По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был «черный», то есть лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор из Великого Новгорода. Прожил Феодор в одиночестве несколько лет. Неподалёку от его кельи пролегала дорога к царствующему граду Москве и к Ростову. На дерево около этой оживлённой дороги Феодор повесил кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришёл инок Павел. «Феодор же ему очень обрадовался, аки некое сокровище обрете». Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить Ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного — указать для обители место. «Сергий же, много походив по пустыни сей, выбирает место зело красно» — невысокий холм на берегу реки Устье — и благосовляет Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Феодору и Павлу простой деревянный крест берегли в монастыре как великую реликвию. В ХVI веке его обложили серебряной басмой с надписью: «Благословение игумена Сергия». В 1873 году для святыни устроили специальный серебряный ковчежец, и крест был открыт для поклонения всем прибывающим в обитель. В настоящее время он находится в запасниках ГМЗ «Ростовский кремль». Как-то раз, устав от трудов праведных, Феодор и Павел легли отдохнуть под древним кедром неподалёку от строящегося храма. И приснился им обоим один и тот же сон: явились два светлых воина «в ризах позлащеных» и сказали: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего. А мы неотступно с вами будем и с теми, кто после вас будет строить обитель сию святую», — после чего, назвавшись один Романом, другой Давидом, стали невидимы. Роман и Давид — имена, данные во святом крещении благоверным князьям Борису и Глебу. Так они засвидетельствовали своё небесное покровительство монастырю.

С момента основания Борисо-Глебский монастырь находился в личных владениях Московского митрополита. Свидетельство об этом содержится в Уставной договорной грамоте 1404 года Великого князя Московского Василия I с митрополитом Киприаном, где в одной из статей упоминается «Борисо-Глебский монастырь с селы». А с 1430-х годов он уже имел статус Великокняжеского, что способствовало расцвету обители, вкладчиками (а то и постриженниками) которой нередко становились представители знатнейших княжеских и боярских родов — Сабуровых, Бельских, Хворостининых, Шереметевых и других. Почитанию монастыря великими московскими князьями положил начало следующий случай. В первой половине ХV века Ростовская земля была театром кровопролитных междоусобных сражений. Одно из таких сражений между Великим князем Московским Василием II и его дядей Юрием Звенигородским произошло 29 марта 1434 года близ нынешнего села Николо-Бой. Летопись сообщает: «Князь Юрий, собрав силу великую, пошёл на великого князя Василия, и встретил его князь великий в Ростовской волости, у монастыря Николы на Горе, и был между ними бой в Лазареву субботу. И победил князь Юрий». Василий вместе с семьёй спасся бегством и нашёл приют в Борисо-Глебском монастыре. С тех пор «Московский князь Василий Васильевич и его мати Великая княгиня Софья Витовтовна велию веру имели в сию обитель». Вскоре Василий II делает в Борисо-Глебский монастырь крупный земельный вклад — село Шульце с деревнями. Это явилось важной вехой в истории возвышения обители. В 1440 году её игумен Питирим был приглашён Василием в Троице-Сергиеву лавру, где крестили первенца Великого князя младенца Ивана, будущего государя всея Руси Ивана III. Памятуя о своём крёстном отце Питириме, Иван III благоволил к Борисо-Глебской обители, а его внук царь Иван IV Васильевич (Грозный) не раз приезжал сюда на богомолье.

Если верить преданию, именно по указу Ивана Грозного в монастыре возвели каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена опричнины монастырь стал местом ссылки опальных людей. В обители приняли постриг впавшие в немилость бояре Василий Молчанов (инок Вассиан) и Иван Яковлевич Чеботов (инок Иона). После смерти последнего монастырю отошло его родовое село Переславцево. По некоторым сведениям, в обители, спасаясь от опалы царя, постригся с именем Пимен князь Пётр Михайлович Щенятев, один из героев Казанского похода 1552 года. Однако постриг не спас князя: здесь же в монастыре, он был предан мучительной смерти. Вскоре царь послал в обитель крупные вклады на помин души инока Пимена. Более 150 лет монастырь оставался деревянным. С 1520 года здесь разворачивается грандиозное каменное строительство. Возведение храмов и «прочих каменных служб» началось при настоятеле Феофиле, который «вельми о Христе подвизался и был наследником преподобноначальникам Феодору и Павлу». В окрестностях монастыря имелись залежи хорошего качества глины, так что кирпич изготовлялся на месте. А вот известь приходилось возить из Ярославля и Плёса по Волге, Которосли и Устью, в то время судоходной. В «Повести…» есть следующие строки: Феофил начал «скорбети об извести, понеже проходом далече и ставится дорого. Посылал на Плёс в судех вверх Которослью до Ярославля, проход же тяжек был и далече Которослью и Волгою». Ходил игумен в Москву к государю Василию III и бил челом, чтобы тот разрешил искать известь в селах и вотчинах княжеских и боярских. Василий III выдал ему жалованную грамоту на Переславский и Ростовский уезды: «Где обрящете известь, там и копайте вольно» (беспошинно). Однако поиски были тщетными. Тогда обратился Феофил с молитвами к небесным покровителям монастыря — святым благоверным князьям Борису и Глебу. Те же, явившись ему во сне, сказали: «Не скорби об извести. Даст тебе Пречистая Богородица в домовой твоей вотчине известь по тебе и после тебе». Через несколько дней приходит в обитель крестьянин из монастырской деревни Кочарки и показывает настоятелю и «каменному здателю» (зодчему) Григорию Борисову кусок белого камня, найденный им в монастырском лесу. Борисов отправил камень «в хлебную пещь». После обжига оказалось, что это известь — чистая, белая, «аки снег»… О строителе Феофиле, управлявшем монастырём свыше 30 лет, больше ничего не известно. При Феофиле в монастыре были возведены первые каменные храмы — Борисоглебский собор и Благовещенская церковь с трапезной палатой. Строительство продолжалось и «по преставлении Феофилове»: «Игумены Стахий и Вассиан о каменном здании тщание приложиша».

Согласно «Повести…», Борисоглебский собор, построенный на месте деревянного, освятил архиепископ Ростовский Иоанн 22 сентября 1523 года. В своём первозданном виде собор был прекрасным образцом древнерусской архитектуры, но последующие исправления и перестройки исказили его облик. Из древностей в нём сохранилась лишь фресковая роспись времён царя Ивана Грозного в наполовину заложенной кирпичом нише северной стены у могилы преподобных Феодора и Павла: равноапостольный князь Владимир, его сыновья Борис и Глеб, коленопреклонённые Феодор и Павел и святитель Леонтий Ростовский. В настоящее время стены и своды собора покрывает живопись начала ХХ века работы петербургских мастеров под руководством художника-копииста Ф. Е. Егорова. Сцены из Священного Писания в Борисоглебском соборе выполнены по мотивам росписей В. М. Васнецова. Достаточно высокий художественный уровень, а также неплохая сохранность живописи позволили в 2000 году начать её реставрацию. Второй каменной постройкой в монастыре является Благовещенская церковь с трапезной, возведённая зодчим Григорием Борисовым в 1526 году. В облике этой церкви много сдержанности и скромности, характерных для суровой архитектуры первой половины ХVI века. Невольно бросается в глаза пристроенное в конце ХVII столетия с запада к трапезной крыльцо, великолепное само по себе, но совсем не связанное с храмом. Особое очарование крыльцу придаёт отсутствие строгой геометричности в его роскошном декоре. Каменная резьба и ниши с изразцовыми сердцевинами начинаются от самой земли и уходят вверх пятью ярусами. В этом крыльце донесены до нас черты русской старины — немного наивной, безыскусной, но подлинной.

В советское время в Благовещенской церкви и трапезной размещались отделы Борисоглебского районного краеведческого музея, в частности, отдел природы, столь памятный коренным борисоглебцам. Благовещенская церковь станет вторым после собора монастырским храмом, в котором вскоре планируется возобновить богослужение. В 2008 году здесь заменили купол листами красной меди, а вскоре крест и купол позолотили сусальным золотом, в 2010-м устроили новый иконостас, настелили пол. Заканчивается реставрация выполненной в 1892 году художником В. В. Лопаковым, уроженцем Мстёры, клеевой живописи на сводах трапезной. Роспись в советское время была забелена. Пока идёт полная научная реставрация, церковь открывается раз в году на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Немало красоты придаёт монастырской площади изящной архитектуры звонница, или как бы сказали в старину, «церковь под колоколы с часобитней». Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна Предтечи была каменной ещё в ХVI веке. Тяжёлое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, пристроено к звоннице примерно в то же время — в конце ХVII века. Замыкают монастырскую площадь два массивных здания — Архиерейский дом, который почему-то неправильно именуют казначейским, и Архиерейская кухня (поварня). Выстроен Архиерейский дом был в середине ХVIII века как летняя резиденция архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила (Миславского). Поварню же следует отнести к ХVI столетию.

Ростовские владыки любили посещать Борисоглебский монастырь, называя это место «земным раем». В одном из своих писем архиепископ Самуил писал: «Изведал я довольно опытом, сколь опасен для здравия человеческого климат ростовский. Много я пользовался чистым воздухом в Борисо-Глебском монастыре». Мощны, величественны и великолепны надвратные храмы обители. Северный Сретенский выстроен в самом конце ХVII века и является ярким примером «нарышкинского барокко». Декоративность Сретенской церкви подчёркивается богатым узорочьем ворот и северной галереи, выполненным из профилированного кирпича. Венчают церковь пять удлинённых барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, отчего и ворота назывались «водяными». Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными Святыми воротами. Поражающий монументальностью, он придаёт главному входу в монастырь величие и торжественность. Монастырские стены протяжённостью чуть более километра включают в себя 14 башен высотой от 25 до 40 метров. Прямые прясла имеют три ряда бойниц: нижний («подошвенный») — для артиллерии, средний («варницы»), устроенный, чтобы лить на осаждающих расплавленную смолу, и верхний («мушкетный»). С внутренней стороны стен по всему периметру сделаны высокие арочные углубления, создающие по мнению архитекторов, определённый акустический эффект, отражая звук внутри крепости. Однако эти стены конца ХVII века лишены боевой внушительности и имеют характер более декоративный, нежели военный. Возводились они уже просто по традиции — «как исстари повелось». В любом случае, монастырская стена является защитой, напоминанием братии о том, что за ней находится мир, который они оставили, чтобы служить одному Богу. Но служение Богу означает молитву об оставленном мире. Стена — символ самих иноков.

Тот архитектурный ансамбль, который мы видим сейчас, дошёл до нас со значительными перестройками и переделками. Каким был монастырь в начале ХVII века, узнаем из Писцовых книг Ростовского уезда за 1629-1631 годы: «В Пурском стану монастырь Борисо-Глебский на Устье. А на монастыре церковь Благовещения Пречистые Богородицы на паперти с трапезою, другая церковь страстотерпцов Христовых Бориса и Глеба, да на святых воротах церковь Сергия Радонежского чюдотворца, да на колокольне церковь Собора Иоанна Предтечи, все церкви каменные. Да в монастыре две кельи игуменские, да две кельи затворника Корнилья, две кельи келарские, двадцать келий братских, в них семьдесят пять братов черноризцов, все кельи деревянные. Да около монастыря ограда каменная, а на ограде одна башня, да другие ворота на воде». Из документа явствует: как минимум уже в конце ХVI века в монастыре имелось четыре каменных храма. Ограда, возможно, была меньше нынешней, но также каменной. Между тем ранее считалось, что в указанный период обитель располагала всего лишь двумя каменными храмами, все остальные, а также ограда, оставались деревянными, а надвратные церкви и звонница появились только в конце ХVII столетия.

Особо ценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя подвизавшегося здесь в конце ХVI — начале ХVII века преподобного Иринарха затворника. Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья — часовенка преподобного Иринарха — пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней ведёт липовая аллея. Предание сообщает, что именно здесь рос кедр, под которым беседовали преподобный Сергий Радонежский с Феодором и Павлом о будущем устройстве монастыря и под которым первостроителям было видение благоверных князей Бориса и Глеба.

В обители, в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Здешнее предание гласит, что ископан он преподобным Иринархом. Рядом с прудом бил когда-то родник. В 1897 году при архимандрите Ювеналии пруд вычистили, и он вновь наполнился водой, а над родником устроили деревянную часовенку. Славился монастырь своей ярмаркой, с незапамятных времён устраивавшейся на обширной площади за южными воротами. Торг, приуроченнный к наплыву паломников в праздник святых благоверных князей Бориса и Глеба (2 мая по ст. ст.), проводился обычно с 30 апреля по 3 мая. 2 мая, в самый разгар ярмарки, после Божественной литургии совершался крестный ход, в который вовлекались и торговцы. Борисоглебская ярмарка существовала примерно до 1930 года. Тогда же площадь переименовали в Первомайскую. Во время Великой Отечественной войны землю на площади отдали под огороды эвакуированным в Борисоглеб ленинградцам. А в начале 1950-х годов комсомольцами на месте шумевших когда-то ярмарок был разбит парк.

Из книги «Под большими лаврами». Издание Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.

~ О нашем Эко-районе ~

Жилой комплекс «Борисоглебское» является уникальным эко-районом Новой Москвы, расположенном в деревне Зверево Новофедоровского поселения и относится к Троицкому административному округу. Земельный участок уютно размещен в экологически чистом районе всего в 35 километрах от МКАД по Киевскому шоссе.

Площадь эко района составляет 120 га, где планируется строительство Кленового, Березового, Сиреневого и Рябинового кварталов, объединенных между собой общей зеленой аллеей. Всего будет насчитываться 219 трехэтажных жилых домов с живописными зелеными зонами для отдыха. Для владельцев автомашин и гостей жилищного комплекса предусмотрены гостевые придомовые автостоянки. Двор каждого дома обустроен детскими игровыми площадками. Центральная улица ЖК «Борисоглебское» будет представлять собой бульвар с велодорожками протяженностью около 1,5 км, начинающийся от ж/д станции Рассудово. Приобрести квартиру в новом эко районе «Борисоглебское» можно в ипотеку, рассрочку, а также другими способами покупки.

В Дмитрове есть живописное место с многовековой историей – Борисоглебский монастырь.

Точная дата его основания неизвестна. В 1610 году во время пожара был уничтожен весь архив. По некоторым данным – это XV век, по другим – 1154 год.

После пожара его отреставрировали, построили каменные стены с башнями, которые сохранились до наших дней. Позже были возведены Святые ворота, Никольская церковь с трапезной, кельи, часовня. После революции в 1926 году монастырь закрыли и отдали краеведческому музею. А позже, при строительстве канала Москва-Волга, на территории монастыря располагалось управление Дмитровского исправительно-трудового лагеря — «ДмитЛаг». После там находилась воинская часть, различные учреждения и организации. Лишь в 1993 году началось восстановление монастыря.

Сейчас на территории Борисоглебского монастыря мирно и спокойно, можно собраться с мыслями, полюбоваться красотой. Тут много цветов, живут павлины, экзотические рыбы в пруду, святой источник, а рядом с входом есть трапезная, где можно отдохнуть.

Координаты монастыря: 56°43′51″ с. ш. 38°50′24″ в. д. / 56.73083° с. ш. 38.84000° в. д. / 56.73083; 38.84000 (G) (O) (Я)

Борисоглебский Песоцкий монастырь — монастырь, располагавшийся в городке Переславле-Залесском.

1 История монастыря 2 Смоленская Корнилиевская церковь 3 В округах монастыря 4 Смешная неурядица 5 Литература 6 Примечания

История монастыря

Монастырь находился южнее Никольского монастыря, сохранившегося до наших дней. Служил дополнительной защитой с уязвимой стороны Переславского кремля.

В первой половине XVII века монастырь был беден — «много лет стоял пуст и не огорожен».

Борисоглебский монастырь «что на Песках» связан с именованием почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника, который поселился тут, приняв обет молчания, и жил прямо до собственной погибели в 1693 году.

Согласно описи 1702 года в Борисоглебском Песоцком монастыре было две церкви: каменная Смоленская (с трапезной палатой, колокольней и Борисоглебским приделом) и древесная Борисоглебская.

Монастырь упразднён в 1764 году. Смоленская церковь преобразована в приходскую.

Смоленская Корнилиевская церковь

Смоленская церковь. Около 1950 года

Смоленская церковь (позднее получила 2-ое наименование — Корнилиевская) построена на местности Борисоглебского Песоцкого монастыря на монастырские средства и на деньни доброхотных дателей в 1694—1705 годах Конструктор храма — Гаврило Севастьянов. В 1705 году в только-только возведённую церковь расположили мощи св. Корнилия Молчальника.

Архитектура церкви очень увлекательна: к трапезной пристроен келейный корпус. Над корпусом была колокольня, частью опирающаяся на стенку корпуса, а частью на его перекрытия.

Смоленская церковь — единственное сохранившееся строение Борисоглебского Песоцкого монастыря. После закрытия обители она служила приходским храмом. На чердаке придела Смоленской церкви размещался архив Переславского духовного правления.

После революции она не была закрыта и работала прямо до Величавой Российскей войны, а потом использовалась как склад и жилое помещение. Прямо до середины 1970-х годов тут проживали люди. 18 июля 1987 года около 15 часов колокольня обвалилась, и с того времени кельи разбираются на кирпич.

В 1996 году Смоленско-Корнилиевская церковь, а позже и мощи святого Корнилия были переданы Никольскому женскому монастырю. На данный момент церковь реставрируется. Монастырь, занятый постройками на собственной местности, не торопится приступать к трудоёмкой и ответственной реставрации Смоленской церкви, которая признана монументом архитектуры и, как следует, не может быть перестроена.

В округах монастыря

Никольский монастырь. Знаменская церковь. Рыбная слобода.

Смешная неурядица

В Переславле было два Борисоглебских монастыря: Надозёрный и Песоцкий. Есть мировоззрение, что к началу XVIII века эти Борисоглебские монастыри были одним монастырём. Эта версия непопулярна.

Литература

Борисоглебские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Православная мужская пустынь, поражающая архитектурным величием и живописностью здешней природы, основана в XIV столетии на берегу реки под названием Устье. На долю древней обители, вокруг которой растянулись гектары соснового бора, выпало множество тяжких испытаний, но она сумела их смиренно пережить. Сегодня к монастырю стекается большое количество православного люда, желающего участвовать в богослужениях и торжественных крестных шествиях. Здесь также действует музей-заповедник, где можно увидеть несколько интересных экспозиций.

История создания обители

Достоверных рукописных сведений о дате создания обители не сохранилось. По самой распространенной версии, основателем считают инока Феодора, пришедшего к берегам реки Устье из Новгородских земель. Через несколько лет компанию отшельнику составил преподобный Павел, получивший благословения от Сергия Радонежского. Два монаха стали первыми насельниками новообразованной обители.

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь в Ярославской области

  • В 1363 г. Ростовские территории посетил преподобный Сергий, распространявший христианское учение и стремящийся укрепить веру соотечественников в борьбе с неистовыми полчищами монголо-татарских войск. В этот период Русь укреплялась, и мудрый святитель хотел объединения княжеств. Крайне важной задачей становилось возведение монастырей-крепостей на границах родины.
  • Преподобные иноки Феодор и Павел встречались с Сергием Радонежским во время его визита в Ростов и смиренно просили о содействии в благоустройстве своей пустыни. Святитель выслушал пожелания и убедил князя Константина в том, что возведение и облагораживание обители — первостепенная задача для правителя, желающего сплочения народа и защиты от врагов. Просящие иноки убедились в том, что получат помощь. Святыми покровителями монастырского комплекса избрали чрезвычайно почитаемых святых заступников русских земель, чудотворцев Бориса и Глеба.
  • Географически Борисоглебская пустынь расположилась на северо-востоке набирающего силу Московского государства. Монастырский комплекс быстро развивался, росло число насельников и ремесленников, для которых воздвигли первые деревянные храмы и братские корпуса. Территорию обители обнесли высокой крепостной оградой, служившей в качестве оборонительного редута более сотни лет. На стену натыкались не только монголо-татарские захватчики, но и враги отечества, приходившие с запада (поляки и литовцы).
  • Новая обитель обрела славу, её стали посещать паломники с дальних уголков отечества. Сюда нередко наведывался преподобный Сергий, приложивший немало трудов для становления комплекса.

Интересно! В Борисоглебской пустыни был крещен сын Василия Темного Иван III, ставший великим князем и милосердным правителем всея Руси. Царь объединил значительную часть отечества вокруг центра, расположенного в Москве. Во время правления Ивана III Русь окончательно сбросила с себя оковы ордынского ига, длившееся два столетия; был принят официальный свод законов государства (Судебник); проводились реформы, послужившие основой для поместного землевладения.

Дальнейшая судьба

Правители Руси оказывали великое расположение Борисоглебской пустыни, предоставляя ей земельные объекты и даруя церковные реликвии. Благодаря добродетельным подаяниям правителей и помещиков, монастырь стал одним из крупнейших, ему принадлежало более 350 поселений.

Надвратная Сретенская церковь Борисоглебского монастыря

  • Именно здесь принял постриг бывший торговец Илья, ставший впоследствии преподобным Иринархом. Святитель вел отшельническую жизнь и до кончины не снимал с собственного тела тяжелые вериги, предназначенные для усмирения телесных страстей. Чтобы получить благословения великого аскета, в Борисоглебскую обитель приезжали видные представители Руси конца XVI — начала XVII вв. (М. Скопин-Шуйский, Д. Пожарский, К. Минин). Его чудотворные мощи хранятся в монастыре, которому он отдал большую часть жизни.
  • В XVIII столетии обитель процветала, никаких потрясений не происходило. Вокруг пустыни проводились пышные ярмарки, а также получали развитие ремесленные промыслы. Однако Екатерина II разрушила благоприятную обстановку и отняла большую часть монастырских владений в пользу своего фаворита. Распродавались и разворовывались реликвии и оставшиеся земли, благосостояние Борисоглебской пустыни подверглось большой угрозе. После подобных вмешательств обители так и не удалось восстановить прежнее величие.
  • В 1924 г. монастырский комплекс закрыли большевистские власти. В постройках организовали отделение исторического музея. Большинство икон уничтожалось, а колокола отправлялись на переплавку. Ценности, перевезенные в Третьяковскую галерею, благополучно спасли, но огромная часть церковной утвари была утрачена навсегда. Богослужения в храмах, несмотря на строгие запреты, совершались до 1928 г.
  • На территории монастырского комплекса учредили отдел милиции, почту, склады для зерновых и льна, кондитерский цех и сберегательную кассу. Благовещенский собор и настоятельские покои принадлежали музею, который на некоторое время закрывали. С 1961 г. в обители начались полноценные реставрационные работы, за счет чего удалось восстановить изначальный облик здешних построек.

В 1994 г. часть территории отдали во владение РПЦ, полноценная передача состоялась только в 2015 г.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.

Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.

Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

Другие монастыри в Ярославле:

  • Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле
  • Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле
  • Казанский женский монастырь в Ярославле

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.

Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.

Богослужение в Ростовском Борисоглебском монастыре

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *