Главная  /  Москва  /  Монастыри Москвы  /  Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

По преданию, в начале XVI века великая княгиня Елена Глинская основала вблизи от кремля на высоком холме девичью обитель в честь рождения сына — будущего царя Ивана Грозного. Он родился в августе 1530 года накануне усекновения головы Иоанна Предтечи. Монастырь долгое время так и называли — Ивановским, лишь потом он стал называться Иоанно-Предтеченским женским монастырём. Содержался он на средства государевой казны.

По заказу царя Иоанна Васильевича в середине XVI века были написаны иконы для нового иконостаса и храмовый образ святого Иоанна Предтечи. Сегодня эта древняя икона, перед которой молились многие русские цари, находится в отреставрированном казанском пределе монастырского собора.

В 1737 и 1748 годах во время опустошающих московских пожаров горел и Иоанно-Предтеченский женский монастырь, но каждый раз восстанавливался. Как и в другие обители, сюда отправляли по императорскому указу особ, нарушавших нравственные законы общества. В 1768 году после суда в кандалах была прислана в монастырь на покаяние известная своей жестокостью помещица Салтычиха. Она содержалась как преступница в подземелье.

Расписание богослужений в Иоанно-Предтеченском монастыре

Ежедневно в Соборе Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна или домовом храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Будни — 7:30 — литургия, 17:00 — вечернее богослужение (9-й час в 16:45). Воскресные и праздничные дни — 17:00 — всенощное бдение, 8:30 — литургия (7:30 — исповедь).

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Понедельник — 17:00 — молебен святому Иоанну Предтече с акафистом и водосвятием (при совпадении с полиелейной службой молебен переносится на следующий день). Четверг — 16:00 — заказной молебен в часовне св. Иоанна Предтечи. Часовня Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем, открыта ежедневно с 8:30 до 20:00.

Официальный сайт Иоанно-Предтеченского монастыря

Сайт Иоанно-Предтеченского монастыря: http://ioannpredtecha.ru/

Адрес

Москва, Малый Ивановский пер., 2а, стр. 1
+7 (495) 624-01-50; 624-54-91

В конце XVIII столетия в обитель поступила насельница, личность которой долгое время оставалась тайной — это была инокиня Досифея, в миру — княжна Августа Тараканова, родная дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского. В монастырь отправляли не только преступников, но и опальных лиц из царской семьи.

К началу XIX века в монастыре оставалось только 17 постриженниц. После вторжения в Москву французов в 1812 году монастырь стона горел и снова был разграблен, а через год упразднён, и только в 1859 году, почти через полвека началось возрождение обители. Император Александр II лично утвердил архитектурный проект восстановления монастыря, автором которого стал известный московский зодчий академик Михаил Быковский.

При личном участии святителя Филарета был заложен новый монастырский собор, через 20 лет — в 1879 году Иоанно-Предтеченский монастырь заново открыт и освящён. В обитель находилась больница для монахинь и действовала иконописная мастерская. С началом Первой мировой войны все монахини стали шить бельё для русской армии.

После революции насельницы были изгнаны, имущество конфисковано и разграблено, мраморная гробница святой блаженной Марфы вскрыта и место перезахоронения мощей покровительницы монастыря до сих пор неизвестно. Постепенно ухоженный женский монастырь превращался в руины.

В 1992 году Иоанно-Предтеченский женский монастырь был возвращён церкви.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне Троице-Сергиева монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в.

Иоанно-Предтеченский монастырь — кусочек Флоренции в центре Москвы

монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692–1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656–1715).

Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г.

Церковь стоит не над самыми святыми воротами в монастырь, над которыми стоит башня, а впереди святых ворот (или стены, в которой ворота), на особой арке (причем в монастыре принято считать и называть святыми воротами главным образом именно эту арку).

Преподобный Сергий поставил над святыми воротами своего монастыря, после того как благоустроил его, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского, ангела великого князя Дмитрия Ивановича Донского, – деревянную церковь на деревянных, как и вся стена, воротах. В 1512 году в деревянной стене монастыря сделаны каменные (кирпичные) ворота, на которых была поставлена церковь во имя преподобного Сергия с приделом во имя святого Василия Парийского, ангела тогдашнего великого князя Василия Ивановича, причем сохранена была и прежняя деревянная церковь Димитрия Солунского. Когда была кладена монастырская каменная стена, церковь 1512 года, как приходившаяся в стороне от нее (т. е. впереди ее), осталась нетронутою и существовала до 1693 года. В сем последнем году она была разобрана, и на ее месте в продолжение 1693–1699 годов (на иждивение именитых людей Строгановых) была построена новая, доныне существующая, церковь, которая была посвящена уже не имени преподобного Сергия, так как его имени была посвящена только что перед тем построенная трапезная церковь, а имени Иоанна Предтечи (в честь его рождества). (Из описаний Е. Голубинского).

В большой пожар, бывший в лавре 17 мая 1746 года, церковь совершенно выгорела, так что после того в продолжение 1753–1760 годов была отделана совершенно заново (освящена в присутствии императрицы Екатерины 1 июня 1763 года). В 1827 году в ней возобновлено было настенное письмо.

Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи повторяют детали убранства Трапезной палаты: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам, с кудрявыми капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные раковины по верху стен и др. Вместе с тем положение полуколонн на фасадах четверика церкви необычное: они то неожиданно обрываются на половине высоты стены, не поддерживая ничего, то подвешены капителью к венчающему карнизу, не доходя до пола, и крепятся на фигурных кронштейнах. Классические ордерные формы теряют здесь свою конструктивную логику и используются лишь как декоративный элемент. Своеобразны и восьмигранные окна в окружении вставок из резного белого камня оригинального рисунка.

Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в её северо-западном углу была выгорожена одна келья, в которой до сих пор существует изразцовая печь — самая древняя из сохранившихся в монастыре.

Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и торжественно нарядным пятиглавием главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она усиливает стилистическое единство центральной части монастырского ансамбля.

В настоящее время в храме ежедневно совершается Таинство исповеди для паломников с 6 до 11 час., а с 14 час. – по особому чину, служба изгнания злых духов. 

Рубчейла. Часовня Иоанна Предтечи. Вторая половина 19 века.

Часовня Иоанна Предтечи. Вторая половина 19 века. Деревня Рубчейла.

Часовня Иоанна Предтечи находится в деревне Рубчейла в Карелии. Здание часовни Иоанна Предтечи в деревне Рубчейла в Карелии полностью деревянное. Вход в помещение начинается с декорированного крытого крыльца. Строение крыто двускатной крышей с венчающим ее шестиконечным крестом. В настоящее время часовня находится под контролем и опекой местного церковного управления, а ухаживают за ней как и обычно — местные жители.

В 1909 году было принято решение перестроить деревню, в том же году был разработан генеральный план застройки. В центре поселка решили устроить деревенское кладбище. Именно там сейчас находится часовня Иоанна Предтечи, окруженная густым ельником. Точная дата постройки обители неизвестна, исследователи датируют ее второй половиной XIX века.

Деревня расположена к югу от озера Сямозеро примерно в 7 километрах от крупного поселка Эссойла. Первые упоминания о Рубчейле относятся к XVIII веку. В 1720-х годах здесь стояло всего семь дворов, через почти 50 лет их количество увеличилось до десяти, в 1905 году их стало двенадцать, и проживало здесь 86 местных жителей. По статистике тех лет, местное население было хорошо обеспечено, хозяйства были крепкие.

Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

Часовня Иоанна Предтечи в деревня Рубчейла на карте:

Деревня Рубчейла

Ру́бчойла (Ру́бчейла, карел. Rubčoilu) — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры.

Рубчейла – небольшая Карельская деревня, располагающаяся в 6 км от поселка Эссойла. Как не странно поселение располагается вдали от озёр и рек. Деревня образовалась в начале 18 века. На момент 1720 года там насчитывалось всего 7 домов, к 1773 увеличилось до 10(62 проживающих), а в 1905 году увеличилось до 12 домов (86 жителей). Деревня была довольно зажиточной. Если считать в среднем по Сямозерской волости, то то в этой деревне в среднем на двор приходилось 14 голов, что в два раза больше чем обычно.

Деревня необычна своей архитектурной разнонаправленностью домов. Это получилось в результате не грамотно составленного в 1909 году генерального плана застройки этой деревни, который не учитывал местных особенностей. В результате застройки не все соблюли параметры этого плана, некоторые сориентировали фасады своих домов на юг. В результате сложилась живая композиция Рубчейлы, в которой несколько рядов домов направлены в разные стороны. Всю эту композицию изящно дополняет в центре роща с высокими соснами и елями с часовней постройки II половины XIX века. Все бани сгруппировались вдоль  небольшого ручья, протекающего через деревню с востока на запад. Исследователи деревянного зодчества Карелии считают деревню Рубчейла целостным архитектурно-природным ансамблем. Эта деревня – излюбленное место некоторых карельских художников. В настоящее время в Рубчейле находится 8 памятников деревянного зодчества. Среди них выделяются дом Ермолаева(в нём располагается этнографический музей) и дом Михайлова, оба построенные во II половине XIX века.

В настоящее время деревня является экскурсионным, часто посещаемым местом. В программу экскурсий входит выступление народного фолкколлектива, посиделки в Карельском доме, чай из самовара с национальной карельской выпечкой

 

Деревня Рубчейла расположена в Пряжинском районе в 6 км от посёлка Эссойла. Эта деревня с точки зрения учёных — интереснейший природно-архитектурный ансамбль. Селение расположено вдали от больших рек и озёр, а окружающий ландшафт представлен равниной со спокойным рельефом.

Возникла деревня в XVIII веке, в 1820 году насчитывала 7 домов, через 50 лет — 10, а к началу ХХ века в Рубчейле проживало 86 жителей. Согласно статистическим данным население деревни в те времена жило неплохо: на один двор приходилось до 14 голов крупного скота, что было вдвое больше, чем во всём остальном районе. Исторически в деревне сложилась живописная композиция, состоящая из нескольких рядов домов, ориентированных в разные стороны. Причиной тому послужило создание нового генерального плана строительства для деревни Рубчейла. В 1909 году землемер из Петрозаводска Б. В. Бекеш разработал тот самый план и попытался провести его в жизнь. Однако крестьяне деревни стали противиться нововведению, потому что работа Бекеша была составлена без учёта местных особенностей. Поэтому часть старых домов по древней карельской традиции так и осталась стоять, ориентируясь лицевыми фасадами на юг. Другая часть домов стояла фасадами по направлению к дороге, а некоторые возвели жилища согласно плану Бекеша. Так и получилось, что ни о какой единообразной застройке в Рубчейле и говорить не приходится, но вместе с тем, это и отличает поселение от многих других.

Несмотря на своеобразную застройку, деревня сохраняет типично карельский облик. Способствует этому и кладбищенская роща с высокими соснами и елями, расположенная в центре селения. В роще стоит часовня, построенная во второй половине ХХ века.

Сейчас в Рубчейле находится несколько зданий, признанных памятниками архитектуры. Среди них дом Ермолаева (вторая половина ХIХ века). Дом сохранил свой первоначальный облик, кроме того, в нём собраны различные предметы крестьянского быта начала ХХ века. Дом расположен у дороги в центре деревни. Прямоугольный в плане, под двухскатной крышей, с одноэтажной жилой и двухэтажной хозяйственной частью, он является эталоном жилой постройки, характерной для карел-ливвиков. Другим архитектурным памятником Рубчейлы является дом второй половины ХIХ века — дом Михайлова. Он также представляет собой типичное жилище северных карел-ливвиков.

Деревня Рубчейла благодаря своей необычной планировке и особенной самобытной красоте давно стала излюбленным местом некоторых карельских художников.

Список используемой литературы: Историко — культурные и природные достопримечательности на международном маршруте «Голубая дорога» в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2000. — 88 с., с.70 — 72

Иоанн Предтеча

Пророк и креститель Иоанн Предтеча.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

Дни памяти: 7 января (Собор), 24 февраля (Первое и второе обретение главы), 25 мая (Третье обретение главы), 24 июня (Рождество), 29 августа (Усекновение главы), 23 сентября (Зачатие), 12 октября (Перенесение десной руки)

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник византийского зодчества. Говорят, сам Андрей Первозванный оставил в нем свой след. Много перипетий претерпела эта древняя святыня. В какой-то момент вокруг церкви образовался рыбный рынок. Но, в конечном счете, время расставило все на свои места. Сегодня Святой Иоанн вновь принимает прихожан, и в его стенах, как и раньше, возносятся молитвы Всевышнему.

Прекрасная церковь неверных

По преданию строительство церкви началось с благословения Святого Апостола Андрея Первозванного. Исследователи предлагают, что храм был возведен в VIII–IX веке. Главное подтверждение — греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма. Она гласит: «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Также в стенах храма обнаружены амфоры VIII–IX века. Керамические сосуды небольших размеров в древние времена широко использовались в кладке стен или сводов. Их устанавливали горловинами в сторону внутреннего пространства постройки и называли голосниками. В отличие от кирпича или камня голосники значительно облегчали давление на несущие части здания. Благодаря пустотелости, они повышали акустические свойства помещения.

Древность Керченской святыни также подтверждает надпись на «Тмутараканском камне», представляющем собой мраморную плиту с высеченной на ней кириллической надписью на древнерусском языке. Камень с письменами был найден в 1792 год на Таманском полуострове адмиралом П. Пустошкиным. В настоящее время реликвия хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В старинной надписи косвенно говорится о храме Иоанна Предтечи, определяя расстояние от него до церкви Богоматери на Таманском полуострове.

Археологические исследования, проведенные в 60 годы XX века, показали, что церковь возводилась на руинах еще более древнего храма. Колоны, скорее всего, были взяты из базилики, стоявшей на месте Предтеченской церкви построенной еще в VI веке. Возможно, она была разобрана из-за ветхости или по каким-то иным причинам. Нынешнее здание возвели в IX — X веках. Случилось это после изгнания хазар с территории Керченского полуострова. В этот период возрастает византийское влияние в Крыму, что отражается на архитектуре полуострова. Кто именно строил храм остается вопросом. Возможно, это были боспорские мастера, но скорее всего, масштабная постройка была не под силу местным архитекторам, поэтому строительство проходило под контролем столичных мастеров из Константинополя.

В период владычества в Северном Причерноморье генуэзцев, Предтеченская церковь была популярна. Неслучайно Керченский пролив в тот период называли проливом Святого Иоанна, а Керчь – портом Святого Иоанна. 

Знаменитый храм упоминает в своих дневниках арабский путешественник и купец Ибн-Баттута, посетивший Крым в 1334 году.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Любопытную легенду поведал потомкам монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д’Асколи, побывавший в Керчи в 1634 году. Она повествует о том, будто церковь Иоанна была найдена на дне морском. Красивая сказка — не более чем миф. Действительно, на известняковых блоках, из которых был построен храм, можно обнаружить отпечатки морских ракушек. В течение миллионов лет огромное множество погибших моллюсков и кораллов образовало колоссальные скопления углекислого кальция. Так возникли различные известняки, которые активно используются для строительства.

Османский путешественник Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», в «Книге путешествий» также упоминает о «церкви неверных», которую, по его мнению, возвели генуэзцы. 

Средневековые путешественники, рассказывая о храме, описывали красивейшие фрески, которыми были украшены его стены. К сожалению, прекрасные творения искусства не дожили до наших дней. В период Крымского ханства и Турецкого владычества в Крыму, церковь Иоанна Предтечи служила мечетью. Стенные росписи в церкви были варварски соскоблены и покрыты толстым слоем штукатурки. После строительства крепости Еникале, храм оказался окруженным земляным валом, что негативно сказалось на состоянии его фундамента. Оседание его привело к тому, что попасть в церковь стало возможно только при помощи лестницы из восьми ступеней.В жизни церкви наступает период упадка. Малочисленная греческая община Керчи с трудом поддерживает в ней порядок. 

После присоединения Крыма к Российской империи, государство берет на себя заботу по восстановлению сохранившихся греческих церквей на территории полуострова. Храм Иоанна Предтечи передают в ведение греков, которых поселили на южных границах империи в конце XVIII века. В XIX веке храм реконструируют, ремонтируют и достраивают. В 1801 году был построен западный придел, в 1834 году к церкви пристраивают трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле, а в 1845 году, по проекту архитектора Александра Дигби, архитектурный ансамбль церкви дополняется северным притвором и двухъярусной колокольней. 

Во время очередной реконструкции, под слоем штукатурки было обнаружено изображение двух святых. Стиль письма фресок напоминает манеру знаменитого иконописца Феофана Грека. Возможно, авторство росписей принадлежит его ученикам. 

Вплоть до 20-х годов минувшего столетия, храм Иоанна Предтечи оставался центром религиозной и культурной жизни греческой общины. При нем действовали греческая и русская церковноприходские школы. Огромное количество народа стекалось каждый год на храмовый праздник. Многие приезжали посмотреть на уникальную святыню — камень с отпечатком человеческой стопы, который по преданию приписывает либо Андрею Первозванному, либо самому Предтече Господнему. В особо торжественные дни стопу доставали из специального футляра. В нее наливали святую воду, и верующие отпивали по глотку из Священного Грааля, чтобы исцелиться от недугов. 

По описанию крымского историка Хрисанфа Зенкевича 1894 года иконы храма были столь стары, что дерево уже начинало тлеть, а кипарисовая доска иконы Иоанна Предтечи превратилась в губку. Для лучшей сохранности икона была помещена в киоту из серебра, украшенную самоцветными камнями. Вынос святыни происходил с осторожностью на специальных носилках. Из особо ценных реликвий в церкви также имелись деревянная чаша красного цвета с едва заметными изображениями святых VI века, две серебряные чаши XVI и XVII веков, серебряное чеканное блюдо, а также венцы, рапиды и запрестольный крест. Алтарь храма украшал резной иконостас XVIII века. Он был сделан из орехового дерева, в 1857 году его покрыли позолотой, а затем в 1889 году заменили на дубовый. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы 1703 года. Все образа были обрамлены в серебряные богатые оклады. 

Наблюдая как «опиум дурманит разум народа», новые власти закрывают храм, цинично формулируя выдуманную причину – «за отсутствием прихожан»…

Однако, главные неприятности поджидают впереди. Во время Великой Отечественной войны, помимо разрушений в самом здании, был утрачен позолоченный иконостас XVIII века, иконы Богородицы, Иоанна Предтечи и Варвары Великомученицы того же периода, уникальные греческие Евангелие и Апостол XI и XII веков.

Возрождение святыни

В советское время храм Иоанна Предтечи был объявлен памятником архитектуры. В конце 50-х годов прошлого века о церкви Святого Предтечи заговорили, наконец, как об уникальной достопримечательности, присвоив ей в 1963 году статус памятника республиканского значения. Храм не разрушали, но и не охраняли. Лишенное крестов, с разрушенным куполом, здание все больше и больше ветшало. Но свято место пусто не бывает. В 60-е годы вокруг церкви возник рыбный рынок. Здесь можно было купить черноморскую кильку, бычков, барабульку и даже осетров… Бойкая торговля происходила на фоне старинного здания, заросшего кустарником, с выбитыми окнами и потрескавшимися стенами. В те времена такой пейзаж никого не смущал. Отрезвление пришло чуть позже.

К счастью, времена безбожия не мешали археологам проводить исследования и изучать историю древних святынь. Во время раскопок, проведенных под руководством Т.И. Макаровой, удалось узнать много нового об истории храма. Так, неподалеку от него были обнаружены остатки баптистерия VI века. Было установлено, что церковь до турецкого владычества являлась изящным завершением архитектурного ансамбля Керчи, а береговая линия с VI века проходила совсем близко от здания храма. 

Наконец, в 70-е годы начинается возрождение храма Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта стала архитектор Е. Лопушинская. Работа предстояла долгая и кропотливая. Чтобы не рухнули остатки купола, был сооружен металлический каркас, поддерживающий его. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. Затем, в 1972 году начали восстанавливать основное здание. Перед художниками стояла важная задача — сохранить все древние детали, заменяя лишь те, что совсем разрушились. Реставраторы предварительно тщательно изучили старинные образцы черепицы, плинфы — плоского и широкого кирпича. Чтобы изготовить нечто подобное, необходимо было разобраться в древней технологии. Для строительства долго подбирали точно такой же известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм. Остатки росписи и штукатурки, готовые осыпаться в любой момент, были бережно закреплены. Вокруг южного и восточного фасадов храма понизили уровень земли, как было первоначально. На куполе вновь засверкал священный крест, несмотря на то, что официального разрешения властей на это не было. В обновленном храме была открыта лапидарная коллекция исторического музея Керчи, и только в 90-х годах многострадальный храм Иоанна Предтечи был, наконец, возвращен церкви и ее прихожанам.

Храм Иоанна Предтечи на карте

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне с колокольней и трапезной – памятник церковной архитектуры и культурного наследия федерального значения. Расположена по адресу: Москва, Малый Предтеченский переулок, д. 2. Даты строительства: 1714-1734 гг., 1806-1810 гг., 1828 г., 1894 г. Архитектор: Ф.М. Шестаков.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне является одним из самых известных храмов Москвы, уникальным по архитектуре и росписи.

Датой основания церкви историки считают 1685 год, когда на месте нынешнего храма, на берегу реки Пресня вблизи места ее впадения в Москва-реку, было построено деревянное здание церкви. С годами окружавшая храм слобода росла, увеличивалось число прихожан. В 1714 году при поддержке состоятельных жителей слободы началось возведение каменного храма, но вскоре его пришлось приостановить из-за указа Петра I, запретившего каменное строительство в Российской Империи на время возведения Санкт-Петербурга. Сооружение каменного здания церкви возобновилось только в 1728 году, когда царский запрет был отменен.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве

В 1731 году по прошению священника Петра Михайлова новопостроенный придел был освящен во имя Иоанна Воина, который был одним из самых почитаемых святых в Москве того времени. Сегодня его образ находится у бокового столпа придела в отдельном киоте – специальном застекленном шкафу, защищающем реликвию от пыли и влаги.

Историки характеризуют храм того периода как весьма скромный в архитектурном отношении, выдержанный в духе средневековья. Здание имело несимметричное строение, так как с северной стороны к нему был возведен придел, а с южной такого придела не было. В то же время при церкви была построена деревянная колокольня, простоявшая более 70 лет.

В 1736 году церковь была освящена во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Изменения внешнего вида храма, архитектурный облик которого на тот момент устарел, начались в 1804 году, когда в результате пожара сгорела деревянная колокольня. Два года спустя духовенством было принято решение построить новую каменную трехъярусную колокольню с крестом, соединив ее со зданием церкви. Ее высота превышала 25 метров, что делало ее самым высоким сооружением на Пресне за исключением четырехъярусной колокольни церкви Покрова Богородицы
в Кудрине. Нижний ярус колокольни служил одновременно величественными вратами храма. Самый большой колокол весил 316 пудов и 23 фунта, или более 5 тонн. Строительство колокольни было закончено в 1810 году.

В 1828 году началось строительство еще одного каменного здания – трапезной,    дополнившей архитектурный ансамбль храма на Пресне.

Прежняя, деревянная трапезная пришла к тому моменту в ветхое состояние: по свидетельствам священнослужителей, была темна и не вмещала прихожан. Автором проекта выступил известный архитектор церковной Москвы Ф.М. Шестаков. Им были созданы ансамбль Даниловского кладбища с церковью, флигелями и въездными воротами; флигеля и ворота на Пятницком кладбище; колокольня и трапезная церкви Николы в Толмачах; церковь Вознесения у Никитских ворот. Шестакову удалось гармонично соединить в единое целое построенные в разное время и в разном архитектурном стиле части храма: основное здание, возведенное еще в петровские времена, колокольню и трапезную. В связи с ростом числа прихожан и нехваткой помещений для хранения церковного имущества, в конце XIX века трапезная часть храма была расширена.

В Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в отличие от большинства храмов в стране, которые были разрушены либо закрыты и «перепрофилированы» под светские учреждения, богослужения продолжались и во время советской власти. Однако Предтеченский храм не избежал частичного разграбления: в 1922 году, согласно отчетам председателя Губкомиссии Ф. Медведя, из него было изъято "8 пудов 30 фунтов 30 золотников серебра, 4 золотника золота, 24 бриллианта, 1 рубин и мелкий жемчуг". В 1930 году церковь была лишена колоколов.

Тем не менее, службы в храме  не прекращались даже во времена советской власти —  здесь отпевали Владимира Высоцкого.

Большой объем ремонтно-восстановительных работ в храме был проведен в послевоенное время, в 1960-е годы. В частности, была восстановлена живопись, позолота, обновлены паникадила церкви. Часть стен трапезной облицована белым мрамором, прорублены боковые двери на церковный двор. Была сделана каменная ограда двора, крыша храма покрыта железом, построена крестильня и несколько служебных помещений.

В 1990-е годы под руководством настоятеля отца Николая (Ситникова) в Предтеченском храме начался новый цикл ремонтных работ: крыша церкви была покрыта листовой медью с заменой и переборкой стропил и подрешетника, позолочен крест колокольни. Позже был возобновлен колокольный звон.

В интерьере храма можно выделить необычные детали: система росписей,  характер иконостаса. Ранее он представлял собой ротонду и только в конце XIX века принял традиционный вид, сохраненный и в наше время. Также уникально исполнение мозаик храма. Использована не классическая мозаичная техника, когда золото помещается между стеклами, но золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что образует эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, что дает живописную, сложную фактуру.

Достаточно необычен характер орнаментов, занимающих немаловажное место в интерьере всего храма: вновь прослеживается влияние искусства Васнецова, хотя и менее отчетливое: например, орнаменты киотов, исполненные в необычной технике росписи по коже, которые также были отреставрированы.

В 2007-2010 годах, после длительного перерыва, в Церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне были проведены реставрационные работы: сняты поздние слои записей, удалены загрязнения, копоть. В 2007 году храм попал в центр общественного внимания благодаря обнаруженным здесь в ходе реставрации фрескам работы, предположительно, Виктора Васнецова (1848-1926).

Было открыто сразу несколько работ Васнецова: это "Господь Вседержитель", "Бог Саваоф", "Спас Эммануил в Силах", "Преддверие Рая". По мнению реставратора, на авторство Васнецова указывают характерные орнаменты, на которых переплетаются лоза, виноградные грозди и диковинные растения.

Характерно для Васнецова и использование техники "сухой кисти" в произведении "Отечество" или "Троица Новозаветная", обнаруженном в ризнице храма. Композиция создана на тонкой хлопчатобумажной материи, натянутой на подрамник, и предназначена для просмотра с тыльной стороны на просвет, подобно витражу. Художник работал в смешанной технике: масляной живописью исполнена окантовка композиции, водяными красками ­– ее центральная часть. Данная техника исключает исправления и подразумевает высочайшую профессиональную подготовку автора. Из-за своей сложности она крайне редко использовалась в  русском искусстве: ею владели очень немногие мастера, одним из которых был Виктор Васнецов. Композиция "Отечество" на момент обнаружения имела значительные утраты, несколько прорывов, но была полностью восстановлена.

На авторство Васнецова указывают и церковные фрески с изображением Иисуса Христа в окружении евангелистов. Они точно копируют роспись Владимирского собора в Киеве, которую делал мастер. Филигранная техника исполнения живописи свидетельствует о том, что не только ученики Васнецова, а сам художник лично участвовал в создании фресок в Предтеченском храме, считает Владимир Потапчук.

Кстати, имя Васнецова можно увидеть в храмовом синодике  Предтеченской церкви – книге, в которую записывали имена людей, помогавших храму. Логично предположить, что художник был удостоен такой почести за роспись интерьеров церкви.

Фрески  мастера  были обнаружены реставраторами под слоями более поздней живописи. На алтаре работы кисти Васнецова были замазаны 3-4 слоями краски. Самый поздний слой живописи, по словам Владимира Потапчука, руководителя группы художников-реставраторов, представлял из себя изображение библейских сюжетов и персонажей в «сталинском» стиле 50-х гг. В советские годы нередко официально не разрешалось вести реставрационные работы в храмах, а потому приходилось привлекать специалистов далеко не самого высокого профессионального уровня, что определяло низкое качество росписей. В центральном алтаре, в простенке между запрестольным образом и южным окном, находилась роспись советского времени, выполненная в технике гризайль – одноцветной живописи (от французского gris – серый) "Снятие с креста", отличающаяся мрачным, довольно неумелым решением. Она была удалена в процессе реставрации.

 В центре свода, в главном алтаре храма, размещена композиция "Эммануил в силах". Первоначально исполненная с высоким художественным мастерством, она была грубо и неумело переписана в советские годы без предварительного укрепления красочного слоя. Была проведена расчистка авторской живописи. Это решение близко росписи В.М. Васнецова "Единородный сын – Слово Божие" и эскизу к ней "Бог-Слово" 1890 – 1892 годов из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Реставрационными работами руководил художник-реставратор первой категории, специалист по монументальной живописи Владимир Калистратович Потапчук. На счету художника 187 отреставрированных памятников архитектуры в Тамбове, Астрахани, Иркутске, Туле и других городах России. В Москве Владимир Потапчук принимал участие в реставрации исторических объектов на территории Кремля, Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения), собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади и других храмов.

Зондажные раскрытия, проведенные на стенах алтаря, дали достаточную информацию для  комплексного  восстановления интерьера алтаря в первоначальном виде на время конца XIX века. В ходе реставрационных работ была произведена реставрация живописи в главном алтаре, в алтаре св. мч. Иоанна Воина, а также реставрация иконы "Ангел пустыни". Отреставрированы мозаичные киоты.

Был воссоздан белокаменный пол в алтарях Софии Премудрости Божией в правом приделе храма и св. мученика Иоанна Воина в левом приделе. Проведены работы по теплоизоляции сводов храма, заменены ветхие строительные конструкции, воссоздано декоративное штукатурное покрытие и элементы лепнины, повешены колокола, выполнено золочение купола и креста колокольни и трапезной части. Комплексные ремонтно-реставрационные работы на фасаде храма были проведены компанией "Братья-Строй и Ко", инженерно-геологические исследования и работы по усилению фундамента храма – компанией "Инженерная Геология Исторических Территорий" (ИГИТ).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, которую называют главным крестильным храмом столицы, с 1960 года находится под охраной государства как памятник архитектуры (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327, прил.1 от 30.08.1960), является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *