Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

 БРАК И СЕМЬЯ В ПРАВОСЛАВИИ: 
обзор церковного вероучения

Брак — это общественный и, в частности, правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. 
Православная энциклопедия, т. VI, стр. 146

История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признает браком только моногамный союз.

"И будут одна плоть…"

В "Дигестах" императора Юстиниана, византийском сборнике законов, содержится определение браку, которое дал римский юрист Модестин (III в.): "Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве". Христианская Церковь, взяв его из римского права, придала ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. Вошедшее в канонические сборники Православной Церкви и, таким образом, адаптированное и санкционированное ею, оно приобрело церковный авторитет. В этом определении говорится об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом ("общение жизни" — общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом ("соучастие в божеском и человеческом праве"). 

В соответствии с христианским вероучением брачный союз есть установление Божие. Как закон он положен в самом устройстве человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1, 27). 

Брак был установлен еще в раю, до грехопадения человека: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2, 18, 22-24).

Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение, учит: "Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 5-6). "Не двое, но одна плоть" указывает на постоянное метафизическое единство супругов. "Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно", — говорит святитель Иоанн Златоуст. Такое единение мужчины и женщины есть тайна, она превышает человеческое разумение, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с тайной Пресвятой Троицы и догматом Церкви. В браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога. 

Здесь всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Священное Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт. 2, 22); жена Богом "предназначена тебе от века" (Тов. 6, 18); "Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей" (Мал. 2, 14); брак — "завет Бога" (Притч. 2, 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф. 19, 6); брак, по апостолу Павлу, должен быть "только в Господе" (1 Кор. 7, 39; 11, 11). 

Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в браке Самого Бога. Тертуллиан учил: "Господь… пребывает с ними (мужем и женой христианами) вместе". А святитель Григорий Богослов в своих трудах указывал на то, что Бог "Сам Творец супружества". В тринадцатом правиле Трулльского Собора говорится: брак "Богом установленный и Им в пришествии благословенный". 

Образ союза Христа и Церкви

Брачные отношения строятся на чувстве удовлетворенной любви, и потому на чувстве полноты и блаженства. Союз первозданной четы, по воле Божией, был моногамным "будут одна плоть", ибо только в нем возможно полное проявление взаимной близости супругов. Брак есть тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь. Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через это Таинство, открывающее ему путь к спасению, к истинной жизни участвует в высокой реальности Святого Духа. Брак свят, "ибо воля Божия есть освящение ваше" — учит апостол Павел (1 Фес. 4, 3.) и нерасторжим, так как разрушение его приводит к разрушению полноты человеческого естества. 

Учение апостола Павла о браке тесно связано с его учением о Церкви. Христианские семьи апостол называет "домашними Церквами" (Рим. 16, 4; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 2). В соответствии с этим христианский брак есть Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. В Послании к Ефесянам апостол Павел писал: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа" (Еф. 5, 22-25, 31-33). "Хорошо жене — почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу — не бесчестить Церковь в лице жены", — говорит святитель Григорий Богослов. Брак, согласно святителю Иоанну Златоусту, есть "таинственное изображение Церкви и Христа". Этот образ играет ключевую роль в Священном Писании. Отношения Бога и ветхозаветной Церкви обыкновенно изображаются в образах брака, Жениха и Невесты, Мужа и Жены (Ис. 49, 18; 54, 1-6; 61, 10; 62, 5; Иез. 16,8; Ос. 2, 19; 3, 1 и др.). В Новом Завете Христос говорит о Себе как о Женихе — (Мф. 9, 15; 22, 2-14; 25, 1-13; Лк. 12, 35-36; Откр. 19, 7-9; 21, 2). Женихом называет Его Иоанн Креститель (Ин. 3, 29), Церковь является по отношению к Нему в образе Его Невесты, Жены (2 Кор. 11, 2; Еф. 5, 25-32; Откр. 18, 23; 19, 7-8; 21, 2, 9; 22, 16-17); в притче Господа Иисуса Христа Царство Небесное представляется как брачный пир (Мф. 22, 2-14).

Венец-знак подвига терпения

Согласно Священному Преданию, браки совершались в Церкви с самого ее происхождения (Еф. 5, 22-24; 1 Кор. 7, 39). О священническом благословении брака в Древней Церкви свидетельствуют святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, священномученик Мефодий Патарский и другие отцы Церкви. Совершителями чинопоследования Таинства Брака являются епископ или пресвитер. Жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей. 

При совершении обряда на брачующихся возлагаются венцы (поэтому Таинство Брака называется еще Венчанием), что имеет несколько значений.

Вопросы брака и семьи в христианстве

С одной стороны, это награда Святой Церкви за сохранение целомудрия до брака и знак того, что жених и невеста достойны по чистоте души и тела воспринять благодать таинства. С другой стороны, венцы являются и знаком подвига, подвига терпения и снисхождения к немощам друг друга. Наконец, они возлагаются и как символ полноты исполнения в браке заповедей Христовых о взаимной любви, взаимном служении и полноте самоотвержения.

Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. Пятьдесят первое Апостольское правило гласит: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин".

Священномученик Игнатий Богоносец говорит, что христианский брак совершается "во славу Божию". "Священ брак, — пишет Климент Александрийский, — и, по заповедям Божественного Слова, совершен, если послушна брачная чета воле Божией". "…Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю eгo", — замечает святитель Иоанн Златоуст.

Религиозно-нравственное начало составляет основу христианского брака, ему подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Петр. 3, 1-4,7).

Божия любовь, соединяющая сердца

Главная цель брака не может находиться вне его самого, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В браке супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия. "B браке души соединяются с Богом неизреченным неким союзом", — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Союз творится любовью: любовь Божия соединяет стороны в браке, брачующиеся соединяются любовью в Боге и через Бога. "Любовь, всецело к Богу устремленная, — согласно авве Фалассию, — соединяет любящих с Богом и друг с другом". "Брачная любовь есть сильнейший тип любви, — считает святитель Иоанн Златоуст, — сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости". Слово Божие требует от супругов, чтобы любовь их была подобна любви Христа к Своей Церкви, Который "предал Себя за нее, чтобы освятить ee" (Еф. 5, 25).

Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственным, пожизненным браком. Второй и третий браки, допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею по снисхождению к человеческой немощи и для ограждения от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианской, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (1 Кор. 7, 12-14).

Взаимное восполнение в брачном союзе служит и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Личность и свойства одного супруга восполняются личностью и свойствами другого и тем обусловливают гармоническое раскрытие их духовных сил и способностей.

"В браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, видения чужой личности. Вот почему до брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее… Брак — посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте" — писал протоиерей Александр Ельчанинов. 

Остаток рая на земле

Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, — рождение и воспитание детей. "Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда, — согласно святителю Григорию Богослову, — брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу". Согласно мнению святителя Иоанна Златоуста брак учрежден Богом, чтобы восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Отныне супругом нужно постоянно помнить о том, что у них нет более личной свободы, нет более своей жизни, своих интересов, своей печали или радости. Все должно быть общее, все отдано другому. Когда же семья увеличивается, появляются дети, то полнота самоотвержения возрастает еще в большей степени. Для жены и матери, равно как для мужа и отца, нет более своей жизни — но есть жизнь лишь супруга и детей.

Чего стоит родителям, и в особенности матери, возрастить и воспитать детей! И если они выполняют этот долг по заповедям Христовым, то этим выполняют величайшее из предназначений человека и обеспечивают себе светлую участь в Царствии Небесном — обеспечивают те венцы, которые, как предварительный дар, дает им в награду Церковь при бракосочетании.

Здесь кажется уместным вспомнить одно стихотворение, наивное по форме, но глубокое по содержанию:

Когда придешь ты к двери рая
И светлый ангел станет вопрошать,
Как протекла твоя вся жизнь земная,
Ему ответишь ты: я — мать.
И быстро он отступит от порога,
Чтоб в светлый рай тебя ввести,
Лишь знают на небе у Бога,
Что может мать перенести.

Но и брак, оставшийся без потомства, признается Православной Церковью законным. 
Еще одна цель брака, о которой говорят Священное Писание и святые отцы, — предохранение от распутства и сохранение целомудрия. "Брак дан для деторождения, — пишет Златоустый учитель, — а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому апостол Павел: "Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7, 2).

Таковы установление и цели брака как начала семьи — малой церкви. По библейскому воззрению, разделяемому в основном всем человечеством, брак и семья — это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа. Это — святыня, которую должны не только мы сами хранить в чистоте, но и научить тому наших детей.

Священник
Александр МАТРУК

 

Основные цели христианского брака

Брак имеет цель в самом себе. Так как первая и главная цель христианского брака – полная и безраздельная преданность и общение супругов: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2.24).

«Оставит» – это не значит забудет, уйдет навсегда, но выстроит другую систему отношений с родителями, другую иерархию. Для выполнения этого условия необходимо обрести в первую очередь эмоциональную, затем очередную и экономическую независимость от родителей.

О христианском браке. О Таинстве Венчания. О семье.

Независимость необходима, иначе семья не состоится как семья и не станет самостоятельной.

Брак имеет целью живое общение и взаимное совершенствование мужа и жены. Муж и жена, восполняя друг друга через взаимообщение, нравственно влияют друг на друга, помогают друг другу в духовно-нравственном совершенствовании и выполнении обоюдного назначения жизни (М. Григоревский. Учение св. Иоана Златоуста о браке. М. 2007.).

На духовном уровне цель брака глубока: это восстановление своей изначальной целостности, первообраза по образу и подобию Божию через безусловную любовь и принятие другого как самого себя. Это раскрытие через другого человека всей полноты личности.

В браке происходит преображение человека расширение его личности, преодоление экзистенционального одиночества и замкнутости на самом себе. В браке человек начинает видеть мир по-особому, через другую личность, с которой соединяется в единое духовное целое.

Для каждого из челнов семьи брак, семья становится школой любви, в которой постоянно учатся отдавать себя другим, заботиться, оберегать. На основании взаимной супружеской любви рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, к бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам. В духовно здоровой семье всё общее: радость и горе. Все события семейной жизни объединяет и усиливает чувство взаимной любви.

Профессор протоирей Глеб Коледа говорил о том, что человек научается любви в браке. Семейные люди часто ищут в супружестве не школы любви, а самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Такой брак изначально обречен на распад. В православной традиции семейная жизнь понимается как «путь ко спасению» через другого человека, восхождение к которому связанно с ношением «креста» повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания, согласия.

Святоотеческая литература называет семью школой жертвенной любви, так как именно здесь возможно проявление такой любви между самыми близкими людьми. Настоящая любовь может быть только жертвенной, её проявление возможно, но во всей полноте и силе после долгих лет совместной жизни.

Единение супругов в браке очень глубоко и оно, происходит на всех личностных уровнях: духовном, душевном и телесном.

Если брак имеет свою цель в самом себе, в безраздельной преданности супругов друг другу, то истинный брак возможен только при моногамии и нерасторжимости. Отличительной чертой такого брака является его вечность, причем не только в земной жизни, но и после смерти одного из супругов. Многожёнством исключается полная преданность и равенство двух лиц, требуемые существом брака (см. Мф. 11:3 – 6; 1Кор.7:2 – 7). Второй и третий браки допускаются христианской Церковью (в случае смерти одного из супругов) как снисхождение к немощи человека. Для священника такого снисхождения не допускается: овдовев, он может вступить в новый брак только оставив своё священническое служение. При всей строгости к хранению чистоты брачной жизни, Ветхий Завет не выдерживал его норм и допускал многоженство как проявление стремления оставить после себя многочисленное потомство. В Новом Завете брак приобретает ту форму, которая была до грехопадения, – союза одного мужчины и одной женщины, совершенно исключая из их отношений полигамию.

Сожительство без регистрации в государственных органах, столь распространённое среди современной молодежи, Православная Церковь не считает браком. В таком сожительстве жертвенная любовь в принципе не рождается, т. к не возникает взаимной ответственности друг за друга, а наоборот, изначально присутствует элемент предательства: фактически став супругами мужчина и женщина хотят в любой момент быть свободными друг от друга. Это своего рода временный договор между ними, отсюда и именование его сторон – партнёры, что унизительно для достоинства человека. Вырастая в современном обществе потребления многие личности действительно не понимают, что самореализация личности возможна лишь в жертвенности, а не в приобретательстве.

Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания, есть деторождение и воспитаниедетей. И Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения. Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родителям призваны беречь и «приумножать»; содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. Воспитание детей в евангельских заповедях выражает цель и смысл родительства в семейной жизни.

Священное писание указывает еще одну цель брака – целомудрие. Сохраняя взаимную любовь и верность, вступающие в брак должны хранить супружескую чистоту и целомудрие. Спасение собственной души и успех в нравственном воспитание детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы.

«От любви», – говорит Иоанн Златоуст, – происходит постоянное целомудрие» . С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный предал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, что бы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекрасней всех» .

Супружеское целомудрие проявляться во всем: в скромном обращении между собой и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах, мыслях, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены. Верность – неизменный спутник супружеского целомудрия.

Вступая в брак, супруги дают перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий кто смотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём (Мф. 5, 28).С этой измены в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, – блудников и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4). Прелюбодеи Царствие Божия не наследуют (1 Кор.6, 9 10).

По мнению свт. Иоанна Златоуста, супружеская неверность есть главное зло производящее разрушение семьи и семейного очага. Прелюбодеяние разрушает святость супружеского союза, уничтожает взаимное благорасположение и супружескую любовь. Оно приносит множество бедствий и преступлений . Перед законом о чистоте и целомудрии муж и жена равны.

Христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни. Поэтому христианский брак налагает на супругов настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к потомству, что их брачные венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников.

«Венцы брачныеэто веригиподвижнические, венцы победы над чувственностью и всяким чувственным грехом» . В свидетельство этого торжества добра и света, победы в христианском браке духа над чувственностью, при совершении Таинства перед брачующимися полагается и святой Крест – символ самоотречения и служения Богу и ближним.

Это требование христианства соблюдать целомудрие в браке отражено и в молитвах венчания. Церковь молит Господа, Который есть «тайного и честного брака Священнодействователь и телесного Законоположитель, нетления хранитель», подать благодать брачующимся, чтобы сохранить в браке целомудрие, показать честный их брак, соблюсти «нескверное их ложе» и «непорочное их сожительство», чтобы они достигли старости «чистым сердцем делающим заповеди Божии» .

В православной Церкви есть четкая система подсчета степеней родства, которая определяется числом восходящих и нисходящих линий до общего предка: между матерью и ребенком – первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая, между дядей и племянником – третья и т.д. Между мужем и женой – нулевая степень родства, так как они больше чем родственники: они часть друг друга. Поэтому в христианской традиции развод супругов немыслим, так как с самим собой развестись невозможно, а его существование в реальной жизни есть следствие человеческой слабости. Допуская возможность распада семьи в кризисной ситуации как легкое и простое решение сложных проблем, супруги часто видят в этом способ и средство, снимающее возникающее от взаимного общения раздражения. Понимание вечности брака дает силы для преодоления неизбежных испытаний, сложностей и разочарования семейной жизни. Отсутствие духовного фундамента в отношениях супругов порождает внутриличностные противоречия, эгоизм, безнравственность и безответственность, приводят к тому, что развод в решении семейных проблем становится нормой.

Православный брак. Кто глава в православной семье?

Что такое бездетный брак и почему такие союзы существуют? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить. Итак, бездетный брак может подразделяться на несколько видов: вынужденный и по своему желанию. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

Бездетный брак по своему желанию

По определению одного из ученых бездетный брак по желанию – это тот союз, в котором супруги могут, но не хотят иметь детей. Когда-то такие  отношения мужчины и женщины вызывали бурю эмоций и постоянных вопросов со стороны, о том, почему у вас нет малышей и по какой причине.

Цель брака – Христос или дети?

В современном мире многое изменилось – сейчас почти 30% семейных пар не имеют детей по своему желанию. Причин такому парадоксу множество. Вот только некоторые из них:

  • Эгоизм. Этот термин чаще всего употребляют, говоря о людях, у которых нет ни братьев, ни сестер. Иными словами они были единственными детьми в семье. Замечено, что именно по этой причине семейные пары не спешат становиться родителями. Их главной целью в жизни является карьера или простое наслаждение своим партнером. А бешеный ритм, который создается маленькими проказниками, вовсе не для них.
  • Материальные трудности. Эта причина также очень популярна среди бездетных семей. В современной жизни иметь все и сразу очень тяжело, а чаще – невозможно. Именно поэтому после свадьбы молодые сразу всех предупреждают, что не хотят плодить нищету и будут задумываться о детях только после того, как встанут на ноги более уверенно.
  • Боязнь ответственности. Как  бы странно это не звучало, но такое тоже бывает и не редко. Очень часто можно встретить пару, которая вроде бы и желает иметь детей, но очень боится той ответственности, которая ляжет на нее после рождения малыша. Здесь выход один – обратиться за помощью к психологу. Ведь данная боязнь имеет именно психологический уклон.

В том, что бездетный брак становиться все популярнее, нет ничего зазорного. Главное чтобы люди сами могли в этом желании себе признаться, причем во время. Ведь  согласитесь, что хорошего в том, когда прогуливаясь по городу, наблюдаешь картину орущей на малыша мамочки, которая не выспалась и устала от его проделок? Ребенок же в этом не виноват… Ну, если не готов ты к недосыпам и вечным крикам детей, то почему не изучить методы предохранения? А уж, коли родили малыша, так терпите, милые…

В общем, бездетный брак по своему желанию – это вполне крепкие союзы, в которых и мужчина, и женщина понимают, чего они хотят. Когда и муж, и жена сходятся в своем желании не иметь детей, то отношениях в семье складываются очень гармонично. В таких ситуациях появление ребенка только ухудшит ситуацию. Если же в бездетном браке один из супругов хочет стать родителем, а другой нет, то тут уже проблема по сложнее. Тут уже можно говорить о том, что такой союз обречен, так как нереализованность в родительском счастье  может победить самое сильное чувство к партнеру.

Вынужденный бездетный брак

Такой вид брака куда хуже предыдущего. А хуже он не потому что отношения между супругами плохие, а потому что они хотят иметь детей, но не могут. В медицине это называют бесплодием. Такой диагноз ставится после года половых отношений без предохранения. Статистика говорит о том, что бесплодие мужчины и женщины встречается в одинаковом количестве – по 40%. Остальные 20% — это совместное бесплодие, при котором невозможность стать родителем имеется у обоих супругов. Именно поэтому бороться с проблемой необходимо вместе. Более подробно о видах, причинах и методах борьбы с бесплодием вы можете прочитать здесь.

В любом случае бездетный брак – это вполне привычная «вещь», к которой в современном мире относятся как необходимому. Поэтому если по какой-то причине вы не можете иметь детей или не хотите, то знайте, что это дело только ваше и вашего супруга, а лишние «носы» в семейных делах вам только помешают.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *