«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно — личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, — будет человек духовен, если она на стороне плоти — будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

(68) просмотров

Скоро Бог показал на них знамение Своего прогневания, ибо не благословил их ложа беззаконного, не сотворил так, чтобы у них рождался обыкновенный человеческий плод, но попустил, в обнаружение Своего гнева, чтобы происходил от них необычный род. Рождавшиеся у них дети были как некие страшилища, некрасивые по виду; и когда они достигали возраста мужа, то делались не подобными по возрасту обыкновенным людям, но превосходили эту меру возраста, уподобляясь как бы неким деревьям дубравным. «Вхождаху, — говорится в Писании, — сынове Божий ко дщерям человеческим, и рождаху себе сии, и тии бяху исполины», то есть гиганты, «олбримы», «велетны», которые, как говорят, по возрасту своему достигали восемнадцати, двадцати и даже более локтей (около 0,5 метра) (Кедрин; Корнелий; Бероз и Адрихом). По нраву своему они, как рожденные в беззаконии, были злейшими из всех беззаконных людей убийцами и насильниками; они были яры, люты, любители войны и кровопролития, горды и властолюбивы; по всей земле они преследовали людей, насилуя их, грабя и убивая. Сколь же они были неудержны и пребеззаконны на плотское вожделение, об этом нет возможности писать, так как сие нестерпимо для целомудренного уха. Если же кто желает уведать сие, пусть читает халдейского историографа, называемого Бероз, который достаточно хорошо описывает их прескверные нравы и говорит, что не было еще такого беззакония и нечистоты, которых бы не совершили те исполины. Тот же халдейский историк повествует, что исполины питались человеческим мясом. Убиваемые ими люди были им пищею. (Если они ели человеческое мясо, то тем более употребляли скотское, звериное или какое-либо другое.) Кроме того, они обращали в свою пищу и тех младенцев, которые выходили из утробы матери мертвыми (сие о них говорит Бероз, если только его сказание истинно). Они столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради их одних навел на землю потоп, истребляя такое зло с лица всей земли; Он и прежде потопа многих из них громом и молнией убивал, чтобы прочие убоялись, однако не было в них страха Божия, и не исправлялись они, пока совершенно не погибли в потопе. Внемлем, когда благообразие человеческое начинает переходить в безобразие и страшилищный вид? В то время, когда сыны Божий, святые люди, оставив свою святость, стали неудержно впадать в грехи, смешиваясь с грешными людьми. Грех человека, отпадающего от святыни в беззаконие, больше и тяжелее, чем грех грешника, ибо он более сильно прогневляет Бога и влечет за собою казнь. Согрешил грешный Каин, согрешил и Ламех неправедный, один убийством, а другой двоеженством, однако они не восставили Бога на отмщение, как сыновья Сифовы, бывшие святыми, которые согрешив навели на себя сугубую казнь: неблагословение их ложа, родящего чудища и страшилища, и всемирный потоп. Грехи святых людей не как грехи обычных людей, но как грехи исполинов: злообразны, велики и страшны; злообразны, ибо обесславливают человека; велики, так как многих соблазняют; страшны, ибо «горе тому, от негоже соблазн бывает», говорит Святое Евангелие (7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.Мф. 18:7; 1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;Лк. 17:1). События в первом столетии третьего тысячелетия В сии лета мы не нашли ничего выдающегося из бывшего в поднебесной, кроме мучительного господства над людьми исполинов, среди которых, по сказанию Кедрина, со времени их появления и до потопа было до двухсот князей. Из них десятым по счету был князь по имени Азаил. Он изобрел искусство делать мечи, броню и всякие воинские оружия для брани; он же начал добывать из земли золотую и серебряную руду. Подобно ему и каждый из других князей изобретал что-либо новое и учил этому других: один волшебство некое, другой предсказания, иной заклинания и другие небогоугодные дела, которыми они собирали себе гнев Божий. Один злой человек Азаил изобрел два зла: оружие и золото с серебром. Изобретением оружия он оказал помощь ярости и гневу, золотом и серебром угодил человеческому сластолюбию. В оружии для войны сила и кровопролитие; в золоте же и серебре ненасытность сердца и умножение печалей. Оружием тело, а сластолюбием душа убивается, но и то, и другое — зло. Зло — оруженосная брань, так как она противна человеческому естеству. Естество наше создано Богом не для войны, но для кротости, по подобию кротости естества Божия. Не даны ему от Создателя рога, как юнцам (бык, вол), чтобы ими бодать друг друга, ни великие зубы, как диким вепрям, чтобы ими загрызать кого-либо и поедать, ни острые когти, как львам, чтобы ими терзать и раздирать, ибо он, кроме всего сего, должен быть кротким, мирным, невраждебным, немстительным, незлобивым и друголюбным. Подымать же друг на друга оружие и вступать в брань не есть дело кротости, но ярости, не мира, но раздора, не незлобия, но мщения, не любви, но вражды, и дело такое, горше которого ничего не может быть в поднебесной. Ибо вражда происходит от диавола, который, по словам Христа, «человекоубийца бе искони» (44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.Ин. 8:44). Зло есть оружие и война, ибо они являются противоположностью заповеди Бога, говорящего: «Не убий» (13 Не убивай.Исх. 20:13). Бог создал человека для того, чтобы он жил, а война лишает его жизни. Бог жизнь человеческую по благоволению Своему ограничил определенным временем, а война пресекает это время, разоряет предел жизни и прежде времени (по Божьему попущению) истребляет людей из среды живущих на земле. Зла вещь брань, ибо она противоположна добру мира, при котором утверждаются царства, населяются города, умножаются люди, распространяются селения, увеличиваются богатства. Но война все это добро мира превращает в ничто, ибо уничтожает царства, разоряет города, опустошает селения, расхищает богатства и нищету приводит, и в один час убивает многое число людей, которые в течение многих лет нарождались. Не напрасно Давид, молясь Богу, говорит: «Разруши языки хотящия бранем» (31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.Пс. 67:31). Разве кто-либо одобряет только ту войну, которая совершается по благословной вине. Ибо двоякая бывает война: одна происходит напрасно и несправедливо обижает, а другая защищает себя и других от неправедного вражеского нападения. Неправедная война есть смертный грех, как убийство, и подлежит тому суду, который изрек Бог после потопа: «Проливаяй кровь человечу, в ея место его кровь пролиется» (6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;Быт. 9:6). Если же возникает по благословной вине брань, в которой защищают себя и других, то такая война не осуждается как смертный грех, но иногда вменяется даже как проявление высокой добродетели любви, если она ведется с добрыми намерениями, чтобы не столько себя одного, сколько все отечество сохранить целым от надвигающихся врагов и чтобы соблюсти не только телесное здравие своих ближних, но и их душевное спасение, которое могло бы повредиться, если бы соотечественники впали в руки иноплеменников, что бывает в агарянском плену, в котором христиане принуждаются к нечистотам агарянским, а иногда и к отречению от Христа. Возникающая ради таких причин война имеет свою похвалу и в Святом Писании, как говорит Сам Господь: «Больше сия любве никтоже имать, да кто положит душу свою задруги своя» (13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.Ин. 15:13). (Желающий подробного рассуждения о такой войне пусть обратится к прению христианского философа с сарацинами, изложенному в житии святых Мефодия и Константина, в 11 день месяца мая). Однако и война, творимая по благословной вине, не всегда бывает безгрешна. Часто к ней примешиваются если не смертные, то просительные грехи, как, например, желание отмщения и тщетной славы. (О мстительной войне, что она не без греха бывает, пишется в житии святого мученика Арефы и иже с ним, как было отвечено Богом чрез уста прозорливого старца ефиопскому царю Елезвою, отправившемуся на брань с иудеем Дунааном, желая отмстить ему за пролитие христианской крови. Об этом писано под 24 днем месяца октября.) Мы же скажем кратко, что война есть зло, хотя бы она была и благословною, и только разве по необходимости может быть доброю: лучше мир и природная кротость человеческого естества. Не на добро начальник исполинов Азаил изобрел воинские оружия — на заклание человеческое, ибо он умножил человекоубийство, начатое Каином. И думаю, что он большего осуждения и наказания достоин, чем Каин, ибо последний одного человека убил, а он, вооружив многих бесчеловечников, приготовил их против бесчисленного количества людей и умножил кровопролития в поднебесной. Не меньшее зло изобрел тот же Азаил, добыв золото с серебром, ибо сие бывает причиною войн и убийств. Не напрасно говорит Писание: «Корень всем злым сребролюбие есть» (10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.1 Тим. 6:10). Ибо что восставляет народ на народ и царство на царство, не серебро ли и золото? Ибо всякий владетель, имея много, еще большего желает, почему и берется за оружие, собирает силы и начинает войну с соседними странами. Что побуждает вора красть, а разбойника выходить на разбои и убивать неповинных путников? Что побуждает занимающихся торговлею лгать и божиться? Что научает богатых не милосердствовать, обижать, чужое похищать и грабить? Что ослепляет очи мудрых и судей принуждает творить неправедный суд? Не серебро ли и золото? Поистине, оно есть начало всего зла: оно побудило Иуду предать Господа своего, оно научило Ананию с Сапфирою солгать пред лицем святых апостолов, оно же привело и к отречению от Христа некоторых христиан во время гонений. Чудную о том повесть желающий пусть прочтет в книге «Руно орошенное», где, после шестого чуда, рассказывается об иерее персидском Павле, как он ради золота отвергся от Христа и своею рукою рассек пять святых девиц. И какого только зла не причиняет золото и серебро, которого никогда не может насытиться сердце лакомых, ибо они, по словам святого Златоуста, хотели бы, чтобы и земля была золотою, и стены золотыми, и даже небо и воздух из золота! Но какая от сего польза, когда повреждается душа? Какое приобретение от скоропогибающего золота и серебра, когда ради него губятся вечные небесные блага? Разве только тот, кто употребит его без остатка для милостыни, обрящет пользу, как пишется: «Избавление мужа души свое ему богатство» (8 Богатством своим человек выкупает жизнь , а бедный и угрозы не слышит.Притч. 13:8). У еллинских стихотворцев есть басня об исполинах, будто они собравшись все вместе, совещались воздвигнуть брань против живущего на небесах Бога, а для этого начали сносить высокие горы в одно место и возлагать их одну на другую, чтобы таким образом достичь высоты небесной. Но Бог громом и молниями свыше поразил их и горы разметал бурным ветром. Желающий знать эту и другие подобные басни пусть смотрит у стихотворца Овидия первую книгу его «Метаморфоз». Аравийская история повествует, что будто Египетское царство начало существовать прежде потопа и насчитывает шестнадцать царей египетских до потопа. Но упоминаемый раньше греческий историк Георгий Кедрин говорит, что это повествование не истинно, а посему и мы пройдем молчанием мимо вещи неистинной.

Д. Всеобщее развращение и Всемирный Потоп (Гл. 6 – 8)

6:1,2 Есть два основных толкования стиха 2. Первое заключается в том, что сыны Божии – это ангелы, покинувшие предназначенные им сферы обитания (Иуда 6) и вступившие в брак с женщинами на земле. Это сексуальное извращение было особенно отвратительным в глазах Бога. Те, кто придерживаются этой точки зрения, указывают на то, что выражение «сыны Божии» в Книге Иова 1:6 и 2:1 относится к тем ангелам, которые позволено являться пред Богом. Кроме того, выражение «сыны Божии» применительно к ангелам – типичный семитский оборот. Послание Иуды (стихи 6 и 7) наводит на мысль, что ангелы, покинувшие свое место обитания, отличались половой распущенностью. Обратите внимание также на слова «Содом и Гоморра» в начале стиха 7, следующие сразу за описанием падших ангелов.

Главным доводом против этой точки зрения является то, что ангелы, насколько нам известно, не размножаются половым путем. В доказательство тому обычно цитируют слова из Евангелия от Матфея (22:30), где Иисус сказал, что ангелы ни женятся, ни выходят замуж. Но стих этот говорит только о том, что на небе ангелы не женятся и не выходят замуж. Являясь Аврааму (Быт.18:1-5), ангелы выглядели как люди, и, судя по тексту, те двое, которые пошли в Содом, имели человеческие тела и испытывали человеческие эмоции.

Другая точка зрения состоит в том, что сыны Божии – это благочестивые потомки Сифа, а дочери человеческие – развращенные потомки Каина. Довод в пользу этого варианта толкования выглядит таким образом: в предыдущем контексте речь шла о потомках Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). Бытие 6:1-4 описывает браки, в результате которых эти две династии породнились. В самом же контексте слова «ангелы» нет. Стихи 3 и 5 говорят о развращении, наступившем среди людей. Если согрешили ангелы, то зачем уничтожать человечество? Праведные же называются «сынами Божиими», хотя это древнееврейское выражение не совпадает в точности с тем, которые мы находим в Книге Бытия 6:2 (см. Втор. 14:1; Пс. 81:6; Ос. 1:10; Мф. 5:9).

Данная точка зрения вызывает несколько трудноразрешимых вопросов. Почему все мужчины в роде Сифа были праведными, а все женщины в роде Каина нечестивыми? Кроме того, нигде не сказано, что потомки Сифа были праведны во все времена. Иначе зачем было их уничтожать? И почему от таких браков рождались исполины?

6:3 Господь предупредил, что люди не будут пренебрегать Его Духом вечно. Он дает отсрочку в сто двадцать лет, прежде чем наступит суд в виде Потопа. Бог долготерпит, не желая, чтобы кто-либо погиб, но всему есть предел. Апостол Петр говорит, что через Ноя Христос проповедовал Святым Духом тем людям, которые жили до Потопа (1 Пет. 3:18-20; 2 Пет. 2:5). Они отвергли Его проповедь и теперь находятся в заточении.

6:4,5 Исполины (древнеевр. «нефилим» – «падшие»). Унгер дает такое объяснение:

«Многие считают, что Нефилимы – это гигантские полубоги, противоестественные потомки «дочерей человеческих» (смертных женщин) и «сынов Божиих» (ангелов). Этот противоестественный союз, нарушавший установленные Богом порядки бытия, являл собой такое разительное отклонение от нормы, что это привело к необходимости всемирного суда – потопа».

6:6, 7Сожаление, которое испытывает Бог, вовсе не означает, что Он «передумал», хотя людям может так показаться. Скорее здесь идет речь о том, что Бог не мог оставить без внимания изменения в поведении людей. Святость Бога означает, что Он не потерпит грех.

6:8-22 Ной обрел благодать перед очами Господа. Предупрежденный Богом о грядущем бедствии, он строит ковчег. Размеры приведены в локтях (1 локоть приблизительно равен 45 сантиметрам). Ковчег был 136 метров в длину (450 футов), 22.5 метра в ширину (75 футов) и 13.5 метров в высоту (45 футов). Ковчег был трехпалубным. Отверстие, о котором идет речь в стихе 16, в буквальном смысле было проделано «для света». Скорее всего, через это отверстие свет и воздух поступали по всей длине ковчега.

Ной был спасен благодатью. Это была воля Бога. Ной ответил на это тем, что сделал все, что повелел ему Бог (ст. 22), и в этом Ной проявил себя как ответственный человек. Ной построил ковчег для спасения своей семьи, но закрыл за ним дверь и запечатал ее

Бог. Божественный промысел и человеческая ответственность не исключают, а дополняют друг друга.

Ной (стих 9) и Енох (5:22) – единственные люди в Писании, о которых сказано, что они ходили пред Богом. И если Енох символизирует церковь, восхищенную на небо до начала Великой Скорби, то Ной символизирует верный остаток еврейского народа, который будет сохранен во время Великой Скорби и будет жить на земле во время Тысячелетнего царства.

ГЛАВНЫЕ ЗАВЕТЫ БИБЛИИ

Едемский Завет (Быт. 1:28-30; 2:16,17)

Когда человек еще не знал греха, с ним был заключен Едемский завет. По условиям этого завета человек должен был размножаться, населять землю и владычествовать над ней. Ему была дана власть над всеми животными. Он должен был ухаживать за садом и мог есть все его плоды – кроме тех, что росли на дереве познания добра и зла. Нарушение этой заповеди каралось смертью.

Завет с Адамом (Быт. 3:14-19)

После грехопадения Бог проклял змея и предсказал вражду между змеем и женой, а также между сатаной и Христом. Сатана причинит Христу страдания, но Христос уничтожит дьявола. Женщина будет терпеть муки при родах и подчиняться мужу. Земля была проклята. Она будет приносить терние и волчцы (сорняки и колючки), и земледелие будет тяжким трудом. В конечном счете, человек возвратится в прах, из которого был взят.

Завет с Ноем (Быт. 8:20 – 9:27)

Бог пообещал Ною, что не будет снова проклинать землю или уничтожать ее потопом. В подтверждение Своего обещания Он дал радугу. Но заветом также устанавливается человеческое правительство, имеющее право приговаривать к смертной казни. Бог гарантирует постоянство смены времен года. Он также повелевает человеку заселить землю, ставшую безлюдной. Кроме того, Господь снова подтверждает власть человека над животными. Теперь человек может пополнить свой некогда вегетарианский рацион мясом. Что касается потомков Ноя, то Бог проклял Ханаана – сына Хама. Ханаан должен был стать рабом Сима и Иафета. Сим получает почетное место среди сыновей Ноя. Мы знаем также, что Сим стал прародителем Мессии. Потомки Иафета распространятся по всей земле и станут жить в шатрах Сима.

Завет с Авраамом (Быт. 12:1-3; 13:14-17; 15:1-8; 17:1-8).

Завет с Авраамом имеет безусловный характер, то есть будет соблюдаться Богом несмотря ни на что. Только Бог, явившись в «дыму как бы из печи и в пламени огня», прошел между рассеченными на части животными (Быт. 15:1221). Это очень важно. Когда двое людей заключали (древнеейвр. – «разрезали») завет, оба должны были пройти между рассеченными животными, показывая этим, что будут соблюдать условия завета. Бог не выдвинул Аврааму никаких условий, поэтому сказанное Богом при заключении завета сбудется (и уже сбылось) независимо от того, будут потомки Авраама верны Господу или нет.

Те, кто считают, что у народа, избранного Богом в древности, нет будущего, пытаются доказать, что выполнение Богом этого завета (по крайней мере, по отношению к земле) было связано с некоторыми условиями. Сторонники этого взгляда считают, что все благословения относятся к Церкви, а самому Израилю не досталось практически ничего.

Завет включает в себя несколько обещаний Бога Аврааму и его потомкам: они станут великим народом (Израиль); Авраам получит великие благословения; будет прославлен сам, и через него благословятся многие другие (12:2); Бог будет благоволить к союзникам Авраама и проклянет его врагов; Авраам принесет благословение всем народам – пророчество, которое исполнилось во Христе (12:3); земля Ханаанская (которая впоследствии стала называться Израилем и Палестиной) (13:14,15,17) навечно перейдет во владение Аврааму; у него будет многочисленное потомство – и по плоти, и по духу (13:16; 15:5); Авраам будет отцом многих народов и царей – как через Измаила, так и через Исаака (17:4,6); особые отношения с Богом (17:7б).

Завет с Моисеем (Исх. 19:5; 20:1 – 31:18)

В самом широком смысле, завет с Моисеем включает в себя Десять Заповедей, объясняющих обязанности человека по отношению к Богу и к ближнему своему (Исх. 20:1-26); многочисленные законы, касающиеся жизни израильского народа (Исх. 21:1 – 24:11); и подробные предписания, связанные с религиозной жизнью (Исх. 24:12 – 31:18). Этот завет был заключен с израильтянами, а не с язычниками. Завет не был безусловным; он требовал послушания со стороны человека, поэтому он был «ослаблен плотью» (Рим. 8:3а). Десять Заповедей предназначались не для спасения. Их целью было указать человеку на его грехи и на невозможность достичь праведности своими силами. Из Десяти Заповедей девять повторяются в Новом Завете (за исключением заповеди о соблюдении субботы), но не как законы, неисполнение которых грозит наказанием, а как образец поведения для тех, кто спасен благодатью. Христианин живет по благодати, а не по закону, поэтому он служит Христу из любви, что намного выше простого исполнения закона.

Палестинский Завет (Втор. 30:1-9)

Этот завет заключался тогда, когда Палестину еще предстояло завоевать. Аврааму была обещана вся земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). (Реку Египетскую, которая протекает на границе между Израилем и Египтом, не следует путать с Нилом). Но Израиль так и не смог захватить всю землю. Во времена Соломона, страны в восточной части Земли Обетованной платили дань (3 Цар. 4:21,24), но это нельзя назвать владением землей или даже ее захватом. В палестинском завете предсказано рассеяние израильтян среди народов земли за непослушание. Предсказано также обращение Израиля, Второе Пришествие Христа, возвращение израильтян в Землю Обетованную и их процветание в ней, покаяние израильтян (после чего они будут любить и слушаться Бога), наказание их врагов.

Завет с Давидом (2 Цар. 7:5-19)

Бог пообещал Давиду не только вечное царство, но и прямого потомка, который всегда будет сидеть на троне этого царства. Этот завет также был безусловным и не зависел от послушания или праведности Давида. Христос по праву наследует перешедший к Соломону престол Давида, о чем мы узнаем из родословной Иосифа (Мф. 1).

Христос также является прямым потомком Давида, будучи потомком Нафана, сына Давида, как следует из родословной Марии (Лк. 3). Так как Он живет вечно, царство его также вечно. Его тысячелетнее правление на земле перейдет в вечное царствование.

Завет с Соломоном (2 Цар. 7:12-15; 3 Царю 8:4,5; 2 Пар. 7:11-22).

Завет с Соломоном не основывался на каких-либо условиях в том, что касалось вечного царства, но содержал условия, определяющие права потомков Соломона на наследование престола (3 Цар. 8:4,5; 2 Пар. 7:17,18). Один из потомков Соломона, Иехония, был навеки лишен права иметь наследников на троне Давида (Иер. 22:30). Но Иисус, как уже указывалось, не был потомком Соломона, и поэтому на Него не распространяется проклятие Иехонии.

Новый Завет (Иер. 31:31-34; Евр. 8:7-12; Лк. 22:20)

Израильский народ пока еще не получил благословений Нового Завета во всей полноте, – это произойдет во время Второго Пришествия Господа. Тем временем истинные верующие пользуются некоторыми новозаветными благословениями. Связь Церкви с Новым Заветом прослеживается в Вечере Господней, где чаша обозначает сам Завет и Кровь, которой Он скреплен (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25). Павел называл себя и других Апостолов служителями Нового Завета (2 Кор. 3:6).

В ковчег нужно было взять еды, а также по паре всех животных, живущих на земле. Критики утверждают, что ковчег не мог вместить все виды животных и запас продуктов на год и семнадцать дней. Но вполне возможно, что в ковчеге были только основные виды животных и птиц, а после потопа появились новые. В этом случае в ковчеге было более, чем достаточно места.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *