Кто во время искушения обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы, и когда ты не думаешь, что труд твой угоден Богу, то сим приобретаешь себе помощь Божию, охраняющую тебя (авва Даниил).

Старец при поливании сада закрыл лицо свое куколем, чтобы ум не отвлекался через рассматривание деревьев от делания Божия…

Сидя в келье, мы боремся с помыслами страстными, греховными, а среди людей — с самыми страстями. Вот и выходит одно и то же, только в последнем случае борьба обширнее, живее, действительнее. В келье мы изучаем Слово Божие, а среди людей должен стараться исполнять его (игум. Арсения).

Диавол уловляет душу того, кто сам любит воспоминать о добрых делах своих, гордясь ими пред другими и пред самим собою, тем самым уже теряет свои заслуги пред Господом!.. И потому надобно вести себя так: когда обольщает нас мысль о богатстве наших добродетелей, тогда око ума нашего должно обратиться к обозрению своих греховных поступков и спасительно преклонять себя долу, имея в виду не то, что хорошего сделали, но то, что пренебрегли сделать или сделали худого (св. Григорий Двоеслов).

Нет пустее голов, занятых собою.

Когда идут мысли, выставляющие твои хорошие качества, тогда не медля говори покаянные слова мытаря, припоминая свои грехи, и искушение уничтожится.

Кающемуся грешнику надобно иметь великую осторожность и осмотрительность при воспоминании прежних своих грехов, чтобы вместо сокрушения и смирения не рождалось от сего воспоминания уныние или страстное услаждение.

Как необходимо свобода души, мысли и сердца от всякой суетной заботы о временном для всякого, кто ищет теснейшего сообщения с Господом.

Не должно держать в памяти неудовольствия на кого-нибудь.

Затворив двери комнаты своей, должно равно затворять уста и ум, чтобы не говорить и не мыслить о суетном и мирском, а заниматься духовным.

Мы должны обращать особенное внимание на внутреннее: побеждать худые мысли, недобрые чувства и расположения.

Должно нам непрестанно вычищать дом души и осматривать, не засело ли какое ядовитое животное: грешная мысль или злое расположение, обидчивость, уныние или что иное — и окуривать его молитвою, покаянием, богомыслием или чтением Слова Божия.

Если благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело: то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнять, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями…

Диавол тем которые бодрствуют, трезвятся и себе внимают, не только не вредит, но еще и пользует, не через свое произволение, которое есть злое, но по причине постоянства тех, которые злобу его в свою пользу обращают. Не от силы диавольской побеждаемся, а от своей слабости (свт. Иоанн Златоуст).

С кем бы то ни было: не любите и не медлите в непотребных разговорах… страшливых помыслов не будет.

Ведь нужно уклоняться от самых любезнейших, ежели их беседы уклоняют нас oт богомыслия и лишают мирного пребывания в Боге… Пусть всех оставят и возненавидят, если хотят, даже и своих домашних, только бы не лишиться одного вечного блага.

Познайте козни вражеские и коварства, когда на молитве или на чтении наносит разные мысли и предлагает работу, чтобы отвлечь и помрачить душу, просвещающуюся в молитве и чтении, или когда наводит уныние, дремоту и сон: примечайте сие и понуждайте себя (старец Георгий Затворник).

Чтения и молитвы не меняйте ни на какие другие труды; нужно разуметь козни хитрого врага и знать его коварство: иногда лукавый дух предлагает мысль, под видом благой, что нам надобно особенно заниматься ненужными трудами, а таким образом хочет лишить нас лучшего занятия — под предлогом смирения: но нищие духом познают бесовскую прелесть, молятся Господу и продолжают обогащаться чтением Божия Слова.

Есть такие духовные книги, от которых питается ум, не затрагивая чувств сердца, и тогда от чтения их мало пользы христианину в отношении очищения сердца от страстей и пристрастий.

Нехорошие книги под головой и во сне могут вызвать греховные мечты. Да вообще христианам нельзя иметь в своих жилищах ни антирелигиозной литературы, ни безнравственных книг.

Памяти смертной враг боится больше всего, больше молитвы, и все свое лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным (архиепископ Варлаам Вятский).

Те, которые идут к Богослужению покушавши, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заблаговременно заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ св. помыслов и св. ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не кушать перед Богослужением.

Когда будут приходить помыслы зависти, надо молиться: «От тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего» (преп. Амвросий Оптинский).

Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют трогать. А мы смирения не имеем, вот и терпим безчестия.

Не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословением, а не по своей воле, чтобы избегнуть тщеславия, через которое все потеряешь.

Хорошее дело — в молчании заниматься Божиими делами как: молиться, читать Божественное, размышлять о Боге, смерти, Царствии Небесном, о жизни Спасителя на земле и т.п., ибо муж мудрый хранит безмолвие. Но знай, что как скоро начнет кто-либо безмолствовать, тотчас приходит лукавый и отягчает душу унынием, малодушием и греховными и пустыми мыслями, отягчает тело усталостью, расслаблением колен и всех членов, расслаблением силы души и тела.

Люби пост, потому что без него нельзя избежать худых помыслов, а за помыслами — худых дел. Как можно чаще и внимательнее и дольше размышляй о смерти.

Тщательно Бог взирает на мысль твою… и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью — и тогда уготовляет тебе победу (преп. Макарий Великий).

Кто не любит уединения, безмолвия, тишины, тот не может наблюдать своего сердца, мыслей, слов, разговоров, и потому произвольно уклоняется от Царствия Небесного и увлекается в прелесть древния злобы. Следственно таковые внутренним словом не пользуются.

Когда ум не внимает словам молитвы, но занят пустыми помыслами и мечтаниями, тогда молитва скрадывается и уничтожается, а оскверняется она, когда во время ее ум, отвлекшись от молитвы, обратит внимание к греховным помыслам и мечтаниям, представленным врагом. Когда явится тебе помысл и мечтание греховное, нисколько не обращай внимания на них… и умоляй Бога о прогнании от тебя убийц твоих.

Как за злые мысли человек будет осужден, так за добрые будет награжден. Должно знать, что злые греховные помыслы приносит человеку враг его — диавол, а если человек не примет их, то за сие награждается от Бога, чему много есть примеров: св. Мария Египетская в продолжении семнадцати лет покаяния своего боролась с греховными помыслами и за сопротивление им достигла равноангельской чистоты.

Иногда одно презрение прогоняет невидимого врага, а сопротивление только размножает его и раздражает.

Если мысль во славу Божию, скажите ее — пусть и другие славят Бога. Если она в пользу или в утешение ближнему, скажите ее — пусть будет польза и утешение. Но если вы получите немирную мысль против ближнего, принесите в ней покаяние Богу, при помощи Его изгоните ее из своего сердца (митр. Филарет Московский).

Злые духи более боятся молитвы умственной, нежели словесной (но должно наедине читать вслух себе, чтобы мысли посторонние не перебивали) (игум. Вонифатий Киевский).

Отцы учат нас не останавливать мыслей наших на тех людях, которые занимают лучше нас положение, хотя по-видимому не больше (или не меньше) имеют на то права, но лучше смотреть на тех, которые не менее или и более нас имеют права на положение приятное, но находятся в более неприятном, нежели мы. Первое ведет к ропоту или зависти, а последнее располагает быть довольным положением нашим.

Нельзя все духовным заниматься: надо какое-нибудь нехлопотливое рукоделие иметь, только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна (свт. Феофан Затворник).

Помнится, еще покойный схиигумен о. Феодор рассказывал, как напал на него помысл юродствовать и несколько лет смущал его. — Да вот, слава Господу, избавил Он меня от этого искушения, заключил он свой рассказ.

Смотри прилежно, не вооружается ли на тебя гордый и тщеславный помысл, будто ты в служении ближним все прекрасно делаешь!… Отогнать ты его от себя ничем не можешь, как только безпрестанным самоукорением и уничижением самого себя (старец Назарий Валаамский).

…С каждою мыслию, доброю или недоброю, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце — спокойствие или безпокойствие, радости или скорби (св. Иоанн Кронштадтский).

Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу (св. Иоанн Кронштадтский).

Кто предается винопитию, тот не убежит навета помыслов.

В голове — толкучий рынок; так нельзя Богу молиться. Трудитесь над тем, чтобы сердце ваше было в каком-нибудь религиозном чувстве… Когда сердце в чувстве, помыслы не безпокоят и все ходят вокруг чувства… Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте (свт. Феофан Затворник).

Многие желали бы непременно на молитве создать для себя наперед тот или иной мысленный образ и Самого Божества. Святитель Феофан запрещает это. Он говорит: «Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть — есть близ, и все видит и слышит… Взывайте молитвенно, без всякого образа. Когда же размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется… сидящим на престоле или распятым. Но во время молитвы никаких образов держать не следует».

Поставьте себе законом, всякий раз, как приключится беда, т.е. нападение вражие в виде худого помысла или чувства, особенно когда помыслы не отступают, не ограничиваться одним отражением и несогласием, но присоединять к нему молитву, до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом (свт. Феофан Затворник).

Все должно делать с рассуждением. Делать сверх силы милостыню или что-либо другое — нерассудительно, потому что приводит впоследствии делающего к смущению, унынию и ропоту. Потому и богатый имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал.

Все демоны покушаются помрачить ум, а потом уже внушают, что им угодно. Ибо пока ум не смежит ока, не будет похищено сокровище. Демон же блуда гораздо более прочих старается о сем. Особенно он старается в борьбе с подвижниками и проводящими уединенную жизнь, употребляя всю хитрость, все коварство и все выдумки, чтобы нападать на них тем одним, что противоестественно, а не тем, что естественно… чтобы заслужили тем большее наказание (св. Иоанн Лествичник).

Какой толк (без доброй цели) разъезжать? Там все еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что? Кроме суеты, развлечения, пустых мыслей — ничего (свт. Феофан Затворник).

У людей, старающихся провожать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы: каждое мгновение жизни — война духовная (св. Иоанн Кронштадтский).

Старайся приходить в храм Божий к началу Богослужения и на пути к нему приготовляй себя через размышления о Божественном и более всего приводи на память себе свое недостоинство пред Богом; а на пути из храма Божия вспоминай, что там пели и читали, и особенно остановись мыслию на чтениях из Апостола и Евангелия.

Переходить в другое место (без важной причины) — эту мысль выкинь из головы: куда ты не пойди, то же и в другом месте будешь с твоим расположением к тоске духа твоего (преп. Амвросий Оптинский).

При решительном откровении пред старцем согрешений делами, словами и помышлениями, можно в один год преуспеть более, нежели при посредстве других подвигов, самых многотрудных, в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спасительного делания (свт. Игнатий Брянчанинов).

После принятия Св. Тайн старайся как можно долее размышлять о величестве сего Таинства и не вдруг устремляй твои мысли на обыкновенные твои занятия.

Неприязненность к худым, злым мыслям и чувствам — это сильное, неприятное врагу средство. К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и приражений его (свт. Феофан Затворник).

Когда кто поучается в Священном Писании, упражняется в псалмах и пении, пребывает в посте и бдении, непрестанно памятует о будущем, Царстве Небесном, о геенне огненной и о всех делах Божиих, тогда худые мысли уменьшаются и появляются реже. Когда же кто, напротив, занимается мирскими и плотскими делами и вдается в пустые и суетные беседы, тогда худые мысли умножаются.

См. раздел ДУХОВНАЯ БОРЬБА

  • Различение помыслов старец Сергий (Шевич)
  • О борьбе против помыслов старец Паисий Святогорец
  • Борьба с посторонними мыслями игумен Иларион (Алфеев)
  • О борьбе с помыслами прп. Нил Сорский
  • Исповедывание и борьба с греховными помыслами свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Невидимая брань прп. Никодим Святогорец
  • О различении помыслов свт. Феофан Затворник
  • Борьба с помыслами преп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Этапы проникновения греха в душу свящ. Константин Пархоменко
  • Борьба с помыслами свящ. Павел Гумеров

***

Борьба с по́мыслами одна из важнейших составляющих православно-аскетического делания, подразумевающая: 1) внимательное отношение христианина к своим внутренним помыслам, мыслям, желаниям; 2) молитвенное делание, включающее испрашивание у Бога прощения и помощи борьбе с греховным искушениями; 3) покаянный настрой; исповедь; 4) духовную брань против падших духов; 5) помощь пастыря, духовника; 6) аскетические подвиги, связанные с обузданием плоти (пост, бдение, богоугодный труд); 7) стяжание добродетелей.

Согласно учению свв. Отцов, греховные помыслы возникают в душе либо под воздействием падших духов, либо под воздействием внутренних противоестественных возбуждений души и/или тела (в том числе связанных с греховными страстями); либо при восприятии тех или иных объектов (явлений, ситуаций и пр.) видимого мира. Вовремя не отсеченные (не побежденные) греховные помыслы могут способствовать формированию решимости на грех и, как результат, совершению греха.

Святые отцы учат, что мысленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета – прилог; потом принятие его – сочетание; далее согласие с ним – сложение; за ним порабощение от него – пленение; и, наконец – страсть.

Задача человека – противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.

Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. «Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними», – учит святой Исаак Сирин. «Должно ли прекословить борющему нас помыслу? – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ. – Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их».

Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».

Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце, потому что вместо низких страстей «возобладало в нем другое, лучшее их вожделение» (св. Исаак Сирин). По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.

Борьба с помыслами есть часть душевного молитвенного (внутреннего) подвига христианина. У христианских подвижников (прежде всего в монастырях) эта борьба неразрывно связана с практикой умного делания – непрестанной молитвой Иисусовой.

***

См. ВНИМАНИЕ В МОЛИТВЕ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, ХРАНЕНИЕ УМА И СЕРДЦА, ИСИХАЗМ, ПОМЫСЕЛ, УМ, ОЧИЩЕНИЕ УМА, МОЛЧАНИЕ

Вопрос читателя:

Добрый день! Меня мучают навязчивые мысли совершенно разного характера. Например, как будто я прошу Бога о том, чего боюсь, проклятия и так далее. Мне очень стыдно и страшно, что Бог накажет меня и мысли сбудутся.

Была у психологов, они сказали, что игнорировать и всё. На исповеди священник тоже сказал не обращать внимания. Они мысли меня так достали, что я не могу их терпеть.
Раньше я за них извинялась и передумывала, теперь перестала, но просто как бы пропускаю через себя. Мне страшно за будущее своё и близких, не хочу обижать Бога. Что делать? Хочется жить и радоваться жизни, а в голове такой хаос…

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!
Дорогая Анна! Вы правильно делаете, что решили разобраться с этой ситуацией с мыслями, и нужно продолжать это делать.

Во-первых, постарайтесь ежедневно читать молитвы утром и вечером. Далее, на исповеди нужно бывать регулярно не реже раза в месяц, может быть, раз в две недели, исповедоваться и причащаться. Если Ваша проблема духовного характера, чтобы её решить, нужно начать вести регулярную, систематическую духовную жизнь. И каждый раз, от исповеди к исповеди, исповедуйтесь во всем, что считаете неправильным, не только в мыслях. Бог даст, получится начать справляться с этой напастью.

Далее, проблемы могут быть психологического и даже медицинского характера. Нужно либо искать других психологов, либо идти к этим же психологам и говорить, что мысли не проходят, игнорировать их не получается. Навязчивые мысли могут быть и просто какой-то временной вещью, и тут да, помогут молитвы, исповеди и игнорирование, отбрасывание этих мыслей. Но они могут свидетельствовать и о каких-то серьезных внутренних проблемах, может быть, депрессии, повышенной усталости (о чем-то худшем не будем говорить, вариантов масса). Нужно пройти обследование, тесты, которые покажут, что происходит сейчас с Вашим внутренним состоянием. Если будет нужно, проконсультируйтесь и с психиатром.
И далее, ни в коем случае не оставляя церковную жизнь, предпринять те меры по восстановлению нормального внутреннего состояния, которые посоветуют специалисты от медицины. Если будут сомнения — найдите еще одного психолога и проконсультируйтесь с ним. Если Вам непонятно, как действовать и как именно, например, игнорировать мысли либо этот метод не работает, не стесняйтесь спросить у психолога об этом и сказать, что Вам неясно, что и как делать, пусть проговорит с Вами пошаговую инструкцию и от встречи к встрече контролирует, как Вы с этим справляетесь, что получается или не получается и почему.

Не переживайте. Если мысли не Ваши, а просто приходят и Вы не можете их отразить, за сами мысли за Вами вины нет. Ваша ответственность — в том, принимаете Вы эти мысли или нет и что делаете для того, чтобы не принимать
Бог даст,получится с этой напастью справиться.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фотография на заставке: destino2003/Flickr/CC BY-ND 2.0

«Диавол не нападает на человека, если не испортит сперва его помысла. Ведь добрый помысл защищает человека, добрый помысл — это его «блиндаж». Помысл «слева» — это чужеродное тело, и человек должен постараться его отвергнуть. У каждого из нас есть силы на эту борьбу. Никто не может оправдаться тем, что слаб и не в силах бороться. Ведь это не кирка и не кувалда, которые человек не может поднять, потому что у него дрожат руки. Я не вижу ничего сложного в том, чтобы видеть всё в добром свете».

Преподобный Паисий Святогорец

«Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Если кто, набрав змей или скорпионов, вложит их в сосуд и залепит, то они скоро умрут; так и злые помышления, посеянные демонами, уничтожаются терпением».

Преподобный Пимен Великий

«В человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению удастся утвердиться, оно задерживает душу и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом».

Преподобный Макарий Египетский

«Ты хочешь владеть своей душой? Отовсюду приведи себя в безопасность, чтобы не погрязнуть в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани».

Преподобный Ефрем Сирин

«Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение и отогнал хульного духа. А если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было это искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и не получал просимого, ибо услышал: довольно для тебя благодати Моей (2 Кор. 12: 9). Некто из великих старцев часто говорил про себя: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял эти слова. Услышав это, ученик его спросил: «Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово?» Отец ответил: «Когда какой-либо злой помысел приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему, что не принимаю его, и тотчас злой помысел убегает и пропадает без вести»».

Святитель Димитрий Ростовский

«Ежели кто стоит против дурных мыслей, борется и подвизается, отвергая их, и не соизволяет им, и призывает на помощь Избавителя Своего Иисуса, и просит от Него избавления, тот мало-помалу от них избавляется. И душа, как тело от болезней, исцеляется от немощи своей и получает здоровье».

Святитель Тихон Задонский

«Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог или приражение помысла не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется, — к ним ли или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах будучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно чрез оные более смиряться».

Преподобный Макарий Оптинский

Подготовил Илья Алексеев

Вопрос духовнику обители

Вопрос: Как избавиться от злых, плохих, жестоких мыслей? Какие молитвы читать? Как спасаться от них? Я 5 лет мучаюсь и мучаю священников — по два листа мыслей на каждой исповеди, они устали это слушать. Все хотят спастись… а мне уже стыдно на исповедь приходить.

Ирина

Ответ: Во-первых, нельзя стыдиться идти на исповедь — это говорит о гордости. Во-вторых, от стражи утренния до нощи уповает Израиль на Господа (Пс.: 129: 6). Вот проснулись и внимательно помолились, попросили своими словами: «Господи, избавь меня от всех этих мыслей, от помыслов, которые не дают мне жить, которые мешают мне». И пытайтесь себя контролировать — что Вы думаете, какие мысли у Вас в голове, что приходит Вам на ум.

Если Вы научитесь не принимать плохие помыслы (а эти помыслы от дьявола), то Ваш ум будет находиться в относительной чистоте.

Видите, враг как-то нащупал Ваше слабое место, и Вы всё, что он Вам диктует, принимаете. Потом с этим боретесь, исповедуетесь, а мысли опять приходят, и это бесконечная история. Поэтому надо как-то взять себя в руки и стараться себя контролировать, дисциплинировать, переводить свой ум на высокие вещи. Вообще, постарайтесь научиться владеть своим умом, контролировать, что у Вас в голове. Это долгий путь, это непростое задание, но это необходимо. Вы же видите, как Вы страдаете, сколько неприятностей у Вас из-за этих помыслов, которые просто не дают жить. И каждый раз, приходя на исповедь, старайтесь говорить о том, что Вам мешают эти помыслы, просите помощи Божией. Вечером в вечерней молитве тоже подумайте, где, когда пропустили эти мысли, как-то расслабились, отвлеклись. Если это будет регулярно, ежедневно, то, я думаю, через полгода будет очень хороший положительный результат.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *