковные таинства и обряды

    Иеговы). 3. Церковь Христа-учёного (Христианская наука). 4.Баптисты. 5. Христадельфианство 6. … крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла … баптистов, свободное от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, …

Хочу больше похожих работ…

Обряд освящения предметов

Освятить предмет, помещение, имущество можно в любой день, когда это будет удобно вам и священнику.

Следует обратиться к служительнице в церковной лавке,

которая  подскажет, когда удобно договориться с батюшкой.

А также уточнит о возможном пожертвовании.

Также можно позвонить по телефону Покровской церкви:

(911) 906-3030

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете,

все делайте во славу Божию

 (1 Кор. 10:31)

Освяще́нием мы называем обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Почему мы обращаемся за просьбой к Церкви освятить предметы,

или имущество (дом, квартиру, офис, магазин…)

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом,  защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

О Святой воде и освящении

Святая вода несёт в себе Божественную энергию. Не только потому, что она ограждает от зла. Хотя освящая ту или иную вещь, или помещение, мы стараемся предохранить себя от того, чтобы этот предмет не стал орудием зла. От зла мы пытаемся защитить, прежде всего, человека, который пользуется или соприкасается с этими предметами материального мира. Но через окропление святой воды мы воспринимаем Божественную благодать. Наши силы удваиваются. И не предмет, помещение, прежде всего, освящается, а люди, которые будут им пользоваться, жить в нем или работать.

Освящение — благословение

Применительно к чинопоследованию освящения более уместно слово «благословение»: при его совершении мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел – или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь тех, кто пользуется им. Поэтому такое освящение – не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения сами своей жизнью соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Освящение дома, квартиры

Во время освящения квартиры и дома, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Квартира освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни. И каждый, кто живет в этом доме, находит для себя путь соединения с Богом.

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нём благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Подготовка дома к освящению: для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. Обязательно проверьте, нет ли в квартире оккультной литературы, оберегов (в т.ч. подковы над дверью), астрологических календарей, статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т.п. Есть ли в вашем доме иконы Спасителя, Божией матери, особо чтимых святых.

Освящать жилище нужно единожды. Впоследствии полезно самостоятельно с молитвой окроплять помещения святой водой или окуривать фимиамом.

Очень важно, приглашая священника для подобного частного богослужения, не относиться к освящению помещения, как к какому-то магическому ритуалу, а быть участниками богослужения, присоединять свой молитвенный голос к молитве священника.

Освящение офиса, учреждения, предприятия

Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно. Освящение офиса, учреждения, предприятия является выражением нашей надежды на Бога, нашей веры в то, что все происходит по Его святой воле. Освящая учреждение, мы ограждаем свое рабочее пространство от бедствий и получаем благословение на добрые и созидающие дела.

При освящении учреждения необходимо выбрать время освящения так, чтобы работающие в организации могли принять участие в чине освящения совершаемом священником. Трудящиеся в учреждении люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно.

Освящение транспорта

Довольно большое время нашей повседневной жизни мы проводим в автомобиле. К тому же мы понимаем, что любое транспортное средство является предметом повышенной опасности и для водителя, и для окружающих людей. Все это побуждает христиан обращаться к Богу с тем, чтобы Господь сохранил нас и наши автомобили, помогал в пути, защищал, чтобы благополучно путь на нем завершался после каждой поездки. Освящение автомобиля – это благословение автомобиля и владельцев его. Христианин, освящая транспорт, посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. То же относится не только к автомобилю, но и к лодке, катеру, мотоциклу, скутеру, летательным аппаратам и т.п.

Перед освящением машины подгоняют к храму. Нужно открыть капот, двери и багажник автомобиля с тем, чтобы священник мог окропить весь автомобиль святой водой. Священник читает ряд молитв и затем кропит машину святой водой. В салоне автомобиля на передней панели помещается икона.

Справочник православного человека. Обряды Православной Церкви

В церковной лавке нашего храма, или любого другого можно приобрести икону, которая с помощью клея или магнита легко крепиться к поверхности панели.

Освящение автомобиля налагает определённые обязанности. После освящения в автомобиле нельзя курить. Водитель должен стараться не нарушать правила дорожного движения. Если водитель ведет себя на дороге некорректно по отношению к другим участникам дорожного движения, рискует безопасностью людей – он совершает грех. И грех будет ещё тяжелее, если все эти нарушения будут совершаться в освящённом автомобиле.

Человек должен помнить, что машина – всего лишь средство передвижения. Освящая машину, он стремится освятить себя, сохранить свою бессмертную душу. Освящение автомобиля – это совместная молитва и Божие Благословение через священника, поэтому во время чина освящения автомобиля необходимо молитвенное участие владельца транспорта и его спутников.

Если пока не получается освятить машину, можно повесить икону и, садясь за руль, помолиться перед ней о благополучной дороге.

Освящение плодов

В Ветхом Завете богоизбранному народу было заповедано приносить начатки плодов, над которыми священник совершал обряд возношения.

Этот обряд знаменовал собой освящение плодов, а также благодарность Господу, от Которого исходит «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» (Послание Иакова 1:17). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утверждённый Божественной заповедью, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета перешёл в состав священнодействий новозаветного богослужения. Церковным уставом было заповедано христианам приносить в храм виноградные плоды для благословения в праздник Преображения Господня. В нашей же стране, на большей части территории которой виноград не растёт, в храм на Преображение приносятся преимущественно яблоки, груши, уже вполне созревшие к этому дню. Отсюда и народное название этого праздника – «яблочный Спас». В Требнике, в 10-й главе говорится также об овощах, которые должны приноситься «в своё время ко храму на благословение».

На освящение винограда и яблок, а также на освящение овощей в Требнике имеются две молитвы, читаемые священнослужителем. В этих молитвах Святая Церковь от лица своих чад просит Бога освятить начатки овощей и плодов, дабы они вкушающим были «в веселие» и «во очищение грехов». По прочтении молитв приношения, при пении праздничного тропаря, плоды окропляются святой водой.

Освящение иконы и нательного креста

Освящение иконы и нательного креста происходит в храме во время водосвятного молебна или по отдельной просьбе, с которой вы можете обратиться к священнику.

В Русской Православной церкви традиции иконы принято освящать. Для этого священник выполняет особый обряд – чин освящения и благословления иконы, окропляя её при этом святой водой. После освящения икона используется для молитвы и богообщения.

Если вы покупаете икону и нательный крест в храме или монастыре, то в большинстве случаев они уже освящены, и вам не нужно повторно совершать этот обряд. Обязательно уточните у продавца, освящены ли образы, которые вы желаете купить. Также образки, иконы и нательные кресты должны соответствовать православным канонам.

Икона и нательный крест освящается в следующих случаях:

  • Если икона вновь написана или подверглась реставрации;
  • Если икона претерпела поругание, была осквернена (к примеру, выброшена в мусор);
  • Нательные кресты можно передавать на освящение как с цепочкой, так и без;
  • Не подлежат освящению крестики, сделанные по католическому образцу (внешне это выражается в том, что ноги Спасителя на Распятии сложены крестообразно и прибиты одним гвоздём, а не двумя, как в православной традиции);
  • К нательному кресту следует относиться благоговейно, стараться никогда не снимать его. В случае, когда маленький ребенок хватается за свой крест, подносит его к лицу и может причинить себе вред, крестик следует поместить рядом с ребёнком, к примеру – над его кроваткой. Не следует носить нательный крест поверх одежды, выставляя его напоказ.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *