Тебя устрашило слово: «Истязан будешь в День Судный»164, а за обеты, данные в Крещении, неужели не будем истязаны в День Судный? Ежели б не было покаяния и надежды на милосердие Божие, то, конечно, надо бы упасть духом, а как мы находимся в борьбе страстей, падаем, и восстаем, и приходим в смирение, то и надеемся на милость Божию, а не на наши дела (прп. Макарий, 20).

* * *

Что воздам Господу за все, что Он даровал Мне(Пс. 115, 3). Вся наша надежда спасения зависит от заслуг Спасителя нашего. А где наша любовь к Нему? Смиримся, то и за это не лишимся его милости (прп. Макарий, 20).

* * *

Надобно не забывать псалма об избавлении от стрелы, летящей днем, и пр. (Пс.

Умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга

90, 5). Господь Всеблагой да покроет нас от всех видимых и невидимых наветов вражиих милосердием Своим! (прп. Моисей, 20).

* * *

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на его жизнь. Но святой

Давид искренне смирился перед Господом и перед людьми, не отвергнув досадительных укоризн от Семея, а, сознавая свои вины перед Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею клясть Давида.

За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство. Но мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас (прп. Амвросий, 1).

* * *

Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царяпророка Давида, когда восставал на него естественный сын его. Будем подражать святому Давиду в смирении, не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою, и царство. Не будем и мы себя оправдывать совершенно по человеческому чувству, а будем судить себя по слову Божию. Святой Исаак Сирин говорит, что самооправдание в евангельском законе не означено. И апостол пишет: чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Kор. 1, 29). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя (1Ин. 1, 8). Положим, что в действиях наших были предположения добрые и благие касательно управления вверенных нам душ. Но никак не можем сказать о себе с уверенностью, что мы всегда поступали так, как должно было и как требовала телесная и душевная нужда ближних наших. Господь говорит в Евангелии: милости хочу, а не жертвы (Мф. 12, 7), и заповедал прощать согрешающего против нас до седмьдесят крат седмерицею. Мы же по немощи человеческой бываем иногда и настойчивы в своих распоряжениях или предположениях, и думаю, что эта-то настойчивость не всегда была и бывает благовременна и уместна и по большей части причиняет скорбь как нам самим, так и другим. Если ты совершенно права, то я ублажаю тебя, потому что хотя и много скорбей у праведных, но сказано в утешение, что от всех их Господь избавит их (Пс. 33, 20). Но сомневаться в этом заставляет слово Писания: никто не чист перед Богом даже один день жизни (см. Иов 14, 4–5). Поэтому основательнее смириться перед Богом и людьми и должно молить с благопокорностью Всеблагого Господа, чтобы Сам Он, имиже весть судьбами, направил и привел неустроенные обстоятельства к полезному концу. Сверх того, не должно забывать, что мы имеем исконного врага рода человеческого, который всеми мерами старается путать людей через их собственные немощи. Не забудем примера, как поступил Господь, когда привели к Нему жену грешную злые иудеи. Но бесы еще злее таких людей. Иудеи постыдились, будучи обличаемы, и уходили один за другим. Но о демонах святые отцы пишут, что они бесстыдны и, будучи отгоняемы и отвергаемы, опять возвращаются.

Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: милосердый помилован будет(Притч. 17, 5). И паки слово Господне через пророка: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста(Иер. 15, 19). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Kто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4).

* * *

А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехорошо: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Она, говоришь, бедна: ну, а если этимто именно – бедностью, а не довольством и спокойствием Господь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство?

А если Бог сделает по-твоему и даст ей иной путь, желаемый тобою, – и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он, Святой, умер за нас, грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают (прп. Анатолий, 18).

* * *

Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби (прп. Иосиф, 19).

* * *

Kнигу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, укоряй себя, смиряйся перед Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощью. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небесного, не надо, а надо надеться на милосердие Божие и понуждать себя на добрые дела, а наипаче на смирение и на покаяние (прп. Иосиф, 19).

* * *

164

Чин пострижения монахов.

Милосердие Божье

Почитание Божьего Милосердия

За несколько десятков лет почитание Божьего Милосердия распространилось по всему миру и стало символом надежды для всех людей, потерявших себя в хаосе современного мира.

Уникальность христианского Откровения состоит в том, что воплотившийся Бог явил себя Богом любви, Богом прощающим и Богом милосердным. И видимо неслучайно, в тот час, когда тьма вновь сгустилась над миром, силы зла перешли в наступление, а человек вновь погрузился во мрак греха и ненависти, Господь Иисус через «малую мира сего», сестру Фаустину, напомнил о Себе как о Боге милостивом. В том, что Иисус поведал св. Фаустине, звучит ободрение для всех людей вошедших в Третье Тысячелетие:

«Скажи измученному грехом человечеству: пусть оно прильнет к Моему Милосердному Сердцу, и Я наполню его покоем. Человечество не найдет успокоения, пока не обратится к Моему Милосердию». Эти слова Иисуса, сказанные св. Фаустине в 30-х годах нашего столетия, являются обращением к каждому человеку и приоткрывают истинную причину глубокого беспокойства многих человеческих душ. Монахиня Фаустина была мало известна в своей среде. Но через 10 лет после своей смерти ее имя и фотография быстро распространились по всему свету. За несколько лет до своей смерти св. Фаустина писала: «Я явственно чувствую, что моя миссия не окончится с моей смертью, она лишь начнется». Так захотел Всевышний, чтобы через монахиню, всегда послушную Его Воле и милости, миру были бы явлены новые формы почитания Бога, как Бога Милосердия, поскольку почитание это, издавна существовавшее в Церкви, находилось в забвении.

Кем же была проповедница Божьего Милосердия?

Св. Фаустина (в миру — Елена Ковальская), родилась в 1905 году в Польше. Она была третьим ребенком из десяти детей в семье. Она получила скромное, даже по тем временам, образование — училась только три года. На 20-ом году жизни Елена вступила в Конгрегацию Сестер Божьей Матери Милосердия. Монахини в этой конгрегации посвящали себя работе с девушками, чья нравственность находились в большой опасности. В монастыре сестра Фаустина выполняла самую неприметную работу, трудясь на кухне или в огороде, иногда выполняла работу привратницы. По желанию своего духовника сестра Фаустина начала вести дневник, который назвала «Божье Милосердие в моей душе». Это подробное описание духовных откровений Иисуса и исключительного религиозного опыта показывает нам путь, посредством которого Иисус вверил сестре Фаустине особую миссию — провозглашение миру Послания и новых форм почитания Божьего Милосердия. Текст этого дневника доступен теперь и на русском языке.

Св. Фаустина умерла от болезни легких в 1938 году, когда ей было всего 33 года. Перед смертью она предсказала начало Второй мировой войны и ее необыкновенную жестокость.

18 апреля 1993 г. в Риме во 2-ое Воскресение Пасхи, Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил проповедницу Божьего Милосердия блаженной. Вот что тогда сказал Святейший Отец о сестре Фаустине: «Приветствую тебя, сестра Фаустина. Отныне Церковь будет звать Тебя блаженной (…). О Фаустина, как чуден был твой путь! Но можно ли усомниться в том, что именно Тебя, простую, бедную дочь польского люда, избрал Христос? Избрал Тебя, чтобы напомнить людям о Великой Божьей тайне Милосердия. Эту тайну Ты унесла с собой, уйдя из этого мира и прожив недолгую жизнь, полную страданий (…). Ты бы, наверное, удивилась, если бы могла здесь на земле узнать, чем стало Твое послание и Твоя миссия д ля страдающих людей в ту эпоху пренебрежения к человеческой жизни, и как широко разошлось по миру это Послание(…). Сегодня, в день беатификации сестры Фаустины, восславим Бога за великие дела, которые Он сотворил в ее душе. Воспоем Его и возблагодарим за великие дела, которые Он совершил и постоянно совершает в душах человеческих, ибо они, благодаря свидетельству и воззванию сестры Фаустины, открывают бесконечные глубины Божьего Милосердия».

Получив откровение от Господа нашего Иисуса Христа, сестра Фаустина записала в своем дневнике 5 форм почитания Божьего Милосердия:

  1. Почитание образа Иисуса Христа с надписью «Иисус, уповаю на Тебя» (образа Божьего Милосердия или Милосердного Иисуса).
    22 февраля 1931 г. Иисус явился сестре Фаустине и принес с собой удивительную весть о Своем Милосердии всему человечеству. В этот же день она написала в своем дневнике следующие слова: „Вечером, когда я находилась в кельи, я вдруг почувствовала присутствие Христа, где-то совсем рядом. Он был в белом одеяний. Одной рукой он благословлял. Другая рука лежала на его груди, из которой исходило два луча. Один был красный, второй — белый. Я молча и внимательно смотрела на Христа. Душа моя наполнилась страхом и в то же время счастьем. Через некоторое время Христос произнес: «Нарисуй Мой образ так, как видишь его и подпиши внизу: Иисус, уповаю на Тебя !» Немного позже, Он объяснил значение лучей на этом образе. «Белый луч означает Воду, которая делает души добродетельными. Красный луч означает Кровь, которая души оживляет. Эти два луча явились из глубины Моего Милосердия, когда Меня распяли на Кресте и Сердце Мое пронзили копьем. Счастлив тот, кто живет под защитой обоих лучей, справедливая Божья рука будет охранять его».
  2. Новенна (девятидневное моление к Божьему Милосердию), которая должна начинаться в Страстную (Великую) Пятницу. Эта новенна была явлена как Откровение Иисуса Христа.
  3. Исповедь и причащение в праздник Божьего Милосердия, т.е в первое воскресение после Пасхи: «Кто бы ни исповедовался и ни причащался в этот день, — сказал Иисус, — получит полное отпущение грехов и не будет наказан».
  4. Чтение Венчика к Божьему Милосердию;
    Для чтения на обычной части Розария.
    Вначале: Отче наш…, Радуйся Мария…, Верую в Бога…
    Затем один раз (на большой бусине) читается молитва:
    Отче Предвечный, приношу Тебе Тело и Кровь, Душу и Божество Возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ради прощения грехов наших и всего мира.
    Десять раз (на малых бусинах):
    Ради Его Страданий — будь милосерден к нам и ко всему миру.
    В конце три раза:
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас и весь мир!
  5. Воздаяние почестей страстям Иисуса Христа в час милости для мира, т.е. в третий час пополудни, что означает Час Смерти Спасителя на Кресте.

Отрывок из молитвы св. Фаустины о милосердии к ближним:

«Сколько раз я вздохну, сколько раз мое сердце ударит в груди, сколько раз забьется кровь в моем теле, столько тысяч раз я хочу восхвалять Твое Милосердие, о Пресвятая Троица! Я желаю вся обратиться в Твое Милосердие и быть Твоим живым отражением.

О Господи, пусть этот самый великий дар Бога – Его бесконечное Милосердие – пройдет сквозь сердце и душу мою и достигнет ближних (…) Ты Сам мне велишь подвизаться в трех степенях милосердия: первая – милосердный поступок, какого бы рода он ни был; вторая – милосердное слово (если не смогу совершить поступок); третья – это молитва.

Что такое благодать Божия и как она действует

Если не смогу оказать милосердие ни поступком, ни словом, то молитвой могу всегда. Молитвой могу я достичь того, что физически недостижимо. О мой Иисус, преобрази меня в Себя, ведь Ты можешь все». (Дн.№163)

30 апреля 2000 г. папа Иоанн Павел II во время Мессы на площади св. Петра в Риме канонизировал сестру Фаустину Ковальскую.

В почитании Божьего Милосердия, которое было открыто Иисусом св. Фаустине, была особо отмечена необходимость милосердного отношения к ближним – делом, словом и молитвой. Упование на Иисуса и всеобъемлющая Любовь составляют сущность почитания Божьего Милосердия. Это почитание является частью древней христианской традиции.

Давайте будем почитать бесконечное Божье Милосердие. Мы должны помнить, что Россия, как и весь мир, очень нуждается в Божьем Милосердии и прощении за многочисленные грехи: ненависть, убийства, блудодеяния, аборты, пьянство и наркоманию.

На разных языках

Иисус, уповаю на Тебя!
Jesu in te confido!
Езу, давяраю Табе!
Ісусе, я уповаю на Тебе!
Jezu, Ufam Tobie!
Jesus, i trust in you!
Jesus, ich vertraue auf Dich!
Jesus En Ti Confio!
Gesù confido in te!
Jésus, j’ai confiance en Toi!

rus505

Иногда мы не понимаем, почему Бог поступает не так, как бы нам того хотелось. Каждый из нас хотел бы, чтобы Бог наказал каждого, кто нас хоть чем-то обидел. Но с другой стороны мы, причиняя боль другим, просим о прощении и не можем смириться с мыслью, что за это могут наказать. Так уж мы устроены, когда нам причиняют боль — требуем справедливости к обидчикам, когда мы причиняем боль — требуем милости к себе. 

Но Бог не человек и поступает по-другому. Милость Господа — это часть Его любви и Его сущности. «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх.34:6-7). В 1Кор.13:4 сказано, что Божья любовь долготерпит и милосердствует.

Бог знает времена и сроки, и в своей любви дает нам много времени для того, чтобы исправить наши ошибки. Если же мы думаем, что желание Бога наказать нас, то мы глубоко ошибаемся. Господь не медлит с исполнением свих обещаний, как некоторые считают, но Он долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет.3:9). Его желание спасти всех и не наказывать нас. Он дает время каждому человеку для того, чтобы осознать свои неправильные действия, покаяться в них и жить праведной жизнью.

Во время своего пребывания на Земле Иисус постоянно рассказывал своим ученикам и всем, кто Его слушал, о Божьей милости. И Он не только рассказывал о милости, Он показывал ее своими делами. Вспомните случай, когда к Иисусу была приведена женщина, которая была поймана в момент измены своему мужу. Пришло много знатных людей города, для того, чтобы осудить эту женщину и наказать ее за преступление закона. Но Иисус, которого попросили рассудить это дело, не осудил ее.

Урок 6 — Божья милость

Он знал, что пока вели эту женщину, она уже осознала свою вину и желала бы, чтобы этого никогда не случилось. Иисус быстро остудил пыл «справедливых судей», сказав всего одну фразу: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». «Кто из нас без греха?» — подумал каждый из них, так как у каждого был не один грех, за который можно было совершенно справедливо побить камнями. После этих слов все «судьи» разошлись, осталась только женщина и Иисус. Он посмотрел ей в глаза и спросил: «Где твои обвинители? никто не осудил тебя?» «Никто, Господи», — ответила она дрожащим голосом. Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан.8:3-11). Это пример того, как Бог относится ко всем грешникам и насколько велика Его милость к нам. Бог поставил милость выше суда, это значит, что Его желание помиловать намного выше, чем желание осудить и наказать. 

Также для иллюстрации милости Господа Иисус рассказал историю о рабе, которому государь простил большой долг, но раб этот жестоко обошелся со своим должником, который был ему должен мизерную часть того, что он сам был должен государю; за его безжалостное поведение раб был осужден. В этой притче заложено несколько уроков, которые Иисус многократно повторял:

1. Урок, который проходит через весь Новый Завет заключается в том, чтобы получить прощение, человек должен прощать сам. Кто не прощает своих собратьев, не может надеяться на то, что Бог простит его. «Блаженны милостивые, — сказал Иисус, — ибо они помилованы будут» (Мат. 5:7). Научив учеников своей молитве, Иисус начал расширять и объяснять одну ее просьбу: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат. 6:14.15). Как выразился Иаков: «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13). Небесное и человеческое прощение идут рука об руку.

2. Почему все должно быть так? Важным пунктом в этой притче является контраст между долгами. Раб был должен своему государю 10 000 талантов. Талант был самой большой денежной единицей равной 3000 сиклей или 12 000 динариев. Таким образом, 10 000 талантов были равны 30 000 000 сиклей или 120 000 000 динариев. Это был огромный долг — даже трудно себе представить. Весь доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам. Этот долг был больше, чем доход царя, и это было прощено рабу. Другой же раб был должен своему собрату совсем немного — 100 динариев. Это было около 1/500 000 его собственного долга. Но, тем не менее, первый раб не простил этот маленький долг и посадил своего должника в тюрьму. Тогда царь призывает его и говорит: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Разница в долгах огромная. Идея заключается в том, что все, что могут сделать нам люди, не может идти ни в какое сравнение с тем, что мы причинили Богу, и, если Бог простил нам долг, который мы должны Ему, мы должны простить нашим собратьям долги, которые они должны нам. Ничто из того, что когда-нибудь приходится прощать нам, не идет в какое-либо сравнение с тем, что было прощено нам. Нам был прощен грех, который просто невозможно уплатить, потому что грехи людей были причиной смерти Сына Божия. В таком случае, мы должны простить другим, как Бог простил нам, или же нам не надеяться на милосердие.

Иисус рассказал о наказании, постигшем раба, не захотевшего простить своего должника, и закончил притчу такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мат. 18:35). Писание единодушно в том, что человек, рассчитывающий на милосердие, сам должен быть милосердным. А Иаков идет даже дальше этого, заявляя в конце, что милосердие торжествует над правосудием; под этим он подразумевает, что в Судный день человек, проявивший милосердие, осознает, что его милосердие изгладило даже его грехи. Мы должны всегда помнить, что на милосердие может уповать лишь тот, кто сам проявляет милосердие. Те, кому известна милость Божия, должны и действовать на основании милости. Если, не выказывая милости, они настаивают на справедливости, то и удостоятся не милости, а справедливости. Сердце, которое не прощает, не получит прощения.

Бог уже проявил свою милость к нам. Его самая большая милость — это Сын Иисус, который вместо наказания принес нам прощение грехов и спасение. Если Бог поступает милостиво по отношению к нам, имеем ли мы право поступать с людьми по-другому?

 

 

Роман КОТ
При написании статьи использованы материалы
книги Комментариев Барклея к Новому Завету

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *