Церковь Климента папы Римского известна еще со Смутного времени, когда в 1612 году деревянный храм на этом месте захватили войска гетмана Ходкевича.

Что есть что в церкви

Но 24 августа под стенами стоявшего возле храма Климентьевского острожка казаки и ополченцы во главе с Мининым и Пожарским разбили войска Ходкевича, который направлялся на подмогу засевшим в Кремле полякам. Это ускорило освобождение Москвы.

Около 1636 года здесь появилась церковь Знамения с Никольским приделом. В середине XVIII века Климентовский храм разобрали, и в 1756-1758 годах к Знаменской церкви пристроили трапезную и колокольню. Они сохранились. Саму церковь перестроили в 1770 году на средства купца К.М. Матвеева. Ходят легенды, что он был лишь подставным лицом для находящегося в опале Бестужева-Рюмина. Однако это маловероятно, ведь богатый купец Матвеев жил прямо напротив церкви.

Большая загадка, кто же был архитектором храма Климента папы Римского. Предполагается, что проект выполнил П.А.

Церковь Климента Папы Римского

Трезини или кто-то из его учеников. Среди возможных авторов проекта также упоминают К. Бланка.

Путеводитель по архитектурным стилям

Храм в Москве появился практически одновременно с Климентовским храмом в Петербурге. Поэтому вероятно, что оба здания выполнил один архитектор. Этим и объясняется нехарактерный для Москвы стиль «петербургского барокко».

Храм Святого Климента стал самой крупной церковью в Замоскворечье. А внутренняя отделка этого огромного здания продолжалась до 1774 года.

После смерти благотворителя храма, К.М. Матвеева, Климентовская церковь постоянно нуждалась в деньгах. Поддерживать в должном состоянии ее богатое убранство не удавалось. То есть крупнейший храм в Замоскворечье был одним из беднейших в Москве. Хорошо еще, что церковь почти не пострадала в 1812 году.

Закрыли храм Климента папы Римского в 1933 году. До 2008 года здание церкви использовали под книгохранилище Российской Государственной библиотеки, хотя еще в 1990 храм официально вернули Церкви. Сейчас богослужения возобновились.

А вы знаете что-то еще о церкви Климента, папы Римского?

/ Просмотров: 6005 /

Церковь Святого Николая (Котор)

В северной части черногорского города Котор располагается удивительная православная церковь Святого Николая (Сrkva sv. Nikole или St. Nicholas Orthodox Church). Она привлекает внимание не только паломников, но и туристов, которые желают познакомиться с историей православного храма.

Описание святыни

Строить кафедральную церковь начали в 1902 году. Раньше на этом месте находился храм, который в 1896 году сгорел от удара молнии.

Новости храма

От него остался только золотой крест, подаренный митрополиту Петру Второму Негошу Екатериной Великой. Через 7 лет после начала возведения, в 1909 году, звон колоколов призвал прихожан на первую службу. Дата основания указана на фасаде здания.

Главным архитектором являлся известный в то время хорватский специалист – Чорилл Ивекович. Храм выполнен в византийском стиле, он имеет один неф и 2 колокольни, расположенные на главном фасаде. Благодаря этому церковь хорошо видно с разных точек города.

Главный вход святыни находится на площади Св. Луки, он украшен мозаичным изображением Святого Николая. К храму примыкает городская стена, откуда открывается лучший вид на церковь.

Что можно посмотреть в храме?

Внутреннее убранство церкви Святого Николая поражает своей красотой и богатством. Помещения здесь большие и просторные, а иконостас притягивает к себе внимание с любого уголка, ведь его высота достигает 3-х м. Он украшен серебряным орнаментом и декорирован крестами, подсвечниками и другими предметами. Его автором является чешский художник Франтишек Зинглер.

В храме хранится большая коллекция редких икон, например, почитаемая сербами Троеручица Пресвятой Богородицы. В ризнице находятся:

  • древние рукописные и церковные печатные книги (произведение «Жертвоприношение Авраама», изданное в 1799 году);
  • архивные документы, уцелевшие после пожара;
  • старинные облачения священников;
  • художественные изделия;
  • ценные вещи, подаренные благодарными паломниками и зажиточными верующими.

Во внутреннем дворе храма располагается родник, который славится целебными свойствами. Здесь можно освежиться в летний зной, набрать святой воды, ведь она не только полезная, но и очень вкусная.

Чем еще знаменита святыня?

Церковь Святого Николая является главным храмом города Котор и, соответственно, самым большим. Она покровительствует путешественникам и морякам, относится к Сербской Православной Церкви Черногорско-Приморской митрополии. Поэтому фасад здания украшает флаг соседней страны.

Это единственный храм в населенном пункте, где совершаются ежедневные богослужения. Служба сопровождается потрясающим мужским хором и проводится 2 раза в день:

  • в 08:00 утра проходит утренняя;
  • в 21:00 – вечерняя.

Здесь продают необычные толстые свечи, которые нужно накалывать на стержень. Работники церкви и священники хорошо говорят на русском языке, поэтому проблем, чтобы заказать литургию, послушать молебен или приобрести необходимые товары, у вас не будет. Заходить в храм следует в одежде, которая закрывает колени и плечи, а женщины обязательно должны покрывать голову.

В 2009 году церковь отметила свое 100-летие. К этой дате в храме провели комплексную реконструкцию. В 2014 году сюда привезли 4 большие новые иконы, созданные российским художником Сергеем Присекиным. На них изображены евангелисты: Лука, Иоанн, Марк и Матфей.

Как добраться?

Из центра города Котор до церкви можно дойти пешком или доехать на автомобиле через Ulica 2 (sjever-jug). Время в пути составляет до 15 минут.

  • Адрес: Trg Sv. Nikole Stari grad bb, Община Котор 85330, Черногория
  • Время работы: 8:00 – 21:00, ежедневно
  • Год основания: 1909
  • Состояние: действующая
  • Конфессия: Православие (Сербская церковь)
  • Митрополия: Черногорско-Приморская
  • Сайт: mitropolija.com

Котор — достопримечательности:Все достопримечательности Котор

Все места

Описание Церкви св. Климента на Климентовском переулке в г. Москва

Древнейший их них находится на Пятницкой улице на углу с одноименным -Климентовским — переулком, названной по церкви. Великолепный красно-белый пятиглавый храм, лучший и редчайший в Москве памятник елизаветинского , или как еще говорят, растреллиевского барокко "как бы приосанивает эту бойкую, несколько неопрятную артерию Замоскворечья," — писал петербуржец Олег Волков. А впечатление петербуржца очень важно для москвичей — "свежий взгляд" жителя строгой, северной столицы оттеняет свое привычное московское, тем более, что этот храм напрямую связан с Петербургом.

Само место, где стоит храм, вошло в военную историю Москвы: в старину здесь находился Климентовский острожец — "крепостца на Ордынцах", где в 1612 году произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском под предводительством гетмана Ходкевича. В то время и упоминается уже эта замосквореченская церковь: ее главный престол был освящен во имя Преображения Господня.

К середине XVII века храм был каменным, возведенный на месте старого деревянного, а в 1662 году думный дьяк Алексей Дуров, живший поблизости, соорудил здесь новый храм с приделами Знамения и Никольским. С этим строительством связано одно предание: в 1636 году по ложному доносу дьяк был оклеветан перед царем Михаилом Федоровичем и осужден на казнь. Дьяк взял с собой в тюрьму икону Знамения, и там ему было чудесное видение: он узнал, что будет освобожден и останется жив. Такое же видение было в ту же ночь и царю, который наутро немедленно оправдал и освободил дьяка. В память и в благодарность о чудесном спасении дьяк выстроил близ своего дома каменную церковь со Знаменским приделом.

Ныне существующая церковь была построена на месте прежней в 1742-1774 годах — так надолго растянулось ее строительство, которое связывают с именем елизаветинского канцлера А.П. Бестужева-Рюмина. Его московские палаты стояли в приходе этой церкви. Настоятель все время просил у богатого вельможи денег на обновление обветшавшего храма, однако тот, постоянно занятый государственными и придворными делами, то и дело отказывал — пока на престол не взошла императрица Елизавета.

Она тотчас распорядилась воздвигнуть в Петербурге в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей на верность, церковь Преображения с приделом в честь св. Климента, папы Римского. Проект новой петербургской святыни был заказан крестнику Петра I архитектору Пьетро Трезини, строителю знаменитого собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.

И тогда Бестужев, участвовавший в дворцовом перевороте, решил построить такой же храм в Москве, наподобие петербургского, и наконец-таки дал 70 тысяч рублей. К лету 1742 года ветхий замосквореченский храм был разобран, и состоялась закладка нового.

К постройке этой московской церкви даже приглашен был сначала тот же Трезини, однако Бестужев то энергично возобновлял работы, то охладевал и оставлял их, уезжая в Петербург, так что в итоге строительство было закончено уже после его смерти и после кончины самой Елизаветы Петровны — при Екатерине Великой.

К тому же в середине 50- годов канцлер еще попал в опалу и строить такой храм сам, под своим именем не мог, поэтому появилось подставное лицо — коллежский асессор Козьма Матвеев, один из бывших подчиненных Бестужева по ведомству "иностранной части", или, может быть, просто обычный московский купец 1-гильдии, точно живший в приходе Климентовской церкви, который и возглавил официально ее строительство своим иждивением. Его "коштом" в 1769 году действительно был отлит большой колокол.

Впрочем, эту версию о строительстве замосквореченского храма не всегда считают доказанной. Проект церкви приписывают действительно Трезини, однако, как известно, в 1751 году архитектор уехал из России на родину, и заканчивать церковь поручили кому-то другому. Академик И.Грабарь считал, что эта церковь выпадает из московского круга и наделена скорее "чертами петербургской архитектуры" высокого стиля. Появилась версия, что Трезини только составил проект, но он не был воплощен реально, и храм выстраивала группа московских архитекторов под руководством И.

Церковь Климента папы Римского. Привет из Петербурга.

Яковлева.

Некоторые исследователи считают, что, возможно, архитектором храма был вернувшийся в 1754 году из Киева И.Ф.Мичурин, построивший там знаменитую Андреевскую церковь, или же московский храм поручили достраивать архитектору К.И.Бланку, много строившему в первопрестольной.

Наиболее вероятно, что церковь построил ученик Расстрели А.Евлашев — эта версия традиционная и общепринятая. Так, с такими трудностями и мучениями все-таки появился в Москве этот прекрасный исполин Замоскворечья.

Кстати, сама государыня Елизавета Петровна была очень набожна. Она так любила слушать церковное пение, что даже сама иногда пела в церковном хоре, и всю службу всегда стояла на клиросе рядом с певчими, не пропуская ни одной. К Страстной неделе императрица специально выписывала из Москвы "громогласнейших диаконов" — и распоряжением высокопоставленных столичных чиновников никому на московском тракте не давали лошадей, пока не доберется из первопрестольной приглашенное духовенство.

И еще Елизавета так строго следила за соблюдением постов среди своих вельмож, что тот же Бестужев, изнемогший под присмотром строгой императрицы, однажды даже обратился к константинопольскому патриарху за разрешением "не есть грибного".

В 1932 году разрушили ограду этой церкви, а через два года закрыли и сам храм, обложенный непомерными налогами, его священников арестовали. Последний настоятель прот. Михаил Галунов одно время даже жил в колокольне церкви, а потом стал настоятелем церкви Всех Святых на Соколе, где создал великолепный хор. А здание церкви было передано библиотеке им. Ленина для фондового хранения, поэтому ее внутреннее убранство не полностью уничтожили — а в храме был древний семиярусный иконостас.

Паломнические поездки к Церкви св. Климента на Климентовском переулке в г. Москва

 Старинный московский район, располагаемый за Москвою-рекою, а от того и называемый Замоскворечьем, изобилует различными историческими и архитектурными памятниками. Один из них располагается на пересечении старинной улицы Пятницкой и переулка Климентьевского. Это один из крупнейших в этом районе православных храмов, его разноцветные купола видны издалека. Правда, некоторых гостей Москвы смущает то, что этот храм посвящен одному из первых Римских Пап, священномученику Клименту Первому. Ведь давно уже известно о разделении христианства на православие и католичество, которое произошло еще в 1054 году. А также о том, что Патриархи обоих церквей очень часто не могли найти общего языка, и даже открыто конфликтовали. Однако, нюанс в том, что Климента Первого в одинаковой мере почитают как католики, так и православные. И дело здесь в годах жизни и деятельности этого святого. Он родился в начале 1 века н.э., год точно не известен. В его жизнеописании указывается, что родился в знатной римской семье, получил превосходное образование, но потерял своих родных. Поэтому более его интересовали вещи духовные.

В возрасте 24 лет, узнав об учении Христа, он поехал в Александрию, а затем в Иудею, где ему посчастливилось встретиться с самим Апостолом Петром, и стать одним из ближайших его последователей. Поэтому сам Петр рукоположил Климента в сан епископа, и около 91 года тот возглавил Римскую христианскую церковь. Его еще называют Апостолом от Семидесяти, то есть, из числа посвященных непосредственно учениками самого Христа. Во время очередного гонения на молодую религию Климента призвали отказаться от веры, но Климент не предал свои убеждения. За это он был сослан на Инкерманские каменоломни, которые историки располагают в районе современного Севастополя.

Церковь Климента папы Римского

Там совершил он несколько чудес, в частности, открыл источник воды для каторжан. Это способствовало невероятной популярности святого во всем Херсонесе, люди стали принимать крещение. Узнав это, римский император Траян направил в Крым специальный отряд для усмирения бунта. А Климент был привязан к якорю и утоплен в море. Тело его, однако, было чудесным образом найдено последователями.

Поскольку житие святого проходило задолго до разделения христианства, поэтому он почитаем в обоих конфессиях, как один из преданнейших Христовых последователей. Поэтому неудивительно, что в Москве издавна существует храм, посвященный этому апостолу. Историки предполагают, что он мог быть заложен в конце 15 — начале 16 столетия в районе замоскворецкого Ленивого торжка. Отсюда когда-то Ордынская дорога вела в Золотую Орду, в этом районе поселялись ордынские посланники и проживали "толмачи"-переводчики. На торжок привозили свои товары заморские гости-купцы. Поскольку святой Климент известен еще и как покровитель морских путешествий, вполне возможно, что именно по инициативе иноземных торговцев и гостей был заложен первый деревянный храм в честь Климента. В царствование Иоанна Грозного в этом районе были "расквартированы" государевы воины — стрельцы. Предполагают, что в то время Климентовская церковь могла служить духовным центром ихней слободы. На карте времен Бориса Годунова под 1597 годом уже конкретно упоминается деревянная церковь в честь Климента. Здесь же располагалась защитная линия Климентовского острога.

Именно это место сыграло важнейшую роль в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов летом 1612 года. Здесь разыгралась кровопролитная битва между народными ополченцами и шляхтичами гетмана Ходакевича. Сначала утратив крепость, русские воины затем укрепились духом и в результате штурма уничтожили засевших там поляков. Это был первый успешный шаг в ходе освобождения Москвы. Естественно, в результат военных действий все сооружения острога, равно как и Москвы, сильно пострадали. Только после подписания в 1618 году мирного договора с Польшей принялись за восстановление поселения и храма. Уже с 1625 года Климентовская церковь снова появляется в летописных документах. В середине того же столетия думной дьяк Александр Дуров в честь своего чудесного спасения от царской опалы и смерти, пристраивает к существующему храму еще более обширный, названный Знаменским, в честь иконы "Знамение" и иконы Николая-Угодника. Исследователи считают, что указанная под 1662 годом "новая церковь Климента" и есть этот Знаменский храм.

В том виде, который имеет сейчас, храм был сооружен около 1770-1774 годов, перенеся до этого несколько перестроек. Средства на строительство выделил московский купец Кузьма Матвеев, тайный сподвижник графа Бестужева. На его же деньги был отлит и большой колокол. Затем приобретен еще один. Храм получился стройный, красочный, традиционный пятиглавный, в стиле московского барокко. В качестве автора проекта называют Пьетро Трезини, руководителем строительства называют некоего Яковлева. Именно церковь Климента надолго стала архитектурной доминантой дореволюционного Замоскворечья. После революции храм не был закрыт, а действовал до 1929 года. Затем его хотели снести, однако, помешал Комитет сохранения памятников истории. В РПЦ храм передали еще в 1990 году, однако, регулярные богослужения возобновили только в 2005 году. В результате реставрации храму было возвращено былое величие.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *