Проблема ценности в философии. Ценность и оценка.

Проблема ценности в философии. Ценность и оценка.

Ценность – это центральная категория аксиологии. Процесс формирования аксиологии как особого философского раздела начался в Новое время. Однако, уже в античной философии были заложены основания теории ценностей. По сути, создателем ценностного подхода можно считать Платона. В своей философии Платон выделяет Благо как высшее основание всех существующих вещей. Благо у Платона a) высшая онтологическая ценность, так как без нее невозможно существование ни одной вещи, b)высшая гносеологическая ценность, так как Благо выступает основанием возможности познания мира, c) высшая этическая ценность, так как она самое лучшее для человека и, наконец, d) высшая эстетическая ценность, так как оно самое прекрасное. Через неоплатонизм данная точка зрения транслируется в философию Средних веков, где в рамках христианской трактовки Бог рассматривает также как высшая онтологическая, гносеологическая, этическая и эстетическая ценность.

Большой вклад в разработку проблемы ценностей был сделан И. Кантом. Предпосылкой аксиологии в его философии явилось разведение сущего и должного, реальности и идеала. Кант противопоставил сферу нравственности (как сферу свободы) сфере природы (как сфере необходимости).

Докантовские натурфилософы, как правило, отождествляли нравственное благо и природное бытие. Кант же «разорвал» сферы природы и нравственности, показал, что это два противоположных мира. С точки зрения Канта, человек как природное существо находится под влиянием внешнего мира, он несвободен со стороны плоти. В то же время человек как духовное существо свободен от внешних обстоятельств. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается. По Канту, все ценности (принципы, идеи) являются чистыми формами, то есть существуют до всякого опыта отдельного человека и поэтому могут претендовать на всеобщую значимость. Другой представитель классической немецкой философии – Г.Гегель особое внимание уделял разграничению ценностей на утилитарные и духовные. Утилитарные (экономические) ценности выступают как товары. Эти ценности всегда относительны, то есть зависят от спроса, от вкуса публики и т. п. Духовные же ценности Гегель связывал со свободой духа. Абсолютные ценности «духовны по своей природе».

В начале двадцатого столетия, когда аксиология стала общепризнанным самостоятельным философским разделом, сформировалось несколько специфических теорий ценностей. (в принципе можно сказать, что большинство философских школ двадцатого века выдвинули проблему ценностей на первый план своих исследований).

Натуралистический психологизм (обосновываемый в первую очередь учением Дж. Дьюи), рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически проверяемы. Источник их – биологические и психологические потребности человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм представлен в трудах философов-неокантианцев; таких, как В. Виндельбанд, Г. Коген и др. С точки зрения Виндельбанда ценности это – добро, истина, красота (а наука, правопорядок, искусство и религия представляют собой ценности-блага культуры, без которых человечество не может существовать). Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. По мнению Виндельбанда, ценность – это не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект – «сознание вообще» (сознание как источник и основа всяких норм). Согласно Когену, истинные ценности порождает «чистая воля», носителем которой опять же является не индивидуальный, а трансцендентальный субъект.

Социологическая концепция ценностей была разработана немецким мыслителем М. Вебером. С точки зрения Вебера, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта (в этой связи он особо подчеркивал роль религиозных ценностей в развитии общества). Вебер трактовал ценность как установку той или иной эпохи, как свойственное этой эпохе направление интереса. Интерес эпохи – это нечто гораздо более устойчивое и объективное, чем какой бы то ни было частный интерес, но в то же время нечто гораздо более субъективное, чем надысторический интерес, понимаемый как «ценности» у неокантианцев.

Таким образом, в философии Нового времени ценность определяется как то, что чувства, рассудок и разум диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с признанием. По содержанию ценности делятся на духовные и материальные. К ценностям высшего порядка относятся истина, добро, красота, свобода, мудрость (философия) и др., словом, все идеалы и принципы духовного мира. К ценностям второго порядка относятся вещные, предметные ценности, рождаемые рассудком и связанные с чувственным опытом. Оба ряда ценностей являются двумя полюсами ценностного отношения к миру. Они, каждая по-своему, определяют нравственные, эстетические и др. поступки людей, их помыслы и действия по всему диапазону взаимоотношений, по всем ключевым точкам, где расходятся их пристрастия и интересы.

Духовные ценности качественно отличаются от вещных. Во-первых, человек отличается от любых других существ наличием абстрактных идеалов и принципов, создаваемых разумом, что делает человека собственно человеком, а не просто живым существом. Во-вторых, духовные ценности не содержат в себе корысти. Личность стремится к ним ради них самих, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. В-третьих: духовные ценности являются источником и основой нравственных, правовых, эстетических и других норм, упорядочивающих социальную жизнь общества.

Вещные ценности не создают упорядочивающих норм. В-четвертых, духовные ценности одухотворяют практическую деятельность человека. В‑пятых, духовные ценности выше вещных в силу своей долговечности.

В XX веке ценностный подход сталкивается с существенным кризисом. К этому приводит целый ряд причин. Во-первых, возникает сомнение в истинности и значимости европейской системы ценностей при столкновении с другими культурами и, как следствие, с другими системами ценностей. Во-вторых, набирает обороты процесс индивидуализации всех сфер общественного бытия. Индивид уже полагает, что никто не вправе навязывать ему свои ценности, и он как свободная личность может эти ценности творить сам. В результате общая система, которая долго существовала в европейской культуре, разрушается, как и вера в нее со стороны отдельного индивида. В философии наиболее явно этот процесс был зафиксирован в философии Ф. Ницше. В своих работах Ницше призывает провести переоценку всех существующих ценностей, так как прежние ценности были ложными. Истина, Красота, добро – это, по его мнение ложные и выдуманные ценности, единственная подлинная ценность – сама жизнь.

После Ницше представление о возможностях аксиологии в философии существенно пересматриваются. В XX веке уже мало кто из философов говорит об универсальных и вечных ценностях. Ценности если и рассматривают, то скорее как социальные регуляторы или нормы, которые существуют в сознании людей и в своем функционировании представляют оценки. Впрочем, следует признать, что роль этих оценок в общественной жизни достаточно велика и это обусловливает значительный интерес к способу функционирования этих оценок в социуме со стороны социальной философии. Таким образом, ценностный подход продолжает существовать в современной философии, но он, в значительной мере, становится ориентированным на задачи социального анализа.

Ценности в жизни общества являются социально значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов исторического развития.

Ценность (в философии)

Они составляют фундамент культуры, а предметным полем формирования ценностей является культура.

Она определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов этого социума. В ценностной форме человек не объективирует, а субъективирует внешнюю действительность, присваивая ее, наделяя гуманистическими смыслами, утверждая тождество с собой. Поэтому ценностью является лишь то, что осознается, переживается как личностное.

Для человека ценностями есть все то, что имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл. Качественной характеристикой этого смысла является оценка. Ценностное отношение человека к миру и к себе приводит к ценностных ориентаций личности. Для сложившейся личности, обычно, свойственны достаточно устойчивые ценностные ориентации. Поэтому пожилые люди медленно переориентируются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчости. Философское учение о ценностях и их природе называют аксиологией (от греч. Axios — ценность и logos — учение).

Аксиология не сразу стала достоянием философии, а лишь после того, как удалось «разграничить» понятия бытия и блага. Это сделал И. Кант, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум — теоретическом ума. Выделение феномена смысл бытия для человека привело к философии ценностей с ее основным запитан-нием: «Что такое ценность, в чем заключаются ее истоки?» Поиск ответа на новое содержательное философский вопрос выделило аксиологии как одну из важных составляющих философии.

В античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включали в его понятия. Ценности не отделяли от бытия, а рассматривали как, содержащиеся в самом бытии. Для Сократа, а затем Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? Что есть справедливость? Они же были и главными критериями истинности бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости. В истории древнегреческой философии наблюдаются различные подходы к изучению характера истины ценностей. У представителей софистики все ценности индивидуальны и относительны. По мнению Платона, высшие ценности имеют абсолютный характер. Попытка дифференцированного подхода к ценностям находим в философии Аристотеля, который определяет самодостаточные ценности, или самоценности. К ним, в частности, относятся: человек, счастье, справедливость и тому подобное. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, поскольку разные вещи кажутся ценными (но по-разному) детям и взрослым, добрым и злым, мудрым и невеждам людям. Мудрость состоит как раз в постижении умом вещей, наиболее ценных по своей природе.

В Средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма, в частности самодостаточности человека. Одна из них — героичность, или «Верьте» (доблесть), которую отстаивают Дж. Бруно и Н. Макиавелли.

Новое время, развитие науки и новых общественных отношений выдвигают на первый план ценность познавательных возможностей разума (Р. Декарт). Вместе с тем французский философ Б. Паскаль разрабатывает иерархию ценностей. Мыслителя прежде всего интересуют моральные ценности, а уже потом эстетические, политические, правовые. Завершают иерархию персональные ценности (которые стоят выше имперсональный): телесные, духа, величие святости. Ценности — самые высокие, и среди них — «святость», которой владеет абсолютное личность Бога.

В немецкой классической философии И. Кант впервые употребляет понятие «ценность» в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него есть разграничения сущего и должного, реального и идеала.

Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость первичных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые являются товарами и характеризуются «количественной определенностью». По сути, подразумевается абстрактная, меновая стоимость товара. Такие ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, продажи, от вкусов публики. Во втором значении ценности связываются со свободой духа, и все, что имеет ценность и значимость, — духовное по своей природе.

В конце XIX — XX вв. появляются новые подходы к пониманию ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые наблюдаются эмпирически, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность человека, является ценностью. Для аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) ценности — не объективная реальность, а идеальное бытие. их рассматривают как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами собой, не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является сознание вообще, т.е. трансцендентальный (пограничный, потусторонний) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют за-общую основу конкретных ценностей культуры.

Об объективном характере ценностей говорят представители персоналистической онтологизма (М. Шелер). Они отстаивают мнение, что ценности образуют онтологическую основу личности. Но ценности, содержащиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, хорошо) могут споглядатися вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей в их созерцании основано, в конце концов, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, что они долговечны, и высшее удовольствие, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Высшие ценности — это ценности прекрасного и познавательные ценности. Наивысшей ценностью является ценность «свитости», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу — ценность божественной личности. Основателем социологической концепции ценностей является М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. По его мнению, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Философия о ценностях человека и человечества.

Вопрос 1. Социальная философия рассматривает общество как сложное целое, представляющее собой систему, включающей в себя многообразие компонентов разного уровня и функционального значения. Системный подход к пониманию и изучению общественной жизни уже начал формироваться в трудах Гегеля и Маркса. Рассматривая проблематику общества как подсистему развития жизни, студенту необходимо обратить внимание на основные этапы формирования общества в биосфере и его воздействия на биосферную природу. Здесь мы можем выделить такие этапы: 1)собирательный, во временных границах которого человечество собирало плоды биосферной природы и уничтожало крупных животных, перераспределяя пропорции между живыми организмами, особенно животными, и частично меняя биотический круговорот веществ; 2)земледельческий, который уже характеризовался как первая форма производящей экономики. Если до этого было перерапределение в основном животного мира, то с земледелия начинается активное воздействие на основу основ биосферы на суше – почвы,которые формировались в верхних слоях земли на протяжении более 400 млн. лет. Всего за 10-12 тыс. лет развития земледелия было израсходовано (+разорено, уничтожено) на продукты питания человечества 2 млрд. га самых плодородных земель на планете, а оставшихся 1,5 млрд. га осталось всего на 150-200 лет эксплуатации. Практически человечество завершает в 3-м тысячелетии уничтожение самой важной части биосферы – ее почв, если не будут приняты экстренные меры по прекращению этого процесса. Земледельческий способ производства общественной жизни привел к тому, что орудия труда переросли в машинное производство, подготовив тем самым почву (условия) для возможного «скоростного» уничтожения биосферы и биосферной жизни на суше планеты; 3)промышленно-городской, который базируется на крупном производстве и при его помощи стремительно развиваются мощные научно-производительные производительные силы, создающие невиданные доселе блага для человека и уничтожающие биосферные ресурсы, а с ними и биосферу. В результате образуется определенная техногенно-общественная подсистема биосферы, которая своей человеко-технической мощью стала сравнимой с геологическими силами планеты (В.И.Вернадский), уничтожает биосферу при помощи этих сил и вынуждена брать на себя всю ответственность за дальнейшее развитие жизни на нашей планете. При этом стремительно на планете растут города, в которых скапливается не только население, но и техносферный мир, по сути – «вторая природа», конфликтующая с биосферно-биологической жизнью, вызывающая экотехнологический кризис развития и человечества, и биосферы. Именно за счет урбанизации, техносферизации, информатизации и сайентификации из биосферной подсистемы превращается в социотехноприродную систему развития жизни на планете. Параллельно с концентрацией людей идет концентрация производства – начиная от промышленного и до производства продуктов питания. Здесь же появляются не только технологические промышленные производства, но и производства продуктового характера, под которые выводятся новые сорта растений, проходит трансформация животных. В конце концов на смену «природно-биосфер- ному дому» приходит «дом техносферный», в котором трансфомируется и сам человек.

Вопрос 2. Вопрос общественного организма как системы деятельности и отношений между людьми достаточно полно раскрыт в философской литературе. С точки зрения социальной философии, содержанием общественной жизни является, в основе своей, универсальная деятельность людей, проявляющая себя в различных сферах и множестве форм. Иными словами, можно сказать, что общество – это мир деятельности человека (физического и умственного труда, научной, образовательной, инженерной и иной), которая направлена на производство и воспроизводство форм совместной жизни людей.

И хотя общество является единым целым, в нем можно выделить и характеризовать пять основных сфер общественной жизни: материально-производственную(или экономическую),социальную, политическую, духовную и семейно-бытовую.Последнюю многие игнорируют, хотя она занимает существенное место в жизни общественного организма. Сфера общества представляет собой относительно самостоятельную систему жизнедеятельности людей, в которой люди реализуют свои интересы и цели. Следует заметить, что эти сферы очень сильно переплетаются в реальной жизнедеятельности людей, поэтому некоторые исследователи выделяют некоторые интегративные сферы, например, культуру, пронизывающую как материальную, так и духовную жизнь, да и все остальные сферы.

Студенты сами в состоянии усвоить многогранность человеческой деятельности и человеческих отношений, особенности социальных общностей. Но поскольку выпускники-бакалавры будут работать в сфере материального производства или теснейшим образом связаны с ней, то ее особенно хорошо следует усвоить. Эта сфера является ведущей, поскольку важнейшим условием жизни является производство пищи, одежды, жилья и т.п. Если животные собирают плоды биосферы (и человек делал это на первых этапах жизни), то люди научились и умеют производить. Производство материальных благ осуществляется в ходе труда (всякой социально полезной деятельности), представляющего собой целесообразную орудийную деятельность человека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Таким образом, труд (деятельность, активность) – это важнейшее и непреходящее условие жизни человека и общества.

При характеристике материального производства социальная философия выделяет способ производства материальных благ ( иначе – материальной жизни). Способ производства –это единствопроизводительных силипроизводственных отношений.Данное понятие тем самым ставит и разъясняет вопрос, чем и как обрабатывается природа, каким образом взаимодействуют люди в ходе ее обработки и производства благ. Производительные силы – это все то, с помощью чего преобразуется природа. Сюда, прежде всего, относятся люди как главная производительная сила и многогранные средства производства, среди которых решающую роль играют орудия труда (орудия производства). Последние представляют собой специальные инструменты, станки, линии для обработки природного материала человеком. На основе орудий труда сформировалась техника,а затем инаукотехникакак воплощение научных знаний и научной рациональности.

В структуре способа производства центральное место занимает сам человек, производитель не только предметно-вещественного мира, но и духовного, т.е. материальной и духовной культуры. Человек– это носитель творческого труда, главная производительная сила любого общества и его основное достояние.

Способ производства материальных благ включает в себя и производственные отношения. Под ними понимаются связи и зависимости между участниками трудовой деятельности, которые складываются в процессе материально производства, распределения и обмена произведенных благ. Совершенствование производственно-экономической сферы происходит на основе научно-технического прогресса (НТП), который проявился уже с эпохи прединдустриального развития и особенно промышленной революции XVIII в., и научно-технической революции (НТР),начавшейся в середине ХХ в. и продолжающейся сейчас. НТП – это процесс непрерывного совершенствования всех вещественных компонентов способа производства на основе развития науки и внедрения ее достижений в производство. НТР по своей сущности – это глубокий переворот во всей системе производительных сил и материального производства, способах и формах деятельности, по своему содержанию – органическое соединение научных и технико-технологических революций на основе интеграции науки, технологий, техники и производства с решающей ролью научных знаний в экономическом и социальном развитии.

Необходимо также подчеркнуть, что наука в ХХ веке превратилась в непосредственную производительную силу, что предсказал еще К.Маркс. Это происходит по таким основным направлениям как:

1) вложение современных научных знаний и профессиональных навыков и умений в главную производительную силу общества – человека; 2) внедрение достижений науки в технологии и технику; 3) создание на основе научных достижений современной организации производства и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что достижения науки, техники и производства подчиняются преимущественно для удовлетворения растущих интересов и потребностей человека на всех его социальных уровнях, начиная с правящего класса, элитных слоев населения и кончая рядовыми тружениками. При этом все больше и больше игнорируются совокупные общественные потребности общества как единого целого, что приводит к кризисному состоянию общественного организма, уничтожению биосферной природы.

Далее необходимо самостоятельно проработать такие вопросы: социальная сфера жизни общества; социально-классовые общности: сословия, маргинальные слои, люмпенские слои; социальные группы, расы, этнос, семья в истории общества; политическая, правовая и духовная жизнь общества; роль философии в формировании безопасного для человека и биосферы общественного организма, его гуманно-духовной жизни.

Студентам необходимо на основе учебной и рекомендованной научной литературы внимательно изучить сущность и содержание всех сфер, их роль в развитии общественной жизни и прогрессе общества, всестороннем развитии его граждан, преодолении негативных процессов под воздействием техногенного общественного развития. Следует обратить внимание на то, что техника и техносфера, созданные для удовлетворения насущных человеческих потребностей, усилили мощь человеческого организма, но они используются все больше и больше для уничтожения природы и подрыва биосферной жизни,а не на благо земной биосферного человечества.

Вопрос 3. В философии существует такая область знаний, при помощи которых окружающий человека мир и человеческая деятельность рассматриваются с точки зрения их значения для человека. Она называется аксиологией, теорией социокультурных ценностей. В ней рассматриваются темы и проблемы, которые конкретизируют философские представления о человеке, его бытии в мире, смысле жизни и деятельности, выборе ориентиров на своем жизненном пути. Древнегреческий философ Протагор называл человека «мерой всех вещей», а Н.А.Бердяев рассматривал его как «существо оценивающее».

В своих отношениях с природой и людьми человек проявляет себя универсально, в различных формах. Ценностное отношение – это выявление, переживание и осмысление значения объекта (предмет, явление, процесс) для бытия субъекта. Это отношение имеет ряд аспектов: объективный (качества, свойства вещей), субъективный (их индивидуальное восприятие и осмысление), психологический (чувства, переживание), социологический, педагогический и другие.

Основы аксиологических представлений уходят своими корнями в Древнюю Грецию. Так, Сократ попытался в общем виде сформулировать вопрос о том, что есть благо, то есть значимое для человека. В качестве такового он выделил знание как высшее благо, которое призвано отделять человека от животных, способствовать становлению его как существа, отличающего Добро от Зла. В средние века высшим благом считалось почитание Бога, а эпоха Возрождения в качестве высшей ценности предложила рассматривать не Бога, а живого и деятельного человека. В Х1Х веке И.Кант ввел понятие «ценность» и сделал выбор на нравственных ценностях – совести, долге, чести. В середине ХХ века аксиология заняла одно из видных мест в философском знании. А с обострением глобальных проблем человечества аксиологическая проблематика выдвинулась на ведущие позиции.

Аксиологияпредставляет собой философское учение о природе ценностей, их месте и роли в жизни человека и человечества и о структуре самого ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком. В аксиологии центральным является понятие ценности. Ценность – это термин, который используется в философии и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность – это нечто предпочтительное для человека, что определяет его выбор, придает ему смысл в жизни, ориентирует и побуждает его к активной деятельности. Ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. Они выявляются только в ходе активного взаимодействия людей, а также человека с предметом или явлением. Объекты и явления могут восприниматься и как антиценности, например, некачественный товар. Мир ценностей и антиценностей велик: Добро и Зло, Любовь и Ненависть и т.п. К важнейшим понятиям относятся также оценка, т.е. процедура определения значения объекта для человека, его смысла и т.п., иерархия ценностей (по их значимости), оценочные сужденияидр. Мир ценностей – это мир положительных для человека значений. В этом мире человек существует и в нем он ищет ориентиры своего жизненного пути. Существенное значение в философской аксиологии играют и такие понятия как – идеал, ценностные ориентиры, ценностные представления, ценностный нигилизм, ценностный вакуум, конфликт ценностей, кризис ценностей, духовность и др.

Мир ценностей (аксиосфера) многообразен и многоцветен, поскольку речь идет не только о ценностях индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. Для лучшей ориентации в мире ценностей применяют классификацию ценностей, выявляя тем самым формы существования ценностей, их реальное многообразие. Ниже дается классификация В.Г.Горбачева.

Первая группа (выделение по субъекту-носителю) – это ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Вторая группа ценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности социальные (дружба, милосердие), экономические (деньги, рынок), политические (демократия, ненасилие), духовные (знания, образы, идеалы), правовые (закон, правопорядок). Большим разнообразием отличаются ценности духовные у разных групп людей, имеющие место в науке и философии, искусстве, морали, религии и иных сферах духовной деятельности. Ценности закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое.

Третья группа (выделение ценностей по способу их существования) – ценности материальные и духовные. К материальным относят те блага, которые необходимы для повседневного существования (пища, одежда, жилье), предметы, выполняющие роль орудий труда – от топора до компьютера. Духовные ценности формируются в рамках духовного производства ( научные исследования, искусство, устное народное творчество, религия и т.п.). Эти ценности существуют в различных формах: идея, общественный идеал, художественный образ, традиция, ритуал, мечта, фантастическое представление и т.

Ценность как философское понятие

п. Особое место среди этих ценностей занимает идеал.

Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (вечные). Известно, что время и люди меняются, но «вечные ценности» не умирают. Так, сохраняет свою ценность биосферная природа как первейшее условие нашего существования. Непреходящее значение имеет Жизнь во всей ее красоте и разнообразии. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, благодаря которому сформировался человек.

Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, существующие в обществе.

Далее студентам следует самостоятельно усвоить ценности Жизни и проблематику смысла жизни, противоречивые ценности современной информационно-техногенной цивилизации, ценности Идеала, его значение для человека, а также воспитание и проблему формирования ценностных ориентаций личности.

Особое внимание в самостоятельной работе с литературой необходимо уделить сущности и содержанию ценностного отношения человека к миру, изучить формы существования ценностей, место и роль духовных ценностей в жизни человека и общества.

Деятельностное отношение человека к миру и другим людям существует в различных формах, и в жизни человека имеет место так называемое ценностное отношениек миру. Оно существует издревле и усложнялось по мере становления человека в своей истории, обретения им социокультурных качеств. Что касается содержания, то оно предполагает восприятие мира с точки зрения его значения (смысла) для человека, раскрытие роли материальных и духовных явлений, в том числе и социальных, предметов и процессов в человеческой жизнедеятельности. При ответах студентам предстоит выбрать и дать характеристику в первую очередь общечеловеческих (универсальных) ценностей, индивидуальных и неиндивидуальных, материальных и духовных, преходящих и непреходящих.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимается в философии сущность общества в отличие от социологии?

2. Какие факторы важны для строительства справедливой и хорошо обеспеченной общественной жизни?

3. Что включает материальная сфера жизни общества?

4.Что представляет собой способ производства материальной и способ производства общественной жизни?

5. Какая смена общественных систем происходила на протяжении истории?

6. Что такое духовное производство?

5. В чем отличие между материальной культурой и духовной?

6. Что такое духовные ценности?

7. Каковы основные ценности общественной жизни определяются

аксиологией?

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *