В детстве романы Джеймса Кервуда прошли мимо меня: дома не было его книг, в библиотеке тоже не попадались. А когда в 90-е стали активно издавать приключенческую литературу, в том числе появилась книга Кервуда, я уже оканчивала школу, и меня подобные книги интересовали мало – хотелось читать что-то умное и серьезное. Тем не менее, папа говорил мне, что «Бродяги Севера» — это одно из самых сильных книжных потрясений его детства и очень советовал прочесть. И вот сейчас, когда я наконец прочитала роман, я очень жалею, что не познакомилась с ним в детстве – это книга из тех, которые нужно читать обязательно!

Для меня этот роман прежде всего о Судьбе. О Судьбе, которая соединив однажды в лодке Человека, щенка Микки и медвежонка Нееву, вела их и дальше по одной общей дорожке, а если и разлучала, то ненадолго, сталкивая снова и снова в самых непостижимых обстоятельствах.

Медвежонок Неева чудесно проводил время со своей матерью медведицей Нузак, которую трепетно и нежно любил. Но случилось так, что Чэллонер убил медведицу, а Нееву взял с собой в надежде подарить сестре для развлечения. Вместе с Чэллонером путешествовал щенок Микки, и мужчина связал щенка и медвежонка одной веревкой, чтобы они не потерялись. Ну а дальше они втроем сели в лодку и отчалили от берега. Через некоторое время случилось непредвиденное: Микки и Неева свалились в реку, и их унесло течение. Напрасно Чэллонер пытался найти своих друзей – это было невозможно. Так мужчина понял, что его питомцы погибли.

Но они выжили! И привязались друг к другу как родные! Ведь Микки скучал по хозяину, а Неева по маме — два одиноких сердечка потянулись навстречу друг другу. Главы, где описываются их скитания, получились невероятно трогательные. Очень разные – щенок и медвежонок – притираются друг к другу, привыкают, стараются подстраиваться. Но и им приходится расстаться: Неева впадает в спячку, а Микки при всем желании не может спать всю зиму. В результате Микки отправляется на поиски пищи и открывает для себя новую жизнь, полную опасностей и приключений.

Казалось бы, герои не должны больше встретиться. Тем не менее их встреча состоится! Чэллонер встретит взрослого и ожесточившегося Микки, а затем снова потеряет его! Микки вернется в пещеру, где спит Неева, и подоспеет как раз к завершению спячки. Ну а потом друзья совершенно случайно вновь встретят Чэллонера, чтобы остаться с ним вместе навсегда!

Друзей ждут капканы и палки, ружья и клетки, обман и жестокость, знакомства с верными приятелями и лютыми врагами. Но главное – они останутся верны своей дружбе и не предадут друг друга. Судьба как бы вручает Нееву Чэллонеру после того, как тот убивает медведицу. Теперь он в ответе за медвежонка-сироту, и Судьба постоянно проверяет Чэллонера на прочность. Но и для него самого становится знаковой дружба с Микки и Неевой, ведь иначе он не повстречал бы любовь всей своей жизни и не был бы так счастлив! Судьба – знает, что делает!

Неимоверно интересный роман в духе лучших произведений Джека Лондона. Пейзажи дикой природы, снежные пустыни и прекрасные леса, звери и птицы – мир Кервуда чарующе притягателен. Прежде чем создать это произведение, писатель три года провел в канадских лесах, наблюдая за поведением животных. Герои романа – очеловечены, мы сопереживаем им, боимся за них, понимаем их мысли и чувства.

Удивительным образом созвучны тексту иллюстрации Владимира Стахеева. Выдержанные в холодных тонах северные пейзажи похожи на ледяные витражи, а сами иллюстрации, будто метки в снежных пустынях для лучшей ориентировки в пространстве. Рисунки динамичны: отлично переданы движения героев.

Твердая обложка, бумага офсет. Рекомендую для чтения 10+.

Полина Ломакина специально для Букландии

Кервуд Джеймс Оливер: Бродяги Севера
Художник: Владимир Стахеев
Издательство: ЭНАС-КНИГА, 2020, г.

Произведение «Бродяги Севера» меня очень впечатлило, очень жаль, что я так много лет его откладывала и сомневалась, будет ли мне интересно. Единственное, что меня возмутило в персонажах — это то, что Чаллонер и Нанетта считают Лебо плохим человеком, как это он мог издеваться над животными, избивать Микки, но тем не менее Чаллонер убил мать Неевы просто так, ради забавы (грубо говоря, ради шкуры, ради денег) и это считается нормальным, ну так Лебо тоже ловил зверей ради шкур и денег и собак воспитывал своими жестокими методами, ради боев, которые принесут деньги … Как говорится «в своем глазу бревна не видно…». Серьезно, то есть он считал это нормальным убить медведицу и лишить маленького медвежонка без матери, когда он еще не приучен к самостоятельной жизни и забрать его на подарок девушке для потехи. В конце Нееве меньше 2 лет и посчитали его шкуру старой, чтобы убивать, типа не медвежонок, жалко, попался. То есть шкура медведицы вначале была не старой, в самый раз, а шкура 2-летнего медведя старая? Хм…
Сцена с тем, как Микки хитрил с капканами, сцена поединка собак и лесной пожар напомнили сюжет «Казана». «Казан» мне больше запал в душу.
А в целом я довольна рассказом, люблю, когда все заканчивается хорошо, все друг друга находят и все счастливы

Маленький медвежонок Неева рождается в конце марта. Его мать, старая медведица учит малыша, как добыть себе еду, как избежать опасности. Не жалея себя, мать защищает своего детёныша.

Спокойную, беззаботную жизнь Неевы прерывает встреча с охотником Чэллонером, который убивает медведицу ради мяса и жира. Медвежонок тоскует по матери. Чэллонеру кажется, что он совершил преступление, и охотник забирает зверёныша с собой. Неева знакомится с нескладным, корноухим щенком Мики. Чэллонер пытается подружиться с медвежонком, но Неева видит в нём врага. Охотннк собирается отвести Мики и Нееву к своей сестре.

Продолжение после рекламы:

Посадив медвежонка в мешок и связав его со щенком верёвкой, Чэллонер на челноке плывёт по озеру. Во время плавания Мики, сочувствуя медвежонку, пытается с ним подружиться, но тот тоскует по матери. Во время одной из таких попыток челнок проплывает по опасному месту, и медвежонок с щенком падают в стремнину. Чэллонер ничем не может им помочь и уверен, что они погибли. Но благодаря своей массе и жиру, Неева непотопляем. Он становится спасательным поясом для привязанного к нему щенка. Наконец медвежонку удаётся вцепиться в корягу, которая благополучно проносит их через стремнины.

Выбравшись на берег, Неева и Мики оказываются в лесу, который является для медвежонка родным домом. Но Мики боится незнакомой местности, тем более, что он, как домашняя собака, не может добыть себе в лесу еду, в отличии от Неевы, который питается осами и муравьями. Для Мики в лесу на каждом шагу таятся опасности. Держась вместе, зверята выручают друг друга и приобретают опыт выживания. Наконец, освоившись, они ведут безмятежную жизнь.

Брифли существует благодаря рекламе:

Наступают холода, и Неева погружается в зимнюю спячку, Мики остаётся один. Страдая от одиночества, он охотится недалеко от пещеры, где спит его друг. Не понимая, что происходит, Мики приносит ему еду, стараясь разбудить медвежонка. Во время пурги пещеру заносит, и Мики теряется. Он съедает приманку в капканах, поставленных индейцем Жаком Лебо. Чтобы поймать вора, Лебо добавляет в приманку стрихнин. Чудом оставшись в живых после первого кусочка отравленного мяса, Мики больше не трогает приманку в капканах, но съедает живых зверей, которые туда попадаются. Лебо устраивает охоту на вора. Убежав от Лебо, Мики вступает в смертельную схватку с волками.

Тем временем Лебо покупает свирепого пса по имени Нето, что означает «убийца». Нето должен разорвать вора и выиграть схватку с псом соседа Лебо, хвастуном Дюраном. Сделав хитрую ловушку, Лебо ловит Мики в капкан. Нето он приказывает броситься на Мики, рассчитывая, что пёс разделается с ненавистным вором. Но наученный суровой лесной жизнью, Мики прокусывает горло страшному псу. Раненный Нето убегает в лес, а Лебо в ярости жестоко избивает Мики дубинкой.

Продолжение после рекламы:

Израненного Мики Лебо приводит домой. Жена Лебо, Нанетта, страдая от побоев своего мужа, привязывается к щенку и выхаживает его. Лебо ударил её по груди, когда она кормила своего первенца. От удара пропало молоко, и ребёнок умер. Нанетта не может простить мужа и ищет безопасное убежище для себя и дочки. Лебо дрессирует Мики, стараясь сделать из него боевого пса. Тайком от мужа Нанетта балует Мики.

Лебо приводит домой Дюрана, чтобы показать, какого зверя он воспитал. Нанетта, увидев, что муж замахивается на Мики дубинкой, бросается на него, пытаясь защитить своего любимца. Увидев, что Лебо поднимает руку на жену, Мики бросается на него. Лебо падает замертво, ударившись головой о лежащее рядом бревно.

Дюран закапывает мёртвого соперника, а Нанетта чувствует облегчение, избавившись от тирана. Дюран обманом забирает вырывающегося Мики с собой, намереваясь выставить его, как боевого пса.

На турнире Мики побеждает грозного противника, полусобаку-полуволка. Его, израненного и выросшего, узнаёт Чэлоннер. Собака и хозяин бросаются друг к другу, и Чэлоннер забирает Мики. Но Дюран не намерен так просто отдавать боевого пса, принёсшего ему хороший выигрыш. Он рассказывает, что Мики загрыз своего бывшего хозяина Лебо, и его нужно пристрелить. Чэлоннер отправляется к Нанетте узнать правду. Дюран с хозяином проигравшего пса набрасываются на Чэлоннера, но Мики спасает своего хозяина.

Брифли существует благодаря рекламе:

Мики чувствует непреодолимую тягу к бывшей хозяйке, перегрызает ремень и прибегает к ней. Вскоре в хижине появляется Чэллонер. Между ним и Нанеттой вспыхивает любовь.

Однажды Мики убегает на охоту. Снова став домашней собакой, он теряет бдительность лесного жителя, и с ним случается несчастье: на пса падает бревно, и у него отнимаются задние лапы. Придя в себя, он прибегает домой, но хозяева покинули свою хижину. Мики снова оказывается один в лесу, но теперь его одиночество становится тоскливее, чем раньше.

С наступлением весны Мики приходит в пещеру, где спит его друг Неева. Он кусает медведя за ухо, и тот просыпается. Теперь друзья снова охотятся вместе, помогая друг другу. В конце лета лесной пожар выгоняет друзей из знакомого и обжитого леса. На новом месте Неева попадает в капкан. Хозяин капкана хочет подарить медвежонка молодожёнам Нанетте и Чэлоннеру, но увидев, что это уже взрослый медведь, решает его отпустить. Молодожёны открывают капкан и видят рядом Мики, пришедшего выручить своего друга.

Теперь в этих краях бродит медведь в ошейнике, а его сопровождает пёс. Зимой медведь спит в специально вырытом для него погребе, а по ночам к нему приходит Мики.

О книге

«Уже март был на исходе, когда черный медвежонок Нива в первый раз увидел свет. Его мать Нузак была уже старой медведицей и, как большинство пожилых существ, страдала ревматизмом и любила долго поспать. Поэтому, вместо того чтобы провести эту зиму, в которую у нее родился Нива, в самой обычной спячке в течение всего только трех месяцев, она провела в ней целых четыре, и Нива, который получил от нее жизнь именно во время этой глубокой спячки, выполз из берлоги почти двухмесячным медвежонком вместо того, чтобы быть всего только шестинедельным.

Чтобы выбрать себе для спячки берлогу, Нузак взобралась в пещеру на самой вершине голого горного кряжа, – и отсюда-то Нива и увидел в первый раз под собой долину. В первую минуту, выйдя из темноты на яркий солнечный свет, он даже ослеп. Он слышал, обонял и чувствовал около себя много кой-чего интересного, но видеть не мог. А Нузак, точно в удивлении от того, что вместо холода и снега ее окружили вдруг свет и теплота, несколько минут стояла неподвижно и только нюхала воздух и оглядывала свои владения…»

Читайте онлайн полную версию книги «Бродяги Севера» автора Джеймса Оливера Кервуда на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Бродяги Севера» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Переводчик: М. Чехов

Дата написания: 1919

Год издания: 2015

Объем: 316.3 тыс. знаков

Джеймс Оливер Кервуд

Бродяги Севера

«Природа — моя религия»

«Моя прабабушка была дочерью индейца из племени могауков… — писал Джеймс Оливер Кервуд в предисловии одной из своих книг. — Индеец был самым любящим сыном, самым преданным другом, самым верным патриотом своей страны».

Все эти качества в полной мере были присущи и замечательному американскому писателю. Когда мы говорим «Кервуд», перед глазами встает дикая природа и ее обитатели — волки, собаки, медведи.

Кервуд родился 12 июня 1878 года в местечке Оуоссо, затерянном в лесах Мичигана. Его отец, являясь потомком знаменитого английского писателя-мариниста Фредерика Марриета (1792–1848), был сапожником, имел свой магазин. Когда Джеймсу не было и пяти лет, бизнес отца потерпел неудачу, семья переехала на ферму в штате Огайо. Там будущему писателю пришлось заниматься «подбиранием камней»; позже он отмечал, что это время помогло ему «в воспитании характера».

Уже в восьмилетнем возрасте он совершил свою первую вылазку с ружьем в окрестные леса, а в девять попытался сочинить свою первую повесть.

Когда Джеймсу исполнилось тринадцать, семья вернулась в Оуоссо. Мальчишка часто сбегал с уроков, чтобы побродить по лесным дебрям. За это его исключили из школы. Но он не унывал, посвятив себя целиком путешествиям по лесам на берегах Великих Озер. Джеймс пережил немало увлекательных и опасных приключений, добывая пропитание охотой на диких зверей и ночуя под открытым небом.

К двадцати годам впечатления стали переполнять его; появилась потребность изложить их на бумаге. В 1898 году Кервуд поступил в Мичиганский университет и, окончив его, начал работать редактором газеты «Ньюс трибюн» в Детройте.

Однако первый роман Джеймса Оливера Кервуда «Мужество капитана Плюма» вышел в 1908 году, когда автору было уже тридцать. За годы, отпущенные ему судьбой для творческой деятельности, он написал порядка тридцати повестей и романов. Среди них анималистические («Казан», «Гризли», «Молниеносный», «Бродяги Севера» и другие), приключенческие («Скованные льдом сердца», «Лес в огне», «Старая дорога», «Золотая петля»), исторические («Черный охотник», «На Равнинах Авраама»).

О чем бы ни писал Кервуд, каждая его книга создавалась под непосредственным впечатлением того, что он увидел, услышал, пережил сам. «Я прошел три тысячи миль вверх и вниз по могучему Саскачевану, прежде чем написать «У истоков реки», и если бы не спустился с дикими лесными бригадирами вниз по Атабаске, невольничьей реке, и Маккензи, то не написал бы «Долину Молчаливых Призраков», — вспоминал Кервуд. Он почти непрерывно путешествовал — на лыжах, в каноэ, на собачьих упряжках. Он забирался в самые дикие, нехоженые места. Именно поэтому можно назвать его романы не плодом фантазии, как это нередко бывает у авторов приключенческих книг, а литературой факта, своего рода очерками о жизни девственных лесных дебрей Америки.

«Ему было тридцать пять лет. Половину своей жизни он проводил в диких местах, а все остальное время писал об увиденном» — так Кервуд сказал об одном из своих героев, но эти же слова он мог с полным правом отнести к самому себе.

Некоторые произведения — «Золотая петля», «Серая волчица» — были написаны им в заброшенной хижине в сотнях миль от цивилизации, другие — в перерывах между странствиями, в комнатушке в доме отца в Оуоссо.

Наибольший успех имели его книги о животных, о «братьях наших меньших». «В жизни диких зверей, как и в человеческой жизни, есть свой трагизм, свой особый юмор, свой пафос, — писал он. — Есть множество необыкновенно интересных фактов, действительных событий и действительных персонажей, написать о которых просто необходимо, и вряд ли кому-нибудь нужно, чтобы при этом что-то выдумывали».

Подобные персонажи в «Казане» (1914) — пес с примесью волка и Серая Волчица, в «Бродягах Севера» (1919) — щенок и медвежонок. Их дружба — вроде бы вопреки природе. Но сведенные вместе обстоятельствами, они вырабатывают новые формы поведения. Они становятся необходимыми друг другу, потому что иначе могут погибнуть, а инстинкт самосохранения у животных — один из основных. Поэтому они так бережно, так верно дружат. Урок и для нас, людей: не вражда, а дружба помогает жить.

«В «Казане», — пишет автор в предисловии, — я пытался изобразить ту пору моей жизни на Севере, когда мне довелось близко узнать собак». Возможно, помня о своем «смешанном» происхождении, писатель в этой книге дает почувствовать мучительную раздвоенность своего четвероногого героя — полусобаки-полуволка. Волчьи инстинкты подавляются, когда Казан живет у добрых и заботливых людей, но если его доверие к человеку обмануто — в животном просыпаются ярость и ненависть. А как трогательны отношения благородного Казана и Серой Волчицы! И чего стоит совершенно логичный отказ от драки собак, не желающих потакать людям, жаждущим жестокого зрелища…

Бари, сын Казана и Серой Волчицы, стал героем другого романа, написанного Кервудом три года спустя. Что ждет беспомощного волчонка, который покинул уютное родительское логово? Когти полярной совы или тяжелые копыта огромного лося? Но если в его жилах есть собачья кровь, он будет хитер, упорен и изворотлив. А волчья натура даст ему ярость бойца и неисчерпаемую выносливость. Таков он, главный герой книги «Сын Казана». Однако главным предназначением Бари становится преданность и служба хозяину, которого он выбрал себе сам.

«Бродяги Севера» — история о том, как медвежонок Нива и щенок Мики скитались по дикому лесу. Они покинули человека, своего хозяина, по воле случая: подравшись, малыши выпали из челнока в бурную реку. Связанные одной веревкой, они смогли спастись, а выбравшись на берег, вдвоем отправились куда глаза глядят… Книга полна описаний природы, повадок животных. Причем звери не очеловечиваются, их действия кажутся предельно естественными, что никак не мешает читателю всерьез переживать за них.

В «Молниеносном» («Быстрой Молнии») (1926) перед нами предстает полярный волк, в числе предков которого двадцать поколений назад был огромный дог Скаген. Сейчас мы бы сказали: у Молниеносного проявились собачьи гены. Кервуд называл это проявление атавизмом. Толика собачьей крови помогает Молниеносному стать вожаком стаи волков. Благодаря ей же он выбирает себе в подруги шотландскую овчарку по кличке Светлячок, у которой умер хозяин и которая сбежала с корабля, затертого льдами. Но живется ему нелегко. «Волчий инстинкт заставлял Молниеносного опасаться и избегать людей, дух Скагена наполнял его тоской и стремлением к дружбе с ними… — пишет Кервуд. — Как среди людей бывают «рожденные не вовремя» или «прирожденные неудачники», так и Молниеносный не был предназначен для того мира, частью которого он являлся». На долю Молниеносного и его подруги выпадает немало тяжелых испытаний…

Анималистические произведения занимают главное место в творчестве Кервуда. Писатель рассказывает об удивительном мире зверей, неведомом многим из нас. А еще — о довольно сложных отношениях человека и животных. Последние не знают условностей «нашего» мира, они моментально реагируют на фальшь и доверяют лишь тем людям, чьи души открыты им, в чьих сердцах — доброта и понимание.

Прежде чем написать «Бродяг Севера», Кервуд три года прожил в окружении своих лесных друзей, изучая их жизнь, их поведение, их психику. Кстати, психика животных с древности вызывала интерес у философов и натуралистов, но ее систематическое изучение началось в конце XIX века с появлением зоопсихологии. Так что Кервуд творил вполне в русле современной ему науки.

В создании книг о животных писатель видел особое предназначение: на свои былые охотничьи «подвиги» он смотрел уже как на преступления и своими произведениями желал хотя бы отчасти искупить нанесенный природе ущерб. Вероятно, это идет тоже от предков-индейцев, которые, убив животное, высказывали ему уважение и просили у него прощения.

Но так или иначе, Кервуд выступает в своих книгах прежде всего с «исповедью человека, который много лет охотился и бил зверя, прежде чем ему открылось, что дебри могут предоставить более захватывающее развлечение, чем убийство». И выражал надежду, что написанное им, «возможно, заставит и других почувствовать и понять, что больше всего охота захватывает не тогда, когда бьешь зверя, а когда оставляешь ему жизнь».

В «Казане» молодой зоолог Поль Уэймен, собирающий материал для своего исследования «Разум диких животных», не расстается с фотоаппаратом, а его единственное оружие — перочинный нож.

Охотник Чэллонер из романа «Бродяги Севера» убивает зверей ради продажи их шкур. Он делает это скорее по необходимости, чем из-за азарта. И медведицу он выслеживает для того, чтобы пополнить запас мяса и жира, без которых не выжить в суровых условиях. Но… жалобный, трогающий душу крик осиротевшего медвежонка вызывает у охотника «такое ощущение, словно он совершил преступление». Забрав малыша с собой, Чэллонер пытается объяснить ему, что жалеет о случившемся….

Во времена Кервуда уже существовало понятие «экология», хотя и не в том значении, в котором используем его мы в XXI веке. В 1866 году немецкий естествоиспытатель Э. Геккель обозначил им науку о местообитании. Сейчас это слово имеет гораздо более глубокий смысл: экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Испытания различных видов оружия, техногенные аварии — Чернобыль, Фукусима, разлив нефти в Мексиканском заливе — никого не оставляют равнодушными. Охрана природы — и в широком, и в узком смысле слова — становится делом всего человечества. Все чаще говорится о том, что в защите нуждаются не только редкие, но и вообще все виды животных.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *