20 апреля, в пятницу Светлой cедмицы, Церковь совершает празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник». В Саровском Свято-Успенском мужском монастыре это – престольный праздник. В честь этой иконы была построена первая церковь Саровской пустыни, где пребывал почитаемый чудотворный образ.  

История написания иконы восходит к чуду, которое произошло в V веке в Византии. Воин Лев Маркелл, будущий император, в роще неподалеку от Константинополя встретил слепца. Тот устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, усадил отдохнуть в тени, а сам отправился к источнику за водой. «Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». И слепец действительно прозрел. Когда Лев I стал императором, он приказал построить над источником храм в честь Богородицы, назвав его «Живоносный Источник». Этот источник прославился многими исцелениями.

Сначала на иконе изображали Божию Матерь, подобную статуе Влахернской Богоматери с истекающей с рук святой водой. Со временем композиция иконы усложнялась. Добавилось изображение чаши, а затем – фонтана, водоема или колодца. Русские иконописцы стали изображать рядом с Богоматерью предстоящих трех святителей и больных, ожидающих исцеления. Икону «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. Наиболее известным чудотворным списком с образа была икона Саровской пустыни, принесенная туда в начале XVIII века первоначальником иеросхимонахом Иоанном, воздвигнувшим в честь нее первый храм обители. 16 июня (29 июня по новому стилю) 1706 года совершилось его освящение, этот день считается днем основания Саровской пустыни. Образ «Живоносный источник» почитал батюшка Серафим. Он помазывал богомольцев елеем от него, советовал молиться перед ним, и люди исцелялись. 

В Троицком храме с.Аламасово есть икона Божией Матери «Живоносный источник» из Саровского монастыря. Фигура Богородицы покрыта серебряной позлащенной басмой. Икону принес местный житель Александр Левкин, который работал при монастыре до его закрытия в 1927 году. Большая икона не помещалась в красный угол избушки, тогда он у нее отрезал снизу 40-50 см, где был изображен народ на источнике, и снял сверху скульптурные украшения: трех ангелов и голубя. Икона передавалась в семье, а потом ее принесли в аламасовский храм.Неизвестно, была ли эта икона храмовой в первой церкви Саровского монастыря или нет. И можно ли считать, что «икона сия украшена серебряным в позолоте окладом», как сказано про ту самую, чудотворную икону. Ответ на этот вопрос должны дать специалисты…

После закрытия монастыря храм в честь иконы «Живоносный Источник» использовали для хозяйственных нужд. Старожил города Мария Федоровна Шемякова пишет: «25-й корпус – это церковь Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного Источника, перестроенная после закрытия монастыря в общежитие ремесленников. Это было большое здание; купола снесли, в цокольном этаже находились какие-то склады, после 1946 года там разместили общежитие ФЗУ, а на втором – открыли столовую и назвали ее «Веревочкой», так как опорные столбы по углам были как бы обвиты веревками. Вход в нее был с южной стороны, там, где были солнечные часы, а с северной, в приделе, располагался продуктовый магазин. Во время войны я часто стояла в очереди за хлебом по карточкам». В 1953 году церковь взорвали, сейчас на месте ее алтаря стоит крест. А в возрожденном храме в честь прп. Серафима Саровского можно увидеть большую икону Божией Матери «Живоносный Источник» в киоте, написанную в ином, древнерусском стиле.  

В пятницу Светлой седмицы после литургии в православных храмах впервые после Богоявления совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». В богослужебном чине этого дня к пасхальным песнопениям добавляют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Освященной водой верующие окропляют огороды, молясь о дарование урожая.

Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

В Серафимо-Дивеевском монастыре в этот день после ранней литургии сестры пасхальным крестным ходом идут на Казанский источник, где совершается чин водоосвящения.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Живоносный источник»

О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней освобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Собор Саровской п…

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина, фото иконы из с.Аламасово

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

Церковь Богоматери Живоносного Источника (Балыклы)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *