Борьба БОГА с Иаковом. Почему БОГ не одолел его?

=Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.
Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:»…буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3,6.). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.
Борьба Иакова с Ангелом (БОГОМ).
«И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; • и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. • И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; • и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. • И сказал : отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. • И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. • И сказал : отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. ( В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) • Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.• И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. • И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.• Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова». (Быт.32,22-32)
Борьба БОГА (в образе Ангела) с Иаковом, за исключением момента, когда Ангел дотронулся до бедра Иакова, проходила не на телесном уровне (в этом не было смысла, ибо лёгкое касание Ангела способно было нанести увечье Исааку). И хотя именно так изображают этот эпизод — как напряжённую физическую борьбу Иакова с Ангелом (крепким юношей с крыльями), всё-таки, скорее всего, борьба шла на невидимых уровнях — духовном, душевном и плотском.
Это была борьба с упрямым нежеланием Иакова встретиться со своим братом, перед которым он был виноват, и испросить у него прощения. Но не только. Это — борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.
В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков боялся мести брата. Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи. Исав с четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.
Иаков, оставшись один, истово молился о своём спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.
БОГ в образе Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.
Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным.
Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.
Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42). Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!
Ангел не мог одолеть панического страха и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: «Отпусти меня…». Смысл этих слов: «Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь».
БОГ никого не хочет заставлять насильно слушать Себя и не желает принуждать поступать по ЕГО Слову, он дал свободу воли человеку и не нарушает её. Ангел сказал Иакову: «Отпусти меня, ибо взошла заря».
Но Иаков просил и умолял спасти его. Пророк Осия пишет: «Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3).
Всеведущему БОГУ были известны намерения Иакова бежать, и ОН знал, что это — верная гибель для него и его семьи, ибо, обнаружив трусливое бегство Иакова, разъярённый Исав бросится за ним в погоню, и, догнав, припомнит ему всё и жестоко отомстит, убив его и его семью. Но Иаков молит о спасении, и единственный способ его спасти – не допустить его бегства.
Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека, и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь, обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.
Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.
(Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:
«Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.» (Мф.27:22-26).
Возмездие постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!
Современный иудаизм также отвергает ХРИСТА-БОГА, то есть борьба с БОГОМ(ХРИСТОМ) продолжается. В наше время Иерусалим разделён между иудеями и арабами, у Израиля пока нет никакой возможности восстановить свой Храм, поскольку на его месте построена мечеть. Не следствие ли это богоборчества с БОГОМ-ХРИСТОМ ?!)
Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел, закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали » (Быт.33,1-4).
И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним. БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.
Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. …• И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. • А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).
Мы не знаем, когда понял Иаков, что с ним в образе Ангела боролся Сам БОГ — в тот ли момент, когда Ангел прикосновением повредил его бедро, и Яков стал просить у БОГА благословения? Или тогда, когда Ангел не назвал своего имени. Известно, что Ангел БОЖИЙ (БОГ) не открывает своего имени людям. Только Моисею однажды ОН назвал Себя — ЯХВЕ, и это имя означает – Я ЕСТЬ, Я есть СУЩИЙ.
И говорил Иаков: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».
Другие трактовки этого весьма трудного для анализа эпизода из Библии можно посмотреть в Инете.

Жизнеописание

Спустя двадцать лет после свадьбы у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старшего сына арамей Исаак назвал Исавом, а младшего Иаковом.

Получение первородства

История Иакова излагается в Книге Бытия (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлебку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие.

Бегство из Ханаана в Харран

Избегая мести брата Исава, высказавшего свое желание его убить, Иаков по совету своей матери Ревекки удалился в город Харран (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение — известное сейчас как Лестница Иакова. Видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил этот камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал это место (ранее известное как Луз), Вефилем.

Придя в Харран, Иаков навел справки о здоровье и благосостоянии семейства Лавана — брата свой матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахиль. На что Лаван дал свое согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него под видом Рахили старшую из своих дочерей — Лию (Быт. 29:18). Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но не успел Иаков поднять скандал, как Лаван его успокоил, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль (Быт 29:25-28). При этом он добавил условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок (Быт. 31:41), и, видимо, этим самым он настроил Иакова против себя. В результате чего Иаков и сам в свою очередь начал извлекать пользу для себя за счет нанесения экономического ущерба Лавану через снижение качества поголовья племенных овец, принадлежащих Лавану. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он ещё шесть лет работал на Лавана за скот определённой масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот, принадлежащей ему масти, был сильным, здоровым и давал качественную шерсть, а скот, принадлежащий по договору Лавану, отвечал более низкому стандарту качества.

Бегство из Харрана в Ханаан

Уход Иакова из Харрана, в Библии объясняется откровением полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминал бегство, поскольку он ушел из дома Лавана не попрощавшись и забрав вместе с собой его дочерей и внуков, в то время как Лаван пошёл стричь овец и находился в трёх днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость.

Лия и Рахиль в ответ на призыв Иакова на отъезд отметили то, что их отец растратил своё состояние и поэтому после его смерти на заслуживавшего внимания наследства, рассчитывать не приходилось. Кроме того, они припомнили и то, что Лаван продал Иакову своих дочерей как вещи, что давало Иакову права собственности на своих жен.

Впрочем несмотря на поспешный отъезд Лаван всё же догнал караван Иакова на дороге ведущей в Ханаан и таким образом хоть как-то но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков украденных Рахилью и спрятанных ею под верблюжьим седлом (как предполагают ученые — само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве. А согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями.

Исходя из сопоставления данных из биографии Иосифа и Иакова в Египте можно сделать вывод что Иаков пришел в Харран в возрасте 77 лет. На Лии и Рахиль женился через 7 лет после прибытия в 84 года. Первый ребёнок от Рахили — Иосиф у Иакова родился за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91 году его жизни — то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14 лет пребывания в Харране Иаков хотел сразу-же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него в гостях ещё на шесть лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства (Быт. 31:38). Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180 лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном, в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра. Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона, где-то под Сихемом судя по книге Деяния 7:16) на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Мапхела, рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака — Ревекку.

Уже в Харране благодаря хитрости и трудолюбию Иаков стал человеком весьма состоятельным, и вернулся домой имея многочисленных слуг, стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Сам Иаков свои хозяйственные успехи объяснял тем, что ему помогал Бог.

Исав к моменту возвращения Иакова стал довольно влиятельным и богатым человеком, которого судя по радости от встречи похоже что меньше всего беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство.

Со временем нажитое и унаследованное братьями животноводческое хозяйство так разрослось, что доступная им земля на которой они пасли скот больше не могла обеспечивать травой растущие стада. Что бы избежать конфликтных ситуаций между пастухами и решить проблему жизненного пространства Исав решил уйти на юг. Так, несмотря на отчасти несправедливо отнятое (проданное за похлебку) первородство Исав забрал своих жён (дочь Измаила Малхафу и других женщин взятых им из хеттских племён), сыновей, дочерей, всех своих рабов, скот, остальное имущество и ушёл на завоевание горных районов Сеира — пустынной страны, которая лежала южнее Мёртвого моря и была населена хоррейскими племенами. В Сеире Исав, который имел прозвище Едом из-за красноватого оттенка кожи, стал родоначальником едомлян (идумеев). Территории, принадлежавшие едомлянам, впоследствии назывались Едомом.

События в Сихеме

По возвращении из Месопотамии Иаков с семейством проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Позже перейдя Иордан Иаков поселился возле Сихема (современный Шхем (евр.), Наблус (араб.)). Специально для своего лагеря Иаков выкупил за 100 золотых монет, у сихемского царя Еммора, земельный надел располагавшийся неподалеку от этого городка. Вероятно при этом он также платил отдельно и за аренду пастбищ для скота.

Во время пребывания семьи Израиля в Сихеме, произошел заметный внутрисемейный инцидент который впоследствии изменил весь ход истории касавшейся семьи Израиля да и истории израильского народа в целом. Во время пребывания Израиля в Сихеме старшие сыновья во время пика ревности и злости чуть не убили Иосифа, любимца и баловня Иакова, единственного родного на тот момент сына от его возлюбленной Рахили. Событие произошло под Дотаном располагавшийся примерно двадцатью километрами севернее Сихема куда братья перегнали свои отары. Иосиф пришедший к братьям из Сихема наивно и по юношески наверное хвастливо рассказал им о своем сне в котором он выступает большим начальником стоящим над своими братьями. За эту оплошность Иосифа хотели убить. Но послушавшись уговоров Рувима (который не осмелился прямо идти против воли 9 братьев) Иосифа бросили в пересохший колодец и ушли на обед.

В то время мимо Дотана проходило два каравана, — караван мадиамских торговцев шедший из Галаада в Египет и караван измаильтян также направлявшийся в Египет. Братья по предложению Иуды хотели продать Иосифа потомкам Измаила, но не успели. В то время пока братья обедали купцы из Мадиана вытащили юношу из колодца, спрятали его и по дороге вскоре продали тем же самым измаильтянам за двадцать серебряных монет. Впоследствии измаильтяне перепродали 17-летнего юношу в египетском городе Он (город Солнца, греч. Гелиополис). Где (согласно библейскому преданию) ему было суждено стать чуть-ли не ангелом-хранителем Египта, семьи Иакова и других народов. В истории с Иосифом можно заметить некоторое совпадение с родословной Иисуса Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии…» (Матфея 1:16)

Второе неприятное событие в жизни Иакова произошедшее под Сихемом, связано с тем что сыном евейского царя Еммора была похищена во время прогулки и обесчещена Дина (дочь Иакова). И хотя впоследствии Сихем сожалел о своём поступке и очень желал взять Дину в жены, но сыновья Иакова, Симеон и Левий возмущенные поруганием чести сестры, не простили этого факта и скрывая гнев под маской дружелюбия коварством и обманом перебили всех сихемцев мужского пола. Израильтяне разграбили евейский городок, поработили местных женщин и детей.

Иаков, остававшийся в неведении от происходивших событий, укорил сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30). После чего Иаков не дожидаясь возмездия со стороны союзных а возможно и родственных сихемцам ханаанских царьков свернул свой семейный лагерь и вернулся в Луз (названный им Вефиль или Бэт-Эл — что значит «Врата Бога»). Туда, где он когда-то видел во сне т. н. Лестницу Иакова.

Во время переселения в Вефиль (Луз), Иакову через откровение было рекомендовано навести порядок в своем домашнем религиозном культе. Так как его сыновья вынесли из Сихема не только драгоценности но и предметы языческих культов. Во время чистки люди отдали Иакову племенных божков, талисманы, амулеты, кольца. Иаков закопал все предметы под дубом, неподалёку от Сихема…

По пришествии в Вефиль некоторые сыновья Израиля создали свои семьи но при этом, не покидали отца и жили вместе с ним. Семьи с таким устройством сегодня называются патриархальными.

В Вефиле семейство Иакова оставалось недолго — там поставили жертвенник Богу Авраама и вознесли жертвы. Во время родов Вениамина в сильных муках умерла Рахиль. Её похоронили при дороге ведущей из Вефиля в Вифлеем (Ефрафу), — будущую родину израильской царской династии. До города было ещё далеко. Это обстоятельство объясняет причину по которой её похоронили не в городе а на дороге. На её могиле поставили памятник который известен и по сей день.

Схватка с Богом

Во время переселения в Вефиль Иаков получил новое (второе) имя от Бога — Израиль. С этого момента потомки Иакова в Писании часто назывались израильтянами.

Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил своё бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:27,28) (повторно в Быт. 35:10). Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь, имя Израиль на еврейском означает «Божий герой».

Пинхас Полонский сообщает, что «имя Израиль (в ивритском подлиннике — «Исраэль» ישראל) имеет двойственную этимологию: это и «Прямой к Богу» (ישר-אל «Яшар-Эль») и «боролся с Ангелом». «Борьба Иакова, — продолжает Пинхас Полонский, — шла по многим направлениям, ему всё время приходилось преодолевать давление со стороны окружающих. Он боролся с людьми, Эсавом (в синод. переводе — Исавом) и Лаваном, и ангелом Исава (преодолевая свою боязнь перед ним), и также „боролся с Богом“, преодолевая категорию Элоим, суда, предопределённости. Величие Яакова (Иакова)-Израиля в том, что он не принимает „судьбу“, которая исходно выделена ему Свыше, — но, забирая себе предназначенное Исаву (Эсаву), обретает ещё более высокую миссию».

В христианской Церкви было распространено толкование имени «Израиль» как «муж, видящий Бога», что справедливо по отношению к обстоятельствам Богоявления Иакову, но всё же является переводом не имени «Исраэль» (ישראל), а омонимичного ему сочетания איש «Иш» — ראה «Раа» — אל «Эль».

Прибыв в Хеврон, Иаков получил прощение от Исаака в последние дни жизни последнего и похоронил отца, когда ему самому было 120 лет.

Алексей Новоскольцев. «Иаков узнает одежды Иосифа»

Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.

Переселение в Египет и рост рода Израилева

Потомки Иакова

Основная статья: Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла и Зелфа.

  • Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон.
  • Сыновья Рахили: Иосиф, Вениамин. Рахиль умерла при родах последнего.
  • Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.
  • Сыновья Зелфы: Гад, Асир.

Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа — Манассию и Ефрема, и возвёл этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа. Поэтому в израильском союзе племен отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать.

Но так как род Левия в годы Исхода из Египта был призван на священство, был лишен доли при разделе землевладений, и жил за счет обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве, то как правило в политической жизни Израиля фигурируют только двенадцать колен. Хотя физически в союзе племен Израиля существовало не двенадцать а четырнадцать территорий занимаемых двенадцатью израильскими коленами. Это связано с тем что появившиеся в силу разных причин две «дополнительные» клановые территории принадлежавшие родам Манассии и Дана были расположены почти как колонии отдельно от основных владений.

В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других неупомянутых в перечне детей дочерях Иакова.

Упоминания

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).

В каббале

В каббале раскрывается соответствие Иакова (Яакова) и сфиры тиферет.

В исламе

Основная статья: Якуб

Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается как прозрел Якуб после того как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

В искусстве

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.

В православии

В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придает особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лествицы, они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения, раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретенной через вочеловечение Сына Божия, лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина»).

Примечания

  1. Record #202148389276110710871 // VIAF — 2012.
  2. 21-23 // Книга Бытия
  3. 28 // Книга Бытия
  4. Быт. 25:26
  5. Дубрава Мамре. // «Священная Библейская История Ветхого Завета». Борис (Еп. Вениамин) Николаевич Пушкарь. 2000).
  6. Библейский энциклопедический словарь / Сост. Э. Нюстрем. 1868.
  7. Полонский П. Библейская динамика. Том 1. Комментарий к Торе — на книгу Бытия. Изд-во «Мосты культуры — Гешарим». Иерусалим. 2016, с. 517
  8. Блаж. Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на книгу Бытия
  9. Быт. 47:9
  10. Исх. 1:5

    Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят , а Иосиф был уже в Египте.

  11. Быт. 47:28
  12. см.: Библия, Книга Бытия, гл. 50, ст.ст. 2 — 5 по сути речь идет о мумификации
  13. Быт. 50:12-14
  14. Быт. 49:28

    Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

  15. Быт. 29:32-35

    32 Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие , ибо теперь будет любить меня муж мой.

    33 И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.

    34 И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.

    35 И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.

  16. Быт. 30:17-20

    18 И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар .

    19 И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

    20 И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

    21 Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

  17. Быт. 30:23-24

    23 Она зачала и родила сына, и сказала : снял Бог позор мой. 24 И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

  18. Быт. 35:16-18

    16 И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны.

    17 Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын.

    18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.

  19. Быт. 30:5-8

    5 Валла зачала и родила Иакову сына.

    6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

    7 И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

    8 И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

  20. Нафтали, в Библии // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  21. Быт. 30:11-13

    10 И Зелфа, служанка Лиина, родила Иакову сына.

    11 И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

    12 И Зелфа, служанка Лии, родила другого сына Иакову.

    13 И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

  22. Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4
  23. Числа 18:20-26 Втор. 14:27-29
  24. Быт. 30:21

    Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

  25. «Введение в каббалу. Десять сфирот» (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  26. Юсуф 12:96
  27. . azbyka.ru. Дата обращения 25 сентября 2016.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: n82025275 · NKC: xx0143333 · VIAF: 202148389276110710871 · WorldCat VIAF: 202148389276110710871

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Иаков

ИА́КОВ (יַעֲקוֹב, יַעֲקֹב, Я‘аков), младший из близнецов, родившихся у Исаака и Ревекки после двадцатилетнего бесплодного брака (Быт. 25:20–26), третий из патриархов.

Библия интерпретирует имя Я‘аков как производное от עקב (`пята`), так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26); однако с этимологической точки зрения это имя представляет собой усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el, или ya‘akub-el, исконное значение которого `защитил Господь` (ср. еврейское имя Акива — עֲקִיבָא).

История Иакова, изложенная в основном в книге Бытие, начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что она родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев (см. Эдом), будет подвластен потомкам младшего.

Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав — «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Иакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Иаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Иаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29). Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Иаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.

Для спасения Иакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Иакова в город Харан (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим), чтобы он женился там на дочери ее брата Лавана, своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).

Во время ночлега на пути в Харан спящему Иакову явился Бог и повторил данное ранее Аврааму и Исааку обещание дать им во владение Землю обетованную и даровать многочисленное потомство, которое станет благословением для всего мира (Быт. 28:11–15). Наутро Иаков посвятил это место Богу, дав ему новое название Бет-Эль (`дом Бога`), и принес обет в случае благополучного возвращения домой посвятить десятую часть своего имущества (см. Десятина) Богу (Быт. 28:18–22).

Иаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана Рахиль и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой Лией. Обнаружившему наутро подмену Иакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Иакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок — Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билху (в русской традиции Валла) для Рахили.

В течение двадцатилетнего пребывания Иакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками колен Израилевых. Нелюбимая Лия родила Реувена, Шим‘она, Леви и Иехуду. Рахиль, остававшаяся бесплодной, дала Иакову свою служанку Билху, чтобы та «родила на колени» Рахили; от Билхи родились Дан и Нафтали. Последовав примеру Рахили, Лия дала Иакову свою служанку Зилпу, и та родила Гада и Ашера. Вслед за этим Лия родила Иссахара и Звулуна, а также дочь Дину. Наконец Рахиль родила Иосифа (Быт. 29:32–35; 30:1–13, 18–24).

После рождения Иосифа Иаков решил, что пришло время возвращаться в Ханаан. На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Иаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Иаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Иаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Иакову зла, и, нагнав Иакова в Гил‘аде, Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31).

Опасаясь мести Исава, Иаков выслал ему в дар часть своего скота. Когда Иаков ночевал близ Пнуэля (в Заиорданье), «боролся Некто с ним до появления зари», не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. На рассвете Неизвестный благословил его и нарек Исраэлем (Израилем) — буквально `борющимся с Богом` (Быт. 32:25–33). Вопреки опасениям Иакова, Исав дружелюбно встретил брата.

Перейдя Иордан, Иаков пришел в Ханаан, купил участок земли возле Шхема и разбил там становище. Здесь дочь Иакова Дина была обесчещена царским сыном, который затем возжелал жениться на ней и вступил в переговоры с Иаковом. Сыновья Иакова, возмущенные поруганием чести сестры, замыслили хитрость и поставили условием согласия на брак совершение всеми жителями Шхема обрезания. Когда те исполнили требование, Шим‘он и Леви напали на утративших боеспособность горожан, истребили их и разграбили город. Иаков, все это время остававшийся в стороне от событий, укорял сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей» (Быт. 34:30).

Повинуясь Божественному повелению, Иаков отправился в Бет-Эль, где воздвиг жертвенник; там Бог благословил Иакова, подтвердив наречение его именем Исраэль и обещав многочисленное потомство и обетованную Аврааму и Исааку землю (Быт. 35:7, 10–12). Из Бет-Эля Иаков направился к Бет-Лехему, где по пути во время родов Биньямина умерла Рахиль. Иаков похоронил любимую жену и поставил над могилой памятник (Быт. 35:16–20). Прибыв в Хеврон, Иаков застал там Исаака в последние дни его жизни, а затем участвовал в похоронах отца (Быт. 35:27–29), сам будучи в возрасте 120 лет (ср. Быт. 25:26; 35:28).

Дальнейшая судьба Иакова неотделима от истории его любимого сына Иосифа, исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Иакова послать сыновей — за исключением Биньямина — в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Иаков направился в Египет, и возле Беер-Шевы ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Иакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).

Иаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Иакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Иакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Иаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Иаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Иаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в Махпела пещере (Быт. 50:1–13).

По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Иакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Иаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Иакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Иаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Иаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.

Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Иакове (особенно в пророка Хошеа книге 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.

Повествование об Иакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Иаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Иаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними Завет. Иаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.

Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Иакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Иакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Иакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно Шаддай (см. Бог. Имена Бога; Бог. В Библии. Имена). История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до Исхода) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7: см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2). После смерти Иаков — в отличие от других патриархов — продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Иакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Иакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья».

Патриарх Иаков (Израиль)

Борьба Иакова с Ангелом. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Исав возненавидел Иакова и после смерти отца хотел его убить. Опасаясь за сына, Ревекка советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Получив благословение, Иаков отправляется в Месопотамию. Он вышел из Вирсавии. Ему предстояло пройти долгий и трудный путь. Сначала нужно было пройти на север по Ханаану, потом через Иордан, Галаад, Васан; идти по направлению к Дамаску и далее — до Харрана, где жил Лаван. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает добродетели Иакова: «Посмотри же теперь на этого юношу, воспитанного дома, никогда не испытавшего ни трудностей путешествия, ни жития на чужой стороне, ни других каких-либо беспокойств, — поучись как совершает он путешествие, и поучись высокому любомудрию» (Беседы на книгу Бытия. 54. 3).

Ночь застала его близ города Луз. Иаков положил под голову камень и лег ночевать. Ему было замечательное видение, имевшее высокий пророческий смысл. Он увидел во сне лестницу от земли до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Иаков увидел на лестнице Господа, Который сказал: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28, 13–15).

Лестница от земли до неба была выражением тесной связи небесного и земного. Восхождение по ней Ангелов и нисхождение их означает, что они возносят за людей молитвы к Богу, ходатайствуют за них и низводят на людей милости Божии.

Лестница Иакова. Монастырь Дионисиат, Афон

Это место из книги Бытия читается в качестве паремии на Богородичных праздниках. Лествица Иакова — это связь Неба с землею, человека с Богом. Совершеннейший образец такого соединения явила Пречистая Дева Мария. Она Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. Большинство ветхозаветных пророческих откровений имеет как общечеловеческий, мессианский смысл, так и ближайший (в пределах ветхозаветной истории). Видение Иакова имело и конкретную цель: укрепить праведника в многотрудном деле соучастия в планах Божественного домостроительства. Патриарх Иаков еще не знал, какие испытания его ждут. Господь заранее укрепляет его веру Своими обетованиями и обещает защиту. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль — дом Божий).

Иаков был с радостью встречен своим дядей Лаваном. Он поселился в его доме и стал работать. Полюбив его младшую дочь Рахиль, которая была красива станом и красива лицем (Быт 29, 17), он не мог сразу просить ее руки, так как на Востоке именно жених (а не родители невесты) должен давать выкуп родителям невесты. Иаков же был странник и ничего не имел. Он предложил за Рахиль семь лет своих трудов. Когда они прошли, то показались Иакову как несколько дней. Так он полюбил Рахиль. Лаван устроил брачный пир, а вечером ввел в его покои Лию. По-видимому, была полная тьма, потому что только утром Иаков узнал, что это была Лия. Чтобы загладить вину, Лаван предложил окончить брачную седмицу дней, а потом взять в жены еще Рахиль, но для этого нужно было отработать еще семь лет.

У каждой из них были свои причины для страданий. Рахиль была любимой, но неплодной. Лия могла рожать, но ее не любил супруг. Господь призрел на Лию и дал ей детей. Первым родился Рувим. Он стал одним из двенадцати патриархов израильских, от которых образовалось двенадцать колен. Первенец, несомненно, имел доброе устроение души. Он помешал братьям убить Иосифа. Позже, когда Иаков отказался отпустить с братьями в Египет своего любимого сына Вениамина, Рувим предложил вместо него четырех своих сыновей.

Вторым Лия родила Симеона. Третьим сыном Иакова от Лии стал Левий. Колено, которое произошло от этого патриарха, занимает в Священной истории особое место: оно не получило в земле обетованной своего удела, но было поставлено на служение Богу. Из него поставлялись первосвященники, священники и левиты. Четвертым Лия родила Иуду. Он тоже проявил сострадание к Иосифу, предложив не убивать, а продать его. Во время второго путешествия в Египет он предложил себя в рабы к Иосифу за Вениамина, которого тот хотел оставить при себе (Быт 44, 16–34). Промыслом Божиим именно это колено было избрано в особых целях Божественного домостроительства: из него произошел Мессия, Христос — Спаситель мира. Пятым родился Дан. Потомки его были судьями и воинами.

У патриарха Иакова было уже десять сыновей, когда Бог призрел и на Рахиль: услышал ее Бог, и отверз утробу ее (Быт 30, 22). Она родила сына, которого назвала Иосиф («прибавляющий, дающий еще»). Этому патриарху Божественный Промысл назначил особое место в судьбах Израиля. Проданный в рабство в Египет и прошедший через страдания, он спас избранный народ от гибели во время страшного голода. Многие обстоятельства жизни патриарха Иосифа прообразуют события земной жизни Иисуса Христа.

Закончился второй семилетний срок договора Лавана и Иакова. Но Лаван, видя, что Божие благословение, пребывавшее на Иакове, пришло и на его дом, не захотел его отпустить. Прошло еще шесть лет. Иакову было тяжело. Лаван проявлял сильное недовольство, что его работник стал богаче его. Господь повелел Иакову возвратиться на родину и обещал: Я буду с тобою (Быт 31, 3).

Когда Лаван удалился из дома, чтобы стричь скот, Иаков, получив согласие Лии и Рахили, вместе со всем многочисленным семейством, скотом и богатством ушел из Харрана. Лишь на третий день Лаван узнал об уходе зятя и начал погоню. Через семь дней он нагнал караван в Галааде, в Заиорданье. Ограждая неприкосновенность Своего избранника, Бог явился Лавану и предостерег его от насилия над Иаковом. Лаван и Иаков заключили союз, воздвигли во свидетельство соглашения памятник из камней. Когда Иаков отправился в дальнейший путь к дому отца своего, Господь укрепил его. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим (Быт 32, 1–2), что в переводе с еврейского значит двойной стан. Легко понять цель этого Божьего откровения. Иаков, уйдя от преследования Лавана, опасался того, чей гнев заставил его покинуть отчий дом двадцать лет назад.

Когда Иаков узнал, что Исав, имея четыреста человек, идет ему навстречу, разделил стан надвое, чтобы мог спастись хотя бы один из них. Он обратился со смиренной молитвой к Богу. Он говорил, что недостоин всех милостей и благодеяний, но просил защитить его и всю его семью. Молитва успокоила его. Он отменил прежнее решение о бегстве и пошел навстречу Исаву, послав впереди богатые дары — скот. Когда подошли к речке Иавок, которая с востока впадает в Иордан, Иаков вброд перевел семью, а сам остался один. Как объясняют экзегеты — для молитвы. И явился ему, как сказано в Священном Писании, Некто и боролся с ним до зари. Это — одно из самых таинственных мест в библейских книгах. Ночное событие было предметом толкований и исследований многих экзегетов. «Из всего рассказа, — пишет блаженный Феодорит, — познаем — здесь явился Иакову Единородный Божий Сын Бог».

Хотя эта борьба была испытанием также и физических сил Иакова, она имеет несомненно духовный смысл. «Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде заря. И Иаков просил у Него благословения, научая тем, что боролись они друг с другом по любви; и Ангел благословил Иакова, показывая сим, что не гневается он на того, кто противостоял Ему, будучи человеком перстным» (Преподобный Ефрем Сирин). Боровшийся с Иаковом коснулся бедра патриарха и повредил его: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32, 28). Новое имя Иакова — Израиль перешло на весь богоизбранный народ и стало этнонимом. Один из возможных переводов: «Бог борется».

По дороге в Ханаанскую землю, близ Вифлеема, умерла во время родов Рахиль. Сына она назвала Бенони («сын моей скорби»). Однако Иаков, не желая, чтобы имя постоянно напоминало об этом печальном событии, назвал сына Вениамин («сын правой руки, сын счастья»).

До Иакова в каждом поколении только один представитель рода был наследником обетования. Остальные (братья и их потомки) отделялись от центральной наследственной ветви. Начиная с Иакова все потомки патриархов входят в состав богоизбранного народа: двенадцать сыновей Иакова, их дети и все их потомки.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *