Воздвижение Честного

и Животворящего Креста Господня

27 сентября (по н.ст.)/14 сентября (по ст.ст.)

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 — 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 — 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 — 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 — 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 — 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 — 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Кафедральный собор Брянска (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Кафедральный собор Брянска

Кафедральный (Свято-Троицкий) собор — крупнейший во всей Брянской епархии, площадь его нижнего яруса составляет 1000 кв. м. Это «новострой» — его возведение началось в 2006 г. и завершилось в 2012, а внутренняя отделка продолжается до сих пор, как и благоустройство территории вокруг.

Ранее кафедральными соборами были Покровский храм, затем Преображенский, разрушенный в середине 19 века. На его месте построили Новопокровский собор, который пробыл кафедральным совсем недолго — при советской власти его перепрофилировали в Музей атеизма. Церковь значительно пострадала во время войны, в 1968 г. ее окончательно демонтировали, после чего кафедральной стала Воскресенская церковь. Рядом с ней в 2005 г. и был заложен Свято-Троицкий собор.

Что посмотреть

Храм строился с размахом: двухъярусный, 5-купольный, с расположенной поблизости 80-метровой колокольней — он виден издалека. Самый большой колокол звонницы весит 16 т. Белоснежные стены и золотые купола выглядят торжественно и одновременно просто.

Комплекс также включает вспомогательные постройки. Самая заметная из них — небольшой деревянный храм, возведенный в честь брянских исповедников и новомученников. Колокольня носит имя Александра Пересвета, причисленного к преподобномученникам — рядом с деревянным храмом ему установлен бронзовый памятник. Вся территория комплекса окружена решетчатой узорной оградой, в темное время суток здания украшает эффектная иллюминация.

Внутри Свято-Троицкой церкви находится резной позолоченный иконостас впечатляющих размеров. Пол выложен мрамором, а с потолка спускаются роскошные люстры.

Троицкий собор стал местным символом возрождения христианства в современной России. В 2012 г. сюда из Воскресенской церкви перенесли мощи святого Олега Брянского, что стало знаковым событием для собора.

Практическая информация

Адрес: Брянск, пр-т Ленина, 58. Веб-сайт.

Собор находится в самом центре Брянска. Рядом с ним есть остановка общественного транспорта «Площадь Революции».

Интересна история и судьба третьей церкви Живоначальной Троицы, которая располагается в Бежице по адресу: пер. Каманина, 2. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников.

Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Характер архитектуры показывает два периода его строительства: в ХVIII веке воздвигнута церковь, в начале ХIХ века – колокольня.

Интересно, что Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы действовала и действует по сегодняшний день. Здание церкви занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тип церкви – это традиционный «восьмерик на четверике». Церковь не велика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных масс. Её архитектурный облик своей интимностью и спокойным характером композиции хорошо увязывается с окружающей застройкой села, естественно сливаясь с ней и с окружающей природой.

При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца ХIХ века по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году. Вместе с храмом часовня составляет небольшой утопающий в зелени ансамбль. Часовня отнесена к объектам культурного наследия Брянской области, к памятникам истории и культуры регионального значения. А церковь относится к Архитектурным памятникам г.Брянска и входит в свод памятников Брянской области.

Собственно церковь – более старая часть памятника – своим архитектурным обликом вызывает в памяти уже виденные нами памятники стиля русского барокко. Её фасады отделаны свободно и непринужденно. Каждая из граней восьмерки украшена самобытными по рисунку наличниками окон. Восьмерик покрыт пологим шатром, увенчанным восьмигранным фонариком под крупной луковичной главой с ажурным крестом.

Архитектура колокольни принадлежит к началу ХIХ века. Она выполнена в стиле более строгих форм классицизма. Но, удивительное дело, разностильность частей памятника не вызывает отрицательных эмоций. Некоторое наивное упрощение архитектурных «языков» памятника сблизило их между собой, и он производит впечатление довольно цельного произведения архитектуры.

Всё было хорошо. Но в 1980-х годах к храму снова пришли строители. Под видом ремонта произведена самодеятельная «реконструкция» памятника по вкусам шабашников. Памятник утратил свой подлинный исторический облик. Его «нарядили» кокошниками, каких никогда на нем не было, уничтожили редкой красоты порталы боковых входов, облепили снаружи и внутри сомнительного вкуса украшениями и навели всякое прочее своеобразно понимаемое «благолепие».

Храм во имя Живоначальной Троицы

Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации. Стены кирпичные, оштукатуренные.

Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях «нарышкинского» барокко с колокольней в стиле классицизма. Невысокий четверик с пониженным полукруглым алтарем в ширину здания несет широкий восьмерик, увенчанный маленьким световым барабанчиком с луковичной главой. Вторым вертикальным акцентом является примыкающая к прямоуголдьной трапезной колокольня, два невысоких четырехгранных яруса которой завершены миниатюрной главкой.

В декоре фасадов варьировались мотивы «нарышкинского» стиля. Сохранились широкие пилястры и нарядный южный перспективный портал четверика, целиком выполненный в духе архитектуры 17 в. с белокаменными деталями. Основное помещение храма завершено сомкнутым восьмилотковым сводом со световым кольцом в центре; алтарь перекрыт конхой, трапезная — полулотковым сводом. Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.

***

Богослужения в Брянском Кафедральном Соборе совершаются ежедневно.

(в расписании возможны изменения)

для более удобного пользования расписанием рекомендуем скачать приложение «Богослужения» (http://богослужения.рф/ – официальный сайт программы)

Воскресенье:

7:00 — Божественная Литургия (Воскресенский храм)

9:00 — Божественная Литургия для детей (Собор, нижний ярус)

10:00 — Божественная Литургия (Собор, верхний ярус)

Понедельник — пятница:

8:00 — Молебен прп. князю Олегу Брянскому

8:30 — Божественная Литургия

9:30 — Панихида, молебен

16:30 — Вечерня. Утреня

Суббота (Кафедральный Собор):

8:35 — Исповедь. Часы

9:00 — Божественная Литургия. Панихида, молебен (примерно 10:20)

17:00 — Исповедь. Всенощное бдение

***

Если в какой день случается праздник, расписание Литургий может меняться. Поэтому приходить на Вечернее богослужение очень важно.

***

Каждый будний день (понедельник — пятница), кроме больших праздников, в 8:00 совершается молебен преподобному князю Олегу Брянскому.

Каждый понедельник по окончании Божественной Литургии совершается молебное пение Божией Матери перед иконой Ее «Неупиваемая Чаша», во время которого мы молимся за тех, кто находится во власти какой-либо страсти: алкоголизм, наркомания и др.

Каждое воскресение в 9:00 в нижнем ярусе Собора совершается Божественная Литургия для детей. Во время Литургии дети стоят перед алтарем, т.е. им все хорошо видно, священник попутно рассказывает о происходящем, в конце Литургии дети причащаются. После Литургии дети пьют чай со сладостями, затем, под руководством ребят из православной молодежки, занимаются творчеством (лепят, рисуют, вырезают и пр.).

Также в течении года совершается Божественная Литургия с пояснениями, во время которой делаются паузы, там, где это возможно, и священник объясняет смысл и значение происходящего (до и после паузы) на богослужении. О времени и дне такого богослужения будет сообщаться заранее.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *