Собор Пресвятой Богородицы

Православный календарь богат религиозными праздниками. Значимые даты в его рамках установлены в знак чествования Бога, многочисленных святых, определенных событий, сыгравших существенную роль в становлении и укреплении христианской веры, и, конечно же, Пресвятой Богородицы – главной заступницы и покровительницы всего человечества. Известны любому, хотя бы мало-мальски верующему человеку такие крупные светлые праздники, прославляющие Деву Марию, как Рождество, Благовещение, Успение. На следующий за Рождеством Христовым день православная церковь отмечает одну из подобных религиозных дат, имеющую характер более специфичный – Собор Пресвятой Богородицы.

Описание праздника

8 января – день, когда весь православный мир вспоминает о Деве Марии как о матери Иисуса Христа: сына Божьего, Спасителя человечества, Мессии. Эта земная праведная женщина была избрана Творцом для рождения человека, в котором воплотился сам Господь и его замысел; человека, коему небо уготовило необычную и одновременно с тем великую по своей сути судьбу – искупление человеческих грехов путем принесения себя в жертву.

Именно в честь предназначения избранной, что Дева Мария с достоинством и не без помощи Божьей воплотила в жизнь, пронесла сквозь годы своего земного существования, и установила христианская Церковь столь важный религиозный праздник — Собор Пресвятой Богородицы – 8 января, сразу после Рождества Христова. В это день священнослужители и верующие обращаются к Богоматери с торжественными хвалебными песнопениями, благодарственными речами. В храмах проходят службы, как и за день до сего праздника, в рамках которых непременно звучит наполненный неподдельной радостью тропарь: «Пречистая Богомати, Богородица, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары ти приносят, Госпоже, многи мирстия людие. Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша».

Дата сия отмечается в соответствии с церковной традицией: вспоминать после важного события, посвященного Богу, Сыну Божию, или с ним самим прямым образом связанного, лицо, сыгравшее главную роль в том, что событие это произошло.

Православный праздник Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы – не единственный праздник, совершаемый по такой специфической схеме. Есть, к примеру, Собор святого Иоанна Крестителя, отмечаемый на следующий день после Крещения Господня; Собор Архангела Гавриила, установленный сразу же после Благовещения Пресвятой Богородицы и т.д.

Следует отметить, что праздник 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, как матери Иисуса Христа, но также и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к Пречистой при ее жизни на грешной земле. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память:

  • святого Иосифа Обручника, называемого так, потому что он по благословению первосвященника обручился с Девой Марией, дабы защищать ее чистоту и девство;
  • царя Давида, являвшегося предком Иисуса Христа по плоти;
  • святого Иакова, сына Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом участвовал в сопровождении Богородицы со младенцем Иисусом во время бегства в Египет.

История праздника

Собор Пресвятой Богородицы имеет достаточно древнее происхождение. Установление сей религиозной даты произошло, когда христианская Церковь, по сути, только начинала свое формирование. Первые упоминания о празднике Собора Пресвятой Богородицы относятся к IV в. н.э. Они обнаружены были в поучениях Амвросия Медиоланского, Епифана Кипрского и Августина Блаженного, посвященных Рождеству Христову. В данных «лекциях» восхваление Иисуса Христа плавно перемежается с прославлением произведшей его на свет Богородицы. Официально праздничную дату установили в 681 г. на Шестом вселенском Соборе. Указание на это событие и сам христианский праздник содержатся в правиле 79 документа, относящегося к данной своего рода религиозной конференции.

Собору Пресвятой Богородицы, как и большинству христианских дат, связанных, так или иначе, с личностью Девы Марии, посвящена икона. Она представляет собой символический вариант иконы «Рождество Христово». В центре композиции находится Богоматерь с Иисусом-младенцем на руках, сидящая на троне. Вокруг нее изображены ангелы, волхвы и пастухи, а еще Отцы Церкви и христианские гимнографы, восхваляющие Пречистую. Иконография Собора Пресвятой Богородицы сербского происхождения. На Руси она известна с XIV столетия.

деструктивнаяпсевдохрист. секта (др. название «Церковь Божией Матери преображающейся», в наст. время «Православная церковь БожиейМатери Державная»). Основателем является Иоанн Береславский (В. Я.

Собор Пресвятой Богородицы: что за праздник и почему мы его отмечаем?

Янкельман род. в 1946; в 1971-1990 наблюдался в психоневрологическом диспансере, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы). В сер. 70-х гг. XX в. Береславский крестился в правосл. церкви, но увлечения оккультизмом не оставил; затем вошел в число почитателей «почаевской старицы Евфросиньюшки», к-рая в конце жизни объявила себя «четвертой ипостасью Троицы». В 1984 г., в Смоленске, перед иконой Одигитрии Береславскому было видение, к-рое он истолковал как явление Божией Матери, после чего объявил себя пророком, собрал группу единомышленников и вместе с ними разработал учение о третьем, «Богородичном завете», к-рый отменяет все предыдущие и является новой эпохой в истории человечества. Береславский утверждает, что ему почти ежедневно является Богородица и диктует откровения, к кон. 2002 г. их набралось более 40 томов. По его словам, в 1985 г. он был пострижен в монашество с именем Иоанн и рукоположен во иерея в катакомбном мон-ре архиереями Синода катакомбной Церкви «схимитрополитами Геннадием (Секачом), Феодосием (Гуменниковым) и схимитрополитом Григорием». Однако, согласно «Окружному посланию иерархии Тихоновской катакомбной Истинной православной Церкви» от 21 мая / 3 июня 1992 г., подписанному «схимитрополитом Феодосием» и «митрополитом Епифанием», и справке «Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви — Московского епархиального управления» от 13.02.93, выданной за подписью «епископа Никона (Ламекина)», Береславский и его ближайший сподвижник «Петр» Большаков были «рукоположены» только в 1988 г. «митрополитом Феодосием», к-рый в 1992 г. вместе с «митрополитом Епифанием» запретил их в служении, а потом изверг из сана и отлучил от своей церкви за «параклитскую ересь третьего завета».

Сначала созданная Береславским орг-ция называлась «Российская автокефальная Православная Церковь», но зарегистрировалась эта группа в Москве как «Московская городская профсоюзная организация священников и монашествующих» (1991), затем была преобразована в общественно-просветительский фонд «Богородичный центр» (с 27 апр. 1993 «Фонд Новой святой Руси»). В 1992 г. Береславский создал еще одну структуру — «Церковь Божией Матери Преображающейся», в февр. 1997 г. Минюстом РФ было зарегистрировано централизованное религ. объединение «Православная Церковь Божией Матери Державная». В Москве сектанты впервые появились в 1988 г. среди прихожан храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. В 1989 г. возникли первые «монашеские» поселения на Украине и на Волге. В июне 1991 г. в Москве состоялся первый «Богородичный собор», на к-ром было принято офиц. наименование «Церковь Божией Матери» (всего прошло 19 соборов).

Б. ц. активно налаживал контакты с римо-католиками и в нач. 90-х гг. получал от них материальную поддержку; но в наст. время Римско-католическая Церковь официально заявляет, что не имеет к Б. ц. никакого отношения. Центр ищет союзников среди т. н. марианских церквей и маргинальных католич. групп, к-рые особое внимание уделяют почитанию Девы Марии, а также среди отколовшихся от римо-католиков сект. Их отличительной чертой является то, что место Христа в их сотериологических доктринах занимает Дева Мария и христианство превращается, т. о., в «марианство».

По сведениям, предоставленным руководителями Б. ц., на 2002 г. в РФ было зарегистрировано 30 общин, 100 чел. «духовенства» (в т. ч. 7 «епископов»), на кон. 1999 г. «монашествующих» в московской жен. общине было 12 чел., в муж.- 15 чел. (обет монашества дается как временный, на 1-3 года, так и постоянный). В Чеховском р-не Московской обл. сектой приобретен большой земельный участок, на к-ром построен монастырский комплекс «Гефсимания». В академии «Свет Марии», имеющей очное и заочное отд-ния, а также филиал в С.-Петербурге, готовятся кадры «богородичного духовенства». К 1999 г. выпущено более 250 наименований авторских книг и переводов (не считая периодических изданий). Изд-вом «Новая святая Русь» выпускаются: газеты «Милосердие Богородицы» (тираж от 10 до 30 тыс.), «Рыцарь веры», ж. «Оазис мира» (1995-1996 — тираж 5 тыс.), «Церковный календарь Державной»; действует хорошо оборудованная студия аудио- и видеозаписи. С 1991 г. сектой проведено не менее 50 «выставок» на темы: «Явления Божией Матери в XX в.», «Собор святых новомучеников» и т. п.

Учение Б. ц. основано на откровениях Береславского, переработанных для паствы «генерал-епископом» Большаковым. Перед наступлением 1000-летнего царства людям необходим третий Завет от Девы Марии, к-рый доходит до них через «матриарха и пророка» Иоанна Береславского. Бог теперь являет Себя в мире только через Богородицу, к-рая наделяется чертами некой «четвертой ипостаси Божества». Она называется «Превечной Девой, стоявшей при сотворении мира», к-рая «входила в Превечный Совет Троицы».

У Марии есть особый источник мистической благодати, т. к. евхаристическая благодать, идущая от Христа, более недействительна. Искупительная миссия Христа дополняется и постепенно заменяется искупительной миссией Марии, сердце к-рой страдает при виде падшего мира. Она была сораспята со Своим Сыном и стала соискупительницей мира, сопричастницей страстей Христовых, «понесшей на Себе греховную чашу Ветхого Адама», и поэтому именно Деве Марии поручен суд над этим падшим миром. Чтобы помочь миру, Мария через Свои явления в Лурде, Фатиме, Меджюгорье и Каире показывает человечеству, что спасение — в преображении Церкви. Оно должно совершиться через 5 мистических вех, 3 из к-рых уже обозначены: явление иконы Божией Матери «Державная» (1917), «великая победа Марии над «красным коммунистическим драконом» (1991) и создание «Церкви Непорочной Девы» (т. е. Б. ц.); 2 ожидаются в ближайшем будущем: явление образа Божией Матери во все небо и излияние некой «Солнечной Пятидесятницы».

В Б. ц. существует по меньшей мере «5 крещений»: водное — «очищает и предохраняет от болезней тело, но душа остается открытой стрелам лукавым»; «крещение Духом» — «принятия веры и покаяния»; «огненно-кровное крещение» — высший тип, предназначенный для избранных и представляющий собой «свидетельство, кризис, болезнь, буйство веры и, наконец, жертву живота» (Огненный столп покаянный. С. 19). Кроме 3 прижизненных «крещений» «богородичники» учат еще о «небесном крещении до воплощения» и о «небесном крещении» после смерти (В преддверии Армагеддона. С. 7, 10).

Учение о Втором пришествии Христовом связывается идеологами Б. ц. «с началом тысячелетия Иисуса Христа, Ему отводится скрытая миссия («на облаках небесных»), Державной Божией Матери — триумфальная» (Проповеди. С. 135).

Сегодня, считают они, человечество вступает в завершающий этап христ. истории — наступают последние времена, грядет преображение мира. Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. «Богородичники» проповедуют апокатастасис — всеобщее вечное спасение: вечность мук дана только «в субъективном переживании»; Богородица «взяла на Себя грехи мучеников преисподней», и «Страшный Суд будет заменен Преображением, ад будет закрыт».

Характерная особенность учения «матриарха и пророка» Береславского — восприятие мира через проблемы сексуальности. Он утверждает, что мужчина может стать свободным, лишь освободившись от культа женщины, жены или матери. На человеке лежат грехи всего его рода — «родовая чаша», они передаются через женщину при зачатии. Греховное жен. начало концентрируется в таинственном существе жен. рода, называемом «домашней прабогородицей», «супротивницей», «дьяволицей семи кровей», «княгиней космической сферы», «матерью антихриста», «блудницей вавилонской» и т. д.

В текстах, объясняющих подробности взаимоотношений мужчины и женщины вплоть до физиологических, употребляются даже нецензурные слова и выражения. Женщина — человек 2-го сорта, низшее несовершенное существо, достойное лишь растительного существования. Бог сотворил Адама и Еву бесплотными, затем Сатана проник в Еву, создав в ней «свой престол через запечатление своего образа — магическую трансплантацию в чресла Евы жупела блудного разжения». Т. о., женщина стала полусатанинским существом, подверженным влиянию вампиров и рожденным с предрасположенностью к вампиризму и к гибели. Женщины, желающие спастись, должны отказаться от всякой индивидуальности и служить мужчине. Жен. греховное начало действует на мужчину, мгновенно превращая его в женоподобное существо, столь же подверженное «вечной гибели», как и сама женщина. Отсюда очевидно, что отречение от семьи и матери (самое негативное слово и понятие для идеологов Б. ц.) — необходимый и неизбежный вывод из учения «богородичников». Одно из средств для приведения адептов к послушанию при посвящении в члены Б. ц.- чин отречения от матери, в к-рый может входить задание ударить собственную мать по лицу или плюнуть на ее могилу.

По сообщениям очевидцев, члены Б. ц. подвергаются жесточайшей эксплуатации и надругательствам; к детям применяются жестокие физические наказания. Животная пища исключается полностью (часто вменяется сухоядение и сыроядение), сон не более 2-3 часов в сутки. Службы («Космические литургии») включают в себя т. н. «пластические молитвы» (плавные синхронные приседания, размахивания руками и раскачивания), к-рые сектанты исполняют, двигаясь по кругу перед статуей Богоматери и постепенно впадая в экстатическое состояние. Все это сопровождается часовыми экзальтированными, алогичными (часто со сквернословием) речами Береславского. В конце может быть разыгран спектакль («мистерия», или «миракль»). Супружеская жизнь адептам до недавнего времени запрещалась вовсе, а теперь не рекомендуется. Все эти правила не распространяются на руководителей секты.

Ист.: Ангельский покров: Откровение Божией Матери в России. М., 1991; В преддверии Армагеддона. Кемерово, 1991; Огненный столп покаянный. М., 1991; Богородичный Собор. М., 1991. Сб. № 2; ИоаннБереславский,архиеп. Армагеддон над Россией. М., 1991; онже. Проповеди. М., 1998. С. 135; он же. Родовой поток. М., 1993; онже. Белое Евангелие: Об уникальных явлениях Божией Матери последнего времени. М., 1995; онже. Державный катехизис. М., 1997. С. 75. Лит.: МорозА.,свящ. Секта «Богородичный центр» // Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994; ФилатовС. Современная Россия и секты // Иностранная лит-ра. 1996. № 8; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справ. Белгород, 1997.

А. Л. Дворкин

За материнский подвиг, за беспримерную покорность Богу, за невысказанные страдания и смирение, и за то, что с нее началась новая духовная летопись человеческого рода, 8 января Православная церковь славит Пречистую Божью Матерь.
Соответствуя церковному обычаю, после важных событий, посвященных Божьему Сыну, вспоминать тех, кто играл значимую роль при его жизни, Собор Пресвятой Богородицы празднуется сразу же на другой день после Рождества Христова. Первые упоминания о празднике встречаются еще в раннем христианстве — в 681 году, когда указом VI Вселенского Собора было положено начало этому светлому дню.

Собором праздник именуется потому, что в этот замечательный день проходит общее (соборное) чествование и других святых, приближенных к Марии: верующие славят святого Иосифа Обручника — с высоким почтением служившего Матери Божией и ее сыну Христу; Царя Давида, из чьего рода пришел в мир Спаситель; Святого Иакова — брата Христова и одного из его первых апостолов, находившегося рядом с богоизбранным семейством, спасающимся бегством в Египет во время гонений царя Ирода.

В великий праздник Собора Пресвятой Богородицы во всех православных храмах проходят торжественные службы. Священнослужители и верующие исполняют церковные хвалебные песнопения, обращаются к Богоматери, благодарят, произносят признательные слова и молятся перед иконами с ее изображением.

В старину Собор Пресвятой Богородицы был не только религиозным праздником, но и удачным случаем для сбережения народного обычая, потому что русские традиции не исчезли бесследно с появлением христианства.

8 ЯНВАРЯ — СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

На Руси этот день совмещался с особенным женским днем — "Бабьи каши". С самого утра хозяйки варили вкусную кашу, пекли пироги, кормили всю семью, а затем направлялись в церковь, чтобы преподнести угощение для Пречистой. Вернувшись из церкви, они собирали кушанья: пироги, домашнее мясо, сало, хлеб или муку и отправлялись на поклон к бабкам-повитухам, чтобы принимающие новорожденных, ни испытывали нужды ни в чем. Трудно в этом не заметить символическое сравнение, скрытый намек на то, что Божья матерь сама принимала появившегося на свет младенца Христа.

Весь православный мир 8 января вспоминает о Деве Марии, о земной праведной женщине, которой Творец уготовил необычную и великую судьбу, о женщине, ставшей матерью Божьего сына, Спасителя и Мессии, принесшего себя в жертву ради искупления человеческих грехов.

Какой Сегодня Праздник

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с.Отрадное)

1901г. – первоначальное возведение Покровского храма (с.Отрадное — ранее с.Выкрестово).

Решение о строительстве храма было принято в 1893 году. В 1901 году работы закончили. Строительство храма велось по проекту воронежского архитектора С.Л. Смыслова. Храм был освящен 17 апреля 1901г. в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор Пресвятой Богородицы

Из немногочисленных исторических документов известно, что храм освящал архимандрит Петр, настоятель Никольской Церкви. Сохранился памятный знак в виде плиты с указанием того, что церковь открыта во время царствования Николая II. : «Въ церковь Покрова Пресвятой Богородицы / въ 1901 года февраля 26 дня / при царствовании государя императора Николая II Александровича/ в паству епископа преосвященнейшего Анастасiя / при священнике протоiерее Филиппе Богомолове / при старателяхъ и благотворителей храма сего».

Первым священником этого храма был Нестеров Петр Нестерович. С 1903 г. его сменил священник Тихон Васильевич Черницкий, служивший все последующие годы. Псаломщиком в храме был Константин Скрябин, а с 1911 года – Алексей Серков

В 1910 году при Покровском храме создали библиотеку. Через год, в 1911г., при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучалось 199 детей. В 1914 году, из-за большого числа жителей в селе, произведена реконструкция и увеличение здания храма.

В годы советской власти,17 августа 1930 года, был сброшен колокол, и храм закрыли. В этом же году умер священник Тихон Черницкий (похоронен около храма). Все последующие годы здание храма использовалось в качестве склада минеральных удобрений и овощехранилища, было сильно разрушено.

Начало восстановления храма приходится на 1991 – 1996 годы. По инициативе жителей села и благословлению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия началось восстановление храма Покрова в селе Отрадное. Начался отсчет новой истории храма. Благодаря неоценимому энтузиазму женщин – прихожанок храма, был организован сбор пожертвований в своем селе, в селе Бабяково, на рынках города, возле храмов. Многие откликнулись на этот призыв. На собранные деньги стали завозить строительные материалы. Одновременно шла работа по очистке храма и территории вокруг. Целые семьи безвозмездно участвовали в этой тяжелой и вместе с тем благодатной работе.

В реставрации храма принимали участие местная, районная и областная администрации, а также нашлось немало благотворителей в городе Воронеже. Были проведены все виды капитального и внутреннего ремонта. Сооружены временные деревянные надстройки купольной части храма. По окончанию работ, в 2001г. благочинный округа протоиерей Петр Петров с клиром благочиния освятил храм.

2003-2005г. – восстановление первоначального внешнего вида храма – возведение кирпичной колокольни и 5-ти купольной крышной части храма (вместо временной деревянной конструкции), полная замена крыши (деревянной и металлической частей), восстановление наружной штукатурки, побелка храма. Замена внутреннего убранства храма, обновление икон храмовой части и иконостаса (иконы выполнены профессиональным художником на дереве, стилизованы под иконы, существовавшие при возведении храма 1901г.). Проведение внутреннего косметического ремонта. Подключение газового отопления, организация водоснабжения. Строительство новых зданий трапезной, воскресной школы, мастерских и иных хозяйственных построек (забор, ворота, хозблок).

2006-2007г. — начало формирования Отраднинского храмового комплекса (начало строительства Храма свмч. Георгия Победоносца со встроенной купелью для совершения Таинства крещения с полным погружением, а также для проведения богослужений для родителей с детьми; начало строительства детского приюта для бездомных детей).

2009-2011г. – восстановление внутреннего вида Покровского храма, существовавшего при возведении в 1901г. (лепнина, штукатурка, отделка), полная замена отопительной системы, окон, дверей, замена центральной части иконостаса, оснащения алтаря, благоустройство территории, завершение формирования звонницы (оснащения 10-тью колоколами).

Покровский храм — большая кирпичная церковь в стиле классицизма, центральная часть прямоугольного в плане здания выделена пятиглавым четвериком, над западным входом поставлена шатровая колокольня. Храм однопредельный. Основание храма — «корабль». Вмещает свыше 1000 прихожан. Земельный участок 5468 кв. м.

В храме находятся особо чтимые иконы Божией Материи – «Иверская» и «Скоропослушница». Иконы афонского письма были переданы в дар храму прихожанами.

Покровский храм, расположенный в селе Отрадное, внесен в перечень объектов культурного наследия.

Храм великомученика Георгия Победоносца

Новое здание. Построен рядом с Покровским храмом, входит в состав Отраднинского храмового комплекса.

2006г. – начало строительства.

2008г. — окончание строительства здания храма, включая крышу, купольно-крестовое оснащение крыши, внешняя отделка, пороги, двери, окна, подведение коммуникаций.

2009-2011г. – внутренняя отделка, внутренние коммуникации, укладка цветной половой плитки, отделка купели для совершения Таинства крещения с полным погружением, изготовление и монтаж деревянного резного иконостаса, написание икон.

20 декабря 2012 года храм освящен митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.

Небольшая кирпичная церковь, стилизующая формы провинциального барокко. Прямоугольная в плане постройка, увенчанная световым восьмериком под куполом с люкарнами и главкой. Архитектор А.А.Радин.

Храм однопрестольный, предназначен для совершения праздничных и воскресных служб для прихожан с детьми.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *